44. ДИДАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Существование дидактики определяется тем, что она должна ответить на следующие вопросы: кого учить? для чего учить? чему учить? как учить? И, конечно, на эти вопросы нельзя получить однозначного ответа. Наиболее сложным являются вопрос «как учить?», так как нет готового рецепта, одного алгоритма, правила обучения в связи с гибкостью и подвижностью учебного процесса, отдельных его элементов, индивидуальностью каждого ученика и т. д.

Дидактика, в свою очередь, предлагает понимание сути образования, раскрывает его закономерности, принципы, подходы, систему принципов и методов обучения, реализацию поставленной задачи.

Те знания, которые дает дидактика, помогают преподавателю проанализировать зависимости, которые обеспечивают ход и результат процесса обучения, контролируют закономерности обучения, методы, формы, средства обучения, а также являются эффективными для осуществления качественной подготовки специалистов.

Именно знание дидактики, а также применение этих знаний на практике формирует педагогическое мастерство учителя. Роль дидактики в деятельности преподавателя имеет разные трактовки. Одни полагают, что те знания, которые дает дидактика, должны подготовить учителя к строительству учебного процесса. У других совсем обратное мнение, они утверждают, что знания, которые несет дидактика, ограничивают творческую самостоятельность преподавателя. С этим утверждением можно согласиться, так как учителю необходимо решать различные ситуации при подготовке будущих специалистов. Возникает вопрос: что же такое педагогическое творчество? Как можно сочетать требования учебных программ и творческий подход? Что необходимо для того, чтобы труд преподавателя стал творческим в полном смысле этого слова?

Для того чтобы точно ответить на эти вопросы, сначала надо выяснить, что такое творчество и мастерство. Мы знаем, что способность к творчеству подразумевает объединение общих и специальных способностей, вследствие чего рождается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.

А вот творчество – не что иное, как результат индивидуального труда.

В результате многолетних поисков педагог накапливает интересные факты педагогической работы. По мнению К.Д. Ушинского, что педагогическая опытность заключается не только в накопленных фактах, так как, если эти факты только остаются фактами, они не дают преподавателю педагогической опытности. В свою очередь, просто изучение педагогического опыта других преподавателей может не дать результата или даже отрицательного результата, так как даже из самого уникального опыта без знания объективных закономерностей педагогического процесса можно получить неизвестный результат. Конечно, изучение педагогического опыта других педагогов необходимо, но недостаточно для развития творчества преподавателя.

Подводя итог, можно сказать, что самый надежный способ совершенствования педагогического мастерства заключается в переработке своего опыта преподавателем и, конечно, обобщении знаний, которые дает нам дидактика.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх