|
||||
|
УРОК 7 Теория психологического программирования Сегодня мы рассмотрим очень важные вопросы: мы поговорим о курении и употреблении алкоголя. Обычно, когда я говорю на своих занятиях по коррекции зрения об алкоголе и табаке, некоторые из моих учеников удивляются: «Зачем нам это нужно?» Однако если ты хочешь иметь хорошее зрение, то трезвость и отказ от вредных привычек должны стать для тебя нормой. К сожалению, запрограммированность на вредные привычки начинает формироваться с детства. Вот, например, проблема алкоголизма. С чего она начинается? Со знакомства со спиртным, а потом и с постановки своеобразного «якоря». В жизни каждого из нас встречаются такие «якорьки» – случаи, которые очень хорошо запоминаются. Новый год, красивая елка, подарки. Это всегда запоминается, особенно, если подарок – долгожданный. И вот маленький ребенок, вдоволь нарадовавшись, входит в комнату, где взрослые... Правильно, «хлопают» шампанским, открывают водку и пьют за «счастье в новом году». Несколько таких случаев, и возникает стойкое убеждение – без спиртного никуда. А потом появляется привычка пить по каждому поводу. Так что первое, что нужно сделать, чтобы человек перестал пить, – снять установку. Снять программу, убрать «якорь», которым «цепляются» вредные привычки. Именно так и действуют врачи-наркологи. А как вы думаете, почему так много молодых людей курят? Потому что полагают, что сигарета – это элемент общения, средство для снятия стресса. Конечно, на самом деле общению она вовсе не помогает, да и никакой стресс не снимет, но люди почему-то уверены в обратном. Сигарета всего лишь занимает руки в беседе. А иллюзия снятия стресса наступает лишь потому, что с помощью никотина и синильной кислоты, которая находится в сигаретном дыме, блокируются нервные окончания, и человек неадекватно реагирует на окружающую действительность. Зато количество адреналина в крови (адреналин – показатель стресса) резко подскакивает. То есть объективно стресс есть, а субъективно человек его не чувствует. Так что зависимость от табака, алкоголя, наркотиков имеет не столько физиологическую, сколько психологическую природу. Точно так же, как и зависимость от очков. Однако любой курильщик, алкоголик или очкарик всегда найдет себе оправдание. Алиби курильщика Курить вредно – это вам скажет любой некурящий. А я курю и ничуть об этом не жалею. Я, правда, кашляю, чихаю и сморкаюсь. Хромаю. Хватаюсь за сердце, почки, печень и селезенку. Я не сплю по ночам и засыпаю днем на ходу. У меня выпадают волосы и зубы, трясутся руки, подгибаются ноги, кружится голова и слезятся глаза. Я желтею, синею, краснею, зеленею. Я потею, бледнею, сиплю, хриплю. У меня астма, ревматизм, язва, бронхит, конъюнктивит, геморрой, гастрит, гипертония. Я слепну, худею и седею. Меня шатает, мотает, бросает, спотыкает, волокет, вращает, заносит и загибает. Во мне что-то свистит, трещит, звенит, урчит и грохочет. Ученые говорят: капля никотина убивает лошадь. Переучились, наверное. Где это, интересно, они видели курящих лошадей? Через меня не то что капля – лужа никотина пропущена. Но со мной ничего не случилось. И учтите, любая лошадь, даже некурящая, живет до 18 лет, а мне уже 19. Влияние алкоголя и табака на здоровье А сейчас, дорогой читатель, рассмотрим механизм воздействия алкоголя и табака на человека. Никотин и алкоголь – это наркотические вещества. Наркотики – яды, которые действуют на нервную систему. Они нарушают нормальную работу клеток коры головного мозга. Систематическое курение вызывает в этих клетках возбуждение, что приводит к их быстрому утомлению и истощению. У курящих людей слабеет память, внимание, снижается работоспособность. Курение вызывает бессонницу, головную боль, раздражительность и вспыльчивость. Алкоголь отравляет весь организм. В первую очередь от него страдают нервные клетки головного мозга. Алкоголь нарушает их работу, что приводит к изменению поведения человека. Даже незначительное количество алкоголя сказывается на работоспособности, остроте зрения, нарушает координацию движения, приводит к потере самоконтроля. А систематическое употребление алкоголя приводит к болезни – алкоголизму, в результате которого резко снижаются умственные способности и развиваются заболевания внутренних органов. Зрение и телевидение Дорогой мой соратник, наверное, не раз в своей жизни тебе было жаль времени, проведенного перед телевизором. Не раз телевизор оказывался для тебя ловушкой, не раз из-за него ты был в хроническом цейтноте. Сейчас во многих домах этот «ящик для идиотов» стоит чуть ли не в каждой комнате. Может быть, тебе, читатель, покажется слишком обидным такое название телевизора, но поверь, я не хотел тебя обидеть. Это народная мудрость так его окрестила. И думаю, соратник, ты скоро согласишься со мной. Когда появились первые телевизоры, многие считали, что произойдет информационный взрыв. Впрочем, в первое время, возможно, так и было. Но с развитием телевидения, появлением новых телеканалов и усилением конкуренции информационные программы стали все больше вытесняться развлекательными. И в результате, как показало тестирование, проведенное немецким журналом «Шпигель» еще в 1994 году, чем больше человек смотрит телевизор, тем меньше он знает. Мы уже говорили, что теория зрения как фотографического процесса, выработанная еще в XIX веке, оказалась несостоятельной. Было проведено немало сложнейших хирургических операций, прежде чем это поняли. Слепые, получившие в результате операции глаза со всеми нервами и мышцами, не видели ничего, кроме расплывчатых цветовых пятен. Не помогали никакие упражнения. Некоторые оперированные, отчаявшись, покончили с собой. А все потому, что наше зрение – не пассивный, а активный процесс. То, что видит человек, – это не фотография, а образ, созданный при его активном участии. Люди смотрят на одно, но видят разное. Невольно вспоминаются стихи: В одно окно смотрели двое. Можно сказать, что способность видеть определяется знаниями человека и его индивидуальностью. Большинство телезрителей не видит разницы между телевизионным изображением и реальностью. Но это роковая ошибка. Электронно-лучевые трубки, применяемые в телевизорах, не могут создать настоящую картину. Глаз не в состоянии двигаться со скоростью электронного луча – 13 миллионов точек в секунду. Мозаичный кадр, нарисованный лучом, попадает на сетчатку глаза быстрее, чем глаз зафиксирует образ на экране. У глаза пропадает необходимость двигаться. Взгляд становится застывшим, поскольку собственная активность глаз в значительной степени отключена. Полностью прекращаются и аккомодационные движения, изменяющие угол оптических осей глаз. Весьма оживленная в обычной жизни работа глаз становится ненужной и почти целиком сменяется пассивностью. Взгляд цепенеет, превращаясь в знакомый всем «телевзгляд». Потому и назвала народная мудрость этот прибор «ящиком для идиотов». Заметно сужается диаметр зрачков, которые являются своеобразным индикатором бодрствующего сознания. Оказывается весьма небольшим и поле зрения – всего 6-7 градусов вместо 200 при обычной работе глаза. Даже при чтении книги поле зрения – более 30 градусов. Оцепенение глаз передается всему телу, не случайно даже самые непоседливые ребятишки часами сидят перед телевизором неподвижно. Пассивными становятся не одни глаза, но и мышцы, утрачивается воля. А потеря воли ведет к деградации личности. Так что думай, соратник, надо ли тебе и твоим детям не по одному часу в день проводить перед телевизором. Это удобно, конечно, для некоторых родителей, но, по наблюдениям немецких ученых, интеллект детишек, много времени проводящих перед телевизором, значительно снижается. Человек, воткнувшийся в экран, находится под чарами потока образов, текущих на сетчатку. У него безвольный пустой взгляд. Он находится в состоянии, близком к гипнотическому, он подчинен чужой воле, противиться которой просто не может. Оцепеневший взгляд привязан к экрану, словно марионетка. Человек идет туда, куда его ведут. Не надо даже голову поворачивать. К слову сказать, есть смысл задуматься и о том, почему, например, такой успех имеет пивная реклама. Ее агрессивному беспредельному цинизму мозг не способен оказать сопротивление. Многократно повторенная программа поведения становится законом, и никакие увещевания родителей и педагогов не могут ей противостоять. Пивнюков-алкоголиков, и детей, и взрослых, становится все больше, а производители и продавцы пивного пойла все больше жиреют. Несколько лет назад достоянием общественности США стал факт, что распространяющееся подобно эпидемии ожирение детей и подростков напрямую зависит от количества проведенных у телевизора часов. Никто и представить себе не мог, что расход энергии человека при включении телевизора так резко уменьшается. Снижение основного обмена оказалось равным 14 %. За проведенный перед телевизором вечер в зрителе сжигается значительно меньше энергии, чем при абсолютном безделье! А ведь некоторые зрители во время просмотра телепередачи любят перекусить, съесть что-нибудь вкусненькое, сладенькое, калорийненькое. А потом удивляются: и что это я полнею, как на дрожжах? Для многих телевизор становится своеобразным наркотиком, без которого они, как им кажется, не могут жить. И не зря, наверное, некоторых людей их близкие называют телеманами. Некоторые даже засыпают при включенном телевизоре. Телемания – не просто метафора, это явное нарушение психики. Нельзя не учитывать и резких изменений планов, и неожиданных смен сцен, что способствует выбросу в кровь адреналина и кортизола – гормонов, выбрасываемых надпочечниками в стрессовой ситуации. При просмотре боевиков, криминальных сериалов, которыми явно перенасыщено наше телевидение, выброс кортизола превышает все допустимые нормы, организм оказывается в неосознаваемом стрессовом состоянии. А стрессы, как известно, сегодня являются главной причиной множества «цивилизованных» болезней. Немецкие исследователи доказали, что телевидение незаметно управляет мыслями и является отличным инструментом манипулирования сознанием и эмоциями зрителей. Впрочем, это и без очков видно каждому, особенно в дни предвыборных компаний. С телевизионного экрана выплескивается множество криминальных картин, сцен насилия, разврата, убийств, грабежей. По некоторым исследованиям, до своего совершеннолетия ребенок успевает увидеть от 40 до 200 тысяч сцен убийств и других преступлений. У телезрителя создается впечатление, что он живет в мире, полном опасности и зла, у него растет ощущение угрозы, в душе воцаряются страх и недоверие. «Специфическая логика этой ориентации на аномальное состоит в том, что с ее помощью все аномальное практически становится нормальным, предстает правилом – тем самым действительность переворачивается с ног на голову», – пишет исследователь этой проблемы Клаус Ойрих. Ясно же, например, что пьянство – это аномалия, но даже девчушки и пацанчики, сосущие алкогольную жидкость в людном месте, в автобусе, в трамвае, не вызывают возмущения, а взрослый человек, отказывающийся выпить «за компанию», рискует прослыть больным, ненормальным. Да и преступления не только на экране, но и в жизни перестали быть аномалией: каждый день в телевизионной криминальной хронике взрослые и дети могут лицезреть их десятками, сотнями... Деградирует и культура чтения. Во многих западных странах, особенно в США, не только книги, но и газеты читают все меньше и меньше. Наблюдается упадок владения речью, особенно у детей и подростков. Для них телевидение особенно опасно. Растет безграмотность. Чем больше дети смотрят телевизор, тем слабее их речевые навыки и школьная успеваемость. Под угрозой оказывается все развитие ребенка. Обездвиженный и избалованный нянькой – телевизором, он будет молчать и, взрослея, все больше превращаться в безропотного зомби. Понятно, что многократные сцены телевизионного насилия не делают детей добрее и человечнее, но и все остальные негативные факторы отражаются на них с большей силой. Дети еще не научились критически осмысливать идущую с экрана информацию, они принимают ее буквально. Известные американские исследователи Дороти и Джером Сингер, длительное время изучавшие влияние телевидения на детей, пишут: «Фактически наши исследования четко показали, что дети, часто пользующиеся телевизором, подвержены серьезному риску остаться без глубоких знаний о мире; они хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребенок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни[1]». Так хочется, читатель, чтобы тебе и твоим детям эта информация помогла правильно относиться к телевизору! А если уж очень хочется посмотреть какую-то передачу, то почаще используй пальминг-ладонник, максимально задействуя слуховой канал. Говорят, информирован – значит, вооружен. Теперь, соратник, ты вооружен! Действуй! Гимн оптималистов А сейчас почитаем дневнички.
* * *
Упражнения для восстановления центральной фиксации Что необходимо для занятия? 1. ОМ-карта (рис. 6). 2. Любой текст. 3. Немного свободного времени. Центральная фиксация – это способность лучше видеть то, на что вы смотрите, чем то, что вокруг. Очкарики из-за постоянного напряжения центральной части сетчатки не могут достаточно четко воспринимать образы. Люди с дефектами зрения лучше видят боковым зрением, чем центральным. Эти упражнения помогут тебе восстановить нормальное зрение. Работа с ОМ-картой Внимательно посмотри на ОМ-карту (рис. 6). Останови взгляд на какой-то одной детали. А теперь начни «выкидывать» из своего поля зрения все остальные, «не твои», детали, отчего деталь, которую ты решил сделать главной, будет становиться все ярче и ярче, даже белое поле вокруг нее скоро покажется более белым. А выделенная тобой часть должна стать более черной. Сделай пальминг, расслабь глаза, немного отдохни и снова «зацепись» взглядом за ту же самую деталь рисунка. Рис. 6 Это упражнение научит глаз выделять в предмете главное. Работа с текстами Посмотри на какую-нибудь строку в книге, задержи взгляд на одном слове в центре строки. Затем закрой глаза и представь, что ты видишь это слово четче и яснее, чем остальные слова в строке, пусть они покажутся размытыми. Открой глаза, посмотри на слово и повтори все сначала. Выполни упражнение 5 раз, и ты заметишь, что слово, когда ты на него смотришь, становится все более четким. Это верный признак восстановления зрения. По мере улучшения зрения вместо слова выбирай часть слова. Выбирай более короткие слова, пока не дойдешь до односложных слов. Когда ты сможешь четко представить одну букву в двухбуквенном слове, а оставшаяся буква будет размытой и неопределенной, тогда центральная фиксация достигнута. Не забудь выполнить базовые упражнения! Из дневничков
* * *
Настрой Расслабься, закрой глазки, полностью освободи голову от мыслей и про себя от первого лица произнеси ключевые формулы настроя на работу (настрой 7). НАСТРОЙ 7 Руки в замок, выверни замок, напрягись всем телом, сделай глубокий вдох. Сбрось напряжение. Еще раз: глубокий вдох, напряжение и сброс. Расслабься. До завтра! Полезные рецепты 1. В спелом яблоке наполовину вырежь сердцевину, налей внутрь жидкий мед. Большой иглой сделай 3 дырочки с другой стороны яблока и поставь его на стакан так, чтобы сок вытекал из дырочек. Когда сок набежит в стакан, закапывай его в глаза несколько раз в день. Каждый день бери новое яблоко (старое можно съесть). Через 2—3 месяца ты будешь читать газеты и смотреть телевизор без очков. 2. От усталости и воспаления глаз помогают примочки из шалфея, ромашки или укропа. 0,5 чайной ложки любой из трав залей на 15 минут 0,5 л кипятка и процеди. Половину настоя остуди в холодильнике, а вторую половину перед процедурой подогрей. Потом попеременно накладывай горячие и холодные смоченные в настое ватные тампончики на закрытые веки в течение 10 минут. Глазам после таких процедур станет гораздо легче. 3. Этот монгольский рецепт поможет не только при катаракте и близорукости, но и избавит от шейного остеохондроза. Смешай 1 чайную ложку неочищенной крупнозернистой поваренной соли и 2 столовых ложки нерафинированного оливкового масла до образования однородной массы и накладывай ее на шейные позвонки, энергично массируя их руками. Массаж должен продолжаться 20 минут, после чего остатки соли смывают влажной тряпкой. 3—5 дней подобных процедур приводят к радикальному улучшению зрения. 4. Смешай 1 столовую ложку сока одуванчика, 1 столовую ложку сока репчатого лука и 1 неполную столовую ложку свежего пчелиного меда. Настаивай в темном месте 3 часа. Используй средство в качестве мази 2 раза в день. Это средство предотвращает развитие катаракты. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|