Советский тяжелый танк ИС-3

Несмотря на производство танка ИС-2, работали над более мощным тяжелым танком, уделяя особенное внимание усилению броневой защиты. В конце 1944 года специалисты во главе с Н.Л. Духовым и М.Ф. Балжи спроектировали ИС-3 с корпусом совершенно новой форма. Он был целиком сварной, броневые плиты располагались под большими углами наклона, образуя впереди так называемый «щучий нос». Нижние бортовые грани корпуса были скошены. Толщина лобовых листов осталась как на ИС-2, зато бортовые стали толще и намного усилилось бронирование литой башни полусферической формы с планетарным механизмом поворота с ручным и электроприводами. За счет некоторого уменьшения клиренса и отсутствия командирской башенки высота машины уменьшилась на 30 см по сравнению с ИС-2. Благодаря этим новшествам удалось существенно повысить защищенность танка без значительного увеличения его массы.

На ИС-3 была улучшена система управления огнем: командир танка имел независимый от наводчика механизм горизонтальной наводки, что сократило время наведения пушки на цель, обнаруженную командиром. В ее механизм наводки ввели сдающее звено, предотвращающее поломки в системе установки пушки при случайном утыкании ствола в землю. Зенитный крупнокалиберный пулемет ДШК позволял вести огонь по самолетам как заряжающему, так и командиру. Командир для наблюдения пользовался перископическим прибором ТПК-1, установленным в крыше его люка. Механик-водитель располагался по оси корпуса и имел свой люк- лаз с крышкой со смотровыми приборами, отодвигавшейся в сторону. Двигатель В-11 -ИСЗ передавал усилие на такую же, как и на ИС-2 ходовую часть через аналогичную силовую передачу.

Танк прошел испытания в конце 1944 года и поступил в производство, причем выпуск ИС-2 не снижался. С января 1945 года ИС-3 стал поступать в войска, но участия в боевых действиях в Европе он не принимал. Впервые показанный на совместном с союзниками параде в Берлине в июне 1945 года, он произвел сенсацию.

ИС-3 долго состояли на вооружении Советской Армии. Как и ИС-2, в конце 50-х годов прошел модернизацию – увеличили жесткость корпуса, двигатель заменили новым В-54К-ИС, установили новые воздухоочистители и коробку передач с системой охлаждения масла. Ходовую часть модернизировали по типу ИС-2М. Установили приборы ночного видения, призменный прибор наблюдения водителя и новую радиостанцию. 49-тонный танк получил обозначение ИС-ЗМ.


Советский танк ИС-3 (пушка назад)


Советская САУ СУ-76









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх