Легкий танк «Рено» R35

10 мая 1940 года бронированные части вермахта, пробудив французов от спячки «странной войны», вторглись на территорию Франции. Практически они не встретили сопротивления, и это при том, что у союзников было значительно больше танков.

И только 16 мая в хорошо рассчитанном и развивающемся строго по графику немецком наступлении произошел неожиданный сбой. В то туманное утро солдаты 19-го корпуса вермахта, заночевавшего в районе города Лаон, как обычно, готовились к новому броску, Внезапно из леса на левом фланге вышло несколько приземистых машин. Немецкие танкисты уже прогрели двигатели, загрузили боекомплект, к тому же танков противника было заметно меньше. Поэтому их появление поначалу не вызвало особого беспокойства, и помеченные черно-белыми крестами машины двинулись навстречу неприятелю. И тут произошло неожиданное – немецкие снаряды отскакивали от брони французских танков. Немцы в замешательстве повернули назад, пытаясь подвести врага под огонь своей артиллерии, одновременно командование вызвало на помощь авиацию, Тем не менее, позиции пришлось оставить. Командовавший тогда 19-м корпусом генерал Г. Гудериан вспоминал: «Я пережил несколько часов неуверенности». И было от чего – французские танки почти вплотную приблизились к его командному пункту.

Получив поддержку авиации и артиллерии, немецкие танкисты оправились от замешательства и заметили, что французские машины передвигаются медленно и несогласованно, огонь их пушек неэффективен (их командирам приходилось наблюдать за полем боя, выбирать цели, держать радиосвязь с другими экипажами, выполнять обязанности наводчика и заряжающего). И все же продвижение немцев не этом участке застопорилось до 19 мая. Впоследствии генерал К.Типпельскирх писал: «Активные действия генерала де Голля были единственной попыткой французов выступить навстречу прорвавшимся немецким войскам». Танками, отличившимися под Лаоном, были «Рено» R35 4-й бронетанковой дивизии, которой командовал полковник де Г'олль.

R35 явился результатом развития знаменитого «Рено» FT. В 1933 году фирма представила прототип танка непосредственной поддержки пехоты с надежным бронированием и вооружением, достаточным, как тогда считалось, для борьбы с пулеметными точками и живой силой противника. Французские конструкторы применили немало новинок, в том числе цельнолитые башни и корпус из литых деталей, скрепленных болтами. Литье упрощало и ускоряло производство и позволяло ввести рациональное распределение толщины брони, а также получить компактный корпус. В качестве упругих элементов подвески использовали сайлент-блоки – резиновые амортизаторы-рессоры. Преимущество подвески R35 заключалось в том, что резиновые упругие элементы гасили колебания за счет внутреннего трения, однако их характеристики зависели от наружной температуры.

В 1935 году танк приняли на вооружение, и до 1940 года изготовили более 1200. Начиная с 1937 года их оснащали 37-мм пушкой с удлиненным стволом и лучшими баллистическими характеристиками, а в 1939 – 1940 годах появилась модификация R40 с несколько измененной подвеской, защищенной броневым фальшбортом.

Перед войной R35 продавали Югославии, Румынии и Польше, после разгрома Франции трофейные машины заполучили немцы и итальянцы. После войны французы применяли их в Сирии и Палестине, а также во французских территориальных войсках.

К недостаткам R35 следует отнести тесноту, низкую удельную мощность, малую скорость, да и старая 37-мм пушка не годилась для борьбы с танками из-за небольшой начальной скорости снаряда. Первое время R35 представлялся неплохим танком сопровождения пехоты, однако для маневренных операций второй мировой войны он оказался устаревшим.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх