|
||||
|
Билли Бишоп, кавалер «Креста Виктории» Пауль Клифтон/ Великобритания Перевод с английского* Ольги К. Совенко/ Харьков Пауль Клифтон/ Великобритания Перевод с английского* Ольги К. Совенко/ Харьков В ходе первой мировой войны только несколько летчиков, занимавшихся свободной «охотой» на западном фронте, достигли свыше 70 личных побед в воздухе. Среди них можно назвать немца Манфреда фон Рихтгоффена, имевшего на своем счету 80 сбитых самолетов; француза Рене Фонка, уничтожившего 75 машин; ирландца Эдварда Маннока, сбившего 73 самолета. Канадец Билли Бишоп, одержавший 72 победы, по праву стоит в этом ряду выдающихся асов. Шансы упрямого канадского летчика, стремившегося уничтожить врага любой ценой, были не велики… Неразрешимая задача Пролетая над германскими окопами, капитан Королевского летного корпуса У.А. Бишоп увидел на темном небе первые желтые полосы рассвета. Он вел свой одинокий «Ньюпор» на высоте в несколько сотен футов** над серыми ордами немецких солдат, и холодный ветер дул ему в лицо. Лишь только показались отмеченные воронками бомб, грязные поля сражений, Бишоп почувствовал покалывание мышц пустого желудка, невольно напрягшихся в ожидании предстоящего боя. На своем «Ньюпоре» Билли Бишоп собирался в одиночку штурмовать немецкий аэродром! План этого смелого полета У. А. Бишоп -воинственный канадец, получавший удовольствие от каждой минуты такого волнующего занятия, как охота на вражеские самолеты, стал обдумывать давно. Идея заключалась в том, чтобы атаковать немецкий аэродром, пока все самолеты еще находятся на земле. Бишоп сделал вывод, что лучше всего совершить нападение на рассвете. Он застанет противника врасплох и поразит его машины прежде, чем немцы поднимутся в воздух. Бишоп решился выполнить этот беспрецедентный по своей смелости полет 2 июня 1917 г. Когда канадец, наконец, достиг аэродрома-цели, его постигло разочарование: заросшее травой поле оказалось полностью заброшенным. Он не мог разглядеть ни единого признака присутствия немецких солдат или самолетов. Ужасно подавленный, Билли утешал себя мыслью, что сможет осуществить свою неожиданную атаку в другой раз. Внезапно в слабом утреннем свете Бишоп различил низкие очертания вражеских ангаров. К его радости, другой немецкий аэродром был прямо перед ним! Приблизившись, он увидел семь стоящих неподвижно немецких аэропланов. Очевидно, их только что подготовили к взлету для утреннего патрулирования. Бишоп пролетел на своем маленьком «Ньюпоре» примерно в 300 футах над покрытой росой травой и заметил, что на нескольких машинах производится опробование двигателей. Механики группами стояли позади своих самолетов, а рядом располагались несколько зенитных батарей. Бишоп без колебаний направил Свой «Ньюпор» вниз. Несясь уже над самой травой, он высматривал немецкие самолеты. С высоты около 50 футов он разглядел изумленные лица германских летчиков, в ужасе повернувшихся к нему. Билли открыл огонь и сразу же увидел по крайней мере одну замертво упавшую под градом пуль фигуру. Внезапно каждый мускул его тела напрягся: он услышал вибрирующее стокатто пулеметов, стрелявших по нему с земли. Бишоп огляделся и мрачно отметил, что враг был неутешительно точен: уродливые узоры пулевых отверстий покрыли обшивку крыльев. Тем не менее, Билли отважился остаться над аэродромом. Ведь, чтобы выжить, ему было необходимо уничтожить каждый немецкий самолет до того, как тот поднимется в небо. Одна из вражеских машин начала разбег. Сквозь свистящие рядом пули Бишоп пикировал на немецкий самолет, который все-таки сумел оторваться от земли. Билли хладнокровно прицелился, но нажал на гашетку пулемета лишь тогда, когда силуэт машины противника до краев заполнил прицельную рамку. Канадец увидел, как вражеская машина перешла в скольжение, затем резко снизилась и врезалась в землю. «Номер 1», - отметил про себя Бишоп. Билли огляделся и увидел еще один немецкий самолет, успевший подняться в воздух и летевший низко над землей. Из-за численного превосходства врага Бишоп не мог тратить время на сближение и, тщательно прицелившись, выстрелил из того положения, в котором находился. На мгновение - это было незабываемо - перед ним промелькнуло побелевшее от напряжения лицо немецкого летчика, увидевшего очередь направленных в него пуль. Почти втотже миг вражеский самолет разбился о деревья. «Номер 2», - продолжил счет Бишоп. Когда канадец вновь повернул к аэродрому, его глазам предстала картина, которой он больше всего боялся: два немецких самолета взлетали одновременно в разных направлениях. Перед вылетом Бишоп предвидел такую ситуацию, но ему так и не удалось придумать из нее выход. Единственное, что оставалось летчику, это уходить. Билли Бишоп приготовился лететь домой. Один из вражеских самолетов начал преследование. Оглянувшись, Бишоп увидел, что противник зашел ему в хвост. Тогда и канадец развернул свой «Ньюпор». Обе машины закружили друг около друга, стремясь нанести смертельный удар. В какой-то момент, использовав, удачное стечение обстоятельств, Бишоп послал короткую очередь. Германский аэроплан устремился к земле. Отважный канадец записал на свой счет третью победу и немедленно переключил внимание на четвертую вражескую машину, летевшую к нему. Билли четко сознавал: сейчас он находится в крайне тяжелом положении - почти весь боезапас израсходован, а врагам, желающим его атаковать, не видно конца. Однако у Бишопа не было выбора. Он упрямо помчался на врага и опустошил в него последний пулеметный магазин. К счастью, его пули достигли цели, и немец стал падать. Теперь, полностью безоружный, Бишоп благоразумно решил ретироваться. Но это оказалось не так-то просто: еще четыре вражеских аэроплана-разведчика летели прямо на него! Бишоп у своего «Ньюпора - 17», Франция, июль 1917 г. Бишоп перезаряжает пулемет своего «Ньопора» Один, расстрелявший весь боезапас, в глубине вражеской территории, Бишоп не мог соперничать с таким смертельным квартетом. Но в конце концов ему удалось воспользоваться ошибкой противника и избежать гибели. На своем аэродроме «Ньюпор» Бишопа приземлился основательно потрепанным, хотя сам канадец не получил ни единой царапины. Позднее, говоря о везении, сопутствовавшем ему на протяжении всей карьеры летчика, он отметил, что ни одна пуля не прошла ближе, чем в паре футов от него. Это был один из самых дерзких одиночных вылетов в ходе первой мировой войны. Не удивительно, что в качестве признания его невероятной доблести Билли Бишоп впоследствии был награжден высшим военным орденом Британской империи «Виктори Кросс». 72 победы На западный фронт Уильяма А. (Билли) Бишопа, симпатичного, компанейского парня, привело страстное желание уничтожать врага. Со временем оно превратилось в одержимость. Но вначале на борьбу в воздухе он смотрел, как на спорт. Сам Бишоп говорил так: «Для меня сбить самолет не значило убить человека. Я стрелял как-будто в механическую мишень. Это была прекрасная игра». Однако в дальнейшем желание довести количество сбитых им самолетов до рекордного числа стало всеохватывающим стремлением, превалировавшим в его душе над всеми остальными. Освещая этот безжалостный период своей жизни, Бишоп вспоминал: «Я стал очень честолюбивым и желал достичь как можно большего числа подтвержденных побед… Для этого я планировал много маленьких одиночных рейдов, требовавших огромного терпения, но повезло мне всего лишь раз или два». Детство Бишоп провел в Канаде. Его родной город был окружен густыми лесами. Там он начинал учиться стрелять. Когда разразилась война, Бишоп стал кадетом Королевского военного колледжа в Кингстоне и прекрасным верховым стрелком, способным совладать с любой лошадью. Тогда и была заложена основа его потрясающей карьеры летчика-истребителя. После трехлетнего обучения Бишопа в звании ле,йтен^нта направили в Англию. Однажды во время маневров усталый, весь забрызганный липкой грязью, Бишоп увидел маленький аэроплан, неожиданно вынырнувший из пелены мелкого надоедливого дождя. «Он изящно приземлился на ближайшее поле, своими чистыми крыльями как бы выражая презрение такому отвратительному пейзажу,» - писал Бишоп в «Крылатой войне» (Winged Warfare) - автобиографии, посвященной его боевым приключениям в воздухе, - «а затем снова легко поднялся в чистоту серого тумана». Он добавил: «Как долго я глядел в след аэроплану, не знаю. Но когда, очнувшись от увиденного, я снова оказался по колено в грязи, то дал себе слово встречаться с врагом только в воздухе». В следующий уик-энд Бишоп столкнулся в Лондоне с двумя англичанами, которые недавно перевелись служить в авиацию. Билли поинтересовался у них, что необходимо для этого сделать. Англичане посоветовали ему пойти в Военное Министерство на прием к лорду Хьюго Чечиллю. Естественно, Бишоп задержался в Лондоне и в понедельник утром встретился с лордом. Его просьба была удовлетворена, однако ему посоветовали сначала попробовать себя в качестве воздушного наблюдателя. И хотя Бишоп мечтал стать летчиком-истребителем, он воспользовался удобным случаем и принял это предложение. Бишоп провел четыре месяца во Франции в качестве наблюдателя, и все это время страстно желал принять участие в воздушных боях. Но реальных возможностей для активных действий не было. Однажды пилот Бишопа неудачно посадил их самолет, и канадец повредил себе колено. Чтобы обеспечить надлежащее медицинское обслуживание, его отправили в Англию. Находясь там, он предпринял ряд решительных шагов с целью быть зачисленным на курсы пилотов. В конце концов после сдачи необходимых тестов Бишопа приняли в летную школу. Как и многие другие воздушные асы, Билли Бишоп сначала столкнулся с большими трудностями. В своем первом самостоятельном вылете на «Фармане», который он презрительно называл «попрыгунчик», он чуть не разбил самолет - при посадке его аэроплан «скозлил» на восемь футов! Когда в летной книжке Бишопа было записано не более пятнадцати часов самостоятельных полетов, его направили охранять устье Темзы от «Цеппелинов». Беда заключалась в том, что за все время ему не встретилось ни одного противника. Это и было причиной, по которой Бишоп так долго не принимал участия в воздушных боях как летчик-истребитель. Наконец он получил шанс, которого так долго ждал: его направили во Францию учиться летать на последней модели «Ньюпора». Но вскоре радость чуть было не обернулась горем. Когда Бишоп возвращался из своего второго полета на новом аэроплане, он совершил аварийную посадку. Ему очень не повезло -надо же было такому случиться, что в это время на аэродроме находился командир авиакрыла и наблюдал происшествие. Вызвав Бишопа «на ковер», подполковник пригрозил отослать начинающего пилота обратно в летную школу. Канадцу пришлось использовать все свое обаяние и красноречие, чтобы убедить командира дать ему еще один шанс. Несколько дней спустя, в своем первом воздушном бою Бишоп записал на свой счет сбитый самолет; и вскоре его коллеги поняли, что этот горячий канадец - летчик исключительно высокого класса. Впоследствии Бишоп заслуженно стал командиром дивизиона № 85. Из-за своей потрясающей агрессивности Бишоп иногда охотился за вражескими самолетами по семь с половиной часов в день. В общей сложности он провел более двухсот воздушных боев. Как правило, на вражеской территории, в одиночку и против превосходящих сил. В результате на его личном счету оказалось не менее 72 сбитых самолетов противника. За столь выдающиеся успехи Бишоп был награжден не только «Крестом Победы», но и другими орденами. Его имя упоминалось в информационных сводках. Он был принят в «Почетный Легион», а в конце первой мировой войны повышен от лейтенанта до подполковника канадского Генерального штаба. * Billy Bishop V.C. by Paul Clifton, Flying Reiew, December, 1957 ** 1 фут = 0,3048 м; 1 ярд = 0,9144 м Семь вылетов в день Бишоп никогда не был удовлетворен летным днем, если не мог прибавить к своему счету еще хотя бы один сбитый самолет. Однажды он взлетал шесть раз в день, но не мог добиться победы. К вечеру обшивка его самолета была изрешечена пулевыми пробоинами, а левый элерон не работал. Трезво оценивая обстановку, механик настойчиво просил своего отчаянного пилота оставить изувеченный «Ньюпор» на земле для ремонта. Однако Бишоп не желал слушать его. Поздним вечером канадец упрямо взлетел в седьмой раз, решив во что бы то ни стало увеличить свой и без того впечатляющий результат хотя бы на одну победу. Бишоп обыскивал взглядом темнеющее небо, высматривая противника. В конце концов, находясь на высоте 5000 футов, неподалеку от Армантьера, далеко внизу он заметил серебристый «Альбатрос». Обрадовавшись, Билли бросился к нему, но, сам того не подозревая, оказался в ловушке. Пять других «Альбатросов», прятавшихся среди облаков, спикировали на его одинокий «Ньюпор». Заметив угрозу, Бишоп тем не менее зашел в хвост вражеской машине и поразил ее. Затем он хладнокровно повернул к пяти германским самолетам, окружившим его аэроплан. Противник попытался атаковать его «Ньюпор», но Бишоп, взяв инициативу в свои руки, полетел прямо на ведущего. Он упрямо держал курс на сближение с немцем, не открывая огня. Он хотел заставить вражеского пилота нервничать. В конце концов, когда две машины, казалось, разобьются друг о друга, немец не выдержал и ввел «Альбатрос» в крутое пикирование. Скользнув вниз, Бишоп увидел, как немецкий самолет сорвался в штопор и разбился. Оставшиеся четыре «Альбатроса» в страхе пытались бежать от одинокого «Ньюпора». Но Бишоп не мог позволить противнику уйти без боя. Он зашел в хвост ближайшему «Альбатросу» и нажал на гашетку, но пулемет заклинило. Теперь Бишоп был не только фактически безоружен, но из-за поврежденного элерона ему тяжело было управлять машиной. Однако он все еще не был удовлетворен своими достижениями в этот день и без колебаний дал полный газ. Поврежденный «Ньюпор» летел весьма неустойчиво, временами опасно содрогаясь. С ловкостью управляя непослушной машиной, Бишоп хладнокровно держался рядом с германскими аэропланами. Он обратил внимание на встревоженное лицо одного из немецких летчиков. Его самолет был поврежден больше, чем «Ньюпор». Правое крыло «Альбатроса» было пробито во многих местах, а несколько подкосов сломалось. Аэроплан летел со скольжением. Дюйм за дюймом Бишоп приближался к выбранной жертве. Подойдя вплотную, он ударил левым крылом своей машины по законцовке крыла «Альбатроса». Раздался громкий треск рвущейся обшивки и хруст дерева. В тот же момент Билли почувствовал, что ручка управления в его руках опасно вибрирует. Положение стало тревожным, но канадец не утратил присутствия духа: выглянув из кабины, он увидел зрелище, доставившее ему огромное удовольствие -поверженный «Альбатрос» несся к земле. Наконец Билли Бишоп был удовлетворен своей дневной работой. Он повел аэроплан домой. Стремление неистового канадца постоянно увеличивать свой персональный счет не покидало его вплоть до последнего полета на западном фронте, когда ему пришел приказ приступить к выполнению командирских обязанностей, и Билли Бишоп вылетел на «охоту» в последний раз. Один против четверых Вскоре после взлета, достигнув Ипра, Бишоп заметил три новых германских истребителя «Пфальц». И хотя, как обычно, Билли вылетел один, он немедленно атаковал ближайший и превратил его в пылающий факел. Билли Бишоп и Уинстон Черчилль во время второй мировой войны Как и следовало ожидать, оставшиеся вражеские самолеты развернулись, чтобы отомстить Бишопу. Неожиданно он заметил еще два немецких истребителя, вынырнувших из облаков. Канадец не рассчитывал на встречу с таким суперпротивником. Но ситуация «один против четырех» была не нова для него, да и появившиеся самолеты давали ему возможность записать на свой счет победы, к которым он так стремился. Уклонившись от первой атаки, Бишоп спокойно наблюдал, как две вражеские машины кружили вокруг него и безрезультатно пытались зайти ему в хвост. Внезапно он понял, какой редкий шанс ему представился. Как только они в очередной раз повернули к его самолету, Бишоп ловко проскользнул между ними. Заметавшись в растерянности, германские самолеты столкнулись друг с другом и рухнули на землю. Оставшиеся два вражеских летчика немедленно развернули свои машины прочь от трагедии, свидетелями которой они только что были. Но Билли не хотел терять зту последнюю возможность сразиться с противником. Он решительно бросился в погоню и открыл огонь с дистанции 200 ярдов. Один самолет ему удалось поразить сразу же. Тот, вращаясь, устремился вниз. Другой резко набрал высоту и скрылся в облаках. Однако у Бишопа еще оставался боезапас, к тому же его страстная жажда крови врага еще не была удовлетворена. Поэтому канадец бросился на поиски сбежавшей цели. В конце концов ему повезло, и он заметил врага. Заняв позицию сзади и несколько выше немецкого самолета, Бишоп атаковал. В результате неожиданного нападения истребитель противника загорелся, а потом разбился. Таким образом,вэтот день Билли сбил пятьсамолетов за два часа. Запланированная победа Размышляя над причинами своих выдающихся успехов в исскустве поражения вражеских самолетов, Бишоп пришел к выводу, что основой их была точность в стрельбе. «Я… узнал, что самым главным в бою есть ведение огня,» - говорил он. Не удивительно, что Бишоп постоянно практиковался в воздушной стрельбе. Например, начиная летать на «Ньюпоре», он собрал на кухне столько пустых консервных банок, сколько мог унести в руках. Затем он сложил все жестянки в мешок и на высоте 10.000 футов разбросал в разные стороны. Падая, банки выделялись на фоне неба, как поплавки на воде. Бишоп догонял каждую и расстреливал ее. К тому времени, когда все банки с полевой кухни были разбиты, он не только чувствовал себя в «Ньюпоре» как дома, но и приобрел большой опыт прицельной стрельбы. Использование оптимальных приемов воздушного боя, полагал Бишоп, есть второй важнейший фактор, обеспечивающий успех схватки. Однажды он заметил летящий высоко над ним вражеский аэроплан-разведчик. Прежде чем напасть на противника, Бишоп тщательно продумал план действий. Он занял позицию со стороны солнца и стал карабкаться вверх, оставаясь незамеченным. Достигнув желаемой высоты, он спикировал и зашел в хвост германскому аэроплану. Теперь канадец летел позади вражеского самолета и четко видел даже черные кресты на крыльях. Постепенно он подкрадывался все ближе. Ему даже приходилось сдерживать себя, чтобы не открыть огонь слишком рано. Оказавшись в 20 ярдах от разведчика, Бишоп прицелился в то место, где должен был сидеть немецкий летчик, и выстрелил. Он хладнокровно наблюдал, как 20 трассирующих пуль устремились к цели. В тотже миг вражеский самолет резко накренился на крыло. Бишоп без промедления отклонил свою машину в противоположную сторону, чтобы избежать столкновения. С удовлетворением он проследил за дымовым шлейфом, потянувшимся за падающим аэропланом. Третьим и последним секретом успеха отважного канадца было, по его мнению, совершенное пилотирование самолета. Бишоп говорил: «Чтобы успешно сражаться, летчик должен безупречно владеть своей машиной. В бою все внимание нужно уделять противнику, а пилотирование должно вестись инстинктивно». Во время второй мировой войны известный воздушный ас (в то время - маршал авиации) Уильям А. Бишоп занимался вербовкой кадров для канадских ВВС и был награжден за свои выдающиеся заслуги. И все же самый волнующий и торжественный момент он пережил, когда собственноручно прикалывал на грудь своего сына крылатую эмблему летчика. Умер маршал Уильям А. Бишоп в 1956 г. в возрасте 62 лет. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|