ЛЕКЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ

Желая понять взаимоотношения между собой человеческих рас, предоставляющих ту почву, на которой возникают единичные народности, надо принять во внимание, что человек, каким мы его знаем, человек, которым является каждый из нас, в сущнос-ти есть очень сложное существо и в своем современном облике — как внешнем, так и внутреннем — возможен лишь благодаря сотрудничеству многих, многих существ вселенной. Из рассмотрения «Акаша-хроники» и других, посвященных развитию человека, мы знаем, что в прошлом, до достижения нашей Земли ее теперешнего состояния, она сама должна была пройти через три преобразования В течение этих трех преобразований постепенно закладывались и развивались до их современного облика три так называемых члена человека: физическое тело, эфирное или жизненное тело и тело астральное. И лишь во время теперешнего воплощения Земли человек достиг способности принять в себя четвертый член, принять свое Я. Эти четыре члена его существа показывают нам все то, что прои-зошло в течение трех предшествовавших воплощений нашей Земли, — в воплощениях Сатурна, Солнца и Луны и в ее четвертом, соб-ственно земном воплощении, поскольку оно еще протекает в современности Если вы проведете перед вашей душой всех тех существ, которые сообща работали над всем этим — духов Воли или престолов(Throne), духов Мудрости, духов Движения, духов Формы, духов Личности, архангелов и вплоть до ангелов, а над духами Воли или престолами херувимов и серафимов, — то вы сможете себе представить, что лишь из исключительно сложной совместной работы могло произойти то, что дало возможность осуществить все строение современного человека. Мы видели, что не только совместная деятельность в космосе многих существ и сил природы была необходимо для возникновения человека, но что для этого в определенные эпохи и определенным существам было еще необходимо отречься, отстать от нормального хода их развития, чтобы благо-даря этому иным образом деятельно вступить в становление челове-ческого облика, чем это было бы возможно при их нормальном ходе развития.

Чудесная, многообразная и богатая ткань предстает переднами, когда мы пытаемся постичь человека в его современном обли-ке. Но мы должны уяснить себе, что лишь тогда мы научаемся по-нимать возникновение человека силой сотрудничества этих духов-ных существ, когда мы, как бы расплетая эту ткань, осторожно следуем за единичными существами в их деятельности. Мы можем сказать себе: самым значительным для современного человека су-ществом является то, которое дало ему возможность сказать себе «Я», прийти постепенно к сознанию Я. И мы знаем, что эта воз-можность была дана сначала духами Формы, теми существами, которых мы называем «власти». Итак, следуя за деятельностью, которую они обращают на человека и как бы спрашивая себя: как об-стояло бы с ним, с человеком, если бы в нем действовали главным образом только эти существа, а именно — тот их род, который после-довал нормальному развитию? — мы находим, что они ссужают чело-века организмом Я. Этим самым уже сказано, что сообразно их при-роде их главный интерес заключается в том, чтобы привести человекак этому своему Я. Но здесь необходимо отметить, что совершаемое этими существами в человеке в современной его жизни становится актуальным лишь в определенном возрасте, это проявляется в нем лишь в определенном периоде его жизни.

Если вы вспомните о том, что говорилось о воспитании ре-бенка с точки зрения духовной науки, то вы скажете себе: в пе-риод между физическим рождением и сменой зубов, т. е. до седьмого года жизни, в человеке развивается главным образом физическое тело. К развитию этого физического тела духи Формы не питают никакого особого интереса, потому что оно, собственно, есть лишь повторение того, что совершилось с человеком на древ-нем Сатурне, что уже часто повторялось с ним и что и теперь яв-ляет собой особый род повторения в этом, пока что последнем фи-зическом рождении и до седьмого года жизни. Затем идет время от седьмого до четырнадцатого года жизни, т. е. до половой зре-лости. Также и эти годы жизни не особенно притягивают к себе интерес духов Формы, они — повторение древнего солнечного пе-риода времени, главная же деятельность духов Формы в связи с ссужением ими человека его собственным Я направлена на период земного состояния. Затем мы подходим к третьему жизненному пе-риоду, протекающему между пятнадцатым и двадцать первым, двад-цать вторым годами жизни. В этот промежуток времени повторное развитие в человеке совершает астральное тело, нормально принад-лежащее лунному развитию. Также и здесь духи Формы нормального развития все еще не имеют никакого интереса в человеке. Мы долж-ны, значит, сказать: три жизненных периода в человеке, предше-ствующие собственному рождению Я, которое происходит обычно лишь после двадцати лет жизни, не представляют собой никакого непосредственного интереса для духов Формы. Они деятельно вступаютв человека — так сказать, по существу их природы — лишь в двадцатых годах его жизни. Приняв это во внимание, вы не очень удивитесь, если сказать: в сущности, для деятельности духов Формы человек пригоден им лишь в том состоянии, в которое он вступает после двадцати лет своей жизни. То, что развивается в человеке до этого времени, это, в сущности говоря, является для духов Формы своего рода эмбриональным, зачаточным состоянием. Выражаясь иносказательно, — духам Формы нормального развития было бы удобней, чтобы все происходило в определенной равномер-ности и чтобы никто не вмешивался в их работу. Если бы в тече-ние этих двадцати с небольшим лет никто не вступал в деятель-ность этих духов Формы, то в первые семь лет своего развития человек имел бы сознание, присущее физическому телу, а это со-вершенно пониженное сознание, каким обладает минеральный мир, Во второй стадии, — в период от седьмого до четырнадцатого года, — он имел бы сознание спящего человека. От четырнадцати лет до двадцатых годов своей жизни он был бы внутренне интенсивно-дея-тельным, но пребывал бы в своего рода сновидческом бытии. И лишь по истечении этого сознания лунного существа, т. е. около двад-цати одного года своей жизни — человек, собственно, смог бы про-снуться и только тогда прийти к осознанию Я. И только тогда смог бы он выйти из замкнутости в себе и охватить взором внеш-ний мир в том его образе, который теперь является нашим обычным, Так было бы если бы все шло нормальным развитием.

Итак, вы видите, что если принять во внимание только дея-тельность духов Формы, то человек, в сущности говоря, слишком рано достигает своего теперешнего сознания, потому что у сов-ременного человека это его сознание до некоторой степени про-буждается вскоре после его физического рождения. Оно не пробу-ждалось бы в такой форме, когда оно ясно и отчетливо восприни-мает внешний физический мир, если бы другие духи — по своему существу духи Движения, — не отстали и не отреклись заранее от тех способностей, развития которых они достигли бы к теперешне-му периоду бытия Земли, если бы они не остановились в их разви-тии, получив этим самым в современном становлении Земли возмож-ность особенным образом вступить в развитие человека. Как раз благодаря тому, что они иным образом прошли свое развитие, они в состоянии уже раньше привести человека к тому, чего нормально он должен был бы достигнуть в двадцатых годах своей жизни. Итак, это духовные существа, которые вплоть до теперешнего состояния земного развития отказались от возможности нормальным образом совершенствоваться дальше; духовные существа, которые во время земного развития могли бы быть духами Движения, но которые задержались на ступени духов Формы и как такие духи Формы деятельны теперь в этом земном развитии. Поэтому в этом последнем они спо-собны ссудить человека — который для этого, собственно, совсем еще не созрел и которому еще много надо было бы наверстать из прошлого — тем, чем нормальный ход развития ссудил бы его лишь в двадцатых годах его жизни Т. е., значит, вступая в земное бытие, человек получает от таких духов Формы отсталого развития способ-ности, которые в ином случае он получил бы лишь по истечении двадцати лет своей жизни.

Все это имеет значительные последствия. Представьте себе, что это было бы иначе. Тогда, если бы это было не так, т. е. если бы эти духиотсталого развития не вступали в станов-ление человека, то в отношении физического мира человека вооб-ще можно было бы принимать в соображение лишь в том его состоянии, которое он достигает в двадцатых годах своей жизни; это значит, что в этом состоянии он должен был бы рождаться как фи-зическое существо; он должен был бы проходить через совсем иное эмбриональное развитие. В действительности же, благодаря этим духам формы отсталого развития, развитие человека от его рождения и до двадцатых годов жизни полностью переносится в физический мир; это составляет, приблизительно, первую треть нашей земной жизни. Следовательно, мы должны сказать: первая треть нашей земной жизни подчинена промыслу не тех существ, которые господствуют над земными условиями, а других, т. е. ду-ховных существ отсталого развития; а т. к. последние принимают участие в общем становлении, то благодаря этому мы, люди, и не обладаем тем обликом, которым бы мы обладали, если бы мы рожда-лись в состоянии, свойственном нам в нашем двадцатилетнем воз-расте. За это человек должен расплачиваться тем, что вся его первая треть жизни годы до его двадцатилетнего возраста — под-чинена большому влиянию этих отставших существ. Под их влиянием происходит, собственно, весь рост человека. За это он платит тем, что по истечении его второй трети жизни по-существу принадлежащей только нормальным духам Формы — начинается его нис-ходящий путь, его отход, а с этим и распадение его эфирного и астрального организма. Таким образом, жизнь расчленяется на три части: восходящую, среднюю и нисходящую. Во время своей земной жизни лишь в средней ее части человек, в сущности, есть человек; в последней трети он должен возвращать то, что он получил в пер-вой, в восходящей, должен соответственно платить по счету.

Если бы человек действительно всегда был полностью под влиянием нормальных духов Формы, то все то, что в настоящее время совершается с его существом вплоть до двадцатых лет его жиз-ни, приняло бы совсем иной характер, совсем иной облик; все протекало бы иначе; все, что связано с современным развитием че-ловека в первой из трех эпох его жизни, в сущности говоря, яв-ляется бытием, предвосхищающим многое из его развития в поздней-ших жизненных эпохах. Благодаря этому, ко времени наступления второй эпохи его жизни человек становится более материальным су-ществом, чем он был бы в ином случае. В этом ином случае человек проходил бы до этого времени своей жизни только через духовные состояния и спускался бы к современному материальному уплотне-нию, находя свою связь с Землей лишь в тот момент своего раз-вития, который теперь он переживает в возрасте двадцати лет или двадцати одного года. Духовная наука, значит, показывает нам, что если бы развитие пошло таким путем, то человек полно-стью нисходил бы на Землю лишь в том состоянии, которое в нас-тоящее время он достигает в двадцатьдвадцать один год своей жизни, и не имел бы возможности пройти на Земле через предшествующие этому состояния; он должен был бы их проделать в над-земном бытии, в окружении Земли. Теперь вы понимаете весь ход развития детского и юношеского возраста.

Если мы примем эту прямую линию ВС за земной путь чело-века, то по предопределению духов Формы человек должен был бы нисходить на Землю лишь в этой точке (двадцать, двадцать один); лишь здесь достигал бы человек Земли, покидая ее вновь после сороковых годов и проводя последнюю треть своей жизни в одухо-творенном состоянии. Силой отставших существ человек принужден уже здесь (А) вступать в земную жизнь. В этом тайна нашего бытия. Итак, мы видим, что под полным господством тех существ, которые, в сущности, управляют нами, мы находимся лишь во вто-рой трети нашей жизни, в то время как периоды нашего роста и нашего увядания находятся под влиянием совсем других существ, которые так или иначе отказались от их нормального развития.

Случись все так, как это как раз не случилось, т. е. если бы человек переживал первую и последнюю треть своей жизни высо-ко в окружении Земли, проходя лишь вторую треть на Земле значит, в сущности, если бы он стал совсем другим существом, — то человек не был бы так связан с Землей, как он действительно связан с ней в современности. Случись это, то все люди, спускающиесяна Землю, были бы одного облика и одной сущности тогда все они, проходя земные условия бытия, были бы единообличны. Существовало бы лишь однообразное человечество. То, что нас делает существом, проявляющим собой специфические свойства той или иной возникшей в человечестве расы, это идет не из второй трети жизни, благодаря всему, что находится до нее, т. е. что совершается в первой трети жизни, мы всеми нашими силами свя-заны с Землей больше, чем это было нам предопределено нормальны-ми духами Формы. Этим самым человек стал более зависим от Земли, на которой он живет, чем это было бы в ином случае Он стал зависим от той местности Земли, на которой он живет. Именно тем, что человек — так сказать, против намерений духов Формы ранее спускается на Землю, он становится зависим от местности, потому что он связывает себя с Землей в состоянии, которое ему для этого не предназначено. Если бы человек вступал на Землю во второй трети своей жизни, то его появление на севереили на юге, на востоке или на западе не имело бы на него влияния. Благодаря тому, что он становится зависим от Земли тем, что он проходит через свою молодость как мы это охарактеризовали, он становится связанным с Землей, становится существом, связан-ным с местностью. в которой он рожден, существом, принадлежащим к ней. Этим он становится зависим и от всех условий этой мест-ности Земли, в которой он рожден, от угла падения на нее сол-нечных лучей, от того, близка ли она к экватору, к жаркой поло-се, или находится в более умеренном климате, расположена ли она в низине или в горной области. Ведь в долине и дышишь ина-че, чем в горах. Итак, человек находится в полной зависимости от земных условий, от места, на котором он рожден. Так мы ви-дим, что человек совершенно срастается со своей матерью-Землей благодаря этой его тесной связи с тем местом с той областью Земли, в которую он вступает при каждом рождении, и в проявле-нии его свойств мы видим деятельность тех определяющих сил Зем-ли, которые обусловлены этой областью. Все это определяет его расовый характер и окольным путем духи Формы отсталого развития (те духи Формы или власти, которые дают человеку его современное сознание в годы, лежащие до и после его возраста от двад-цати одного до сорок третьего года жизни) и являются виновникамирасового различия людей по всей Земле, которое, таким об-разом, зависит от того места Земли, на котором рожден человек.

Но в этот же период времени, который находится под господ-ством духов Формы отсталого развития, человек достигает возмож-ности, достигает способности воспроизведения себе подобного. Так-же и эта способность усваивается им в период, когда на него ни-как не влияют нормальные духи Формы, Этим создается возможность того, что человек не только остается в уже указанной зависимости от места своего рождения, но что усвоенные им благодаря этому свойства могут наследственно переноситься на его потомков; что, значит, расовая сопринадлежность высказывается не только в свя-зи с влиянием на него его места обитания, но и в том, что наследуетсяв расе. В этом вы найдете объяснение того, почему раса передается по наследству, и нам станет понятно указание духов-ной науки, что расовые виды, благодаря влиянию места рождения на людей, могли возникнуть только в прошедшем. Это произошло в последнее лемурийское и в первое атлантическое время, когда че-ловек был зависим непосредственно от земного окружения. Позже расовое начало все больше переносится на наследственную переда-чу, освобождаясь от местных влияний Земли. Итак, раса есть нечто, что первоначально было связано с определенной областью Земли и что затем, получая от нее все большую независимость, укрепилось в человечестве на принципе наследственности.

Из сказанного теперь вам станет ясно, в какой период эволюции понятие о расе получает смысл. Расовое понятие — в собственном смысле слова — не имеет никакого смысла в до-лемурий-ские времена, потому что в тот период времени человек лишь нисходит на Землю. До этого он находился в окружении Земли; затем он спустился на Землю и в течение всего атлантического времени — как и в нашем постатлантическом — расовый облик стал передаваться по наследственности. Мы увидим, что в наше время в народах уже появляются симптомы, указывающие на то, что расовый характер вновь начинает растворяться, сглаживаться. Все это мы еще увидим позже. Мы лишь должны остерегаться рассмат-ривать мир так, как если бы эволюция была просто подобием ко-леса, безначально и бесконечно вращающегося вокруг своей оси. Представление о вращающемся колесе, столь пространно приводи-мое в некоторых мистических миросозерцаниях, вносит невероятную путаницу в понятие собственной эволюции человечества. Представ-ляя себе эти свершения так, как если бы, расчлененное на столько-то рас, все, так сказать, вращалось вокруг постоянного Центра, — совершенно не считаешься с тем, что все находится в развитии и что сами расы тоже развиваются Расы возникли и пройдут, не будут существовать в будущем. Они не повторяются однообразно, как это неверно представляет Синнет своем «Эзотерическом буддизме». Возникновение расовых видов, расовых своеобразностей мы должны искать в древнем лемурийском времени; но при этом не должны упускать из вида, что когда наша современ-ная пятая эпоха развития сменится шестой и седьмой, — не будет больше никакой речи о таком явлении, которое мы смогли бы от-метить как расу. Представляя же себе это развитие в непрерывном и равномерном вращении, мы превращаем наше мышление в своего рода ветряную мельницу, очень далеко удаляясь от понимания то-го, что действительно происходит в мире.

Итак, мы видим, что развитие рас начинается лишь в лемурийский период времени силой деятельности духов Формы отсталого развития. Эти духи приводят в активность силы нашей земной пла-неты на том ее месте, где человек проводит первые годы своей жизни, и это переносится и на его дальнейшую жизнь, потому что человек обладает памятью и в этой своей дальнейшей жизни пом-нит о времени, проведенном им на Земле — в сущности, под влия-нием отсталого развития — до его двадцать первого года. Чело-век стал бы совсем иным существом, если бы были деятельны только духи Формы нормального развития. Но благодаря духам Формы отстало-го развития человек стал зависим от того места на Земле, где он живет. Отклонение от закономерности нормальных духов Формы совершилось только что указанным образом, дав этим сначала зна-чение той местности, на которой живет человек в определенном воплощении.

Эти явления мы поймем еще лучше, задержавшись на следующем рассмотрении. До некоторой степени мы можем проследить, каким образом почва и ее глубины излучают сущность их сил на поверх-ность, проникая собой весь комплекс человека и делая его зависимым от них. В этом отношении мы можем указать на определен-ные точки Земли, связанные с существом человека в его историческом становлении; мы еще будем обстоятельно говорить об этом, а пока я коснусь этого лишь абстрактно.

Возьмем, например, этот пункт, находящийся в глубинах Африки (см. следсхему). На этом месте, как бы излучаясь из Земли, деятельны все те силы, которые способны влиять на человека в период его раннего детства. Позже их влияние на че-ловека ослабевает, он становится менее подвержен им но, тем не менее, их отпечаток сильнейшим образом накладывается на него Значит, этот земной пункт сильнейшим образом действует на чело-века, живущего на этом месте в период его раннего детства, пре-допределяя людей, которые зависимы от этих сил, в течение всей их жизни сохранять на себе следы этого их раннего детства. Та-кова, приблизительно, характеристика всех тех людей — в смысле их расового характера, — которые из этой части Земли принимают в себя определяющее их начало. То, что мы именуем черной расой, в существенном обусловлено этими свойствами.

Переходя дальше, в Азию, мы подходим к той точке земной поверхности, на которой из сил Земли, из существа Земли, чело-веку на всю жизнь запечатлеваются следы его более позднего отро-чества, особые свойства которых дают ему его расовый характер, имеющиеся здесь в виду расы — это современная желтая раса и раса с коричневым оттенком.

Идя еще дальше, с Востока на Запад к Европе, мы встречаем место, которое на всю жизнь запечатлевает человеку следы его еще более позднего отрочества, т. е. те свойства, которые какраз пробуждаются в нем в более позднем возрасте, в следующей за отрочеством молодости; мы подходим, значит, к той точке Земли, на которой ее силы вступают в человека не в детстве, а тогда, когда юность переходит в более зрелый возраст. — Такие земныесилы охватывают человека, определяя его на всю жизнь. И если мы отметим эти единичные точки, мы получим своеобразную изогнутую линию. Эта линия действительна и для нашего времени.

Точка в Африке соответствует тем силам Земли, которые запечат-левают человеку следы его раннего детства; точка в Азиитем, которые удерживают в нем следы юности; и самые зрелые следы за-печатлевает человеку соответствующая точка в области Европы Это просто закономерность, И хотя возможно возражение, что по отношению к черной и желтой расам европеец обладает преимущест-вом, тем не менее — приняв во внимание, что в ряде перевоплоще-ний все люди проходят через различные расы, — в этом, собствен-но, нет никакой несправедливости. Хотя истина здесь иногда и завуалирована но вы видите, что с помощью духовной науки все же узнаешь удивительные вещи.

Продолжая эту линию, мы идем дальше на Запад в область Америки, к местам, в которых деятельны силы, находящиеся по другую сторону второй трети жизни. И здесь мы подходим к силам (я прошу верно понять то, что сейчас будет сказано; это лишь постольку относится к человеку, поскольку он зависим от физически-организующих сил, от сил, в которых он живет, но из кото-рых не выводится его существо как таковое), которые очень связаны с умиранием человека, с тем в человеке, что принадлежит его последней трети жизни. Это совершенно ясно показывает эта закономерно-изогнутая линия; эта реальная изогнутость является истинойи выражает собой закономерность во влиянии нашей Земли на человека Этот путь принимают те силы, которые в расовом смысле oпpeделяют человечество. Не для удовольствия европейцев, к примеру, вымерло индейское народонаселение, а потому, что оно вынуждено было принять в себя силы, которые ведут к вымиранию. Своеобраз-ность этой линии показывает то, что происходит на поверхности нашей Земли с расами, показывает, к чему приводят те силы, ко-торые вершат вне влияния духов Формы нормального развития. Все, это касается свойств рас, надо искать в этом направлении. В настоящее время расовые свойства подлежат постепенному преодо-лению.

Нечто подобное произошло уже в самые древнейшие времена Земли. Возвращаясь в древнее лемурийское время, мы смогли бы найти первейшие исходные точки расового развития в области со-временной Африки и Азии. Позже мы замечаем передвижение челове-ка в западном направлении и, прослеживая расоопределяющие силы на Запад, мы констатируем вымирание индейцев. Чтобы умереть как раса человечество должно было пойти на Запад. Чтобы освежить че-ловечество новой силой молодости происходит движение на Восток, движение, которое идет из Атлантиды через Европу в Азию, Затем происходит повторное движение на Запад. Но теперь повторяется не движение рас, а более высокой ступени расового развития, — развития культур. В некотором отношении можно проследить, что развитие культур принимает характер, вполне соответствующий смыслу приведенной линии рас. Так следует, например, удивитель-ную культуру, о которой мы уже говорили и в этих наших рассмотрениях — древнейшую индийскую культуру, которая появилась как первая послеатлантическая культура, — отметить как эпоху, соответствующую раннему детскому возрасту, когда человек в отноше-нии оценки физической природы еще совсем спит и когда в его душу вступают откровения духовного мира. И, действительно, пер-вая индийская культура есть откровение свыше, откровение из спиритуальных высот, которое лишь потому смогло проявиться в человеке, что он вступил в сферу влияния индийской почвы, силы которой он уже испытал в давно, давно истекшие времена. Тогда, в праотдаленном прошлом, силами Земли был определен физический расовый характер; теперь, при повторном пребывании на том же месте, главным образом была определена душевная структура чело-века древней Индии. Благодаря движению с Запада на Восток про-ступила та свежесть юности, которая вызвала эту своеобразную духовную конфигурацию, столь характерную в первобытной индийской культуре. Вы увидите, что таким образом очень древняя, еще не исследованная индийская культура — современная наука называет индийской культурой лишь потомка этой древнейшей культуры — на-ходит свое объяснение, а именно в том, что в древнейшей индийской культуре в некотором отношении находит свое повторение культура Атлантиды.

Рассматривая теперь культуры, которые следуют в послеатлантическом времени, мы видим, что они представляют собой следующие одно за другим повторения прежних, уже пережитых в физическом те-ле — но, опять-таки, благодаря омоложению ставших совсем иными условий. Так в персидской культуре мы видим культуру, связанную по-своему с тем, что преимущественно живет в человеке в период расцвета его первой молодой силы, в период его самоотдачи влия-нию духов Формы отсталого развития, но когда он уже проникается силами, идущими и от нормальных духов формы. Эта противополож-ность проявлена в персидской культуре в осознании ею образов света и тьмыОрмузда и Аримана.

Чем дальше мы идем на Запад, тем больше мы встречаем вкультурах тот факт, что творения людейвплоть до современных наших днейеще в высокой степени зависимы от сил и существ вселенной, принадлежащих отсталому развитию; тем не менее, мы, все-таки, найдем понятным утверждение, что по мере продвижения людей на Запад исключительное преобладание расового начала теряет в своей силе Мы сможем также понять, что в определенном смысле движение культур таково, что чем дальше они продвигаются на Запад, тем больше вянет их юношеская свежесть и умирает их продуктивный элемент.

Наблюдающий объективно сможет вывести из многих явлений, что и культура нашего времени несет в себе такое закономерное предначертание, Только люди не склонны к объективизму. И если вы задумаетесь над выводами такого наблюдения, т. е. что дейст-вительно всякая культура находится в движении, то вы увидите, что чем дальше мы продвигаемся на Запад, тем непродуктивнее становится культура; говоря иначе, она как культура идет к выми-ранию. Чем дальше на Запад, тем более достигают расцвета лишь внешние частности культуры, непричастные силам омоложения и све-жести, а по-своему изживающие себя в старчестве. Поэтому в облас-ти открытий по физике, химии и астрономии, во всей, что не зави-сит от свежих сил молодости, человек Запада сможет еще дать человечеству великое и грандиозное. То же, в чем нуждается продук-тивная сила, это действительно требует другой конфигурации дей-ствующих на человека сил.

Взглянем на человека. Из детского возраста он вырастает до определенной ступени; лишь тогда, собственно, расцветает его духовное начало. До этого человек является физически-растущим существом. То, что в ребенке сжато в тесное пространство, долж-но сначала физически раздаться. После этого развитие человека стягивается к его внутреннему существу. Так же обстоит и с че-ловечеством в целом. Прослеживая приведенную выше изогнутую линию, мы видим вершение своеобразного закона. Даже в континен-тах мы находим его выражение. Своего рода первоначальную исход-ную точку физического развития человечества мы видим сначала в Африке; затем пространство, на котором развивается человечест-во, раздается вширь. Это мы находим далее в пространных облас-тях азиатской поверхности. Там человек заселяет огромные, мощ-ные пространства Земли.

Взглянем теперь на повторение расовых образований в послеатлантических культурах. Словно ребенок, любопытно оглядывающий свое окружение, смотрит человек древней индийской культуры в мир. Это находится в полной связи со свежестью молодых сил, рас-ширяющих человека и в его росте ориентирующих его к дали. Затем должно начать проявляться духовное, а физическое должно сжимать-ся; и здесь, при переходе культуры в Европу, мы видим своеобраз-ное явление: пространство, на котором распространяется человечество, стеснено к более малым размерам. Мы видим, что Европа есть наименьшая из частей света, и чем дальше продвигается че-ловек на Запад, тем более она устремляется полуостровами в моря, сжимается.

Все это связано с духовным ходомразвития. Удивительным об-разом вы вглядываетесь здесь в мистерию этого духовного развития. С этим сжиманием к Западу возникает кризис; кризис, силой кото-рого вызывается перевес непродуктивного элемента В полуостровных областях Запада продуктивность по-своему умирает. Эта непродук-тивность показывает себя в том, на что уже было указано, а имен-но, что по мере перемещения культуры на Запад она принимает застывающее в себе, старческое, идущее к смерти начало. Это нечто, что всегда было известно тайным школам. Вы поймете теперь, почему я предупреждал, что то, о чем я буду говорить, представляет собой некоторую опасность, — потому что это способно вызвать раздражение людей. И еще далеко не все может быть высказано из того, что могло бы помочь независимости высшего начала существа человека, при которой он мог бы воспринимать как подымающиеся из Земли расоопределяющие силы, так и то, что позже определяет ха-рактер культуры и что еще позже, когда человек вновь вернется к духовному, вновь потеряет свое значение. Отсюда вы видите, что со всем этим ходом развития человечества связан ход духовного раз-вития, который всегда был известен тем, кто бывал глубже посвя-щен в тайны бытия. Правота сказанного не зависит от того, нравит-ся ли нам одно больше, другое меньше. Она зависит от необходимос-ти в развитии. Тот, кто стал бы говорить против необходимости, не достиг бы ничего. Говорить против нее, — значит, ставить на ее пути препятствия. Поэтому в определенном отношении это только естественно, что люди, которые переходят в более западные облас-ти, все вновь бывают вынуждены принимать свежие силы и импульсы с Востока, а область Центральной Европы должна задуматься над собственной продуктивностью, как это и заложено в самом становлении областей, лежащих до полуостровных образований Вот почему как раз в Европея имеют в виду нашу общую область: Скандина-вию и Германию — люди должны задуматься над их собственным ду-шевным началом и, напротив, как раз на Западе надо видеть ту часть людей, которой надлежит получить некоторую помощь с Востока. Это глубоко обосновано общим характером земного человечест-ва. Такое повторение вы можете увидеть даже в развитии теософ-ского движения. Его мы встречаем и в четвертой послеатлантической культуре, культуре Римлян и Греции. В некотором отношении римляне действительно дальше ушли в развитии чем греки и, тем не менее, они перенимают духовную жизнь живущего на восток от них и завоеванного ими народа.

Чем западнее расположены области, тем более и более будет оправдываться действующий здесь закон. В сущности, об этих вели-ких истинах можно говорить только намеком. Они показывают нам то, что соответствует внутреннему характеру нашей миссии для каждого клочка земной поверхности. И нам надо хорошо понять наше задание, чтобы подняться над общим характером человечества. Здесь велика ответственность того, кто захочет вмешаться в великое движение человечества. Когда дело касается такого великого движения человечества, — должны умолкнуть все личные симпатии и всякий личный энтузиазм, потому что дело не в них, а в том, что обусловленовеликими законами этого человечества. Это надо познать из этих великих законов, не поддаваясь пристрастию в пользу того или иного. Таков, в сущности, характер всего розенкрейцерства. Розенкрейцерство — это деятельность в смысле всего развития человечества. Если узнаешь почву, на которой стоишь, вплоть до ее островных и полуостровных образований, то почувствуешь тот род ощущения, который должен охватить душу, когда желаешь быть дея-тельным в смысле развития человечества.

Некогда силой духов Формы отсталого развития человек был низведен на Землю и поставлен в зависимость от различных участков этой Земли; этим было положено основание для развития рас. Затем мы видим все большее смешение рас. В ходе развития рас мы видим возникновение развития народностей. Мы видим, что влияние развития народностей сказывается и на развитии единичного человека. Мы затронем. большую мистерию, если мы, например, спросим: кем был Платон в смысле его внешнего существа, в смысле его рождения в человечестве? Это человек, вступающий в род Солонидов, принадлежавший племени ионийцев, народу Греции, всей кавказской расе. Что Платон был солонидом, ионийцем, греком, кавказцем — это го-ворит, если это проглядываешь в своей закономерности, о глубокой мистерии. Это говорит о мистерии, которая нам показывает сотрудничество на обширной основе всей земной планеты духов Формы, как нормального, так и отсталого развития, которые, собственно, очень сильно заинтересованы в том, чтобы сделать человека человеком Земли. В этом высказывается, каким образом силой этого сотрудни-чества человечество специфицируется, как затем вступают другие существа, о которых мы уже говорили при характеристике единичных народностей. Каждый человек принимает своим существом участие в свершениях, благодаря которым все эти высшие существа, эти выс-шие духи, сообща формируют мировое развитие.

Нельзя понять единичного человека, не приняв во вниманиетого, чем он стал в своем общем развитии благодаря совместной деятельности этих существ. Тем, что на нашей земной планете втаинственной общей деятельности духов Формы, прошедших через нормальное развитие, с духами Формы, прошедших через отставшееразвитие, некогда была создана кавказская раса, этим была создана почва для того, чтобы вообще мог возникнуть Платон, В том, что в это вершение вступают нормальные и отсталого развития ар-хангелы и вплоть до ангелов мы видим процесс, который был необходим для возникновения Платона, который выступает перед нами, как человеческое существо, который открывает нам свой челове-ческий лик, который является нам с совершенно определенными свойствами рассудка, чувства и воли. Посредине же между расой и индивидуальностью находится народность.

Поэтому мы должны были сегодня в общих чертах охарактеризовать основные предпосылки расы. Завтра мы рассмотрим возникновение из рас народностей, вступление других иерархических ду-хов и, особенно, их вступление в деятельность духов Формы.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх