|
||||
|
87. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ Формирование знаний, навыков и умений протекает оптимально, когда строится на общих дидактических принципах с учетом особенностей содержания учебных дисциплин, групп обучаемых, индивидуальности отдельных из них и при использовании необходимых средств. Общая методика формирования знаний эффективна, если обеспечивает прежде всего глубину усвоения знаний. По этому показателю различаются: – «знания-узнавания» – информация, которую обучаемый плохо понимает, но по подсказке что-то помнит; – «знания-репродукция» – механическое усвоение знаний, зубрежка, сохраняющиеся в памяти, но воспроизводимые механически, при постановке дополнительных вопросов учащемуся обнаруживается, что должного понимания нет; – «знания-убеждения» – прочувствованное понимание, вера в истинность знаний, их ценность и значимость для себя. Они побуждают к соответствующим действиям и поступкам в жизни и профессиональной деятельности. Без превращений в убеждения «знание-понимание» формально для экзаменов; – «знания-применение» – понимание, почему, где, когда, в каких условиях, как их применять и что будет, если делать это неточно; – «знания-творчество» – самостоятельное углубление и обогащение обучающимся знаний, сделанные новые умозаключения, собственные выводы о связях с другими знаниями, месте и способах применения, о которых обучающемуся не говорили, но он догадался сам или вывел из собственного опыта, свободное использование знаний для самостоятельного решения каких-то новых для обучаемого проблем. Первые два вида знаний – явный «брак» в обучении. Методика ориентируется на их формирование, а в системе высшего образования усвоение доводится до творческого и проверяется с его учетом. Существует методика для правильного формирования знаний: – необходимо понимание обучающимся значимости усваиваемых знаний; – должно быть достигнуто усвоение научного значения каждого нового понятия, термина, вводимого педагогом при изучении предмета, дисциплины, курса; – для правильного усвоения знаний требуется ясность изложения, образность, убедительность, доказательность, эмоциональность; – нужна постоянная связь знаний с практикой. Методика будет эффективна, если обеспечивается усвоение отношений знаний, их взаимосвязь. Данное условие будет достижимо при выполнении следующих условий: – объявление основных вопросов темы в начале занятия; – четкое выделение перехода от одного вопроса к другому в ходе изложения («первый вопрос», «переход ко второму вопросу»); – алгоритмизация содержания отдельных объяснений и рекомендаций («есть три критерия оценки: первый^ второй^ третий^», «решение подобных задач осуществляется в несколько этапов^»); – подчеркивание связей излагаемого с ранее усвоенным материалом; – завершение изложения каждого вопроса выводами, обобщениями как основы перехода к последующему вопросу; – усвоение знаний должно сочетаться с активизацией и развитием мышления обучающегося; – необходимо превращение важнейших знаний в ценности поведенческой ориентации. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|