• Тест I: «К чему вы стремитесь?»
  • Тест II: «Несуществующее животное»
  • Тест III: «Умеете ли вы контролировать свое эмоциональное состояние?»
  • Тест IV: «Боитесь ли вы одиночества?»
  • Тест V: «Насколько вы уверены в себе?»
  • Глава 11

    Ставим опыты на себе

    Наша жизнь настолько стремительна, что часто мы не находим времени для того, чтобы разобраться в своих отношениях с окружающими и в самих себе. Очень часто мы совершаем нелепые ошибки, которые становятся преградой на пути к счастью.

    В этой главе мы приводим различные тесты, которые помогут вам лучше понять самих себя, определить свои цели, психологическое состояние и найти способы его коррекции.

    Тест I: «К чему вы стремитесь?»

    Данный тест, оформленный в виде анкеты, помогает определить одно из трех направлений вашей личности.

    Тест состоит из 12 пунктов, каждый из которых представляет собой какое-нибудь суждение, требующее завершения одним из трех вариантов, находящихся под буквами А, Б или В. Нужно выбрать тот вариант, который совпадает с вашим мнением по данному высказыванию, и еще один, который, наоборот, кажется вам неприемлемым или не соответствует действительности.

    Для записи ответов составьте таблицу, состоящую из трех колонок. В первую нужно будет записывать ваш ответ, во вторую – противоположный вариант, а в третью – вариант, оставшийся невыбранным. Ответы первой колонки оцениваются в 2 балла, второй – 0, третьей – в 1 балл. По окончании тестирования баллы, набранные по всем пунктам, подсчитываются для каждого вида направленности личности отдельно. Тот вид, который набрал наибольшее количество баллов, считается соответствующим именно вам.

    Материал теста:

    1. Больше всего мне нравится, когда...

    а) мою работу одобряют окружающие;

    б) работа выполнена действительно хорошо;

    в) рядом работают мои друзья.


    2. Если бы моя жизнь была связана со спортом, то я предпочел бы стать:

    а) тренером, разрабатывающим тактику каждой игры;

    б) знаменитым игроком;

    в) капитаном известной команды.


    3. На мой взгляд, хороший педагог – это такой человек, который...

    а) умеет найти индивидуальный подход к каждому ученику и проявляет неподдельный интерес к детям;

    б) заинтересовывает учащихся своим предметом и дает глубокие знания;

    в) стремится к общению в непринужденной атмосфере, при которой любой ребенок чувствовал бы себя раскованно и свободно высказывал то, о чем думает.


    4. Хотелось бы, чтобы мои друзья:

    а) были чуткими и отзывчивыми людьми;

    б) всегда были верны мне;

    в) были привлекательны и умны.


    5. В детстве я больше всего любил:

    а) общаться со сверстниками;

    б) совершать поступки, заслуживающие одобрения;

    в) похвалы взрослых.


    6. Свое свободное время я бы с удовольствием посвятил:

    а) общению с друзьями;

    б) развлечениям и отдыху;

    в) своим увлечениям и расширению кругозора.


    7. Самым ужасным для меня является:

    а) оскорбление и унижение человека;

    б) провал важного дела;

    в) потеря близких людей.


    8. Важнее всего для меня:

    а) достижение поставленной цели и успеха в жизни;

    б) хорошая и интересная работа;

    в) доброжелательные отношения с людьми.


    9. Мне не нравятся люди, которые...

    а) не ценят себя;

    б) постоянно конфликтуют с окружающими;

    в) не принимают нововведений.


    10. Я чувствую себя на высоте, когда:

    а) выполняю важное для всех дело;

    б) приношу радость моим друзьям;

    в) нравлюсь людям и вызываю у них положительные эмоции.


    11. Чтобы стать хорошим руководителем, нужно:

    а) быть на равных с другими сотрудниками;

    б) являться авторитетом в коллективе;

    в) предъявлять высокие требования к рабочему персоналу.


    12. Я с удовольствием прочел бы книги:

    а) о том, как строить свои отношения с людьми;

    б) о жизни известных личностей;

    в) о последних научных изобретениях и исследованиях.

    Ключ к тесту.

    1. Направленность на собственное «Я» (Я).

    В этом случае человек ориентируется на быстрое достижение цели, невзирая на разного рода препятствия и зачастую не считаясь с мнениями других людей. Такой человек скрытен, склонен к агрессии, тревожности, авторитарной манере общения, раздражительности и соперничеству, что, в свою очередь, приводит к конфликтам, непониманию и одиночеству. Чтобы избежать таких последствий, необходимо более лояльно, с уважением, относиться к людям, пытаться понять их, не акцентировать внимание на отрицательных качествах и негативных ситуациях. В конечном итоге ему нужно найти оптимальный путь общения с окружающими и не замыкаться в себе.

    2. Стремление к общению с окружающими (О).

    Человек в любых ситуациях стремится к хорошим отношениям с окружающими, к совместной деятельности, даже если это мешает выполнению серьезных, ответственных поручений. Он всегда готов прийти на помощь, невзирая на трудные ситуации, поддержать и успокоить. Зачастую он зависит от других людей, так как очень привязан к ним и нуждается в постоянном общении. В итоге такой человек может оказаться в затруднительном положении из-за ущемления своих интересов ради других. Ему нужно научиться любить себя, стремиться к самостоятельности и независимости, уделять больше внимания своим проблемам, здраво оценивать ситуацию и говорить «нет», когда это необходимо, а также стремиться к раскрытию своего творческого потенциала.

    3. Стремление к деятельности (Д).

    Такой человек всегда находится в центре событий и настроен на активную деятельность, направленную на решение различных проблем, на достижение наилучших результатов и деловое сотрудничество, в котором он будет способен отстаивать определенную точку зрения, ведущую к достижению общей цели. Но это может помешать его личным отношениям, которые, как правило, отходят на второй план. В таком случае следует уметь переключаться на общение, отдых и, самое главное, на личную жизнь и семейные отношения.

    Тест II: «Несуществующее животное»

    Данный тест основан на определении психического состояния человека путем исследования моторики, отношения к пространству, символов и геометрических элементов и фигур.

    Задание.

    Придумайте фантастическое животное, дайте ему имя и нарисуйте его.

    Показатели и их значение.


    1. Расположение рисунка на листе:

    а) вертикальное, по средней линии – говорит о нормальном психическом состоянии;

    б) ближе к верхнему краю листа – характеризуется как завышенное самомнение, недовольство занимаемым положением в обществе, стремление к всеобщему признанию и самоутверждению;

    в) в нижней части листа – противоположная трактовка: нерешительность, безразличное отношение к своему положению в обществе, состояние подавленности и неуверенности, отсутствие интереса к самовыражению и развитию.


    2. Изображение головы:

    а) поворот направо означает целеустремленную деятельность человека, ведущую к осуществлению задуманного;

    б) голова, которая повернута влево, представляет собой знак раздумья, влекущего осторожность по отношению к активной деятельности. Такой человек часто не доводит начатое дело до конца;

    в) изображение в «анфас» говорит об эгоизме человека;

    г) присутствие ушей – это знак проявления интереса к различного рода информации и мнению окружающих;

    д) открытый рот без четкой прорисовки губ и языка, в особенности заштрихованный, – это проявление недоверия, легкого возникновения страхов и опасений.

    Рот, который нарисован слегка приоткрытым, с виднеющимся языком, но без контура губ, означает высокий уровень речевой активности, т. е. разговорчивость и общительность; вместе с линией контура губ – чувственность.

    Рот в виде клюва или с прорисовкой зубов свидетельствует о защитной агрессии.

    Зачерченный рот округлой формы – повышенная тревожность и боязливость;

    е) изображение глаз с четкой границей радужки – символ страха; с густыми ресницами – знак показных, несдержанных и неординарных манер поведения, направленных на привлечение всеобщего внимания;

    ж) непропорционально большая голова говорит о том, что человек обладает эрудицией и рациональным мышлением и ценит это в других;

    з) если на голове присутствуют рога, это означает агрессивное поведение для самозащиты; перья – демонстративное поведение, любовь к украшениям и поиск оправданий любых поступков; шерсть или волосы – ориентация на чувственность.


    3. Изображение фигуры:

    а) если фигура опирается на устойчивые лапы или ноги, это говорит о рациональности, обдуманности, опоре на значимую информацию при формировании мировоззрения; в противоположном случае это проявление легкомыслия, необоснованности и поверхностности суждений, поспешного принятия решений;

    б) то, как соединены ноги или лапы с фигурой, указывает на характер контроля за своим поведением и мыслями;

    в) одинаковая форма и направление конечностей говорят о банальном мышлении, и напротив, если они отличаются друг от друга, это знак оригинального, самостоятельного, творческого мышления. Наличие когтей – знак агрессии.


    4. Присутствие частей, которые возвышаются над фигурой:

    а) крылья, панцирь, щупальца – это символ самоуверенности, разноплановой деятельности, утверждения за счет подавления окружающих, любознательности, смелых решений;

    б) кудри, банты, завитушки, цветы и другие украшения – это признак манерного, демонстративного поведения, цель которого привлечь к себе внимание.


    5. Изображение хвоста:

    а) поворот в правую сторону указывает на анализ своих поступков и отношений; в левую – решений, мыслей, возможностей;

    б) если хвост поднят вверх, это означает уверенность, бодрое, хорошее настроение; если же он направлен вниз – недовольство собой, переживание своих ошибок, сомнения.


    6. Контуры рисунка.

    Наличие игл, выступов, щитов говорит о внутренней защите от окружающего мира, которая может выражаться в тревоге, страхе, агрессии, подозрительности, опасениях. Если иглы расположены в верхней части фигуры, все это будет связано с людьми, которые занимают более высокое положение или старше вас; иглы и щиты внизу – неуважение подчиненных; по бокам и внутри контура – постоянное напряжение и готовность к самозащите; справа – непрерывная деятельность; слева – убежденность в обязательной защите своих интересов и убеждений в любых ситуациях.


    7. Общая характеристика рисунка:

    а) чем больше количество придуманных деталей, тем выше уровень творческой энергии, в противоположном случае – экономия сил или их убывание, вызванное болезнью;

    б) рисунок, выполненный тонкой, слабой линией, указывает на низкий уровень энергии; «жирная» и продавленная линия – высокая тревожность;

    в) наличие углов указывает на агрессивность;

    г) акцентирование половых признаков говорит о том, что интимные отношения играют ведущую роль в жизни человека;

    д) рисунок, имеющий форму круга, в особенности пустого, трактуется как замкнутость в себе и отсутствие стремления к общению;

    е) если имеются механические детали, например пропеллер, антенна, постамент и др., это признак психического заболевания;

    ж) изображаемое животное ассоциируется у рисующего с самим собой, с занимаемым положением в обществе и может относиться к несущему угрозу (подобие волка или тигра), к подверженному угрозе (похожее на зайца или бабочку) или к нейтральному (имеющему сходство, например, с жирафом или кенгуру);

    з) если нарисованное животное уподобляется человеку (имеет одежду или внешнее сходство), это объясняется эмоциональной неустойчивостью, незрелостью суждений;

    и) количество сочетающихся друг с другом новых элементов, форм указывает на уровень творческих способностей;

    к) если название состоит из частей уже существующих слов (например, «кротоног»), это признак рационального мышления. Если при составлении слова используются книжно-научные или латинские части слова («тиноэтус», к примеру) – это проявление показа своих знаний; если название включает в себя только набор звуков, не имеющий какого-либо смысла («милиа», например), – это выражение легкомысленного отношения к жизни и преобладание эмоций над разумом. Смешные названия («жмуроленок» и др.) говорят о снисходительном и ироническом отношении к людям. Слишком длинное и сложное название («сигапиланикрион» и т. п.) означает проявление фантазии. Если в названии присутствуют повторяющиеся элементы, такие, как «трок-трок», «ва-ва» и др., это признак неустойчивости эмоциональной сферы.

    Тест III: «Умеете ли вы контролировать свое эмоциональное состояние?»

    Каждый день мы сталкиваемся с неприятностями, и от того, как мы реагируем на них, зависят наше настроение, здоровье и взаимоотношения с людьми.

    Умеете ли вы держать себя в руках, контролировать свое состояние и направлять эмоции в нужное русло? Во всем этом вам поможет разобраться данный тест, который состоит из 10 вопросов, к каждому из которых даются три варианта ответа – нужно выбрать один, наиболее подходящий для вас.

    1. Приходилось ли вам говорить о серьезных проблемах с людьми без их желания?

    а) да, такое случалось;

    б) не могу точно сказать;

    в) нет, считаю, что это совершенно бесполезно.


    2. Что, на ваш взгляд, имеет более важное значение: соблюдение общепринятых правил поведения или свободная и непринужденная манера общения?

    а) важно, чтобы они гармонично сочетались;

    б) раскованность и непринужденность;

    в) несомненно, «правильное поведение».


    3. Можете ли вы отказаться от достижения намеченной цели, если препятствием будет являться человек?

    а) это не сможет меня остановить;

    б) да, конечно;

    в) не уверен.


    4. Какой вид отдыха вы предпочитаете?

    а) туристическую поездку в европейскую страну;

    б) работу на приусадебном участке;

    в) поход с друзьями в лес.


    5. Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок был:

    а) внимательным и добрым;

    б) терпеливым и усидчивым;

    в) любознательным и общительным.


    6. Как вы реагируете на шутки в ваш адрес?

    а) подыгрываю им и смеюсь;

    б) иногда обижаюсь;

    в) не обращаю на них никакого внимания.


    7. Представьте, вы стали свидетелем каких-либо действий, которые противоречат вашим убеждениям, например жестокого обращения с животным. Как вы себя поведете?

    а) заступлюсь за бедное животное;

    б) пройду мимо – зачем мне лишние неприятности?

    в) не стану вмешиваться: ничего не поделаешь – каждый день совершаются несправедливые поступки, так устроен мир!


    8. Всегда ли вы принимаете решения самостоятельно?

    а) довольно часто;

    б) не всегда;

    в) нет, я постоянно советуюсь с родными и друзьями.


    9. Что вы предпримете, если неожиданно узнаете о том, что у ваших коллег по работе сложилось о вас нелестное мнение?

    а) поговорю с ними и постараюсь убедить в обратном;

    б) не буду принимать это близко к сердцу;

    в) расстроюсь, перестану с ними общаться.


    10. Если бы у вас появилась возможность сменить род деятельности, чему бы вы отдали предпочтение?

    а) изучению природы;

    б) бизнесу;

    в) я бы оставил все как есть – мне нравится моя профессия.


    Подсчет баллов производится с помощью таблицы.


    Если вы набрали от 0 до 16 баллов.

    Вы не в силах совладать со своими эмоциями и привыкли действовать в соответствии с сиюминутными побуждениями. Ваша непредсказуемость мешает вам при общении с людьми.

    Постарайтесь сдерживать себя и здраво оценивать ситуацию – и многое изменится! Ведь вы так обаятельны, умеете нравиться людям и находить пути к взаимопониманию. Будьте более доброжелательны к другим.

    Если вы набрали от 17 до 23 баллов.

    Вы способны контролировать свое поведение, за исключением тех моментов, когда вы действуете, повинуясь эмоциям, о чем впоследствии сожалеете. Будьте более благоразумны. Вам не хватает совсем немного самообладания, чтобы поступить так, как диктует вам здравый смысл. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, он подскажет, как нужно действовать в сложившейся ситуации.

    Если вы набрали 24 и более баллов.

    Вы здравомыслящий, проницательный человек, который может контролировать свое эмоциональное и психическое состояние. Вы отличаетесь разумным подходом к сложившимся обстоятельствам и окружающим вас людям, у вас тактичное, спокойное и обдуманное поведение. Любую деятельность и работу вы стараетесь хорошо организовать и довести до конца, невзирая на различные затруднения. Конечно, все это требует от вас много сил, поэтому советуем не забывать об отдыхе, который поможет вам немного расслабиться и быть самим собой!

    Тест IV: «Боитесь ли вы одиночества?»

    Многие люди в те или иные моменты своей жизни переживают острое чувство одиночества. Чаще все это происходит тогда, когда человек находится в подавленном состоянии и им владеют самые разнообразные чувства: потерянность, обида, страх. В основном это происходит от того, что, столкнувшись с непониманием и трудными жизненными ситуациями, человек теряет душевное равновесие, боится остаться один. Однако, как известно, даже из самой трудной ситуации можно всегда найти разумный выход. Посмотрите на нее с другой стороны и увидите, что в ней есть свои плюсы.

    Приведенный ниже тест поможет разобраться в себе и понять, боитесь ли вы одиночества.


    1. Представьте, что вы приехали в незнакомый город, вас должны были встретить, однако этого не произошло. Ваши действия?

    а) тут же купите обратный билет;

    б) будете сильно переживать и нервничать, дожидаясь прихода друзей;

    в) постараюсь взять себя в руки и не впадать в панику, обязательно найду выход из сложившейся ситуации.


    2. Что, на ваш взгляд, является самым главным во взаимоотношениях с людьми?

    а) самостоятельность и независимость;

    б) доброжелательность;

    в) искренность.


    3. Имеете ли вы привычку записывать то, что необходимо сделать или купить в ближайшее время?

    а) да, конечно, иначе что-нибудь обязательно забуду;

    б) только в том случае, если предстоит выполнить очень много дел;

    в) мне это ни к чему – я прекрасно помню обо всех запланированных делах.


    4. Имеете ли вы привычку, ужиная в одиночестве, попутно заниматься другими делами?

    а) обычно я смотрю телевизор или читаю;

    б) просматриваю бумаги, связанные с работой;

    в) нет, это мне мешает насладиться вкусом еды.


    5. От чего, на ваш взгляд, вам не мешало бы отказаться?

    а) от излишнего употребления алкоголя;

    б) от бесконечного курения;

    в) от большого количества сладостей в рационе.


    6. Можете ли вы пойти одни в театр, кино или на концерт?

    а) ни в коем случае, только со своими знакомыми;

    б) иногда, если некому составить мне компанию;

    в) да, довольно часто.


    7. С чем у вас ассоциируется понятие «романтическая прогулка»?

    а) с прогулкой по одинокому пляжу вместе с любимым человеком;

    б) с прогулкой в одиночестве под проливным дождем;

    в) с прогулкой по лесу, в котором много диких зверей.


    Подсчет баллов производится с помощью таблицы:


    Если вы набрали менее 11 баллов.

    Вам нравится оставаться в одиночестве. Более того, вы намеренно стремитесь к этому, так как испытываете недоверие к окружающим, на контакты с ними идете с осторожностью. Будьте более общительным, открытым, добродушным человеком, не делайте поспешных выводов о людях, искренне интересуйтесь всем тем, что происходит вокруг вас.

    Если вы набрали 12–16 баллов.

    У вас богатый внутренний мир, много увлечений, поэтому вы никогда не скучаете. Вам нравится общаться с разными людьми, вы не любите конфликтов, стремитесь быть приятным для окружающих. У вас много друзей и знакомых, поэтому вам незнакомо чувство одиночества.

    Если вы набрали 17 и более баллов.

    Вы не можете долгое время оставаться наедине с самим собой. Вам необходимо постоянное общение, и ради этого вы готовы пожертвовать собственными интересами. Вы стремитесь угодить людям, говорите и делаете то, что они от вас ожидают, чтобы получить от них поддержку. Боитесь огорчить кого-либо своими действиями, поступками, словами. Будьте более уверены в себе и своих силах, пересмотрите свои принципы и правила поведения в обществе. В противном случае вы рискуете стать слепым орудием в руках более сильного человека.

    Тест V: «Насколько вы уверены в себе?»

    Каким человеком вы считаете себя – любимчиком фортуны или, напротив, неудачником, самоуверенным или неуверенным в себе человеком? Чтобы узнать это, попробуйте ответить на вопросы данного теста. Вам нужно выбрать один из четырех вариантов ответов, который является, на ваш взгляд, самым подходящим, и затем при помощи таблицы подсчитать результаты теста.


    1. Больше всего вам нравится посещать библиотеку, когда:

    а) там много народа – можно быть на виду у всех;

    б) мой друг идет в нее вместе со мной;

    в) там почти никого нет – никто не помешает спокойно заниматься;

    г) нет дел, требующих немедленного выполнения.


    2. Незнакомый человек посылает вам многозначительные взгляды, что бы это значило?

    а) вы произвели на него сильное впечатление своей привлекательной внешностью;

    б) он перепутал вас со своей знакомой;

    в) ему хотелось бы поближе познакомиться с вами;

    г) вы что-то испачкали, порвали или забыли застегнуть.


    3. Ваше мнение для окружающих является:

    а) не столь важным;

    б) весьма значительным;

    в) не всегда весомым;

    г) решающим.


    4. Представьте, что ваш друг – известный писатель. Прочтя его новую книгу, вы сочли ее довольно скучной и непонятной. Когда он попытается объяснить вам ее истинный смысл, вы поступите следующим образом:

    а) сообщите свое мнение о книге;

    б) выслушаете его, молча кивая;

    в) забросаете его вопросами ради удовлетворения своего любопытства;

    г) постараетесь сменить тему разговора из опасения того, что он узнает вашу точку зрения и это испортит дружеские отношения.


    5. Любимый человек опаздывает на свидание, а вы решили пойти с ним в кино. Ваши действия:

    а) знакомитесь с другим молодым человеком;

    б) идете смотреть фильм – не пропадать же билетам!

    в) сильно расстраиваетесь и возвращаетесь домой;

    г) звоните и выясняете причину опоздания.


    6. В гостях у друзей вы стали участником оживленной дискуссии о политике, и окружающие стали обращать на вас внимание. Ваши действия?

    а) приносите извинения и уходите в сторону;

    б) признаете правоту оппонента, чтобы разрядить напряженную атмосферу;

    в) с еще большим упорством станете отстаивать свою точку зрения – пусть все видят, что вы правы;

    г) продолжите спор, но уже в более подходящий момент.


    7. Ваши знакомые приобрели картину знаменитого художника, о котором вы никогда не слышали, и с оживлением обсуждают ее. Вы решаете:

    а) подождать, пока из разговора не станет известна более подробная информация о творчестве художника, и только после этого вступить в дискуссию;

    б) попросите рассказать о неизвестном художнике;

    в) начнете разговор о картине известного вам живописца;

    г) молча выслушаете ваших знакомых.


    8. На одной из вечеринок ваш спутник уделяет слишком много внимания одной из присутствующих дам. Ваши действия?

    а) немедленно и незаметно уйдете с вечеринки;

    б) присоединитесь к их беседе, чтобы показать сопернице свое превосходство;

    в) подождете, пока они поговорят, – вам ни к чему оказываться в неловкой ситуации;

    г) не придадите этому никакого значения.


    9. При возникновении конфликта вы стараетесь:

    а) приложить все усилия, чтобы не дать ему еще больше «разгореться»;

    б) предлагаете разумное разрешение проблемы;

    в) до конца отстаиваете свою точку зрения;

    г) настаиваете на том, что ваш собеседник не прав.


    Подсчет баллов производится с помощью таблицы:


    Если вы набрали менее 24 баллов.

    Это говорит о том, что вы считаете себя неудачником и убеждены, что окружающие уверены в этом. Все, за что вы беретесь, заканчивается весьма плачевно. На самом деле у всех есть свои недостатки и комплексы, просто нужно бороться с ними, верить в успех. В один прекрасный день удача обязательно вам улыбнется. Не концентрируйте все свое внимание только на своих недостатках и промахах, почаще вспоминайте о своих победах.

    Если вы набрали 25–34 балла.

    Вы относитесь к уверенным в себе людям. Вы умеете владеть собой, объективно воспринимаете окружающую вас действительность, конструктивно принимаете критику со стороны окружающих, реально оцениваете свои возможности. Кроме того, вы не боитесь признавать допущенных вами ошибок, всегда стараетесь брать инициативу в свои руки. Окружающие люди видят в вас прирожденного лидера.

    Если вы набрали 35 и более баллов.

    Вы эгоцентричный человек. Главным вашим недостатком является излишняя самоуверенность. Возможно, у вас есть для этого все основания, однако это еще не повод, чтобы пренебрежительно относиться к окружающим людям. Психологи объясняют такую манеру поведения внутренней беззащитностью и закомплексованностью: имеющиеся недостатки скрываются от посторонних глаз подчеркнуто вызывающим поведением, демонстрацией достоинств. Признайте свои недостатки, боритесь с ними, находите привлекательные черты характера и у других людей.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх