|
||||
|
Пасха по – Цейлонски. 1942 год Владимир Заболоцкий, анатолий Овчаренко/ Киев Продолжение. Начало в «АиВ», № 1' 10. Когда утром 5 апреля японцы завершили налет на Коломбо, адмирал Джеймс Сомервилл («Слим») еще собирал силы для удара по неприятельскому флоту. На соединение со своим командующим спешили тяжелые крейсера «Корнуолл» и «Дорсетшир». Они были обнаружены экипажами японских гидросамолетов-разведчиков Аичи Е13А с тяжелых крейсеров «Тоне» и «Абукума», но ошибочно приняты за эсминцы. Получив это сообщение, адмирал Нагумо решил, что поблизости могут находиться главные силы Восточного флота противника, и немедленно выслал для удара по ним 53 пикирующих бомбардировщика «Вэл» во главе с капитаном 2-го ранга Т. Эгуши. Около 13.40 начался налет. Пикировщики тройками поочередно, не обращая внимания на зенитный огонь, атаковали оба крейсера. С первого же захода они добились трех попаданий в «Дорсетшир», выведя из строя рулевое управление, катапульту и зенитные орудия. Спустя 4 минуты тот прекратил огонь и горел от передней трубы до кормы, имея значительный крен на левый борт. Убедившись в безнадежности положения, командир приказал экипажу покинуть корабль. Один пикировщик с бреющего полета обстрелял спасавшихся. В 13.51 получивший 10 попаданий крейсер затонул (по японским данным, в него угодило 82% сброшенных бомб). «Корнуолл» также получил 3 бомбы в первом же заходе. Многочисленные дальнейшие попадания (87% сброшенных бомб) и близкие разрывы в воде окончательно вывели крейсер из строя – он потерял ход и начал тонуть с креном на левый борт. В 13.55 по приказу своего раненого командира экипаж покинул корабль. В последний момент снова появились японские самолеты – 27 «Вэлов» и 1 разведчик. Но прежде, чем они приблизились, корабль скрылся под водой. Потопление крейсеров стоило японцам потери всего одного «Вэла». Сотни моряков оказались в океане почти без спасательных средств (на воду удалось спустить лишь 3 вельбота и моторный катер). В довершение всего появились акулы, набросившиеся на тела десятков погибших и, к счастью, не трогавшие живых. На помощь рассчитывать не приходилось – ближайший берег был далеко, радиограммы о налете японцев отправить никто не успел, и командование не знало о трагической участи кораблей. Тем временем два «Альбакора» из соединения Сомервилла, находившегося в 90 милях к юго-западу от места боя, обнаружили корабли Нагумо. Однако японцы тут же сбили один из них, и он исчез в океане со всем экипажем. Другому удалось уйти. Позже «Зеро» атаковали еще один «Альбакор», тот получил 40 попаданий, но сумел вернуться на свой корабль, по пути случайно обнаружив на поверхности воды моряков с погибших крейсеров. Им на помощь адмирал выслал легкий крейсер «Энтерпрайз» и 2 эсминца, которые спасли 1122 человека. Потери экипажей составили: «Дорсетшир» – 215 матросов и 19 офицеров, «Корнуолл» – 192 и 10 соответственно. Соединение Нагумо обнаружила в 450 милях от Цейлона патрульная «Каталина» из 240-й эскадрильи, оставшаяся незамеченной. Однако, узнав о потере своих тяжелых крейсеров и составе сил неприятеля, «Слим» уклонился от боя, чтобы соединиться утром 6 апреля с Force В и вновь повернуть в направлении противника. Но Нагумо отошел, и встреча флотов вновь не состоялась. Исходя из превосходства японцев в силах, Адмиралтейство приказало Сомервиллу отойти на запад, избежав боя. Тем не менее, разведывательные самолеты обеих сторон продолжали поиск. Так, вечером 6 апреля очередной «Альбакор» с авианосца «Индомитебл» встретил над океаном пару «Кейтов», но сумел уйти от них. 8 числа Сомервилл пришел на Адду, где было принято оптимальное в создавшейся обстановке решение – увести старые корабли Force В в Кению, а современные корабли Force А – в Бомбей, откуда они могли бы действовать на случай дальнейшей японской экспансии. Пользуясь отсутствием противника в Бенгальском заливе, там несколько дней пиратствовала эскадра адмирала Одзавы, в состав которой входил и авианосец «Рюдзе» (15 «Кейтов» и 12 «Зеро»), Одзаву поддерживали 18 бомбардировщиков Мицубиси G3M2 («Нелл») воздушного корпуса «Гензан», а также 18 «Зеро» и разведчик Мицубиси С5М2 («Бабе») 22-го воздушного флота. В полдень 5 апреля 10 «Кейтов» с «Рюдзе» атаковали севернее индийского порта Визакхапатнам 10 судов, но потопить смогли только британ- Авианосец «Рюдзе», входивший в соединение вице-адмирала Одзавы Гибель под японскими бомбами тяжелых крейсеров «Дорсетшир» и «Корнуолл» Торпедоносец «Суордфиш» проходит над палубой авианосца «Индомитебл» ский сухогруз «Харпаса». Турбоход «Дарданус» получил 2 попадания бомб и потерял ход. Позже его на буксире удалось отвести в Мадрас. В 17.30 Одзава разделил свое соединение на 3 группы: северную, южную и центральную, в которую вошел авианосец «Рюдзе». Утром 6 апреля бомбардировщики авиакорпуса «Гензан» совместно с истребителями из 22-го воздушного флота атаковали порт Акаб в северо-западной Бирме, потопив вблизи него небольшой индийский сторожевик «Индус» (10 погибших). На аэродроме они уничтожили транспортный DC-3 и «Харрикейн». Примерно в то же время при возвращении разведывательного гидросамолета Накаджима E8N2 на крейсер «Кумано» его неожиданно атаковал истребитель Кертисс Р-36 «Мохок», который пилотировал л-т Кейт Мак Эван из новозеландской 5-й эскадрильи. Он спикировал, на большой скорости прошел между японскими эсминцем и крейсером, у борта которого стоял на воде E8N2, обстрелял его и улетел. Получивший 19 попаданий самолет успели поднять на палубу крейсера. В течение всего дня самолеты центральной группы находили и атаковали суда противника, а затем наводили на них корабли, которые завершали дело. Так, в первой половине дня 2 самолета подожгли американский турбоход «Бенвиль», шедший в Коломбо, который затем добил крейсер «Чокай». Из 60 человек команды 19 погибли, почти все остальные были ранены. Вечером самолеты с «Рюдзе» совершили налет на порты Визакхапатнам и Какинада на восточном побережье Индии. Они лишь повредили британский теплоход «Энгло Кэнедиан», да и в самих портах разрушения оказались минимальными, но атаки имели значительный психологический эффект – впервые за войну бомбы упали на материковой Индии. В обоих городах возникла паника, и началась эвакуация населения. В море самолеты с «Рюдзе» потопили британский транспорт «Синкианг» (11 погибших). Вслед за ним гидросамолет- разведчик с крейсера «Чокай» поразил бомбой голландский теплоход «Фон дер Капеллен». Команда подожгла потерявшее ход судно и на шлюпках ушла к берегу (теплоход горел двое суток). Всего центральная группа потопила 9 судов и одно повредила. Свой вклад внесли гидросамолеты-разведчики и в достижения южной группы, которая потопила 6 апреля 3 британских и 2 норвежских судна. Например, утром они обнаружили и атаковали поврежденный днем ранее самолетами с «Рюдзе» турбоход «Дарданос», которого тащил на буксире пароход «Гайдара», но результата не добились. Однако обнаруженные авиацией суда были обречены – вскоре их потопили японские корабли. 7 апреля Одзава собрал свои корабли вместе. Итогом действий соединения стало потопление в общей сложности 20 судов союзников суммарной грузоподъемностью 92347 BRT. Японцы потеряли всего один бомбардировщик. Британские самолеты-разведчики неоднократно обнаруживали корабли Одзавы, но ввиду отсутствия в Бенгальском заливе сил, способных противостоять противнику, им оставалось только предупреждать по радио об опасности находившиеся в море суда. Во второй половине дня 7 апреля Нагумо повернул на север, затем на северо-запад, намереваясь атаковать цейлонский порт Тринкомали, где рассчитывал застать корабли Сомервилла. В тот же день 5 «Бленхеймов» и 2 «Суордфиша» безуспешно искали корабли Нагумо. Вечером англичане понесли очередные потери. Стартовавший с аэродрома Коккилаи близ Тринкомали легкий бомбардировщик Фейри «Сил» из 273-й эскадрильи врезался в стоявший на взлетной полосе «Суордфиш», обе машины сгорели, а находившиеся на борту «Сила» 3 человека погибли. 8 апреля в 15.17 разведывательная «Каталина» обнаружила 4 японских корабля, включая авианосец, которые находились в 480 милях юго-восточнее Тринкомали, откуда могли атаковать его либо Мадрас на юго-востоке Индии. В связи с этим англичане немедленно выслали из обоих портов и рассредоточили в море большинство находившихся там судов и кораблей. "Харрикейн» над аэродромом Чайна Бэй. Апрель 1942 г. «Альбакоры» из 831-й эскадрильи на палубе «Индомитебла». 1942 г. На следующее утро экипаж «Каталины» из 413-й эскадрильи (командир л-т Рей Томас, ВВС Нидерландов) обнаружил авианосцы Нагумо в 130 милях от Цейлона и сообщил об этом по радио. Гидросамолет тут же сбили истребители с «Хирю». Из его экипажа никому уцелеть не удалось. Фактически эти жертвы были принесены напрасно, т.к. японские самолеты уже выходили в атаку на Тринкомали. Ударную волну составляли 132 машины: 91 «Кейт» (по 18 с «Акаги», «Хирю», «Сорю» и «Дзуйкаку», а также 19 с «Сёкаку») в охранении 41 «Зеро». BoM6apflnpqBLUHKH вел капитан 1-го ранга Фучида, истребители – капитан 2-го ранга Итайя. Верный себе Нагумо оставил все пикировщики и часть истребителей на авианосцах на случай возможной встречи с британским флотом. Тринкомали прикрывали 17 «Харрикейнов» и 16 «Фулмаров» из 261-й и 273-й эскадрилий RAF соответственно. Первым подразделением командовал м-р Альберт Джеральд Льюис(5*) из Южной Африки, вторым – к-н P.M. Пимм. Переброшенная с Мальты 261-я эскадрилья состояла из опытных пилотов, в основном инструкторов. Большинство летчиков 273-й эскадрильи было из морской авиации, а их фактическим лидером являлся первый л-т П.Е. Бейли. Зенитная артиллерия включала 3 батареи из 43-го и 55-го полков ПВО плюс вооружение оставшихся в порту кораблей. На расположенном неподалеку аэродроме Чайна Бэй находились 2 палубных истребителя Грумман «Марлет» из 888-й эскадрильи с авианосца «Индомитебл». Здесь, а также на запасном аэродроме Коккиали, базировались 11 «Суордфишей» 814-й эскадрильи (м-р У.Х.Н. «Норри» Мартин, Королевская морская пехота) с авианосца «Гермес» и 5-6 таких же самолетов 788-й учебной эскадрильи (м-р Верной Б. Чизмен). Благодаря наличию в Тринкомали радиолокационной станции, британцы заранее обнаружили приближение японской воздушной армады и приготовились к отражению нападения. Находившиеся в воздухе 3 патрульных «Харрикейна» из 261-й эскадрильи встретили японцев еще на подходе, в 30 милях от берега и, воспользовавшись преимуществом в высоте, с ходу атаковали. Л-т Дэвид Фулфорд расстрелял «Зеро», тот загорелся и упал в море. Сержант Л.Т. Рамсей уничтожил второй «Зеро». Оба сбитых истребителя оказались с авианосца «Дзуйкаку», в их кабинах погибли командир истребительной группы капитан-лейтенант М. Макино и боцман Т. Мацумото. В завязавшемся воздушном бою Рамсей был ранен, но все же долетел до Чайна Бэй, где совершил грубую посадку, разбил самолет, но сам остался жив. Третий «Харрикейн» японцы сбили во время атаки. Его пилот сержант Дж. В. Уолтон погиб. В 7.30 начался налет на Тринкомали: с высоты 4500 м «Кейты» приступили к бомбардировке порта и аэродрома. К этому времени успели взлететь 12 «Харрикейнов», которые поднялись выше противника и атаковали его. Несмотря на преимущество в высоте, британские истребители добились лишь частичного успеха, а сами понесли потери. Были сразу подбиты 2 «Харрикейна», разбившиеся при вынужденных посадках, хотя их пилоты уцелели. Правда, перед этим один из них сержант Дж. Мартин сумел повредить японский бомбардировщик. Командир звена первый л-т Ричард Бат («Даки») Кливер сбил один «Кейт», но в неравном бою с четырьмя «Зеро» его «Харрикейн» получил 20 попаданий, и летчику тоже пришлось идти на вынужденную. Л-т К.Ф. Каунтер сбил японский самолет, но тут же на него набросились 3 или 4 «Зеро», наделавшие дырок в его машине и заставившие совершить аварийную посадку, во время которой истребитель сломал шасси. В один из преследовавших его «Зеро» (пилот боцман Фуджио Хайяши, авианосец «Сёкаку») попал зенитный снаряд, и он врезался в топливный резервуар, что вызвало сильный пожар, продолжавшийся 9 суток. В общей сложности летчики RAF претендовали на сбитие в этом бою 15 самолетов противника, зенитчики – еще 9. Собственные безвозвратные потери составили 8 «Харрикейнов», среди которых был и самолет командира 261-й эскадрильи м-ра Льюиса. Он взлетал последним, в 7.45, но в бой вступить не успел, так как сразу же был сбит и спасся на парашюте. Еще 7 «Харрикейнов» получили повреждения, так что после налета в этой эскадрилье осталось лишь 2 исправных истребителя. В бою не принимали участия оба «Марлета», имевшие высокие летно-технические характеристики и не уступавшие «Зеро». Для их 12,7-мм пулеметов… не нашлось запасного боекомплекта (!), в связи с чем машины «приберегли» на случай возможного японского десанта. Во время налета в воздухе находились также 4 «Фулмара» из 273-й эскадрильи. Хотя эти истребители не приняли участия в бою, один из них на аэродром не вернулся. Позже в джунглях обнаружили его обломки вместе с погибшим экипажем. Оказалось, что самолет разбился из-за отказа двигателя. На стоянках аэродрома Чайна Бэй, атакованного «Кейтами» с авианосцев «Сорю» и «Хирю», были уничтожены 8 «Суордфишей» и биплан Де Хевиленд DH-80A «Пусс Мот» аэроклуба Коломбо. В пораженных бомбами ангарах сгорели два самолета «Вилдевест», один ремонтируемый «Харрикейн» и еще один «Суордфиш». Повреждения получили пункт управления полетами и некоторые другие сооружения. При бомбежке погибли л-т морской авиации П.Л. Джеймс и 6 рядовых. Был тяжело ранен к-н Эрик Ф. Ейдселл из 261-й эскадрильи, скончавшийся в госпитале через трое суток. Сбитый Кливером «Кейт» (с «Хирю») врезался в зенитное орудие, убив на месте семерых человек. Тринкомали атаковали «Кейты» с «Акаги», «Дзуйкаку» и «Сёкаку». Бомбовые попадания получил стоявший в гавани британский транспорт «Сэгейинг», который начал гореть и, покинутый командой, был отнесен ветром на мель, где затонул (позже большую часть его груза спасли, в т.ч. 3 «Альбакора» и несколько «Валрусов»), Из 138 членов команды судна погибли один матрос и один зенитчик. Кроме того, был потоплен плавучий док и поврежден сухогруз «Эмпайр Мунрайз». На получившем незначительные повреждения мониторе «Эребус» погибли 9 моряков, а в городе и порту – 85 гражданских лиц и два солдата. Японцы претендовали на уничтожение в воздушном бою аж 53 самолетов противника, что более чем в 6,5 раза превосходило действительные потери RAF. Сами японцы фактически потеряли 5 самолетов: 3 «Зеро» (1 с «Сёкаку» и 2 с «Дзуйкаку») и 2 «Кейта» с «Хирю». Повреждения получили еще 10 «Кейтов» – 7 с «Сёкаку» и 3 с «Сорю». 5* Льюис успел повоевать во Франции и над Великобританией, был ранен и обожжен. На его счету значилось 18 сбитых самолетов, в т.ч. II – в течение двух дней «Битвы за Англию». Михаил Чмыхов/ пгт. Гостомель, Киевская область Фото из архива автора Примечания:Пасха по – Цейлонски. 1942 год Владимир Заболоцкий, анатолий Овчаренко/ Киев Продолжение. Начало в «АиВ», № 1' 10. Когда утром 5 апреля японцы завершили налет на Коломбо, адмирал Джеймс Сомервилл («Слим») еще собирал силы для удара по неприятельскому флоту. На соединение со своим командующим спешили тяжелые крейсера «Корнуолл» и «Дорсетшир». Они были обнаружены экипажами японских гидросамолетов-разведчиков Аичи Е13А с тяжелых крейсеров «Тоне» и «Абукума», но ошибочно приняты за эсминцы. Получив это сообщение, адмирал Нагумо решил, что поблизости могут находиться главные силы Восточного флота противника, и немедленно выслал для удара по ним 53 пикирующих бомбардировщика «Вэл» во главе с капитаном 2-го ранга Т. Эгуши. Около 13.40 начался налет. Пикировщики тройками поочередно, не обращая внимания на зенитный огонь, атаковали оба крейсера. С первого же захода они добились трех попаданий в «Дорсетшир», выведя из строя рулевое управление, катапульту и зенитные орудия. Спустя 4 минуты тот прекратил огонь и горел от передней трубы до кормы, имея значительный крен на левый борт. Убедившись в безнадежности положения, командир приказал экипажу покинуть корабль. Один пикировщик с бреющего полета обстрелял спасавшихся. В 13.51 получивший 10 попаданий крейсер затонул (по японским данным, в него угодило 82% сброшенных бомб). «Корнуолл» также получил 3 бомбы в первом же заходе. Многочисленные дальнейшие попадания (87% сброшенных бомб) и близкие разрывы в воде окончательно вывели крейсер из строя – он потерял ход и начал тонуть с креном на левый борт. В 13.55 по приказу своего раненого командира экипаж покинул корабль. В последний момент снова появились японские самолеты – 27 «Вэлов» и 1 разведчик. Но прежде, чем они приблизились, корабль скрылся под водой. Потопление крейсеров стоило японцам потери всего одного «Вэла». Сотни моряков оказались в океане почти без спасательных средств (на воду удалось спустить лишь 3 вельбота и моторный катер). В довершение всего появились акулы, набросившиеся на тела десятков погибших и, к счастью, не трогавшие живых. На помощь рассчитывать не приходилось – ближайший берег был далеко, радиограммы о налете японцев отправить никто не успел, и командование не знало о трагической участи кораблей. Тем временем два «Альбакора» из соединения Сомервилла, находившегося в 90 милях к юго-западу от места боя, обнаружили корабли Нагумо. Однако японцы тут же сбили один из них, и он исчез в океане со всем экипажем. Другому удалось уйти. Позже «Зеро» атаковали еще один «Альбакор», тот получил 40 попаданий, но сумел вернуться на свой корабль, по пути случайно обнаружив на поверхности воды моряков с погибших крейсеров. Им на помощь адмирал выслал легкий крейсер «Энтерпрайз» и 2 эсминца, которые спасли 1122 человека. Потери экипажей составили: «Дорсетшир» – 215 матросов и 19 офицеров, «Корнуолл» – 192 и 10 соответственно. Соединение Нагумо обнаружила в 450 милях от Цейлона патрульная «Каталина» из 240-й эскадрильи, оставшаяся незамеченной. Однако, узнав о потере своих тяжелых крейсеров и составе сил неприятеля, «Слим» уклонился от боя, чтобы соединиться утром 6 апреля с Force В и вновь повернуть в направлении противника. Но Нагумо отошел, и встреча флотов вновь не состоялась. Исходя из превосходства японцев в силах, Адмиралтейство приказало Сомервиллу отойти на запад, избежав боя. Тем не менее, разведывательные самолеты обеих сторон продолжали поиск. Так, вечером 6 апреля очередной «Альбакор» с авианосца «Индомитебл» встретил над океаном пару «Кейтов», но сумел уйти от них. 8 числа Сомервилл пришел на Адду, где было принято оптимальное в создавшейся обстановке решение – увести старые корабли Force В в Кению, а современные корабли Force А – в Бомбей, откуда они могли бы действовать на случай дальнейшей японской экспансии. Пользуясь отсутствием противника в Бенгальском заливе, там несколько дней пиратствовала эскадра адмирала Одзавы, в состав которой входил и авианосец «Рюдзе» (15 «Кейтов» и 12 «Зеро»), Одзаву поддерживали 18 бомбардировщиков Мицубиси G3M2 («Нелл») воздушного корпуса «Гензан», а также 18 «Зеро» и разведчик Мицубиси С5М2 («Бабе») 22-го воздушного флота. В полдень 5 апреля 10 «Кейтов» с «Рюдзе» атаковали севернее индийского порта Визакхапатнам 10 судов, но потопить смогли только британ- Авианосец «Рюдзе», входивший в соединение вице-адмирала Одзавы Гибель под японскими бомбами тяжелых крейсеров «Дорсетшир» и «Корнуолл» Торпедоносец «Суордфиш» проходит над палубой авианосца «Индомитебл» ский сухогруз «Харпаса». Турбоход «Дарданус» получил 2 попадания бомб и потерял ход. Позже его на буксире удалось отвести в Мадрас. В 17.30 Одзава разделил свое соединение на 3 группы: северную, южную и центральную, в которую вошел авианосец «Рюдзе». Утром 6 апреля бомбардировщики авиакорпуса «Гензан» совместно с истребителями из 22-го воздушного флота атаковали порт Акаб в северо-западной Бирме, потопив вблизи него небольшой индийский сторожевик «Индус» (10 погибших). На аэродроме они уничтожили транспортный DC-3 и «Харрикейн». Примерно в то же время при возвращении разведывательного гидросамолета Накаджима E8N2 на крейсер «Кумано» его неожиданно атаковал истребитель Кертисс Р-36 «Мохок», который пилотировал л-т Кейт Мак Эван из новозеландской 5-й эскадрильи. Он спикировал, на большой скорости прошел между японскими эсминцем и крейсером, у борта которого стоял на воде E8N2, обстрелял его и улетел. Получивший 19 попаданий самолет успели поднять на палубу крейсера. В течение всего дня самолеты центральной группы находили и атаковали суда противника, а затем наводили на них корабли, которые завершали дело. Так, в первой половине дня 2 самолета подожгли американский турбоход «Бенвиль», шедший в Коломбо, который затем добил крейсер «Чокай». Из 60 человек команды 19 погибли, почти все остальные были ранены. Вечером самолеты с «Рюдзе» совершили налет на порты Визакхапатнам и Какинада на восточном побережье Индии. Они лишь повредили британский теплоход «Энгло Кэнедиан», да и в самих портах разрушения оказались минимальными, но атаки имели значительный психологический эффект – впервые за войну бомбы упали на материковой Индии. В обоих городах возникла паника, и началась эвакуация населения. В море самолеты с «Рюдзе» потопили британский транспорт «Синкианг» (11 погибших). Вслед за ним гидросамолет- разведчик с крейсера «Чокай» поразил бомбой голландский теплоход «Фон дер Капеллен». Команда подожгла потерявшее ход судно и на шлюпках ушла к берегу (теплоход горел двое суток). Всего центральная группа потопила 9 судов и одно повредила. Свой вклад внесли гидросамолеты-разведчики и в достижения южной группы, которая потопила 6 апреля 3 британских и 2 норвежских судна. Например, утром они обнаружили и атаковали поврежденный днем ранее самолетами с «Рюдзе» турбоход «Дарданос», которого тащил на буксире пароход «Гайдара», но результата не добились. Однако обнаруженные авиацией суда были обречены – вскоре их потопили японские корабли. 7 апреля Одзава собрал свои корабли вместе. Итогом действий соединения стало потопление в общей сложности 20 судов союзников суммарной грузоподъемностью 92347 BRT. Японцы потеряли всего один бомбардировщик. Британские самолеты-разведчики неоднократно обнаруживали корабли Одзавы, но ввиду отсутствия в Бенгальском заливе сил, способных противостоять противнику, им оставалось только предупреждать по радио об опасности находившиеся в море суда. Во второй половине дня 7 апреля Нагумо повернул на север, затем на северо-запад, намереваясь атаковать цейлонский порт Тринкомали, где рассчитывал застать корабли Сомервилла. В тот же день 5 «Бленхеймов» и 2 «Суордфиша» безуспешно искали корабли Нагумо. Вечером англичане понесли очередные потери. Стартовавший с аэродрома Коккилаи близ Тринкомали легкий бомбардировщик Фейри «Сил» из 273-й эскадрильи врезался в стоявший на взлетной полосе «Суордфиш», обе машины сгорели, а находившиеся на борту «Сила» 3 человека погибли. 8 апреля в 15.17 разведывательная «Каталина» обнаружила 4 японских корабля, включая авианосец, которые находились в 480 милях юго-восточнее Тринкомали, откуда могли атаковать его либо Мадрас на юго-востоке Индии. В связи с этим англичане немедленно выслали из обоих портов и рассредоточили в море большинство находившихся там судов и кораблей. "Харрикейн» над аэродромом Чайна Бэй. Апрель 1942 г. «Альбакоры» из 831-й эскадрильи на палубе «Индомитебла». 1942 г. На следующее утро экипаж «Каталины» из 413-й эскадрильи (командир л-т Рей Томас, ВВС Нидерландов) обнаружил авианосцы Нагумо в 130 милях от Цейлона и сообщил об этом по радио. Гидросамолет тут же сбили истребители с «Хирю». Из его экипажа никому уцелеть не удалось. Фактически эти жертвы были принесены напрасно, т.к. японские самолеты уже выходили в атаку на Тринкомали. Ударную волну составляли 132 машины: 91 «Кейт» (по 18 с «Акаги», «Хирю», «Сорю» и «Дзуйкаку», а также 19 с «Сёкаку») в охранении 41 «Зеро». BoM6apflnpqBLUHKH вел капитан 1-го ранга Фучида, истребители – капитан 2-го ранга Итайя. Верный себе Нагумо оставил все пикировщики и часть истребителей на авианосцах на случай возможной встречи с британским флотом. Тринкомали прикрывали 17 «Харрикейнов» и 16 «Фулмаров» из 261-й и 273-й эскадрилий RAF соответственно. Первым подразделением командовал м-р Альберт Джеральд Льюис(5*) из Южной Африки, вторым – к-н P.M. Пимм. Переброшенная с Мальты 261-я эскадрилья состояла из опытных пилотов, в основном инструкторов. Большинство летчиков 273-й эскадрильи было из морской авиации, а их фактическим лидером являлся первый л-т П.Е. Бейли. Зенитная артиллерия включала 3 батареи из 43-го и 55-го полков ПВО плюс вооружение оставшихся в порту кораблей. На расположенном неподалеку аэродроме Чайна Бэй находились 2 палубных истребителя Грумман «Марлет» из 888-й эскадрильи с авианосца «Индомитебл». Здесь, а также на запасном аэродроме Коккиали, базировались 11 «Суордфишей» 814-й эскадрильи (м-р У.Х.Н. «Норри» Мартин, Королевская морская пехота) с авианосца «Гермес» и 5-6 таких же самолетов 788-й учебной эскадрильи (м-р Верной Б. Чизмен). Благодаря наличию в Тринкомали радиолокационной станции, британцы заранее обнаружили приближение японской воздушной армады и приготовились к отражению нападения. Находившиеся в воздухе 3 патрульных «Харрикейна» из 261-й эскадрильи встретили японцев еще на подходе, в 30 милях от берега и, воспользовавшись преимуществом в высоте, с ходу атаковали. Л-т Дэвид Фулфорд расстрелял «Зеро», тот загорелся и упал в море. Сержант Л.Т. Рамсей уничтожил второй «Зеро». Оба сбитых истребителя оказались с авианосца «Дзуйкаку», в их кабинах погибли командир истребительной группы капитан-лейтенант М. Макино и боцман Т. Мацумото. В завязавшемся воздушном бою Рамсей был ранен, но все же долетел до Чайна Бэй, где совершил грубую посадку, разбил самолет, но сам остался жив. Третий «Харрикейн» японцы сбили во время атаки. Его пилот сержант Дж. В. Уолтон погиб. В 7.30 начался налет на Тринкомали: с высоты 4500 м «Кейты» приступили к бомбардировке порта и аэродрома. К этому времени успели взлететь 12 «Харрикейнов», которые поднялись выше противника и атаковали его. Несмотря на преимущество в высоте, британские истребители добились лишь частичного успеха, а сами понесли потери. Были сразу подбиты 2 «Харрикейна», разбившиеся при вынужденных посадках, хотя их пилоты уцелели. Правда, перед этим один из них сержант Дж. Мартин сумел повредить японский бомбардировщик. Командир звена первый л-т Ричард Бат («Даки») Кливер сбил один «Кейт», но в неравном бою с четырьмя «Зеро» его «Харрикейн» получил 20 попаданий, и летчику тоже пришлось идти на вынужденную. Л-т К.Ф. Каунтер сбил японский самолет, но тут же на него набросились 3 или 4 «Зеро», наделавшие дырок в его машине и заставившие совершить аварийную посадку, во время которой истребитель сломал шасси. В один из преследовавших его «Зеро» (пилот боцман Фуджио Хайяши, авианосец «Сёкаку») попал зенитный снаряд, и он врезался в топливный резервуар, что вызвало сильный пожар, продолжавшийся 9 суток. В общей сложности летчики RAF претендовали на сбитие в этом бою 15 самолетов противника, зенитчики – еще 9. Собственные безвозвратные потери составили 8 «Харрикейнов», среди которых был и самолет командира 261-й эскадрильи м-ра Льюиса. Он взлетал последним, в 7.45, но в бой вступить не успел, так как сразу же был сбит и спасся на парашюте. Еще 7 «Харрикейнов» получили повреждения, так что после налета в этой эскадрилье осталось лишь 2 исправных истребителя. В бою не принимали участия оба «Марлета», имевшие высокие летно-технические характеристики и не уступавшие «Зеро». Для их 12,7-мм пулеметов… не нашлось запасного боекомплекта (!), в связи с чем машины «приберегли» на случай возможного японского десанта. Во время налета в воздухе находились также 4 «Фулмара» из 273-й эскадрильи. Хотя эти истребители не приняли участия в бою, один из них на аэродром не вернулся. Позже в джунглях обнаружили его обломки вместе с погибшим экипажем. Оказалось, что самолет разбился из-за отказа двигателя. На стоянках аэродрома Чайна Бэй, атакованного «Кейтами» с авианосцев «Сорю» и «Хирю», были уничтожены 8 «Суордфишей» и биплан Де Хевиленд DH-80A «Пусс Мот» аэроклуба Коломбо. В пораженных бомбами ангарах сгорели два самолета «Вилдевест», один ремонтируемый «Харрикейн» и еще один «Суордфиш». Повреждения получили пункт управления полетами и некоторые другие сооружения. При бомбежке погибли л-т морской авиации П.Л. Джеймс и 6 рядовых. Был тяжело ранен к-н Эрик Ф. Ейдселл из 261-й эскадрильи, скончавшийся в госпитале через трое суток. Сбитый Кливером «Кейт» (с «Хирю») врезался в зенитное орудие, убив на месте семерых человек. Тринкомали атаковали «Кейты» с «Акаги», «Дзуйкаку» и «Сёкаку». Бомбовые попадания получил стоявший в гавани британский транспорт «Сэгейинг», который начал гореть и, покинутый командой, был отнесен ветром на мель, где затонул (позже большую часть его груза спасли, в т.ч. 3 «Альбакора» и несколько «Валрусов»), Из 138 членов команды судна погибли один матрос и один зенитчик. Кроме того, был потоплен плавучий док и поврежден сухогруз «Эмпайр Мунрайз». На получившем незначительные повреждения мониторе «Эребус» погибли 9 моряков, а в городе и порту – 85 гражданских лиц и два солдата. Японцы претендовали на уничтожение в воздушном бою аж 53 самолетов противника, что более чем в 6,5 раза превосходило действительные потери RAF. Сами японцы фактически потеряли 5 самолетов: 3 «Зеро» (1 с «Сёкаку» и 2 с «Дзуйкаку») и 2 «Кейта» с «Хирю». Повреждения получили еще 10 «Кейтов» – 7 с «Сёкаку» и 3 с «Сорю». 5* Льюис успел повоевать во Франции и над Великобританией, был ранен и обожжен. На его счету значилось 18 сбитых самолетов, в т.ч. II – в течение двух дней «Битвы за Англию». Михаил Чмыхов/ пгт. Гостомель, Киевская область Фото из архива автора |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|