|
||||
|
Приложение 1. МЕНЕЕ НАДЁЖНЫЕ СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ «АНТИЧНОЙ» И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИЕЙ1. СМУТНЫЕ СЛЕДЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ИСТОРИИ ХРИСТА В БИОГРАФИИ ЦИЦЕРОНАВ главе 1 мы показали, что часть «античной» биографии Цицерона является отражением евангельской истории Иоанна Крестителя. Вспомним, что Иоанн Креститель был не только современником, но и сподвижником Христа. Следовательно, не исключено, что некоторые свидетельства о Христе могли также попасть в плутархову биографию Цицерона. Повторим, что текст Плутарха достаточно поздний и в значительной степени состоит из хаотически перемешанных осколков подлинной истории XII – XIII веков. По-видимому, некоторые сведения о последних днях жизни Христа действительно вошли в биографию Цицерона. Хотя и в искажённом виде. Мы кратко наметим здесь обнаруженное соответствие. В рассматриваемом ниже фрагменте «Жизнеописаний» Плутарха оно выглядит так. 1) «Античный» Цицерон частично соответствует Христу. 2) Цезарь младший частично соответствует Понтию Пилату. 3) Антоний здесь частично является как бы собирательным образом иудейских первосвященников, настаивавших на казни Христа. 1.1. Понтий Пилат под давлением иудейских первосвященников соглашается отдать Христа на казнь. Тема обменаВот что рассказывает Плутарх о последних днях жизни Цицерона. Антоний, Цезарь младший (будущий Август) и Лепид захватили власть в Риме и образовали триумвират. «Составили они и список осуждённых на смерть, включив в него больше двухсот человек. САМЫЙ ОЖЕСТОЧЁННЫЙ РАЗДОР МЕЖДУ НИМИ ВЫЗВАЛО ИМЯ ЦИЦЕРОНА: АНТОНИЙ НЕПРЕКЛОННО ТРЕБОВАЛ ЕГО КАЗНИ, ОТВЕРГАЯ В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ КАКИЕ БЫ ТО НИ БЫЛО ПЕРЕГОВОРЫ, Лепид поддерживал Антония, А ЦЕЗАРЬ СПОРИЛ С ОБОИМИ. ТАЙНОЕ СОВЕЩАНИЕ происходило близ города Бононии… и продолжалось три дня. Рассказывают, что ПЕРВЫЕ ДВА ДНЯ ЦЕЗАРЬ ОТСТАИВАЛ ЦИЦЕРОНА, А НА ТРЕТИЙ СДАЛСЯ И ВЫДАЛ ЕГО ВРАГАМ. Взаимные уступки были таковы: Цезарь жертвовал Цицероном, Лепид – своим братом Павлом, Антоний – Луцием Цезарем… Так, обуянные гневом и лютой злобой, они забыли обо всём человеческом» [108], т. 3, с. 187 – 188. Здесь проступают следующие элементы евангельской истории. 1) Враги Христа собираются на ТАЙНОЕ СОВЕЩАНИЕ, куда приходит Иуда и предлагает им предать Христа. После пленения Иисуса, его судьбу решают Понтий Пилат и иудейские первосвященники. Понтий Пилат КОЛЕБЛЕТСЯ, не желая отдавать Христа на смерть. Однако первосвященники категорически НАСТАИВАЮТ на казни Иисуса и возбуждают народ, чтобы тот требовал от Пилата предать Иисуса на смерть. В итоге Пилат СОГЛАШАЕТСЯ (Марк 15). Аналогичная картина разворачивается и в «античном» Риме. Происходит ТАЙНОЕ СОВЕЩАНИЕ, на котором, в частности, решается судьба Цицерона. Антоний и Лепид упорно требуют казни Цицерона. Цезарь-младший, бывший его другом и соратником, первые два дня сопротивляется нажиму, но на третий день в конце концов соглашается и «сдаёт» Цицерона. 2) Согласно Евангелиям, вместе с Христом на казнь были осуждены ещё два «разбойника» (Марк 15:27). Таким образом, на Голгофе рядом были распяты ТРИ ЧЕЛОВЕКА. Плутарх же сообщает, что хотя проскрипционные списки были весьма обширны, однако напряжённые переговоры триумвиров вращались, в основном, вокруг судьбы ТРЁХ ЧЕЛОВЕК: Цицерона, Павла и Луция Цезаря. В результате взаимных уступок Цезарь младший «сдал» Цицерона, Антоний «сдал» Луция Цезаря, а Лепид отдал на смерть брата Павла. Таким образом, «главных разбойников», вокруг которых развернулся особо жаркий спор, и здесь тоже было ТРОЕ. Центральным персонажем, ясное дело, был Цицерон – знаменитый оратор, консул, глава республиканской партии, занимавший в разное время ведущие должности в Риме. Именно его смерть далее подробно обсуждается Плутархом. Евангелия тоже основное внимание уделяют обстоятельствам казни Христа и лишь вскользь упоминают о казни двух «разбойников», даже не сообщая их имён. Тот факт, что их звали Гистас (Гестас) и Дисмас (Лимас), приводится в так называемых апокрифах. См. также [156], с. 110. 3) Как в Евангелиях, так и у «античных» римских авторов, в данном сюжете отчётливо звучит тема ОБМЕНА. Как мы уже отметили, Цезарь младший, Антоний и Лепид как бы ОБМЕНИВАЮТСЯ своими прежними соратниками, выдавая их на смерть по требованию друг друга. А Евангелия сообщают, что Понтий Пилат предлагал «обменять» Иисуса на разбойника Варраву. А именно, он хотел отпустить Иисуса и казнить вместо него Варраву. Однако иудеи воспротивились такому предложению и Пилату пришлось отдать Иисуса на казнь (Матфей 27:15-24). 4) Как мы отмечали в главе 1, Иисуса называли первосвященником. Про Цицерона сообщается, что он был АВГУРОМ, то есть римским жрецом, священником. «После смерти молодого Красса… Цицерон занял его место СРЕДИ ЖРЕЦОВ, КОТОРЫХ РИМЛЯНЕ ЗОВУТ АВГУРАМИ» [108], т. 3, с. 180. Кроме того, и сын Цицерона (Цицерон-младший) тоже был авгуром. Сообщается, что Цезарь-младший «назначил Цицерона-младшего АВГУРОМ, а вскоре после этого консулом» [6], с. 648. 1.2. Неудачное бегство Андроника-Христа на корабле по морю, возвращение и ночь в Гефсиманском садуВернёмся к рассказу Плутарха. Узнав о том, что он объявлен вне закона, Цицерон решает спасаться бегством. «Цицерон прибыл в Астуру и, найдя судно, тотчас поднялся на борт. С попутным ветром они плыли вдоль берега до Цирцея. Кормчие хотели, не задерживаясь, продолжать путь, но Цицерон, то ли испытывая страх перед морем, то ли не до конца ещё изверившись в Цезаре, высадился и прошёл около ста стадиев по направлению к Риму. Затем он передумал и, не найдя себе места от тревоги, вернулся к морю, в Астуру. ТАМ ОН ПРОВЁЛ НОЧЬ В ТЯЖКИХ ДУМАХ И БЕЗЫСХОДНОЙ ТОСКЕ… ПЕРЕБИРАЯ И ОТБРАСЫВАЯ ОДНО ЗА ДРУГИМ СБИВЧИВЫЕ, ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ РЕШЕНИЯ, он велел, наконец, рабам морем доставить его в Кайету, подле которой находилось одно из его имений – замечательное прибежище от летнего зноя» [108], т. 3, с. 188. Аппиан Александрийский выражается более определённо: «ВО ВРЕМЯ БЕГСТВА НА ЛОДКЕ ОН (Цицерон. – Авт.) НЕ ВЫНЕС НЕПРИЯТНОСТЕЙ КАЧКИ и, велев причалить у собственной виллы вблизи италийского города Капуи… НЕ ДВИГАЛСЯ С МЕСТА» [6], с. 630. В книге «Царь Славян» мы указали соответствующий сюжет из биографии Андроника-Христа. Он пытается спастись бегством из охваченного мятежом Царь-Града, но разыгравшаяся буря помешала этому и корабль повернул назад. Высадившись на берег, Андроник провёл неспокойную ночь, затем вскоре был предан и захвачен врагами. Тяжёлая ночь, проведённая Цицероном в думах, безысходной тоске и сбивчивых решениях (см. выше), является, вероятно, отражением евангельского описания ночи в Гефсиманском саду. Христос взывает к Богу: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матфей 26:39). 1.3. Предательство Иуды и предательство ФилологаАпостол Иуда предал Христа за 30 сребреников, полученных им от иудейских первосвященников (Матфей 26:14-16). Цицерон погиб тоже благодаря предательству человека, которого он в своё время облагодетельствовал. Плутарх сообщает, что враги Цицерона «вломились в дом силой, но Цицерона не нашли, а все, кто был внутри, твердили, что знать ничего не знают, а лишь какой-то юнец, по имени Филолог, ПОЛУЧИВШИЙ ОТ ЦИЦЕРОНА БЛАГОРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ, вольноотпущенник его брата Квинта, ШЕПНУЛ ТРИБУНУ, что носилки (с Цицероном. – Авт.) глухими тенистыми дорожками понесли к морю» [108], т. 3, с. 180. Центурион, трибун и воины бросаются в погоню, настигают Цицерона и убивают его. По-видимому, Филолог является отражением евангельского предателя Иуды. Обратим внимание, что коварный Филолог был многим обязан Цицерону и, тем не менее, предал его. Иуда тоже считается апостолом, то есть учеником Христа, однако вероломно предал своего учителя. Здесь проглядывает соответствие между евангельским Иудой и «античным» Филологом. Следы евангельской истории Иуды проступают у Плутарха и далее. Согласно Евангелиям, Иуда в муках раскаяния повесился (Матфей 27:3, 27:5). А о предателе Филологе сообщается, что он был выдан Помпонии – супруге брата Цицерона. «Когда изменник оказался в её руках, Помпония подвергла его страшным пыткам, среди которых была и такая: ОН ОТРЕЗАЛ ПО КУСОЧКАМ СОБСТВЕННОЕ МЯСО, ЖАРИЛ И ЕЛ» [108], т. 3, с. 189. Плутарх ничего не говорит о том, как именно умер Филолог и раскаялся ли он перед смертью. Тем не менее, сообщение, что Филолог фактически «САМ СЕБЯ УБИВАЛ» (собственноручно отрезал от себя куски, жарил и ел…), может быть, является искажённым отражением САМОУБИЙСТВА евангельского Иуды. Кстати, Аппиан Александрийский называет человека, предавшего Цицерона, «сапожником» [6], с. 630. Согласно Евангелиям, Иуда получил за предательство Христа 30 сребренников от иудейских первосвященников. Плутарх и Аппиан ничего не сообщают о денежном вознаграждении Филологу, предавшего Цицерона. Однако Аппиан говорит, что убийца Цицерона – центурион Ленат – был вознаграждён. Антоний «увенчал центуриона и сверх назначенной награды подарил ему 250 тысяч аттических драхм за уничтожение величайшего из всех своих противников и самого непримиримого» [6], с. 630. 1.4. Отрубленная правая рука Андроника-Христа и отрубленная рука ЦицеронаВ книге «Царь Славян» мы подробно обсуждали тот факт, что у Андроника-Христа была отрублена правая рука. Это обстоятельство видно также по отпечатку тела на Туринской Плащанице. Оказывается, Цицерону во время казни тоже отрубили руку, причём, скорее всего, тоже правую. Аппиан Александрийский говорит: «Отрезал он (центурион Ленат. – Авт.) И РУКУ, КОТОРОЙ ЦИЦЕРОН ПИСАЛ РЕЧИ ПРОТИВ АНТОНИЯ как тирана… Голова Цицерона и РУКА очень долгое время висели на Форуме перед трибуной, с которой он прежде обычно обращался к народу с речами» [6], с. 630. Большинство людей – правши, то есть пишут ПРАВОЙ рукой. Поэтому очень вероятно, что Цицерону отрубили именно ПРАВУЮ руку. Во всяком случае, нигде не отмечается, что Цицерон был левшой. Здесь мы наталкиваемся на яркое соответствие между историей Цицерона и историей Андроника-Христа. Отметим, кстати, что, согласно Евангелиям, Христос не сопротивляется врагам в момент его пленения. Также не противится он и тогда, когда его вели на казнь. Нечто аналогичное сообщает и Плутарх о гибели Цицерона. Преследователи настигают Цицерона. «Цицерон услыхал топот и приказал рабам остановиться и опустить носилки на землю. Подперев, по своему обыкновению, подбородок левою рукой, он пристальным взглядом смотрел на палачей, грязный, давно не стриженный, с иссушенным мучительною заботою лицом… Палач подбежал к носилкам. ЦИЦЕРОН САМ ВЫТЯНУЛ ШЕЮ НАВСТРЕЧУ МЕЧУ, и Геренний перерезал ему горло» [108], т. 3, с. 189. 1.5. Совмещение казни Христа и Иоанна Крестителя у «античных» авторов: три удара и отрезанная голова ЦицеронаКак мы видели, образ Цицерона у «античных» авторов в основном соответствует Иоанну Крестителю, но в нём присутствует некоторая «примесь» от Иисуса Христа. Оказывается, что в описании казни Цицерона слилась как евангельская казнь Иоанна Крестителя (отрубленная голова), так и казнь Христа (распятие). Вот что сообщается о Цицероне: «Ленат… вытащив из носилок Цицерона, отрубил ему голову, или, скорее, по неопытности отпилил её, так как он ТРИ РАЗА УДАРИЛ по шее. Отрезал он также и руку» [6], с. 630. Итак, Цицерон погиб вследствие ТРЁХ УДАРОВ И ОТРУБЛЕННОЙ ГОЛОВЫ. Как уже было отмечено, см. главу 1, отрубленная голова Цицерона соответствует усекновению главы Иоанна Крестителя. Что касается трёх ударов, то, возможно, здесь мы наталкиваемся на смутное описание распятия. Дело в том, что распиная Христа, палачи вбили ровно ТРИ ГВОЗДЯ: два в руки и один в ноги. То есть Христа убили (распяли) по сути ТРЕМЯ УДАРАМИ молотка. Старые изображения распятия говорят о том, что гвоздей действительно было три. В обе ноги был вбит только один гвоздь (см., например, рис. 1.57, рис. 1.65, рис. 1.66, рис. 1.23, рис. 1.31). Поздний редактор, уже не понимая сути дела, и пытаясь совместить три удара с отрубленной головой, придумал незамысловатое объяснение, будто бы удары были нанесены по шее «неопытным» палачом. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|