• УРОК 1 (1) ТЕМА: «Введение. Многообразие живых организмов»
  • УРОК 2 (2) ТЕМА: «Многообразие живых организмов. Наука систематика»
  • УРОК 3 (1) ТЕМА: «Царство Прокариот. Система прокариот. Многообразие бактерий»
  • УРОК 4 (2) ТЕМА: «Прокариоты». Проверочная работа
  • УРОК 5 (1) ТЕМА: «Царство Грибы. Настоящие и паразитические грибы»
  • УРОК 6 (2) ТЕМА: «Лишайники»
  • УРОК 7 (3) ТЕМА: «Строение грибов и лишайников». Лабораторная работа
  • УРОК 8 (4) ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Царство Грибов»
  • УРОК 9 (1) ТЕМА: «Царство Растения. Общая характеристика растений. Подцарство Низшие растения, или Водоросли»
  • УРОК 10 (2) ТЕМА: «Отделы Водорослей»
  • УРОК 11 (3) ТЕМА: «Строение водоросли спирогиры». Лабораторная работа
  • УРОК 12 (4) ТЕМА: «Водоросли». Проверочная работа
  • УРОК 13 (5) ТЕМА: «Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные»
  • УРОК 14 (6) ТЕМА: «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум». Лабораторная работа
  • I четверть

    УРОК 1 (1)

    ТЕМА: «Введение. Многообразие живых организмов»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    показать разнообразие форм жизни, отметить длительность ее существования на Земле, указать на взаимосвязи живых организмов во времени и пространстве.

    ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки и фотографии животных, включая представителей семейства собачьих, а также растений, грибов и бактерий; схемы строения биосферы и других уровней организации живой материи; портреты знаменитых естествоиспытателей: Аристотеля, Чарлза Дарвина, Карла Линнея.

    ПЛАН УРОКА:


    Организационный момент

    На доске:

    Число, месяц.

    Многообразие живых организмов.

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)

    2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)

    3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.)

    Объяснение нового материала

    1. Строение живых организмов.

    Активизация знаний. На основании ранее полученных знаний об окружающем мире учитель предлагает учащимся вспомнить: из чего состоят живые организмы (молекулы, клетки, ткани, органы).

    Пояснение. Используя схему в учебнике (с. 7), учитель уточняет, что основные систематические категории – виды – существуют во времени и распространены в пространстве в форме популяций (населения определенных территорий). В свою очередь, видовые популяции образуют многовидовые сообщества – биоценозы (территориальные объединения разнообразных живых организмов, связанных преимущественно пищевыми отношениями), экосистемы (комплексы живых организмов и условий их существования, например: экосистема пруда, луга, тайги, океана и т. д.) и биосферу Земли (совокупность земных экосистем, составляющая живую оболочку планеты).

    2. Происхождение видов. Учение Ч. Дарвина.

    Сопоставление целенаправленного формирования разнообразных пород домашних животных путем искусственного отбора и удивительного многообразия форм диких животных привело английского натуралиста Чарлза Дарвина к заключению о действии сходного процесса происхождения видов в природе путем естественного отбора и борьбы за существование.

    Пояснение. Искусственный отбор – скрещивание особей домашних животных с желательными человеку признаками и выбор из потомства для дальнейшего размножения животных, у которых необходимые свойства проявились наиболее полно. Естественный отбор – выбраковка наименее приспособленных особей хищниками, болезнями, климатическими и другими факторами, благодаря чему выживают животные, наиболее приспособленные к новым условиям. Борьба за существование – конкуренция за жизненные ресурсы, в результате которой выживают и размножаются животные с признаками, наиболее соответствующими меняющимся условиям жизни. Это ведет к их накоплению в популяции и в случае возникновения ее географической изоляции приводит, в конечном счете, к репродуктивной несовместимости с другими популяциями и тем самым к появлению нового вида.

    Дополнение. Знаменитый английский ученый Чарлз Дарвин (1809–1882) прославился созданием теории эволюции живых организмов, признаваемой и поныне абсолютным большинством биологов во всем мире. Следует отметить, что самый значительный фактический научный материал для будущей теории он собрал в молодости. Еще школьником, а затем студентом медицинского факультета Эдинбургского университета (который не закончил) и богословского факультета Кембриджского университета, Чарлз увлекался изучением живой природы (известны, например, два его сообщения в студенческом кружке о малоизученных беспозвоночных животных: мшанках и пиявках), совершал натуралистические экскурсии, подолгу засиживался в университетской библиотеке, был знаком со многими учеными. Один из них, ботаник Джон Генсло, рекомендовал 22-летнего Ч. Дарвина капитану Роберту Фитц-Рою для участия в кругосветном путешествии на корабле «Бигль» в качестве натуралиста. Поначалу не все складывалось удачно: отец, Роберт Дарвин, настойчиво требовал от сына приступить к карьере священника, а капитану Фитц-Рою не понравился... нос Чарлза («он сомневался, чтоб человек с таким носом мог обладать достаточной для совершения путешествия энергией и решительностью», – сетовал позднее Ч. Дарвин в своей «Автобиографии»). Но дядя убедил отца Чарлза в полезности экспедиции, а с формой его носа капитан смирился, и 27 декабря 1831 г. Ч. Дарвин отправился на «Бигле» в 5-летнее плавание, завершившееся 2 октября 1836 г.

    Большую часть времени в экспедиции он изучал животный и растительный мир Южной Америки, где собрал богатые коллекции. Особое его внимание привлекли птицы Галапагосских островов, отделенных от материка широким простором Атлантики; именно их изменчивость в сравнении с материковыми формами породили у молодого натуралиста мысли о возможных путях формирования новых видов. Только в октябре 1835 г. «Бигль» отправился на запад от берегов Южной Америки – через Тихий океан к Австралии, острову Маврикий в Индийском океане, в Южную Африку, Атлантический океан и Англию. Сопоставление ныне живущих и вымерших видов млекопитающих, разнообразие пород домашних животных, выводимых человеком путем намеренного скрещивания и селекции потомства, укрепили Дарвина в понимании сходных процессов видообразования в природе. Но только после 20-летней кропотливой работы над дневниками путешествия и их публикации, а также работы с коллекциями и книгами в кабинетной тиши была, наконец, сформулирована и опубликована в 1859 г. его эволюционная теория. Она была опубликована в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение избранных пород в борьбе за жизнь». Эта теория «витала в воздухе» и, несомненно, появилась бы в любом случае, но стал бы ее создателем именно Чарлз Дарвин без путешествия на корабле «Бигль» – неизвестно... Впрочем, исследователи его учения убеждены: «Не будь путешествия на „Бигле“, не было бы и великого Дарвина» (По материалам Е.Е. Сыроечковского, Предисловие к 4-му изданию книги Ч. Дарвина «Путешествия натуралиста вокруг света на корабле „Бигль“», 1983).

    Закрепление изученного материала

    1. Приведите примеры многочисленных и редких видов животных.

    2. Назовите основных представителей растительного и животного мира биоценоза (сообщества) хвойного леса.

    3. Какие наблюдения Ч. Дарвина оказали наиболее существенное влияние на формирование его взглядов на происхождение видов?

    Домашнее задание

    1. Повторить уровни организации живого, основные отличия живой материи от неживой.

    2. Используя дополнительную литературу, познакомиться с биографией Ч. Дарвина. Изучить по карте маршрут кругосветного путешествия Ч. Дарвина на корабле «Бигль».


    УРОК 2 (2)

    ТЕМА: «Многообразие живых организмов. Наука систематика»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    показать разнообразие форм жизни, познакомить с научной системой их классификации. Показать принципы классификации живых организмов, сформировать представление о виде, как основной структурной единице. Составить таблицы основных систематических единиц и многообразия живых организмов.

    ТИП УРОКА: комбинированный.

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки и фотографии животных, растений, грибов и бактерий; портреты знаменитых естествоиспытателей: Аристотеля, Чарлза Дарвина, Карла Линнея, комнатные растения.

    ПЛАН УРОКА:


    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Многообразие живых организмов. Наука систематика».

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Назовите признаки, отличающие живые организмы от неживой природы. (Клеточное строение, рост и развитие, движение, питание, обмен веществ, размножение и т. д.)

    2. Перечислите уровни организации живой природы. (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.)

    3. Перечислите основные химические элементы, из которых состоит живой организм. (Углерод, кислород, водород и азот.)

    4. С чем связано развитие и многообразие живой природы? (С действием естественных законов – наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора.)

    5. Как были открыты законы развития живых организмов? (С развитием эволюционного учения и благодаря работам Ч. Дарвина.)

    6. В чем отличие искусственного и естественного отборов? (При естественном отборе выживают наиболее приспособленные к окружающим условиям особи, при искусственном – отбор осуществляет человек.)

    7. Кратко перечислите значимые события в жизни Ч. Дарвина, повлиявшие на его научные исследования.

    Объяснение нового материала

    1. Систематика. История становления науки, значение работ К. Линнея.

    Дополнение. По мере накопления знаний о разнообразии животного мира, потребность в их классификации становилась все более настоятельной. Еще в древности греческий натуралист Аристотель (384–322 гг. до н. э.) составил знаменитую «Историю животных», где не только описал сотни форм, но даже предвосхитил некоторые представления об их борьбе за существование: «Войну друг с другом ведут животные, которые населяют одни и те же места и добывают средства к жизни из одного и того же источника». Позднее его соотечественник и ученик Теофраст (370–285 гг. до н. э.) описывал разнообразие растений. Но только в XVIII в. шведский врач и ботаник Карл Линней (1707–1778) создал стройную систему классификации животных и растений, основанную на их внешнем сходстве (например, растения он разделял на классы по числу тычинок в цветке). До сих пор сохранилось непременное требование этой системы – бинарная (двойная) номенклатура, когда научное название каждого вида обязательно состоит из двух латинских слов, напоминающих фамилию и имя каждого человека: родового (всегда пишется с большой буквы) и собственно видового названия (пишется с маленькой буквы). В конце принято указывать имя человека первым, описавшим данный вид, и год описания данного вида, причем из уважения к знаменитостям, давшим имена многим тысячам видов, ставится только первая буква их фамилии. Например, полное научное название волка Cam's Lupus L., 1758, означает, что его впервые описал именно Карл Линней («Система природы», 10-е издание, т. 1, 1758). Да и само созвучие названия главного его труда и науки о классификации живых организмов – систематики – свидетельствует о признании приоритета К. Линнея в ее создании. Следует заметить, что русскоязычное название вида может состоять как из одного (волк), так и из двух слов (бурый медведь). После трудов Ч. Дарвина и К. Линнея стали активно изучать родственные связи (филогению) видов и надвидовых подразделений, учитывать их в построении естественной системы живых организмов.

    Основные систематические единицы (подразделения):

    Вид

    Род

    Семейство

    Отряд (только для животных; в систематике растений не используется)

    Класс

    Тип (для животных) или Отдел (для растений)

    Царство

    Любой живой организм обязательно относится к каждому подразделению этой иерархии. Но основных систематических единиц часто не хватает для полной характеристики родственных связей, сходства и различия отдельных групп живых организмов, поэтому в систематике нередко используют промежуточные (дополнительные) подразделения (надвид, подсемейство, надотряд, подкласс, подтип, подцарство и т. п.).

    Приведенный в учебнике пример систематики семейства Собачьих можно дополнить анализом классификации еще каких-либо известных животных. Самый многочисленный отряд класса млекопитающих – Грызуны (около 1600 видов или почти 40 % видового состава класса). В него входят мыши, крысы, полевки, белки, суслики, бобры и многие другие животные. Всех их объединяет общее строение зубов. Более детальные отличия позволяют выделять отдельные семейства: Беличьи, Мышиные, Хомяки, Бобровые и др. В свою очередь, семейства делятся на роды. Разнообразное семейство Хомяков включает полевок, леммингов, хомяков, песчанок, ондатр и т. д. В семейство Мышиные входят не только мыши, но и крысы. Они различаются по внешнему виду, образу жизни, местообитаниям. Выделяют роды: Лесные мыши, Домовые мыши, Крысы. В пределах каждого рода идет деление на виды: мышь домовая, мышь полевая, мышь желтогорлая и др.; крыса серая (пасюк), крыса черная и т. д. Одни семейства состоят из сотен видов (Мыши, Хомяки), тогда как другие – из одного единственного вида (пустынный зверек из Средней Азии – селевиния). Полезно указать систематическое положение человека: вид – Человек разумный (Homo sapiens L., 1758), род – Человек, семейство – Люди (Гоминиды), отряд – Приматы, класс – Млекопитающие, тип – Хордовые.

    2. Многообразие живых организмов:

    Закрепление изученного материала

    1. Что нового привнес К. Линней в классификацию организмов?

    2. Почему классификация организмов, которую составил К. Линней, является искусственной?

    3. Каковы принципы объединения организмов в систематические группы: виды, роды, семейства и т. д.?

    4. В чем смысл двойных названий животных и растений? Приведите примеры.

    5. Одинаковы ли систематические категории в зоологии и ботанике?

    Домашнее задание

    1. Составить таблицу, в левой части которой расположить типы животных и отделы растений, а также их деление на классы (если они названы). В правой части таблицы указать число видов, указанных в учебнике для некоторых из этих подразделений: базимицетов (из отдела настоящих грибов), водорослей, голосеменных и покрытосеменных (цветковых) растений, насекомых, моллюсков, червей (три класса), рептилий, птиц и млекопитающих. В дальнейшем пополнять эту таблицу с помощью учителя и настоящего пособия по мере изучения каждой группы живых организмов.

    2. Используя дополнительную литературу, подобрать информацию о биографии К. Линнея и составить письменно краткий очерк о жизни этого ученого.


    УРОК 3 (1)

    ТЕМА: «Царство Прокариот. Система прокариот. Многообразие бактерий»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    дать общую характеристику прокариот. Кратко охарактеризовать сходство и различия трех подцарств: Настоящие бактерии, Архебактерии и Оксифотобактерии. Раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека.

    ТИП УРОКА: комбинированный.

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, фотографии и рисунки, отображающие прокариот, их строение и функции.

    ПЛАН УРОКА:


    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Система прокариот. Многообразие бактерий».

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Что такое систематика живых организмов и зачем она нужна?

    2. На какие царства подразделяется мир живой природы?

    3. Какие категории составляют систему животного мира? (Царство. Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид.)

    4. Каковы отличия системы растительного мира? (Царство. Отдел. Класс. Семейство. Род. Вид.)

    5. Привести пример систематического положения одного из видов животных.

    6. Какие ученые заложили основы систематики и эволюции мира живой природы?

    7. Показать на карте маршрут путешествия Ч. Дарвина на корабле «Бигль» и районы его основных исследований.

    8. Какие наблюдения привели Ч. Дарвина к пониманию происхождения видов?

    9. Назовите некоторых представителей любого знакомого учащимся биоценоза (леса, пруда, школьного двора, дачного участка, города).

    Объяснение нового материала

    1. Указать основные признаки царства прокариот: клеточное строение, но отсутствие оформленного ядра. Принципы деления на подцарства.

    2. Охарактеризовать подцарство настоящие бактерии: разнообразие форм, особенности внешнего и внутреннего строения, размножения, питания. Особо отметить роль бактерий в природе и жизни человека.

    3. Подчеркнуть особенности жизнедеятельности архебактерий, их роль в образовании газа метана, формировании месторождений серы. Указать на обитание метанобразующих бактерий исключительно в бескислородной (анаэробной) среде как главное их отличие от большинства живых организмов Земли.

    4. Отметить роль цианобактерий (сине-зеленых «водорослей») в обогащении атмосферы Земли кислородом, а почв – азотом.

    Пояснение. Учащимся обязательно следует разъяснить, что приведенная в учебнике система прокариот не является общепринятой. Во многих других школьных и вузовских учебниках по биологии царство Прокариот именуется царством Бактерий, и оба эти названия вполне правомочны. Кроме того, не все специалисты подразделяют это царство на три подцарства. В некоторых пособиях сине-зеленые водоросли (цианобактерии) отнесены к царству растений. Такого рода неопределенности позволяют учителю после описания настоящих бактерий ограничиться упоминанием о существовании и значении других бактериальных форм, не требуя от учащихся знания деталей их строения. Существенные разночтения в названиях даже самых крупных систематических категорий свидетельствуют об интенсивных исследованиях их родственных связей и новых современных открытиях в систематике живых организмов.

    Закрепление изученного материала

    1. Предложить учащимся рассмотреть рисунки в учебнике на с. 17 и выполнить в тетрадях предложенные задания, зарисовав вместе с соответствующими обозначениями строение бактериальной клетки и формы бактерий (при недостатке времени на уроке данное задание может быть предложено в качестве домашнего).

    2. По результатам выполненной работы предложить учащимся выбрать правильные ответы на вопросы учебника и аргументировать их (часть утверждений приведена на с. 16, часть может быть дополнена учителем).

    3. Обсудить роль бактерий в природе и жизни человека. Охарактеризовать некоторые заболевания, вызываемые патогенными бактериями (дифтерия, столбняк, ботулизм, туберкулез, дизентерия и др.), упомянуть о причинах (антисанитария) и губительных последствиях эпидемий чумы и холеры (вымирание населения целых городов и областей в Средние века).

    4. Привести примеры предупреждения бактериальных заболеваний (личная гигиена, проветривание помещений и соблюдение других санитарных норм, профилактические прививки, укрепление иммунитета).

    5. Отметить положительную роль бактерий-симбионтов, живущих в пищеварительной системе человека и способствующих усвоению, например, молочных продуктов (лактобактерии).

    6. Задать учащимся каверзный вопрос о нарушении правил ведения лесного хозяйства и природоохранного законодательства, отраженного на рисунке (с. 12–13) гниющих деревьев (хорошо видно, что первый ствол спилен, но брошен на лесосеке, что запрещено).

    Дополнение.

    Дифтерия – острая инфекционная болезнь, характеризующаяся воспалением носоглотки, зева, гортани, трахеи. Возбудитель – дифтерийная палочка. Хорошо сохраняется в окружающей среде. Погибает под действием солнечного света.

    Столбняк – инфекционная болезнь, характеризующаяся токсическим поражением нервной системы ядом столбнячных бактерий. Споры этих бактерий, попав в почву с испражнениями больных животных, могут сохраняться в ней многие годы.

    Ботулизм – пищевое отравление, поражающее нервную систему и другие органы, возникающее при употреблении продуктов, содержащих токсин ботулинических микробов. Споры данных микробов при попадании в бескислородную среду прорастают и выделяют токсин (яд).

    Туберкулез – инфекционное заболевание (устаревшее название – чахотка), характеризующееся воспалительными образованиями в легких или других органах. Возбудитель – микобактерия была открыта в 1882 г. немецким ученым Р. Кохом.

    Дизентерия (амебиаз) – паразитарная болезнь, вызываемая дизентерийной амебой и характеризующаяся язвенным поражением толстой кишки. В виде цисты может сохраняться в окружающей среде длительное время.

    Холера – инфекционное заболевание из группы кишечных, вызываемое холреным вибрионом (похож на запятую, развивается в щелочной среде, выживает на продуктах от нескольких часов до нескольких дней, в водоемах – до нескольких месяцев).

    Домашнее задание

    1. Письменно ответить на вопрос рубрики «Подумайте!» на с. 16 о древности бактерий.

    2. Записать в словарик терминов: «Царство Прокариоты, или Бактерии».


    УРОК 4 (2)

    ТЕМА: «Прокариоты». Проверочная работа

    ЦЕЛИ УРОКА:

    выявить и оценить знание учащихся по теме: «Прокариоты» (общая характеристика прокариот; сходство и различия трех подцарств: настоящие бактерии, архебактерии и оксифотобактерии; роль бактерий в природе и жизни человека).

    ТИП УРОКА: закрепление знаний.

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, фотографии.

    ПЛАН УРОКА:


    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Прокариоты». Проверочная работа.

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Как называется наука, изучающая строение и функции микроорганизмов? (Микробиология.)

    2. На какие подцарства делятся прокариоты? (Настоящие бактерии, архебактерии, оксифотобактерии.)

    3. Как различаются по форме настоящие бактерии? (Палочковидные, гроздевидные, шарообразные.)

    4. Как бактерии переносят неблагоприятные условия? (В форме цист. Циста временная форма существования многих одноклеточных организмов, характеризуется наличием защитной оболочки. У бактерий циста формируется в основном у грамотрицательных бактерий (азотобактерии, спирохеты, метилотрофные бактерии и др.). Для цисты бактерии характерны уплотненные клеточные стенки, конденсированная цитоплазма, повышенная устойчивость к высушиванию и радиации.)

    5. В чем отличие гетеротрофных и автотрофных бактерий? (Гетеротрофные формы используют для своего питания готовое органическое вещество или паразитируют на других живых организмах. Автотрофы синтезируют из неорганических соединений органические вещества, используя солнечную энергию (фототрофы), энергию химических реакций (хемотроф). Среди бактерий есть литотрофы, которые получают энергию за счет окисления неорганических веществ. Есть бактерии, которые являются внутриклеточными паразитами – получают энергию за счет энергодающих реакций клетки-хозяина.)

    6. Что означает термин симбиоз? (Тип взаимоотношений организмов разных систематических групп; совместное существование, взаимовыгодное, нередко обязательное сожительство особей двух или более видов. От греч. Symbiosis – сожительство.)

    7. Приведите примеры архебактерий. (Метанобразующие, серобактерии. Архебактерии отличаются от настоящих бактерий физиолого-биохимическими свойствами. Например, клеточные стенки этих бактерий не содержат муреин, а содержат кислые полисахариды, белки или псевдомуреины. Открыты новые архебактерии, которые оказались очень мелкими, размером с крупный вирус. Они живут в железных копях в среде с очень высокой кислотностью и участвуют в окислении руды. Открытие было сделано благодаря расшифровке генома бактерий.)

    8. Что вызывает цветение воды в стоячих водоемах? (Активноеразмножение цианобактерий.)

    9. Приведите примеры положительной роли бактерий. (Бифидобактерии, азотфиксирующие бактерии, процессы брожения. Основная положительная роль бактерий заключается в минерализации органических остатков. Они разлагают органические вещества до минеральных и таким образом обеспечивают круговорот веществ в биосфере. Некоторые бактерии, обитающие в почве, способны фиксировать азот из воздуха и превращать его в соединения, доступные для растений. В процессе своей жизнедеятельности бактерии образуют различные аминокислоты, белки, органические кислоты, витамины, ферменты, нуклеотиды, ДНК. Они вызывают спиртовое, молочнокислое, маслянокисляное, уксуснокислое брожение. Бактерии используются в пищевой промышленности для полученияуксусной кислоты, кисломолочных продуктов, сыра и т. д.)

    10. Приведите примеры отрицательного воздействия бактерий на человека. (Патогенные бактерии. Они вызывают такие заболевания как ангина, туберкулез, сальмонеллез, чума, холера. Гипотеза о существовании патогенных микроорганизмов была выдвинута Фракасторо в 1546 г.; Левенгук в XVII в. впервые увидел бактерии под микроскопом. Их классификация продвинулась вперед после того, как они были признаны растительными формами и отнесены к области ботаники. Но их роль как возбудителей заболеваний оставалась нераскрытой, пока ее со всей убедительностью не доказал Луи Пастер (1822–1895).)

    Контрольная работа

    Вариант 1

    1. Что такое систематика и какова ее роль в биологии?

    2. На какие царства подразделяются живые организмы?

    3. Охарактеризуйте подцарство настоящие бактерии. Отметьте их роль в природе и жизни человека.

    Вариант 2

    1. Какие ученые занимались систематикой и в чем их заслуга?

    2. Что является основной единицей классификации? Дайте определение.

    3. Охарактеризуйте подцарство архебактерий и оксибактерий.

    Ответы.

    Вариант 1

    1. Систематика – наука, занимающаяся классификацией живых организмов на основе их родства.

    2. Прокариоты, грибы, растения, животные, (вирусы).

    3. Микроскопические организмы разной формы (кокки, бациллы, спириллы). Имеется клеточная стенка, цитоплазма, ядро отсутствует. Синтез белка осуществляют рибосомы. Органы движения – жгутики и ворсинки. Есть гетеротрофы и автотрофы. Роль в жизни человека: положительная – получение кисломолочных продуктов, спирта, лимонной кислоты, обогащение почвы азотом; отрицательная – патогенные бактерии, вызывающие заболевания, порча пищевых продуктов.

    Вариант 2

    1. Аристотель, К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин.

    2. Вид – совокупность особей, имеющих сходное строение, способных к скрещиванию и образованию плодовитого потомства, населяющих определенную территорию.

    3. Микроскопические организмы разной формы и окраски. Архебактерии участвуют в процессах окисления (серобактерии, метанобразующие бактерии). Оксифотобактерии – автотрофы. Их используют в качестве обогатителей почвы азотом. Некоторые цианобактерии используют в пищу.

    УРОК 5 (1)

    ТЕМА: «Царство Грибы. Настоящие и паразитические грибы»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    развивать понятие о многообразии живых организмов. Дать общую характеристику грибов, отметив некоторые черты их сходства с растениями и животными, охарактеризовать отделы царства, рассмотреть роль грибов в природе и значение для человека. Показать отличия съедобных грибов от несъедобных.

    ТИП УРОКА: комбинированный. Объяснение нового материала.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, таблицы, схемы, муляжи, коллекции грибов.

    ПЛАН УРОКА:


    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Царство Грибы... Настоящие и паразитические грибы».

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Как называется наука, изучающая строение и функции микроорганизмов?

    2. Как различаются по форме настоящие бактерии?

    3. Каким образом бактерии переносят неблагоприятные условия?

    4. В чем отличие гетеротрофных и автотрофных бактерий?

    5. Что вызывает цветение воды в стоячих водоемах?

    6. Приведите примеры положительной роли бактерий.

    7. Приведите примеры вредного воздействия бактерий на человека.

    Изучение нового материала

    1. Отметить особенности жизнедеятельности грибов, их сходство и различия с растениями и животными.

    2. Изучить строение грибной клетки и особенности строения различных грибов.

    3. Рассмотреть многообразие грибов.

    Пояснение. Представленная на с. 18 учебника система царства Грибы не является единственно возможной. В некоторых других учебниках лишайники включены в царство Растений. Есть системы, которые выделяют в пределах царства высшие (шляпочные) и низшие (плесневые, паразитические и др.) грибы, а также одноклеточные дрожжи. Учитель может опустить перечень сложных названий отдельных классов грибов (если есть необходимость облегчить урок от перегрузки новыми терминами), сосредоточившись на рассмотрении роли разных групп грибов в природе (разложение мертвого органического вещества, паразитизм, симбиотические отношения с корнями растений и т. п.) и жизни человека (грибковые заболевания, процессы брожения в пищевой промышленности, производство пенициллина и других антибиотиков). Наиболее интересующимся учащимся можно по их желанию поручить заполнить дома таблицу «Систематика и характеристика разных групп грибов» (материалы с. 23–25 учебника) примерно следующего содержания.


    Закрепление изученного материала

    Охарактеризовав положительное и отрицательное значение разных групп грибов, целесообразно специально остановиться на основных признаках съедобных и ядовитых грибов, опасности последних для здоровья, а также на правилах сбора грибов (не вырывать грибное тело с почвенным мицелием, брать в корзинку только хорошо известные грибы, при малейшем сомнении не трогать подозрительный гриб, руководствуясь надежным правилом: «не уверен – не собирай!», показать свой сбор взрослым знатокам или сверить его с рисунками в определителе, ни в коем случае не пробовать сырые грибы и т. п.).

    Вопросы для закрепления знаний.

    1. Выберите наиболее полный ответ. Грибы – это:

    A. Многоклеточные организмы, состоящие из грибницы и плодового тела.

    Б. Организмы, состоящие из грибницы, плодового тела, размножаются спорами.

    B. Организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и размножаются спорами.

    Г. Многоклеточные и одноклеточные организмы, питаются готовыми органическими веществами, размножаются спорами, обрывками грибницы, почкованием.

    2. Для клетки грибов характерно:

    A. Хорошо выраженная клеточная стенка, присутствует значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит слабо, в вакуолях находятся гранулы белка, включения представлены гликогенами и каплями жира, количество ядер колеблется от одного до нескольких десятков.

    Б. Хорошо выраженная клеточная стенка, присутствует значительное количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи отсутствует, в вакуолях находятся гранулы жира, включения представлены белками, количество ядер колеблется от одного до нескольких десятков.

    B. Хорошо выраженная клеточная стенка, незначительно количество рибосом и митохондрий, аппарат Гольджи развит хорошо, присутствует одна вакуоль с включениями гликогенов, включения представлены каплями жира, количество ядер колеблется от одного до шести.

    Г. Хорошо выраженная клеточная стенка, присутствует значительное количество рибосом и очень мало митохондрий, аппарат Гольджи не развит, в вакуолях находятся гранулы белка, включения представлены гликогенами и каплями жира, количество ядер колеблется от десяти до нескольких десятков.

    3. Что сближает грибы с животными?

    4. Что является плодовым телом у гриба?

    5. Дайте характеристику представителей класса Хитридиомицетов.

    6. Дайте характеристику представителей класса Зигомицетов.

    7. Выберите верный ответ. Для грибов класса Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы, характерно:

    А. Тело грибов представлено развитым ветвящимся мицелием, состоящим из многоядерных клеток.

    Б. Участвуют в разложении органических остатков и процессах почвообразования.

    В. Паразитируют на высших растениях, вызывают заболевания у животных.

    Г. Образуют биологически активные вещества, используемые в производстве антибиотиков.

    Домашнее задание

    1. Письменно ответить на вопрос в рубрике «Подумайте!» на с. 27 о признаках самостоятельности царства Грибы.

    2. Желающие могут подготовить небольшие сообщения на тему «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы», «Правила сбора съедобных грибов». Эти сообщения можно заслушать на следующем уроке или провести дискуссию во внеурочное время. Полезно вместе с учащимися подготовить двойную таблицу рисунков, вырезок или фотографий – съедобных и ядовитых грибов.

    Предложить учащимся ответить на шуточный вопрос: «Как должен поступить грибник, изображенный на рисунке на с. 26?»


    УРОК 6 (2)

    ТЕМА: «Лишайники»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    дать общую характеристику отдела Лишайники, отметив, что это уникальные симбиотические организмы, сочетающие признаки грибов и водорослей. Отметить, что они очень чувствительны к загрязнению воздуха и потому являются хорошими индикаторами его чистоты. Углубить знания о многообразии и значении живых организмов (на примере лишайников и их роли в природной среде).

    ТИП УРОКА: комбинированный. Изучение нового материала.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, таблицы, схемы, коллекции лишайников.

    ПЛАН УРОКА:


    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Лишайники».

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Как называется наука, занимающаяся изучением грибов? (Микология.)

    2. К какой группе относятся грибы – автотрофам или гетеротрофам? (Гетеротрофам.)

    3. Из чего состоит вегетативное тело гриба? (Из тонких гиф. Гифы (от греч. hyphe – ткань, паутина), микроскопические простые или разветвленные нити, из которых формируются вегетативные (грибница, или мицелий) и плодовые тела грибов. Они состоят из одной (у низших) или многих (у высших грибов) клеток.)

    4. Содержится ли ядро в клетках грибов? (Содержится, причем число ядер может доходить до нескольких десятков.)

    5. Что такое микориза? (Симбиоз корней деревьев и нитей грибницы. В микоризе гриб получает от корней углеводы и снабжает растение водой и минеральными элементами питания.)

    6. Что такое базидии? (Органы спороношения. Базидия от греч. basidion – фундамент. Зрелая базидия имеет 4 одноклеточные споры (базидиоспоры), расположенные на особых выростах – стеригмах. При прорастании каждая такая спора дает первичный – гаплоидный мицелий, или грибницу. Затем у большинства базидиальных грибов происходит слияние клеток одной и той же или различных грибниц. На диплоидной грибнице обычно развиваются плодовые тела (у ржавчинных и головневых грибов – спороношения).)

    7. Что такое склероции? (Утолщения на месте переплетения гиф. Склероций (от греч. skleros – твердый) покоящаяся стадия гриба, образующаяся в неблагоприятных условиях; округлое или продолговатое тело, образуемое тесным сплетением гиф у некоторых сумчатых, базидиальных и несовершенных грибов – спорыньи, склеротинии, бразильского трутовика, монилии и др. Размеры обычно от долей мм до 2 см, иногда более (у трутовика диаметр склероции достигает 30 см и масса 20 кг). Наружная часть склероция состоит из толстостенных и темноокрашенных клеток, внутренняя – из тонкостенных бесцветных клеток. Склероций содержит до 10 % воды и богат питательными веществами. В благоприятных условиях склероций прорастает, образуя плодовые тела (у сумчатых или базидиальных грибов) или грибницы с конидиями (у несовершенных грибов). Жизнеспособность склероция может сохраняться несколько лет. Склероции спорыньи содержат алкалоиды – эрготоксин, эргомстрин, эрготамин и др. – которые используют в медицине как родовспомогательные и кровоостанавливающие (при маточных кровотечениях) средства.)

    8. К какой группе относятся съедобные грибы? Назовите их и укажите основные признаки. (Базидиомицеты, или шляпочные грибы – группа высших грибов, обычно имеющих более или менее крупные, мясистые плодовые тела, чаще состоящие из шляпки и ножки, особые органы размножения – базидии. Класс Базидиомицетов включает более 15 тыс. видов; многие из них съедобны (березовик, белый гриб, груздь и др.), некоторые ядовиты (мухомор, бледная поганка и др.), имеются виды, вызывающие гниль.)

    9. Как размножаются грибы? (Спорами или частями мицелия.)

    10. Какую роль играют грибы в жизни человека? (Использование в пищу, для приготовления лекарств, паразитируют на растениях и животных и т. д.)

    Изучение нового материала

    1. Почему лишайники включены в царство Грибов? Потому что неотъемлемой частью тела любого лишайника является гриб. Вторую часть организма лишайника занимают водоросли (или цианобактерии). Поэтому в некоторых системах лишайники включены в царство Растений, куда относятся водоросли.

    2. В чем выгода объединения гриба и водоросли для организма лишайника? Благодаря наличию хлорофилла зеленые водоросли осуществляют фотосинтез, т. е. питаются автотрофно и накапливают необходимые грибному компоненту лишайника органические вещества, а грибные нити обеспечивают слой водорослей водой и растворенными минеральными солями. Образно говоря, клетки водорослей играют в лишайнике роль листьев зеленых растений, а гифы грибов – его корней.

    3. Далее учитель знакомит учащихся с разными типами лишайников, их строением, произрастанием и распространением.

    Лишайники насчитывают около 26 тыс. видов, объединяемых свыше 400 родами. По характеру полового спороношения (сумок или базидий со спорами) относят к двум классам: сумчатые, включающие почти все известные лишайники, и базидальные, насчитывающие всего несколько десятков видов. Постоянный компонент – водоросли. Обычно каждому виду лишайника соответствует определенный вид водоросли.

    Различают накипные (или корковые), листоватые и кустистые лишайники. Слоевище (вегетативное тело) накипных лишайников наиболее примитивно, оно бывает зернистым, пылистым или в виде корочек. Более развиты листоватые лишайники, имеющие вид более или менее рассеченных пластинок. Высоко организованы кустистые лишайники, имеющие вид кустиков, свисающих нитей или прямостоящих выростов.

    По анатомическому строению различают лишайники гомеомерные, когда водоросли распределены более или менее равномерно по всему телу, и гетеромерные, когда водоросли находятся только под верхним коровым слоем. Слоевище хорошо развитых лишайников имеет верхний и нижний коровые слои, между которыми располагаются водоросли и сердцевинный слой.

    Лишайники способны образовывать различные химические вещества – лишайниковые вещества. Например, вещество, которое окрашивает коровой слой слоевища, защищает водоросли от воздействия солнечных лучей. Есть вещества, которые накапливаются на стенках специальных «воздушных гиф», они не смачиваются водой, не набухают и таким образом обеспечивают поступление воздуха к водорослям. Вырабатываемые лишайниками вещества могут изменять горную породу, способствуют прикреплению к ней слоевища. Лишайники не имеют специальных органов для поглощения и отдачи воды. Вода поглощается всей поверхностью слоевища и удерживается в нем капиллярными пространствами между гифами и клетками водорослей, а также разбухающими оболочками некоторых гиф. У слизистых лишайников вода удерживается слизью. Лишайники способны поглощать водяные пары из не насыщенного влагой воздуха, что является преимуществом перед другими растениями. Вместе с водой поглощаются растворенные в ней неорганические и органические питательные вещества. Значительную часть углеводов гриб забирает у водоросли. Лишайники могут переносить и более сильное обезвоживание в течение длительных периодов. Они также хорошо переносят значительное повышение и понижение температуры.

    Накипные формы растут медленнее, чем кустистые, наиболее быстрый рост отмечается у листоватых. Минимальный прирост у лишайников составляет 0,01 мм, а максимальный – около 100 мм в год. Медленный рост лишайников объясняется непродолжительностью периодов фотосинтеза.

    Лишайники активно растут в условиях хорошего освещения на разнообразных субстратах – на деревьях, выходах горных пород, почве, на листьях вечнозеленых растений, а также на коже, костях, бумаге, тканях, стекле, железе и др. при длительной неподвижности субстрата. Очень чувствительны к загрязнению воздуха, например дымом, сернистым газом. Обитают на всех континентах во всех природных зонах. Наибольшее разнообразие видов наблюдается в тропиках и субтропиках, а наиболее обильное развитие – в тундре и на высокогорьях. В пустынях распространение и разнообразие лишайников резко ограничено.

    4. Почему лишайники называют пионерами растительности? Они первыми поселяются на каменистом или древесном субстрате, лишенном почвы.

    В рассказе учителю рекомендуется подчеркнуть роль лишайников, как индикаторов чистоты воздуха. Особо отметить весьма медленный их рост и необходимость крайне бережного к ним отношения. Например, в сухое время нельзя вытаптывать ломкие заросли наземных лишайников (ягеля, кладонии и др.), на восстановление которых потребуются десятки лет.

    Далее следует рассмотреть значение лишайников в жизни человека. Некоторые кустистые лишайники служат главным кормом оленей (например, ряд видов кладонии, или «олений мох», цетрария кукушечья и др.). Некоторые виды лишайников используют как лекарственные средства (крепительные, смягчающие, усиливающие перистальтику, повышающие кровяное давление, содержащие витамины, антибиотики). Из лишайников получен ряд препаратов антимикробного действия. Некоторые используются в парфюмерии как фиксаторы запахов. Из некоторых изготовляют краски. Лишайники не являются паразитами деревьев.

    5. Предложить учащимся найти и зарисовать типы лишайников, встречающиеся на школьной территории, во дворе, в парке. На экскурсии во внеурочное время можно сравнить наличие и обилие лишайников на деревьях, расположенных вблизи и в отдалении от местного источника загрязнения воздуха.

    6. По каким признакам путешественник (см. с. 32 в учебнике) может определить направление на север без помощи компаса? Лишайники обильнее произрастают в тени, на более прохладных частях субстрата, где лучше сохраняется влага, – например, на северных сторонах древесных стволов. На экскурсии учащиеся также могут убедиться в этой особенности расположения лишайников.

    Закрепление изученного материала

    1. Ответить на вопросы, предложенные в учебнике на с. 32.

    2. Зарисовать в тетрадь изображения лишайников на с. 33 и дать названия как частям лишайника, так и типам его слоевищ.

    3. Начать заполнение таблицы «Характеристика разных форм слоевищ лишайников» (материалы с. 28–33 учебника).


    Домашнее задание

    1. Завершить заполнение таблицы, начатой на уроке.

    2. Записать в тетради ответ на вопрос в рубрике «Подумайте!» на с. 33 – в чем проявляется симбиоз гриба и водоросли?

    3. Вырастить дома к следующему уроку плесневый гриб – мукор. (Кусочек хлеба поместить во влажный полиэтиленовый пакет и оставить на несколько дней в теплом месте.)

    УРОК 7 (3)

    ТЕМА: «Строение грибов и лишайников». Лабораторная работа

    ЦЕЛИ УРОКА:

    1. Используя рекомендации и методические указания рабочей тетради к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов», провести лабораторные работы «Строение плесневого гриба мукора», «Строение дрожжей», «Строение плодового тела шляпочного гриба».

    2. Рассмотреть строение лишайников на препаратах или рисунках и выполнить предложенные задания в рабочей тетради.

    ТИП УРОКА: закрепление знаний.

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, рабочие тетради с лабораторными заданиями, натурные объекты (плесень мукора, дрожжи), наборы разных видов лишайников (или их рисунков).

    ПЛАН УРОКА:


    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Строение грибов и лишайников». Лабораторная работа.

    Лабораторная работа

    Ход лабораторной работы:

    1. Рассмотреть под микроскопом плесневый гриб мукор.

    2. Зарисовать строение спорангия и спор.

    3. Рассмотреть строение хлебных дрожжей под микроскопом.

    4. Зарисовать строение дрожжевой клетки.

    5. Рассмотреть строение шляпочного гриба.

    6. Зарисовать части гриба.

    7. Рассмотреть под лупой строение спорангиев.

    8. Сделать выводы по работе (в чем сходство и различие рассмотренных грибов).

    9. Рассмотреть имеющиеся препараты или рисунки разных типов лишайников.

    10. Зарисовать строение лишайника и обозначить названия его частей.

    11. Сделать вывод по работе (какие функции в организме лишайника выполняет водоросль, а какие – гриб).

    1. Клетки дрожжей овальные или яйцевидные длиной 8—20 мкм, шириной 2–7 мкм. Большинство образуют ограниченные бесцветные, желтые и красные колонии. Размножаются, как правило, почкованием. Половой процесс у дрожжей заключается в том, что обычно две клетки сближаются и копулируют, при этом сливается их содержимое и затем развивается сумка, в которой формируются аскоспоры.

    2. Мукор, или белая головчатая плесень, образует мицелий, состоящий из сильно разросшейся клетки, похожей на паутину. Из мицелия на тонких нитях поднимаются спорангии, похожие на мельчайшие вздутия, которые от нитей отделяются перегородками. Внутри спорангиев находится множество спор.

    3. Плодовые тела грибов образованы сплетением гиф мицелия и обычно составляют видимую часть гриба. Споры (или базидиоспоры) развиваются или на поверхности плодового тела, например, на пластинках – у сыроежек, рыжиков; внутри трубочек – у боровиков, или внутри плодового тела, например, у дождевиков.

    Домашнее задание

    Повторить материал уроков по темам: грибы и лишайники. Подготовить сообщения «Особенности строения грибов», «Особенности строения лишайников».


    УРОК 8 (4)

    ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Царство Грибов»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    обобщить и закрепить знания, полученные учащимися при изучении царства Грибов.

    ТИП УРОКА: закрепление знаний.

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, образцы грибов и лишайников.

    ПЛАН УРОКА:


    ХОД УРОКА:

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Царство Грибов».

    Проверочная работа

    1. Два кратких (по 7–8 мин.) сообщения учащихся: «Особенности строения грибов» и «Особенности строения лишайников».

    2. После сообщений учеников класс выполняет тестовые задания по проверке знания раздела «Царство Грибов». Правильные ответы выделены курсивом.

    1. Грибы схожи с растениями, так как:

    А. Способны к фотосинтезу

    Б. Способны неограниченно расти

    В. Потребляют готовое органическое вещество

    Г. Содержат целлюлозу

    2. Грибы схожи с животными, так как:

    А. Неподвижны

    Б. Поглощают пищу путем всасывания

    В. Являются гетеротрофами

    Г. Содержат хитин

    3. К трубчатым грибам относится:

    А. Волнушка

    Б. Опенок

    В. Рыжик

    Г. Подосиновик

    4. К пластинчатым грибам относится:

    А. Белый

    Б. Сыроежка

    В. Масленок

    Г. Подберезовик

    5. Какой из перечисленных грибов является несъедобным?

    А. Трутовик

    Б. Строчек

    В. Сморчок

    Г. Вешенка

    6. Вегетативное тело гриба образует:

    А. Микоризу

    Б. Шляпку

    В. Мицелий

    Г. Ножку

    7. Симбиоз грибницы и корней растений называется:

    А. Микориза

    Б. Мицелий

    В. Плодовое тело

    Г. Грибница

    8. Фитофтора относится к классу:

    А. Несовершенные грибы

    Б. Оомицеты

    В. Базидиомицеты

    Г. Сумчатые грибы

    9. Таллом у лишайников это:

    А. Корни

    Б. Листья

    В. Тело

    Г. Стебли

    10. Наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды формы лишайников:

    А. Накипные

    Б. Корковые

    В. Листоватые

    Г. Кустистые

    Если учащиеся быстро справились с тестами, можно за дополнительные баллы предложить выполнить творческие работы:

    1. Составить цепи питания, в которых участвуют лишайники и грибы.

    2. Описать, как используют лишайники в парфюмерии, медицине, пищевой промышленности.

    УРОК 9 (1)

    ТЕМА: «Царство Растения. Общая характеристика растений. Подцарство Низшие растения, или Водоросли»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    дать общую характеристику растений, их строения, жизнедеятельности и отличительных особенностей. Рассмотреть систему царства Растений и подцарства Низших растений. Воспитывать бережное отношение к растениям.

    ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, таблицы, гербарии растений, влажные препараты водорослей.

    ПЛАН УРОКА:


    ХОД УРОКА


    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Царство Растения. Общая характеристика растений. Подцарство Низшие растения, или Водоросли».

    Изучение нового материала

    1. На основе характеристик, изложенных на с. 36–37, выделить основные признаки растений, отличающие их от представителей других царств живой природы. Особо подчеркнуть способность зеленых растений к фотосинтезу, создающему практически всю первичную биомассу на Земле, которая используется затем животными, включая человека. Тем самым, благодаря пигменту хлорофиллу внеземная (экзогенная) энергия солнечного света фиксируется на Земле, в чем и заключается космическая роль растений, подробно рассмотренная русским ученым Климентом Аркадьевичем Тимирязевым в его знаменитой книге «Жизнь растения» (1949).

    Пояснение. На с. 36 учебника упоминается понятие «биом», который сходен с понятием «биоценоз», рассмотренном на 1-м уроке (с. 5 учебника). Обитатели биомов могут населять обширные территории. Существует, например, биоценоз отдельного дерева или норы песца, тогда как биом может простираться на всю зону тайги или тундры в целом.

    2. Отметить главные отличия низших и высших растений.

    Растения – организмы-продуценты, размножающиеся спорами, семенами и вегетативными частями. Растения состоят из клеток, стенки клеток образованы целлюлозой и не способны к активному передвижению. Царство Растений разделяют на высшие и низшие растения.

    Низшие растения – одноклеточные и многоклеточные водоросли, не имеющие расчленения тела на корень, стебель, лист.

    Высшие растения – подцарство царства Растений; сложные дифференцированные могоклеточные организмы, приспособленные к жизни в наземной и водной среде, с правильным чередованием полового (гаметофит) и бесполого (спорофит) поколений. Различают споровые и семенные высшие растения.

    Подцарство Высших растений включает отделы: Риниофиты, или Псилофиты, (вымершие древние формы высших растений, характеризовались верхушечным расположением спорангиев и равноспоровостью, отсутствием корней и листьев), Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные, или Цветковые.

    Дать общую характеристику водорослей, отметив удачное название группы, справедливо подчеркивающее обязательное условие их жизни – водную или высоко влажную среду обитания. Указать на способность жить в морской и пресной воде, широкое распространение и многообразие форм (одноклеточные, многоклеточные, одиночные, колониальные, прикрепленные, пассивно и свободноплавающие, глубоководные, наземные, почвенные). Важной особенностью полового размножения является слияние в зиготе и, следовательно, в прорастающей из нее новой особи наследственных признаков обоих родителей, что расширяет возможности приспособления потомства к меняющимся условиям существования и, тем самым, повышает его выживаемость.

    Учителю полезно также знать, что у специалистов нет единого мнения о положении водорослей в системе живых организмов: согласно некоторым новым представлениям одноклеточные растения и животные объединяются в самостоятельное царство Протисты.

    Относительно природного значения водорослей следует особо подчеркнуть их главенствующую роль в насыщении атмосферы Земли кислородом, что позволило возникнуть и развиваться разнообразному миру аэробных организмов – животных. Еще одна важнейшая роль водорослей – продуцирование первичной биомассы в водоемах, обеспечивающей функционирование морских и пресноводных экосистем. Использование водорослей человеком, всесторонне описанное в учебнике (с. 41), может быть дополнено упоминанием о ценности ламинарии и некоторых багрянок, как источника получения йода.

    Закрепление изученного материала

    На основании нового материала учащиеся должны сделать следующие выводы:

    1. Растения – малоподвижные живые организмы, создающие первичное органическое вещество, главным образом, благодаря пигменту хлорофиллу в пластидах.

    2. Растения имеют клеточное строение и прочные клеточные оболочки из целлюлозы.

    3. Растения характеризуются неограниченным ростом.

    4. Растения подразделяются на подцарства низших и высших.

    5. К подцарству Низших растений относятся несколько отделов водорослей.

    Дополнение. Длительное время натуралистов интересовал процесс наращивания растениями своей биомассы, источники «строительного материала» при образования нового органического вещества. Например, в XVIII в. ученый ван Гельмонт посадил небольшой кустик ивы в горшок, взвесив предварительно и саму иву, и предназначенную для ее будущего роста почву. В течение 5 лет растение только поливали дождевой водой и не производили никакой подкормки, после чего ее масса увеличилась на 65 кг, а земли в горшке стало меньше всего на 50 г. Ученый признается, что для него так и осталось загадкой: откуда растение взяло 64 кг 950 г органических веществ на строительство своего тела. (Если позволит время, этот вопрос можно обсудить на уроке, или предложить его для домашнего задания.)

    Домашнее задание

    1. Повторить материал урока и рассмотреть рисунки на с. 36–41 учебника.

    2. Найти на географической карте мира или Западного полушария Саргассово море, которое часто упоминается в тестах и заданиях олимпиад как единственное в Мировом океане «море без берегов». Дать объяснение этой уникальной особенности его географического расположения и записать в тетради уточненное местоположение в Атлантическом океане: «К северо-востоку от Антильских и Багамских островов», к которым Саргассово море значительно ближе, чем к Азорским островам (с. 38 учебника).

    3. Используя рабочую тетрадь к учебнику и объяснение учителя провести дома опыт: «образование крахмала в листьях на свету».


    УРОК 10 (2)

    ТЕМА: «Отделы Водорослей»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    познакомить учащихся с 1) отделами Зеленых, Красных и Бурых водорослей, дать общую характеристику каждой из групп; 2) особенностями среды их обитания; 3) ролью в живой и неживой природе.

    ТИП УРОКА: комбинированный. Объяснение нового материала.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки, таблицы, фотографии, влажные препараты различных водорослей.

    ПЛАН УРОКА:


    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Отделы Водорослей».

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Фронтальный опрос.

    1. Что такое фотосинтез и для каких организмов характерен этот процесс? (Процесс перевода энергии Солнца в энергию химических связей, в результате чего образуется органическое вещество. В процессе фотосинтеза участвуют клетки высших растений, водоросли и некоторые бактерии. Фотосинтез происходит с помощью пигментов (хлорофиллов и некоторых других), присутствующих в хлоропластах и хроматофорах клеток. В основе фотосинтеза лежит окислительно-восстановительный процесс.)

    2. Как называется пигмент, участвующий в процессе фотосинтеза и придающий зеленый цвет растениям? Почему он имеет такое название? Входит ли в состав этого пигмента хлор? (Хлор не входит в состав хлорофилла, а их созвучие объясняет одинаковый цвет – зеленый, который по-латыни как раз и называется «хлор» (chlore). Можно предложить учащимся вспомнить сходные названия, указывающие на зеленый цвет (хлоропласты, водоросль хлорелла).)

    3. Какие органические вещества образуются в зеленых листьях? (Крахмал, глюкоза и другие сахара (поэтому сладкий вкус имеют березовый сок, свекла, морковь, многие фрукты).)

    4. Когда возникли первые водоросли? (Около 2,5 млрд лет назад.)

    5. В каких средах могут обитать водоросли? (Везде, где есть вода.)

    6. Что представляет собой тело водоросли? Расчленено ли оно на ткани и органы? (Таллом – тело низших растений (водорослей, грибов, миксомицетов, лишайников) не расчлененное на стебель и листья. Таллом от греч. thalb/s – молодая ветка, росток, побег.)

    7. Каким образом водоросли прикрепляются к субстрату? (Ризоидами – нитевидными образованиями из одной или нескольких клеток, расположенных в ряд у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов. Ризоиды от греч. rhiza – корень и еidos – вид.)

    8. Как происходит размножение водорослей в благоприятный период? (Бесполым путем.)

    9. Почему в неблагоприятных условиях водоросли переходят к половому размножению? (Увеличиваются шансы на выживание.)

    10. Каково значение водорослей в природе? (Образование органического вещества, выделение кислорода и поглощение углекислого газа, эвтрофикация водоемов и т. д.)

    11. Как использует водоросли человек? (Медицина, пищевая промышленность, биологическая очистка воды и т. д.)

    Изучение нового материала

    Предложить учащимся самим рассказать о водорослях, используя материалы учебника и собственные наблюдения в природе. Корректируя и дополняя их ответы, учитель акцентирует внимание на основных характеристиках представителей разных отделов водорослей: зеленых, бурых, красных.

    2. При объяснении необходимо отметить: местообитания водорослей, особенности строения, причины и следствия разнообразной окраски, ее связь с образом жизни разных водорослей, их роль в природе и жизни человека. Обратить внимание на строение бурых водорослей, тело которых имеет специализированные части, внешне и функционально схожие с вегетативными органами растений. Уместно упомянуть, что такая похожесть неродственных организмов или их частей называется конвергенцией. 3. Отметить значение водорослей:

    – обогащение Земли кислородом;

    – продуцирование первичного органического вещества;

    – использование в пищу животными и человеком;

    – получение лекарств;

    – использование в биологической очистке воды.

    Дополнение. Водоросли, группа низших, автотрофных, обычно водных растений; содержат хлорофилл и другие пигменты и вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. Тело водоросли – слоевище, или таллом. Нет дифференциации клеток на ткани; у самых примитивных, сине-зеленых, водорослей клетки лишены оформленных ядер и хроматофоров. У многих водорослей в клетках содержится помногу ядер. Существуют водоросли, которые не имеют неклеточного строения (ботридиум, сифоновые). Хроматофоры бывают пластинчатые, звездчатые, лентовидные, сетчатые, мелкие дисковидные (характерны для высших представителей водорослей). Клеточные оболочки состоят из целлюлозы, пектиновых веществ, кремнийорганических соединений (диатомовые), альгина и фуцина (бурые). Запасные вещества: крахмал, гликоген, полисахариды, иногда масло. В настоящее время известно около 30 тыс. видов водорослей. В основу классификации водорослей положены различия в наборе пигментов, особенностей морфологии и состав клеточных оболочек, запасные вещества. Выделяют 10 отделов (типов) водорослей: Сине-зеленые, Золотистые, Пиррофитовые, Диатомовые, Разножгутиковые, или Желтозеленые, Эвгленовые, Зеленые, Харовые, Бурые, Красные. Все отделы водорослей эволюционировали в основном независимо. Возможно, зеленые водоросли дали начало наземным растениям.

    Размеры водорослей изменяются от долей микрона (кокколитофориды и некоторые диатомовые) до 40 м (макроцистис). Среди одноклеточных водорослей есть подвижные формы, которые совершают скользящие движения (диатомовые, сине-зеленые), но механизм передвижения до конца не ясен. Они снабжены жгутиками и подобны простейшим – жгутиковым. Но у этих водорослей есть хлорофилл и хроматофоры. В темноте они утрачивают хлорофилл и становятся бесцветными и могут существовать за счет поглощения органических веществ, растворенных в воде. Одноклеточные водоросли могут объединяться в колонии.

    Среди многоклеточных водорослей наиболее просто организованные похожи на разветвленные нити, образованные одним рядом клеток. Другие имеют слоевища: корковидные, шнуровидные, шаровидные, пластинчатые или кустистые. У некоторых видов сине-зеленых, зеленых и красных водорослей в талломе откладывается кальций, и он становится твердым. Водоросли поглощают необходимые вещества всей поверхностью своего тела. Водоросли, обитающие в придонном слое, прикрепляются к субстрату с помощью подошвы – уплощенное образование у основания или ризоидами, представляющими собой разветвленные выросты.

    Размножаются водоросли вегетативно, половым и бесполым путем. Некоторые одноклеточные водоросли размножаются делением на две части.

    Свободноплавающие водоросли входят в состав планктона и, разрастаясь в больших количествах, вызывают «цветение воды».

    Морские бурые водоросли могут образовывать целые подводные «леса». Основная часть водорослей обитает в толще воды до глубин 20–40 м, только единичные виды бурых и красных водорослей встречаются на глубине около 200 м. Водоросли могут существовать на поверхности земли и в почве, на коре деревьев, скальных выходах горных пород, стенах строений.

    Считается, что до 80 % всех органических веществ, ежегодно продуцируется водорослями. Водоросли являются пищей для большинства водных животных. Некоторые горные породы, такие как диатомиты, горючие сланцы, некоторые типы известняков, образовались в результате жизнедеятельности водорослей. Морская капуста, порфира и ульва употребляются в пищу, используются для изготовления удобрений. Водоросли используются при очистке сточных вод. Из анфельции и гелидиума получают агар-агар. Из ламинариевых и фукусовых водорослей получают кормовую муку, содержащую йод и полезные микроэлементы.

    Закрепление изученного материала

    1. Ответить на вопросы, представленные в учебнике на с. 46–47.

    2. Составить и предложить учащимся записать в тетради перечень наиболее известных и значимых видов водорослей, например: ульва, хлорелла, хламидомонада (зеленые), филлофора (красные), ламинария, фукус, саргассум (бурые).

    Домашнее задание

    1. Повторить раздел подцарство Низших растений (с. 38–47).

    2. Воспроизвести в тетради рисунки со с. 47 с соответствующими подписями.

    3. Подготовиться к лабораторной работе и терминологическому диктанту (таллом, ризоиды, хлорофилл, хроматофоры, гамета, зигота, спорофит, гаметофит, фитопланктон, фитобентос, детрит, фикоэритрины, фикоцианины).


    УРОК 11 (3)

    ТЕМА: «Строение водоросли спирогиры». Лабораторная работа

    ЦЕЛИ УРОКА:

    в соответствии с указаниями в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению зеленой водоросли спирогиры – обычного обитателя пресноводных водоемов, образующей вместе с некоторыми другими видами заросли хорошо известной тины. Каждая особь спирогиры представляет длинную зеленую нить из одного ряда одинаковых клеток. Свое название получила благодаря свернутой спиралью ленты заполненного хлорофиллом зеленого хроматофора (см. рис. на с. 38 учебника).

    ТИП УРОКА: закрепление знаний.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рабочие тетради, плакаты, рисунки; пучки спирогиры, чашки Петри, набор препаровальных иголок и других необходимых инструментов, микроскопы или лупы.

    ПЛАН УРОКА:


    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Строение водоросли спирогиры». Лабораторная работа.

    Проверка усвоения материала прошлого урока

    Терминологический диктант: таллом, ризоиды, хлорофилл, хроматофоры, гамета, зигота, спорофит, гаметофит, фитопланктон, фитобентос, детрит, фикоэритрины, фикоцианины.

    1. Тело растения нерасчлененное на ткани и органы называется

    2. Нитевидное корнеподобное образование у мхов, лишайников, водорослей и грибов, служащее для закрепления таллома на субстрате.

    3. Зеленые пигменты растений.

    4. Органоиды водорослей, которые содержат пигменты, обеспечивающие фотосинтез.

    5. Половая репродуктивная клетка животных и растений.

    6. В результате слияния половых клеток формируется...

    7. Бесполое поколение растений. Продуцирует споры.

    8. Половое поколение в жизненном цикле растений. Образуется из споры и имеет гаплоидный набор хромосом. Продуцирует гаметы.

    9. Красные пигменты из группы фикобилинов, содержащиеся в красных и сине-зеленых водорослях.

    10. Синие пигменты из группы фикобилинов, содержащиеся в сине-зеленых и красных водорослях.

    11. Совокупность микроскопических растений, обитающих в толще морских и пресных вод и пассивно передвигающихся под влиянием водных течений.

    12. Совокупность растений (водоросли и некоторые цветковые), обитающих на дне водоемов.

    13. Мелкие частицы остатков организмов и их выделений, взвешенные в воде или осевшие на дно водоема.

    Лабораторная работа «Строение водоросли спирогиры».

    Порядок выполнения лабораторной работы:

    1. Рассмотреть внешний вид водоросли спирогира.

    2. Зарисовать и обозначить названия отдельных частей водоросли.

    3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат спирогиры.

    4. Зарисовать клетки спирогиры и обозначить названия ее органелл (ядро, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоли, хроматофор).

    5. Сделать выводы.

    Спирогира – род водорослей. Класса конъюгат. Нити неветвящиеся. Состоят из одного ряда клеток, каждая клетка содержит одну или несколько спирально закрученных лентовидных хлоропластов.

    Домашнее задание

    Подготовиться к проверочной тестовой работе по теме «Водоросли».

    УРОК 12 (4)

    ТЕМА: «Водоросли». Проверочная работа

    ЦЕЛИ УРОКА:

    закрепление и оценка уровня знаний учащихся по теме «Водоросли».

    ТИП УРОКА: закрепление знаний.

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Водоросли». Проверочная работа.

    Проверочная работа

    После пояснения учителя о характере тестовых заданий на знание темы «Водоросли» класс приступает к их выполнению. Правильные ответы выделены курсивом.

    1. Когда возникли первые водоросли?

    А. 4,5 млрд лет назад

    Б. 2,5 млрд лет назад

    В. 10 млн лет назад

    Г. 1 млн лет назад

    2. Как называется тело водоросли?

    А. Стебель

    Б. Таллом

    В. Спорофит

    Г. Гаметофит

    3. Какая водоросль относится к одноклеточным?

    А. Спирогира

    Б. Саргассум

    В. Хлорелла

    Г. Ламинария

    4. Фитопланктон образуют:

    А. Одноклеточные водоросли

    Б. Многоклеточные водоросли

    В. Прикрепленные водоросли

    Г. Все типы водорослей

    5. С помощью каких частей многоклеточные водоросли прикрепляются к субстрату?

    А. Корней

    Б. Слоевищ

    В. Хроматофор

    Г. Ризоид

    6. Растение, образующее споры, называется:

    А. Гаметофит

    Б. Зигота

    В. Спорофит

    Г. Слоевище

    7. К наземному обитанию приспособилась водоросль:

    А. Спирогира

    Б. Хлорелла

    В. Гелидиум

    Г. Фукус

    8. Хлорофилл в клетках зеленых водорослей содержится в:

    А. Хроматофоре

    Б. Цитоплазме

    В. Лейкопластах

    Г. Ядре

    9. Тело многоклеточных водорослей состоит из:

    А. Стебля и листьев

    Б. Слоевища (таллома)

    В. Корня и стебля

    Г. Корня и листьев

    10. Из каких водорослей получают агар-агар?

    А. Зеленых

    Б. Бурых

    В. Красных

    Г. Всех без исключения

    Если учащиеся быстро справились с тестами, можно за дополнительные баллы предложить выполнить творческие работы:

    1. «Почему простейшие водоросли – как древняя группа растений дожили до наших дней, практически не изменившись?»

    2. «Как строят свое тело водоросли, обитающие на больших глубинах и утратившие зеленый цвет?».

    3. Предложить учащимся составить схему жизненного цикла водоросли на примере хламидомонады.

    УРОК 13 (5)

    ТЕМА: «Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные»

    ЦЕЛИ УРОКА:

    дать общую характеристику высших растений. Рассмотреть особенности строения и функционирования представителей отдела Моховидные. Показать черты усложнения строения растений. Продолжить формирование умения работать с натуральными объектами и микроскопом.

    ТИП УРОКА: изучение нового материала.

    ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, рисунки, фотографии, гербарные материалы высших растений, в том числе мохообразных, а также комнатные растения. Микроскопы и лупы.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Подцарапво Высшие растения. Отдел Моховидные».

    Изучение нового материала

    Чередуя изложение нового материала учителем и вопросы к учащимся по содержанию прошлых уроков, целесообразно рассмотреть ряд ключевых положений, касающихся главных различий между высшими и низшими растениями, а также особенности представителей отделов споровых растений и первого из них – мохообразных.

    1. Каковы основные отличительные признаки подцарств Низших и Высших растений? Выделить такую важную особенность высших растений, как формирование тканей и органов, деление подцарства на две группы отделов: споровых и семенных.

    2. Что позволяет растениям достигать огромных размеров?

    Постоянное функционирование образовательной и опорной тканей, обеспечивающих беспрерывный в течение всей жизни рост и прочность даже очень высоких растений. Эта способность к неограниченному (вплоть до гибели) индивидуальному росту настолько значима, что нашла отражение в названии царства – растения.

    Дополнение. Некоторые виды деревьев способны существовать тысячи лет, год от года наращивая свою высоту. В Книгу Гиннесса занесены секвойи из Северной Америки, достигающие возраста почти 5 тыс. лет и около 150 м высоты. Столь же высокими бывают эвкалипты в Австралии, а такими же старыми – баобабы, растущие в Африке.

    Какие ткани есть у высших растений, и какие функции они выполняют?

    Ткани растений – это группа клеток сходного строения, выполняющая сходные физиологические функции. В соответствии с физиолого-анатомической классификацией различают:

    – образовательные ткани;

    – покровныю ткани;

    – механические ткани;

    – всасывающие (поглощающие) ткани;

    – фотосинтезирующие (ассимиляционные) ткани;

    – проводящие ткани;

    – запасающие ткани;

    – выделительные (секреторные) ткани.

    Проводящие ткани – комплексные ткани растений, обеспечивающие перемещение по растению питательных веществ и минеральных элементов и их соединений, растворенных в воде.

    Покровные ткани растений – наружные ткани, защищающие растения от внешних неблагоприятных воздействий, выполняют функции поглощения и выделения; через них осуществляется газообмен между растительным организмом и внешней средой. К первичным покровным тканям относятся эпидермис и эпиблема.

    Эпидермис покрывает побег, части цветка, плод, семя. Внешние стенки клеток эпидермиса листа и стебля утолщены и пропитаны воском и кутином, которые образуют кутикулу. Через устьичные щели в эпидермисе осуществляются газообмен и испарение воды. На конце корня развита эпиблема, защищенная чехликом. Через эту ткань происходит всасывание из почвы воды и растворенных минеральных веществ, газообмен и выделение продуктов обмена. Эпиблема образует корневые волоски. Пробка – это вторичная покровная ткань, в которой есть участки рыхлой ткани – чечевички, через которые происходят газообмен и испарение.

    Механические ткани растений обеспечивают прочность растений. Клетки этой ткани отличаются утолщенными клеточными оболочками, прочной связью клеток, большой упругостью оболочек, а также и характером распределения в теле растения.

    Выделительные ткани растений способны выделять из растения или изолировать в его тканях капельно-жидкую воду и продукты метаболизма (секреты). Выделительные ткани растений подразделяются на ткани внутренней и наружной секреции.

    Основная ткань растений (паренхима) состоит из клеток относительно одинакового размера, которые образуют однородные скопления в теле растения, заполняют пространства между другими тканями, входят в состав проводящих и механических тканей.

    3. Как размножаются растения? Корнями, клубнями, стеблями, листьями, спорами, семенами (привести примеры).

    4. Рассмотреть основные особенности отдела Моховидные. Подчеркнуть их древнее происхождение от первых наземных растений (псилофитов), отсутствие корней (их заменяют ризоиды, как у многоклеточных водорослей), слабое развитие тканей.

    Пояснение. На схеме (с. 50 в учебнике) мужские и женские гаметофиты выглядят как расположенные на одном растении. На самом деле у мхов развиваются отдельные мужские и женские растения (с. 52).

    У сфагнума постоянно, год от года, отмирает нижняя часть растения и нарастает верхняя, что позволяет считать их «вечными» организмами, живущими, возможно, сотни лет.

    Дополнение. Моховидные представляют обособленную ветвь в развитии высших растений. Моховидные – отдел высших автотрофных в основном наземных (есть пресноводные формы) растений. Отличаются относительно простым строением. Имеют многоклеточные спорангии со спорообразующей тканью, защищенной стенками, и многоклеточные гаметангии двух типов – мужские и женские с одной неподвижной гаметой – яйцеклеткой. В цикле развития моховидных преобладает автотрофный гаметофит, который может длительно существовать и размножаться вегетативно. Спорофит преобразован в орган бесполого размножения.

    Закрепление изученного материала

    Задание 1. Рассмотреть рисунки растений на с. 48–49, установить названия каждого из них (например: молодая елочка изображена слева от сосны, а куст можжевельника – справа; растение сбелыми цветками с семью лепестками так и называется – седмичник). Можно задать учащимся коварный вопрос на сообразительность – «Представители каких царств живых организмов изображены на этом красочном рисунке?» Ответ: наиболее сообразительные ученики могут обратить внимание на растущие на коре березы лишайники из царства Грибов.

    Задание 2. В завершение урока учащиеся самостоятельно формулируют выводы по пройденной теме:

    – Мхи произошли от псилофитов.

    – Мхи относятся к высшим растениям.

    – У них выражены стебель, листья.

    – Прикрепление к почве с помощью ризоидов.

    – Мхи имеют многоклеточные органы размножения.

    – Оплодотворение происходит в воде.

    Домашнее задание

    1. Повторить материал главы «Отдел Моховидные».

    2. Рассмотреть и переписать в тетрадь таблицу «Высшие растения»: разделения высших растений на споровые и семенные (с. 48).

    3. Ответить на вопрос в рубрике «Подумайте!» на с. 55 применительно к экологической роли мха сфагнума.

    УРОК 14 (6)

    ТЕМА: «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум». Лабораторная работа

    ЦЕЛИ УРОКА:

    закрепление знаний о строении растений отдела Моховидные. Продолжить формирование умения работать с натуральными объектами и микроскопами.

    Согласно рекомендациям в рабочей тетради к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» выполнить лабораторную работу по изучению строения мха. В зависимости от времени и наличия материала рассмотреть либо зеленый мох кукушкин лен, либо белый мох – сфагнум.

    ТИП УРОКА: закрепление знаний.

    ОБОРУДОВАНИЕ: рабочие тетради, плакаты, рисунки; натурные объекты (пучки кукушкина льна или сфагнума), набор препаровальных игл и необходимой оптики.

    ПЛАН УРОКА:

    ХОД УРОКА

    Организационный момент

    НА ДОСКЕ:

    Число, месяц.

    Тема: «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум». Лабораторная работа.

    Лабораторная работа: «Строение мха. Кукушкин лен и сфагнум».

    Ход работы.

    1. Рассмотреть строение мха – сфагнума или кукушкина льна.

    2. Зарисовать внешнее строение и обозначить названия основных органов.

    3. Рассмотреть под микроскопом строение листа.

    4. Отметить хлорофиллоносные и водоносные клетки.

    5. Найти мужские и женские экземпляры.

    6. Рассмотреть, используя лупу, строение спор и зарисовать их.

    7. Сделать вывод по всей работе, отметив основные функции разных частей моховидного растения.

    Кукушкин лен имеет прямостоячие стебли высотой до 10 см, на котором развиты листья. Нижние части стебля имеют ризоиды. Верхняя часть стебля без листьев зеленовато-красноватая, заканчивающаяся коробочками, которые прикрыты волосистыми колпачками. Внутри коробочек находятся мелкие споры.

    Сфагнум, или торфяной мох. Прямостоячий (высотой 10–20 см) мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойными листьями, т. е. каждый лист состоит из одного слоя клеток двух типов. Хлоропласты содержат узкие зелены клетки, они образуют сплошную сеть. В них образуются органические вещества. Между ними находятся более крупные клетки, у которых разрушена цитоплазма, а сохранилась только оболочка с отверстиями (гиалиновые клетки с порами). Эти клетки способны впитывать воду. Они составляют большую часть листа, Что объясняет высокую влагоемкость. Стебли этого растения ежегодно в нижней части отмирают, образуя торф. Рост стебля продолжают верхушечные ветви.

    Домашнее задание

    Повторить основные характеристики высших растений и их систематику.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх