• 1. Виды мероприятий параллельной программы выставки

  • 1.1. Конгрессные мероприятия
  • 1.2. Протокольные мероприятия
  • 1.3. Профессиональные «цеховые» мероприятия
  • 1.4. Конкурсные мероприятия
  • 1.5. Презентационные программы и специальные проекты
  • 1.6. Образовательные мероприятия
  • 1.7. Другие виды мероприятий деловой программы
  • 2. Специфика организации деловой программы на выставке
  • 2.1. Планирование и дизайн программы
  • 2.2. Реклама и информирование потенциальных участников
  • 2.3. Выбор, оборудование и оформление помещений
  • 2.3.1. Типы конференц-залов на выставках
  • 2.3.2. Оборудование и инвентарь
  • 2.3.3. Организационные вопросы
  • Резюме
  • Примечания
  • Глава IX. Организация мероприятий параллельной программы выставки

    1. Виды мероприятий параллельной программы выставки


    Современная выставка — многоуровневый инструмент маркетинга, площадка, где экспонент может одновременно рекламировать, продавать свою продукцию и формировать образ своей фирмы. Вместе с тем это клуб профессионалов, своего рода индикатор состояния и перспектив развития отрасли. Эту «профессиональную» составляющую в значительной степени формирует параллельная программа выставки, включающая в себя целый спектр разноплановых мероприятий. Для компаний-организаторов параллельная программа выставки — это также инструмент принудительного привлечения целевой аудитории, позволяющий концентрировать на выставочной площадке элиты соответствующих отраслевых рынков.

    За счет сочетания с другими типами мероприятий выставка увеличивает свою добавленную стоимость, давая экспонентам возможность достижения широкого спектра маркетинговых целей. Комбинация мероприятий помогает оптимизировать и/или дополнить целевую стратегию компании-участника, усилить интенсивность контактов Ь2Ь и передачу знаний.

    Матрица целей, предлагаемая немецкими организаторами выставок (см. Табл. 9.1), может помочь в системном поиске подходящего типа (типов) мероприятия для одновременного проведения с выставкой. Решающим фактором здесь является ключевая характеристика определенного типа мероприятия и пригодность к достижению выбранных рабочих целей.



    Примеры: 1) сопутствующая выставка, мастерская для поставщиков; 2) конвент по продажам, конвент партии; 3) ежегодное общее собрание; 4) собрание совета, конференция федеральной земли; 5) гала-представление; 6) выставочный форум.

    Рассмотрим подробнее различные типы мероприятий, которые могут проходить в рамках параллельной программы выставок.

    1.1. Конгрессные мероприятия

    Конгрессные мероприятия — неотъемлемая часть деловой программы выставки. При их организации и продвижении важно учитывать их тип, чтобы избежать дезориентации участников. Содержание и способ проведения мероприятия должны соответствовать заявленному в названии типу. Различают следующие типы мероприятий [2]:

    Конгресс — «съезд, собрание (обычно по вопросам международного значения)». Имеет сложную структуру мероприятий, обширную географию участников, широкий общественный резонанс.

    Форум — «массовое собрание, съезд»: По структуре и технологиям подготовки сходен с конгрессными мероприятиями.

    Конференция — «большое собрание, совещание представителей каких-либо государств, организаций, групп». Имеет более практический/научный характер, более однородна по структуре и проблематике. Один из традиционных типов деловых мероприятий на выставке.

    Семинар — «групповое занятие для специальной подготовки, для повышения квалификации». Имеет практический/методический характер, число участников более ограничено. Распространенный тип делового мероприятия на выставке.

    Симпозиум — «совещание, конференция по специальному научному вопросу». Предметом симпозиума может стать узкоспециальный аспект двусторонних отношений, экономического сотрудничества и др. Предполагает профессиональную аудиторию.

    «Круглый стол» — «обсуждение, дискуссия по актуальной теме/проблеме/событию». Принцип организации: равноправие участников.


    CASE STUDY

    Европейский съезд насосов вдохнул жизнь в выставку

    В 2000 г. идея проведения выставки насосов буквально витала в воздухе. Тема очень интересная, последний раз выставку по данной тематике проводили около 25 лет назад.

    Успех такой нишевой выставки во многом зависит от глубокого понимания отрасли. Для этого выставочная компания MVK начала сотрудничать с Российской Ассоциацией Производителей Насосов, объединяющей ведущие компании в этой отрасли. В результате плодотворного сотрудничества в 2006 году впервые в России в стенах выставочного центра «Сокольники» прошел съезд Euro Pump, закрепив статус выставки как места, где представлены последние достижения техники, а также учебной базы для техникумов и институтов, цеховой площадки для ассоциаций и платформы для установления международных контактов.


    Источник: MVK, г. Москва

    1.2. Протокольные мероприятия

    К протокольным мероприятиям относятся церемонии официального открытия и закрытия выставки, посещения официальных лиц, церемонии награждения участников выставок.

    Церемония официального открытия — это не только одно из главных официальных мероприятий выставки, это также очень мощный информационный повод для СМИ особенно если в ней принимают участие высокопоставленные чиновники и политики. Поэтому всегда на эти мероприятия отдельно приглашаются средства массовой информации.

    Участниками церемонии открытия могут быть члены Оргкомитета выставки, представители отраслевых федеральных или региональных министерств и ведомств, руководители общественных организаций, депутаты и другие официальные лица. Если в церемонии открытия принимают участие высокопоставленные чиновники, предварительно составляется сценарий и согласовывается с ответственными лицами соответствующих ведомств.

    Во время работы выставки проходит также большое количество других официальных мероприятий: визиты официальных лиц (которые могут не совпадать с открытием выставки), посещения выставки делегациями (из-за рубежа, из регионов и субъектов РФ, научно-исследовательских учреждений, ассоциаций).

    Почетных гостей выставки, отдельно приглашаемых дирекцией, в западной выставочной практике называют «мультипликаторами», так как они способны многократно увеличивать PR эффект выставочного мероприятия. Отношения с ними должны носить долговременный характер, что требует соответствующего менеджмента. Для их комфортного пребывания на выставке предоставляют:

    • доступ в VIP и бизнес-зоны выставочного оператора;

    • приглашение на специальные мероприятия (в т. ч. проводимые экспонентами во время выставки);

    • преимущественное распределение мест и отношение во время церемонии открытия и приеме для экспонентов;

    • управление трансферами и размещением в отеле;

    • предоставление машины с водителем во время выставок;

    • персональная развлекательная программа;

    • персональная опека службой протокола;

    • определенные выставкой рекламные средства и подарки.

    В пред- или послевыставочный период связь с VIP персонами не должна прерываться: ее можно поддерживать с помощью персональных писем от руководства, приглашений из другие мероприятия выставочной программы, оказания содействия в установлении деловых контактов.

    1.3. Профессиональные «цеховые» мероприятия

    Можно выделить несколько видов профессиональных мероприятий, которые могут быть проведены на площадке выставки:

    Совещание — «заседание, собрание, посвященное обсуждению какого-либо специального вопроса». Целесообразно включение в орбиту выставки отраслевых совещаний, организация выездных совещаний на выставочной площадке. Участники совещаний получают наглядный демонстрационный материал в виде экспонатуры выставки, а участники выставки — профессиональную (и часто влиятельную) аудиторию.

    Заседание профессионального клуба, объединения, союза — важный инструмент привлечения целевой аудитории на выставку.

    Специальные показы и демонстрации — используются для демонстрации комплексных технологических и иных процессов, новинок в различных отраслях. Этот тип мероприятий имеет смешанную презентационно-деловую структуру. Организация подобных мероприятий чрезвычайно важна на выставке, так как при этом достигаются сразу несколько целей:

    • демонстрация новинок для специалистов отрасли (привлечение целевой аудитории);

    • PR выставки (обычно это зрелищные динамичные мероприятия, поэтому они привлекают большое количество представителей СМИ, и особенно телевидения;

    • имиджевая реклама выставки.

    Такие мероприятия могут проходить как на выставочной площадке или возле нее на открытых площадях, так и носить выездной характер. В последнем случае важной составляющей их успеха является организация транспорта и система оповещения аудитории.


    CASE STUDY

    Джинсовый hand-made

    Уникальное шоу состоялось в августе 2005 года в рамках Международной выставки городской моды «Джинсы». Демонстрация под названием «Джинсовый hand-made» было организована дирекцией выставки с участием российских дизайнеров и стилистов.

    В режиме реального времени на глазах у зрителей дизайнеры с помощью различных приемов (роспись, аппликация, художественный destroy и др.) превратили обычные джинсы в эксклюзивные. В шоу приняли участие самые модные дизайнеры: Ольга Комиссарова, Татьяна Сударьянто, Алина Асси, Ira Krupski, Kate Frankfurt, MaiNaim, Ольга Деффи, Вероника Лазарева, Павел Элайон, Canochki.

    «Джинсовый hand-made» вызвал большой интерес у посетителей и гостей выставки и получил широкий резонанс в СМИ.


    Источник: компания «Джинс Экспо», г. Москва

    1.4. Конкурсные мероприятия

    Важной составляющей выставок являются профессиональные конкурсы. Их организаторами выступают отраслевые ведомства, профессиональные ассоциации и объединения организаторы выставки, экспоненты. На практике обычно реализуется схема, когда организационную часть конкурса берут на себя организаторы выставки, а профессиональную (экспертная оценка, формирование комиссии) — субъекты отраслевого рынка.

    Для проведения конкурсов заблаговременно формируется конкурсная комиссия, разрабатывается положение о конкурсе и условия участия. Заявка на участие в конкурсе рассылается участникам выставки вместе с заявочной документацией.

    Особого внимания организаторов требует разработка процедуры отбора и оценки экспонатов и вопросы инфраструктуры (оборудование залов, протокольные вопросы, информирование общественности о результатах конкурса, процедура награждения лауреатов).

    Различают несколько видов конкурсов:

    • дегустационные конкурсы;

    • отраслевые конкурсы;

    • конкурсно-презентационные мероприятия (конкурсные показы коллекций одежды, конкурсы парикмахерского искусства, конкурсы красоты);

    • конкурсы, организуемые дирекцией выставки (потребительские конкурсы, конкурсы «Лучший стенд» и другие).

    1.5. Презентационные программы и специальные проекты

    В рамках выставки традиционно проходит множество презентационных программ различного характера. Цель специальных проектов в рамках выставки: насытить экспозицию презентационными и иными шоу-программами, направленными на максимальное увеличение рекламных возможностей экспонентов в условиях концентрации в определенном месте и времени заинтересованной целевой аудитории (от контрагентов до рядовых посетителей выставки), а также способствовать имиджевой рекламе выставки.

    Успешная реализация спецпроектов в рамках выставки связана, на наш взгляд, с их включением в философию выставки, то есть их прочтением как самостоятельной и равновеликой части выставочного проекта. Это предполагает наличие общей режиссуры презентационных программ и проектов, возможность предоставления экспонентам креативных и иных услуг, связанных с воплощением их творческого замысла, наличие необходимой инфраструктуры для проведения презентационных и других шоу-мероприятий в период проведения выставки.

    Презентационные программы и специальные проекты, которые проходят в рамках выставки, можно условно разделить на две большие группы:

    • проекты, сопровождающие рекламную кампанию выставки (акции, поддерживающие интерес к выставке в течение года, специальные программы в СМИ по тематике выставки: имиджевые акции в течение года на других площадках и др.);

    • проекты, проходящие непосредственно в период проведения выставки (конкурсы и фестивали, тематические викторины, лотереи, имиджевые акции, презентации экспонентов, шоу, концерты).


    CASE STUDY

    ISPO Night — прикоснувшись к большому спорту

    В самом начале зимней Олимпиады 2006 года международная команда выставки ISPO в сотрудничестве с российской компанией Bosco di Ciliegi провели беспрецедентное мероприятие — прием ISPO в Русском Доме (г. Турин, Италия).

    Событие, которое объединило два крупнейших имени из мира спорта и мира спортивной индустрии, собрало всю элиту мирового спортивного бизнеса. В числе гостей были члены Международных и Национальных Олимпийских комитетов, совет директоров Всемирной Федерации индустрии спортивных товаров, известные спортсмены, ключевые игроки международного и российского рынков спортивных товаров, международная пресса.

    ISPO Night стала своеобразным мостиком между большим спортом и большим спортивным бизнесом, а для российских компаний — возможностью приобрести новые контакты и развить новые идеи.


    Источник: «Messe Munchen», г. Мюнхен, компания «Sport Communication Group», г. Москва

    Экспоненты — участники презентационных мероприятий используют рекламные возможности выставки как дополнительные рекламные инструменты, так как анонсы о них публикуются и транслируются по всем рекламно-информационным каналам выставки. Специальные проекты активно используются при разработке индивидуальных программ для крупных компаний — участников выставок и спонсоров.


    CASE STUDY


    Валенки как русская национальная идея

    Примером необычного шоу, связанного с тематикой раздела выставки, стал Фестиваль-смотр «Валенки», организованный дирекцией выставки «Покупайте российское». Задача организаторов: показать, что валенки — это не просто традиционная русская обувь, а национальная идея.

    В программе Фестиваля-смотра прошли презентации компаний — производителей валенок, показ коллекций валенок и валяных изделий, концертные выступления фольклорных коллективов и популярных исполнителей, церемония награждения победителей конкурса стихов и частушек «С валенком на завалинке» и фотоконкурса «Валенки — это стильно».

    Наиболее зрелищным мероприятием Фестиваля-смотра стала церемония его открытия, в рамках которого состоялось шоу-дефиле в валенках, в котором, в числе прочих гостей, приняли участие Владимир Жириновский, Вячеслав Зайцев, Бари Алибасов.

    По итогам Фестиваля-смотра «Валенки» вышли информационные сюжеты на РТР, ТВЦ, «Столица», «REN TV» и в программах окружных телеканалов, а также более 10 публикаций в печатных СМИ.


    Источник: компания «Защита Экспо», г. Москва

    1.6. Образовательные мероприятия

    На выставочной площадке могут быть организованы образовательные мероприятия. Это могут быть тренинги — краткосрочные курсы повышения квалификации, консультационные пункты, оказывающие методическую и правовую помощь по специфическим вопросам отраслевого рынка, обучающие семинары.

    Организация образовательной программы на выставке имеет прямой экономический смысл. Статистика показывает, что такие программы требуют меньше всего денег для разработки и внедрения. В США, например, это среднем от $ 170–235 на человека, а отдача средств обычно варьируется от 500 до 1000 % [3]. Поэтому ассоциации давно используют нерегулярные доходы от образовательных программ для финансирования других областей своей деятельности.

    Большую помощь в установлении деловых контактов оказывают также маркетинговые и информационные центры, интегрирующие запросы посетителей и участников на различного рода продукцию и услуги.

    1.7. Другие виды мероприятий деловой программы

    Тематические экскурсии для отдельных целевых групп (специалистов, учащихся вузов, других категорий) организуются операторами выставок по предварительным заявкам Чтобы экскурсия была успешной, разрабатывается специальный маршрут по выставке, охватывающий интересующий аспект. В штате компании-организатора должен быть «экскурсовод», который владеет содержательной стороной вопроса. Экспоненты должны быть предупреждены о приходе гостей, тогда они смогут подготовиться, а экскурсанты получат сувениры и подарки.

    Настоящий бум переживает сейчас развитие семейных и детских программ. Многие планировщики деловой программы считают, что партнеры или супруги, посещающие выставку, отвлекают от формальной деловой атмосферы, присущей встрече, конференции или выставке. Другие же, напротив, стимулируют посещение выставки партнерами.

    Также в сценарий посещений выставок все чаще вторгаются дети. Например, «Американская индустрия путешествий» показала, что около 15 из 276 млн деловых поездок совершаются с детьми [4]. Причины, этому способствующие, — увеличение доли семейного бизнеса скидки на авиабилеты с воскресной датой вылета, тенденция проведения выставок, открытых для публики, во всемирно известных местах отдыха.

    Создание программ, которые интересны и привлекательны для членов семьи на время занятости делегата в выставочном зале, имеет большую ценность. Когда программа для партнеров и детей хорошо спланирована, посетитель не беспокоится о том, чем развлечь членов семьи, одновременно пытаясь заниматься бизнесом.

    Растет также популярность рекреационных программ выставки. Наиболее распространенные из них предлагают упор на спортивные игры, такие как гольф, теннис, сквош. К рекреационным программам относятся также речные круизы, шоппинг-туры, оригинальные экскурсии и т. д.

    2. Специфика организации деловой программы на выставке

    2.1. Планирование и дизайн программы

    Деловая программа выставки должна соответствовать ее тематическому профилю, быть актуальной по кругу рассматриваемых вопросов и значимой по составу участников для специалистов отрасли. Поэтому при формировании ее мероприятий необходимо определить круг тем, актуальных для обсуждения и, соответственно, организаций и структур, способных к ее успешной реализации.

    Подавляющая часть мероприятий выставок организуется сторонними организациями, это может быть компания — экспонент выставки, профессиональная ассоциация, объединение, государственный орган, компания/агентство, специализирующаяся на конгрессно-конференциальной деятельности, СМИ. При формировании деловой программы применяется также стратегия вовлечения в орбиту выставки авторитетных отраслевых мероприятий.


    CASE STUDY

    Влияние специализированных конгрессов на статистику посещений

    С 1999 года ЗАО «Алтайская ярмарка» является организатором конгрессов и конференций в рамках собственных выставок в Барнауле. Преимущественно инициатором проведения специализированных мероприятий выступает именно выставочное общество. Изначально конгрессы и конференции планировались и организовывались для увеличения количественного и регионального состава посетителей-специалистов выставки, и, следовательно, для увеличения выставочной специализированной экспозиции поставщиков продукции и услуг. Сегодня этот прогноз подтверждается уже статистическими данными.

    Так, например, проведение IV специализированного конгресса «Молочная промышленность Сибири» (периодичность — раз в два года) во время одной из крупнейших агропромышленной выставки Сибири «Алтайская Нива» в 2004 году увеличило количество участников с экспоплощадью из этой товарной группы практически в 2 раза по сравнению с прошлым и следующим годами: 2003 г. — 16 участников, 2004 — 34, 2005 — 13. Причем, наблюдается рост количества экспонентов не только в обслуживающих отраслях (оборудование, ингредиенты), но и непосредственно среди молокоперерабатывающих предприятий. Социологический опрос посетителей выявил, что 20 % пришедших на выставку человек были заинтересованы именно специализированным конгрессом.

    Специализированный конгресс зернопереработчиков «Нивы России» (периодичность — раз в два года) также оказывает существенное влияние на структуру посетителей и экспонентов выставки «Алтайская Нива». В 2003 году (году конгресса) с экспоплощадью приняло участие 43 компании, в 2004 — 32, в 2005 году (году конгресса) — 33 компании. Несущественный рост количества экспонентов в 2005 году объясняется внешними факторами — кризисной ситуацией на отраслевом рынке зернопереработки, но факт проведения конгресса увеличил количество экспонентов из обслуживающих отраслей с 16 в 2004, до 21 в 2005. Мотивом для посещения выставки «Алтайская Нива» в 2005 году специализированный конгресс оказался всего для 7 % респондентов, а эти посетители обеспечили 23 % из всего количества посетителей из-за пределов Алтайского края.


    Источник: ЗАО «Алтайская ярмарка», г. Барнаул

    При планировании деловой программы нужно сосредоточиться на ответах на следующий круг вопросов:

    • цели и задачи мероприятия;

    • место проведения мероприятий программы;

    • промоушн;

    • менеджмент;

    • бюджет;

    • тип (дизайн) программы.


    FINE POINT

    Разработка дизайна деловой программы выставки

    Создание и выполнение дизайна программы подразумевает сведение всех ее элементов вместе в рабочем формате. Это включает такие задачи, как:

    • выбор наиболее подходящего блока комнат и наиболее подходящую их подготовку к предлагаемому типу занятий, то есть театрального типа для лекции, классной комнаты для мастерских и так далее;

    • разработка методических материалов по презентациям для докладчиков, где перечислены детали и сроки, которых докладчики и ведущие должны придерживаться;

    • определение аудиовизуальных средств согласно требованиям докладчика и типу презентации (лекция, демонстрация и так далее).

    При планировании конкретных мероприятий выставки особое внимание уделяется продолжительности всего мероприятия, отдельных сессий и перерывов. Необходимо учитывать, что после 40–45 минут внимание участников рассеивается, и нужно либо сменить форму презентации (докладчика), либо сделать перерыв.

    Один из ключей к организации успешной программы — разработка серии различных форматов презентации. Необходимо стимулировать докладчиков применять во время выступлений различные стратегии презентации, групповую работу, демонстрации и другие методы.

    Необходимо продумать также, какие методы презентации будут использованы в ходе мероприятия, с тем чтобы правильно скомбинировать их между собой, а также обеспечить необходимое техническое сопровождение (см. ниже «Методы презентации»).

    Между сессиями следуют перерывы, которые могут как улучшить рабочую атмосферу участников, так и «расхолодить» ее при неправильной психологической акцентуации. Существует несколько видов перерывов, которые имеют свою специфику по функциональному назначению, продолжительности, способу сервировки. Предлагаемый ниже комментарий специалистов поможет лучше подготовиться организаторам мероприятия (см, «Виды перерывов во время деловых мероприятий»).


    Источник: компания «Защита Экспо», г. Москва

    Разработка и выполнение программы включает предварительную встречу со всеми поставщиками услуг и персоналом, который будет занят в организации программы. Разработка и выполнение программы соотносится с управлением на самой выставке — система навигации, регистрация, требования к персоналу, информационные службы — все те же самые элементы, которые обычно можно найти на выставке.


    FINE POINT

    Методы презентации

    «Выступающий без поддержки» — доклад, лекция, выступление без средств визуальной поддержки. Обычно используется для выражения персонального мнения, либо, напротив, сухой статистики, научной информации.

    «Выступающий с поддержкой» — выступление сопровождается средствами визуальной поддержки (мультимедийный проектор, оверхед, и др.) для иллюстрации сложных технических или комплексных вопросов.

    Демонстрация — выступление сопровождается показом материальных объектов, процессов, технологий.

    Action — шутки и элементы пародии, использующиеся для снятия напряжения и усталости.

    «Круглый стол» — используется для высказывания различных точек зрения по проблеме, для более полного участия аудитории в мероприятии.

    Ролевая игра — эффективная тренинговая технология. Участники играют определенные тренером роли для более полного «погружения» в процесс.

    Poster session — используется в основном в технических конференциях. Докладчик комментирует схемы и графики, выведенные на дисплей либо информационную доску.

    Видео, мультимедиа, телевидение — активно используются как «поддерживающие» методы презентации.


    Источник: [5]


    FINE POINT

    Виды перерывов во время деловых мероприятий

    Кофе брейк — перерыв около 15 мин., во время которого сервируются кофе, чай и сладкое.

    Ланч — перерыв около 50 мин., во время которого сервируется буфет.

    Обед — перерыв около 1,5 ч, во время которого сервируются горячие блюда.

    Перерыв для осмотра экспозиции — время зависит от величины экспозиции.

    Прием кофе/чая, ликеров и др. «благородных» крепких напитков во время рабочей сессии — используется во время небольших заседаний.

    Гала-ужин — торжественное мероприятие, «венчающее» программу дня.


    Источник: [6]

    2.2. Реклама и информирование потенциальных участников

    Информационные материалы о мероприятиях деловой программы включаются в общую рекламную кампанию выставки.

    Основная информация относительно мероприятия составляет резюме программы, куда входят название, тема, все контакты и даты, вся полезная информация, сервис и пр. С этой программой работают организаторы. Информация, открытая для публики, формирует программу для посетителя. Такая программа исполняет ряд функций: во-первых, она должна дать посетителям информацию, нужную для посещения лекций, регистрации; во-вторых, это часть промоушна. Программа обычно включается в пакет прямой рассылки, чтобы подстегнуть посещаемость. Наконец, это также возможность отметить спонсоров, назвать получивших призы, и т. п. Некоторые ассоциации используют программу как рекламную возможность. Это повышает доход от мероприятия.

    Практика показывает, что для успеха деловой программы общевыставочной рекламы недостаточно, хотя сами организаторы конференций и семинаров в рамках выставки часто ошибочно уверены в обратном. И проблема не в том, что плоха реклама выставки, а в том, что методы приглашения посетителей выставки и участников конгрессного мероприятия различны, а также аудитории не всегда совпадают, хотя и пересекаются. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на привлечении участников на конкретные мероприятия, определив их целевую аудиторию и рекламно-информационные инструменты. Потенциально перспективными методами работы можно назвать следующие:

    • оповещение по ведомственным информационным каналам;

    • реклама и информация в специализированных и корпоративных изданиях;

    • персональные приглашения (по почте, факсу, курьером);

    • афиши внутри ведомств, офисов и др. вовлеченных в орбиту мероприятия структур.

    Часто организаторы выпускают отдельные билеты на мероприятия, проводимые в рамках выставки, публикуют в СМИ регистрационные листы.

    2.3. Выбор, оборудование и оформление помещений

    2.3.1. Типы конференц-залов на выставках

    На выставках существует два типа помещений, в которых проходят мероприятия деловой программы: стационарные и мобильно возводимые на время работы выставки.

    Конечно, стационарные помещения имеют неоспоримые преимущества перед возводимыми конструкциями: они лучше оборудованы, имеют лучшую звукоизоляцию и т. д. Однако не всегда они присутствуют в достаточном количестве в наших выставочных комплексах, поэтому на практике организаторы выставок строят конференц-залы, VIP залы, переговорные комнаты самостоятельно.

    Также в выставочной практике используется проведение мероприятий конгрессной программы вне выставочной площадки с последующим организованным посещением выставки.

    Во всех трех случаях необходимо тщательное инспектирование помещений, в которых будет проходить деловая программа выставки, с тем чтобы правильно распределить проходящие во время выставки мероприятия по залам и предусмотреть необходимое оборудование и инвентарь.


    FINE POINT


    Размер зала, виды рассадки для различных типов мероприятий

    Большое значение для успешного проведения мероприятия имеет правильный выбор размера зала:

    • не должно быть ощущения пустоты, «заброшенности» участников;

    • участникам не должно быть тесно;

    • должна быть правильно выбрана форма рассадки участников.

    Специалисты по организации конгрессных мероприятий рекомендуют следующие соотношения площади зала и количества участников мероприятий деловой программы [7]:





    Необходимо продумать, какой вид рассадки участников выбрать. Ниже приводим стандартные варианты рассадки:





    2.3.2. Оборудование и инвентарь

    При осмотре и бронировании помещений необходимо получить ответы на следующие «главные» вопросы:

    • удобно ли и «прозрачно» расположение зала для участников (система навигации);

    • удобно ли расположен зал с точки зрения выставочной дирекции (близость служб, уровень шума в зале и др.);

    • каким оборудованием и инвентарем располагает зал;

    • какие вспомогательные службы/услуги могут быть обеспечены.

    Проверить себя можно, составив детальный перечень вопросов (см. ниже «Контрольный лист»).


    FINE POINT

    Контрольный лист: организация конференции

    • Число участников мероприятия.

    • Помещение: расположение, степень удобства.

    • Необходимые помещения (основные, вспомогательные): количество и тип.

    • Возможности по расположению посадочных мест, столы, стулья, свободная площадь и общее расположение, подход к столам и стульям.

    • Помещения для организации приемов: количество, тип и уровень обслуживания.

    • План помещения.

    • Проверка состояния помещений: чистота, мебель, вентиляция, освещение и акустика.

    • Приборы, блокноты для записей, ручки, пепельницы, зажигалки, стаканы для воды и вода для выступающих.

    • Столы для выступающих: место расположения, трибуна, число посадочных мест, приборы, именные карточки, информационные материалы.

    • Система работы с аудиторией: микрофоны и система контроля за звуком.

    • Освещение: обычное, дополнительное; соответствие требованиям.

    • Грифельные доски, чарты, салфетки, др.

    • Проекционное оборудование: оверхед, экран, оператор, расположение прибора и экрана, пленки и слайды. Возможность использования прибора в конкретном помещении. Размещение розеток. Стол, стенд, электрические удлинительные провода и осветительная система.

    • Оператор за проектором, график получения и сдачи материалов. Источники материалов и оборудования.

    • Информационные материалы для выступающих и для аудитории.

    • Разное: расположение телефонных аппаратов, гардеробной и мест парковки.

    • Фотографирование: необходимые инструкции, определение времени съемок.

    • Отчеты: публикация выступлений. Требования относительно составления отчета, числа копий и времени, когда будет необходим подготовленный отчет.

    • Кофе, чай, ланч, обед.

    • Оформление: цветы, растения, флаги и знамена.

    • Пресса: пресс-релизы и мероприятия для прессы.


    Источник: компания «Защита Экспо», г. Москва


    FINE POINT

    Контрольный лист: организация брейков, фуршетов, приемов

    • Вид мероприятия.

    • Необходимые помещения: вид и размер, план, возможности посадочных мест, оформление, освещение, акустика, вентиляция, аудиовизуальная аппаратура, вспомогательные помещения.

    • Оплата: помещения, питания, напитков, услуг, развлекательных мероприятий, оформления, чаевые.

    • Правила, лицензии.

    • Обслуживание за столом или буфет: количество посетителей, размеры столов, форма столов, посадочные места, стулья и проходы между столами.

    • Сбор высокопоставленных гостей: комната для сбора гостей, бар, время проведения сбора, хозяин или хозяйка мероприятия, посадочные места и услуги швейцаров.

    • Стол для высокопоставленных гостей: расположение, посадочные места, стулья, количество, именные карточки, оформление, специальные напитки, сигары и сигареты, счета на количество накрытых мест и специальные услуги.

    • Меню: расценки на все виды блюд.

    • Информационные раздаточные материалы: идентификационные таблички для столов, информация на столах, именные карточки, меню, программы и повестка дня.

    • Организация пропускной системы на мероприятие, инструкции в связи с возможным возникновением вопросов, связанных с доступом на мероприятие.

    • Специальные виды услуг: гардеробные, транспорт, места парковки и телефоны.

    • Пресса, репортеры, фотографы и проекционное оборудование.

    • Реклама.


    Источник: компания «Защита Экспо», г. Москва


    Данные по результатам осмотра конференц-залов (либо при проработке вопроса их конструирования на выставочной площадке) можно внести в анкету, которую предлагают специалисты:




    Особое внимание нужно уделить обеспечению мероприятия аудиовизуальными средствами. При подготовке мероприятия важно определить, какие из средств поддержки будут необходимы докладчикам: видеопроекторы, оверхеды, эпископы и т. п.


    FINE POINT

    Виды аудиовизуального оборудования

    Слайд-проекторы. В ходе презентации автоматически или с помощью пульта ДУ переключает слайды в нужной последовательности.

    Оверхед-проекторы. Предназначены для презентаций, подготовленных с помощью прозрачных пленок. На пленки информация может наноситься с помощью фломастеров, принтера или ксерокса. Оверхед-проекторы могут отображать видео- или компьютерное изображение при посредстве специальных жидкокристаллических панелей.

    Эпископы. Предназначены для проецирования с непрозрачных поверхностей, например листов бумаги, рекламных проспектов, всевозможных графиков, рисунков, фотографий, возможностью отображения даже трехмерных объектов.

    Цифровые фото- и видеокамеры. Предназначены для видеотелеконференций. Сфера применения цифровых изображений, сделанных с помощью таких видеокамер и фотоаппаратов, разнообразна (презентации, изготовление фотографий и т. д.).

    Мультимедийные проекторы. Устройства, создающие на большом экране изображение, получаемое с компьютера или любого источника видеосигнала — видеокамеры, видеомагнитофона, DVD-проигрывателя.

    Экраны. В любом проекционном решении необходим экран. Экраны отличаются форматом, конструкцией и типом полотна. Выбор полотна зависит от типа проекции — на отражение (фронтальная проекция) или на просвет (обратная проекция). Экраны для обратной проекции (просветные) используются в том случае, когда требуется яркое внешнее освещение, а докладчику необходимо располагаться непосредственно вблизи экрана, не создавая помех для проекции. При этом для установки проектора необходимо темное помещение позади экрана. Для просветных экранов используется полупрозрачный полимерный материал, они могут быть жесткие или эластичные. Жесткие просветные экраны применяются, в основном, в проекционных телевизорах или в проекционных кубах. Эластичные экраны натягиваются на раму и могут изготавливаться на заказ любого размера. Конструктивно экраны могут быть на штативе, на раме со стойкам настенные, рулонные, с электроприводом и без.

    Большеэкранные системы отображения информации. В настоящее время большеэкранные системы отображения информации нашли применение практически в любой сфере деятельности, где приходится анализировать большие потоки информации и адресовать их широкой аудитории. С их помощью можно создавать сколь угодно большие изображения, работать в освещенном помещении и демонстрировать на экране несколько компьютерных и видеосигналов.

    Наиболее распространенный тип большеэкранной системы отражения информации — видеостена. Отдельные элементы видеостены (мониторы либо проекционные кубы) объединяются в единую конструкцию, образуя сплошной экран. При этом количество задействованных элементов и, следовательно, размер видеостены ограничивается только местными условиями. Все видеостены имеют модульное строение, что удобно при установке и сервисном обслуживании. Благодаря своим конструктивным возможностям видеостены позволяют выстраивать свою конфигурацию как в одной, так и в нескольких плоскостях, формируя вокруг операторов единый панорамный экран. Еще одним преимуществом видеостен перед другими проекционными решениями является то, что они позволяют создавать большие графические экраны, не требуя больших пространств, ведь глубина видеостен составляет менее 1 м.

    Плазменные панели завоевали популярность благодаря большому плоскому экрану. При размере экрана по диагонали 37, 42 и 50 дюймов плазменные панели имеют толщину всего 8 см. Плазменные панели производятся в двух вариантах: в формате 4:3 и 16:9, что позволяет использовать их не только в частных установках, но и формировать из них видеостены.

    Проекторы, видеостены и плазменные панели активно используются также в организации выставочного и сценического пространства.


    Источник: [8]


    Качественный звук также является немаловажным элементом сопровождения деловых мероприятий. При этом необходимо учитывать ряд факторов:

    • общий шумовой фон (особенно это существенно для мобильно возводимых конференц-залов);

    • акустические свойства зала;

    • различные ораторские навыки выступающих (даже в небольшом зале с неплохой акустикой одного оратора может быть слышно превосходно, а другой заставляет вслушиваться с большим напряжением).

    Правильно подобранная и настроенная система звукоусиления поможет решить большинство этих проблем.


    FINE POINT

    Системы звукоусиления

    Простейшая система звукоусиления содержит следующие базовые элементы:

    • проводные или радиомикрофоны;

    • микшер (устройство для смешивания сигналов от нескольких источников);

    • усилитель мощности;

    • акустическую систему (громкоговорители).

    Дополнительно системы звукоусиления могут включать различное коммутационное оборудование, управляющее оборудование и оборудование обработки звука: эквалайзеры, динамические процессоры.

    Современные системы звукоусиления представлены на рынке как стационарным оборудованием, так и комбинированными мобильными звуковыми системами.

    В стационарных залах проблем со звукоусилительным оборудованием, как правило, не возникает. Необходимо лишь вовремя и четко заказать все, что необходимо для мероприятия (например, сколько нужно микрофонов для участников и т. д.). Как правило, сегодня используются беспроводные микрофоны, удобные для динамичных презентаций.

    Мобильные системы представляют собой универсальное оборудование, объединяющее в одном корпусе несколько приборов: например, усилитель мощности и акустическую систему или усилитель мощности, микшер и звуковой процессор. Существуют комплексы, объединяющие в себе законченные системы звуковоспроизведения с кассетной декой, CD-проигрывателем, микшером, усилителем мощности и громкоговорителем.

    В мобильно возводимых залах акустические системы монтируются на штативах или с помощью специальных крепежей непосредственно на стенах или на подвесах.

    Если необходимо в ходе мероприятия использовать более 8 микрофонов, эту проблему поможет решить так называемая конференц-система. Такая система состоит из блока управления и питания, пульта председателя и необходимого количества делегатских пультов.

    Блок управления и питания является центральной частью системы и управляет микрофонами делегатских пультов и пультом председателя. Он обеспечивает питание всех пультов, а также внешнюю связь системы с различными источниками. Пульты делегатов позволяют активно участвовать в конференции всем делегатам. Встроенный микрофон позволяет им обращаться к другим делегатам, а встроенный громкоговоритель — слушать выступления. Кнопка включения — выключения микрофона позволяет делегату самому управлять микрофоном. Пульт председателя имеет те же функции, что и пульт делегата, плюс клавишу приоритета, что позволяет председателю временно или окончательно прерывать любой из микрофонов делегатов и таким образом управлять конференцией. К блоку управления и питания может подключаться магнитофон для протоколирования хода дискуссии.

    К конференц-системе могут подключаться системы синхронного перевода речи, электронного голосования, идентификации участников по карточкам.


    Источник: [9]

    При подготовке мероприятия нужно не забыть позаботиться о звукозаписи/протоколирования. Звук записывается на выбранный тип носителей с применением профессиональных студийных микрофонов. Затем такая запись может быть расшифрована и соответствующим способом обработана.

    При проведении международных конгрессных мероприятий необходим синхронный перевод. Стационарные залы, как правило, оборудованы системами синхронного перевода. В мобильно возводимых конференц-залах эта проблема может быть решена при помощи мобильного комплекта синхронного перевода, который включает в себя центральную коммутационную часть (пульт и кабину для переводчика-синхрониста, передающее оборудование и др.) и инфракрасные приемники и наушники для гостей. Системы синхронного перевода речи многоканальны, позволяют одновременно транслировать несколько переведенных языков.

    В оснащении конференц-залов используется специальная мебель: разнообразные кафедры, столики для проекторов, шкафы для аппаратуры. При подготовке мероприятия необходимо учесть наличие и расположение этих немаловажных «помощников» докладчиков и организаторов мероприятия. Рекламные проспекты, журналы, информационные листки могут быть размещены в специальных подставках (например, Caddy).

    Многим докладчикам для дополнительного иллюстративного материала могут понадобиться доски. Это могут быть флип-чарты, маркерные или копи-доски либо электронные доски, которые подключаются к компьютеру. В современных залах существуют также рельсовые системы, объединяющие все демонстрационные элементы в единую подвижную и компактную систему с помощью специального рельса.

    Важную роль в создании деловой атмосферы мероприятия играет оформление зала. При оформлении зала на выставках используется рекламная продукция выставки (плакаты, флажки, шары, мобильные стенды), с тем чтобы еще раз напомнить участникам, что мероприятие проходит на территории выставочной площадки или в рамках выставки. Так же используются цветочные композиции, постеры и другие элементы оформления. Обязательно за стеной президиума должно быть размещено название мероприятия, логотип выставки — тогда при фото- и киносъемке идентификация будет более полной.


    CASE STUDY

    Использование новых технологий: видеоконференция

    В феврале 2005 году во время выставки спортивных товаров «Ин-Спортс» компания «Спорт Коммьюникейшн Групп» провела видеоконференцию Москва — Санкт-Петербург — Екатеринбург.

    Идея провести видеоконференцию родилась при обсуждении возможности демонстрации новых технологий с компанией Sony (профессиональное и вещательное оборудование). Оборудование, которое использовалось при проведении видеоконференции, позволяет в режиме on-line общаться представителям различных регионов при минимальных технических требованиях «на местах».

    Для выставки видеоконференция стала небольшой сенсацией. Тема, которая была заявлена («Вопросы развития спортивной индустрии в регионах России»), как нельзя лучше подходила под формат: первые лица руководства спортом из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга отвечали на вопросы из зала, находясь в своих городах.


    Источник: компания «Sport Communication Group», г. Москва

    2.3.3. Организационные вопросы

    Для участников мероприятий конгрессной программы подготавливается специальный комплект информационных и рекламных материалов, в который могут войти:

    • программа мероприятия;

    • тезисы выступлений участников;

    • справочный и раздаточный материал;

    • рекламная продукция выставки (каталог, программа мероприятий и план выставки, буклет выставки следующего года, сувенирная продукция);

    • анкета;

    • ручка, блокнот/листы для записей;

    • туристическая информация и др.

    Участники мероприятий деловой программы обычно проходят процедуру регистрации. Предварительная регистрация практикуется в основном для крупных и международных мероприятий, а также для платных мероприятий. Регистрация участников по упрощенной форме происходит непосредственно перед началом мероприятия.

    По регистрационным спискам для участников мероприятия изготавливаются беджи, для докладчиков — именные таблички. Должна быть возможность быстрого изготовления табличек и беджей, так как состав выступающих, равно как и состав участников, может меняться.

    Процедура регистрации должна быть продумана до мелочей, чтобы не создавать толчею и не вызывать раздражение участников. По пути следования на мероприятие необходимы указатели направления движения. Хорошо, когда регистрация подкрепляется анонсами по громкой связи в павильоне.


    FINE POINT

    Предварительная регистрация

    Существует несколько форм регистрации участников мероприятий деловой программы выставки. Более сложный путь (общепринятый в мировой практике) — это предварительное заполнение регистрационных форм, высылаемых заблаговременно в адрес оргкомитета мероприятия либо дирекции выставки. Такая регистрационная форма может включать:

    • Ф.И.О.;

    • научные и почетные звания;

    • название организации;

    • должность;

    • адрес (полный и почтовый);

    • координаты (тел., факс, e-mail);

    • страна;

    • предпочтительный рабочий язык мероприятия;

    • специальные условия (диета, приспособления);

    • тип участия (участник, слушатель, почетный гость);

    • дата прибытия и отъезда (вид транспорта, рейс/№);

    • необходимость встречи/трансфера, пункт назначения;

    • выбор конфигурации участия: пленарные заседания, секции по выбору, визиты, культурная программа, участие в приемах и фуршетах и др.;

    • размещение;

    • даты проживания;

    • отель (название либо тип/класс);

    • тип номера (одноместный, двухместный, люкс);

    • размер и формы оплаты, банковские реквизиты;

    • санкции и процедура возмещения стоимости участия (сроки).


    Источник: РИА «Проэкспо», г. Москва

    По окончании мероприятия организационная и «бумажная» работа не заканчивается. Хорошим тоном считается рассылка благодарственных писем участникам (докладчикам, почетным гостям). Производится также обработка материалов конференции/семинара и итоговые аннотации (briefs) высылаются участникам. Часто они дополняются фотографиями, полным списком участников, выдержками из отзывов прессы. Итоговые данные по мероприятию включаются в общий официальный отчет по выставке, размещаются на сайте выставки и, таким образом, становятся частью ее интеллектуального багажа.

    Резюме

    Параллельные программы выставки являются эффективным инструментом формирования выставочного контента и обеспечивают сильный PR выставочного мероприятия.

    Различают конгрессные, протокольные, профессиональные, «цеховые», конкурсные, образовательные мероприятия, презентации и шоу, семейные, детские, рекреационные программы.

    Деловая программа выставки должна соответствовать ее тематическому профилю, была актуальной по кругу рассматриваемых вопросов и значимой по составу участников, специалистов отрасли. Организатором мероприятия может выступить компания — экспонент выставки, профессиональная ассоциация, объединение, государственный орган, компания/агентство, специализирующаяся на конгрессно-конференциальной деятельности, СМИ.

    Основные организационные вопросы при подготовке мероприятия: цели и задачи мероприятия, место проведения мероприятий программы, промоушн, менеджмент, бюджет, тип (дизайн) программы.

    При организации мероприятия особое внимание необходимо уделить выбору места проведения, рассадке участников, контенту и форматам презентаций, аудиовизуальному сопровождению, вопросам регистрации и навигации.

    Примечания

    1. Kirchgeorg, Dornscheidt, Giese, Stoeck Trade Show Management, Gabler, 2005. - P.758

    2. Использованы определения, данные в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова, — Рус. яз., 1990

    3. Morrow S.L., The Art of the Show, Second Edition. IAEM Foundation, Dallas, Texas, 2001. - P.130

    4. Там же. P.130

    5. D.Seekings, «How to organize Effective Conferences and Meetings», London, P.91

    6. Там же. P.95

    7. Там же. P.34

    8. Александрова H., Сорокина Е., Филоненко И. Выставочный менеджмент. Методическое пособие. — Ростов-н/Д.: Экспертное бюро, 2001. — С.107

    9. Там же. С.109









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх