|
||||
|
72. ЦЕЛИ И УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Обучение – целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека. Обучение – относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Проблемное обучение – обучение, построенное на основе создания и использования проблемных ситуаций. Проблемное обучение – организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. Принцип проблемности реализуется в проблемном обучении как в содержании учебного материала, так и в процессе его развертывания в учебной деятельности. Сущность проблемного обучения заключается в том, что знания не даются как сведения, а получаются в процессе педагогической деятельности. В отличие от проблемного обучения, в традиционном у учащихся нет возможности самостоятельно вырабатывать умения и навыки в результате научного поиска, так как им даются для усвоения уже готовые знания, а для решения каких-либо проблем необходимо включать творческое мышление. В проблемном же обучении перенос шаблонов на практическое применение просто не эффективен. Проблемная ситуация – учебная ситуация, которая содержит в себе трудноразрешимый для ученика вопрос. Выделяют четыре главных условия успешного проблемного обучения: – обеспечение достаточной мотивацией, которая будет в состоянии вызвать интерес к содержанию проблемы; – должна быть обеспечена посильность работы на каждом этапе решения проблемы, другими словами, рациональное соотношение известного и неизвестного; – должна присутствовать значимость информации, которая будет получена при решении задачи для обучаемого; – необходима доброжелательная обстановка между учащимся и педагогом, последний должен с пониманием и вниманием, поощрением выслушивать все мысли, гипотезы, высказывания обучающегося. Рассмотрим психолого-педагогические цели проблемного обучения: – развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; – усвоение учащимися знаний, умений, навыков, которые они получили в ходе решения проблемы, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; – воспитание активной творческой личности учащегося, который будет уметь видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; – развитие профессионального проблемного мышления в каждой конкретной деятельности имеет свою специфику. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|