Проект1241Т

Осознание слабости оборонительных средств катеров пр. 205 пришло задолго до того, как оно проявилось на Средиземном море в ходе октябрьской войны 1973 г Напротив, пути решения этой проблемы были намечены как раз в то время, когда был достигнут триумфальный успех советского ракетного оружия – потопление израильского эсминца «Эйлат». В качестве первого этапа было предусматривалось дальнейшей строительство катеров пр. 205 вести с сокращенным вдвое ракетным вооружением, установив вместо пары контейнеров с П-15 спаренный 57-мм автомат АК-725. На втором этапе намеревались удлинить катер на 4 м, восстановив прежний ракетный залп в сочетании с размещением АК-725. Первое направление было реализовано (пусть и спустя десятилетие и на базе нового корпуса на подводных крыльях) в пр. 206МР. Что касается удлинения катера на 20%, то оно не обеспечивалось резервами прочности, заложенными в исходной конструкции пр. 205: конструкторы «москитного флота» всегда стремились облегчить корпуса своих корабликов. Требовалась практически новая конструкция, а не простая врезка четырехметровой секции. Кроме, того, эффективное решение задач ПВО требовало применения зенитного ракетного комплекса. Всем требованиям по ударному и оборонительному оружию удовлетворяли начатые строительством в те же годы малые ракетные корабли пр. 1234, по водоизмещению втрое превышавшие катера пр. 205.


Первоначальный вариант катера пр. 1241Рс четырьмя П-15 и ЗРК «Оса-М» (проект).


Большой ракетный катер пр. 12417.


Большой ракетный катер пр. 1241РЭ.



Большой ракетный катер пр. 1241-1 (пр. 1241Т).


Между тем, в строю флота уже находилось более полутора сотен этих катеров и их строительство продолжалось до 1975 г. Для обеспечения их боевой устойчивости было предложено разделить ударные и оборонительные задачи, не стремясь возложить их решения на один катер ограниченного водоизмещения.

К началу 1970-х гг. вместо нового ракетоносца с гармоническим развитым вооружением был предложен катер пр. 1241, который первоначально задумывался как ракетно-артиллерийский и предназначался для прикрытия соединений ракетных катеров противника и для боя с вражескими катерами. Соответственно, его вооружение включало спаренную 76-мм артиллерийскую установку АК-726,30-мм автомат и зенитный ракетный комплекс «Оса-М». Тактически катера пр. 1241 и 205 должны были взаимодействовать как пикинеры, прикрывавшие в ближнем бою мушкетеров пехоты XVI века.

Отказ от одной из трех систем оружия, установленных на корабле пр. 1234, обеспечивал снижение на треть водоизмещения (до 400-440 т). Таким образом, на новом этапе развития возрождалась популярная в 1920-1930-е гг. идея лидера – более крупного корабля, огнем своей мощной артиллерии обеспечивающего вывод в торпедную атаку соединения эсминцев. Помимо отсутствия ударного ракетного вооружения катер пр. 1241 отличался от корабля пр. 1234 также большей скоростью, позволявшей не отставать от катеров пр. 205.

Вполне естественной была и идея вместо продолжения строительства уже устаревшего пр. 205 разработать на базе пр. 1241 новый ракетный катер пр. 1241 РА с четырьмя ракетами П-15, но без «Осы-М». При этом базовая ракетно-артиллерийская версия получила обозначение пр. 1241 А, а еще одна, удешевленная, модификация с установкой вместо всех видов ракетного вооружения четырех торпедных аппаратов – пр. 1241 П. Последняя должна была сменить на стапелях пр. 205П и, как ее предшественник, решать в мирное время задачи пограничного сторожевого корабля, а в военное – противолодочного катера.

Вскоре входе проектирования выяснилась возможность и целесообразность за счет умеренного (в пределах 15-20%) роста водоизмещения и стоимости все-таки разместить на ракетном катере пр. 1241Р наряду с четырьмя П-15 также и комплекс «Оса-М», сократив артиллерийское вооружение до одноствольной 57-мм установки АК-57. Появилась перспектива создать универсальный катер. Работы по варианту пр. 1241 А, вооружение которого к тому времени отличалось лишь дополнительным 57-мм стволом при отсутствии ударных ракет, прекратились.


Пуск ПКР с индийского катера Nirbhik (пр. 1241РЭ).


Большой ракетный катер пр. 1241РЭ оснащался пусковыми установками КТ-138.


Фрегат Al Hani ВМС Ливии (пр. 1159ТР) с двумя сдвоенными пусковыми щ установками ракет П-20 (экспортная модификация П-15М).


В ходе последующих проработок вместо П-15М решили использовать новейший ракетный комплекс «Москит», а вместо 57-мм артиллерийской установки была принята 76-мм АК-76. По составу вооружения пр. 1241Р приблизился к малому ракетному кораблю пр. 1234, водоизмещение возросло, что наряду с ростом стоимости препятствовало достижению заданной скорости свыше 40 узлов. Пришлось оказаться от «Осы-М», тем более что к тому времени эффективность этого одноканального комплекса уже оценивалась как явно недостаточная. Уповали и на то, что катера будут действовать в прибрежной зоне, под прикрытием своей авиации.

Таким образом, в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина, а затем В.Н. Устинова создавался катер пр. 1241Р, позже получивший наименование 12411 «Молния-1», под четыре новые противокорабельные ракеты «Москит», активно-пас- сивную систему целеуказания, одну артиллерийскую 76-мм установку АК-176 и два шестиствольных 30-мм АК-630 с наведением от РЛС MP-105. По сравнению с пр. 205 водоизмещение возросло вдвое (до 465 т), длина – на 30% (до 56,1 м).

Скорость не снизилась, превышая 42 узла, но для этого потребовалась комбинированная дизель-газотурбинная установка, включавшая по два маршевых дизеля М-510 по 3000 л.с. и по две форсажные турбины М-90 по 12000 л.с. Дальность плавания составила 1600 миль.

Учитывая возможные экспортные поставки, атак- же исходя из разумной осторожности в оценке сроков создания «Москита», конструкторы предусмотрели оснащение нового катера ракетами П-15М. Новая ракета запаздывала, и в 1979 г. Приморский завод ПО «Алмаз» (бывший завод №5) построил головной катер Р-5 (заводской номер 870) по пр. 1241-1 (иногда упоминается как пр. 1241Т) с ракетами П-15М в пусковых установках КТ-138. До 1983 г. это предприятие выпустило еще три аналогичных катера- Р-255, Р-256(в дальнейшем Р-26 и Р-63) и Р-6 с заводскими номерами с 403 по 405. Средне-Невский завод сдал отечественному флоту Р-54 и Р-55 (затем Р-71) со строительными номерами 200 и 201, а Хабаровский завод – Р-42, Р-45, Р-69 и Р-79 (с номерами с 901 по 904). Кроме того, для Польши (4), ГДР (5), Румынии (3), Болгарии (2), Индии (5), Йемена (2) и Вьетнама (1) в Рыбинске и на Ярославском судостроительном заводе (бывший завод №345) построили 22 катера пр. 1241 РЭ с ракетами П-20. По лицензии эти катера собирались с 1991 г. в Индии.

Практически все отечественные катера оснащались системой целеуказания «Монолит-Т», размещенной под обтекателем, а головной для советского ВМФ и все экспортные – РЛС «Гарпун» («Гарпун- Э»). На всех катерах с П-15М вместо дизелей установили турбины М-75 мощностью по 5000 л.с.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх