Почему мы пишем эту книгу, ведь столько книг о мошенничестве уже написано? Мы ставим своей целью дать анализ самого понятия «мошенничество», рассмотреть типы и мотивацию мошенников, а также те меры, которые можно предпринять для обнаружения, расследования и предупреждения случаев мошенничества. Мы втроем расследовали и изучили сотни таких случаев в огромном количестве разных фирм и организаций. В настоящее время Тим Уильяме является вице-президентом по этике бизнеса в крупной североамериканской компании «Not-hern Telecom», где он отвечает за предупреждение случаев злоупотреблений, соответствующее реагирование на подобные факты и за решение связанных с этим этических проблем. До занятия этой должности он более 17 лет проработал в руководстве служб безопасности трех североамериканских корпораций. Джерри Вернц в настоящее время является начальником отдела внутрифирменного аудита и безопасности корпорации «Boise Cascade», входящей в список 500 наиболее преуспевающих фирм. В его обязанности входит координация всей работы по предупреждению, выявлению и расследованию случаев мошенничества. Стив Альбрехт — это профессор, исследователь мошенничества как явления, автор многих научных трудов. Он является консультантом многих фирм и в прошлом был президентом Ассоциации следователей по делам о мошенничестве. Авторы этой книги совместно разработали для нескольких фирм стратегию их действий по профилактике мошенничества и минимизации ущерба от подобных злоупотреблений. Такой опыт работы позволяет нам представить свежий взгляд на мошенничество с точки зрения конкретного человека. Хочется надеяться, что, прочтя нашу книгу, вы сможете посмотреть на мошенничество глазами того, кто его совершает, а также с точки зрения коллег мошенника и пострадавших фирм. Мы детально рассмотрим три элемента мошенничества — три необходимых для него фактора. Используя же свои знания о сути мошенничества, вы сможете разработать меры по предупреждению его так, чтобы ваши фирмы, сотрудники и менеджеры не стали его жертвами. Основное внимание в книге мы уделим профилактике, обнаружению и расследованию случаев мошенничества, что в сегодняшней Америке обходится фирмам в миллионы долларов. Эту работу можно построить намного более эффективно, сохранив своей организации огромные средства. Предлагаемая вам книга состоит из четырех частей. Часть I (главы 1—5) посвящена рассмотрению так называемого треугольника мошенничества, иллюстрирующего, почему люди идут на мошенничество. В первой главе описаны типы как злоупотреблений, так и мошенников, приведены статистические данные, показывающие степень распространенности мошенничества в США. Во второй главе обсуждается первый элемент «треугольника мошенничества» — давление со стороны внешних обстоятельств, в третьей и четвертой — второй элемент этого треугольника, возможности для совершения мошенничества, а в пятой — третий, и последний, элемент, самооправдания аферистов. Часть II (главы 6—9i посвящена вопросам выявления случаев мошенничества. После краткого рассмотрения общих моментов в шестой главе в главах с седьмой по девятую мы обсудим симптомы и признаки мошенничества, которые могут и должны вас настораживать. В III части (главы 10—14)' затронуты проблемы расследования случаев мошенничества. После рассмотрения общих вопросов (глава 10) в 11-й главе приведены методы расследования махинаций с финансовыми документами, в 12-й – методы расследования судьбы похищенных средств, в 13-й — способы проведения опросов и допросов, а в 14-й приводится пример составления отчета о расследовании. Часть IV (главы 15 и 16) посвящена работе по предупреждению мошенничества как такового, а в заключительной, 17-й главе мы пытаемся увязать между собой различные элементы профилактики, выявления и расследования злоупотреблений в целях разработки фирменного плана действии по минимизации подобных явлении. Мы искренне надеемся, что, прочтя нашу книгу, вы получите удовольствие и не зря потратите время. У. Стив Альбрехт Джеральд У. Вернц Тимоти Л. Уильяме