|
||||
|
Примечания{1} ЦГА ВМФ, ф. 807, оп. 1, д, 58, л. 265. {2} И. Ф. Александровский назвал изобретенный им снаряд торпедой, именно так после второй мировой войны и стала называться самодвижущаяся мина. {3} Цит. по кн.: Лупач В. В. Русский флот – колыбель величайших открытий и изобретений. М., Изд-во ДОСААФ, 1952, с. 119. {4} Первые миноносцы этого типа, как правило, имели названия, но впоследствии в связи с ростом их числа названия были заменены номерами. {5} Название «эскадренный миноносец» в России официально установилось только после русско-японской войны, в 1907 г. До этого минные корабли этого класса именовались миноносцами или минными крейсерами. {6} «Ласточка» (бывш. яхта «Каролина») в 1919 г. была зачислена в состав отряда миноносцев Волжской военной флотилии. {7} В русском флоте водотрубные котлы были впервые установлены на «номерных» миноносцах (№ 270-273), построенных в 1895-1896 гг., а также на эсминцах 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр и на миноносцах, построенных на добровольные пожертвования. {8} В русском флоте на жидкое топливо в 1897-1900 гг. было переведена 20 эсминцев. {9} Цит. по кн.: Шацилло К. Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны (1906-1914 гг.). М., Наука, 1968, с. 59. {10} Американский политический и военный деятель контр-адмирал А. Мэхен изложил свои взгляды на способы использования флота в войне на море в работах «Влияние морской силы на историю» (1890) и «Влияние морской силы на Французскую революцию» (1892), а английский военный идеолог вице-адмирал Ф. Коломб – в книге «Морская война, ее основные принципы и опыт» (1891). Они обосновали теорию «морской силы» и тезис о «господстве на море», под которым понимали полное устранение неприятельского флота в генеральном сражении линейных кораблей. Эта теория, оправдывавшая агрессивные цели империализма, была официальной морской доктриной США и Англии, вплоть до второй мировой войны. {11} Так раньше называлось оперативно-тактическое задание. {12} Впоследствии, когда на Обуховском заводе была создана 4-дюймовая (102-миллиметровая) пушка, они были заменены новейшими орудиями. {13} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 45, л. 7; д. 1759, л. 53-57, 66-87. {14} Полностью эта должность именовалась так: главный инспектор кораблестроения – начальник кораблестроительного отдела. {15} В 1908 г. вышел в свет классический труд А. Н. Крылова «Теория корабля», в котором автор обобщил все гидродинамические разделы основ современного кораблестроения. В этот же период И. Г. Бубновым были разработаны основы строительной механики корабля, теория пластин и нормы допускаемых напряжений в конструкциях корпуса корабля. {16} Продольная система набора корпуса корабля за границей известна как «русская система набора». {17} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 1-6. {18} Миноносец «Коссак» показал на испытаниях скорость 33 уз при мощности двигателей 14250 л. с. и водоизмещении 800 т. {19} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1758, л. 7. {20} Там же, д. 1759, л. 23. {21} Там же, л. 23, 26. {22} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 199. {23} Там же, л. 139-143. {24} Там же, л. 139-143. {25} Там же, л. 117-122. {26} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 117-122. {27} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 33-46, 187-197, 202-212. {28} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 248-249. {29} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 304-308. {30} Там же, л. 269-270, 271-278. {31} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 266-268. {32} Там же, л. 354-358. {33} Там же, л. 402-409. {34} Там же, д. 1859, л. 2-4. {35} Там же, л. 1. {36} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 397, 405, 410, 415. {37} Там же, д. 1859, л. 6, 10. {38} Там же, л. 53. {39} Там же, д. 1899, л. 3-4. {40} ЦГА ШФ, ф. 421, оп. 1, д. 1899, л. 5-6; АЕГ – Algemaine Elektrlsche Geselschaft – Всеобщая электрическая компания. {41} ЦГА ВМФ, Ф. 421, оп. 1, д. 1899, л. 19-20. {42} Там же, д. 1859, л. 152-158, 185-186. {43} Там же, д. 1899, л. 97-116. {44} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 73, л, 2. {45} Годовой отчет (6/II 1904-6/II 1905 гг.) высочайше учрежденного особого Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. СПБ, 1905 г. – В кн. Бубнов И. Г. Избр. труды. Л., Судпромгиз, 1956, с. 412. {46} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 11, л. 12-14. {47} Там же, л. 115-116. {48} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 45, л. 7. {49} Там же, д. 1759, л. 1-4. {50} Там же, д. 45, л. 9-12. {51} Там же, д. 1759, л. 199. {52} Там же, д. 45, л. 2-4. {53} ЦГА ВМФ, Договор и спецификация на постройку минного крейсера со скоростью 36 узлов. {54} Функции его как строителя корабля носили чисто административный характер, что подтверждается рядом подписанных им официальных документов, хранящихся в ЦГА ВМФ СССР. {55} ЦГА ВМФ, ф. 227, оп. 1, д. 302, л. 79. {56} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1759, л. 364-369. {57} ЦГА ВМФ, ф. 227, оп. 1, д, 302, л. 225, 258. {58} Д. Н. Вердеревский (1873-1946) командовал эскадренными миноносцами «Генерал Кондратенко» и «Новик», крейсерами «Адмирал Макаров» и «Богатырь», 1-й бригадой крейсеров, дивизией подводных лодок, 1-й бригадой линейных кораблей. За боевые заслуги в первой мировой войне награжден георгиевским оружием и несколькими орденами. В 1916 г. произведен в контр-адмиралы. После Февральской революции 1917 г. назначен начальником штаба командующего флотом Балтийского моря, а затем морским министром Временного правительства. После Великой Октябрьской социалистической революции эмигрировал во Францию и жил в Париже. В период Великой Отечественной войны участвовал в движении эмигрантских деятелей против фашистской Германии. После окончания войны подал заявление о своем желании получить советское гражданство и вернуться на родину, но выехать не успел – помешала смерть в 1946 г. – ЦГА ВМФ, ф. 405, оп. 9, д. 568, л. 25-27. {59} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 3, д. 21, л. 24. {60} Воздушный компрессор высокого давления. {61} Первоначально в спецификации на постройку в качестве вооружения указывались 105-миллиметровые орудия, но на «Новике» они никогда не устанавливались. По-видимому, это потребовалось лишь для резервирования веса и габаритов, поскольку технические данные новых 102-миллиметровых орудий Обуховского завода еще не были окончательно определены. {62} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4223, л. 2, 3, 5. {63} В 1911 г. МТК был ликвидирован, его отделы вошли в состав реорганизованного Главного управления кораблестроения (ГУК). {64} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4013, л. 264, 293, 294. {65} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 2, д. 104, л. 77, 78. {66} Там же, оп. 4, д. 43, л. 89-93. {67} Там же, ф. 417, оп. 1, д. 4223, л. 10, 11. {68} Там же, ф. 401, оп. 4, д. 43, л. 79. {69} Там же, ф. 417, оп. 1, д. 4223, л. 9. {70} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4013, л. 13. {71} Там же, ф. 406, оп. 9, д. 508, л. 25-37. {72} Там же, ф. 401, оп. 4, д. 48, л. 105. {73} Указанную скорость и соответствующую ей мощность механизмов эсминцев развил в течение непродолжительного времени, комиссия опасалась выхода из строя котельной установки при ее предельной форсировке. {74} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 4, д. 43, л. 106. {75} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 2, д. 104, л. 1, 4. {76} Там же, оп. 1, д. 700, л. 19-20. {77} Там же, оп. 3, д. 21, л. 31, 32. {78} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 3, д. 21, л. 51-53. {79} Там же, ф. 417, оп. 1, д. 423, л. 19. {80} Там же, л. 21-23. {81} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 423, л. 41. {82} Там же, д. 4286, л. 5. {83} Крылов А. Н. Воспоминания и очерки. М., Изд-во АН СССР, 1956, с. 213-214. {84} Крылов А. Н. Воспоминания и очерки, с. 214. {85} Вопрос об установке цистерн Фрама на других эсминцах типа «Новик» отпал в результате некоторого изменения главных размерений этих кораблей, и в частности увеличения осадки, что позволило уменьшить метацентрическую высоту до 0,6-0,7 м и сделать качку более умеренной. Тем не менее установка цистерн Фрама на балтийских эсминцах в связи с более критичными параметрами волны на Балтийском море обсуждалась в ГУКе, но не была принята из-за резкого удорожания строительства кораблей. {86} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4286, л. 30, 32. {87} Там же, л. 14. {88} Там же, л. 16, 38, 85-87. {89} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4286, л. 20. {90} Там же, л. 36. {91} ЦГА ВМФ, ф. 417, оп. 1, д. 4286, л. 52-55. {92} Там же, д. 235, л. 4-5. {93} Там же, оп. 4, л. 219, л. 8; оп. 1, д. 4286, л. 4-5. {94} Там же, оп. 1, д. 4286, л. 80. {95} ЦГА ВМФ, Договор и спецификация на постройку минного крейсера со скоростью 36 узлов. {96} Винтер В. А. Описание механизмов эскадренного миноносца «Новик». Кронштадт, 1914, с. 102. {97} ЦГА ВМФ, ф. 401, on. 1, д. 377, л. 9-10. {98} ЦГА ВМФ, ф, 417, оп. 1. д. 4286, л. 81, 91. {99} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 4, д. 43, л. 44, 45, 47, 49, 61. {100} Там же, оп. 2, д. 104, л. 115-118. {101} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 2, д. 104, л. 103-104. {102} Там же, л. 84. {103} 3 марта 1900 г. А. А. Реммерт, тогда лейтенант, находился на о. Acne, в 30 милях от о. Гогланд, и принял первую радиограмму по беспроволочному телеграфу с аппаратами А. С. Попова при снятии с камней броненосца «Генерал-адмирал Апраксин». {104} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 4, д. 43, л. 9, 11, 16. {105} Там же, оп. 3, д. 168, л. 59-62. {106} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 6, д. 1389, л. 7, 21. {107} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 4, д. 43, л. 6, 15, 23. {108} Шацилло К. Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны (1906-1914 гг.), с. 243. {109} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп, 1, д. 71, л. 145-150; д. 74, л. 30-40; д. 75, л. 21-25. {110} Там же, ф. 425, оп. 1, д. 1, л. 52. {111} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 73, л. 35. {112} Там же, л. 26. {113} Там же, д. 73, л. 26; д. 332, л. 121-122. {114} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 73, л. 35. {115} Там же, д. 71, л. 145-150. {116} ЦГА ВМФ, ф. 401, д. 73, л. 50. {117} Там же, л. 72. {118} Там же, оп. 1, д. 73, л. 60, 72. {119} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 73, л. 114. {120} Там же, д. 332, л. 97-108. {121} Там же, л. 97-108, 121-122. {122} Там же, оп. 1, д. 73, л. 125. {123} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 332, л. 121-122. {124} Там же, д. 253, л. 151-162. {125} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 72, л. 15. {126} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 72, л. 15. {127} Там же. {128} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 72, л. 2-4. {129} Там же, д. 76, л 1-3. {130} Там же, л. 14-15. {131} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 72, л. 41. {132} Там же, д. 76, л. 1-3. {133} Там же, л. 5-6. {134} Там же, д. 227, л. 167-168. {135} Там же, д. 76, л. 14-15. {136} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 75, л. 108. {137} Там же, д. 74, л. 45-47. {138} Там же, д. 227, л. 108. {139} ЦГА ВМФ, ф 401, оп. 1, д. 332, л. 97-108. {140} Там же, л. 121-122. {141} ЦГА ВМФ, ф. 401. оп. 1, д. 332, л. 156, 158. {142} Там же, л. 159, 170. {143} Там же. л. 197. {144} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 74, л. 45-47. {145} Там же, д. 332, л. 1, 7, 49. {146} Там же, л. 97-108. {147} Эта скорость была критической для глубины 20 м; для преодоления ее эсминцу потребовалось бы развить мощность 33 тыс. л. с., т. е. больше контрактной. {148} Крылов А. Н. Воспоминания и очерки, с. 618-620. {149} ЦГА ВМФ, ф. 421, оп. 1, д. 1950, л. 9-12, 10-17. {150} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 229, л. 2-3. {151} Там же, д. 71, л. 10-17. {152} Там же, л. 114-115. {153} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1. д. 71, л. 143-144, 240-241. {154} Шацилло К. Ф. Русский империализм и развитие флота накануне первой мировой войны (1906-1914 гг.), с. 238-239. {155} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 71, л. 240-241. {156} Там же, л. 205-206. {157} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 71, л. 207-208, 288-289. {158} Там же, оп. 6, л. 69-72, 74-75. {159} Там же, оп. 1, д. 236, л, 67. {160} Записка о принятых Компанией Санкт-Петербургского Металлического завода мерах к постановке дела судостроения. СПб., 1912 (Фонды ЦВМБ). {161} Крылов А. Н. Воспоминания и очерки, с. 250. {162} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 53-57. {163} ЦГА. ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 220, 228. {164} Там же, л. 144. {165} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 223, л. 59. {166} Там же, л. 4. {167} Там же, л. 20, 64. {168} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 233 л. 41. {169} Там же, л. 15-16. {170} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 233, л. 21. {171} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 233, л. 47. {172} ЦГА ВМФ, д. 401, оп. 1, д. 575, л. 2-15. {173} Там же, д. 229, л. 15, 17, 25, 27, 29, 37. {174} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 154-172. {175} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 253, л. 203. {176} Там же, д. 211, л. 105. {177} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 231, л. 97, 100, 134, 163; д. 233, л. 23. {178} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 6, д. 382; оп. 1, д. 23, л. 47, 185. {179} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 149, 164-172. {180} Там же, л. 53-57. {181} И. С. Исаков (1894-1967) – видный советский военачальник, адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза, член-корреспондент АН СССР. Занимал ряд ответственных постов: командующего Балтийским флотом, начальника Главного штаба и заместителя главнокомандующего; Военно-Морского Флота, генерального инспектора Министерства обороны СССР. {182} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 235. {183} Там же, л. 239. {184} Там же, оп. 6, д. 253, л. 203. {185} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 219. {186} Там же, л.197аиб. {187} Там же, л.194, 195, 198. {188} Там же, л.200-201; ф.876, оп.102, д.А-12 (колл. черт.). {189} ЦГА ВМФ, ф.479, оп.1, Д.253, л.138-142. {190} Окончательный вариант перевооружения эсминцев типа «Гогланд» выполнен Металлическим заводом при разработке проекта эсминца-тральщика. {191} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 3, д. 286, 600. {192} Там же, д. 725. {193} Там же, д. 558. {194} Там же, д. 612, л. 1, 2. {195} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 2, д. 329, л. 338-340. {196} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 295. {197} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 748, л. 1-20; оп. 3, д. 914, л. 10-15. {198} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 320, л. 37-44, 61-62. {199} Там же, л. 72-75. {200} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 230, л. 37-44. {201} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 233. {202} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 230, л. 17, 106. {203} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 230, л. 85, 115. {204} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 230, л. 56-57, 160. {205} Там же, д. 229, л. 4-6. {206} С началом войны крейсера «Адмирал Невельской» и «Муравьев-Амурский» были реквизированы германским правительством и достраивались под новыми названиями «Эльбинг» и «Пиллау». {207} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 230, л. 148. {208} Там же, оп. 6, д. 699, л. 1-25. {209} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 149. {210} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 857, л. 15-20. {211} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 200-201. {212} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 200-201. {213} Там же, л. 73, 98, 132-134. {214} Там же, л. 73, 98, 132-134; Флот в первой мировой войне/Под ред. Проф. И. С. Исакова, Т. 1. М., Воениздат, 1964, с. 323-324. {215} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 53-69. {216} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 126. {217} Все корабли этой серии названы в честь побед русского флота 1790 и 1799 гг. под руководством адмирала Ф. Ф. Ушакова, поэтому она получила название «Ушаковской», а дивизион, сформированный из этих кораблей, – «Памяти адмирала Ф Ф. Ушакова». {218} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 126. {219} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 97-98. {220} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 173-177. {221} Получила такое название лишь потому, что эсминцы должны были строить фактически по тому же проекту, что и эсминцы первой Ушаковской серии. Названия им не присваивали. {222} ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 137. {223} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 236. {224} Там же, ф. 401, оп. 1, д. 756 и оп. 6, д. 1303. {225} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 132, 134. {226} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 1. {227} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 146, л. 1-40. {228} Флот в первой мировой войне, т. 1, с. 90. {229} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 970, л. 27. {230} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 970, л. 46. {231} Там же, д. 286, л. 4. {232} ЦВММ, рукописный фонд, № 6/3324, с. 34. {233} Боевая летопись русского флота. М., Воениздат» 1948, с. 365. {234} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 314, л. 46. {235} Там же, ф. 479, оп. 1, д. 314, л. 68. {236} Фирле Р. Война на Балтийском море, т. 1. М., Воениздат, 1937, с. 316. {237} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 1197, л. 9-11. {238} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 357, л. 3. {239} Год их вступления в строй – 1914, водоизмещение – 1313 т, скорость – 37 уз, дальность плавания – 2250 миль при скорости 20 уз, артиллерия – три 105-миллиметровых орудия, шесть торпедных аппаратов калибром 500 мм. {240} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 465, л. 58-59. {241} ЦВММ, рукописный фонд, р/3324, с. 121. {242} Там же, р/3323, с. 135. {243} ЦВММ, рукописный фонд, р/3323, с. 135. {244} Там же, р/3324, с. 168. {245} Киреев И. А. Траление в Балтийском море в войну 1914-1917 гг. М, Военмориздат, 1939, с. 369. {246} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп, 1, д. 465, л, 122-123. {247} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. l, д. 465, л. 117-118. {248} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 519, л. 57. {249} Пузыревский К. П. Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Л., Судпромгиз, 1940, с. 295. {250} ЦГА ВМФ, ф. 716, оп. 1, д. 9, л. 18. {251} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 590, л. 148. {252} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 535, л. 27-28. {253} Лорей Г. Операции германо-турецких морских сил в 1914-1918 гг, М., Военмориздат, 1934, с. 169-170. {254} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1г д. 1242, л. 49. {255} Флот в первой мировой войне, т. 1, с. 209. {256} ЦВММ, рукописный фонд, р/3324, с. 174. {257} Флот в первой мировой войне, т. 1, с. 212. {258} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 828, л. 58. {259} ЦГА ВМФ, ф. 479, оп. 1, д. 328, л. 66. {260} Там же, л. 78 об. {261} Там же, д. 265, л. 130. {262} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 877, л. 61. {263} Морской атлас, т. III, ч. 1. Описания к картам. М., Изд-во ГШ ВМФ, 1959, с. 811; Флот в первой мировой войне, т. 1, с. 412. {264} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 837, л. 1, 2. {265} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1. д. 965, л. 24-25. {266} Там же, л. 1-20. {267} ЦГА ВМФ, ф. 609, оп. 1, д. 965, л. 38, 47. {268} Там же, д. 575, л. 7, 10. {269} Небольшое парусное судно, предназначенное для перевозки грузов и людей. {270} Лорей Г, Операции германо-турецких морских сил в 1914-1918 гг., с. 367. {271} Цит. по кн.: Измайлов Н. Ф., Пухов А. С. Центробалт. М., Воениздат, 1963, с. 33. {272} ЦГА ВМФ, ф. р-95, д. 27, л. 2; Боевой путь Советского Военно-Морского Флота. М., Воениздат, 1974, с. 40. {273} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 348. {274} Морской атлас, т. III, ч. 1. Описания к картам, с. 827-828. {275} К марту 1917 г. минная дивизия Балтийского флота (начальник контрадмирал М. А. Кедров) насчитывала в своем составе 14 эсминцев нового типа. Они были сведены в три дивизиона под командованием капитанов 1 ранга П. В. Вилькена, А. В. Развозова и К. В. Шевелева (1-й дивизион: «Победитель», «Гром», «Орфей», «Забияка»; 2-й дивизион: «Десна», «Летун», «Самсон», «Азард», «Капитан 2 ранга Изыльметьев»; 3-й дивизион: «Автроил», «Изяслав», «Гавриил», «Константин»). Начальник дивизии держал свой флаг, на «Новике». {276} ЦГА ВМФ, ф. р-95, оп. 1, д. 16, л. 34. {277} ЦГА ВМФ, д. р-395, оп. 1, д. 6. л. 5-6. {278} ЦГА ВМФ, ф. р-342, оп. 2, д. 125, л. 178-180. {279} ЦГА ВМФ, ф. р-342, оп. 2, д. 125, л. 186-188. {280} Цит. по кн.: Пухов А. С. Моонзундское сражение. Лениздат, 1957, с. 68-69. {281} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 390. {282} ЦГА ВМФ, ф. 481, оп. 1, д. 78, л. 308. {283} Там же, ф. р-92, оп. l, д. 109, л. 258. {284} Там же, л. 265. {285} ЦГА ВМФ, ф. р-95, оп. 1, д. 29, л. 95. {286} Там же, ф. 870, оп. 6, д. 84, л. 69 об. {287} Ленин В, И. Полн, собр. соч., т. 35, с 450. {288} Мордвинов Р. Н. Курсом «Авроры». М., Воениздат, 1962, с. 84-85. {289} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 132, л. 51. {290} ЦГА ВМФ, ф. р-96, оп, 1, д. 6, л. 5. {291} Тюрин В. М., Яковлев И. И. Ледовая одиссеи Балтфлота. М., Политиздат, 1976, с. 82-83. {292} ЦГА ВМФ, ф. р-2, оп. 1, д. 276, л. 13-14. {293} Военно-исторический журнал, 1963, № 2, с. 124-125. {294} Центральный военно-морской архив, ф. 2, оп. 38, д. 25, л. 34-35. {295} ЦГА ВМФ, ф. р-55, оп. 1, д. 1, л. 7. {296} Там же, ф. р-181, оп. 1, д. 43, л. 225. {297} Буржуазно-националистический орган власти на Украине в 1917-1918 гг. {298} ЦГА ВМФ, ф. р-29, оп. 1, д. 177, л. 1-2. {299} Там же, ф. р-342, оп. 1, д. 146, л. 177-178. {300} Моряки за власть Советов на Украине. (Сб. документов). Киев, Изд-во АН УССР, 1963, документ № 120, с. 129. {301} ЦГА ВМФ, ф. р-342, оп. 1, д. 146, л. 169. {302} Там же, л. 177-178. {303} ЦГА ВМФ, ф. 2, оп. 1, д. 5084, л. 1-2. {304} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 50, с. 81. {305} Контр-адмирал М. П. Саблин, избранный на должность командующего флотом при поддержке меньшевиков и эсеров, выехал в Москву для доклада СНК о переводе флота в Новороссийск, а на обратном пути бежал к Деникину. В 1919 г. он командовал Черноморским флотом белогвардейцев. – Моряки за власть Советов на Украине: (Сб. документов), с. 599. {306} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 708. {307} ЦГА ВМФ, ф. р-29, оп. 1, д. 177, л. 6, 7. {308} Герои и подвиги. Кн. пятая. М., Воениздат, 1968, с. 75-79. {309} Эсминец унаследовал имя миноносца, геройски погибшего в Цусимском бою с отрядом японских кораблей. {310} Герои и подвиги. Кн. пятая, с. 80. {311} ЦГА ВМФ, ф. р-29, оп. 1, д. 177, л. 8. {312} ЦГА ВМФ, ф. р-29, оп. 1, д. 177, л. 9. {313} Там же. {314} Кукель (Кукель-Краевский) Владимир Андреевич (1885-1940) после потопления «Керчи» принимал активное участие в боевых действиях флотилии Астраханского края. В начале февраля 1919 г. переведен на Балтийский флот и назначен командиром крейсера «Богатырь». В июне 1919 г. назначен начальником штаба морских сил Каспийского моря и Азербайджанского флота. За умелое руководство операцией по освобождению форта Александровского награжден орденом Красного Знамени. В июле 1920 г. назначен начальником штаба Балтийского флота. В 1920-1923 гг. занимал различные командные должности в Балтийском флоте. После увольнения в 1923 г. с военно-морской службы и до 1937 г. был на ответственных должностях в Народном комиссариате по морским делам и в судостроительной промышленности. {315} ЦГА ВМФ, ф. р-1, оп. 3, д. 755, л. 10-11. {316} Гражданская война, т. 3. М., Изд. Морской истор. комиссии, 1925, с. 95. {317} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 402. {318} ЦГА ВМФ, ф. р-55, оп. 1, д. 54, л. 59-60. {319} В конце декабря 1918 г. эсминцы «Автроил» и «Спартак» (бывш. «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай») совершили разведывательный рейс в ревельскую гавань. На обратном пути они попали в плен к интервентам. С 1919 по 1933 г. эти корабли находились в составе эстонского флота и назывались «Вамбола» («Спартак») и «Леннук» («Автроил»). В 1933 г. они были проданы. {320} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 158, л. 70. {321} ЦГА ВМФ, ф. р-1, оп. 3, д. 65, л. 6. {322} Там же, ф. р-307, оп. 1, д. 14, л. 20-21. {323} Там же, ф. р-92, оп 1, д. 158, л. 36. {324} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 445, л. 29. {325} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 158, л. 277. {326} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 2. д. 47, л. 76. {327} Там же, оп. 1, д. 158, л. 415. {328} Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 39, с. 231. {329} ЦГА ВМФ, ф. р-92, оп. 1, д. 227, л. 240. {330} Там же. {331} Военно-исторический журнал, 1966, № 9, с. 116. {332} ЦГА ВМФ, ф. р-307, оп. 1, д. 39, л. 4. {333} ЦГА ВМФ, Приказы по флоту Балтийского моря за 1919 г., № 740. {334} Трибуц В. Ф. Балтийцы вступают в бой. Калининград, Книжное изд-во, 1972, с. 10. {335} Эсминец «Мечислав», строившийся на Адмиралтейском заводе, «Ф. Стратилат» и «Брячислав», строившиеся на Путиловской верфи, были законсервированы. {336} Эсминец «Капитан Белли» назван в честь предка В. А. Белли Г. Г. Белли, который в 1799 г. вместе с небольшим десантным отрядом участвовал в штурме столицы Неаполитанского королевства – Неаполя. {337} Цит. по кн.: Гриншин Д. И. Военная деятельность В. И. Ленина. М., Воениздат, 1960, с. 384. {338} КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 7-е. М., Госполитиздат, 1953, ч. I, с. 571. {339} Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. В 5-ти т; М., Политиздат, 1967, т. 1, с. 248. {340} Балтийский флот: Исторический очерк. М., Воениздат, 1960, с. 222. {341} ЦГА ВМФ, ф. р-206, оп. 1, д. 73, л. 4. {342} Фрунзе М. В. Избр. произв. Т. 2. М., Воениздат, 1957, с. 391-392. {343} В декабре 1940 г. «Яков Свердлов» закончил последний ремонт. При этом он был существенно приближен к первоначальному проекту, так как функции штабного корабля с него были сняты. {344} Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М., Воениздат, 1978, с. 171. {345} Из южных судостроительных заводов на постройке и ремонте военных кораблей специализировались «Наваль – Руссуд» и завод Севастопольского Адмиралтейства. {346} В 1932-1937 гг. на этом заводе прошли капитальный ремонт эсминцы «Петровский», «Незаможник» и «Фрунзе». {347} ЦГА ОР УССР, ф. 257, оп. 1, д. 90, л. 199. {348} Там же, д. 96, л. 285. {349} «Красный черноморец», 1929, 2 декабря. {350} Остальные корабли дивизиона также имели маркировку на трубах: эсминцы «Незаможник» и «Железняков» – по одной красной полосе на средней трубе, «Шаумян» и «Фрунзе» – по одной красной полосе на второй и третьей трубах. {351} «Судостроение», 1971, № 4, с. 51-52; 1973, № 4, с. 17. {352} Рябикин А. Последний парад «Громкого». – Молодой коммунист, 1969, № 3, с. 79-86. {353} Морской атлас, т. 3, ч. 2, л. 22, карта «Б». {354} Там же. {355} В 1935-1936 гг. В. Ф. Трибуц – командир эскадренного миноносца «Яков Свердлов» (бывш. «Новик»). {356} Дважды Краснознаменный Балтийский флот, с. 192. {357} ЦВММ, рукописный фонд, сф/р-303, с. 41-43. {358} Там же, с. 46. {359} Там же, с. 48. {360} Там же, с. 49. {361} ЦВММ, рукописный фонд, сф/р-303, с. 50-51. {362} ЦВММ, рукописный фонд, В-12925, л. 16, 25. {363} Там же, л. 26. {364} Пантелеев Ю. А. Морской фронт. М., Воениздат, 1965, с. 125. {365} Трибуц В, Ф. Балтийцы вступают в бой, с, 21; ЦВММ, ф. 217, д. 7418, л. 65. {366} ЦВММ, рукописный фонд, № 18042, с, 2. {367} Там же, № 21088, с. 34. {368} ЦВММ, рукописный фонд, № 21088, с. 38. {369} Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, с. 181. {370} ЦВММ, рукописный фонд, сф/р. 2766, л. 125-126. {371} Вайнер Б. А. Северный флот в Великой Отечественной войне. М.* Воениздат, 1964, с. 165. {372} ЦВММ, рукописный фонд, сф/р-2766, с. 134-135. {373} Там же, с. 136. {374} «Карл Либкнехт» вступил в строй после капитального ремонта в 1944 г. {375} Краснознаменный Северный флот. М., Воениздат, 1977, с. 213. {376} ЦВММ., рукописный фонд, сф/р-276б, с. 154. {377} Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, с. 324. {378} Ванеев Г. И. Черноморцы в Великой Отечественной войне. М., Воениздат, 1978, с. 5. {379} ЦВММ, рукописный фондг № 5117, л. 2. {380} Там же, л. 3-4. {381} Горшков С. Г. Морская мощь государства. М., Воениздат, 1976, с. 236. {382} Там же, с. 237. {383} Годлевский Г. Ф., Гречанюк Н. М., Кононенко В. М. Походы боевые. М.. Воениздат, 1966, с. 130-131. {384} Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, с. 511. Текст этой книги для форматирования в fb2 взят с сайта «Военная литература», также известного как Милитера. Проект «Военная литература» – некоммерческий. Все тексты, находящиеся на сайте, предназначены для бесплатного прочтения всеми, кто того пожелает. Используйте в учёбе и в работе, цитируйте, заучивайте… в общем, наслаждайтесь. Можете без спросу размещать эти тексты на своих страницах, в этом случае просьба сопроводить сей акт ссылкой на сайт «Военная литература», также известный как Милитера. Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru Издание:Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик». – Л.: Судостроение, 1981. Книга на сайте: http://militera.lib.ru/tw/stepanov_tsvetkov/index.html Иллюстрации: http://militera.lib.ru/tw/stepanov_tsvetkov/ill.html OCR, правка: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru) Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|