ПСИХИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Психические силы

Обладание психическими силами не обязательно предполагает обладание высоконравственным характером — он требуется для этого не более, чем для обладания большой физической силой. Совершенно верно, что человек, вступивший на Путь Святости, вскоре обнаружит, что такие способности в нём развиваются, но многие из этих сил вполне можно приобрести и без всякой святости. Силы эти могут быть развиты всяким, кто возьмёт на себя такой труд, и человек может научиться ясновидению так же, как может научиться игре на фортепиано, если захочет проделать необходимую нелёгкую работу. Для огромного большинства людей гораздо лучше и безопаснее работать над развитием своего характера и оставить силы развиваться должным образом, как они непременно и разовьются. Некоторые слишком торопятся сделать это и форсируют эти силы, чтобы они раскрылись скорее. Прекрасно, если они уверены, что желают их лишь ради помощи другим и достаточно мудры, чтобы верно их применять, то может быть от этого и не будет никакого вреда, но нелегко быть в таких вещах совершенно уверенным, и малейшее отклонение от верного направления может значить большую беду.

Если человеку нужно приобрести эти способности, перед ним открываются два пути. Конечно же, есть намного больше методов, чем два, но я имею в виду, что все они разделяются на два типа — временные и постоянные. Временный метод состоит в том, чтобы каким-либо способом заглушить физические чувства — либо активно, при помощи наркотиков, самогипноза, вызвав головокружение, либо пассивно, подвергшись месмеризации — так, чтобы астральные чувства могли выйти на поверхность. Постоянный же метод состоит в работе над развитием "я", чтобы оно могло контролировать низшие проводники и пользоваться ими так, как желает.

Это чем-то похоже на управление норовистой лошадью. Человек, не знающий ничего о верховой езде, может так одурманить её наркотиками, что кое-как сможет на ней удерживаться, но это ни в коей мере не позволит ему управлять любой другой лошадью. Так и человек, притупивший чувства своего физического тела, может в некоторой мере пользоваться своими астральными чувствами, но это нисколько не поможет справиться ему с другим физическим телом в следующем рождении. Тот же, кто возмёт на себя больший труд правильного обучения езде, сможет справиться с любой лошадью; так вот и человек, развивший своё "я" так, что оно может управлять одним набором проводников, сможет контролировать в следующих жизнях и любой другой, который ему достанется. Этот второй путь означает настоящую эволюцию, первый же совсем не обязательно имеет к ней хоть какое-то отношение. Из этого вовсе не следует, что всякий, кто находится на Пути, должен обладать психическими способностями — они вовсе не являются необходимыми, пока не достигнута определённая стадия.

Кроме истинных психических сил, есть и прочие разнообразные методы, которыми люди пытаются достичь отчасти подобных результатов. Один из них, например, состоит в повторении заклинаний. Колдовские заклинания и ритуалы иногда дают эффект — это зависит от того, как они выполняются. Я видел человека, который мог получать ответы на вопросы весьма любопытным способом: сначала он вводил себя в транс, снова и снова повторяя заклинания, и они не только влияли на него самого, но и привлекали природных духов, которые отправлялись за желаемой информацией, добывали её и помещали в его ум.

Лорд Теннисон, повторяя снова и снова своё имя, и уводя своё сознание всё дальше внутрь себя, поднимался до соприкосновения со своим "я", и тогда вся эта жизнь казалась ему детской игрой, а смерть — ни чем иным, как вступлением в более великую жизнь.

В результате многих повторений часто удаётся ввести себя в состояние транса, но это не тренировка "я". Действие таких практик длится в лучшем случае одну жизнь, в то время как способности, происходящие от истинного духовного развития, вновь проявляются и в следующих телах. Человек, вводящий себя в транс повторением слов или заклинаний, вероятно, может стать в следующей жизни медиумом, или хотя бы человеком медиумичным, но следует помнить, что медиумизм — не способность, а состояние.

Такие повторения могут легко привести к грубому физическому медиумизму (под которым я понимаю сеансы материализации и производство прочих ощутимых феноменов всех сортов), который зачастую вреден для здоровья. Мне не известно о том, чтобы обычное говорение в трансе в той же мере вредило телу, хотя учитывая банальность сообщений, которые обычно передаются, вполне можно подумать, что это ослабляет скорее ум!

Давайте рассмотрим, что же требуется от физического медиума. Когда существо на астральном плане, будь то умерший человек или природный дух, захочет добиться какого-то результата с плотной физической материей — например, сыграть на пианино, вызвать стуки, или взять карандаш, чтобы писать — ему нужно эфирное тело, через которое можно работать, поскольку астральная материя не может прямо действовать на низшие формы физической, а требует в качестве посредника эфирную материю, чтобы передавать вибрации. Во многом подобно этому нельзя зажечь уголь от бумаги — в качестве посредника нужно дерево, иначе вся бумага сгорит, не подействовав на уголь.

У физического медиума нет достаточного сцепления между эфирной и плотной частями физического проводника, так что астральное существо может легко выводить приличное количество эфирного тела и использовать его для своих собственных целей. Конечно, оно возвращает его — фактически, эфир склонен стекаться к медиуму, как можно видеть по действию материализованной формы — но всё же такой частый вывод части тела человека не может не вызвать больших нарушений и опасности для здоровья.

Эфирный двойник — это проводник праны, жизненного начала, которое постоянно циркулирует через наши тела, и когда любая часть эфирного тела удаляется, эта жизненная циркуляция нарушается и её поток прерывается. Тогда устанавливается ужасающая течь жизненной силы, и вот почему так часто после сеанса медиум находится в разбитом состоянии, и вот почему столь многие медиумы после долгой практики становятся пьяницами — они берутся за стимуляторы, чтобы удовлетворить жажду подкрепления, вызыванную этой внезапной потерей сил.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не может быть ничего хорошего в том, чтобы постоянно подвергаться действию такой утечки — даже несмотря на то, что в некоторых случаях более умные и аккуратные духи после сеанса стараются влить в медиума силу, чтобы восполнить потерю, удерживать его от полного крушения и поддерживать значительно дольше, чем было бы возможно иначе.

В случаях материализации из тела медиума часто заимствуется и плотная физическая материя — вероятно, в основном в форме газов и жидкостей. На время он действительно теряет в размере и весе, и когда это происходит, естественно, это только увеличивает опасность серьёзных нарушений всех функций.

Из медиумов, с которыми я проводил сеансы тридцать лет назад, один ослеп, другой умер полным пьяницей, а третий, ощутив опасность апокалепсии и паралича, спас свою жизнь лишь тем, что полностью бросил сеансы.

Другая форма материализации состоит в том, что при ней временно уплотняется астральное тело. Обычный материализующийся дух берёт материал для этого у медиума, потому что он легче организуется в человеческую форму, будучи уже для этого специализирован, и его легче сгущать и формировать, чем свободный эфир. Никто из связанных с какой-либо школой белой магии даже не подумает вмешиваться в эфирный двойник какого-нибудь человека с целью производства материализации; не станет он тревожить и свой, если захочет быть видимым на расстоянии. Он просто сконденсирует и выстроит по своему астральному телу достаточное количество окружающей эфирной материи, чтобы материализовать его, и усилием воли будет удерживать её в такой форме столько, сколько потребуется.

Когда часть эфирного двойника удаляется от физического, как при обычных материализациях, каждому, кто способен видеть материю в эфирном состоянии, виден соединяющий ток, но метод соединения с астральным телом совершенно иной, поскольку ничто похожее на шнур или ток астральной материи здесь две формы не соединяет. И всё же трудно точно выразить в терминах этого плана природу чрезвычайно тесной симпатии между ними — возможно, лучшим приближением будет идея о двух инструментах, настроенных точно в тон, так что когда на одном берут ноту, это сразу же вызывает точно соответствующий звук в другом.

В применении силы воли для лечения болезней нет никакого вреда, коль скоро за это не берутся деньги, или это не делается из каких-то других корыстных соображений. Есть несколько методов, и простейший состоит во вливании жизненности. Природа сама вылечит большинство болезней, если человека укрепить и поддержать, в то время как ей предоставят делать свою работу. Особенно верно это относительно различных нервных заболеваний, которые столь обычны в наши дни. Отдых, который часто при них рекомендуют, как раз и есть лучшее, что можно предложить, но выздоровление можно значительно ускорить, если в дополнение к этому вливать в пациента жизненную силу. Всякий, обладающий избытком жизненности, по своей воле может направить её к конкретному человеку; когда же он не делает этого, она просто излучается из него во всех направлениях, вытекая в основном через руки. Если силы человека так истощены, что селезёнка не работает правильно, вливание выделенной жизненности часто бывает для него величайшей помощью, поддерживающей работу механизма, пока он не сможет снова производить её сам.

Многие меньшие недомогания можно вылечить просто увеличением циркуляции жизненности. Например, головная боль обычно происходит в силу лёгкого нарушения кровообращения или подобной закупорки тока жизненного флюида; в каждом из этих случаев ясновидящий, обнаружив препятствие, может разобраться с ним, послав через голову сильный ток и смыв загустевшую материю. Человек, не обладающий ясновидением, тоже может добиться такого результата, но поскольку он не знает точно, куда направить силу, он обычно растрачивает её больше.

Иногда люди производят исцеления, налагая на пациентов своё собственное магнетическое состояние. Это основывается на теории (причём совершенно верной), что всякая болезнь есть некоторая дисгармония, и если восстановить совершенную гармонию, болезнь исчезнет. Так что в данном случае человек, желающий произвести исцеление, сначала поднимает свои собственные вибрации до самой высшей доступной ему степени, наполняет себя мыслями любви, здоровья и гармонии, а затем охватывает пациента своей аурой. Идея тут в том, что его собственные мощные вибрации пересилят вибрации пациента, и постепенно приведут его в то же гармоничное и здоровое состояние. Этот метод часто бывает эффективным, но мы должны помнить, что он включает подавление личностью магнетизёра личности пациента, что не всегда желательно для них обоих.

Надо проявлять осторожность, чтобы не завязнуть и не оказаться пойманным на астральном плане — ни его добродетелями, ни его пороками, как легко может случиться с человеком, если он не будет чрезвычайно осмотрителен. Например, возможно действовать на других мыслью и таким образом получать у них всё, что угодно, и искушение этой силы для обычного человека может быть чрезмерным. Опять же, вы можете легко заставить тех, кого вы любите, оставить неверный путь и пойти верным, если пожелаете, но вы не должны этого делать — вам можно лишь спорить и убеждать. Здесь снова искушение. Силой вы можете удержать своего друга от неправильного поступка, но часто эффект принуждения, ослабляюще действующий на его ум, наносит ему больше вреда, чем проступок, от которого вы его спасаете. Пьянство можно излечить, месмеризируя человека, но гораздо лучше постепенно убедить его самому побороть эту слабость, поскольку в какой-то жизни ему всё равно придётся это сделать. Говорят, что в некоторых случаях люди предаются этой ужасной привычке так долго, что у них совершенно отсутствует сила воли, и на самом деле нет силы воздерживаться, и что для таких вот месмеризм необходим, поскольку для них это единственный метод, который даст возможность вновь стать человеком и вернуть хоть какой-то контроль за своими проводниками. Может быть и так, и я хорошо понимаю желание спасти любыми законными средствами душу, которой пришлось пройти через такие ужасы, и всё же при использовании месмеризма и в выборе месмеризатора я бы советовал применять величайшую осторожность.

Человек может использовать способности своего астрального тела и не удаляясь из физического проводника. Это называется владением астральными силами в состоянии бодрствования и отмечает определённую стадию развития. Но гораздо более обычным является выделение астрального тела, чтобы действовать или наблюдать на расстоянии от физического тела.

Индийский термин "небоходец"[1] обычно используется лишь применительно к тем, кто способен путешествовать в своём астральном теле. Но иногда это означает также и левитацию, при которой физическое тело поднимается и парит в воздухе. В Индии такое случается с некоторыми аскетами, и некоторые из величайших христианских святых в глубокой медитации тоже поднимались над землёй. Однако это требует большой траты сил. Когда ученику поручают какую-нибудь особую работу для человечества, адепты могут дать ему для этой цели некоторое количество дополнительной силы, но хотя он волен использовать её по своему усмотрению, он не должен растрачивать её без пользы. Так получается, что даже те, кто может производить эти необычные эффекты по своей воле, не делают этого, чтобы развлечь себя или других, а лишь для настоящей работы. Для ученика вполне возможно применить эту силу для переноса своего физического тела через воздух в какое-то удалённое место, но поскольку это означало бы огромную её растрату, вряд ли бы он стал так делать, если бы ему не дали на то прямого указания.

С другой стороны, бывали случаи, когда такие силы использовались — например, чтобы спасти человека от незаслуженного страдания. Однажды был случай, когда молодого человека обвинили в подделке важного документа. Чисто технически он был в некоторой мере виновен, хотя действовал без всяких злых намерений. Он легкомысленно имитировал чужую подпись на чистом листе бумаги, а некто, враждебно к нему настроенный, завладел этим листом, приписал сверху некоторые инструкции и так ловко обрезал бумагу, чтобы она выглядела как письмо с распоряжениями. Обвиняемому пришлось признать, что подпись сделана его рукой, но его объяснениям об обстоятельствах этого не поверили, что вовсе не неестественно, и казалось, что ему не избежать самых ужасных последствий. Но случилось так, что один из наших учителей был вызван в качестве свидетеля, чтобы удостоверить почерк обвиняемого. Ему дали лист и спросили — "Вы узнаёте почерк обвиняемого?" Учитель лишь взглянул на него и сразу же вернул, сказав: "Это тот лист, который вы хотели мне дать?" В тот же момент лист стал абсолютно чистым! В прокуратуре конечно же предположили, что бумага каким-то непонятным образом затерялась, но за неимением её обвинение рассыпалось, и молодой человек был спасён.

Ясновидение

Обладание способностью ясновидения — великая привилегия и великое преимущество, и если правильно и разумно используется, то может быть помощью и благословением для своего счастливого обладателя, но если им злоупотребляют, то оно часто становится помехой и даже проклятием. Основные сопутствующие ему опасности происходят из гордыни, невежества и всего нечистого, и если их избегать, что вполне возможно, от ясновидения не будет ничего, кроме блага.

Гордость — это первая великая опасность. Обладание способностью, которая, хотя и будучи наследием всего человечества, проявляется пока лишь иногда, часто заставляет невежественного ясновидящего (или чаще ясновидящую) чувствовать себя выше своих собратьев. Такие люди считают, что избраны Всевышним для некой миссии мировой важности и наделены распознаванием, которое не может ошибиться, ангельским водительством назначены быть основателями нового учения и так далее. Следует помнить, что по ту сторону завесы всегда есть множество проказливых и шкодливых существ, которые всегда готовы и даже желают поддерживать такие иллюзии, отражать и воплощать все подобные мысли и играть любую роль архангела или духа-руководителя, которая будет им предложена. К сожалению, среднего человека очень легко убедить, что он прекрасный парень и вполне достоин стать носителем особого откровения, даже если его друзья по слепоте своей и из-за предрассудков не могли до сих пор его оценить.

Ещё одна опасность, и вероятно, самая большая из всех, поскольку она — мать всех остальных, это невежество. Если ясновидящий что-то знает об истории этого вопроса, если он вообще понимает условия тех планов, в которые проникает его взгляд, то конечно же он не сможет воображать, что он — единственный человек, когда-либо удостаивавшийся такой милости, и не будет чувствовать самодовольной уверенности в том, что для него невзоможна ошибка. Но когда он, как столь многие, находится в глубочайшем невежестве по части истории, условий и всего прочего, то во-первых он будет подвержен всевозможным ошибкам относительно всего им виденного, а во-вторых, станет лёгкой добычей всех видов хитрых и обманчивых существ астрального плана. У него нет критерия, по которому он может судить об увиденном или привидевшемся, и никакой проверки, которую он может применить к полученным видениям или сообщениям, а потому нет чувства соразмерности или относительной пропорции вещей, и он преувиличивает прописную истину до божественной мудрости, а самую обычную банальность — до ангельского послания. И снова, из-за недостатка обычных научных знаний он часто совершенно неверно понимает то, что его способности позволяют воспринять, а потому начинает обнародовать грубейшие нелепости.

Третья опасность — это опасность нечистоты. Человек, чистый в мыслях и намерениях, ведущий чистую жизнь и свободный от налёта эгоизма самим этим фактом охраняется от влияния нежелательных существ с других планов. В нём нет ничего, на чём они могли бы играть, он для них не является подходящим посредником. С другой стороны, все благотворные влияния естественным образом окружают такого человека и спешат воспользоваться им в качестве канала, через который они могут действовать, тем воздвигая вокруг него дополнительный барьер против всего плохого, низкого и злого. Человек же нечистой жизни или намерений, напротив, неизбежно притягивает к себе всё, что есть худшего в невидимом мире, который так тесно нас окружает — он охотно откликается на всё это, в то время как силам добра вряд ли возможно произвести на него какое-нибудь впечатление.

Но ясновидящий, который учтёт все эти опасности и постарается их избежать, который возьмёт на себя труд изучить историю и принципы ясновидения, который убедится, что сердце его скромно, а мотивы чисты — такой человек обязательно узнает очень многое при помощи сил, которыми обладает, и получит от них величайшую пользу в том деле, которое должен выполнять.

Хорошо позаботившись сперва о подготовке своего характера, пусть он тщательно рассмотрит и запишет все приходящие к нему видения; путь он постарается тщательно освободить содержащееся в них зерно истины от различных наносов и преувеличений, которые поначалу обязательно будут с ним почти неразделимо спутаны. Пусть он всеми возможными способами их проверит и постарается выяснить, какие же из них являются надёжными, и в чём последние отличаются от других, оказавшихся менее достоверными — тогда он скоро сможет отличать то, чему он может доверять, от того, что должен пока отложить как непонятное.

Вероятно, со временем он обнаружит, что через прямые наблюдения или просто как чувства он получает впечатления, касающиеся разных людей, с которыми ему приходится встречаться. Тщательная фиксация всех впечатлений сразу же после их получения и беспристрастная проверка их, когда представляется возможность, снова покажут нашему другу, насколько можно полагаться на эти чувства или видения. И как только он обнаружит, что они верны и надёжны, то значит он сильно продвинулся, поскольку обладает способностью, позволяющей ему быть куда более полезным тем, среди кого ему придётся работать, чем если бы он знал о них лишь то, что можно увидеть обычным глазом.

Если, например, видимое им включает ауры окружающих, из того, что они демонстрируют, он может вынести решение, как лучше всего обходиться с этими людьми, как вывести на поверхность те их хорошие качества, которые пока латентны, как укрепить их там, где у них слабость и как подавить всё нежелательное в их характере. Опять же, его способность позволит ему наблюдать некоторые природные процессы, увидеть кое-что из работы окружающих нас нечеловеческих эволюций, и приобрести таким образом весьма ценные знания о всех видах малоизвестных вещей. Если ему случится быть лично знакомым с ясновидящим, который прошёл должную подготовку, то это, конечно, будет большим преимуществом, потому что он сможет без труда исследовать и проверить свои видения с помощью того, на кого можно полагаться.

Если говорить в общем, то для нетренированного ясновидящего рекомендуются исключительное терпение и большая бдительность, но он всегда может надеяться, что если будет с пользой применять вверенный ему талант, он не может не привлечь внимания и расположения тех, кто всегда ищет инструменты, которые можно применить в великой работе эволюции, и когда время придёт, он получит ту тренировку, которую так желает, и так сможет стать одним из тех, кто помогает миру.

Для ясновидящих детей можно устроить подготовку с раннего детства. Современная система образования склонна подавлять все психические способности, и большинство молодых людей при занятиях подвергаются перенапряжению. В Греции и Риме детей с психическими способностями сразу же отделяли, чтобы они стали девами-весталками или кандидатами в жрецы, и особым образом тренировали. В наши дни, помимо образования, существует тенденция подавления этих способностей. Лучший способ предотвратить потерю таких детей для мира — поместить их в нечто вроде монастыря, где монахи знают о высшей жизни и стараются так жить, поскольку семейная жизнь не подходит для такого развития. Где бы такое ясновидение ни появилось, его надо поощрять, ведь для работы нашего Общества требуется много новых исследователей, а те, кт начинают смолоду, скорее всего подготовятся к ней легче.

Люди, психичные от рождения, обычно в значительной мере используют эфирный двойник. Обладающие тем, что иногда называют "эфирным зрением" — то есть видящие самые тонкие подразделения физической материи, однако неспособные различать более тонкую материю астрального плана — часто видят, внимательно вглядевшись в открытую часть человеческого тела, такую как лицо или рука, множество крошечных форм — таких как кубики, звёзды и двойные пирамиды. Они не принадлежат ни к плану мысли, ни к астральному плану, а лишь к эфирной части физического. Это просто мельчайшие физические эманации тела — ненужная материя, состоящая в основном из тонко расщеплённых солей, которые постоянно выбрасываются таким вот образом. Характер этих крошечных частичек меняется от многих причин. Естественно, потеря здоровья совершенно меняет их, но в большей или меньшей степени на них влияет и всякая волна эмоции, и они даже окликаются на всякий определённый ход мысли.

Сообщают, что профессор Гэйтс заявил, что а) материальные эманации живого тела меняются согласно состоянию ума, равно как и физического здоровья; б) эти выделения можно проверять реакциями с некоторыми солями селена; в) реакции эти дают разные оттенки цвета сообразно природе умственных впечатлений; г) было получено уже сорок различных, как он назвал их, продуктов эмоций.

Люди часто видят оживлённые частички, трепещущие со значительной быстротой и стремительно проносящиеся в воздухе. Это снова показывает обладание повышенным эфирным зрением, а не ментальным. К сожалению, очень часто, когда человек впервые получает проблеск видения астральной или даже эфирной материи, он сразу же заключает, что достиг как минимум ментального уровня, если не нирванического, и держит в своей руке ключ ко всем тайнам солнечной системы. В должное время и это придёт, и в один прекрасный день перед ним непременно откроются эти грандиозные виды, но он приблизит достижение этой желанной цели, если будет проверять каждый свой шаг, попытается понять уже имеющееся и извлечь из него всё возможное, прежде чем желать большего. Те, кто начинает свой опыт с нирванического видения, немноги и редки; для большинства же из нас подходит медленный и равномерный прогресс, и самый безопасный для нас девиз — поспешай медленно.

Я бы не советовал никому позволять вводить себя в месмерический сон с целью приобретения опыта ясновидения. Преобладание воли одного над волей другого ведёт к последствиям, которые немногие осознают. Воля жертвы становится слабее и более подверженной действию на неё других. В существующей схеме вещей человека не заставляют делать что-либо; его всегда учат на результатах его собственных действий; и лучше позволить способностям ясновидения прийти постепенно с естественным ходом эволюции, чем пытаться их как-либо форсировать.

Не всегда человек, видящий что-либо, относящееся к высшим планам, обязательно становится ясновидящим. Например, при помощи ясновидения несомненно можно увидеть привидение, но с другой стороны есть и многие другие причины, по которым человек может увидеть привидение или решить, что увидел то, что для него является именно привидением.

Призрак умершего может быть: а) плодом воображжения; б) мыслеформой, созданной кем-то другим или в) самим увиденным человеком; г) персонификацией; д) эфирным двойником человека; е) действительно этим человеком, оказавшимся здесь. В последнем случае должно было случиться одно из трёх — если полагать, что этот человек мёртв или находится в астральном теле во время сна, а наблюдатель находится в физическом теле и вполне бодрствует. Либо а) умерший материализовался и стал на время физическим объектом, который могут увидеть сколько угодно людей обычным физическим зрением; б) умерший находится в астральном теле, и в этом случае его могут увидеть лишь обладающие астральным зрением; возможно, ему удалось особым усилием временно открыть это зрение у человека, которому он хочет показаться, и потому скорей всего он виден лишь ему одному, а больше никому из присутствующих, или в) умерший месмеризировал живого, чтобы внушить ему идею, что он видит фигуру, невидимую ему на самом деле, хотя она и действительно присутствует.

Если призрак — это эфирный двойник, то он не может сильно удаляться от плотного тела, которому он принадлежит или принадлежал. Призрак, не имеющий ещё достаточно практики, новичок на астральном плане, часто обнаруживает следы привычек земной жизни. Он будет входить и выходить через дверь или окно, не сознавая, что может так же легко пройти и через стену. Я видел, как один пролезал в щель запертой двери — но с таким же успехом он мог бы попробовать и замочную скважину! Но он двигается так, как привык — как он думает о своём передвижении. По этой же причине призрак часто идёт по земле, хотя мог бы точно так же лететь и по воздуху.

Ошибка думать, что всякое видение обязательно должно для вас что-то значить. Если вы на время стали чувствительны, вы можете просто увидеть то, что происходит в данном месте в данный момент. Например, если я сижу в комнате, а окно занавешено, то улица мне не видна. Допустим, ветер на мгновение поднял занавеску, и я мельком вижу улицу и происходящее там в данный момент. Представим, что я увидел девочку в красном плаще, несущую корзину. Вероятно, она шла по своим делам, или по поручению своей матери, и разве не глупо было бы воображать, что она послана сюда специально, чтобы я увидел её, и начать волноваться о том, что же символизируют красный плащ и корзина? Обычно вспышка ясновидения — это точно как случайное поднятие занавеса, и видимое не имеет особого отношения к видящему. Иногда бывает, что занавес понимается намеренно каким-нибудь другом, потому что происходит что-то, вызывающее личный интерес, но мы не должны слишком охотно принимать именно эту версию.

Однако среди настоящих психических способностей, которые достигаются медленным и тщательным саморазвитием, есть представляющие очень большой интерес. Например, для того, кто может свободно действовать в ментальном теле, существуют методы получения смысла книги без всякого её обычного чтения. Самый простой — считать его из ума того, кто её уже изучал; но здесь могут возразить, что так можно получить не истинный её смысл, а лишь представления о нём изучавшего, что вовсе не одно и то же. Второй метод — исследовать ауру книги — эта фраза потребует некоторого объяснения для тех, кто не знаком практически со скрытой стороной вещей.

Древний манускрипт в этом отношении находится в несколько другом положении в сравнении с современной книгой. Если он даже не является подлинной работой автора, то всё равно был слово за словом переписан каким-то человеком, обладающим некоторым образованием и пониманием, и имевшим о нём собственное мнение. Следует помнить, что это копирование (которое делалось обычно стилосом) почти так же медленно и выразительно, как гравирование; так что пишущий неизбежно оставлял на своей работе сильный отпечаток своей мысли. Потому у всякой рукописи, даже новой, есть нечто вроде мысленной ауры, передающей её общий смысл, или, скорее, представление какого-то человека об этом смысле и его оценку. Каждый раз, когда его кто-нибудь читает, в эту мысленную ауру вносятся дополнения, и если текст изучается внимательно, то дополнение, естественно, получается большим и ценным.

В равной мере это верно и для печатных книг. У книги, прошедшей через многие руки, аура обычно больше сбалансирована, чем у новой, потому что она завершена и дополнена различными взглядами, привнесёнными в неё многими читателями. Следовательно, психометрирование такой книги даст куда более полное понимание её содержания, хотя оно будет значительно окаймлено мнениями, в книге вовсе не выражавшимися, но которых придерживались различные читатели.

С другой стороны, книга из публичной библиотеки нередко психически представляет столь же неприятное зрелище, что и физически, поскольку нагружена всеми видами смешанных магнетизмов, многие из которых самого отвратительного характера. Чувствительный человек хорошо поступит, если будет избегать таких книг, а если необходимость заставит его ими пользоваться, то разумно будет касаться их как можно меньше, и читать скорее положив на стол, чем держа в руках.

Ещё один факт, который стоит помнить в связи с такими книгами, это то, что книга на особую тему с большей вероятностью будет читаться определённым типом людей, которые оставят свой отпечаток на её ауре. Таким образом, книга, яростно защищающая какие-нибудь сектантские религиозные взгляды, не будет читаться никем, кроме сочувствующих такой узколобости, и скоро приобретёт определённо неприятную ауру, а книга пошлая или похотливая быстро станет неописуемо отвратительной. По этой причине старые книги, содержащие магические формулы, часто бывают самыми неудобными соседями. Даже язык, на котором написана книга, косвенно влияет на её ауру, ограничивая число её читателей в основном людьми одной национальности, и так постепенно наделяя её самыми заметными чертами этого народа.

В случае печатной книги первый переписчик отсутствует, так что вначале она не несёт ничего, кроме отрывочных фрагментов мысли переплётчика и продавца. В наши дни, похоже, немногие изучают книги так вдумчиво и основательно, как делали это в старину, и по этой причине мыслеформы, связанные с современной книгой, редко так точны и чётко очерчены, как те, что окружают манускрипты прошлого.

Третий метод чтения требует некоторых высших способностей — чтобы полностью проникнуть за книгу или рукопись и достичь ума автора. Если книга на каком-либо неизвестном языке, тема её совершенно неизвестна, и вокруг неё нет ауры, которая могла бы помочь, единственный способ — это проследить её историю и посмотреть, откуда она была скопирована (или отправлена в печать), и так прослеживать её путь, пока он не достигнет автора. Если предмет работы известен, то менее утомительный метод состоит в том, чтобы его психометризировать, войти в общий поток мыслей о нём и так найти требуемого автора и узнать, что он об этом думает. В некотором смысле можно сказать, что все идеи по какой-то конкретной теме имеют местоположение и сосредоточены вокруг какой-либо точки в пространстве — так что ментально посетив её, можно прийти в соприкосновение со всеми сходящимися в ней потоками мыслей по данному предмету, хотя они соединены миллионами линий со всеми видами других тем.

Ещё одна интересная способность — это сила увеличения. Есть два метода увеличения, которыми можно пользоваться в связи со способностью ясновидения. Один — это просто усиление обычного зрения. Очевидно, что когда в обычной жизни мы видим что-нибудь, происходит какое-то воздействие на сетчатку, на физические палочки и колбочки. Произведённые там результаты, или установленные вибрации передаются способом, который ещё вовсе не вполне понят, через оптический нерв к серому веществу мозга. Ясно, что прежде чем истинный человек сможет сознавать увиденное, эти впечатления, произведённые на материю мозга, должны быть переданы из неё в эфирную материю, а затем поочерёдно в астральную и ментальную — эти разные степени материи представляют собой как бы станции на телеграфной линии.

Один из методов увеличения состоит в подключении к этой линии на одной из промежуточных станций — то есть в получении впечатлений от эфирной материи сетчатки вместо физических палочек и колбочек и передаче полученного впечатления прямо в эфирную часть мозга. Усилием воли можно сконцентрировать внимание лишь на нескольких эфирных частицах, даже на одной, и таким образом можно достичь того, что размеры органа восприятия будут соответствовать какому-либо крошечному объекту наблюдения.

Метод, используемый более широко, но требующий несколько более высокого развития, состоит в использовании особых способностей межбровного центра. Из его центральной части выделяется нечто, что мы можем назвать крошечным микроскопом на эфирном уровне, в качестве объектива использующим один атом. Применяемый атом может быть физическим, астральным или ментальным, но какой бы он ни был, он требует специальной подготовки. Он должен быть открыт и приведён в полную работоспособность, то есть в такое состояние, до которого он развился бы в седьмом круге нашей цепи.

Способность эта принадлежит каузальному телу, так что если в качестве объектива используется атом низшего уровня, то в качестве окуляра должна быть введена система отражающих соответствий. Этот атом может быть настроен на любой подплан, так что можно применить любую степень увеличения, чтобы она соответствовала исследуемому объекту. Дальнейшее расширение этой способности позволяет сфокусировать на используемом объективе собственное сознание и таким образом направлять его в удалённые точки. Та же способность, при другом применении, может использоваться и для целей уменьшения, если хочется получить общий вид чего-то слишком большого, что не может быть сразу охвачено обычным взглядом.

Мистический аккорд

Часто задают вопросы о методе, которым человек, находящийся на расстоянии нескольких тысяч миль может быть сразу же найден тренированным ясновидящим. Очевидно, для многих это остаётся чем-то загадочным, так что я попытаюсь дать объяснение обычно употребляемого способа, хотя и нелегко изложить это просто. Физическими словами нельзя достичь ясного выражения сверхфизических фактов, ведь слова всегда в некоторой мере дезинформируют, даже если кажется, что они проливают свет.

Различные силы и качества человека, проявляясь в его телах в виде вибраций, посылают то, что можно назвать основным тоном каждого проводника. Возьмём в качестве примера астральное тело. Из множества разных вибраций, обычных для этого тела, возникает некий средний тон, который мы можем назвать тоникой человека на астральном плане. Понятно, что может оказаться приличное количество обычных людей, у которых астральная тоника практически та же самая, так что одной её ещё недостаточно, чтобы с уверенностью их отличать. Но подобный средний тон есть и у ментального тела каждого человека, у каузального тела, и даже у эфирной части физического; и ещё не находилось двух лиц, чьи основные ноты на всех уровнях были бы идентичны, то есть давали бы тот же самый аккорд, будучи взяты одновременно.

Таким образом, аккорд каждого человека уникален и позволяет отличить его от остальных. Среди миллионов неразвитых душ могут найтись случаи, когда развитие столь мало, что аккорды слишком слабо различимы для того, чтобы заметить между ними разницу, но у любого из более высоких типов с этим не будет ни малейшей трудности, ни риска перепутать.

Спит человек или бодрствует, жив он или мёртв, его аккорд остаётся тем же, и по нему его всегда можно найти. Как же это может быть, могут спросить, если человек отдыхает в небесном мире, и потому не имеет ни астрального, ни эфирного тела, издающих характерные звуки? Пока сохраняется каузальное тело, оно всегда соединено с постоянными атомами, принадлежащими к каждому из этих планов, и потому человек, куда бы он ни отправился, несёт с собой в каузальном теле свой аккорд, поскольку и одного атома достаточно, чтобы издавать отличительный звук.

Тренированный видящий, способный почувствовать этот аккорд, временно настраивает свои проводники точно на эти ноты, и усилием воли посылает этот звук. И где бы в трёх мирах ни находился искомый человек, это вызывает у него мгновенный отклик. Если он живёт в физическом теле, то вполне возможно, что он ощутит лишь лёгкое сотрясение этого низшего проводника, нисколько не догадываясь о том, что же его вызвало. Но его каузальное тело зразу же вспыхнет, взметнётся подобно огромному пламени, и этот отклик будет сразу же виден ясновидящему, так что только одним усилием человек будет найден и будет установлена магнетическая связь. Эту линию видящий сможет использовать в качестве телескопа, или может послать по ней со скоростью света своё сознание и смотреть как бы с другой её стороны.

Комбинация звуков, которые дают аккорд человека — это его истинное оккультное имя, и именно это имеется в виду, когда говорят, что человек, где бы он ни был, сразу же откликается, когда называют его истинное имя. Возможно, какие-то смутные предания об этом стоят за столь широко распространённой в первобытных культурах идеей, что истинное имя человека — это его часть, и должно тщательно скрываться, потому что знающий его имеет над этим человеком некоторую власть и может его заколдовать. Также говорят, что истинное имя человека изменяется при каждом посвящении, поскольку каждая такая церемония — это одновременно официальное признание и осуществление достигнутого им прогресса, когда он как бы настраивает себя на более высокий тон, давая струнам своего инструмента дополнительное натяжение, вызывая более великую музыку; так что с этих пор аккорд должен звучать по-другому. Имя человека не нужно путать со скрытым именем аугоэйда, поскольку последнее — это аккорд, производимый вибрациями атмического, буддхического и ментального атомов, трёх принципов "я" и стоящей за ним монады.

Чтобы избежать такой путаницы, мы должны уяснить в уме различие между двумя проявлениями человека на разных уровнях. Соответствие между этими проявлениями столь близкое, что мы почти что можем считать низшее повторением высшего. "Я" тройственно, состоя из атмы, буддхи и манаса, и три этих составляющих существуют на своих собственных планах — атма на нированическом, буддхи на буддхическом, а манас — на высших уровнях ментального. Это "я" живёт в каузальном теле, проводнике, построенном из материи самого низшего из планов, к которым оно принадлежит. Затем оно дальше спускается в проявление и принимает три низших проводника — ментальное, астральное и физические тела. Его аккорд в этом проявлении тот самый, что мы описали, и состоит из его собственной ноты и нот трёх низших проводников.

Как тройственно "я", так тройственна и монада, и у неё тоже три составляющих, существующих на своих планах, но в данном случае это первый, второй и третий планы нашей системы, и нирванический из них самый низший, а не высший. Но на нирваническом плане она принимает проявление, и мы называем это монадой в её атмическом проводнике, или иногда — тройственной атмой или тройственным духом; для неё это то же, чем является для "я" каузальное тело. Точно как "я" принимает три низших тела (ментальное, астральное и физическое), первое из которых (ментальное) занимает нижнюю часть его собственного плана, а низшее (физическое) находится двумя планами ниже, так и монада принимает три низших проявления (которые мы обычно называем атма, буддхи, манас), высшее из которых — в нижней части её собственного плана, а низшее — двумя планами ниже. Из этого можно увидеть, что каузальное тело для монады — то же, что физическое тело для "я". Если мы будем считать "я" душой физического тела, то монаду можно в свою очередь считать душой "я". Таким образом аккорд аугоэйда (прославленного "я" в своём каузальном теле) состоит из ноты монады и нот трёх её проявлений — атмы, буддхи, манаса.

Нужно понимать, что аккорд этот нельзя считать в точности звуком — в смысле, придаваемом нами этому слову на физическом плане. Мне предложили в некоторых отношениях лучшую аналогию — с комбинацией спектральных линий. Каждый элемент, спектр которого известен, может быть сразу же узнан по нему, вне зависимости от того, на какой звезде и на каком расстоянии он будет находиться — лишь бы линии были достаточно ярки, чтобы вообще их различать. Но аккорд, о котором мы говорим, на самом деле не видится и не слышится — он принимается комплексным восприятием, требующим практически одновременной активности сознания в каузальном теле и всех низших проводниках.

Даже относительно обычного астрального восприятия некорректно говорить о "слухе" и "зрении" — это сообщает неверную идею, хотя практически избежать таких слов не удаётся. Эти термины связаны для нас с представлением о некоторых органах чувств, которые получают впечатления вполне определённого типа. Зрение предполагает обладание глазами, а слух — ушами. Но на астральном плане нет таких органов. Верно, что астральное тело является точным соответствием физического, и потому подобно ему демонстрирует глаза и уши, рот и нос, руки и ноги. Но действуя в астральном теле, мы не ходим при помощи астральных соответствий ног, и так же мы не видим и не слышим при помощи соответствий наших физических глаз и ушей.

Каждая частица астрального тела способна принимать некоторый набор вибраций — а именно, принадлежащих к её уровню, и только их. Если мы разделим все астральные колебания на семь диапазонов, как в музыке делят звуки на семь октав, то каждая октава будет соответствовать подплану, и только те частицы астрального тела, которые построены из материи, принадлежащей определённому подплану, будут откликаться на вибрации соответствующей октавы. Так что "быть на каком-либо подплане астрального" значит развить чувствительность лишь тех частиц, которые принадлежат к этому подплану, и воспринимать только его материю и обитателей. Обладание совершенным зрением астрального плана означает развитие чувствительности всех частиц астрального тела, чтобы все подпланы были одновременно видимы.

Но даже если человек развил частицы лишь одного подплана, если они развиты полностью, он будет обладать на этом подплане способностью восприятия, эквивалентной всем нашим физическим чувствам. Если он вообще воспринимает какой-нибудь предмет, то он одним актом восприятия получает от него впечатление, которое передаёт всё, что здесь мы получаем через те различные каналы, которые зовём чувствами — он будет одновременно видеть, слышать и чувствовать его. А мгновенное восприятие, свойственное высшим планам, ещё дальше от неловкого и одностороннего действия физических чувств.

Чтобы увидеть, как этот аккорд помогает ясновидящему найти любого конкретного человека, нужно понять, что вызывающие его вибрации передаются человеком любому предмету, который с ним какое-то время тесно соприкасался, а потому проникнулся его магнетизмом. Локон волос, кусок одежды, которую он носил, написанное им письмо — любого из этого достаточно, чтобы передать аккорд тому, кто знает, как его воспринять. Его также очень легко получить по фотографии, что кажется более любопытным, поскольку ей вовсе не нужно быть в прямом контакте с человеком, которого она изображает. Даже нетренированные ясновидящие, не обладающие научным знанием предмета, инстинктивно признают необходимость войти в раппорт с теми, кого они разыскивают, с помощью таких вещей.

Ясновидящему вовсе не обязательно при таком исследовании держать письмо в руке, или даже иметь его с собой. Подержав письмо однажды и ощутив его аккорд, он способен вспомнить и воспроизвести его, точно так же, как человек с хорошей памятью может с первого взгляда запомнить лицо. Но чтобы найти человека, прежде незнакомого, какая-то подобная связь всегда необходима. Недавно у нас был случай с человеком, который умер где-то в Конго, но поскольку другом, написавшим о нём, не было прислано никакой фотографии, сначала необходимо было найти этого друга (находившегося, кажется, где-то в Скандинавии), и установить контакт таким вот обходным путём.

Тем не менее, есть и другие методы поиска людей на расстоянии. Самый эффективный требует более высокого развития, чем только что мною описанный. Человек, способный поднять своё сознание на атомический уровень буддхического плана, окажется в полном единении со своими собратьями — а потому, среди прочих, и с разыскиваемым им лицом. Он поднимет своё сознание по своей собственной линии, а потом ему останется только спуститься по линии того человека, чтобы его найти. Всегда есть несколько путей применения ясновидения, и каждый ученик применяет тот, который для него оказывается более естественным. Если он не вполне изучил вопрос, то часто думает, что его метод — единственно возможный, но более широкое знание скоро освобождает его от этого заблуждения.

Как видят прошлые жизни

Поскольку недавно в "Жизнях Алкиона" была опубликована захватывающе интересная серия прошлых жизней, мы получили множество вопросов о том, каким же именно методом подобные записи считываются исследователями. Нелегко удовлетворительно объяснить это тем, кто сам не обладает способностью их видеть, но некоторая попытка описания этого процесса по меньшей мере поможет изучающим приблизиться к пониманию.

Начать надо с того, что вовсе нелегко объяснить, что такое запись в акаше, которую нужно прочитать. Возможно, к идее о ней подтолкнёт представление о комнате, один конец которой занимает огромное трюмо. И всё, что происходит в этой комнате, будет отражаться в этом зеркале. Если мы представим теперь, что зеркало это наделено способностью сохранять записи всех эти событий наподобие кинокамеры, а потом, при определённых условиях воспроизводить их, мы на один шаг приблизимся к пониманию того, что же представляют собой эти записи. Но к этому мы должны добавить качества, которыми зеркало никогда не обладало — способность подобно фонографу воспроизводить все звуки, а также мысли и ощущения.[2]

Далее мы должны постараться понять, что же такое на самом деле отражение в зеркале. Два человека могут встать так, чтобы видеть в зеркале не себя, а друг друга, из чего очевидно, что та же область стекла может отражать два образа одновременно. Потому, если представить, что стекло может сохранять каждый образ навсегда (а возможно, оно так и делает!), то станет ясно, что та же часть стекла может одновременно записать два этих образа. Передвигаясь из стороны в сторону, вы скоро убедитесь, что каждая частица стекла должна одновременно записывать каждую часть каждого предмета в комнате, а то, что вам случится увидеть, зависит от положения вашего глаза.[3] Из этого также следует, что два человека не могут в тот же момент видеть точно то же отражение в зеркале, так же, как не могут они видеть и одну и ту же радугу, поскольку два физических глаза не могут одновременно занимать одну и ту же точку в пространстве.

Что мы предположили касательно частиц нашего зеркала, на самом деле происходит со всякой частицей всякого вещества. Каждый камень у дороги содержит неизгладимую запись всего, что проехало мимо него, но эту запись нельзя (насколько мы пока что знаем) извлечь из него так, чтобы она была видима обычными физическими чувствами, хотя более развитые чувства психометриста без труда смогут её воспринять.

Не следует думать, что оригиналы этих записей находятся во всякой материи, хотя они с ней и связаны. Чтобы считать их, нет необходимости входить в прямой контакт с каким-либо материальным предметом, поскольку они могут быть считаны с любого расстояния, если связь раз установлена.

Тем не менее, также верно, что каждый атом сохраняет запись, или, возможно, лишь обладает способностью ввести ясновидящего в раппорт с записью всего, когда-либо случившегося в пределах видимости этого атома. Из-за этого-то качества и возможна психометрия. Но ей присуще любопытное ограничение — а именно, что с помощью неё обычный психометрист видит лишь то, что он увидел бы, стоя в том месте, откуда был взят психометрируемый предмет. Например, если человек психометрирует камешек, века пролежавший в долине, он увидит лишь происходившее в течение этих веков в той долине, и его взгляд будет ограничен холмами, будто он все эти века находился там, где лежал камень и был свидетелем всех этих событий.

Верно, что у способности психометрии есть и продолжение, посредством которого человек может видеть мысли и чувства участников драмы, как и их физические тела, а также есть и другое расширение, которое позволяет ему, закрепившись в этой долине, сделать её базой для других операций, и таким образом выбраться за холмы и посмотреть, что происходило там, а также выяснить, что происходило в долине после того, как камень был оттуда унесён, и до того, как он вообще туда попал. Но человек, способный на это, скоро вообще сможет освободиться от этого камня. Применяя чувства каузального тела к соответствиям физических вещей, мы видим, что каждый предмет таким же образом даёт картины прошлого.

Как же может, спросят люди, неодушевлённая частица регистрировать и воспроизводить впечатления? Ответ в том, что она вовсе не неодушевлённая, и что одушевляющая её жизнь — это часть Божественной Жизни. На самом деле можно попытаться описать природу этой записи и иначе — сказать, что это память самого логоса, и что каждая частица каким-то образом находится в соприкосновении с той частью его памяти, которая заключает события, происходившие по соседству, в пределах её кругозора. Вероятно, что то, что мы называем нашей памятью — ни что иное, как подобная же способность войти в соприкосновение (хотя часто очень несовершенное) с той частью его памяти, которая относится к событиям, которые нам случилось видеть или узнать.

Так что можно сказать, что каждый человек на физическом плане несёт с собой две записи всего увиденного — память его мозга, которая зачастую несовершенна и неточна, и память, заключённую в любых несменившихся частицах его тела или одежды, которая всегда совершенна и точна, но доступна только научившимся её читать. Помните также, что память мозга может быть неточной не только из-за своих собственных недостатков, но потому что несовершенным могло быть само наблюдение. Оно может быть также и окрашено предрассудком — мы видим в значительной мере то, что желаем видеть, и можем вспомнить лишь то, как это нам виделось, а видеть мы могли неверно или односторонне. Но запись в акаше полностью свободна от всех этих недостатков.

Очевидно, что физическое тело человека не может содержать ни памяти, ни записи о прошлом воплощении, в котором оно не участвовало, и то же верно для астрального и ментального тел, поскольку все эти проводники для каждого воплощения создаются заново. Это сразу показывает нам, что самый низкий уровень, на котором мы можем надеяться получить действительно надёжную информацию о прошлых жизнях, это уровень каузального тела, поскольку ничто, стоящее ниже его, не может дать нам свидетельства из первых рук. В этих прошлых жизнях присутствовало лишь "я", находящееся в каузальном теле — по крайней мере малая его часть — так что оно является действительным свидетелем, тогда как все низшие проводники свидетелями не являются и могут сообщить лишь полученное ими от "я". Когда же мы вспомним, сколь несовершенна у обычного человека связь между "я" и личностью, то сразу же увидим, каким ненадёжным должно быть такое свидетельство из вторых, третьих или четвёртых рук. Иногда от астрального или ментального тела можно получить отрывочные картинки событий прошлой жизни, но не последовательный и связный отчёт, и даже эти картины будут лишь отражением имеющихся в каузальном теле, причём, вероятно, отражениями очень смутными и смазанными.

Потому первое, что необходимо для точного чтения прошлых жизней — это развить способности каузального тела. Направив эти способности на каузальное тело исследуемого человека, мы обнаружим, что перед нами открываются те же самые две возможности, что и в случае физического тела. Мы можем взять память самого "я" о случившимся, или можем как бы психометрировать его и сами посмотреть на опыт, через который оно прошло. Второй метод безопаснее, поскольку даже "я" может иметь несовершенные или предубеждённые впечатления, так как смотрело на вещи через свою предыдущую личность.

Так что обычный метод исследования прошлых жизней состоит в использовании способностей своего каузального тела для психометрирования каузального тела субъекта. На низшем уровне то же самое можно сделать и с постоянными атомами, но поскольку это куда более трудная задача, чем раскрытие способностей каузального тела, вряд ли этот метод когда-либо пробовали и применяли с успехом. Ещё один метод (требующий, однако, намного более высокого развития), состоит в использовании буддхических способностей, позволяя стать абсолютно единым с исследуемым "я" и читать его переживания так, как если бы они были нашими собственными — изнутри, а не снаружи. Теми, кто готовил серию "Жизни Алкиона", применялись оба этих метода, и в данном случае исследователи обладали преимуществом пользоваться разумным сотрудничеством того "я", воплощения которого там описаны.

Физическое присутствие человека, жизни которого считываются — это преимущество, но не необходимость; он будет полезен, если может держать свои проводники в совершенном спокойствии, но если он будет возбуждён, то только всё испортит.

Окружение не особо значимо, но важна тишина, поскольку физический мозг должен быть спокоен, чтобы ясно проводить впечатления. Всё, что нисходит на физический уровень из каузального тела, должно пройти через ментальный и астральный проводники, и если любой из них беспокоен, то отражает несовершенно, точно так же как малейшая рябь на поверхности озера исказит и разрушит отражения деревьев или домов на его берегах. Необходимо также полностью искоренить все предрассудки, иначе же они дадут эффект окрашенного стекла — они окрасят всё, что видят через них, и тем сообщат ложное впечатление.

Мы взяли себе за правило всегда сохранять полное физическое сознание, когда смотрим прошлые жизни, чтобы иметь возможность записывать всё прямо во время наблюдения. Это оказалось намного более безопасным методом, чем оставлять во время наблюдений физическое тело, а потом при их воспроизведении полагаться на память. Есть, однако, этап, когда этот последний метод является единственно возможным — если ученик, хотя и будучи способен использовать каузальное тело, может делать это только когда физическое тело спит.

Идентификация различных персонажей, обнаруживаемых в этих проблесках прошлого, иногда представляет некоторую трудность, поскольку "я" значительно меняются за такие сроки, как 20000 лет. К счастью, имея некоторую практику, можно прокручивать запись так быстро или так медленно, как хочется; так что когда возникают какие-то сомнения в идентификации, мы всегда прибегаем к быстрому прокручиванию жизней исследуемого "я", пока не проследим его до нынешних дней. Некоторые исследователи, наблюдая "я" в какой-то отдалённой жизни, сразу интуитивно чувствуют, кем является его нынешняя личность, но хотя такая вспышка интуиции часто бывает верна, она иногда может быть и ошибочной, так что вполне надёжен лишь вышеописанный более трудоёмкий метод.

Есть случаи, в которых "я" обычных людей легко узнаваемы даже даже через многие тысячи лет, но это не очень хорошо о них говорит, поскольку означает, что за всё это время ими сделан лишь небольшой прогресс. Пытаться узнать в картине двадцатитысчяелетней давности кого-либо знакомого нам сейчас — это почти как встретить взрослым того, кого мы знали лишь совсем ребёнком. В некоторых случаях узнать можно, в других же изменения слишком велики. Тех, кто с тех пор стал Учителями Мудрости, часто можно узнать сразу, даже наблюдая их жизнь тысячи лет назад, но по совсем другой причине. Когда низшие проводники уже в полной гармонии с "я", они формируются точно по подобию аугоэйда, и таким образом от жизни к жизни меняются очень незначительно. Точно так же и когда само "я" становится совершенным отражением монады, оно также изменяется лишь немного, но постепенно растёт; таким образом его легко узнать.

При исследовании прошлой жизни самый простой способ — позволить записи воспроизводиться с естественной скоростью, но это значило бы, что для просмотра событий одного дня понадобился бы целый день работы, а на просмотр одного воплощения — целая жизнь. Но как уже было сказано, можно ускорять или замедлять ход событий, так что можно быстро прокрутить период в тысячи лет, или наоборот, задержать желаемую картину так долго, как хочется, чтобы исследовать её в подробностях. Это ускорение и замедление можно сравнить с обзором панорамы; немного напрактиковавшись, это можно делать по своей воле, но как и в случае с панорамой, вся запись перед нами всё время.

То, что я описал, как быстрое или медленное прокручивание записи по своей воле, на самом деле является движением не записи, а сознания видящего. Но впечатление это даёт точно такое, как я описал. Можно сказать, что записи лежат друг на друге слоями — недавние спереди, а более старые — за ними. И всё же этот пример даёт не то представление, поскольку неизбежно внушает идею толщины, в то время как записи занимают не больше места, чем отражения на поверхности зеркала. Когда сознание проходит через них, оно вовсе не движется в пространстве; скорее, оно как бы облачается в тот или иной слой записи, а сделав это, обнаруживает себя в гуще событий.

Одной из самых утомительных задач, связанных с этим разделом исследований, является определение точных дат. Фактически, некоторые исследователи просто отказываются делать это, говоря, что это не стоит того труда, и что для практических целей достаточно и округлённых цифр. Возможно, это и так, и всё же от получения точных подробностей с максимально возможной точностью, даже ценой трудоёмкого подсчёта больших чисел, получаешь удовлетворение. Конечно же, наш план состоит в установлении некоторых фиксированных точек и их использовании в качестве основы для дальнейших вычислений.

Одна из таких установленных дат — 9564 г. до н. э., когда произошло погружение Посейдониса. Другая дата, 75025 г. до н. э., ознаменовала начало предыдущей великой катастрофы.[4] В ходе исследования жизней Алкиона мы таким образом установили несколько точек вплоть до 22662 до н. э., и поскольку просматривались они назад, а интервалы считались один за другим, а не сразу, метод оказался не столь уж нестерпимо утомительным, как можно было ожидать для таких больших чисел. В некоторых случаях используются и астрономические средства. Описание этих различных методов можно найти в моей книге "Ясновидение".

В целом, читать жизни в нормальном направлении несколько легче, чем в обратном, потому что в этом случае мы работаем с естественным ходом времени, а не против его. Так что обычно быстро пробегают к какой-то выбранной точке в прошлом, а затем медленно движутся от неё вперёд. Следует помнить, что с первого взгляда редко можно верно оценить сравнительную важность малых событий жизни, так что сначала мы часто производим беглый осмотр, чтобы посмотреть, какие же действия и события повлекли действительно важные изменения, а затем возвращаемся и описываем их более подробно. Если одним из действующих лиц в исследуемых событиях какой-нибудь жизни окажется сам исследователь, перед ним открывается интересная альтернатива — он может вернуться в эту старую личность и вновь пережить в точности то, что он чувствовал в эти древние времена. Но в этом случае он увидит всё в точности так, как видел тогда, и не узнает больше, чем тогда знал.

Немногие из тех, кто потом читает эти истории, которые часто являются лишь скудными набросками, могут составить какое-то представление о количестве труда, на них затраченном, о часах работы, уделённых полному пониманию какой-нибудь ерундовой подробности, чтобы конечная картина была настолько верной, насколько это возможно. По меньшей мере читатели могут быть уверены, что мы не жалели усилий, чтобы добиться точности, хотя это часто нелегко, когда имеешь дело с условиями и образом мысли, совершенно отличающимися от наших собственных — настолько, будто они принадлежат другой планете.

Применявшиеся тогда языки почти всегда неизвестны исследователю, но поскольку перед ним открыто лежат мысли, стоявшие за словами, это не имеет большого значения. В некоторых случаях выполнявшие эту работу копировали публичные надписи, которых они не могли понять, а потом на физическом плане они переводились кем-либо, кто знаком с древними языками.

Вышедшие описания серий жизней представляют огромный объём работы, и может быть плодами её будет более живое осознание того, какие могучие цивилизации существовали в прошлом, и более ясное понимание законов кармы и реинкарнации. Поскольку этот длинный ряд описанных жизней получил свою кульминацию в посвящении главного героя в нынешнем воплощении, они представляют ценность для изучения стремящимися стать учениками какого-либо учителя мудрости; ведь когда они узнают, как их брат достиг цели, к которой они стремятся, их собственный прогресс ускорится. Этот прогресс сделался для них легче, потому что этот брат взял на себя труд записать для нас учения, которые вели его к этой цели, в восхитительной маленькой книжке "У ног учителя".

Около ста пятидесяти человек из тех, кто состоит сейчас в Тесофическом Обществе, были видными персонажами драмы, разворачивающейся перед читателями "Жизней Алкиона", и очень интересно отметить, как тех, кто были в прошлых жизнях связаны кровными узами, а теперь родились в разных странах, отдалённых на тысячи миль, всё же собрал вместе их интерес к изучению теософии, и крепко сплотила любовь к Учителям, как не соединила бы их никакая земная связь.

В исследовании таких записей при помощи ясновидения есть два источника ошибок: первый — личное предубеждение, а второй — ограниченность взглядов. В темпераментах есть фундаментальные различия, и они не могут не окрасить виды, полученные с других планов. У адепта совершенное восприятие жизни, но у нас, стоящих ниже этого уровня, непременно должны быть какие-то предрассудки. Человек мирской преувеличивает маловажные детали, а важные вещи пропускает, потому что он привык делать это в повседневной жизни; но с другой стороны, человек, вставший на Путь, в своём энтузиазме может на время потерять контакт с обычной людской жизнью, из которой вышел. Но даже тогда он сильно продвинулся вперёд, потому что видящие внутреннюю сторону вещей ближе к истине, чем те, кто видит только внешнюю.

Утверждения ясновидящих могут и должны быть окрашены уже сложившимися мнениями, что ясно заметно в случае Сведенборга, который для описания фактов астрального плана применял весьма христианскую терминологию и несомненно видел некоторые вещи сквозь сильные мыслеформы, созданные им в предыдущие годы. Он начал с определёнными предрассудками и заставлял всё увиденное им соответствовать. Вы знаете, как здесь, на физическом плане, можно, подойдя с предрассудком, самые невинные слова и поступки истолковать так, чтобы получились идеи, которые и присниться не могли его несчастной жертве. То же самое возможно и на астральном плане, если быть неосторожным.

Теософические исследователи всегда стараются быть настороже против опасности личной предубеждённости, и постоянно производят всевозможные проверки, чтобы её избежать. Чтобы минимизировать возможность ошибки, Учителя обычно отбирают для совместной работы людей радикально отличающихся типов.

Во-вторых, есть опасность ограниченного обзора — когда часть принимают за целое. Например, много было сказано о разложении и чёрной магии во времена Посейдониса, но в то же самое время там существовало тайное общество, которое было совершенно чисто и имело возвышенные цели. Если бы нам случилось видеть только это общество, мы могли бы подумать о Посейдонисе как о самой духовной стране. Как вы видите, можно такое отдельное впечатление распространить на всё общество или всю страну. Обобщения надо проверять и уточнять. Однако, существует общая аура времени или страны, которая обычно предотвращает большие ошибки подобного рода. Психист, не наученный чувствовать эту общую ауру, часто не сознаёт её; потому неподготовленный человек впадает во множество ошибок. Фактически, продолжительные наблюдения показывают, что все нетренированные психисты иногда надёжны, а иногда — нет, и те, кто консультируются у них, всегда рискуют быть введёнными в заблуждение.

По мере того, как мы развиваем наше внутреннее сознание и способности, жизнь становится непрерывной; мы достигаем сознания "я", и тогда можем путешествовать назад даже до групповой души, в которой мы жили на животной стадии, и посмотреть глазами животного на человеческих существ того времени и иной мир, который цвёл тогда. Но нет слов, чтобы рассказать, что видно при этом, поскольку разница во взгляде тут за пределами всякого выражения.

Без этого непрерывного сознания нет и подробной памяти — даже о самых важных фактах. Например, человек, знающий в одной жизни истину о перевоплощении, вовсе не обязательно перенесёт эту уверенность в следующую. Я сам забыл её так, и г-жа Безант тоже. В этой жизни я ничего не знал о реинкарнации, пока не услышал извне, но тогда я сразу признал её истинность. Что бы мы ни знали в прошлом, возникнет в нашем уме таким же образом в виде уверенности, когда это снова предстанет перед нами.

В детстве мне постоянно снился один дом, и впоследствии я узнал, что это дом, в котором я жил в прошлой жизни. Он был совершенно непохож на те, что мне были знакомы тогда на физическом плане, ведь он был построен вокруг центрального дворика с фонтаном, статуями и кустами, куда смотрели все комнаты. Он мне снился, пожалуй, по три раза в неделю — я знал там каждую комнату, всех живших в нём людей, и постоянно описывал его своей матери и рисовал его планы. С возрастом он снился мне всё реже и реже, пока совсем не изгладился из моей памяти. Но однажды, чтобы проиллюстрировать что-то, мой учитель показал мне изображение дома, в котором я жил в своём предыдущем воплощении, и я сразу же его узнал.

Каждый может интеллектуально оценить необходимость перевоплощения, но чтобы действительно убедиться в нём, нужно научиться в каузальном теле познавать прошлое и будущее. Единственное, что отбросит оковы сомнения — это знание и разумное понимание. Слепая вера — препятствие для прогресса, но это не значит, что мы неправы, принимая разумом утверждения тех, кто знает больше нас. В Теософическом Обществе нет догм, принимаемых на основе авторитета. Есть лишь заявления о результатах исследований, предлагаемых в надежде на то, что они помогут другим умам так, как были полезны самим исследователям.

Предвидение будущего

Очень трудно объяснить, как предвидится будущее, но относительно самого факта нет сомнений. Кроме очевидно случайных картин и вспышек интуиции, которые часто действенны, но неконтролируемы, есть два способа, которыми будущее можно определённо предвидеть при помощи высшего ясновидения. Один легко объясним и понятен, другой необъясним совсем.

Даже с одними лишь физическими чувствами мы можем видеть достаточно, чтобы предсказывать некоторые вещи. Если мы видим человека, ведущего расточительную и разгульную жизнь, то мы вполне можем предсказать ему, если он не изменится, скорую потерю счастья и здоровья. Что мы не можем предсказать физическими средствами, так это изменится он или нет. Но человек, видящий каузальное тело, часто может это сказать, поскольку ему видны силы другого мира, не вступившие ещё в действие в этом. Он может видеть, что обо всём этом думает "я", и достаточно ли оно сильно, чтобы вмешаться. Никакое чисто физическое предсказание не может быть точным, потому что многие из причин, влияющих на жизнь, на этом низшем плане не видны. Но подняв своё сознание на высшие планы, мы можем видеть больше причин, и таким образом точнее просчитать последствия.

Очевидно, если бы в совершенстве можно было увидеть и учесть все причины, было бы легко просчитать все их результаты. Возможно, кроме логоса никто не может видеть всех причин в его системе, но адепт уж точно сможет увидеть всё, что может подействовать на обычного человека! Так что вероятно, что этим методом адепт может предсказать жизнь человека вполне точно. Ведь у обычного человека мало силы воли; карма назначает ему определённое окружение, и он — порождение этих обстоятельств; он принимает назначенную ему судьбу, потому что не знает, что может её изменить. Более развитый человек берёт в руки свою судьбу и сам придаёт ей форму, он делает будущее таким, каким хочет, противодействуя карме прошлого запуском в действие новых сил. Так что его будущее не так легко предсказать, но несомненно, даже в этом случае адепт, который может видеть латентную волю, также сможет просчитать, как её будут использовать.

Этот метод предсказания будущего вполне понятен, и ясно, что так можно предвидеть основные события всякой жизни. Но есть и другой способ, о котором мы не можем так просто рассказать. Нужно лишь поднять сознание на достаточно высокий план, чтобы ограничение, называемое нами временем, исчезло, и прошлое, настоящее и будущее распростёрлись перед нами, как открытая книга. Как это можно примирить со свободой воли, я не готов сказать,[5] но могу засвидетельствовать, что факты именно таковы. При применении этого зрения будущее, вплоть до малейших подробностей, просто оказывается перед нами. Сам я считаю, что мы свободны выбирать, хотя лишь в некоторых пределах, и всё же сила, гораздо более высокая, чем мы, может прекрасно знать, какой мы сделаем выбор. Вы знаете, что в тех или иных обстоятельствах будет делать ваша собака, но вы ни в малейшей степени не заставляете её это делать; так же и сила, которая настолько выше человека, насколько человек выше собаки, может хорошо знать, как человек будет использовать свою часть свободной воли.

Но у него именно часть — план логоса состоит в том, чтобы доверить нам немного свободы и посмотреть, как мы будем ею пользоваться. Если мы используем её хорошо и мудро, нам даётся ещё немного, и пока мы продолжаем в гармонии с его великим намерением — эволюцией — мы будем обнаруживать, что у нас появляется всё больше и больше свободы выбора. Но если мы будем столь глупы, чтобы использовать её эгоистически, принося вред себе и мешая его плану, мы окажемся стеснёнными в дейстиях и будем поставлены на место. Ребёнок должен быть свободен, хотя это и предполагает риск падения, иначе он никогда не научится ходить, но никто не даст ему упражняться в этом на краю пропасти. Так и наша свобода, если мы используем её неправильно, позволяет нам нанести себе лишь немного вреда, но для того, чтобы полностью уничтожить себя, её у нас недостаточно.

Конечно же, к нам иногда приходит время выбора, но между этими моментами наше мнение зачастую мало значит. Сделав свой выбор, мы должны терпеть его последствия. Если посмотреть сверху, человеческая судьба похожа на сеть железнодорожных линий. Человек выезжает на локомотиве и выбирает свою линию, но выбрав её, он должен следовать по ней и не может свернуть ни вправо, ни влево, пока не достигнет первого разветвления. Тут он может выйти и перевести стрелки, как хочет, но раз установив их и направившись по своему пути, он должен принять последствия своего решения — он не в силах повернуть, пока на его пути не встретится новая точка выбора. Мы не должны путать свободу воли со свободой действия.

Полное владение каким-либо из описанных средств предсказания будущего требует значительного развития, но отрывочные картинки, отражённые обоими из этих путей, часто можно получить на куда более низких уровнях. То, что называют в Шотландии "вторым зрением", похоже, представляет пример этого — с его помощью будущее событие часто видят со множеством подробностей.

Я помню, что читал о случае, когда ясновидящий сказал скептику, что знакомый им обоим человек тогда-то умрёт, и дал подробное описание похорон, перечислив по именам даже тех, кто нёс гроб. Скептик посмеялся над этим предсказанием, но когда назначенное время пришло, тот человек умер, как и было предсказано. Скептик был поражён, но ещё более — разозлён, и чтобы хотя бы конец пророчества не сбылся, решил сам вмешаться в события. Потому он договорился, что сам будет в числе тех, кто понесёт гроб! Но когда наступил день похорон и процессия уже собралась выходить, его отозвали на минутку, а когда он вернулся, то обнаружил, что процессия уже отправилась, а гроб несли именно те, кто фигурировал в видении.

У меня самого тоже были подобные видения картин будущего — они не представляли никакого интереса и от них не было никакой пользы, насколько я могу видеть, но они всегда в точности сбывались — по крайней мере в том, что я имел возможность проверить.

Мысль логоса обо всей жизни в своей системе включает не только нынешнее её состояние, но и каждый момент прошлого, и каждой момент будущего. И она вызывает к существованию то, о чём он думает. Можно сказать, что эти мыслеформы находятся на космическом ментальном плане — то есть на два набора ряда выше, чем наш набор планов. Он мыслит о том, что должна будет выполнить каждая из планетных цепей, доходя до малейших подробностей, поскольку эта мысль включает даже типы людей каждой расы и подрасы — с самого начала через лемурийскую, атлантскую, арийскую до последующих рас. Таким образом мы можем сказать, что на космическом ментальном плане этой мыслью, как актом творения, вся система вызывается к существованию сразу, и должна вся сразу предстать перед логосом. Так что вполне может быть, что его могучее сознание в некоторой степени отражается даже на куда более низких уровнях, и нам иногда удаётся как-то уловить слабые проблески этих отражений.

[1] Кешара — прим. пер.

[2] Когда это было написано, звукового кино ещё не было, и Ледбитер не мог воспользоваться этой аналогией — прим. ред.

[3] Это вполне соответствует принципу современной голографии, которая, конечно, не была в те времена известна, потому автору эта аналогия была опять же недоступна — прим. пер.

[4] Огромные острова Рута и Дайтья, оставшиеся от континента Атлантиды, были разрушены в 75025 г. до н. э., а Посейдонис, последний остаток Атлантиды — в 9564 г. до н. э. — прим. ред.

[5] Помочь ответить на этот вопрос может идея Е. П. Блаватской о единстве духа и материи, о том, что они являются лишь разными полюсами проявления единой реальности. Наши представления о предопределённости во многом вынесены из наблюдений за физическим миром, то есть одним из полюсов этой единой реальности. Но уже в квантовой физике, занимающейся более тонким состоянием материи, возникает принцип неопределённости. В то же время наши представления о свободе больше связаны с духом. Потому можно предположить, что свобода и предопределённость точно так же, как дух и материя, составляют две стороны единой реальности — прим. пер.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх