|
||||
|
Комплекс «Рубеж» К концу 1960-х гг. определилось моральное устаревание береговых ракетных комплексов «Сопка» с ракетами КСС – доработанными под наземный старт авиационными ракетами КС первого советского противокорабельного комплекса «Комета». Не вполне отвечал новым требованиям и только что поступивший на вооружение «Редут» с самоходными установками на базе ЗиЛ-135. При всех его достоинствах (сверхзвуковой скорости полета ракеты, большой дальности) время развертывания включавшей множество агрегатов стартовой батареи было слишком велико. Перед пуском требовалось провести демаскирующую боевые позиции «гонку» маршевого двигателя ракеты. Да и большая дальность пуска не всегда могла быть обеспечена целеуказанием. При принятии решения о разработке нового берегового комплекса учитывалось и то, что применявшаяся в комплексе «Редут» ракета П-35 и ее модернизированный вариант были основным оружием ракетных крейсеров пр. 58 и 1134, считались секретными и не подлежащими экспорту за рубеж. Между тем, «Сопки» уже поставлялись в дружественные страны, к ним проявляли интерес и другие зарубежные партнеры СССР по военно-техническому сотрудничеству. Разработка комплекса «Рубеж» началась выпуском аванпроекта в 1970 г. После его защиты в следующем году приступили к разработке конструкторской документации. В комплексе была успешно реализована концепция автономной пусковой установки – своего рода «катера на колесах». Самоходная установка КТ-161, разработанная в московском КБ машиностроения (бывшем СКБ-790), была выполнена на шасси семейства MA3-543M, использовавшегося, в частности, в зенитном комплексе С-300П. В передней части за кабиной водителя находится бункер для аппаратуры комплекса, источников энергоснабжения и личного состава. Антенну РЛС «Гарпун» установили на поднимаемой мачте. В походном положении мачта опускается вперед по ходу пусковой установки, после чего высота машины не превышает соответствующий габарит по зоне размещения контейнеров с ракетами. Поворотный блок из двух контейнеров при старте ракет разворачивается в боковое направление. Габариты самоходной установки массой около 40 т не превышают 14,2x2,97x4 м. В состав батареи входят по четыре самоходные пусковые установки и транспортно-заряжающие машины, несущие в общем 16 ракет. Комплекс переводится в боевое положение через 5 мин после остановки машин. Вьетнамский ракетный катер пр. 205У. Ливийский малый ракетный корабль Tariq IbnZiyad (пр. 1234Э). Экспортные варианты ракет комплекса «Термит». Китайский ракетоносец Н-6 (лицензионный вариант Ту-16) с ракетами, созданными на базе П-15. Особенности схемы функционирования ракет берегового комплекса связаны стем, что их пуск производится не с уровня моря, а с той высоты, на которой находится самоходная пусковая установка, а маршевый участок полета проходит, как и у катерной ракеты, на высоте 25 или 50 км. В связи с этим для модификации «Термит-Р» (Р – «Рубеж») обеспечивается значительный послестартовый разворот по курсу, набор высоты 250 м для полета над сушей с последующим снижением над морем. Существенным преимуществом комплекса «Рубеж» является автономность самоходной пусковой установки, обеспечивающая высокие показатели достижения боевой готовности после прибытия на стартовую позицию. В 1974 г. на Черноморском флоте на базе 141-ого отдельного артиллерийского дивизиона был сформирован 1267-й отдельный береговой ракетный дивизион, приступивший к освоению комплекса «Рубеж». Испытания в районе мыса Фиолент длились четыре года. Первые четыре пуска с самоходной пусковой установки провели в 1975 г., еще девять и четыре бросовых испытания – в 1976 г., а завершающие шесть – в 1977 г. Комплекс «Рубеж» был принят на вооружение постановлением правительства от 22 октября 1978 г. Несмотря на то, что «Термит» в основном предназначался на экспорт, он состоял и на вооружении отечественного флота. На Балтике комплекс «Рубеж» после распада СССР перебазировали из Прибалтики в Кронштадт. Тихоокеанский флот эксплуатировал «Рубеж» в составе отдельных береговых ракетных дивизионов. Ракетчики-черноморцы, первыми освоившие «Термит», уже в 1980 г. приняли участие в маневрах стран-участниц Варшавского Договора «Братство по оружию» на территории ГДР, а через год – в учениях «Запад-81», в ходе которых на акватории Балтики запущенными дивизионом ракетами были потоплены не только судно-мишень пр. 1784, но и списанный сторожевик «полтинник» (пр. 50). В ходе эксплуатации комплекса «Рубеж», продолжавшейся до начала 1990-х гг., на Черноморском флоте провели более 90 пусков ракет. При этом 141 -й дивизион выполнял функции учебного центра для подготовки личного состава для других флотов СССР. Офицеры дивизиона командировались в ряд дружественных стран. Комплекс «Рубеж» эксплуатировался в Алжире, Болгарии, Польше, ГДР, Румынии, Ливии, Сирии, Индии, Югославии, на Кубе и в других государствах. Эти страны на протяжении многих лет также использовали корабли с экспортными модификациями ракетами П-15(П-15М), что существенно упростило освоение комплекса «Рубеж». Отметим, что еще в 1950-е гг. прорабатывалось применение доработанной ракеты П-15 в качестве главного ударного оружия перспективного сверхзвукового фронтового ракетоносца Ту-24 – планировавшейся серийной модификации опытного туполевского самолета «98». Работы по фронтовым перспективным самолетам не получили практического развития. Кроме того, П-15 по массога- баритным показателям не слишком отличалась от уже отработанной ракеты КС с более высокими характеристиками. Вьетнамские ракетные катера пр. 1241РЭ. Ракетный катер Nirghat (пр. 1241 РЭ) Bf Ракеты П-15 оказались выдающимися долгожителями. Без малого полвека прошло от первых пусков П-15, а ракеты этого типа до сих пор состоят на вооружении отечественного ВМФ и флотов множества других стран. Этому способствовал значительный модернизационный потенциал, заложенный в конструкцию П-15, обеспечивший возможность двухэтапного совершенствования ракеты (в 1965 и 1972 г.), а также высокий уровень боевых характеристик, определивший целесообразность неоднократного продления жизненного цикла ракеты, несмотря на разработку более современных образцов. К числу несомненных достоинств относится оснащение ракеты мощной боевой частью, гарантирующей потопление почти всех кораблей одним-двумя попаданиями. Большинство более современных ракет по этому показателю многократно уступают П-15. Помехоустойчивость головки самонаведения ракеты П-15М существенно повышена по сравнению с уровнем, достигнутым в П-15 и оказавшимся недостаточным в условиях активного радиоэлектронного противодействия в ходе войны на Ближнем Востоке 1973 г. Малая высота полета, впервые реализованная на П-15М, существенно снизила вероятность поражения ракеты средствами ПВО противника, хотя и не обеспечивает гарантированного прорыва к цели. По скоростным показателям П-15 по-прежнему находится на уровне практически всех зарубежных и некоторых отечественных ракет, уступая, в то же время, наиболее современным ракетам российского ВМФ. Несмотря на значительные для современного уровня мирового ракетостроения массогабаритные показатели, ракеты этого типа могут размещаться на различных кораблях, начиная с катера водоизмещением около 80т. В этом плане интересно сравнить возможности отечественных кораблей, вооруженных этими ракетами. Так, на катере пр. 205 мощное ракетное вооружение было достигнуто за счет сведения к минимуму оборонительных возможностей: он оснащался всего двумя спаренными зенитными 30-мм автоматами. При этом практически отсутствовали возможности артиллерийского противодействия кораблям и катерам противника. Более гармоничное сочетание вооружения при практически том же водоизмещении до 250 т достигнуто в пр. 206МР, но для этого пришлось вдвое сократить ракетный боекомплект. При сохранении же четырехракетной комплектации в сочетании с развитым артиллерийским вооружением на пр. 1241Т водоизмещение возросло более чем вдвое. Еще больший рост размерности носителя с переходом в класс малых ракетных кораблей имел место на пр. 1234Э, где примерно то же ракетно-артиллерийское вооружение было дополнено зенитным ракетным комплексом самообороны, теоретически призванным обеспечить устойчивую ПВО корабля. Наибольшими боевыми возможностями среди отечественных носителей ракет П-15 обладает большой ракетный корабль пр. 61М (пр. 61 МП), по водоизмещению в 20 раз превышающий несущий то же ударное вооружение катер пр. 205. При этом на кораблях пр. 61М (пр. 61 МП) и пр. 56У достигнуто не вполне формализуемое свойство – это корабли океанской зоны, неограниченной мореходности и значительной автономности, способные длительное время нести боевую службу в отдаленных районах. Отметим и то, что в 1970-1980-е гг. число кораблей-носителей П-15 только в отечественном флоте превышало 160 единиц, при этом они несли более полутысячи пусковых установок ракет. Ракеты П-15 экспортировались в 25 зарубежных стран. Катера пр. 183Р и 205, ракеты и лицензии на их производство были переданы в Китай. Там они послужили основной для создания нескольких образцов противокорабельных ракет оригинальной конструкции. Советская П-15 стала столь же бесспорной основой китайского ракетостроения, как немецкая «Фау-2» – отечественного1*. Как показал опыт послевоенного боевого применения ракетного оружия на море, успех достигается при должном обеспечении действий ракетоносцев разведывательной информацией. Непременным условием выживаемости в современном бою является широкое применение средств радиоэлектронного противодействия. Эти тактические положения распространяются на все ракетные комплексы вне зависимости от сроков их разработки. Тем не менее в строю остается все меньше носителей комплекса П-15. Но, несмотря на все достоинства созданных позднее комплексов, П-15 навсегда войдет в историю как первый корабельный комплекс, примененный в реальном бою, как первый массовый ракетный комплекс отечественного флота. 1* Размещение советских П-15 на катерах, кораблях и самолетах китайского флота и создание нашими восточными соседями собственных противокорабельных ракет заслуживает отдельного рассказа, который редакция журнала «Техника и вооружение» планирует опубликовать в ближайшее время. Примечания:Комплекс «Рубеж» К концу 1960-х гг. определилось моральное устаревание береговых ракетных комплексов «Сопка» с ракетами КСС – доработанными под наземный старт авиационными ракетами КС первого советского противокорабельного комплекса «Комета». Не вполне отвечал новым требованиям и только что поступивший на вооружение «Редут» с самоходными установками на базе ЗиЛ-135. При всех его достоинствах (сверхзвуковой скорости полета ракеты, большой дальности) время развертывания включавшей множество агрегатов стартовой батареи было слишком велико. Перед пуском требовалось провести демаскирующую боевые позиции «гонку» маршевого двигателя ракеты. Да и большая дальность пуска не всегда могла быть обеспечена целеуказанием. При принятии решения о разработке нового берегового комплекса учитывалось и то, что применявшаяся в комплексе «Редут» ракета П-35 и ее модернизированный вариант были основным оружием ракетных крейсеров пр. 58 и 1134, считались секретными и не подлежащими экспорту за рубеж. Между тем, «Сопки» уже поставлялись в дружественные страны, к ним проявляли интерес и другие зарубежные партнеры СССР по военно-техническому сотрудничеству. Разработка комплекса «Рубеж» началась выпуском аванпроекта в 1970 г. После его защиты в следующем году приступили к разработке конструкторской документации. В комплексе была успешно реализована концепция автономной пусковой установки – своего рода «катера на колесах». Самоходная установка КТ-161, разработанная в московском КБ машиностроения (бывшем СКБ-790), была выполнена на шасси семейства MA3-543M, использовавшегося, в частности, в зенитном комплексе С-300П. В передней части за кабиной водителя находится бункер для аппаратуры комплекса, источников энергоснабжения и личного состава. Антенну РЛС «Гарпун» установили на поднимаемой мачте. В походном положении мачта опускается вперед по ходу пусковой установки, после чего высота машины не превышает соответствующий габарит по зоне размещения контейнеров с ракетами. Поворотный блок из двух контейнеров при старте ракет разворачивается в боковое направление. Габариты самоходной установки массой около 40 т не превышают 14,2x2,97x4 м. В состав батареи входят по четыре самоходные пусковые установки и транспортно-заряжающие машины, несущие в общем 16 ракет. Комплекс переводится в боевое положение через 5 мин после остановки машин. Вьетнамский ракетный катер пр. 205У. Ливийский малый ракетный корабль Tariq IbnZiyad (пр. 1234Э). Экспортные варианты ракет комплекса «Термит». Китайский ракетоносец Н-6 (лицензионный вариант Ту-16) с ракетами, созданными на базе П-15. Особенности схемы функционирования ракет берегового комплекса связаны стем, что их пуск производится не с уровня моря, а с той высоты, на которой находится самоходная пусковая установка, а маршевый участок полета проходит, как и у катерной ракеты, на высоте 25 или 50 км. В связи с этим для модификации «Термит-Р» (Р – «Рубеж») обеспечивается значительный послестартовый разворот по курсу, набор высоты 250 м для полета над сушей с последующим снижением над морем. Существенным преимуществом комплекса «Рубеж» является автономность самоходной пусковой установки, обеспечивающая высокие показатели достижения боевой готовности после прибытия на стартовую позицию. В 1974 г. на Черноморском флоте на базе 141-ого отдельного артиллерийского дивизиона был сформирован 1267-й отдельный береговой ракетный дивизион, приступивший к освоению комплекса «Рубеж». Испытания в районе мыса Фиолент длились четыре года. Первые четыре пуска с самоходной пусковой установки провели в 1975 г., еще девять и четыре бросовых испытания – в 1976 г., а завершающие шесть – в 1977 г. Комплекс «Рубеж» был принят на вооружение постановлением правительства от 22 октября 1978 г. Несмотря на то, что «Термит» в основном предназначался на экспорт, он состоял и на вооружении отечественного флота. На Балтике комплекс «Рубеж» после распада СССР перебазировали из Прибалтики в Кронштадт. Тихоокеанский флот эксплуатировал «Рубеж» в составе отдельных береговых ракетных дивизионов. Ракетчики-черноморцы, первыми освоившие «Термит», уже в 1980 г. приняли участие в маневрах стран-участниц Варшавского Договора «Братство по оружию» на территории ГДР, а через год – в учениях «Запад-81», в ходе которых на акватории Балтики запущенными дивизионом ракетами были потоплены не только судно-мишень пр. 1784, но и списанный сторожевик «полтинник» (пр. 50). В ходе эксплуатации комплекса «Рубеж», продолжавшейся до начала 1990-х гг., на Черноморском флоте провели более 90 пусков ракет. При этом 141 -й дивизион выполнял функции учебного центра для подготовки личного состава для других флотов СССР. Офицеры дивизиона командировались в ряд дружественных стран. Комплекс «Рубеж» эксплуатировался в Алжире, Болгарии, Польше, ГДР, Румынии, Ливии, Сирии, Индии, Югославии, на Кубе и в других государствах. Эти страны на протяжении многих лет также использовали корабли с экспортными модификациями ракетами П-15(П-15М), что существенно упростило освоение комплекса «Рубеж». Отметим, что еще в 1950-е гг. прорабатывалось применение доработанной ракеты П-15 в качестве главного ударного оружия перспективного сверхзвукового фронтового ракетоносца Ту-24 – планировавшейся серийной модификации опытного туполевского самолета «98». Работы по фронтовым перспективным самолетам не получили практического развития. Кроме того, П-15 по массога- баритным показателям не слишком отличалась от уже отработанной ракеты КС с более высокими характеристиками. Вьетнамские ракетные катера пр. 1241РЭ. Ракетный катер Nirghat (пр. 1241 РЭ) Bf Ракеты П-15 оказались выдающимися долгожителями. Без малого полвека прошло от первых пусков П-15, а ракеты этого типа до сих пор состоят на вооружении отечественного ВМФ и флотов множества других стран. Этому способствовал значительный модернизационный потенциал, заложенный в конструкцию П-15, обеспечивший возможность двухэтапного совершенствования ракеты (в 1965 и 1972 г.), а также высокий уровень боевых характеристик, определивший целесообразность неоднократного продления жизненного цикла ракеты, несмотря на разработку более современных образцов. К числу несомненных достоинств относится оснащение ракеты мощной боевой частью, гарантирующей потопление почти всех кораблей одним-двумя попаданиями. Большинство более современных ракет по этому показателю многократно уступают П-15. Помехоустойчивость головки самонаведения ракеты П-15М существенно повышена по сравнению с уровнем, достигнутым в П-15 и оказавшимся недостаточным в условиях активного радиоэлектронного противодействия в ходе войны на Ближнем Востоке 1973 г. Малая высота полета, впервые реализованная на П-15М, существенно снизила вероятность поражения ракеты средствами ПВО противника, хотя и не обеспечивает гарантированного прорыва к цели. По скоростным показателям П-15 по-прежнему находится на уровне практически всех зарубежных и некоторых отечественных ракет, уступая, в то же время, наиболее современным ракетам российского ВМФ. Несмотря на значительные для современного уровня мирового ракетостроения массогабаритные показатели, ракеты этого типа могут размещаться на различных кораблях, начиная с катера водоизмещением около 80т. В этом плане интересно сравнить возможности отечественных кораблей, вооруженных этими ракетами. Так, на катере пр. 205 мощное ракетное вооружение было достигнуто за счет сведения к минимуму оборонительных возможностей: он оснащался всего двумя спаренными зенитными 30-мм автоматами. При этом практически отсутствовали возможности артиллерийского противодействия кораблям и катерам противника. Более гармоничное сочетание вооружения при практически том же водоизмещении до 250 т достигнуто в пр. 206МР, но для этого пришлось вдвое сократить ракетный боекомплект. При сохранении же четырехракетной комплектации в сочетании с развитым артиллерийским вооружением на пр. 1241Т водоизмещение возросло более чем вдвое. Еще больший рост размерности носителя с переходом в класс малых ракетных кораблей имел место на пр. 1234Э, где примерно то же ракетно-артиллерийское вооружение было дополнено зенитным ракетным комплексом самообороны, теоретически призванным обеспечить устойчивую ПВО корабля. Наибольшими боевыми возможностями среди отечественных носителей ракет П-15 обладает большой ракетный корабль пр. 61М (пр. 61 МП), по водоизмещению в 20 раз превышающий несущий то же ударное вооружение катер пр. 205. При этом на кораблях пр. 61М (пр. 61 МП) и пр. 56У достигнуто не вполне формализуемое свойство – это корабли океанской зоны, неограниченной мореходности и значительной автономности, способные длительное время нести боевую службу в отдаленных районах. Отметим и то, что в 1970-1980-е гг. число кораблей-носителей П-15 только в отечественном флоте превышало 160 единиц, при этом они несли более полутысячи пусковых установок ракет. Ракеты П-15 экспортировались в 25 зарубежных стран. Катера пр. 183Р и 205, ракеты и лицензии на их производство были переданы в Китай. Там они послужили основной для создания нескольких образцов противокорабельных ракет оригинальной конструкции. Советская П-15 стала столь же бесспорной основой китайского ракетостроения, как немецкая «Фау-2» – отечественного1*. Как показал опыт послевоенного боевого применения ракетного оружия на море, успех достигается при должном обеспечении действий ракетоносцев разведывательной информацией. Непременным условием выживаемости в современном бою является широкое применение средств радиоэлектронного противодействия. Эти тактические положения распространяются на все ракетные комплексы вне зависимости от сроков их разработки. Тем не менее в строю остается все меньше носителей комплекса П-15. Но, несмотря на все достоинства созданных позднее комплексов, П-15 навсегда войдет в историю как первый корабельный комплекс, примененный в реальном бою, как первый массовый ракетный комплекс отечественного флота. 1* Размещение советских П-15 на катерах, кораблях и самолетах китайского флота и создание нашими восточными соседями собственных противокорабельных ракет заслуживает отдельного рассказа, который редакция журнала «Техника и вооружение» планирует опубликовать в ближайшее время. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|