|
||||
|
Глава VIII. Специфика рекламных и информационных материалов выставки в СМИ. Вербальный и визуальный ряд рекламных сообщений выставки1. Особенности информационных материалов выставки в периодической печати, на телевидении и радиовещании1.1 Разновидности информационных материалов в прессеМногие события, происходящие в процессе подготовки и проведения выставки, являются общественно значимыми и интересными. Создавать эффективный PR в этом контексте легче, чем например, PR зубного порошка. Поэтому пресс-служба выставки инициирует появление в прессе публикаций различного жанра: новостей, анонсов, интервью, репортажей. FINE POINT Для того чтобы у журналистов был достоверный источник информации, пресс-служба выпускает оперативные пресс-релизы по итогам каких-либо событий, состоявшихся во время подготовки и проведения выставки: пресс-конференция, приезд VIP-персоны, проведение семинара, конференции или конкурса и так далее. Использует пресс-служба также и медиа-киты (media-kit) — пресс-пакеты, которые содержат несколько видов материалов, потенциально полезных для газеты или журнала (пресс-релиз, бэкграундер, биография, фото и еще один-два других материала). Могут использоваться также факт-листы (fact sheet) — документы, компактно отражающие профиль выставки, статистические данные и т. д., формы «вопрос-ответ» (question-and-answer form), которые часто заменяют или дополняют факт-листы в сообщении. FINE POINT Еще один специфический для выставки источник информации — это бюллетень или периодическое издание. Его преимущество в том, что он непосредственно доходит до аудитории за счет списка адресатов. Бюллетень придает маркетинговым сообщениям ауру «мгновенного доверия» за счет мимикрии под прессу, хотя его содержание носит исключительно рекламный характер. В своей PR деятельности выставочные компании, как и другие компании сферы услуг, активно используют отчеты, так как эффективность выставки можно оценить только по ее прошествии. В отчете обобщаются финансовые и маркетинговые результаты выставочного проекта, дается перечисление мероприятий деловой программы выставки. В СМИ публикуется обычно краткий отчет о мероприятии. Использование отчета выставки не ограничивается только СМИ — его активно используют менеджеры в своей работе по продажам выставочных площадей. В этом случае отчет включает в себя также: • дайджест прессы; • итоговый пресс-релиз по результатам выставки; • анализ и интерпретацию результатов социологических опросов на выставке; • тезисы мероприятий деловой программы; • презентационные ролики, фотоальбом. Журналисты обычно не ограничиваются изложением фактов и событий выставки, а стремятся проанализировать их, выразить свое отношение к этому событию. Поэтому в освещении выставки, особенно в поствыставочный период, широко используются аналитические жанры журналистских материалов: корреспонденции, статьи, публицистические комментарии. FINE POINT Художественно-публицистические жанры используются в выставочной журналистике в меньшей степени, чем информационные и аналитические. Это объяснимо, т. к. выставка прежде всего — событие, затем — предмет для анализа, и только в последнюю очередь — пища для художественного творчества. Чаще других мы видим зарисовку, иногда — очерк (о людях отрасли, например о лидерах рынка). 1.2. Жанровое разнообразие эфирной журналистикиЖанровое деление материалов периодической печати распространяется и на эфирную журналистику. Так, на телевидении можно встретить заметки (сообщения об официальном открытии выставки, посещении официальных лиц, пр.), отчет, подробно освещающий выставку, телеинтервью (пресс-конференция, портретное интервью, интервью-мнение), телерепортаж (прямой и в записи), беседу, комментарий выставки, корреспонденцию, зарисовку. На радио в выставочной практике используются такие информационные жанры, как радиосообщение, информационная радиокорреспонденция, информационное радиоинтервью, информационный радиорепортаж. Аналитические жанры применяются реже, это, прежде всего, аналитическое радиоинтервью, радиокомментарий, аналитический радиорепортаж. Документально-художественные жанры практически не встречаются. 2. Особенности рекламного обращения выставки. Вербальный и визуальный ряд рекламного обращения2.1 Жанровая специфика рекламыРеклама — это новая для покупателя, опосредованная рекламоносителем, заранее оплаченная креативная креолизованная информация. Именно это определение, данное в книге «Креативная реклама» [17], мы выбрали из многих определений рекламы, потому что оно учитывает не только участников процесса коммуникации и каналы (информация — канал — потребитель), но и психологическое наполнение логической информации, и распределение психологической и смысловой нагрузки между вербальным и изобразительным (визуальным) рядом… К вербальному ряду относится имя, текст и слоган, к невербальному — образ и композиция. Идут научные споры, связанные с жанровым делением рекламы [18–21]. В контексте настоящей работы за исходную принята позиция, что существует, по большому счету, только один особый жанр, а именно рекламное обращение как элемент рекламной коммуникации, которое «имеет конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую и т. д.) и поступает к адресату с помощью конкретного канала коммуникации» [22]. Соответственно, типология выставочной рекламы опирается на разграничение рекламоносителей как на наиболее прозрачный критерий. Одновременно будет рассматриваться использование различных жанров публицистики в различных рекламных обращениях. 2.2. Название выставки как ядро вербального ряда выставочной рекламыВыбор названия выставки является важным шагом в становлении выставочного проекта. Название — ядро рекламного обращения выставки. Оно сопровождает выставку всю ее жизнь. Именно с названия начинается знакомство с выставкой у посетителя. Именно название отражает амбиции организаторов проекта. Поэтому выбору названия, типа и классификатора выставки придается особенное значение. Исходя из выставочной практики, можно выделить следующие характеристики удачного названия выставки: • юридическая чистота; • тематическая «прозрачность»; • отсутствие пересечений с названиями других выставочных проектов; • интернациональность; • благозвучность произнесения; • легкость запоминания; • лаконичность, выразительность; • технологичность, универсальность; • ассоциативность, адекватность; • комбинаторность элементов. У выставки всегда есть также полное наименование, отражающее ее тип (по зоне охвата, предложению и т. д.). Главное условие при разработке полного наименования выставки — оно не должно дезориентировать посетителя. Важность данного аспекта подтверждается тем фактом, что в Германии, например, этот момент специально регулируется «Положением о типологии ярмарок и выставок», «…имеющем целью… при описании ярмарок и выставок, организацию работы с реалистичными данными, едиными для всего сектора, и, таким образом, обеспечение заинтересованных секторов экономики по возможности единой информацией для оценки мероприятий и принятии ими решения об участии в выставках» [23]. В «Положении» даны определения выставок и ярмарок и их типы по географическому охвату и составу участников. В России также предпринимаются меры по упорядочению типологии выставочно-ярмарочных мероприятий. Так, в марте 2001 г. Комиссией Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности была одобрена «Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации» [24], в которой дана классификация выставочно-ярмарочных мероприятий по географическому составу экспонентов, по отраслевому и территориальному признакам, а также по значимости мероприятия (см. Приложение 1). Эта классификация обобщила общепринятые в мировой практике типологии выставок и может служить ориентиром при определении полного наименования выставки. На практике в полном наименовании выставки обычно отражают ее тип по виду предложения, отраслевую специализацию, а также географический охват. Ниже приводим пример отражения в полном наименовании выставки вышеупомянутых характеристик: В наименовании выставки может быть отражена специфика ее организации и характера мероприятия. Например, выставка-конференция, выставка-шоу и т. д. 2.3. Визуальный ряд рекламы выставки2.3.1. Товарный знак выставки«Узнаваемость» во многом определяет место выставки на рынке. Значительный вклад в процесс формирования идентичности выставки вносит ее товарный знак, создаваемый, чаще всего, на основе названия выставки. Более того, товарный знак является объектом интеллектуальной собственности и может обеспечить своему обладателю правовую защиту его продукта, в том числе в борьбе с недобросовестной конкуренцией. Роль товарных знаков неоценима также для продвижения выставки, ведь известно, что на мировом рынке цена изделий с «раскрученным» товарным знаком в среднем на 15–25 % выше, чем цена анонимных товаров. CASE STUDY По форме своего выражения товарные знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другими (см. подробнее [25]). Нужно учитывать, что Закон РФ «О товарных знаках» [26] выделяет категории обозначений, не регистрируемых как товарные знаки ввиду их неспособности выполнять функции товарных знаков. Исходя из выставочной практики, рекомендуется регистрировать товарные знаки в Федеральном институте промышленной собственности РФ (ФИПС) для обеспечения правовой защиты выставки. 2.3.2. Фирменный стиль выставкиИдентичность выставки во многом определяется тем, насколько последовательно и профессионально внедряются в материальную и «виртуальную» среду выставки элементы ее фирменного стиля. Фирменный стиль выставки — это набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство выставки, всей исходящей от нее информации, ее внутреннего и внешнего оформления [27]. Наряду с товарным знаком к константам фирменного стиля также относятся фирменные цвета выставки (обычно используются и в товарных знаках, но могут иметь самостоятельное существование), шрифты и способы верстки. Кроме цветового решения, фирменный стиль может иметь и звуковое. Звукофраза с упоминанием названия выставки (торговой марки) является своего рода аналогом визуального товарного знака и может использоваться на радио и в телероликах. Константы фирменного стиля участвуют в каждом элементе рекламного сопровождения проекта. Выставка живет, в некотором смысле, отдельной жизнью от фирмы-создателя. Поэтому обычно она имеет свою «фирменную» документацию, которая выполняет идентификационную функцию. Это бланки, визитные карточки, беджи, конверты, папки и пр. В фирменном стиле оформляются и рекламные буклеты, модули в печатных СМИ, рекламные ролики, сайт выставки и элементы Интернет-маркетинга, пригласительные и входные билеты, программа выставки, пресс-релиз, план экспозиции, регистрационные бланки и анкеты для посетителей и т. д. Как видно из примера (Рис. 8.2.), представленные образцы выполнены с использованием товарных знаков выставочного проекта, единого цветового и шрифтового решения, композиционной компоновки. Это создает цельность восприятия разнородных рекламных обращений выставочной организации. Все инструменты фирменного стиля выставки вовлекаются в общую философию выставочного бренда — общего понятия, включающего фирменный стиль в совокупности его элементов. 2.3.3. Особенности разработки печатного рекламного обращения выставкиВ рамках подготовки к выставке в печатных СМИ публикуются краткие и развернутые рекламные объявления. Они всегда содержат заголовок и/или название выставки, основной текст (где, когда состоится мероприятие) и концовку (реквизиты организатора). Эффективное рекламное сообщение не содержит слишком много идей. В развернутом объявлении точно определяются тематика экспозиции, целевая аудитория выставки и уникальные преимущества выставочного проекта перед конкурентными, т. е. формулируется уникальное предложение выставки. Так как рекламное объявление выставки рассчитано на деловую аудиторию, оно, как правило, рационально. В выставочной рекламе используют преимущественно модульные объявления (сообщения, занимающие определенную стандартную площадь — модуль). Используют: • традиционные модульные объявления. Они содержат рекламный текст, реквизиты, иногда иллюстрацию; • редакционные модульные объявления. Такие объявления имитируют газетные и журнальные публикации. Чаще такие объявления маскируются под жанры статьи, информационной заметки, интервью; • купонные объявления (включающие в себя отрывные купоны). В выставочной практике это чаще всего форма регистрации или бесплатный пригласительный билет. Используются также строчные объявления, преимущественно в справочниках выставок и ярмарок, а также в рубриках «Выставки» отраслевых изданий. Эффективной бывает также вкладываемая реклама — вложение рекламного буклета или пригласительного билета в газету или журнал. В среднем, лишь несколько рекламных объявлений в одном выпуске журнала или газеты привлекут внимание читателя. Остальные, пусть даже важные для читателя, будут пропущены, потому что они просто лежат на странице. Таким образом, визуальный ряд рекламы сильно влияет на ее эффективность. FINE POINT Рекламное обращение выставки оформляется с использованием макета. Макет включает решение о том, как следует оформить и расположить на странице различные компоненты: заголовок, иллюстрации, текст рекламного объявления и идентификационные марки. Безусловно, это решение будет зависеть и от размера рекламного объявления. При разработке макета печатной рекламы следует учитывать важные нюансы, касающиеся пропорций, композиции и психологических особенностей восприятия. FINE POINT Например, объявление должно быть скомпоновано таким образом, чтобы на странице доминировал единственный графический компонент, иллюстрация или фотография. Исследования движения глаз по странице показывают, что читатели рекламы разглядывают изображение дольше, чем читают текст, — соответственно 65 % и 35 % общего времени [29]. CASE STUDY Особое внимание при разработке макета уделяется заголовкам. Исследования рекламы показывают, что 8 из 10 читателей решают, читать ли сообщение, исходя из силы заголовка [30]. Вне зависимости от художественных приемов, применяемых дизайнерами: • макет рекламы выставки должен быть свободен от помех; • полиграфия должна легко читаться; • необходимо заложить механизм обратной связи (факс, тел. E-mail, отрывной купон); • нужно помнить, что хорошее воздействие имеют скидки, премии, призы, которые позволяют получить немедленный отклик; • важную роль играет расположение макета внутри рекламоносителя. FINE POINT 2.3.4. Рекламные обращения выставки в теле- и радиоэфиреВыставочная компания использует в своей работе рекламные обращения на радио и телевидении. Основной проблемой для рекламы на радио является написание такого рекламного сообщения, которое должно увлечь слушателя, чем бы он не был занят во время трансляции (ведь на радио отсутствует визуальная поддержка образа). В рекламной кампании используются оплаченные радиосообщения, ролики, джинглы, объявления радиоведущих. Лучше всего в радиорекламе воспринимаются короткие фразы, повторы ключевых слов, а также поддержка с помощью звуковых эффектов, музыки, юмора. Особое внимание уделяется выбору диктора — даже знаменитые голоса не всегда совпадают с сутью рекламного обращения. На телевидении, как уже упоминалось выше, можно встретить оплаченные, и потому являющиеся рекламой, заметки, телеинтервью, телерепортажи. Из собственно рекламных жанров на телевидении в российской выставочной практике преимущественно используются короткие ролики продолжительностью 5-10 секунд (свыше 75 % всех выставочных роликов в совокупности — см. Рис. 8.4). Наиболее популярные телепрограммы при размещении роликов: новостийные выпуски, кинопрограммы, развлекательные программы. При разработке ролика используются видеоматериалы выставки и фотографии. Постановочная съемка используется крайне редко. 3. Разработка информационных писем выставкиИнформационные письма выставки являются одним из основных видов ее обращения к целевой аудитории. Структура, содержательное наполнение и качество исполнения письма в определенной степени определяют успех выставки. Письмо предназначается для приглашения участников и содержит, кроме основных показателей проекта, описание конкурентных преимуществ данного выставочного проекта перед аналогичными, указание партнеров и механизмов государственной поддержки выставки, описание целевых группы посетителей. Немецкая академия выставочного менеджмента в рамках семинара для выставочных работников приводит перечень целей, которыми руководствуются компании-экспоненты при принятии решения об участии в выставках, который может помочь при составлении обращения к участникам выставок [32]. Среди них упоминаются: • знакомство с новыми рынками, новыми конкурентами, новыми поставщиками; • налаживание контактов для создания совместных предприятий; • налаживание, поддерживание и возобновление контактов с клиентами; • улучшение имиджа фирмы; • эмоциональное и рациональное профилирование; • поиск новых сотрудников: • проверка рыночной зрелости продуктов и услуг, выявление предпочтений клиентов; • заключение контрактов на поставку; • поддерживание или налаживание контактов с представителями СМИ; • обмен опытом в рамках сопутствующих мероприятий. Обычно дирекцией выставки разрабатывается также развернутый пакет информационных материалов (backgrounder), который может включать статистическую информацию, краткую справочную информацию, дайджест прессы, информацию о компании-организаторе, другую важную информацию. 4. Печатная полиграфическая продукция4.1. Рекламные буклетыОсновным видом печатной рекламной продукции, используемым при привлечении участников выставки, является рекламный буклет. Рекламный буклет содержит информацию о сроках и месте проведении выставки, товарных группах, экспонируемых на площадке, уникальных чертах выставки, деловой программе, инфраструктуре. По жанру, рекламный текст буклета чаще всего представляет собой развернутое объявление в форме прямого изложения фактов. Часто содержит элементы графики, диаграммы, регистрационные и заявочные формы для участников выставки и различных ее мероприятий. FINE POINT В выставочной практике обычно используется несколько форматов буклетов с учетом целей и способов их распространения. В оформлении буклета применяются различные способы, главное — отражение содержания, специфики и «эмоциональной» направленности выставочного мероприятия. В дизайне используются: элементы графики, фотоматериалы выставки, яркие имиджевые элементы, ассоциирующиеся с тематическим профилем выставки. Компоновка и иллюстрации должны не просто быть понятны читателю, но и развлекать его, и даже удивлять. CASE STUDY При подготовке буклета для международных участников существуют дополнительные правила и условия. FINE POINT Рекомендуется, чтобы вся рекламная продукция, выпускающаяся к выставке, содержала в себе константы фирменного стиля выставки. Прежде всего, это цветовое решение, изобразительный и словесный логотипы. Также это может быть фирменный слоган и изобразительный ряд как составляющие фирменного стиля, используемые ранее (или одновременно) в различных направлениях рекламной кампании. Кроме того, в печатной продукции учитывается качество и метод полиграфии и фактура печатных материалов и их соответствие существующему фирменному стилю. 4.2. КаталогиВыставочный каталог является «лицом» выставки. Именно каталог является документом, который оценивается при вступлении выставочной организации в национальные и международные выставочные союзы. Сложилась определенная практика формирования и оформления выставочных каталогов. Для международной выставки каталог должен быть как минимум двуязычным (национальный и английский язык), содержать информацию о компаниях-участниках, поисковые системы. Иногда каталоги имеют информационно-аналитические либо информационно-справочные приложения. Все чаще они сопровождаются мультимедийными приложениями. Особое внимание уделяется дизайну и качеству полиграфического исполнения каталогов. Эти критерии являются основными, наряду с удобством системы навигации, при проведении конкурсов выставочных каталогов. При оформлении каталогов применяются нестандартные вырубки, дизайнерские и полиграфические решения. К выставке выпускается также широкая номенклатура другой полиграфической продукции: пригласительные и входные билеты, программа выставки, путеводитель, заявочная документация, руководство для участников выставки и т. д. 5. Мультимедийная презентация выставочного проектаМультимедийная презентация выставочного проекта является эффектным и экономным рекламным инструментом. Она обладает рядом преимуществ перед другими рекламно-информационными средствами. Это большие презентационные возможности, широкие функциональные возможности, возможность актуализации информации, дешевизна тиражирования, простота распространения. Стандартная структура CD-ROM/CD-визитки выставочного проекта включает в себя: • презентационные материалы выставки; • каталог участников с различными системами поиска и структуризации информации (алфавитный, товарный, тематический, географический рубрикаторы и т. д.); • планы экспозиции (с возможностью «визита» на стенды участников); • информацию о деловой программе и других проектах выставки; • инфраструктурный блок. В презентацию могут также войти справочные отраслевые базы, систематизированные законодательные базы, экспертные обзоры по рынку, социологические исследования, история выставочного проекта, расширенный инфраструктурный блок (информация о выставочном центре, городе проведения выставки, транспорт, обслуживание, карты города). Продукт может иметь прямой выход в Интернет, что повышает его функциональную значимость (например, из каталога компаний — участников выставки можно выйти на их сайт в Интернете). 6. Сувенирная и наградная продукцияХороший способ рекламы выставки — изготовление сувенирной продукции и наградной номенклатуры. Как правило, симпатичные ручки, блокноты, календари — вещи повседневной необходимости, а изображенный на них логотип выставки лишний раз напомнит об обстоятельствах их получения. Среди популярных видов сувенирной продукции на выставках можно отметить: • ручки (с нанесением логотипа выставки); • блокноты/органайзеры; • календари (настольные, настенные, карманные); • пакеты, сувенирные коробки; • кейсы/портфели, визитницы, часы, другая VIP продукция; • брелоки, зажигалки, значки, майки, кепки, наклейки и т. д. Популярностью среди экспонентов пользуется продукция наградной номенклатуры: медали, дипломы, фирменные памятные подарки. 7. Использование фото- и видеоматериалов выставкиВ рекламных обращениях выставки активно используются иллюстрации и, прежде всего, фото- и видеоматериалы. Выставка, как уже отмечалось, — товар нематериальный, и любые «свидетельства материального» укрепляют доверие к ней потенциальных участников. Фотосъемка обычно осуществляется по заранее составленному сценарию. В число значимых объектов выставки входят общие планы выставки, отдельные стенды экспонентов, официальные мероприятия выставки, мероприятия деловой, конкурсной, презентационной программы, VIP персоны, отдельные имиджевые элементы для создания фонов и заставок. Фотоматериалы используются для оформления рекламных буклетов, отчетов, сайтов, пресс-бюллетеней. На выставке также происходит видеосъемка для создания рекламных видеороликов роликов для телевидения и сети Интернет. РезюмеСпециалисты пресс-службы выставки используют в своей PR работе самые разнообразные жанры публикаций. Информационные жанры публикаций о выставке в печатных и Интернет СМИ представлены прежде всего заметкой, интервью, репортажем, анонсом. Для инициации новостей пресс-служба выставки создает информационные поводы, а также использует новости отраслевых рынков. В качестве источников новостей выставки пресс-служба предлагает пресс-релизы, медиа-киты, факт-листы, формы «вопрос — ответ», бюллетени. Широко используются аналитические жанры журналистских материалов, особенно в поствыставочный период. Активно используются корреспонденции, статьи (именные, обзорные, занимательные статьи, публицистические комментарии). Художественно-публицистические жанры используются в меньшей степени. Жанровое деление материалов периодической печати распространяется и на эфирную журналистику. На телевидении представлены заметки, отчеты, телеинтервью, телерепортажи, беседы — комментарии выставки, корреспонденции, зарисовки. На радио в выставочной практике используются радиосообщения, информационные радиокорреспонденции и радиоинтервью, радиорепортажи. Аналитические жанры применяются реже, документально-художественные жанры практически не встречаются. Жанровая специфика рекламы выставки исследуется исходя из определения рекламы как новой для покупателя, опосредованной рекламоносителем, заранее оплаченной креативной креолизованной информации, учитывающей психологическое наполнение логической информации и распределение психологической и смысловой нагрузки между вербальным и изобразительным (визуальным) рядом. К вербальному ряду относится имя, текст и слоган, к невербальному — образ и композиция. Выделяется особый жанр рекламы, а именно рекламное обращение как элемент рекламной коммуникации, которое имеет конкретную форму (текстовую, визуальную, символическую) и поступает к адресату с помощью конкретного канала коммуникации. В зависимости от рекламоносителя различаются различные виды рекламного обращения выставки. Реклама выставки в печатных СМИ представлена преимущественно развернутыми и краткими модульными объявлениями, строчные объявления используются преимущественно в справочниках выставок и ярмарок, а также в рубриках «Выставки» отраслевых изданий. Используется также вкладываемая реклама. К рекламным обращениям выставки в печатной рекламе относятся также рекламные буклеты, листовки, по жанру представляющие собой развернутое объявление в форме прямого изложения фактов. При подготовке буклета для международных участников существуют дополнительные правила и условия. В PR практике выставочных компаний используются также рекламные обращения на радио и телевидении. В рекламной кампании используются оплаченные радиосообщения, ролики, джинглы, объявления радиоведущих. Ядром визуального ряда рекламы выставки является ее товарный знак, который может быть словесным, изобразительным, объемным, комбинированным. Товарный знак является основой фирменного стиля выставки, который включает набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство выставки, всей исходящей от нее информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Константы фирменного стиля участвуют в каждом элементе рекламного сопровождения выставки, в оформлении рекламных буклетов, модулей в печатных СМИ, рекламных роликов, сайта выставки, деловой документации. В главе рассматриваются также некоторые особенности разработки рекламной полиграфической продукции выставки, мультимедийной презентации выставочного проекта, сувенирной и наградной продукции, использования фото- и видеоматериалов в рекламных сообщениях выставки. Примечания1. //Expo сегодня. — 2004. - № 6. — С. 6–8 2. Там же. С.7 5. //Expo Report. - 2004. - № 2. — С.5 6. Там же. С.4 7. Там же. С.1 8. //Куранты. — 2003. - № 32. 9. //Коммерсант. — 2002. - № 64. — С.36. 10. //Новости спортивной индустрии. — 2004. - № 1. — С.8. 11. //Бизнес: организация, стратегии, системы. 2003- № 2. — С. 42–43 12. //Метро. 2003. 21 августа 13. //Системы безопасности. 2003. - февраль — март. — С. 94–98. 14. //Penthouse. 2003. - июль — август. — С.77–70. 15. //Удача — Экспо. 2002. № 10. С.7 16. //Труд. 2000. 11 октября 17. Креативная реклама. Учебник. — М.: РИП холдинг, 2002. - 375 с. 18. Кохтев Н.Н. Реклама: искусство слова. — М.: Издв-во Моск. ун-та, 1997. 19. Имшинецкая И. Жанры печатной рекламы или сундук с идеями для копирайтера. — М.: РИП-холдинг, 2002. 20. Реклама: палитра жанров. В.В. Ученова, С.А. Шомова, Т.Э. Гринберг, К.В. Конаныхин. — М.: РИП холдинг, 2003. 21. Кара-Мурза Е.С. Дивный новый мир российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты. — http://www.gramota.ru 22. Ромат Е.В. Реклама. — СПб.: Питер, 2002, - 306 с. 23. Александрова Н., Сорокина Е., Филоненко И. Выставочный менеджмент. Методическое пособие. — Ростов-н/Д.: Экспертное бюро, 2001. — С.17–18. 24. О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации: Концепция, одобрена Комиссией Правительством РФ, протокол № 3 от 19/03/0. www.tpprf.ru/ru/main/show/coord/s1912/ 25. Александрова Н., Сорокина Е., Филоненко И. /Указанное сочинение — С. 30–35 26. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: Закон Российской Федерации, принят 17 октября 1992 — russianlaw.net/law/laws/t9.htm 27. Александрова Н., Сорокина Е., Филоненко И. /Указанное сочинение — С.30 28. Делл Д., Линда Т. Учебник по рекламе/ Пер. с англ. — М.: Современное слово, 1997. — С.58 29. Morrow, Sandra Lynn, The Art of the Show. Second Edition. IAEM Foundation, Dallas, Texas, 2001. - P.117 30. Starch D., Measuring Advertising Readership and Results. New York, McGraw-Hill, 1966. - P.115 31. Там же. P.124 32. Материалы семинара для выставочных работников, организованного Немецкой академией выставочного менеджмента (г. Целле, Германия) — доступны по запросу alexandrova@proexpo.ru 33. Morrow, Sandra Lynn, The Art of the Show, Second Edition. IAEM Foundation, Dallas, Texas, 2001. - P.12 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|