• УРОК 15 (7) ТЕМА: «Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные»
  • УРОК 16 (8) ТЕМА: «Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные»
  • УРОК 17 (9) ТЕМА: «Отдел Папоротниковидные»
  • УРОК 18 (10) ТЕМА: «Строение папоротника». Лабораторная работа
  • УРОК 19 (11) ТЕМА: «Плауны, хвощи, папоротники». Проверочная работа
  • УРОК 20 (12) ТЕМА: «Представители, строение и образ жизни голосеменных растений»
  • УРОК 21 (13) ТЕМА: «Строение пыльцы, шишки и семени сосны». Лабораторная работа
  • УРОК 22 (14) ТЕМА: «Многообразие и прогрессивная организация покрытосеменных (цветковых) растений»
  • УРОК 23 (15) ТЕМА: «Особенности размножения цветковых растений, классы Однодольных и Двудольных»
  • УРОК 24 (16) ТЕМА: «Строение шиповника», «Строение пшеницы». Лабораторная работа
  • УРОК 25 (17) ТЕМА: «Прокариоты, грибы, растения». Проверочная работа
  • II четверть

    УРОК 15 (7)

    ТЕМА: «Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    дать сравнительную характеристику 4-х отделов споровых растений: мхов, плаунов, хвощей и папоротников. Продолжить знакомить учащихся с разнообразием растительного мира и особенностями строения высших споровых растений.

    ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, таблицы, фотографии и гербарные образцы плаунов, хвощей, папоротников и мхов.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Отделы споровых: Ллацновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные».

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Каковы основные различия низших и высших растений? (Деление на органы (вегетативные) – корни, стебли, листья, (репродуктивные) – спорангии, цветки, плоды.)

    2. Какие группы и отделы входят в состав подцарства Высших растений? (Отдел Моховидные, отдел Плауновидные, отдел Хвощевидные, отдел Папоротниковидные, отдел Голосеменные, отдел Покрытосеменные растения.)

    3. От каких предковых форм произошли моховидные? (От псилофитов.)

    4. Какие ткани выражены у мхов? (Основная, проводящая, механическая, запасающая, покровная.)

    5. Почему мох сфагнум называют «вечным»? (Бесконечный рост и образование торфа из отмершей части растения.)

    6. Где произрастает больше всего сфагнума и кукушкина льна? (На заболоченных лесных участках, на участках с избыточным увлажнением.)

    7. Что такое ризоиды мхов? (Нитевидные одноклеточные или многоклеточные выросты в нижней части стебля. Образованы одинаковыми клетками и лишены проводящих тканей.)

    8. Что представляют собой коробочки мхов и что в них находится? (У женских растений на верхушке образуются коробочки на длинных ножках, покрытые волосистыми колпачками. В коробочках образуются споры. На верхушке женских растений находятся половые органы с женской половой клеткой (гаметой) – яйцеклеткой.)

    9. Что представляет собой половое поколение моховидных? (Гаметофит – стебель с листьями и половые клетки.)

    10. Что представляет собой бесполое поколение моховидных? (Спорофит, растение на котором образуются споры.)

    11. Возможно ли оплодотворение у моховидных вне воды? (Нет.)

    Изучение нового материала

    Начиная урок, учащихся можно заинтересовать вопросом – какой цветок ищут в июльскую ночь на Ивана Купалу, чтоб сбылись все желания? После обсуждения придется огорчить слушателей безоговорочным утверждением о заведомой безуспешности таких поисков, поскольку у папоротников, как у всех споровых растений, цветы отсутствуют в жизненном цикле. Цветов папоротника (и, следовательно, реальных основ для шаржа на восхищенного ботаника со с. 66) в природе не существует. Для папоротников характерно чередование поколений: бесполого (многолетний спорофит) и полового (коротко живущий гаметофит). Особенность размножения папоротников – образование спор в спорангиях на нижней поверхности зеленых листьев. В отличие от мхов, у плаунов, хвощей и папоротников развиваются корни.

    Все споровые имеют единого предка, а именно первых наземных растений – псилофитов. 300 млн лет назад плауны, хвощи и, особенно, папоротники были огромными и напоминали деревья. Они формировали целые леса. Отложениями именно этих древних растений человек пользуется и сейчас. Уместен вопрос учащимся – что собой представляют эти отложения и как они сейчас используются человеком? В классе, вероятно, найдутся достаточно эрудированные ученики, которые расскажут о происхождении залежей каменного угля, их географии (Воркута – на крайнем северо-востоке Европейской России, Кузнецк – на юге Средней Сибири, Донецкий бассейн – на востоке Украины и др.) и его использовании (теплоэлектростанции, выплавка чугуна, отопление домов, ранее широко применявшиеся паровые двигатели на фабриках, паровозах, пароходах). Один из геологических периодов развития Земли – около 300 млн лет назад, когда процветали древовидные плауны и папоротники, создавшие пласты каменного угля, так и назвали – каменноугольный (по-латыни – карбон). В настоящее время большинство споровых представлено многолетними травянистыми растениями. Однако в тропических областях произрастают и древовидные формы папоротников высотой до 20–25 м. Ныне живущие споровые растения используются в медицине и пищевой промышленности, но в неизмеримо меньших масштабах, чем их ископаемые предки, превратившиеся в каменный уголь.

    Закрепление изученного материала

    Задание. Составьте сравнительную таблицу, заполнение которой будет происходить по мере изучения нового материала.

    Домашнее задание

    1. Подготовить сообщения о древних споровых растениях, их строении и распространении.

    2. Проанализировать, в чем причина вымирания большинства древовидных споровых растений

    УРОК 16 (8)

    ТЕМА: «Отделы споровых: Плауновидные, Хвощевидные»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    дать общую характеристику отделов споровых растений: плаунов и хвощей. Отметить особенности усложнения в ходе эволюции.

    ТИП УРОКА: комбинированный.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, таблицы, фотографии и гербарные образцы плаунов, хвощей, папоротников и мхов.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Отделы споровых: Ллауновидные, Хвощевидные».

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Дайте определение спорангия. (Бесполое поколение растения, на котором образуются споры.)

    2. Дайте определение гаметофита. (Половое поколение растения, у которого образуются половые клетки – гаметы.)

    3. Что такое заросток? (Гаметофит, половое поколение у высших споровых растений. Развивается из споры и образует мужские и женские половые органы. Размеры от нескольких мм до 5 см. Имеет вид цельных или расчлененных пластинок, нитей, клубеньков. В основном наземные формы. Имеют зеленую окраску, т. е. способны к фотосинтезу. Пластинки снабжены ризоидами. У плаунов подземные формы заростка бесцветны и питаются при помощи гриба, поселяющегося в ткани заростка. Продолжительность жизни обычно невелика, но у плаунов заростки живут до 15–20 лет.)

    4. Что такое зигота? (Оплодотворенная яйцеклетка.)

    5. В чем отличие полового размножения от бесполого? (Половое размножение – размножение, в котором участвуют две особи, дающие половые клетки (гаметы). При оплодотворении гаметы копулируют, образуя зиготу, в которой сочетаются наследственные признаки обоих родителей. Бесполое размножение – простейший способ размножения или путем разделения тела на 2 части (деление), на несколько частей сразу (спорование), или путем отделения от него бокового, постепенно разрастающегося выступа (почкование).)

    Изучение нового материала

    Плауны – многолетние, споровые, вечнозеленые травянистые растения, ведущие свое происхождение как от моховидных так и от псилофитов.

    Учитель предлагает познакомиться со строением плаунов на примере гербарных образцов. Далее учитель обсуждает вместе с учениками особенности вегетативного размножения плаунов, а также бесполого и полового размножения.

    Половое размножение происходит только при наличии воды, в отличие от бесполого размножения.

    При изучении жизненного цикла плаунов следует отметить, что созревшие гаметофиты плаунов не отделены от спорофита, чем отличаются от мхов, и имеют преимущество в приспособлении к жизни на суше.

    Потом переходит к рассказу применения плаунов в жизни человека и их роли в биоценозе, рассказывает о причинах их сокращения (практически все плауны занесены в Красную книгу России).

    Дополнение. Плауны относятся к высшим споровым растениям. Имеют укороченные или длинные стебли, как правило ветвистые, стелющиеся или приподнимающиеся; листья (филлоиды) чешуевидные или шиловидные. Спорангии почковидные, расположены на верхней стороне спорофиллов. Выделяют 2 семейства: плауновые со спорангиями, обычно собранными в плотные колоски (стробилы), и баранцовые с дважды или четырежды дихотомически ветвящимися стеблями, с пазушными спорангиями, не собранными в плотные колоски. Семейство плауновых включает около 200 видов; семейство баранцовых – около 150 видов.

    Известно, что некоторые виды плауна содержат сильный парализующий яд, но эти растения использовали в народной медицине, в ветеринарии, а также как источник получения зеленой, синей и желтой красок. Их используют при лечении никотинизма, алкоголизма, глазных болезней. Следует только помнить, что неосторожное применение этих растений при самолечении может привести даже к смертельному для человека исходу. Споры некоторых видов плаунов богаты жирными маслами и раньше использовались в пиротехнике (при изготовлении взрывчатых веществ и для получения световых эффектов). Сейчас используют при фасонном литье (при соприкосновении с жидким металлом споры, покрывающие поверхность формы, вспыхивают и образовавшийся газ способствует получению гладкой поверхности детали). Использовались и используются споры в медицине в качестве порошка (ликоподия) для присыпки, для обсыпки пилюль.

    Затем по тому же плану учитель знакомит учащихся со строением хвощей, отметив также отличия весеннего и летнего побега хвоща.

    Дополнение. В настоящее время эта группа растений представлена одним родом хвощ (Equisetum), включающим около 30 видов, в России – 17 видов. Растут на болотах, лугах, лесах и по берегам водоемов. Стебли прямостоячие отходят от подземных корневищ; на стеблях и корневищах присутствуют четко выраженные узлы. На корневище от узлов отходят корни, а на надземном стебле – розетки мелких чешуевидных листьев. Зеленые стебли имеют сложную систему сосудистых тканей и выполняют функцию фотосинтеза. Стебли содержат кремнезем (раньше хвощ использовался как абразивный материал). Споры образуются на верхушке стебля в компактных стробилах; у некоторых видов для этого развивается особый спороносный стебель, лишенный хлорофилла. Споры прорастают в половые заростки. Размножаются в основном корневищами. Растение хорошо переносит засуху, лесные пожары.

    Закрепление изученного материала

    1. Ответить на вопросы учебника на с. 60–61.

    2. Начать заполнение сравнительной таблицы, указав в соответствующих графах по плаунам и хвощам наличие (есть, нет) органа или процесса:

    Домашнее задание

    1. Составить схему жизненного цикла плаунов и хвощей.

    2. Завершить заполнение раздела таблицы по плаунам и хвощам.

    3. Составить список наиболее известных представителей плаунов (плаун сплюснутый, плаун булавовидный, плаун баранец) и хвощей (хвощ полевой, хвощ зимующий, хвощ лесной, хвощ болотный), а также схематично зарисовать данных представителей в тетради.

    УРОК 17 (9)

    ТЕМА: «Отдел Папоротниковидные»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    изучение особенностей строения папоротников. Сравнительная характеристика споровых растений: плаунов, хвощей и папоротников.

    ТИП УРОКА: комбинированный.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, таблицы, фотографии и гербарные образцы плаунов, хвощей, папоротников.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Отдел Папоротниковидные».

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Кто является предком хвощей и плаунов? (Псилофиты.)

    2. На какой тип почвы указывает растущий хвощ? (Кислую.)

    3. Чьи споры используются для изготовления детской присыпки? (Споры плаунов.)

    4. Какой химический элемент содержат хвощи? (Кремний.)

    5. Какие побеги хвоща используются для рассеивания спор? (Весенние.)

    6. Как располагаются на стебле листья плаунов? (Поочередно, супротивно или мутовчато.)

    7. Что снижает возможность самооплодотворения у плаунов? (Спермии созревают раньше яйцеклеток.)

    8. Какую форму имеет заросток хвоща? (Форму расчлененной пластины, похожей на заросток папоротника.)

    9. Как используют хвощ в медицине? (Каклекарственное растение, например, мочегонное.)

    10. В какой части растения происходит фотосинтез у хвощей? (В основном в разветвленном зеленом стебле.)

    Изучение нового материала

    Папоротники – процветающая группа растений, насчитывающая большое количество видов (более 10 тыс.) и ведущая свое происхождение от псилофитов. Учитель отмечает особенности внешнего строения папоротников (лист – вайя, молодые листочки свернуты в улитку).

    Знакомит с особенностями размножения папоротников и предлагает рассмотреть схему жизненного цикла на с. 63 учебника (отмечая преобладание фазы спорофита над гаметофитом).

    В заключение рассказывает о практическом значении папоротников и их роли в биоценозах.

    Дополнение. Папоротники относятся к отделу Высших растений. Для них характерно наличие корней и листьев, чередование поколений – бесполого (спорофита) и полового (гаметофита). Бесполое поколение преобладает. Спорофит папоротника – это травянистое или древовидное растение с крупными, многократно рассеченными листьями (молодые листья улиткообразно свернуты). Листья папоротника характеризуются дифференциацией верхней и нижней поверхности листовой пластинки. У большинства папоротников проводящая система представляет собой сифоностелу – проводящие ткани находятся вокруг паренхимной сердцевины. Многие папоротники не способны к вторичному росту стебля. Ксилема обычно состоит из трахеид, но у орляка и марсилеи есть также настоящие сосуды. Есть придаточные корни, которые, вероятно, произошли из видоизмененных подземных корневищеподобных органов риниофитов.

    Папоротники отличаются разнообразием форм, внутреннего строения и размеров. Листья их варьируют от многократноперисто-рассеченных до цельных, от гигантских – длиной 5–6 м (мараттиевые и циатейные) и даже до 30 м (вьющиеся листья у представителей семейства Схизеевых), до крошечных листьев длиной всего 3–4 мм, образованных 1 слоем клеток (представители семейства Гименофилловых). Длина стебля изменяется от нескольких сантиметров до 20–25 м (представители рода Циатея). Они бывают подземными (корневища) и надземными, прямостоячими и вьющимися, простыми и ветвистыми. Чаще спорангии находятся на листьях; у некоторых листья дифференцированы на спороносные (спорофиллы) и вегетативные, зеленые (или же дифференцированы сегменты одного и того же листа, как, например, у чистоуста). У большинства видов спорангии расположены на нижней стороне листа, они относительно мелкие, с однослойной стенкой и образуют мало спор. Папоротники могут размножаться вегетативно – корневищами, а также с помощью выводковых почек, образующихся на листьях.

    Папоротники произрастают на всех континентах во влажных тропиках и субтропиках, являясь основными растениями влажных ущелий и горных лесов. В умеренном поясе они растут чаще всего в тенистых лесах и на болотах. Есть виды (ксерофиты), которые растут на скалах или на склонах между камнями. Другие виды растут в воде, а также в составе мангровой растительности. В тропиках много эпифитных форм.

    Древовидные папоротники главным образом произрастают в горах во влажных тропиках, а также в Чили, Новой Зеландии и Южной Африке. Некоторые новозеландские виды растут у ледника Франца-Иосифа на Южном острове и проникают даже на субантарктические Оклендские острова.

    Папоротники используют как декоративные растения, некоторые употребляют в пищу (листья малазийского вида кочедыжника, молодые побеги одного из видов орляка, молодые листовые почки и сердцевину некоторых древовидных папоротников). Корневища видов щитовника, многоножки и др. применяют в медицине (корневища щитовника мужского – как средство против ленточных глистов). Есть ядовитые виды.

    Закрепление изученного материала

    1. Ответить на вопросы учебника на с. 66–67.

    Домашнее задание

    1. Составить схему жизненного цикла папоротника.

    2. Завершить заполнение сравнительной таблицы.

    3. Составить список наиболее известных представителей папоротников (орляк, щитовник мужской, кочедыжник женский, страусник, голокучник Линнея) для записи в тетрадь и запоминания.

    УРОК 18 (10)

    ТЕМА: «Строение папоротника». Лабораторная работа

    ЦЕЛИ УРОКА:

    закрепление знаний о строении высших споровых растений. В соответствии с указаниями рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения папоротника и его органов: корневища, листа, спорангиев.

    ТИП УРОКА: закрепление знаний.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рабочие тетради к учебнику, таблицы, рисунки, натурные объекты (образцы разных видов папоротников и их частей), необходимый инструментарий и оптика.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Строение папоротника». Лабораторная работа.

    Лабораторная работа «Строение папоротника».

    Ход работы.

    1. Рассмотреть и сравнить строение разных видов папоротников.

    2. Зарисовать внешнее строение и обозначить названия основных частей.

    3. Рассмотреть строение листа.

    4. Найти мужские и женские экземпляры.

    5. Рассмотреть и зарисовать спорангии и споры.

    6. Подвести итог работе, выделив основные функции разных частей папоротника.

    Молодые листья папоротника спирально закручены и покрыты множеством сухих чешуек, которые защищают молодые листья от высыхания. Весной молодые листья начинают расти своей верхушкой. На нижней поверхности листьев папоротника появляются округлые возвышения кожицы, располагающиеся в два ряда вдоль средней жилки на каждой доле листа (начало бесполого размножения папоротника). Со временем эти уплотнения становятся бурыми, в них под тонкой пленкой находятся мельчайшие мешочки – спорангии, содержащие одноклеточные споры. В сухую погоду спорангии лопаются, и споры высвобождаются.

    Во влажной почве споры прорастают и дают тончайшую трубочку, которая разрастается в зеленую многоклеточную пластинку – заросток. Заросток – это уже половое поколение папоротника. При увеличении видно, что верхняя сторона заростка гладкая, а нижняя – покрыта тончайшими волосками, помогающими ему прикрепляться к влажной поверхности почвы. Между волосками находятся полые бугорки, где находятся сперматозоиды. Около сердцевидной выемки заростка находятся удлиненные возвышения с канальцами, идущими внутрь. На дне каждого бугорка находится яйцеклетка – женская половая клетка.

    Домашнее задание.

    Ответить на вопросы на с. 60 учебника.

    УРОК 19 (11)

    ТЕМА: «Плауны, хвощи, папоротники». Проверочная работа

    ЦЕЛИ УРОКА:

    выявить уровень знаний учащихся о высших споровых растениях, предложив выполнить тестовые задания.

    ТИП УРОКА: закрепление знаний.

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, гербарный материал.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Плауны, хвощи, папоротники». Проверочная работа.

    Проверочная работа

    Напомнить учащимся о порядке выполнения тестовых заданий и предложить классу приступить к работе. Правильные ответы выделены курсивом.

    Тестовые задания.

    1. Где происходит оплодотворение у споровых?

    А. В воздухе

    Б. В воде

    В. В почве

    Г. В клетке растения

    2. Как называются первые наземные растения?

    А. Маршанция

    Б. Родобриум

    В. Псилофит

    Г. Сфагнум

    3. Тело мхов подразделяется на:

    А. Стебли и листья

    Б. Листья и корни

    В. Стебли и корни

    Г. Стебли, листья, корни

    4. Плауны это:

    A. Однолетние растения с ризоидами

    Б. Многолетние растения с крупными листьями

    B. Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями

    Г. Многолетние растения с ризоидами

    5. Хвощи имеют:

    А. Ризоиды

    Б. Луковицу

    В. Ползучий стебель

    Г. Корневище

    6. Заросток папоротника это:

    А. Спорофит

    Б. Гаметофит

    В. Маленькое растение папоротника

    Г. Разворачивающиеся листья папоротника

    7. В жизненном цикле папоротников преобладает:

    А. Спорофит

    Б. Гаметофит

    В. Обе формы развиваются одновременно (параллельно)

    Г. Обе формы развиваются последовательно – то гаметофит, то спорофит

    8. Вайи это:

    А. Побеги плауна

    Б. Листья папоротника

    В. Листья мха

    Г. Побеги хвоща

    9. Весенние побеги хвоща:

    А. Зеленые, ветвистые без спорангиев

    Б. Бурые тонкие гаметофиты

    В. Зеленые гаметофиты

    Г. Бурые со спороносными колосками

    10. Хвощ – показатель того, что почва:

    А. Кислая

    Б. Щелочная

    В. Нейтральная

    Г. Не является показателем

    Если учащиеся быстро справились с тестами, можно за дополнительные баллы предложить выполнить творческие работы:

    1. Составить цепь питания для сфагнового болота.

    2. Составьте схему размножения папоротников.

    3. Найдите черты сходства и различия в развитии мхов и папоротников.

    4. Приведите доказательства того, что хвощи относятся к высшим растениям.

    Домашнее задание

    Повторить систему Царства растений. Повторить основные признаки высших и низших растений.

    УРОК 20 (12)

    ТЕМА: «Представители, строение и образ жизни голосеменных растений»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    раскрыть значение появления семян для распространения растений, охарактеризовать отличительные особенности и значение хвойных и других голосеменных растений.

    ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки и фотографии голосеменных, засушенные веточки и шишки сосны, ели, лиственницы, кедровые орешки; необходимая оптика.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Представители, строение и образ жизни голосеменных растений».

    Изучение нового материала

    Вопросы для активизации знаний.

    1. На какие систематические категории подразделяется Царство растений?

    2. Каковы основные различия высших и низших растений?

    3. Кратко охарактеризуйте отделы низших растений.

    4. Кратко охарактеризуйте отделы высших растений.

    Появление в процессе эволюции растений, образующих семена, защищенные оболочкой и снабженные запасом питательных веществ, обеспечило более высокую, чем у споровых, выживаемость зародышей на начальных этапах их роста и развития, когда формируются зачаточные органы: корень, стебель, листья. Кроме того, в этих случаях процесс оплодотворения не зависит от обязательного наличия воды. Эти преимущества обеспечили прогресс семенных растений и позволили им широко расселиться по всей территории Земли.

    Первыми из них появились голосеменные, которые происходят от древних папоротников, вымерших в начале каменноугольного периода. Отдел Голосеменных включает хвойные, саговниковые, гинкговые и эфедровые растения. Можно предложить учащимся назвать и кратко охарактеризовать известные им хвойные растения. Рассмотрев с учениками коллекцию шишек, изложить особенности размножения хвойных растений, отметив отсутствие у них цветов и плодов. Стоит напомнить ученикам, что чемпионами высоты и долголетия в растительном царстве являются именно хвойные гиганты – секвойи, живущие (и строго охраняемые) на востоке США. Рассказывая о природном и хозяйственном значении голосеменных, следует особо сказать о мировых запасах хвойных лесов, сосредоточенных в России.

    Дополнение. Одно из полезнейших хвойных растений – сосна. Ее ровная, смолистая (стало быть, долго не гниющая) древесина – ценный строительный материал, из смолы получают скипидар и канифоль для медицинской и лакокрасочной промышленности, сосновый лес выделяет много губительных для болезнетворных бактерий летучих веществ – фитонцидов, воздух в таких рощах полезен для здоровья. Орешки кедровой сосны, растущей на юге Сибири, содержат богатый набор полезных растительных жиров, витаминов и микроэлементов. Можно уточнить, что она не относится к настоящим кедрам, произрастающим в Гималаях, Алжире, Ливане (редчайший в природе ливанский кедр изображен на флаге этой страны) и других горных районах.

    На с. 68 учебника изображено поистине поразительное голосеменное растение – вельвичия удивительная, крайне редко встречающаяся в пустынях Намибии на юго-западе Африки. Два ее огромных листа медленно растут всю жизнь – в течение сотен (!) лет. За эти столетия листья вырастают до 8 м, коротышка-ствол – всего на 10–20 см, зато длиннющий корень на десятки метров уходит в глубину песков до водоносных горизонтов. Сейчас известны буквально единичные экземпляры вельвичии, которые бдительно охраняются от туристов и коллекционеров.

    Закрепление изученного материала

    1. Зарисовать схему строения ствола древесных растений и отметить их функции, составив таблицу:

    2. Рассмотреть рисунки голосеменных растений на с. 69–73 и отметить их особенности (лиственница – единственное из хвойных деревьев теряет листву осенью, что отражено в ее названии; растущая в Средней Азии эфедра – лекарственное растение; у тропических голосеменных съедобны плоды гинкго и крахмалистая сердцевина саго).

    3. Изучить строение шишек хвойных растений:

    – рассмотреть внешнее строение мужской и женской шишек сосны;

    – зарисовать внешнее строение изученных шишек;

    – рассмотреть под микроскопом строение пыльцы и зарисовать ее;

    – рассмотреть строение семени, обозначить названия его частей.

    Домашнее задание

    1. Ответить на вопрос рубрики «Подумайте!» на с. 75.

    2. Дать названия растениям с рис. на с. 75 (хвощевидные, бурые водоросли, моховидные, голосеменные хвойные, плауновидные, голосеменные гинкговые).

    3. Составить список из 5–7 наиболее интересных и значимых голосеменных деревьев и записать в словарик.

    УРОК 21 (13)

    ТЕМА: «Строение пыльцы, шишки и семени сосны». Лабораторная работа

    ЦЕЛИ УРОКА:

    познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения мужской и женской шишек хвойных растений (на примере сосны). Продолжить формирование умения работать с микроскопами и живыми объектами.

    ТИП УРОКА: закрепление знаний.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рабочие тетради, плакаты, рисунки; натурные объекты (коллекции шишек хвойных растений), набор препаровальных игл и необходимой оптики.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Строение пыльцы, шишки и семени сосны». Лабораторная работа.

    Проверка усвоения материала предыдущих уроков

    Фронтальный опрос.

    1. Голосеменные ведут свое происхождение от древних папоротников, вымерших в начале каменноугольного периода. Почему они выжили и, несмотря на небольшое видовое разнообразие, образуют огромные массивы леса? (Появление семян у растений – важный этап в их развитии. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, а прочные его покровы защищают зародыш от повреждений. Процесс оплодотворения не зависит от водной среды.)

    2. Почему голосеменные являются более прогрессивными по сравнению со споровыми? (Образуют семена (запас питательных веществ для зародыша и его защита от внешнего воздействия среды), оплодотворение не зависит от наличия воды, освоение разных по условиям обитания территорий.)

    3. Как происходит опыление хвойных? (Ветром.)

    4. Зависит ли оплодотворение голосеменных от присутствия воды? (Нет.)

    5. Какова функция семени? (Защита зародыша, питательная среда для зародыша.)

    Перед проведением лабораторной работы следует повторить с учащимися процесс размножения хвойных. Учитель раздает коллекционные наборы мужских и женских шишек (предлогает учащимся рассмотреть эти коллекции, и далее обсуждает их строение и видовую принадлежность).

    Затем учащиеся приступают к выполнению лабораторной работы «Строение мужских и женских шишек, пыльцы, семян сосны».

    Ход работы.

    1. Рассмотреть внешнее строение мужской и женской шишек сосны.

    2. Зарисовать внешнее строение данных экземпляров.

    3. Рассмотреть под микроскопом строение пыльцы и зарисовать ее.

    4. Рассмотреть строение семени.

    5. Зарисовать и подписать его части.

    6. Сделать вывод по работе.

    Дополнение. Органами размножения у голосеменных (хвойных) являются стробилы (от греч. strobiLos – сосновая или еловая шишка) – видоизмененные укороченные побеги, несущие специальные листья – спорофиллы, на которых формируются спорообразующие органы – спорангии. Есть мужские стробилы (их называют микростробилами, мужские шишки) и женские стробилы (мегастробилы, женские шишки). Собрания мегастробилов и одиночные мегастробилы называются женскими шишками.

    У многих видов хвойных мужские и женские шишки находятся на одном дереве (однодомные), есть случаи, когда женские и мужские шишки развиваются на разных деревьях (двудомные).

    Мужские шишки чаще всего собраны группами и располагаются в пазухах листьев или на верхушках боковых побегов. У основания шишек есть чешуйки, выполняющие защитную роль. Микроспорофиллы чешуевидные или щитковидные. На каждом микроспорофилле образуется от 2 до 15 микроспорангиев. В микроспорангии образуется спорогенная ткань, окруженная со всех сторон слоем клеток, которые обеспечивают питательные вещества развивающиеся микроспоры. Из одной микроспоры развивается мужской гаметофит – половое поколение растений, жизненный цикл которых проходит с чередованием полового и бесполого поколений.

    Женская шишка состоит из центральной оси, на которой находятся кроющие чешуи, в каждой из которых находится семенная чешуя (видоизмененный мегастробил). На верхней стороне семенной чешуи находятся семязачатки. Семязачаток – это мегаспорангий, окруженный особым защитным веществом. Внутри мегаспорангия в результате многократного деления из одной функционирующей мегаспоры (обычно их бывает 3–4) развивается женский гаметофит, называемый эндоспермом.

    С помощью воздушных мешков пыльца из мужских шишек переносится на семязачатки. Происходит опыление и чешуйки женской шишки смыкаются. Мужской гаметофит продолжает свое развитие на мегаспорангии. После опыления происходит процесс оплодотворения, который может длиться от 12 до 14 месяцев. После оплодотворения образуется зигота, начинает развиваться предзародыш, а потом настоящий зародыш. Развитие зародыша происходит за счет запасных веществ эндосперма.

    Домашнее задание

    Повторить пройденный материал по теме «Голосеменные растения».

    УРОК 22 (14)

    ТЕМА: «Многообразие и прогрессивная организация покрытосеменных (цветковых) растений»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    показать прогрессивные особенности покрытосеменных, их многообразие и распространение. Расширить знания учащихся о роли семян в развитии растений.

    ТИП УРОКА: комбинированный.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, фотографии, гербарные экземпляры цветковых растений, их семян и цветков, таблицы строения цветка, схемы соцветий,

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: Тема: «Многообразие и прогрессивная организация покрытосеменных (цветковых) растений».

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Какие растения относятся к голосеменным? (Саговниковые, гинкговые, хвойные, эфедровые.)

    2. Назовите их общие особенности. (Образуют семена, но не формируют цветков и плодов.)

    3. Чем различается строение хвоинки и листа? (Отличаются по форме и строению. Хвоя – листья многих голосеменных деревьев и кустарников. Хвоя бывает игольчатой или чешуевидной формы, приспособлена к неблагоприятным условиям жары и холода. Как правило, хвоя многолетняя, опадает постепенно. Ее эпидермис представлен толстой кутикулой, устьица погруженные. Мякоть листа состоит из паренхимных клеток (с хлорофилловыми зернами), стенки которых у сосны образуют внутри клетки выросты и складки, увеличивающие фотосинтезирующую поверхность листа. В центре хвои находятся проводящие пучки (1–2). У многих видов хвойных листья содержат смоляные ходы.)

    4. Как происходит размножение обоеполых растений? Рассказать на примере сосны.

    5. Как устроена мужская шишка? (Несет спермии.)

    6. Как устроена женская шишка? (Несет яйцеклетку и эндосперм.)

    7. Зависит ли оплодотворение от присутствия воды? (Нет.)

    8. Как хвойные растения могут обеззараживать воздух? (Древесные растения и особенно хвойные, способны выделять фитонциды – биологически активные вещества, способные убивать или подавлять развитие других организмов, в основном микробов.)

    9. Почему сосна первой заселяет открытые пространства? (Светолюбивая порода, неприхотлива к почве.)

    10. Какие хвойные считаются индикаторами здоровой среды обитания? (Пихты.)

    Изучение нового материала

    Что означают два названия одного и того же отдела – покрытосеменные и цветковые? – Ответ: во-первых, у всех представителей этого отдела есть цветок; во-вторых, семяпочка защищена завязью от неблагоприятных воздействий.

    Жизненные формы покрытосеменных представлены травами, кустарниками и деревьями. Для них характерны высокое обилие как особей, так и видов (превышающее все прочие группы растений вместе взятые – около 250 тыс. из 350 тыс. видов царства Растений в целом), широкое распространение во всех климатических зонах Земли.

    Лучше всего изучать особенности строения покрытосеменных, используя схематичные рисунки дерева, кустарника и травянистого растения. Учитель обращает внимание учащихся на то, что у покрытосеменных есть корни (главный, боковые, придаточные), стебель и побеги, почки и листья (простые, сложные), цветы, семена и плоды.

    Целесообразно отразить строение стебля и функции его частей у покрытосеменных растений в форме таблицы.

    Закрепление изученного материала

    1. Повторить в форме вопросов к учащимся основные прогрессивные черты покрытосеменных, обеспечившие их широкое распространение и высокое обилие.

    2. Предложить учащимся назвать известные им цветковые растения (травы, кустарники и деревья), описать их внешний вид, роль в природе и значение для человека.

    3. В заключение урока учащиеся приходят к выводу: покрытосеменные имеют более прогрессивное строение в сравнении с голосеменными, что и обеспечило их видовое разнообразие и широкое распространение.

    При наличии времени целесообразно еще раз вместе с учащимися перечислить эти прогрессивные черты.

    Домашнее задание

    1. Завершить заполнение таблицы.

    2. Составить список цветковых растений, произрастающих у каждого ученика дома, на дачном или приусадебном участке (как диких видов, так и культурных, включая комнатные).

    УРОК 23 (15)

    ТЕМА: «Особенности размножения цветковых растений, классы Однодольных и Двудольных»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    рассмотреть строение и функции цветка, значение плодов для расселения растений. Отметить основные отличия однодольных и двудольных растений.

    ТИП УРОКА: комбинированный.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, фотографии, муляжи; образцы цветов, плодов и семян; схемы строения цветка и плода, разнообразия соцветий.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Особенности размножения цветковых растений, классы однодольных и двудольных».

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Перечислите основные признаки покрытосеменных растений. (Наличие цветков и покрытосемянность.)

    2. Какие жизненные формы представляют покрытосеменные растения? (Деревья, кустарники, травянистые растения.)

    3. Что является органом полового размножения и какое оплодотворение характерно для покрытосеменных? (Цветок, двойное оплодотворение.)

    4. Какие деревья называются листопадными и вечнозелеными? Приведите примеры.

    5. Назовите растущие вблизи школы покрытосеменные растения.

    Изучение нового материала

    Отличительной особенностью покрытосеменных является наличие у них цветков (что отражено во втором названии отдела) и плодов. Важно подчеркнуть, что появление цветков, огромное разнообразие их структур и окраски обеспечивают перекрестное опыление и тем самым способствуют повышению эффективности полового размножения цветковых растений, в т. ч. с помощью насекомых-опылителей.

    Пояснение. На с. 77–85 учебника приводятся формулы и диаграммы цветков у видов из разных семейств. Заглавные буквы формул означают: О – околоцветники, Ч – чашелистники, Л – лепестки, Т – тычинки, П – пестики. Мелкие цифры после больших букв указывают на число каждого из элементов цветка. Например, цветок перца (с. 84) состоит из 5 чашелистников (возможно их срастание, на что указывают скобки), 5 лепестков, 5 тычинок и 1 пестика.

    Богатая питательными веществами оболочка плодов привлекает разнообразных потребителей, которые также способствуют расселению семян (у одних видов они цепляются за шерсть и перья, у других только мякоть плодов переваривается в желудке, а семена не теряют всхожести после прохождения через пищеварительный тракт животных). Если плод не съеден животными, его биомасса обеспечивает оптимальные условия для прорастания семени благодаря влажности и наличию необходимых проростку питательных веществ.

    Пояснение. Перекрестное опыление с помощью ветра, насекомых, птиц (крохотные нектароядные колибри) и млекопитающих (мелкие зверьки) предотвращает близкородственное скрещивание, снижающее жизненность вида, препятствующее возникновению у потомства новых качеств, которые обеспечивают приспособление к меняющимся условиям жизни.

    Запас питательных веществ для первоначального развития проростка откладывается в одной или двух семядолях, что позволило выделить классы Однодольных и Двудольных растений.

    Дополнение. Особого упоминания заслуживает хозяйственное значение семейств покрытосеменных, включающих культурные растения, которые обеспечивают человечество растительной пищей, а также кормами для домашних животных. Это прежде всего Злаковые (пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, рис, сахарный тростник), Пасленовые (картофель, томаты, перец), Бобовые (горох, фасоль, какао, клевер), Крестоцветные (капуста, редис, морковь), Лилейные (лук, чеснок), Розоцветные (яблоня, вишня, земляника, малина), Сложноцветные (подсолнечник), Тыквенные (огурец, арбуз, дыня, тыква), Пальмовые (кокосовая и финиковая пальмы), Цитрусовые (апельсин, мандарин, лимон). Предложить учащимся назвать готовые продукты, получаемые из культурных растений (хлеб, пшенная каша, шоколад и т. п.).

    Если позволяет время, желательно выделить специальный урок для рассмотрения природного и хозяйственного значения диких и культурных растений.

    Закепление изученного материала.

    1. Используя рабочую тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов», изучить строение плодов шиповника, рябины, пшеницы или любого другого цветкового растения.

    2. Учитель предлагает учащимся назвать и кратко охарактеризовать известные им однодольные и двудольные растения.

    Домашнее задание

    1. Ответить на обобщающий вопрос в рубрике «Подумайте!» на с. 87.

    2. Составить список наиболее известных и значимых представителей различных семейств однодольных и двудольных растений.

    3. Назвать растения, изображенные на с. 87, и обозначить их систематическое положение:

    1. Летний и весенний побеги лесного хвоща (хвощевидные).

    2. Ульва (зеленые водоросли).

    3. Кукушкин лен (моховидные).

    4. Ель (хвойные голосеменные).

    5. Сфагнум (моховидные).

    6. Шиповник (розоцветные, двудольные покрытосеменные).

    7. Мятлик (злаковые, однодольные покрытосеменные).

    8. Ландыш (лилейные, покрытосемянные),

    9. Пастушья сумка (крестоцветные, двудольные покрытосеменные).

    10. Горох (бобовые, двудольные покрытосеменные).

    11. Одуванчик (сложноцветные, двудольные покрытосеменные).

    УРОК 24 (16)

    ТЕМА: «Строение шиповника», «Строение пшеницы». Лабораторная работа

    ЦЕЛИ УРОКА:

    на основании изученного материала о покрытосеменных растениях провести лабораторную работу, посвященную особенностям строения однодольных и двудольных растений. Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения шиповника и пшеницы.

    ТИП УРОКА: закрепление знаний.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рабочие тетради, плакаты, рисунки; натурные объекты – гербарные образцы растений, набор препаровальных игл и необходимой оптики.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Строениешиповника», «Строениепшеницы».. Лабораторная работа.

    Лабораторная работа «Строение шиповника», «Строение пшеницы».

    Выполнение лабораторной работы «Строение шиповника», «Строение пшеницы» на основании разработки в рабочей тетради.

    «Строение шиповника»

    Ход работы.

    1. Рассмотреть внешнее строение шиповника.

    2. Описать и зарисовать лист шиповника.

    3. Описать и зарисовать цветок шиповника.

    4. Зарисовать отдельно тычинки и пестики.

    5. Рассмотреть внешнее и внутреннее строение плода шиповника. Зарисовать плоды-орешки.

    6. Сделать выводы по работе.

    Дополнение. Шиповник, виды дикорастущих растений рода роза. Прямостоящие кустарники, реже лианы, иногда невысокие древовидные формы или почти травянистые растения. Стебли и ветви обычно с шипами. Листья обычно непарноперистые, с парными прилистниками. Цветки чаще не махровые, реже с более или менее выраженной махровостью, в соцветиях (щитковидных или щитковидно-метельчатых), одиночные, иногда по два или по несколько.

    Шиповник произрастает в Северном полушарии, в умеренных и субтропических широтах, в тропиках растет в горах (до зоны альпийских лугов). Заселяет лесные опушки, растет по берегам рек, на каменистых участках склонов. Предположительно 350–400 видов, есть эндемики. Плоды шиповника содержат большое количество витамина С. Высаживается как декоративное растение.

    «Строение пшеницы»

    Ход работы.

    1. Рассмотреть внешнее строение пшеницы.

    2. Описать и зарисовать лист пшеницы.

    3. Изучить и зарисовать строение стебля.

    4. Рассмотреть и описать строение корневой системы.

    5. Описать и зарисовать соцветие пшеницы и отдельный цветок.

    6. Зарисовать отдельно тычинки и пестики.

    7. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение плода пшеницы.

    8. Сделать выводы по работе.

    Дополнение. Корневая система мочковатая, некоторые корни достигают 1,80 м. Стебель – соломина (высота 40—130 см). Лист состоит из листового влагалища, охватывающего стебель, и линейной листовой пластинки.

    Соцветие – сложный колос. Основные формы колоса – веретеновидная (мягкая пшеница), призматическая (твердая пшеница), булавовидная; у некоторых видов и форм колос ветвистый. Самоопыляемое растение. Преобладает закрытое цветение. Открытое характерно для диплоидной пшеницы. Плод – голая или пленчатая зерновка, овальной, эллиптической, яйцевидной, удлиненной или шаровидной формы, с продольной бороздкой на брюшной стороне. Растение однолетнее. Выведены многолетние сорта.

    Домашнее задание

    Подготовиться к проверочной работе в форме выполнения тестовых заданий по всему изученному материалу по темам «Прокариоты», «Царство Грибы», «Царство Растения».

    УРОК 25 (17)

    ТЕМА: «Прокариоты, грибы, растения». Проверочная работа

    ЦЕЛИ УРОКА:

    оценить уровень усвоения учащимися основных характеристик всех ранее рассмотренных царств живых организмов: Прокариот, Грибов и Растений. Выполнить соответствующие тестовые задания.

    ТИП УРОКА: закрепление знаний.

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Прокариоты, грибы, растения». Проверочная работа.

    Проверочная работа

    Тестовые задания. (Курсивом показаны верные ответы.)

    1. Организм, имеющий клеточное строение, но лишенный ядра относится к:

    А. Эукариотам

    Б. Прокариотам

    В. Растениям

    Г. Грибам

    2. В неблагоприятных условиях бактерии образуют:

    А. Цисты

    Б. Оболочку

    В. Споры

    Г. Ядро

    3. Царство Прокариот включает:

    А. Два подцарства

    Б. Три подцарства

    В. Одно подцарство

    Г. Четыре подцарства

    4. Клеточная стенка прокариот близка по составу к:

    А. Целлюлозе

    Б. Хитину

    В. Жирам

    Г. Солям

    5. Грибы относятся к:

    А. Автотрофам

    Б. Автогетеротрофам

    В. Фототрофам

    Г. Гетеротрофам

    6. Запасной продукт грибов:

    А. Крахмал

    Б. Гликоген

    В. Жиры

    Г. Минеральные соли

    7. Шляпочные грибы относятся к классу:

    А. Оомицеты

    Б. Базидиомицеты

    В. Зигомицеты

    Г. Аскомицеты

    8. Вегетативное тело гриба называют:

    А. Грибницей, или мицелием

    Б. Шляпкой

    В. Ножкой

    Г. Микоризой

    9. Наиболее сложный тип слоевища у лишайников:

    А. Накипных

    Б. Листоватых

    В. Кустистых

    10. Лишайники размножаются:

    А. Только половым путем

    Б. Только бесполым путем

    В. Бесполым и половым путем

    Г. Только вегетативным путем

    11. Когда возникли первые водоросли?

    А. 4,5 млрд лет назад

    Б. 2,5 млрд лет назад

    В. 10 млн лет назад

    Г. 1 млн лет назад

    12. Где происходит оплодотворение у споровых?

    А. В воздухе

    Б. В воде

    В. В почве

    Г. В клетке растения

    13. Тело мхов подразделяется на:

    А. Стебли и листья

    Б. Листья и корни

    В. Стебли и корни

    Г. Стебли, листья, корни

    14. Тело папоротников подразделяется на:

    А. Стебли и листья

    Б. Листья и корни

    В. Стебли и корни

    Г. Стебли, листья, корни

    15. Плауны это:

    A. Однолетние растения с ризоидами

    Б. Многолетние растения с крупными листьями

    B. Многолетние растения с прямостоячими и ползучими стеблями

    Г. Многолетние растения с ризоидами

    16. Хвощи имеют:

    А. Ризоиды

    Б. Луковицу

    В. Ползучий стебель

    Г. Корневище

    17. Заросток папоротника это:

    А. Спорофит

    Б. Гаметофит

    В. Маленькое растение папоротника

    Г. Разворачивающиеся листья папоротника

    18. К вегетативным органам высших растений относятся:

    А. Корень

    Б. Спорангии

    В. Цветки

    Г. Плоды

    19. Опыление хвойных происходит при помощи:

    А. Насекомых

    Б. Воды

    В. Ветра

    Г. Птиц

    20. Для покрытосеменных растений характерно:

    A. Двойное оплодотворение

    Б. Простое оплодотворение

    B. Наличие воды для оплодотворения

    Г. Только половое размножение

    21. Покрытосеменные получили такое название, т. к.

    A. Образуют семя

    Б. Семяпочка защищена завязью

    B. Семя окружено плотной кожицей

    22. Систематический признак двудольных растений – ...

    A. Наличие ярких цветков

    Б. Наличие в зародыше двух семядолей

    B. Мочковатая корневая система

    Г. Обоеполость цветков

    23. Семядоля у однодольных – это:

    А. Эндосперм

    Б. Соцветие

    В. Развитые листья растения

    Г. Первый лист растения

    24. К однодольным относят:

    А. Лютики

    Б. Горох

    В. Лилии

    Г. Розы

    25. У двудольных имеется:

    А. Сетчатое жилкование

    Б. Параллельное жилкование

    В. Мочковатая корневая система

    Г. Одна семядоля

    Домашнее задание

    Вспомнив полученные ранее сведения (в том числе в предшествующих классах на уроках природоведения и окружающий мир, а также из научно-популярной литературы), подготовить собственные характеристики основных признаков животных и их отличий от растений.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх