|
||||
|
Глава II. СИЛЫ Первичная или жизненная сила Божество постоянно излучает разнообразные формы энергии, и могут быть сотни их, о которых мы ничего не знаем, и лишь совсем немногие мы можем воспринимать нашими органами чувств. Энергии эти видятся как его соответствующие проявления на каждом из уровней, достигнутых уже нашими исследователями, но сейчас давайте подумаем об их проявлении в физическом мире. Одна энергия проявляется в виде электричества, другая – как Змеиный огонь, третья – как Жизненная энергия, четвертая – как Жизненная сила, совершенно отличная от Жизненной энергии, что будет показано ниже. Много усердия и терпения потребовалось бы тому ученику, который захотел бы проследить источники этих сил и соотнести силы между собой. Когда я собирал материал для книги «Скрытая сторона вещей», чтобы ответить на вопросы, задаваемые на протяжении нескольких лет на встречах на крыше штаб-квартиры в Адьяре, я знал, что на физическом плане проявляются жизненная сила, кундалини и жизненность, но ничего не знал об их связи с тремя излияниями или эманациями. Поэтому я и описал их совершенно отличными друг от друга и не связанными ними. Дальнейшие исследования позволили восполнить этот пробел, и я рад воспользоваться удобным случаем, чтобы исправить выдвинутое тогда ошибочное предположение. Существуют три основные силы, проходящие через чакры. Мы можем считать, что они представляют собой три аспекта Логоса. Энергия, втекающая в колоколообразное устье чакры и вызывающая вторичную круговую силу, является проявлением Второй Эманации от Второго Аспекта Логоса – того потока жизни, который посылается Им в материю, предварительно оживленную Третьим Аспектом Логоса в Первой Эманации. Именно это имеется в виду в христианстве, когда говорится, что Христос воплощается (т.е. получает форму) от Святого Духа и Девы Марии. Эта Вторая Эманация когда-то очень давно разделилась на бесконечное число частей, и не только разделилась, но и дифференцировалась. То есть, нам только кажется, что все так было. В действительности же это все, конечно, только майа, или иллюзия, сквозь которую мы видим эту эманацию в действии. Она приходит по миллионам каналов, проявляя себя на каждом плане и подплане нашего мира. И самое главное, что это – одна и та же сила, без сомнения, отличная от Первой Эманации, которая давным-давно создала химические элементы, из которых эта вторая Эманация получает материал для строительства средств своего выражения на всех уровнях. Кажется, что некоторые проявления Второй Эманации ниже или плотнее остальных, но это только потому, что они внедрились в более низкую и плотную материю. На уровне буддхи эта сила проявляется как принцип Христа, который незаметно расширяется и раскрывается в душе человеческой. Через астральное и ментальное тела мы постигаем, что ею оживлены разнообразные слои материи. Так, в верхней части астрала она проявляется в виде благородной эмоции, в нижней его части – в виде явственного прилива жизненной силы, подпитывающей энергией материю этого тела. В самом низшем своем воплощении эта сила формирует вокруг себя покрывало эфирной материи и проникает из астрального тела внутрь цветов-колокольчиков чакр на поверхности эфирного двойника физического тела. Здесь она встречается с другой силой, бьющей ключом из внутренней части человеческого тела, – с той таинственной энергией, которая называется кундалини, [6]или змеиным огнем. Змеиный огонь Эта сила – проявление на физическом плане еще одного из многочисленных аспектов энергии Логоса, принадлежащего Первой Эманации Третьего Аспекта Логоса. Она существует на всех планах, немного известных нам, но здесь мы должны рассмотреть ее выражение в эфирной материи. Эта сила не превращается в упоминаемую ранее первичную силу, или в силу жизненности, исходящую от Солнца, и, по-видимому, на нее не может воздействовать никакая другая форма физической энергии. Я видел, как к телу человека подвели более миллиона с четвертью вольт. Когда он протягивал руки к стене, из его пальцев вырывались огромные языки пламени, но при этом он ничего необычного не чувствовал, и не получал ни малейшего ожога, если только не прикасался к каким-либо посторонним предметам. Но даже такое огромное проявление энергии не произвело никакого эффекта на змеиный огонь. Уже давно известно, что глубоко под землей находится то, что могло бы быть названо лабораторией Третьего Логоса. При попытке выяснить, что же расположено в центре Земли, там можно обнаружить огромный шар настолько мощной энергии, что мы не могли бы даже приблизиться к нему. Мы можем коснуться только самых внешних его слоев; вполне очевидно, что они находятся в симпатической нервной связи со слоями кундалини в человеческом теле. В центр Земли сила Третьего Логоса, должно быть, проникла чрезвычайно давно, и все еще продолжает там работать. Именно там Логос постепенно развивает новые химические элементы, отражающие усложнение формы и дальнейшее возрастание энергии внутренней жизни или активности. Студенты-химики хорошо знакомы с Периодической таблицей, открытой русским химиком Менделеевым во второй половине прошлого столетия. В ней все известные химические элементы расположены в порядке возрастания атомного веса, начиная с самого легкого – водорода, имеющего атомный вес 1, и кончая самым тяжелым из известных ныне элементов – ураном, атомный вес которого 238,5. Наши исследования показали, что атомный вес химического элемента точно пропорционален числу первичных атомов в нем. Эти числа, а также форма и состав каждого элемента описаны в «Оккультной Химии». В большинстве случаев формы, обнаруженные нами при изучении химических элементов при помощи эфирного зрения, доказывают – также как и Периодическая Таблица – что развитие химических элементов шло циклически: они располагаются не по прямой линии, а по восходящей спирали. Мы уже писали, что элементы водород, кислород и азот (образующие примерно половину земной коры и почти всю атмосферу нашей планеты) принадлежат в то же время и к другой, более обширной Солнечной системе, но остальные химические элементы созданы Логосом именно нашей системы. Он продолжает свою работу по развитию этой спирали далее, за уран, в условиях температуры и давления, которые совершенно непостижимы для нас. И постепенно, по мере создания, новые элементы выталкиваются наружу и вверх, к поверхности Земли. Сила кундалини в наших телах также исходит из этой лаборатории Святого Духа, из глубины Земли. Она принадлежит к пылающему там ужасному огню подземного мира. Этот огонь разительно отличается от огня Жизненной энергии, исходящей от Солнца, что мы сейчас объясним. Солнечный огонь относится к воздуху, свету и к большим открытым пространствам, а исходящий снизу огонь намного материальнее, как материален жар раскаленного железа или расплавленного металла. Есть и пугающая сторона этой огромной силы: она создает впечатление спуска все глубже и глубже в материю, впечатление движения медленного, но неотвратимого, осуществляемого с неослабеваемым упорством. Змеиный огонь вовсе не является частью той энергии Третьего Логоса, которую он использует для создания все более плотных химических элементов. Скорее всего, он есть дальнейшее развитие силы, находящейся в жизненных центрах таких элементов, как радий. Это – часть действия энергии жизни Третьего Логоса, после того как она достигла своего глубочайшего погружения и начала свое восхождение туда, откуда пришла. Мы сами не сразу поняли, что вторая жизненная волна Второго Логоса проникает в материю последовательно через Первое, Второе и Третье царства элементалов, вниз к минералам, а затем она восходит через царства растений и животных к царству человека. Там она встречается со спускающейся вниз силой Первого Логоса. Схематически это изображено на рис. 3, где показано, что Вторая Эманация спускается вниз по левой стороне овала, достигая максимальной плотности внизу диаграммы, и поднимается вверх по правой стороне. Рис. 3. Три эманации (расширенная схема). Таким образом, сила воли Солнечного божества постоянно удерживает атомы вместе. И если мы попытаемся исследовать действие этой силы, то обнаружим, что она не приходит в атом снаружи, а бьет ключом внутри его, а это значит, что она проникает в него из более высоких измерений. То же самое верно и по отношению к другой силе, которую мы называем жизненностью. Она проникает в атом изнутри вместе с силой, удерживающей атом единым, независимо от внешних воздействий на него той или иной силы, которые мы называем светом, теплом или электричеством. Когда жизненность истекает таким образом изнутри атома, она наделяет его дополнительной жизнью и придает ему силу притяжения, так что его немедленно окружают шесть других атомов, которые она упорядочивает. Как я уже объяснял, это приводит к образованию субатома, или гипер-мета-прото-элемента. От всех давно изученных элементов этот элемент отличается тем, что создающая и удерживающая его в целостности сила исходит от Второго, а не Третьего Аспекта Солнечного Божества. Этот шарик жизненной силы (рис. 5 в) представляет собой маленькую группу, которая производит чрезвычайно сияющие капельки-бусинки на мужской или положительной спирали химического элемента кислорода, она также является сердцевиной центрального шара радия. Эти шарики (или глобулы) отличаются от других, которые можно увидеть в атмосфере, более высоким уровнем сияния и чрезвычайной активностью, т.е. чрезвычайно яркой жизнью, которую они демонстрируют. Вероятно, это и есть те Огненные жизни, о которых так часто упоминает Е. П. Блаватская. Например, в «Тайной Доктрине» она пишет: «Нас учат, что каждая физиологическая перемена… более того, сама жизнь, или, вернее, предметные ее явления, произведенные известными условиями и изменениями в тканях тела, которые позволяют и понуждают жизнь действовать в данном теле, – все это обязано тем невидимым „Создателям“ и „Разрушителям“, которые так неточно и общо именуются микробами. Может быть, кто-то предположит, что эти Огненные Жизни и микробы науки тождественны? Это будет неверно. Огненные Жизни есть седьмое и высшее подразделение плана материи и соответствуют в индивидууме Единой Жизни Вселенной, хотя лишь на этом плане материи». [19] Хотя сила, оживляющая глобулы, очень отличается от света, тем не менее мощность ее проявления от него зависит. В сверкающем солнечном сиянии эта Жизненная энергия постоянно пополняется, и глобулы генерируются с огромной скоростью и в невероятных количествах. В пасмурную погоду количество сформировавшихся глобул резко уменьшается, а ночью, насколько мы были способны увидеть, этот процесс полностью приостанавливается. Поэтому можно сказать, что ночью мы живем на запасах, сделанных в предыдущие дни. И хотя кажется практически невозможным, чтобы он когда-либо полностью истощился, все же этот запас явно уменьшается, когда подряд идет много пасмурных дней. Зарядившись однажды, шарик остается субатомным элементом, он не подвержен ни изменению, ни потере своей силы, пока не поглощается каким-либо живым созданием. Снабжение шариками Жизненность, подобно свету и теплу, непрерывно изливается Солнцем, но часто всевозможные препятствия мешают ей достигать Земли, и это не позволяет полностью ее возмещать. В холодном и унылом климате, неудачно названном умеренным, слишком часто небо целыми днями покрыто траурными тяжелыми тучами, и это действует на жизненность так же, как и на свет: хотя и не перекрывает ее поток полностью, но существенно уменьшает количество. Поэтому в холодную и мрачную погоду жизненность уменьшается, и все живое инстинктивно тоскует по солнечному свету. В такие моменты жизненных атомов становится очень мало, и они сильно разбросаны в пространстве. Поэтому человек крепкого здоровья для поддержки своих сил вынужден увеличивать интенсивность их поглощения, истощая все большее пространство. Но инвалиды и люди с недостатком нервной силы, которые просто не могут этого сделать, зачастую тяжело страдают и чувствуют себя более слабыми и раздражительными, совершенно не понимая причины. Именно поэтому зимой уровень жизненности более низок, чем летом, так как даже если в короткий зимний день светит солнце, что бывает редко, мы все же должны встретить длинную и мрачную зимнюю ночь, в течение которой нам необходимо существовать на той Жизненной силе, которая накопилась за день в нашей атмосфере. И наоборот, длинный летний день, яркий и безоблачный, заряжает атмосферу жизненностью так основательно, что за короткую ночь ее запасы почти не истощаются. Исследовав этот вопрос жизненности, оккультист не может не признать, что, независимо от температуры, солнечный свет является одним из важнейших факторов достижения и сохранения совершенного здоровья – фактором, отсутствие которого ничто не может компенсировать. Поскольку эта жизненность изливается не только в физический мир, но и во все остальные миры, очевидно, что при наличии других благоприятных условий эмоции, и интеллект, и духовность будут на должном уровне под чистым небом при неоценимой помощи солнечного света. Психические силы Три рассмотренные силы – первичная, жизненная и кундалини, – связаны с ментальной и эмоциональной жизнью человека лишь косвенно, а прямо только с благополучием его тела. Но в чакры входят также силы, которые можно назвать психическими или духовными. Первые две чакры не связаны с ними, а пупочная и другие, более высокие, чакры являются входными воротами сил, воздействующих на человеческое сознание. В разделе о Мыслецентрах книги «Внутренняя жизнь» [20]я объяснял, что массы мысли – это вполне определенные вещи, и они занимают свое место в пространстве. Мысли на одну и ту же тему и одного и того же характера имеют тенденцию к объединению. Поэтому для многих тем существуют свои мыслецентры – определенные области в атмосфере, привлекающие к себе подобные мысли, что приводит к их росту и увеличению их влияния. Таким образом, мыслитель может внести свой вклад в эти центры. Но возможно и обратное: он может попасть под их влияние. И это одна из причин, почему в толпе люди думают, как овцы. Для человека с ленивой ментальностью намного легче принять чью-то стандартную мысль, чем заниматься умственным трудом, обдумывая различные варианты решения проблемы, и принимать решения самому. Это верно на ментальном плане по отношению к мыслям; и несколько по-другому это справедливо на астральном плане по отношению к чувствам. Мысль, словно молния, пролетает сквозь тонкую материю ментального плана, и мысли всего мира на определенную тему легко могут собраться вместе в одну точку и стать доступными и привлекательными для любого думающего на эту тему. Хотя астральная материя гораздо тоньше физической, но в то же время она плотнее материи ментального плана, и огромные облака форм-эмоций, порождаемых в астральном мире сильными чувствами, не устремляются в единой мировой центр, а объединяются с другими формами той же природы, расположенными поблизости. Так что огромные и очень мощные «глыбы» чувств плавают почти повсюду, и человек легко может вступить с ними в контакт и подвергнуться их влиянию. Связь рассматриваемого нами вопроса с этой темой заключается в том, что влияние этих форм осуществляется посредством той или иной чакры. Чтобы проиллюстрировать то, что я имею в виду, рассмотрим пример человека, исполненного страха. Читавшие книгу «Человек видимый и невидимый», помнят состояние астрального тела этого человека, показанное на илл. XIV. Вибрации, излучаемые астральным телом в этом состоянии, сразу же привлекают находящиеся поблизости соответствующие облака страха. И если человек сможет быстро овладеть собой и поставить страх под контроль, облака откатятся. Но если страх остается или увеличивается, облака разряжаются накопленной в них энергией через пупочную чакру человека, и страх может перерасти в безумную панику. Человек совершенно теряет контроль над собой и может слепо устремиться в опасную ситуацию. Подобным же образом каждый, кто теряет самообладание, привлекает к себе облака злобы, что делает его подверженным натиску чувств, которые превратят его негодование в маниакальное неистовство – состояние, при котором под воздействием непреодолимого импульса он может неосознанно даже совершить убийство. Аналогично, человека, впадающего в депрессию, может охватить ужасное состояние постоянной меланхолии. А тот, кто позволяет животным желаниям захватить себя, со временем может стать чудовищем похоти и чувственности и совершить под этим влиянием преступление, мысль о котором ужаснет его, когда к нему вернется рассудок. Все подобные нежелательные потоки попадают в человека через пупочную чакру. К счастью, имеются и другие, более возвышенные возможности влияния, например, облака любви и преданности. Испытывающие эти благородные эмоции могут получать чудесное вдохновение из них через свою сердечную чакру, как это показано на илл. XI и XII в книге «Человек видимый и невидимый». Типы эмоций, действующих на пупочную чакру, описаны А. Безант в ее книге «Исследование сознания», где она подразделяет эмоции на два класса – любви и ненависти. Все эмоции класса «Ненависть» действуют через пупочную чакру, а эмоции первого класса (Любви) действуют через сердце. Она пишет: "Мы видели, что желание имеет два основных выражения: желание притягивать, чтобы обладать или вновь иметь контакт с объектом, который ранее доставил удовольствие, и желание оттолкнуть, чтобы оказаться как можно дальше или избежать любого контакта с объектом, который причинил боль. Мы увидели, что притяжение и отталкивание – две формы желания, управляющие "Я". Эмоция, будучи желанием, в которое примешан интеллект, неизбежно тоже демонстрирует разделение на два типа. Эмоция, имеющая природу притяжения, притягивает объекты один к другому посредством удовольствия, объединяющей энергии Вселенной, называется любовью. Эмоция, имеющая природу отталкивания, отдаляет объекты один от другого посредством боли, дезинтегрирующей энергии Вселенной, и называется ненавистью. Это два стебля одного корня желания, все ветки эмоций могут быть прослежены к одному из них. Отсюда идентичность характеристик желания и эмоций. Любовь ищет возможность, чтобы притянуть к себе привлекательный объект или идти за ним, чтобы объединиться с ним, или обладать им, или принадлежать ему. Она связывает удовольствием и счастьем, как связывает желание. Конечно же, ее узы более прочны, более сложны, они состоят из многочисленных и более утонченных нитей, сложно переплетенных между собой. Сущность желания-притяжения, связывание двух объектов вместе, является сущностью эмоции-притяжения, сущностью любви. Точно так же действует и ненависть, стараясь оттолкнуть от себя неприятный объект, дабы избежать его, быть отдельно от него, отвергать или быть отверженной им. Она разделяет болью и несчастьем. И, таким образом, сущность желания-отталкивания – отделить два объекта друг от друга – и есть сущность эмоции-отталкивания, сущность ненависти. Любовь и ненависть – выработанные и внушаемые мыслью формы простых желаний обладать и избегать". Далее А. Безант поясняет, что каждая из этих двух великих эмоций подразделяется на три части, в зависимости от того, сильный или слабый человек их ощущает. "Любовь, взирающая сверху, есть благосклонность; любовь, смотрящая вверх, есть почитание, благоговение. Эти общие характеристики любви высшего к низшему, низшего к высшему – универсальны. Нормальные отношения между мужем и женой, между братом и сестрой предоставляют нам поле для исследования проявлений любви между равными. Мы видим любовь, проявляющуюся как взаимная нежность и взаимное доверие, как внимательность, предупредительность, уважение, желание сделать приятное, как угадывание желания другого, как великодушие, как терпеливость. Элементы эмоций любви высшего к низшему тоже есть здесь, но на всех них лежит печать взаимности. Так что мы можем сказать, что общей характеристикой любви между равными есть желание взаимопомощи. Таким образом, мы имеем благосклонность, желание взаимопомощи и почитание как три основные разновидности эмоции-любви, и на их основе могут быть классифицированы все эмоции любви. Все человеческие отношения суммируются по этим трем классам отношений: отношения высшего к низшему, равного к равному и низшего к высшему". Затем она подобным образом поясняет эмоции ненависти: "Ненависть, смотрящая вниз, есть презрение; ненависть, смотрящая вверх, есть страх. А ненависть между равными проявляет себя как злость, драчливость, неуважение, насилие, агрессивность, зависть, наглость и т. п., то есть всеми теми эмоциями, которые отталкивают людей друг от друга, когда они становятся соперниками, становясь лицом к лицу, а не рука об руку. Общие характеристики эмоции-ненависти – презрение, желание взаимного вреда и страх. Любовь характеризуется во всех ее проявлениях симпатией, самопожертвованием, желанием отдать; это ее неотъемлемые качества так же, как благосклонность, желание взаимопомощи и почитание. Все то, что прямо служит притяжению и ведет к соединению, имеет природу любви. Следовательно, любовь исходит от Духа, ибо симпатия есть чувство к другому, как к самому себе; самопожертвование – это признание требований других, как своих, а даяние – это условие духовной жизни. Таким образом, понятно, что любовь принадлежит Духу, то есть жизненной стороне Вселенной. Ненависть, с другой стороны, в своих проявлениях всегда характеризуется антипатией, самовозвышением, желанием взять. Именно таковы ее сущностные черты, так же, как презрение, желание взаимного вреда или страх. Все они прямо служат отталкиванию, отделяя людей друг от друга. Поэтому ненависть исходит из материи, подчеркивает множественность и различия, по существу является разъединением и принадлежит к формальной стороне Вселенной." Примечания:1 Индивидуальность, не путать со значением, придаваемым этому термину в психологии – ред. 6 «Слово „кундалини“ происходит от слова „кундала“ – „кольцо“, „запястье“. Об этой силе говорят, как о свернувшейся кольцом, потому что она подобна свернувшейся кольцом спящей змее, и потому что природа ее… спиральная» (А.Авалон, «Змеиная сила», с.ЗЗ). Прим. ред. 7 «Тайная доктрина», т.III, стр.480/414 (англ./рус.). 8 «Тайная доктрина», т.III, стр.510/442. 9 «Тайная доктрина», т.III, стр.520/451. 10 «Жизнь, скрытая в масонстве», с. 274-275. 11 Термин «атом» означает в этой книге не химический атом элемента, а первичную единицу материи, существующую на высшем подплане каждого из планов природы. Аналогично, термин «молекула» относится к группе таких атомов, подобно тому, как и химические атомы образуют молекулы. – Ред. 12 Occult Chemistry, с. 25 и по второму (1919) и по третьему изданию (1951). 13 В современной анатомии нервную систему человека делят на центральную и периферическую. Составной частью периферической нервной системы является вегетативная нервная система, которая по функциональным првизнакам делится на симпатическую и парасимпатическую части. – Прим. перев. 14 Нервы, по современным воззрениям, составляют периферическую нервную систему. – Прим. перев. 15 Совр. – парного симпатического ствола. – Прим. перев. 16 Блуждающий нерв входит в парасимпатическую часть вегетативной нервной системы. – Прим. перев. 17 A. Besant, «A Study in Consciousness», с.160-161. 18 Полное объяснение этого представления об атомах, а также далее приведенного строения кислорода дано в «Оккультной химии» Ледбитера и Безант, а также в «Экстрасенсорном восприятии кварков» Стивена Филлипса, где наблюдения Ледбитера рассмотрены с точки зрения соременной кварковой теории. – Прим. ред. 19 H. P. Blavatsky, «The Secret Doctrine», т. I, с. 306. 20 C. W. Leadbeater, «The Inner Life». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|