ВОЗДУШНЫЕ ДРАКОНЫ ПОДНЕБЕСНОЙ

(К 70-ти летию начаоа Китайско-Японской войны)

анатолий Демин/Москва

Фото предоставлены автором


Часть 1. ВВС Китая отбиваются из последних сил

14 августа 1937 г. началась активная фаза боевых действий китайско-японской войны, которую многие современные историки считают фактическим началом Второй мировой. Проводя десантную операцию в районе Чжэцзян – Шанхай, японцы, по данным китайских историков, задействовали свыше 300 тысяч солдат, более 120 кораблей и 250 самолетов. Китайцы смогли им противопоставить более 70 дивизий {около 700 тысяч не лучшим образом обученных и вооруженных бойцов) и 222 самолета. Главными задачами ВВС Китая стали налеты на корабли противника и вражеские позиции на захваченных плацдармах, поддержка и прикрытие с воздуха своих наземных войск.

С утра 14 числа в районе Шанхая начались ожесточенные воздушные схватки. Японские самолеты с авианосца «Хошо» атаковали Ханчжоу, Гуандэ и аэродром летной школы. Военный совет гоминьдановского правительства на рассвете издал приказ начать боевые действия в этом районе. В 8.00 командиры 11-й и 9-й эскадрилий 2-й авиагруппы Гун Индэн и Сье Юйцин повели с аэродрома Гуандэ две девятки легких бомбардировщиков Нортроп «Гамма» 2ЕС для атаки противника.

В 9.05 группа Гун Индэна появилась над японскими кораблями в устье Янцзы. Густая облачность не позволила прицельно бомбить, тогда летчики вышли под облака и сбросили 250-кг бомбы с малой высоты, повредив один корабль. Группа Сье Юйцина отбомбилась по крупной прядильной фабрике, где, по агентурным данным, размещался командный пункт японцев.

В 9.20 командир 5-й истребительной авиагруппы Дин Цзисюй повел с аэродрома Янчжоу 19 (по другим данным – 8) «Хо-ков-III»[15*], сопровождая тройку «Нортропов» 2-й авиагруппы на бомбежку кораблей в устье Янцзы. По плану, «Нортропы» должны были атаковать старый броненосный крейсер «Идзумо», стоявший на якоре напротив консульства Страны восходящего солнца на краю Международного сеттльмента.[16*] Предполагалось, что на его борту находится японское командование. Группа летела вдоль реки на высоте 1000 м при очень плохой видимости. Приборов для слепого полета китайцы не имели, в облаках потеряли ориентировку и цели не нашли. Когда топливо стало подходить к концу, они сбросили бомбы в Янцзы и вернулись на базу.

Впоследствии американский советник Клэр Шэнно (Ченнолт) утверждал: «…Вся правда о том, что произошло в тот трагический день, до сих пор так и не рассказана», и по-иному описывал тот боевой вылет. «Экипажи китайских бомбардировщиков были хорошо обучены сбрасывать бомбы на фиксированной скорости с высоты 7500 футов. Они имели приказ не заходить на «Идзумо» со стороны Международного сеттльмента, так как прекрасно знали, что в этом квартале найдется слишком много охотников раздуть международный инцидент, обвинив во всем китайцев. Погода над Шанхаем была плохой для горизонтального бомбометания. Вместо того, чтобы повернуть назад, отказавшись от выполнения задания, китайские пилоты нырнули под облака, чтобы сбросить бомбы с пологого пикирования с высоты 1500 футов. В этом случае скорость оказалась выше привычной для них. Они нарушили приказ избегать Международного сеттльмента и не сумели приспособить прицелы к новой высоте и скорости. В результате бомбы не долетели до «Идзумо» и взорвались среди домов на его центральной улице – Нанкин-роуд, причем одна не сработала. Погибли 950 человек всех национальностей, еще 1150 были ранены… Другими бомбами выбило стекла на американском крейсере «Аугуста», но «Идзумо» в этот день не пострадал». Свидетельство Шэнно, безусловно, представляет большой интерес, однако приведенное им число жертв налета представляется слишком завышенным.

В 14.20 командир 24-й эскадрильи 5-й авиагруппы Лю Цуйган повел девятку (или шестерку) «Хоков-III» из Янчжоу вновь бомбить японские корабли. Погода оставалась плохой, к тому же японцы встретили группу плотным зенитным огнем. Около 16.00 был сбит «Хок-III» (борт 2401). Пилотировавший его зам. комэска Лян Хунюнь стал первым летчиком-истребителем ВВС Китая, погибшим в той войне. По японской версии, самолет сбили не зенитчики, а поплавковый разведчик, катапультированный с японского крейсера «Сендаи» и удачно подловивший «Хок» на выходе из пикирования.

В то же время девятка «Нортропов» Гун Индэна совершила второй налет. Теперь ее целью стала пристань Хуйшань. Несмотря на плотный зенитный огонь, от которого многие машины получили многочисленные пробоины, летчики прицельно сбросили 500-кг бомбы.

Самолеты 9-й АЭ во втором вылете должны были бомбить сосредоточение японских войск в районе Яншупу. На боевом курсе их атаковали палубные истребители, очевидно, Накадзима A2N1 («тип 90») или A4N1 («тип 95»[17*]). Они подбили машину Чжу Хун-синя, которому удалось посадить ее на аэродроме Хунцяо. Оба члена экипажа получили ранения, причем летчик вскоре скончался. Кроме того, в тот день были подбиты и разбились при возвращении домой самолет Ли Чуаньмоу из 14-й АЭ и еще один китайский биплан.

15* Экспортный сухопутный вариант американского палубного истребителя Кертисс F11С-3 «Госхок». (Прим. ред.)

16* Особый район Шанхая, заселенный иностранцами и имевший свое самоуправление.

17* Номерное обозначение, которое присваивалось самолету в соответствии с годом принятия его на вооружение по традиционному японскому календарю. Одно и то-же обозначение носили разные машины. Например, самолетов "тип 95" было аж 7, среди них – палубный истребитель Накадзима A4N1 и сухопутный истребитель Кавасака Ki-10. Самолеты "тип 95" были приняты на вооружение в 1935 г., что соответстует 2595 г. по японскому календарю. (Прим. ред.)



Легкий бомбардировщик Нортроп «Гамма» 2ЕС



Картина, изображающая успешную атаку Гао Чжихана, проведенную 14 августа 1937 г. в районе Ханчжоу




ВВС Китая использовали легкие бомбардировщики "Корсар» V-92



Японский палубный истребитель Накадзима A2N1


Между 14.40 и 15.50 шесть «Хоков-I»[18*] и 3 легких бомбардировщика «Корсар» V-92[19*] из 34-й и 35-й эскадрилий опять атаковали прядильную фабрику. Совместные усилия китайских летчиков принесли свои плоды, и фабрика сгорела.

Несколько бомб китайцы сбросили на попавшийся им по дороге крейсер. Очевидцем атаки стал «представитель нейтральной державы» Шэнно, летевший на невооруженном самолете в Шанхай, чтобы проследить за развитием международного конфликта. Он вспоминал, что из-за грозового фронта совсем было утратил надежду прорваться к Шанхаю, «как вдруг заметил звено из 3 китайских самолетов, которое перестраивалось над рекой. Еще одна тройка быстро набирала высоту. Под ними я увидел военный корабль, идущий на большой скорости. Под носом у него кипел высокий белый бурун, из труб валил густой черный дым, орудия мигали огоньками, как крошечные лампочки на серой палубе. Китайские пикировщики подлетели слишком близко, чтобы неизвестные моряки могли чувствовать себя в безопасности. Я спикировал, чтобы опознать корабль. Но в этот самый момент он поставил густую дымовую завесу, Я поднырнул под нее и с первого же взгляда среди вспышек выстрелов различил огромный «Юнион Джек», нарисованный на юте. Это был британский крейсер «Камберленд»!..».

Вечером бурные события развернулись над аэродромом Цзяньцяо возле Ханчжоу. Китайцы решили перебазировать туда истребители 4-й авиагруппы, однако перелететь успел только ее командир Гао Чжихан. Когда на подходе были 21-я и 23-я эскадрильи, на аэродроме прозвучала тревога, сигнализировавшая о приближении бомбардировщиков противника. Ими оказались девять двухмоторных Мицубиси G3M2 («тип 96» – см. фото на заставке) из 1 -го объединенного авиаполка ВМС Японии. Радиостанций на китайских истребителях не было, и с земли не могли сообщить своим летчикам о противнике, а сами они не видели врага, скрывавшегося в облачности… «Хоки» стали заходить на посадку. Первым приземлился командир 21-й эскадрильи Ли Гуйдань. Навстречу бросились Гао Чжихан и комендант аэродрома, которые энергичными жестами призывали его немедленно взлететь. Комэск сумел разобраться в этой пантомиме и, дав газу, скрылся в облаках. Не понимая, что происходит, другие летчики 4-й авиагруппы продолжали приземляться. В баках их самолетов оставалось совсем мало топлива, но дозаправиться никто не смог – всем тут же пришлось снова подняться в воздух. В 18.30 вынырнувшие из низко нависавших туч японцы сбросили свой груз с весьма невысокой точностью. Китайцы продолжали взлетать под свист падающих бомб. Вероятно, на самолете летчика Лю Шуфаня закончился бензин, и он разбился.

Авиаторы обеих сторон не имели боевого опыта, и, как пишут китайские историки, истребители действовали хаотично, а бомбардировщики уходили от цели, «очертя голову, напролом». Строй японцев распался, и в облаках экипажи потеряли друг друга. Китайцы, которых учили воевать звеньями по 3 самолета, также не смогли удержать установленные боевые порядки и атаки проводили или поодиночке, или в составе импровизированных звеньев и пар. Первым успеха добился Гао Чжихан, взлетевший на своем «Хоке» (борт IV-1[20*]). Его ведомым оказался командир 2-го звена 21-й эскадрильи Тань Вэн. Истребители практически сразу попали в облака, но быстро вышли из них, буквально натолкнувшись на бомбардировщик противника. Огонь Гао Чжихана был точен, и он стал первым китайским летчиком, одержавшим воздушную победу в той войне. Его успех развил командир звена Чжэн Шаоюй, сбивший второй G3M2. Третий самолет оказался добычей группы, в которую входили командир 21-й эскадрильи Ли Гуйдань, а также летчики Лю Чжэшэн и Ван Вэньхуа. В целом бой получился скоротечным, т.к. из-за малого остатка топлива китайцы не могли преследовать врага.

По японским данным, в тот день с авиабазы Тайхоку в Тайбэе на Тайване стартовали 18 бомбардировщиков G3M2 (вторая девятка получила задание бомбить аэродром Гуандэ). Домой вернулись 12 самолетов. В бою возле Ханчжоу были сбиты 2 машины. Погибли 12 членов экипажей. Третья получила значительные повреждения и села на вынужденную на побережье Китая. Позднее в ней насчитали 74 пробоины. 2 самолета провали из-за потери экипажами ориентировки – сложных метеоусловиях, а еще один сел на поверхность моря из-за какой-то поломки. В качестве своеобразной компенсации япон-цы заявили, что воздушным стрелкам удалось сбить 2 истребителя противника.

18* Экспортный сухопутный вариант американского палубного истребителя Кертисс F11С-2 «Госхок». (Прим. ред.)

19* Принятое в Китае обозначение сухопутного варианта американского палубного разведчика и легкого бомбардировщика Воут 02U «Корсар». (Прим. ред.)

20* Такой бортовой номер был нетипичным для ВВС Китая. Обычно самолеты несли номера, выполненные арабскими цифрами, где первые одна-две означали номер эскадрильи, а две последующие – номер самолета в подразделении.




Один из летчиков 21-й эскадрильи ВВС Китая в кабине своего «Хока-Ш»



Несколько экипажей 9-й авиагруппы позируют на фоне штурмовика А-12 «Шрайк»



Экипажи устаревших самолетов Дуглас 0-2мс ожидают команду на боевой вылет


В Китае принято считать, что 14 августа их ВВС провели первый воздушный бой в той войне, в котором добились значительного успеха. Историки из КНР Ли Шушань и Ван Ехун вообще относят все 6 потерянных японцами бомбардировщиков в счет побед своих летчиков. Что касается собственных потерь, то тут значится лишь один слегка поврежденный истребитель.

В сентябре 1939 г. в китайский журнал Авиация» пришло предложение от читателей считать день 14 августа праздником ВВС китайской республики. И действительно, авиационный комитет Китая такой праздник утвердил.

Вечером 14 августа на основании анализа донесений японцы оценили дислокацию ЗВС противника. В том числе, в Нанкине базировалось около 9 истребителей и 30 разведчиков, в Наньчане – примерно 40 истребителей, 7 разведчиков и не установленное количество бомбардировщиков. Утром 15 августа японское командование издало приказ о бомбардировках аэродромов Нанкина, Наньчана, Шанхая и Ханчжоу, чтобы быстро уничтожить неприятельскую авиацию.

Китайское командование бросило в «шанхайскую топку» практически все свои авиачасти. Еще 13 августа в связи с обострением международной обстановки под Шанхай в Цаоэ из Сюйчана (провинция Хэнань) срочно перебросили 9-ю авиагруппу в составе 26-й и 27-й эскадрилий – всего 20 штурмовиков Кертисс А-12 «Шрайк». Тогда же 16-ю АЭ, вооруженную допотопными «Корсарами», временно ввели в состав 6-й авиагруппы и расквартировали в Чусяне (провинция Аньхуэй). На рассвете 15 августа, когда экипажи «Шрайков» готовились к первому боевому вылету, над Цаоэ внезапно появились японские самолеты. Летчики 26-й АЭ отважно ринулись в бой и, как пишут тайваньские историки, «нарушили их строй». В ожесточенной воздушной схватке пять А-12 получили серьезные повреждения и вышли из боя. Пилот Лю Вэйцюань погиб, зам. ком-эска Тан Юаньлян, еще 3 летчика и стрелка получили ранения. В утешение китайцы объявили сбитыми 4 вражеские машины, при этом не называя точное число своих полностью уничтоженных «Шрайков».

В тот же день группа «Корсаров» из 16-й АЭ вылетела на бомбежку японского штаба вблизи Шанхая. В районе цели зенитки подбили самолет (борт 3102). Летчик получил серьезное ранение в левую ногу, но сумел вернуться на базу. На следующий день шестерка «Корсаров», ведомая комэском Ян Хундином, повторила налет. Японские истребители подбили два V-92 (борт 1605 и 3101), которые сели на вынужденную. Все четверо членов экипажей были ранены.

15 августа японские бомбардировщики G3M2 с баз на Тайване и о. Кюсю совершили налеты на Наньчан и Нанкин. Для удара по наньчанскому аэродрому были выделены 14 самолетов, но из-за плохих метеоусловий на маршрут к цели смогли выйти только 8. Они более часа с высоты 500 м без помех бомбили летное поле, однако из-за сильной облачности желаемого эффекта не достигли.

В 9.10 из Дацуня в рейд на тогдашнюю китайскую столицу Нанкин вылетела другая группа G3M2. В устье Янцзы дул сильный ветер (фактически – тайфун). У побережья строй разделился на мелкие группы по четыре бомбардировщика. Китайцы успели увести свои самолеты с местного аэродрома, и когда японцы подлетели к нему, то смогли атаковать только пустующие аэродромные строения. Они сбросили бомбы с высоты всего 300 м, но добились лишь нескольких попаданий. На обратном пути бомбардировщики напоролись над Сучжоу на 21 «Хок-III» 4-й авиагруппы. Истребители вел Гао Чжихан, который быстро сбил один самолет, но во время следующей атаки получил ранение в левую руку и вернулся на базу. Почин своего командира поддержали другие летчики, сбившие еще 3 бомбардировщика и повредившие 6. Японцы объявили, что воздушные стрелки уничтожили 12 китайских истребителей, однако насколько это соответствует действительности, неизвестно до сих пор.



Японский поплавковый разведчик и легкий бомбардировщик Каваниши Е7К


В тот же день с кораблей взлетели 45 палубных и поплавковых самолетов для налетов на китайские аэродромы в Нанкине, Шанхае, Ханчжоу и др. Китайские летчики и зенитчики сбили 8 машин, в т.ч. два гидроплана Каваниши Е7К («тип 94»).

Оценивая результаты двух первых дней воздушной войны, китайские историки считают их достаточно успешными для авиации своей страны. Вероятно, такой же точки зрения придерживалось и командование ВВС Китая, летчики которых сбили 15 японских самолетов. С учетом небоевых потерь противник лишился 24 машин.

В 1940 г. в СССР вышла книга переводчика штаба ВВС к-на Ван Си «Крылья Китая», из которой советские читатели смогли узнать, что за 3 дня боев (15-17 августа) истребители Поднебесной сбили 20 японских бомбардировщиков, пытавшихся «громить» Нанкин. Такие потери японских ВВС позже китайские историки объясняли следующими причинами:

– в районе боевых действий стороны использовали самолеты, близкие по характеристикам, при этом у китайцев было незначительное преимущество в истребителях;

– японские бомбардировщики летали на большую дальность без прикрытия истребителей на значительной части маршрута, что упрощало задачу китайским истребителям;

– плохие метеоусловия часто вынуждали японцев летать не строем, а поодиночке, и воевать с ними было легче.

Обеспокоенное значительными потерями, японское командование решило перейти на ночные бомбардировки аэродромов мелкими группами. В Российском государственном военном архиве хранится написанный в 1938 г. отчет советских авиационных советников в Китае «Действия авиации в первый год войны», в котором, в частности, отмечается: «Ночные налеты японцами, как правило, проводились только в лунные ночи при полнолунии. Так, например, в лунную ночь 25.8.37девять японских бомбардировщиков сбросили 15 бомб по Нанкинскому аэродрому, причем китайские истребители сбили один бомбардировщик. 27 августа 12 японских самолетов бомбили Нанкин фугасными и зажигательными бомбами; зенитной артиллерией был сбит один японский бомбардировщик».

С 16 августа китайская авиация, поддерживая свои наземные войска в районе Шанхая, стала пытаться постоянными бомбо-штурмовыми ударами остановить наступление противника под Хункоу и атаковать корабли, вошедшие в устье реки Хуанпу. В налетах активно участвовали 3-я, 4-я, 5-я, 12-я, 14-я, 32-я и другие эскадрильи, вооруженные устаревшими разведчиками и легкими бомбардировщиками: «Фиат» B.R.3, «Дуглас» 0-2МС и др.

Так, 16 августа командир расквартированной в Сучжоу 3-й эскадрильи Сунь Шэнсань повел восьмерку 0-2МС бомбить японцев в районе Шанхая. Над целью их перехватили 9 вражеских истребителей, подбивших «Дуглас» (борт 303). Летчик Гуй Юнь-гуань погиб, летевший бомбардиром курсант Хуан Вэньмо получил ранение в ноги, но как-то сумел посадить самолет. Раненого немедленно доставили в больницу, но врачи не смогли его спасти, хотя и срочно сделали ему две операции.

В тот же день первые налеты на позиции врага совершила 12-я АЭ на «Корсарах». Однако уже на следующие сутки ее вернули в Лоян, а с середины сентября эта эскадрилья в составе 7-й авиагруппы начала участвовать в боях на севере Китая.

Срочно сформированная из инструкторов Центральной бомбардировочной авиашколы 32-я АЭ, вооруженная 0-2МС, базировалась на аэродроме Цзянцяо, который японцы атаковали на рассвете 16 августа. Китайцы успели вывести из-под удара почти все старые «этажерки». Не смог взлететь и был уничтожен на земле лишь борт 118. Вскоре из-за крайне ограниченных возможностей «Дугласов» и нехватки летного состава эскадрилью расформировали, а инструкторов вернули в авиашколу.

«Хоки» из 4-й и 5-й авиагрупп постоянно висели в воздухе над вражескими позициями, причем заняты они были, прежде всего, бомбоштурмовыми ударами. Похоже, задачу на прикрытие своих бомбардировщиков им даже не ставили. Раненого Гао Чжихана заменил зам. командира 3-й авиагруппы Ван Теньсян, который уже 22 августа погиб над Шанхаем от зенитного огня.

17 августа китайцы нанесли мощный удар по японским позициям на побережье, пытаясь предотвратить высадку десанта в Лодяне под Шанхаем. В воздух поднялись 44 самолета, в том числе 17 «Хоков». 8 из них, ведомые Дун Миндэ, атаковали штаб японской авиации и бомбили с пикирования неприятельские корабли у побережья. Четыре японских палубных истребителя сбили «Хок-Ш» из 25-й АЭ (по другим данным, он был уничтожен зенитным огнем). Летчик Янь Хайвэнь выпрыгнул с парашютом и приземлился среди солдат противника. Он отстреливался до последнего патрона, убил пятерых, а последнюю пулю пустил в себя. Восхищенные мужеством пилота, японцы похоронили его с воинскими почестями.

19 августа во время налета на корабли противника «Нортроп» (борт 904), которым управляли командир звена 9-й эскадрильи Чэнь Чунхуа и бомбардир Чэнь Сичун, был подожжен зенитками. Пылающий самолет вывалился из строя, и, по мнению историка Ма Юйфу, его экипаж совершил огненный таран вражеского корабля.

С конца августа китайцы перевели подразделения, вооруженные устаревшими самолетами, на действия ночью. Это повысило эффективность бомбардировок, но одновременно увеличило число небоевых потерь. Так, 12 сентября на 0-2МС разбился экипаж командира 5-й эскадрильи Чэнь Цинбая. Спустя 3 дня в этом же подразделении произошла совсем уж нелепая трагедия. На взлете самолет врезался в буйвола, в результате чего летчик и стрелок погибли.

Продолжение следует




31 августа исполняется 60 лет легендарному Ан-2


За минувшие годы этот замечательный самолет прошел славный путь. Его создатели вложили в свое детище уникальные возможности, позволившие безопасно и эффективно использовать машину для решения широчайшего спектра задач. Способный работать практически в любых условиях, антоновский биплан завоевал высокую репутацию и популярность у авиаторов всех континентов. Из цехов шести авиазаводов вышли в свет почти 16800 экземпляров Ан-2. Его выпускали в СССР и Польше, а в Китайской Народной Республике продолжают строить машины этого типа до сих пор, что делает Ан-2 единственным в мире самолетом, производство которого длится 58 лет. Сегодня по всему земному шару находятся в эксплуатации свыше 4000 этих неприхотливых и надежных машин. Многие из них уже летают 40 и более лет, оставаясь в отличной форме. Поэтому можно уверенно заявлять, что свое 100-летие эта поистине летающая легенда встретит на крыле.



Примечания:



ВОЗДУШНЫЕ ДРАКОНЫ ПОДНЕБЕСНОЙ

(К 70-ти летию начаоа Китайско-Японской войны)

анатолий Демин/Москва

Фото предоставлены автором


Часть 1. ВВС Китая отбиваются из последних сил

14 августа 1937 г. началась активная фаза боевых действий китайско-японской войны, которую многие современные историки считают фактическим началом Второй мировой. Проводя десантную операцию в районе Чжэцзян – Шанхай, японцы, по данным китайских историков, задействовали свыше 300 тысяч солдат, более 120 кораблей и 250 самолетов. Китайцы смогли им противопоставить более 70 дивизий {около 700 тысяч не лучшим образом обученных и вооруженных бойцов) и 222 самолета. Главными задачами ВВС Китая стали налеты на корабли противника и вражеские позиции на захваченных плацдармах, поддержка и прикрытие с воздуха своих наземных войск.

С утра 14 числа в районе Шанхая начались ожесточенные воздушные схватки. Японские самолеты с авианосца «Хошо» атаковали Ханчжоу, Гуандэ и аэродром летной школы. Военный совет гоминьдановского правительства на рассвете издал приказ начать боевые действия в этом районе. В 8.00 командиры 11-й и 9-й эскадрилий 2-й авиагруппы Гун Индэн и Сье Юйцин повели с аэродрома Гуандэ две девятки легких бомбардировщиков Нортроп «Гамма» 2ЕС для атаки противника.

В 9.05 группа Гун Индэна появилась над японскими кораблями в устье Янцзы. Густая облачность не позволила прицельно бомбить, тогда летчики вышли под облака и сбросили 250-кг бомбы с малой высоты, повредив один корабль. Группа Сье Юйцина отбомбилась по крупной прядильной фабрике, где, по агентурным данным, размещался командный пункт японцев.

В 9.20 командир 5-й истребительной авиагруппы Дин Цзисюй повел с аэродрома Янчжоу 19 (по другим данным – 8) «Хо-ков-III»[15*], сопровождая тройку «Нортропов» 2-й авиагруппы на бомбежку кораблей в устье Янцзы. По плану, «Нортропы» должны были атаковать старый броненосный крейсер «Идзумо», стоявший на якоре напротив консульства Страны восходящего солнца на краю Международного сеттльмента.[16*] Предполагалось, что на его борту находится японское командование. Группа летела вдоль реки на высоте 1000 м при очень плохой видимости. Приборов для слепого полета китайцы не имели, в облаках потеряли ориентировку и цели не нашли. Когда топливо стало подходить к концу, они сбросили бомбы в Янцзы и вернулись на базу.

Впоследствии американский советник Клэр Шэнно (Ченнолт) утверждал: «…Вся правда о том, что произошло в тот трагический день, до сих пор так и не рассказана», и по-иному описывал тот боевой вылет. «Экипажи китайских бомбардировщиков были хорошо обучены сбрасывать бомбы на фиксированной скорости с высоты 7500 футов. Они имели приказ не заходить на «Идзумо» со стороны Международного сеттльмента, так как прекрасно знали, что в этом квартале найдется слишком много охотников раздуть международный инцидент, обвинив во всем китайцев. Погода над Шанхаем была плохой для горизонтального бомбометания. Вместо того, чтобы повернуть назад, отказавшись от выполнения задания, китайские пилоты нырнули под облака, чтобы сбросить бомбы с пологого пикирования с высоты 1500 футов. В этом случае скорость оказалась выше привычной для них. Они нарушили приказ избегать Международного сеттльмента и не сумели приспособить прицелы к новой высоте и скорости. В результате бомбы не долетели до «Идзумо» и взорвались среди домов на его центральной улице – Нанкин-роуд, причем одна не сработала. Погибли 950 человек всех национальностей, еще 1150 были ранены… Другими бомбами выбило стекла на американском крейсере «Аугуста», но «Идзумо» в этот день не пострадал». Свидетельство Шэнно, безусловно, представляет большой интерес, однако приведенное им число жертв налета представляется слишком завышенным.

В 14.20 командир 24-й эскадрильи 5-й авиагруппы Лю Цуйган повел девятку (или шестерку) «Хоков-III» из Янчжоу вновь бомбить японские корабли. Погода оставалась плохой, к тому же японцы встретили группу плотным зенитным огнем. Около 16.00 был сбит «Хок-III» (борт 2401). Пилотировавший его зам. комэска Лян Хунюнь стал первым летчиком-истребителем ВВС Китая, погибшим в той войне. По японской версии, самолет сбили не зенитчики, а поплавковый разведчик, катапультированный с японского крейсера «Сендаи» и удачно подловивший «Хок» на выходе из пикирования.

В то же время девятка «Нортропов» Гун Индэна совершила второй налет. Теперь ее целью стала пристань Хуйшань. Несмотря на плотный зенитный огонь, от которого многие машины получили многочисленные пробоины, летчики прицельно сбросили 500-кг бомбы.

Самолеты 9-й АЭ во втором вылете должны были бомбить сосредоточение японских войск в районе Яншупу. На боевом курсе их атаковали палубные истребители, очевидно, Накадзима A2N1 («тип 90») или A4N1 («тип 95»[17*]). Они подбили машину Чжу Хун-синя, которому удалось посадить ее на аэродроме Хунцяо. Оба члена экипажа получили ранения, причем летчик вскоре скончался. Кроме того, в тот день были подбиты и разбились при возвращении домой самолет Ли Чуаньмоу из 14-й АЭ и еще один китайский биплан.

15* Экспортный сухопутный вариант американского палубного истребителя Кертисс F11С-3 «Госхок». (Прим. ред.)

16* Особый район Шанхая, заселенный иностранцами и имевший свое самоуправление.

17* Номерное обозначение, которое присваивалось самолету в соответствии с годом принятия его на вооружение по традиционному японскому календарю. Одно и то-же обозначение носили разные машины. Например, самолетов "тип 95" было аж 7, среди них – палубный истребитель Накадзима A4N1 и сухопутный истребитель Кавасака Ki-10. Самолеты "тип 95" были приняты на вооружение в 1935 г., что соответстует 2595 г. по японскому календарю. (Прим. ред.)



Легкий бомбардировщик Нортроп «Гамма» 2ЕС



Картина, изображающая успешную атаку Гао Чжихана, проведенную 14 августа 1937 г. в районе Ханчжоу




ВВС Китая использовали легкие бомбардировщики "Корсар» V-92



Японский палубный истребитель Накадзима A2N1


Между 14.40 и 15.50 шесть «Хоков-I»[18*] и 3 легких бомбардировщика «Корсар» V-92[19*] из 34-й и 35-й эскадрилий опять атаковали прядильную фабрику. Совместные усилия китайских летчиков принесли свои плоды, и фабрика сгорела.

Несколько бомб китайцы сбросили на попавшийся им по дороге крейсер. Очевидцем атаки стал «представитель нейтральной державы» Шэнно, летевший на невооруженном самолете в Шанхай, чтобы проследить за развитием международного конфликта. Он вспоминал, что из-за грозового фронта совсем было утратил надежду прорваться к Шанхаю, «как вдруг заметил звено из 3 китайских самолетов, которое перестраивалось над рекой. Еще одна тройка быстро набирала высоту. Под ними я увидел военный корабль, идущий на большой скорости. Под носом у него кипел высокий белый бурун, из труб валил густой черный дым, орудия мигали огоньками, как крошечные лампочки на серой палубе. Китайские пикировщики подлетели слишком близко, чтобы неизвестные моряки могли чувствовать себя в безопасности. Я спикировал, чтобы опознать корабль. Но в этот самый момент он поставил густую дымовую завесу, Я поднырнул под нее и с первого же взгляда среди вспышек выстрелов различил огромный «Юнион Джек», нарисованный на юте. Это был британский крейсер «Камберленд»!..».

Вечером бурные события развернулись над аэродромом Цзяньцяо возле Ханчжоу. Китайцы решили перебазировать туда истребители 4-й авиагруппы, однако перелететь успел только ее командир Гао Чжихан. Когда на подходе были 21-я и 23-я эскадрильи, на аэродроме прозвучала тревога, сигнализировавшая о приближении бомбардировщиков противника. Ими оказались девять двухмоторных Мицубиси G3M2 («тип 96» – см. фото на заставке) из 1 -го объединенного авиаполка ВМС Японии. Радиостанций на китайских истребителях не было, и с земли не могли сообщить своим летчикам о противнике, а сами они не видели врага, скрывавшегося в облачности… «Хоки» стали заходить на посадку. Первым приземлился командир 21-й эскадрильи Ли Гуйдань. Навстречу бросились Гао Чжихан и комендант аэродрома, которые энергичными жестами призывали его немедленно взлететь. Комэск сумел разобраться в этой пантомиме и, дав газу, скрылся в облаках. Не понимая, что происходит, другие летчики 4-й авиагруппы продолжали приземляться. В баках их самолетов оставалось совсем мало топлива, но дозаправиться никто не смог – всем тут же пришлось снова подняться в воздух. В 18.30 вынырнувшие из низко нависавших туч японцы сбросили свой груз с весьма невысокой точностью. Китайцы продолжали взлетать под свист падающих бомб. Вероятно, на самолете летчика Лю Шуфаня закончился бензин, и он разбился.

Авиаторы обеих сторон не имели боевого опыта, и, как пишут китайские историки, истребители действовали хаотично, а бомбардировщики уходили от цели, «очертя голову, напролом». Строй японцев распался, и в облаках экипажи потеряли друг друга. Китайцы, которых учили воевать звеньями по 3 самолета, также не смогли удержать установленные боевые порядки и атаки проводили или поодиночке, или в составе импровизированных звеньев и пар. Первым успеха добился Гао Чжихан, взлетевший на своем «Хоке» (борт IV-1[20*]). Его ведомым оказался командир 2-го звена 21-й эскадрильи Тань Вэн. Истребители практически сразу попали в облака, но быстро вышли из них, буквально натолкнувшись на бомбардировщик противника. Огонь Гао Чжихана был точен, и он стал первым китайским летчиком, одержавшим воздушную победу в той войне. Его успех развил командир звена Чжэн Шаоюй, сбивший второй G3M2. Третий самолет оказался добычей группы, в которую входили командир 21-й эскадрильи Ли Гуйдань, а также летчики Лю Чжэшэн и Ван Вэньхуа. В целом бой получился скоротечным, т.к. из-за малого остатка топлива китайцы не могли преследовать врага.

По японским данным, в тот день с авиабазы Тайхоку в Тайбэе на Тайване стартовали 18 бомбардировщиков G3M2 (вторая девятка получила задание бомбить аэродром Гуандэ). Домой вернулись 12 самолетов. В бою возле Ханчжоу были сбиты 2 машины. Погибли 12 членов экипажей. Третья получила значительные повреждения и села на вынужденную на побережье Китая. Позднее в ней насчитали 74 пробоины. 2 самолета провали из-за потери экипажами ориентировки – сложных метеоусловиях, а еще один сел на поверхность моря из-за какой-то поломки. В качестве своеобразной компенсации япон-цы заявили, что воздушным стрелкам удалось сбить 2 истребителя противника.

18* Экспортный сухопутный вариант американского палубного истребителя Кертисс F11С-2 «Госхок». (Прим. ред.)

19* Принятое в Китае обозначение сухопутного варианта американского палубного разведчика и легкого бомбардировщика Воут 02U «Корсар». (Прим. ред.)

20* Такой бортовой номер был нетипичным для ВВС Китая. Обычно самолеты несли номера, выполненные арабскими цифрами, где первые одна-две означали номер эскадрильи, а две последующие – номер самолета в подразделении.




Один из летчиков 21-й эскадрильи ВВС Китая в кабине своего «Хока-Ш»



Несколько экипажей 9-й авиагруппы позируют на фоне штурмовика А-12 «Шрайк»



Экипажи устаревших самолетов Дуглас 0-2мс ожидают команду на боевой вылет


В Китае принято считать, что 14 августа их ВВС провели первый воздушный бой в той войне, в котором добились значительного успеха. Историки из КНР Ли Шушань и Ван Ехун вообще относят все 6 потерянных японцами бомбардировщиков в счет побед своих летчиков. Что касается собственных потерь, то тут значится лишь один слегка поврежденный истребитель.

В сентябре 1939 г. в китайский журнал Авиация» пришло предложение от читателей считать день 14 августа праздником ВВС китайской республики. И действительно, авиационный комитет Китая такой праздник утвердил.

Вечером 14 августа на основании анализа донесений японцы оценили дислокацию ЗВС противника. В том числе, в Нанкине базировалось около 9 истребителей и 30 разведчиков, в Наньчане – примерно 40 истребителей, 7 разведчиков и не установленное количество бомбардировщиков. Утром 15 августа японское командование издало приказ о бомбардировках аэродромов Нанкина, Наньчана, Шанхая и Ханчжоу, чтобы быстро уничтожить неприятельскую авиацию.

Китайское командование бросило в «шанхайскую топку» практически все свои авиачасти. Еще 13 августа в связи с обострением международной обстановки под Шанхай в Цаоэ из Сюйчана (провинция Хэнань) срочно перебросили 9-ю авиагруппу в составе 26-й и 27-й эскадрилий – всего 20 штурмовиков Кертисс А-12 «Шрайк». Тогда же 16-ю АЭ, вооруженную допотопными «Корсарами», временно ввели в состав 6-й авиагруппы и расквартировали в Чусяне (провинция Аньхуэй). На рассвете 15 августа, когда экипажи «Шрайков» готовились к первому боевому вылету, над Цаоэ внезапно появились японские самолеты. Летчики 26-й АЭ отважно ринулись в бой и, как пишут тайваньские историки, «нарушили их строй». В ожесточенной воздушной схватке пять А-12 получили серьезные повреждения и вышли из боя. Пилот Лю Вэйцюань погиб, зам. ком-эска Тан Юаньлян, еще 3 летчика и стрелка получили ранения. В утешение китайцы объявили сбитыми 4 вражеские машины, при этом не называя точное число своих полностью уничтоженных «Шрайков».

В тот же день группа «Корсаров» из 16-й АЭ вылетела на бомбежку японского штаба вблизи Шанхая. В районе цели зенитки подбили самолет (борт 3102). Летчик получил серьезное ранение в левую ногу, но сумел вернуться на базу. На следующий день шестерка «Корсаров», ведомая комэском Ян Хундином, повторила налет. Японские истребители подбили два V-92 (борт 1605 и 3101), которые сели на вынужденную. Все четверо членов экипажей были ранены.

15 августа японские бомбардировщики G3M2 с баз на Тайване и о. Кюсю совершили налеты на Наньчан и Нанкин. Для удара по наньчанскому аэродрому были выделены 14 самолетов, но из-за плохих метеоусловий на маршрут к цели смогли выйти только 8. Они более часа с высоты 500 м без помех бомбили летное поле, однако из-за сильной облачности желаемого эффекта не достигли.

В 9.10 из Дацуня в рейд на тогдашнюю китайскую столицу Нанкин вылетела другая группа G3M2. В устье Янцзы дул сильный ветер (фактически – тайфун). У побережья строй разделился на мелкие группы по четыре бомбардировщика. Китайцы успели увести свои самолеты с местного аэродрома, и когда японцы подлетели к нему, то смогли атаковать только пустующие аэродромные строения. Они сбросили бомбы с высоты всего 300 м, но добились лишь нескольких попаданий. На обратном пути бомбардировщики напоролись над Сучжоу на 21 «Хок-III» 4-й авиагруппы. Истребители вел Гао Чжихан, который быстро сбил один самолет, но во время следующей атаки получил ранение в левую руку и вернулся на базу. Почин своего командира поддержали другие летчики, сбившие еще 3 бомбардировщика и повредившие 6. Японцы объявили, что воздушные стрелки уничтожили 12 китайских истребителей, однако насколько это соответствует действительности, неизвестно до сих пор.



Японский поплавковый разведчик и легкий бомбардировщик Каваниши Е7К


В тот же день с кораблей взлетели 45 палубных и поплавковых самолетов для налетов на китайские аэродромы в Нанкине, Шанхае, Ханчжоу и др. Китайские летчики и зенитчики сбили 8 машин, в т.ч. два гидроплана Каваниши Е7К («тип 94»).

Оценивая результаты двух первых дней воздушной войны, китайские историки считают их достаточно успешными для авиации своей страны. Вероятно, такой же точки зрения придерживалось и командование ВВС Китая, летчики которых сбили 15 японских самолетов. С учетом небоевых потерь противник лишился 24 машин.

В 1940 г. в СССР вышла книга переводчика штаба ВВС к-на Ван Си «Крылья Китая», из которой советские читатели смогли узнать, что за 3 дня боев (15-17 августа) истребители Поднебесной сбили 20 японских бомбардировщиков, пытавшихся «громить» Нанкин. Такие потери японских ВВС позже китайские историки объясняли следующими причинами:

– в районе боевых действий стороны использовали самолеты, близкие по характеристикам, при этом у китайцев было незначительное преимущество в истребителях;

– японские бомбардировщики летали на большую дальность без прикрытия истребителей на значительной части маршрута, что упрощало задачу китайским истребителям;

– плохие метеоусловия часто вынуждали японцев летать не строем, а поодиночке, и воевать с ними было легче.

Обеспокоенное значительными потерями, японское командование решило перейти на ночные бомбардировки аэродромов мелкими группами. В Российском государственном военном архиве хранится написанный в 1938 г. отчет советских авиационных советников в Китае «Действия авиации в первый год войны», в котором, в частности, отмечается: «Ночные налеты японцами, как правило, проводились только в лунные ночи при полнолунии. Так, например, в лунную ночь 25.8.37девять японских бомбардировщиков сбросили 15 бомб по Нанкинскому аэродрому, причем китайские истребители сбили один бомбардировщик. 27 августа 12 японских самолетов бомбили Нанкин фугасными и зажигательными бомбами; зенитной артиллерией был сбит один японский бомбардировщик».

С 16 августа китайская авиация, поддерживая свои наземные войска в районе Шанхая, стала пытаться постоянными бомбо-штурмовыми ударами остановить наступление противника под Хункоу и атаковать корабли, вошедшие в устье реки Хуанпу. В налетах активно участвовали 3-я, 4-я, 5-я, 12-я, 14-я, 32-я и другие эскадрильи, вооруженные устаревшими разведчиками и легкими бомбардировщиками: «Фиат» B.R.3, «Дуглас» 0-2МС и др.

Так, 16 августа командир расквартированной в Сучжоу 3-й эскадрильи Сунь Шэнсань повел восьмерку 0-2МС бомбить японцев в районе Шанхая. Над целью их перехватили 9 вражеских истребителей, подбивших «Дуглас» (борт 303). Летчик Гуй Юнь-гуань погиб, летевший бомбардиром курсант Хуан Вэньмо получил ранение в ноги, но как-то сумел посадить самолет. Раненого немедленно доставили в больницу, но врачи не смогли его спасти, хотя и срочно сделали ему две операции.

В тот же день первые налеты на позиции врага совершила 12-я АЭ на «Корсарах». Однако уже на следующие сутки ее вернули в Лоян, а с середины сентября эта эскадрилья в составе 7-й авиагруппы начала участвовать в боях на севере Китая.

Срочно сформированная из инструкторов Центральной бомбардировочной авиашколы 32-я АЭ, вооруженная 0-2МС, базировалась на аэродроме Цзянцяо, который японцы атаковали на рассвете 16 августа. Китайцы успели вывести из-под удара почти все старые «этажерки». Не смог взлететь и был уничтожен на земле лишь борт 118. Вскоре из-за крайне ограниченных возможностей «Дугласов» и нехватки летного состава эскадрилью расформировали, а инструкторов вернули в авиашколу.

«Хоки» из 4-й и 5-й авиагрупп постоянно висели в воздухе над вражескими позициями, причем заняты они были, прежде всего, бомбоштурмовыми ударами. Похоже, задачу на прикрытие своих бомбардировщиков им даже не ставили. Раненого Гао Чжихана заменил зам. командира 3-й авиагруппы Ван Теньсян, который уже 22 августа погиб над Шанхаем от зенитного огня.

17 августа китайцы нанесли мощный удар по японским позициям на побережье, пытаясь предотвратить высадку десанта в Лодяне под Шанхаем. В воздух поднялись 44 самолета, в том числе 17 «Хоков». 8 из них, ведомые Дун Миндэ, атаковали штаб японской авиации и бомбили с пикирования неприятельские корабли у побережья. Четыре японских палубных истребителя сбили «Хок-Ш» из 25-й АЭ (по другим данным, он был уничтожен зенитным огнем). Летчик Янь Хайвэнь выпрыгнул с парашютом и приземлился среди солдат противника. Он отстреливался до последнего патрона, убил пятерых, а последнюю пулю пустил в себя. Восхищенные мужеством пилота, японцы похоронили его с воинскими почестями.

19 августа во время налета на корабли противника «Нортроп» (борт 904), которым управляли командир звена 9-й эскадрильи Чэнь Чунхуа и бомбардир Чэнь Сичун, был подожжен зенитками. Пылающий самолет вывалился из строя, и, по мнению историка Ма Юйфу, его экипаж совершил огненный таран вражеского корабля.

С конца августа китайцы перевели подразделения, вооруженные устаревшими самолетами, на действия ночью. Это повысило эффективность бомбардировок, но одновременно увеличило число небоевых потерь. Так, 12 сентября на 0-2МС разбился экипаж командира 5-й эскадрильи Чэнь Цинбая. Спустя 3 дня в этом же подразделении произошла совсем уж нелепая трагедия. На взлете самолет врезался в буйвола, в результате чего летчик и стрелок погибли.

Продолжение следует




31 августа исполняется 60 лет легендарному Ан-2


За минувшие годы этот замечательный самолет прошел славный путь. Его создатели вложили в свое детище уникальные возможности, позволившие безопасно и эффективно использовать машину для решения широчайшего спектра задач. Способный работать практически в любых условиях, антоновский биплан завоевал высокую репутацию и популярность у авиаторов всех континентов. Из цехов шести авиазаводов вышли в свет почти 16800 экземпляров Ан-2. Его выпускали в СССР и Польше, а в Китайской Народной Республике продолжают строить машины этого типа до сих пор, что делает Ан-2 единственным в мире самолетом, производство которого длится 58 лет. Сегодня по всему земному шару находятся в эксплуатации свыше 4000 этих неприхотливых и надежных машин. Многие из них уже летают 40 и более лет, оставаясь в отличной форме. Поэтому можно уверенно заявлять, что свое 100-летие эта поистине летающая легенда встретит на крыле.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх