Зато другой проект - аэроглиссера - Морской генеральный штаб одобрил.


В эту, казалось бы, известную идею Голенищев-Кутузов сумел вложить столько нового и оригинального, что на долгие годы опередил многое из созданного позднее.

По замыслу автора, основу конструкции глиссера составляли два поплавка с реданами, прикрепленные к легкой ферме. Сейчас такую схему (кстати, сравнительно распространенную) называют "катамараном", но тогда она в отечественном судостроении практически не применялась. Снизу поплавков на специальных штангах крепилось подводное крыло. Голенищев-Кутузов знал, что исследования прямых подводных крыльев, проводимые в бассейне Морского ведомства, показали их недостаточную устойчивость по крену. Но эту проблему лейтенант решил довольно оригинальным способом: сверху на поплавки устанавливалась коробка воздушных крыльев с элеронами. Аппарат приводился в движение авиационными двигателями с воздушными винтами. Управление по курсу осуществлялось воздушными рулями, вынесенными на фермах за поплавки. Экипаж, оборудование и топливо размещались в гондоле. Вооружение состояло из двух торпед.

Эту конструкцию Иван Иванович назвал «аэроглиссером», хотя по современной классификации ее можно трактовать как первый в мире экраноплан или как судно на подводных крыльях. Воздадим должное таланту скромного морского офицера.

В октябре 1915г. проект Голенищева-Кутузова получил положительный отзыв в штабе Балтийского флота, а в ноябре - в Морском генеральном штабе. Министр адмирал Григорович, основываясь на докладной записке Морского генерального штаба, распорядился отыскать средства на постройку аэроглиссера.

Конструкция содержала принципиально новые элементы, не встречавшиеся в мировой практике, и было решено предварительно построить опытный аппарат без вооружения, который, впрочем, можно было бы использовать как транспортное средство, вполне пригодное для мелководной Балтики. Голенищеву-Кутузову поручили разработку технического проекта. В декабре 1915 г. его направили в Санкт-Петербург в распоряжение Главного морского штаба, а затем назначили наблюдающим -по минной части- за постройкой кораблей в Балтийском море.

Так как конструкция аэроглиссера оказалась во многом не характерной для судостроения (надводные крылья, двигатели с воздушным винтом и т.д.), его постройку предполагалось вести на заводе С. С. Щетинина - первом русском авиационном заводе, открытом еще в 1909 г. С началом мировой войны это предприятие стало специализироваться на производстве морских самолетов, что существенно облегчало задачу создания глиссера. Инженеры завода помогли Ивану Ивановичу в разработке чертежно-конст-рукторской документации. В середине 1916 г. постройку завершили. Два мотора «Сальмсон» мощностью по 140 л.с. располагались в одной гондоле (для уменьшения сопротивления) и вращали тянущий и толкающий воздушные винты. Испытания показали, что аэроглиссер имеет неплохие характеристики, и в конца 1916 г. флот выдал заказ на постройку небольшой серии из 20 штук для Балтики. Революционные события помешали воплощению этих планов в жизнь.

Для предполагаемого использования аэроглиссера в качестве торпедного катера Иван Иванович, назначенный к тому времени наблюдающим за выполнением заказов Морского ведомства на завод С. С. Щетинина, спроектировал торпедный аппарат.

Аэроглиссер по внешнему виду был очень похож на самолет. Требовалось сделать всего лишь один решительный шаг: увеличить размах надводных крыльев, несколько видоизменить конструкцию, чтобы получить гидросамолет-торпедоносец. И этот шаг Голенищев-Кутузов сделал. Замечу в скобках, что к этому времени англичане имели несколько типов самолетов- торпедоносцев. Иван Иванович понимал, что ни знаний, ни опыта в создании самолетов у него нет. Поэтому он поделился своей идеей с главным конструктором завода Григоровичем. Замысел Голенищева-Кутузова лег в основу проекта первого отечественного гидросамолета-торпедоносца ГАСН. Его обозначение представляло собой сокращение слов - гидроаэроплан специального назначения», поскольку применение авиации для торпедометания считалось важным государственным секретом.

"Аэроглиссер" конструкции И. И. Голенищева-Кутузова, 1916 г.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх