ПАНОРАМА

29 января в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации Сергей Богдан. Опытный самолет провел в воздухе 47 мин. Как сообщил председатель правительства РФ В. Путин, первая установочная партия таких истребителей должна быть поставлена в Липецк в 2013 г., а с 2015 г. начнутся закупки серийных машин


30 декабря первый серийный Ан-148-100 киевской сборки был передан на испытания. Это событие стало результатом слаженной, плодотворной работы десятков предприятий-партнеров из 15 стран мира, в том числе более 30 компаний Украины. В церемонии выкатки приняли участие Премьер-министр Украины Ю.В. Тимошенко, министр промполитики B.C. Новицкий, Генеральный конструктор АНТК им. O.K. Антонова Д.С. Кива, руководители предприятий-партнеров. Символический ключ от самолета директор «Серийного завода «Антонов» Н.С. Под-гребельный вручил заказчику Генеральному директору ГП «Лизингтехтранс» А.Д. Власишену

24 декабря 2009 г. Генеральный конструктор АНТК им. ОК. Антонова Д.С. Кива подписал приказ № 2922к, определивший статус бывшего Киевского авиазавода «Авиант», который согласно распоряжению правительства Украины был обьединен с АНТК (подробнее см. «АиВ», №№ 4,509). Это предприятие стало филиалом АНТК и получило название «Серийный завод «Антонов». Его директором назначен Н.С. Подгребельный, одновременно ставший заместителем Генерального конструктора АНТК им. O.K. Антонова.


31 декабря ОАО «Мотор Сич» и ВВС Индии подписали контракт стоимостью около 110 млн. USD на поставку 100 двигателей АИ-20 серии 5 для самолетов Ан-32. Соглашение стало логическим продолжением контракта на капитальный ремонт и переоборудование 105 этих ВТС. который в прошлом году заключили ВВС Индии и ГП «Спецтехноэкспорт» (дочерняя компания ГК «Укрспец-экспорт»). Эта сделка стоимостью в 400 млн. USD стала одним из крупнейших контрактов военного характера за всю историю независимой Украины.

19 января пресс-служба юрфирмы «Ильяшев и Партнеры» сообщила, что Киевский апелляционный хозяйственный суд вынес решение относительно спора между Государственным инновационным финансово-кредитным учреждением (ГИФКУ). АНТК им. O.K. Антонова и Минпромполитики Украины. Суд оставил без изменений решение Хозяйственного суда г. Киева, которым отказано в удовлетворении иска ГИФКУ к АНТК «Антонов» и Минпромполитики о взыскании с них солидарно 24 млн. грн.

В 1998 г. Госиннофонд, правопреемником которого является ГИФКУ, заключил договор о финансировании госпрограммы разработки и сертификации самолета Ан-140. Гарантом по договору выступило Минпромполитики. Из предусмотренных госбюджетом 20 млн. грн. Госиннофонд перечислил АНТК 16 млн. В 2001 г. Госиннофонд обратился в суд с исковым заявлением к АНТК по взысканию более чем 24 млн. грн. (произведенная выплата с учетом инфляционных процессов) Однако адвокаты юрфирмы «Ильяшев и Партнеры», которая представляет интересы АНТК, доказали в суде, что госпрограмма не была закончена в полном обьеме по вине инновационного фонда, соответственно, средства возвращению не подлежат.

10 декабря Верховный суд Украины отказал ГИФКУ в попытке обжаловать судебные решения о взыскании с ГИФКУ в пользу АНТК невыплаченных 4 млн. грн. Соответствующий иск АНТК был удовлетворен решением Хозяйственного суда г. Киева, которое оставлено без изменений Киевским апелляционным хозяйственным и Высшим хозяйственным судами

20 января Верховная Рада Украины приняла закон, на 6 лет освобождающий авиастроительные предприятия страны от уплаты земельного налога и частично НДС. а также существенно упростивший таможенный режим. Кроме того, предусмотрен ряд льгот при определении размеров амортизации основных фондов и формировании валовых доходов. Как заявил председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин, новый закон «даст возможность на протяжении ближайших трех лет увеличить обьем производства продукции в 2.4 раза – с 7,8 млрд грн до 19 млрд. грн., поступления в бюджет – в 2,2 раза – с 800 мпн грн до 1.8 млрд грн

22 января вышел приказ министра промполитики Украины № 17, которым утверждена новая редакция Устава предприятия, образованного после присоединения к АНТК им О.К Антонова Киевского авиазавода «Авиант». Это объединение получило название Государственное предприятие «Антонов». 5 февраля министр промполитики Украины издал приказ № 12-Д, которым назначил Д.С. Киву на должность Президента – Генерального конструктора ГП АНТОНОВ.

15 января агентство "РИА Новости» распространило информацию, согласно которой ВМФ России намерен в 2010 г. купить первую партию палубных истребителей МиГ-29К. Ожидается, что в ближайшие 3-4 года российский флот приобретет 24 МиГ-29. По словам источника агентства в штабе морской авиации РФ, в ближайшие несколько лет основу парка корабельных истребителей России будут составлять МиГ-29 и Су-33 (срок службы последних истекает в 2015 г., но может быть продлен до 2025 г.). В конце сентября 2009 г. предназначенный для ВМС Индии МиГ-29К прошел испытания на авианосце ««Адмирал Кузнецов»». Главным преимуществом этого самолета перед Су-33 является более широкая номенклатура вооружения. Перед принятием на вооружение в России самолет, очевидно, предстоит доработать, т.к. сейчас на нем установлен ряд импортных систем.


4 февраля в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет четвертый опытный самолет SSJ-100 (борт 95005). Пилотировали его летчики-испытатели компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) Сергей Коростиев и Александр Иванов. Полет продолжался 2 ч 45 мин. На машине были установлены двигатели, снятые с первого экземпляра SSJ-100. который, как заявляет ГСС, полностью выполнил программу испытаний в обьеме 280 полетов. Подключение к процессу сертификации борта 95005 «позволит обеспечить среднемесячный налет опытных самолетов на уровне 75 полетов… При условии своевременной сертификации и поставки двигателей это позволит получить сертификат типа на самолет в середине 2010 г.», – отметил Президент компании ГСС Владимир Присяжнюк.



8 февраля скончался Генеральный конструктор, руководитель предприятия ГП «Ивченко-Прогресс», председатель совета корпорации НПО «А. Ивченко», Герой Украины, член-корреспондент Национальной Академии наук Федор Михайлович Муравченко. Он родился 18 марта 1929 г. в селе Запорожье-Грудуватое Синельниковского района Днепропетровской области и после окончания ХАИ поступил в 1954 г. на работу в Запорожское моторостроительное КБ. С тех пор вся его жизнь была связана с этой знаменитой фирмой, двигателями которой оснащены такие летательные аппараты, как Ан-12. Ан-74, Ан-124, Ан-70, Ан-148, Як-42, Ту-334, Бе-200, Ми-26. Он прошел путь от инженера до руководителя известного далеко за пределами Украины КБ. За годы своей трудовой деятельности он участвовал в создании 44 типов и модификаций авиационных и наземных газотурбинных двигателей, которые эксплуатируются в более чем 100 странах мира. Ф.М. Муравченко был автором более 200 научных работ, публикаций и изобретений. Достижения Ф.М. Муравченко были отмечены многочисленными государственными и общественными наградами, научными степенями и званиями. Однако самым очевидным свидетельством его заслуг является само ЗМКБ «Ивченко-Прогресс», коллектив которого, во многом благодаря усилиям Генерального конструктора, не только сохранил работоспособность в нелегкое постсоветское время, но и приумножил свои достижения.

В эти дни в адрес родных Ф.М. Муравченко и коллектива корпорации НПО «А. Ивченко» поступают многочисленные телеграммы с искренними словами сочувствия и глубокого уважения памяти знаменитого творца авиационных двигателей. Свои соболезнования выражает и наша редакция, для которой было честью сотрудничать с Федором Михайловичем.


2 января исполнилось 130 лет со дня рождения Луи Чарльза Бреге (Louis Charles Breguet) (1880-1955) – французского авиаконструктора и пионера авиации. Луи – прямой потомок основателя знаменитого часового дома Breguet – Абрама Луи Бреге. В 1907 г. участвовал в строительстве автожира. Свой первый самолет построил и испытал в 1909 г В 1911 г. основал компанию Societe Anonyme des Ateliers d'Aviation Louis Breguet. а в 1912 г. – авиашколу. В годы Первой мировой войны строил боевые самолеты, самый известный из которых – бомбардировщик Breguet XIV продолжал интенсивно использоваться и в 1920-е гг. На летательных аппаратах Бреге было установлено несколько мировых рекордов, в т.ч. осуществлены беспосадочные перелеты через Атлантический океан в 1927 г. и 1933 г. Вплоть до окончания Второй мировой продолжал разрабатывать военные, а после ее окончания – гражданские самолеты.


31 января исполнилось 100 лет со дня рождения Валентины Степановны Гризодубовой (1910-1994) – знаменитой советской летчицы Героя Советского Союза. Родилась она в Харькове в семье летчика и авиаконструктора С.В. Гризодубова. В 1937 г. на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых рекордов. 24-25 сентября 1938 г. в качестве командира экипажа самолета АНТ-37 «Родина» совершила беспосадочный перелет на расстояние в 6450 км. С 1939 г. – начальник Управления международных воздушных линий СССР. Участница Великой Отечественной войны. Командуя 101-м транспортным, а затем 31-м Гвардейским бомбардировочным авиаполком, совершила около 200 боевых вылетов. После войны работала в МГА СССР, руководила научно-исследовательским летно-испытательным центром, была заместителем начальника Московского НИИ приборостроения.


13 января исполнилось 70 лет со дня первого полета опытного самолета И-26-l (летчик-испытатель Ю.И. Пионтковский), ставшего прототипом широко известного в годы Великой Отечественной войны истребителя Як-1. После завершения Госиспытаний он был принят в серийное производство. В 1940-44 гг. выпустили более 8700 машин этого типа. "

В 2009 г., поданным Объединенной авиастроительной корпорации (OAK), поставки российских военных самолетов увеличились в 2,2 раза. В основном это достигнуто за счет поставки Минобороны РФ тридцати одного МиГ-29. от которых отказался Алжир. Всего для оборонного ведомства России OAK поставила около сорока новых самолетов и более двадцати модернизировала. За рубеж OAK передала 27 новых боевых самолетов, в т.ч. 14 Су-30МКИ Алжиру. Также было поставлено в Индию 18 техкомплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки и 32 отремонтированных или модернизированных самолета. В то же время, вместо 22 гражданских самолетов заказчикам передали лишь 14: четыре Ил-96 (1 – ГТК «Россия» и 3 – «Полету»), пять Ту-204 (2 – российской Red Wings, по одному – кубинской Cubana de Aviacion, северокорейской Air Koryo и «ВТБ-Лизинг»), три Ту-214 (2 – управлению делами Президента РФ и один – «Трансаэро») и два Ан-148 (ГТК «Россия»). По словам Президента OAK Алексея Федорова, такая ситуация сложилась из-за финансово-экономического кризиса. «Некоторые эксплуатанты сейчас просто «подвисли» и находятся в таком сложном финансовом положении что не в состоянии оплатить авансы и взять машины себе на баланс».

Весьма интересные данные назвал, выступая в Госдуме, глава Минпромторга РФ Виктор Христенко. Так. в 2009 г в России построили 186 вертолетов, 441 газотурбинный двигатель и энергетическую установку. По его словам, в 2010-12 гг. OAK планирует поставить 54 магистральных лайнера, в том числе 38 Ту-204, 10 Ту-214 и б Ил-96, а также 111 региональных самолетов: 72 SSJ-100 и 39 – Ан-148. «Несмотря на кризис, мы не сокращаем финансирование программы развития авиастроения», – подчеркнул Христенко. – Из всего объема поддержки реального сектора средства, направляемые на авиапром, составляют наибольшую долю».


23 декабря 2009 г. на авиационном портале China Military Aviation была размешена информация о новом тяжелом ВТС Y-20, создаваемом в Китае авиастроительными корпорациями ХАС (Xian Aircraft Industrial Corporation) и SAC (Shenyang Aircraft Corporation) По размерности самолет близок к Ил-76: максимальная взлетная масса – более 200 т. а полезная нагрузка – около 50 т. Планируется, что на опытные и первые серийные машины установят российские двигатели Д-30КП2, а в дальнейшем Y-20 оснастят китайским аналогом этого двигателя – WS-18 и его модифицированным вариантом WS-118. Взлет первого прототипа Y-20 запланирован на 2012 г. По мнению некоторых экспертов, активизация работ по созданию этого ВТС связана со срывом подписанного в 2005 г. контракта на поставку в КНР тридцати четырех Ил-76 и четырех Ил-78. Из-за проблем на Ташкентском АПО им. В.П. Чкалова правительство России решило перенести серийное производство этих самолетов на ульяновский Авиастар-СП». Но запускаемый там модернизированный вариант Ил-476 впервые взлетит не ранее 2011 г. и будет стоить значительно дороже ташкентского Ил-76.

21 января из сообщения пресс-службы консорциума Eurofighter стало известно, что в ходе прошедших недавно на Канарских островах маневров НАТО (база Гандо, о. Гран-Канария) состоялся учебный бой между парой истребителей Eurofighter Typhoon из 111-й эскадрильи ВВС Испании и восьмеркой F-15 из 493-й эскадрильи ВВС США. Как заявил командир испанского подразделения м-р Хуан Балеста (Juan Balesta), F-15 выполняли роль атакующих самолетов. Испанские истребители достойно встретили «противника» и полностью его разгромили. Первый Typhoon «сбил» четыре F-15, второй – три.


26 января с аэродрома г. Гифу впервые поднялся в воздух новый военно-транспортный самолет ХС-2 (подробнее см. «АиВ», № Г08), созданный для японских Воздушных сил самообороны концерном «Кавасаки хэви индастриз». Это событие произошло через 2,5 года после выкатки машины. При максимальной взлетной массе 141.1 т самолет способен поднять 37,6 т груза. Полностью завершить испытания и доводку нового ВТС должны к весне 2014 г. Потребность в С-2 японских Сил самообороны составляет 60 экз.


8 февраля с заводского аэродрома в Эверетте (шт. Вашингтон) выполнил первый полет новый грузовой самолет Boeing 747-8 Freighter. Его пилотировали летчик-испытатель Марк Фьюстейн (Mark Feuerstein) и второй пилот Том Имрич (Tom Imrich). По сравнению с предшественником В 747-400 длина самолета возросла на 5.6 м до 76.3 м, а объем грузового отсека увеличился на 16%, что позволяет разместить в нем еще 7 поддонов (4 – на главной палубе и 3 – на нижней). Лайнер оснащен оптимизированными для него двигателями General Electric GEnx-2B. которые отличаются повышенной топливной эффективностью, сниженным уровнем вредных выбросов и шума Существенно увеличена производительность самолета и улучшены его экономические характеристики. Как заявил еще несколько лет назад вице-президент «Боинга» Дэн Муни, по сравнению с В 747-400, «модификация 747-8 позволяет сократить расход топлива на тонну-километр на 14%. На самом деле, Boeing 747-8 расходует топлива меньше, чем любой из существующих грузовых лайнеров..». Сертификационные испытания будут проводиться на трех летных образцах. Начало поставок грузового В 747-8F запланировано на четвертый квартал 2010 г.. а пассажирской версии Boeing 747-8 Intercontinental – на четвертый квартал 2011 г. В обшей сложности сегодня «Боинг» располагает 108 заказами на различные варианты В747-8



Игорь Михелевич/ Калининград









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх