|
||||
|
10. ОБРАЗОВАНИЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Как мы уже говорили, множественное число имен существительных в чеченском языке, образуется с помощью аффиксов, например: кор (кораш) - окно (окна), Іу (Іуй) - пастух (пасту-хи), хи (хиш) - вода, река (воды, реки), седа (седарчий) - звезда (звезды), цаца (цеций) - сито (ситы), ворда (ворданаш) - подвода (подводы). Кроме того, ряд существительных при образовании множественного числа изменяет корневую гласную, например: сара (серий) - хворостина (хворостины), чІара (чІерий) - рыба (рыбы), кІант (кІентий) - парень (парни), йиш (эшарш) - песня (песни), йол (элаш) - сено, Іов (Іаьвнаш) крупа, икра, дов (девнаш) - ссора (ссоры), ков (кевнаш) - ворота. Основной суффикс множественного числа -ш с той или иной гласной или без нее: кетар (кетарш) - шуба (шубы), корта (кортош) - голова (головы), маІа (маІаш) - рог (рога). Довольно распространен и суффикс -ий: маха (мехий) - игла (иглы), да (дай) - отец (отцы), кІеза (кІезий) - щенок (щенки). Иногда перед суффиксом -ий появляется наращение -рч//р, например: хьакха (хьакхарчий) - свинья (свиньи), сту (стер-чий) - бык (быки), жий (жерчий) - овца), пхьу (пхьаьрчий) - кобель (кобели), газа (гезарий) - коза (козы). Ряд существительных, как мы уже говорили, употребляется только в единственном или во множественном числе. Упражнение. Перепишите в свой словарик незнакомые вам слова, подчеркнутые имена существительные, и прочитайте их вслух. Упражнение. Прочтите текст, перепишите его и подчеркните одной чертой существительные единственного числа, двумя черточками существительные множественного числа. Деха хилац турпалхочун вахар. Недолго длится жизнь героя. Амма иза адамийн дегнашкахь вехар ву. Но он останется жить в сердцах людей. МостагІчун тоьпан дІаьндарго вийра Асланбек. Пуля врага убила Асланбека. Органан берда йистехула. Іаьржа дуьйхина, меллаша дакъа эцна боьлхучу нахана массарна а тІаьхьахІоьттина воьду Ханпаша. По берегу Аргуна в конце похоронной процессии в черном одеянии идет Ханпаша. Іин тІехула йоьлхуш мархаш ю. По ущелью стелятся тучи. Гобаьккхина даьсса лаьмнаш ду. Кругом голые горы. Бухахь угІуш, тІулгех детталуш чопа а йохуш, хьердаьлча санна хьийзаш, довдеш ду хи. Внизу, ревя, ударяясь о камни, выбивая пену, бурно мчится река. Нохчийн Іедалехь тІе верта а тесна, тачанки тІехь Іуьллучу Асланбекан докъа юххехь ялош цуьнан тІеман говр ю… По чеченским обычаям, накрыв буркой, рядом с тачанкой, на которой лежит труп Асланбека, ведут его боевого коня. Оьзда валар ду, сийлахь валар ду! Благородна и почетна смерть героя? Б. С. Евгеньвв. Новые слова: Іин ущелье марха туча тІулг камень чопа пена верта бурка турпалхо богатырь мостагІ враг топ ружье берд берег дакъа труп Упражнение. Используя словарь, приложенный к книге, поставьте новые слова текста во множественное число. Вы встретили в тексте глаголы валар - смерть, вахар - жизнь. Это отглагольные существительные или как их еще называют - масдар. Они образуются от инфинитива глагола с помощью суффикса - р: мала пить - малар питье; кхосса бросать - кхоссар бросок; ваха жить - вахар житье, жизнь. В тексте мы еще раз встретились с гласными звуками, передаваемым в письме через сочетание букв а, о, у с мягким знаком: аь, оь, уь. С помощью этих графем передаются следующие краткие и долгие звуки: аь, уоь, уь, уь, уоь. Например: оьзда воспитанный, тоьпаца ружьем, Іаьржа черный, дуьйхина одетый. Упражнение. Выпишите из текста в свой словарик и затем громко прочтите все слова с гласными аь, оь, уь. Поздравляем вас! В вашем словарике количество знакомых вам слов перевалило уже за триста! Познакомимся теперь с падежами чеченского языка, которых насчитывается восемь, а именно: 1. ЦІерниг. Именительный. Мила? муьлш? кто? хІун? что? 2. Доланиг. Родительный. Хьенан? кого? стенан? чего? 3. Лург. Дательный. Хьанна? кому? стенна? чему? . 4. Дийриг. Эргативный. Хьан? кто? стен? что? 5. Коьчалниг. Творительный. Хьаьнца? кем? с кем? стенца? чем? с чем? 6. Хотталург. Вещественный. Хьанах? стенах? через что? куда? 7. Меттигниг. Местный. Хьаьнга? кому, на кого? стенга? чему? на что? 8. Дустург. Сравнительный. Хьанал? чем кто? кого? стенал? чем что? чего? ![]() Очень много форм, образуемых дополнительными суффиксами, в так называемых местных падежах - вещественном, сравнительном, местном. Например, возьмем слово базар - базар в местных падежах: Вещ. I. базарх - через базар Вещ. II. базарахула - сквозь базар Сравнит. I. базарал - как базар (большой) Сравнит. II. базаралла - с базара Местн. I. базаре - к базару Местн. II. баззаре - вплотную к базару Местн. III. базарехула - через базар Местн. IV. бахарехьара - в сторону базара Местн. V. базаргахьа - к базару Местн. VI. базаргахьара - со стороны базара Местн. VII. базаргахула - через базар Эти формы падежей употребляются часто при уточнении места пребывания или действия предмета. Упражнение. Перепишите из текста все имена существи-тельные и укажите их падеж, число. Упражнение. Составьте несколько предложений, используя лексику данного занятия. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|