|
||||
|
43. ЗООПСИХОЛОГИЯ Зоопсихология – это отрасль психологии, изучающая психику животных, ее проявления, происхождение и развитие. Сравнительная психология – отрасль знаний, имеющая своим объектом сопоставление различных ступеней психического развития в эволюционном ряду. Активный научный интерес пробудило к ней дарвиновское учение. Наряду с классической работой «Выражение эмоций у животных и человека» (1872) Дарвин написал насыщенный фактами и идеями этюд «Инстинкт», а также «Биографический очерк одного ребенка» (1877), ставший важной вехой в изучении детского поведения. Дарвиновские работы стали для психологии основополагающими в нескольких аспектах. Они реализовывали объективный метод применительно к биопсихическим феноменам в форме наблюдения, а не эксперимента. Но наблюдение естествоиспытателя может не уступать другим приемам исследования, о чем свидетельствовал триумф самого дарвиновского учения. Используя метод объективного наблюдения, Дарвин тщательно проанализировал, опираясь на обширный запас фактов, многообразие выразительных движений у человека и животных и пришел к выводам об общем механизме их происхождения. Идея развития психики в различных вариантах существовала до Дарвина. Он доказал, что психическое у человека – лишь одно из ответвлений общего эволюционного древа. Это и стимулировало подъем сравнительной психологии. Последователи Дарвина повсеместно искали то, что соединяет человека с органическим миром. Первым обратился к задаче сравнения психики животного и психики человека друг и сподвижник Дарвина Джон Романес (1848–1894), чье сочинение «Интеллект животных» (1882) приобрело большую популярность. Романес выступал как натуралист, стремившийся утвердить преемственность и единство психики на протяжении всего эволюционного процесса и вовсе не игнорировавший различия между отдельными циклами и вариантами этого процесса. Зоопсихологи стали широко использовать психологические понятия, не прошедшие естественно-научной проверки. Биологи незамедлительно отреагировали на это двумя направлениями. Оба направления существенно укрепили объективный метод изучения поведения в противовес субъективному. Одно возглавил Жак Леб, другое – Конви Ллойд-Морган. Ллойд-Морган (1852–1936), профессор зоологии и геологии в Бристоле, сыграл важную роль в укреплении престижа сравнительной психологии. Он выдвинул «закон экономии», согласно которому недопустимо объяснять поведение исходя из более высокой психической способности, если оно может быть объяснено способностью, стоящей ниже в эволюционно-психологической шкале. Леб (1859–1924) представлял механистическое направление. Задача, которую решал Леб, состояла в том, чтобы объяснить исходя из принципа машино-образности приспособительную деятельность живых существ, их способность изменять поведение. За исходное он брал саму физико-химическую среду, силовые воздействия которой определяют, направляют и преобразуют эту конструкцию. Идея единства всего органического мира привела к открытию такой фундаментальной формы жизни, по отношению к которой все остальные являются производными. Ее Леб обозначил термином «тропизм». В 80-е гг. Леб проводит ряд биологических исследований, давших фактическое обоснование теории тропизмов. Тропизм по своей структуре напоминает рефлекс, поскольку представляет закономерную и неотвратимую реакцию живого на внешнее воздействие. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|