|
||||
|
42. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВЫСШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Для лучшего функционирования средней и высшей школы существуют дидактические принципы, направленные на достижение совершенства педагогического процесса. Рассмотрим современные дидактические принципы высшей и средней школы: развивающее и воспитывающее обучение; научность, доступность изучаемого материала, посильная трудность; под руководящей ролью преподавателя должна быть сознательная и творческая активность учащихся; наглядность и развитие творческого мышления; системность и систематичность обучения; переход от обучения к самообразованию; должна быть связь учебного процесса с жизнью и профессиональной деятельностью учащегося; развитие познавательных способностей учащихся, что повлечет за собой прочность результатов обучения; должен быть положительный эмоциональный фон обучения для лучшего продвижения педагогического процесса; педагог должен учитывать индивидуальные способности учащихся, а также коллективный характер обучения; должна присутствовать гуманизация и гуманитаризация обучения; компьютеризация обучения; интегративность обучения, обязательный учет межпредметных связей; в обучении должны присутствовать инновационные виды учебной деятельности. Выделим наиболее важные дидактические принципы: обучение должно быть научным, а также иметь мировоззренческую направленность; обучение должно характеризироваться проблематичностью; обучение должно быть наглядным; обучение должно быть активным и сознательным; обучение должно быть доступным; обучение должно быть систематическим и последовательным; в ходе учебного процесса необходимо соблюдать единство образования, развития и воспитания учащихся. В 60-70-е гг. Л.В. Занков сформулировал новые дидактические принципы. Рассмотрим их: обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности; в обучении необходимо изучать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями. Для выявления специфических особенностей высшей школы выделяют дидактические принципы обучения, которые характеризуют именно этот вид деятельности: обеспечение единства научной и учебной деятельности студентов; профессиональная мобильность; профессиональная направленность; проблем-ность учебного процесса; эмоциональность и мажорность всего процесса обучения. В последнее время выделяют отдельно принципы высшей школы, которые систематизируют все ранее известные принципы. Рассмотрим их подробнее: – ориентирование высших учебных заведений на развитие личности будущего, рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалиста; – содержание вузовского образования должно соответствовать современным, прогнозируемым тенденциям развития науки и техники, а также производства и технологий; – оптимальное сочетание общих, групповых, индивидуальных форм организации учебного процесса; – соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются к конкретной сфере их профессиональной деятельности. Таким образом, современные дидактические принципы обучения в средних и высших школах направлены на получение знаний, умений и навыков при комфортном учебном процессе. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|