ЦКБ-3 ДУБЛЕР № 1


Выдающийся русский авиаконструктор Н.Н.Поликарпов за свою яркую творческую жизнь создал более 350 конструкций летательных аппаратов, многие из которых были построены и испытаны. О некоторых самолетах известно крайне мало, и даже в книге В.Б.Шав-рова «История конструкций самолетов в СССР» сведения о них отсутствуют.

К числу таких машин относится истребитель ЦКБ-3 дублер №1.

Неискушенный читатель по обозначению самолета решит, что речь пойдет об опытном ЦКБ-3 - прообразе известного истребителя И-15. И ошибется. Второй экземпляр ЦКБ-3 действительно назывался ЦКБ-3 дублер. Но обозначение ЦКБ-3 дублер №1 все же относилось к другой, новой машине.

В конце 1933 г. Н.Н.Поликарпов завершил работу по созданию истребителя И-15. Опытный экземпляр ЦКБ-3 совершил первый полет 23 октября 1933 г., затем успешно прошел летные испытания и в 1934 г. истребитель И-15 был внедрен в серийное производство. Он имел сравнительно небольшие геометрические размеры: длину - 6,1 метров, размах верхнего крыла - 9,75 и нижнего - 7,5 метров. Отличительной особенностью нового самолета являлся выполненный по схеме «чайка» центроплан верхнего крыла.

«Введя схему «чайка» в самолет И-15, я хотел, наряду с уменьшением интерференции, обеспечить этим наилучшую маневренность самолета, особенно на глубоком вираже", - писал Николай Николаевич. Самолет показал хорошие летные данные, развивал максимальную скорость 367 км/ч и имел рекордно малое время виража - 8 секунд.

В первую очередь на истребитель предполагалось поставить туннельный капот и сделать закрывающимся фонарь кабины - по типу самолета И-16. Проводились мероприятия по улучшению общей аэродинамики машины. Бипланная коробка крыла типа «чайка» сохранялась.

В итоге был разработан проект, получивший обозначение ЦКБ-3 дублер № 1. Его должны были оснастить высотным мотором Райт «Циклон» SGR 1820 Р-54, но из-за отсутствия последнего поставили менее высотный Р-3.

На летных заводских испытаниях самолет показал неплохие характеристики: максимальная скорость с тем же двигателем, что и у И-15 (то есть Райт «Циклон» SGR 1820 F-3) равнялась 385 км/ч. С высотным двигателем той же серии Р-54 расчетная максимальная скорость должна составлять 405-415 км/ч.

Однако Поликарпов понимал, что схема самолета имеет резервы и что за счет улучшения аэродинамики летные характеристики машины можно повысить.

Была разработана модификация машины для побития рекорда высоты. Она имела обозначение ЦКБ-3 РВ (И-15 РВ) или ЦКБ-42. С исходного самолета снималось вооружение,прицел, лишнее оборудование, размах верхнего и нижнего крыльев бипланной коробки увеличивался на 2,25 метра. Предполагалось, что машина с двигателем Райт «Циклон» SGR 1820 Р-54 сможет достичь высоты 16000 метров.

Однако, проект этой машины реализован не был. Исходный вариант ЦКБ-3 дублер №1, несмотря на неплохие летные характеристики, на госиспытания не передавался.

Главная причина заключалась в следующем. К этому времени у руководства ВВС и части летчиков сложилось убеждение о бесперспективности использования крыла типа «чайка».

Во-первых, не нравилось, что при взлете «чайка» закрывала обзор вбок.

Во-вторых, центроплан «чайка», экранированный крылом и фюзеляжем, создавал довольно значительную боковую силу при наличии угла скольжения, улучшавшую боковую меневренность самолета. Некоторые летчики воспринимали ее как свидетельство неустойчивости машины, с чем Поликарпов никак не мог согласиться. Он отмечал, что у самолета отсутствует нарастание колебаний по углу рысканья, то есть, самолет является устойчивым в боковой плоскости.

Наличие сравнительно большой боковой силы дает летчику определенные преимущества в маневренном бою. К сожалению, понимание этого пришло позже, во время войны в Испании, когда истребитель И-15 был уже снят с серийного производства.

А в 1934-1935 гг. руководство ВВС в категоричной форма требовало от Поликарпова убрать чайку, что и было сделано, хотя сам Николай Николаевич противился этому. Работы по доводке ЦКБ-3 дублер №1 остановили.

Н. Н. Поликарпов вынужден был начать работы по проектированию истребителя с нормальным центропланом, которые в итоге привели к созданию И-15бис. При этом использовался опыт постройки самолета ЦКБ-3 дублер №1.

Позже он вновь вернулся к схеме «чайка» в истребителе И-153, но уже на новом качественном уровне.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх