|
||||
|
Введение В еще недавние советские времена, в голову не могло прийти, что изобретенное чудо техники, или сочиненная книга никакого правового отношения не имеют к их авторам, а являются достоянием лишь государства, потому только, что, как декларировалось, — государство учило, одевало и кормило изобретателей и авторов, и теперь ему надо возвратить взятое в долг. К этим же, ушедшим в прошлое временам относились и — ведомства, которые давали жизнь любому открытию и изобретению, любому выстраданному сонету, картине, оратории, а то и не дай Бог роману. На всякий случай, подобные ведомства были курируемы спецслужбами. Да и сами, по сути являлись помощниками оных. А до холодного лета пятьдесят третьего, наш разговор вообще не мог бы состояться, ибо в плоскости промышленной (интеллектуальной) разведки, для любопытных звучали лишь раскаты дружелюбных маузеров, — это при том, что изобретения, открытия и прочие плоды разума граждан великой страны, тоннами гнили на невостребованном поле тоталитарной власти. В феврале 1999 г. Правительством России было принято решение о воссоздании единого федерального органа исполнительной власти, призванного нести ответственность за востребованность интеллекта каждого гражданина России. В последний год второго тысячелетия, открывшего эру борьбы интеллектуальных сил, в России, испокон веков славящейся творчеством, создано ведомство, которое в той или иной форме существует в каждом уважающем свою интеллигенцию государстве. У нас это ведомство называется Российским агентством по патентам и товарным знакам, и, говоря, правовым языком, оно призвано обеспечить реализацию и защиту авторского права и смежных с ним прав. Хочется верить, что отныне невостребованность в талантах будет снижаться, а права авторов, исполнителей и изобретателей защищаться. Российская интеллигенция поднимала вопрос о создании такого ведомства давно. Необходимость его возникновения была озвучена в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ еще в 1998 г. Но в то время не удалось доказать, что это не блажь российских талантов, а мировая тенденция развития общества, когда все больше и больше внимания со стороны государства в лице государственных органов — берущих на вооружение все лучшее, что дает интеллектуальный потенциал, уделяется именно вопросам авторского права и смежных прав. В нашей стране, в том числе дореволюционной России, традиционно существовало патентное ведомство, которое занималось проблемами промышленной собственности, и поэтому в этой сфере наработан достаточно большой опыт работы. Более того, воссозданный Роспатент обладает и потенциалом и кадрами именно в этом направлении, поскольку вся его работа до недавнего времени была сконцентрирована в сфере промышленной собственности. А как же область авторского права и смежных прав, спросите Вы? Ведь проблема возникла не теперь. До восстановления в правах Российского Агентства по патентам и товарным знакам и наделения его функциями в области прав авторов и обладателей смежных прав, значительная часть вопросов авторского права решалась на уровне Авторско-правовых обществ, старейшим из которых является Российское авторское общество и ряда федеральных ведомств, в пределах их компетенции. Несмотря на то, что РАО находилось под патронажем Президента России и формально поставленная галочка «по утешению интеллигенции столь значительным фактом» была поставлена, на деле — это оказалось не более как декларацией, РАО не могло, да и не вправе было решать вопросы обеспечения авторского права и смежных прав на государственном уровне. В какой-то степени безудержному развитию пиратства в нашей стране, мы обязаны отсутствием контроля со стороны государства за данной проблемой. Пиратство имеет сегодня тенденцию развития во всем мире, по прогнозам специалистов пиратская продукция в сфере Российского кинобизнеса составляет 90%, в сфере производства CD-ромов, аудиокассет с музыкальными записями 70-80% . Немного лучше дело обстоит в книгоиздании, но не настолько, чтобы мы утешали себя почиванием на лаврах. С 1993 года ряд федеральных министерств и ведомств пытались заниматься вопросами авторского права: прилагали усилия к решению проблемы и Министерство культуры, и Федеральная служба по телевидению и радиовещанию, и Роскомпечать, и ГТК, и МВД, однако органа, координирующего деятельность всех заинтересованных федеральных ведомств, не существовало. Отсюда возникали и проблемы в организации работы с Авторско-правовыми обществами, и проблемы взаимодействия с международными организациями. Когда складывающаяся на данном правовом поле обстановка уже стала угрожающей, именно Роспатент проявил инициативу, заявив, что он — именно та организация, которая способна и обязана взять на себя функцию координации всех правовых вопросов по проблемам интеллектуальной собственности. Правительство поддержало инициативу. Отныне функция координации в сфере в том числе авторских и смежных прав возложена на Российское Агентство по патентам и товарным знакам. Первым шагом, который сегодня делает Роспатент, является создание структур, которые будут решать эти вопросы, в частности создается соответствующее управление в составе Роспатента, Общественный Совет по авторскому праву и смежным правам, рабочие группы по приведению в соответствие законодательства Российской Федерации по заявленным вопросам. О том, что служение интеллекту в государственной структуре дело перспективное, говорит тот факт, что сегодня уже к нам приходят проситься на работу квалифицированные кадры, опытные, несмотря на молодость, специализирующиеся в области авторских прав. Молодость и энергия необходима в любом начинании, а ведь впереди стоит колоссальная задача — Роспатент, на мой взгляд, должен возглавить координационную работу по реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. Именно на это ведомство должна быть возложена задача по формированию нашей позиции за рубежом, и именно Роспатент должен осуществлять координацию работы авторско-правовых обществ. Утверждаю это столь императивно, поскольку отсутствие должной координации и контроля было чревато до недавнего времени весьма неприятными фактами. В недалеком прошлом: внезапно, с определенной целью и на короткий срок создавались авторские общества, потом также внезапно исчезали, «прихватив» в небытие спешно собранное авторское вознаграждение. Не должно быть ситуаций, когда такого толка «общества» создаются бесконтрольно. В этой области также нужно навести порядок. Есть и еще задача у Роспатента — это приведение в порядок тех норм Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», необходимость пересмотра которых была доказана практикой. Речь идет и о статье Закона, связанной с «чистыми носителями», о статье, связанной с деятельностью авторско-правовых обществ, о нормах закона, регулирующих вопросы общественного достояния, ретроактивной охраны и другие. Роспатент намерен решать эти проблемы оперативно. И это, конечно же, только первые шаги. Задача не простая, и решать ее придется, заручившись поддержкой со стороны Правительства России и международных организаций, которые, кстати, с воодушевлением восприняли решение Правительства РФ о создании единого органа, работающего в сфере интеллектуальной собственности. Творчество давно уже стало понятием внепространственным. Поэтому вопросы авторских и смежных прав находятся сегодня в поле зрения не просто национальных обществ, но — правительств зарубежных стран. Такова ситуация в Германии, Швейцарии, где сферой интеллектуальной собственности занимается специальный государственный орган. Такова же ситуация во Франции, Великобритании и Соединенных Штатах. Иными словами, крупнейшие страны, обеспечивающие наибольшие «объемы использования» литературных, музыкальных произведений, произведений живописи, ваяния и зодчества, понимают необходимость активной позиции государства в данной области, государственного регулирования. Российское Агентство по патентам и товарным знакам готово и к конструктивному сотрудничеству с научными учреждениями, учебными заведениями. В последние годы во многих из них организованы спецкурсы по тематике интеллектуальной собственности.. Хочется верить, сто со временем, уверен, и в России будет создана достойная и хорошая отечественная «научная школа». Но и сегодня одна из важных задач — подготовка специалистов. При Роспатенте планируется создание специального методического учебно-информационного центра для подготовки научных, практических, кадров для судебной системы, для административных структур. Ведь Закон только тогда начнет действовать во благо, когда реализовывать его будут люди компетентные. С воссозданием Российского Агентства по патентам и товарным знакам в новом качестве, уверен, откроется новое направление правовой деятельности. Естественно не минет оно и защитников всего того, что мы с правовых позиций называем интеллектуальным потенциалом государства. Книга, которую я предлагаю внимаю читателя композиционно состоит из трех частей. Первая — статьи, являющие собой опыт монографического исследования; вторая — правовой очерк о соотношении антимонопольного законодательства и проблем авторского права в аудио-визуальной сфере; и третья — сфера международной охраны, а также на авторский проект Концепции государственной политики в области авторского права и смежных прав. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|