|
||||
|
ЧЕРЕЗ 70-ЛЕТ ПОСЛЕ ЛЕДОВОГО ПОБОИЩА (Чудское озеро, год 1944-й)Александр Заблотский/ Таганрог, Роман Ларинцев/ Северо-Двинск Знаменитое сражение на Чудском озере, в ходе которого русское войско во главе с Александром Невским разгромило немецких рыцарей, отделяет от описываемых нами событий более 700 лет. Тем не менее. Ледовое побоище остается куда более известным, чем операция, проведенная в тех же местах в 1944 г моряками 25-й бригады речных кораблей и летчиками ВВС Краснознаменного Балтийского флота против новоявленных «крестоносцев»… Разгромив немецкие войска под Ленинградом в январе 1944 г. и продвинувшись дальше на юго-запад, части Красной Армии вышли к границам Эстонии. С востока территорию республики прикрывали обширные водные пространства Чудского и Псковского озер, оставлявшие лишь небольшие сухопутные «ворота» – заболоченный Нарвский перешеек. Однако зимой озера замерзали, покрываясь достаточно прочным льдом. Воспользовавшись этим, к 14 февраля советские войска заняли о. Пийрисаар и вышли на западный берег Чудского озера. К сожалению, закрепить этот успех не удалось. К 24 февраля немцы не только ликвидировали плацдарм, но и восстановили контроль над Пийрисааром. Не последнюю роль в этом сыграли люфтваффе. Главной ударной силой стали Ju 87 из Stab SG 3 и I./SG 3, базировавшиеся в Дерпте (Тарту). Возможно, что в налетах участвовали и «штуки» из второй группы той же эскадры с аэродрома Печоры. Если позволяла погода, пикировщики работали весьма интенсивно. Так, по отчетам о воздушной обстановке группы армий «Север», 14 февраля 1944 г. самолеты 1-го Воздушного флота (ВФ) выполнили 104 вылета для атак целей в районе Теплого озера[4*] и о. Пийрисаар, 15-го числа – 106 вылетов для ударов по советским войскам в районе Теплого озера и 37 – по автоколоннам, двигавшимся в направлении Гдова. Затем метеоусловия ухудшились, и активность авиация значительно снизилась. Лишь 23 февраля в том районе было вновь отмечено 68 вылетов -штук», а на следующий день еще 21. Хотя первый натиск Красной Армии удалось отбить, в немецких штабах всех уровней нисколько не заблуждались относительно дальнейших перспектив развития событий. Еще в 1943 г. верховное командование вермахта решило заблаговременно готовить тыловую оборонительную позицию на северо-западном направлении. На суше эту роль играли укрепления линии «Пантера», а на озерах сухопутную оборону должна была поддерживать 4-я флотилия канонерских лодок. Ее главную ударную силу составляли так называемые «морские артиллерийские лихтеры- (Мап-neartillerieleichter – MAL). которые по отечественной классификации можно отнести к речным канонерским лодкам. Эти сравнительно небольшие (водоизмещением 146 т) корабли обладали мощным вооружением: две 88-мм и одна 37-мм пушки плюс 20-мм зенитные автоматы. 4* Неширокий пропив между Чудским и Псковским озерами, названный так из-за повышенной температуры воды в зимнее время Советское командование приступило к созданию своей озерной флотилии значительно позже. Для этого решили перебросить с озера Ильмень, ставшего к тому времени глубоким тылом, 25-ю бригаду речных кораблей (командир – капитан 2 ранга А.Ф Аржавкин). Причем ее катера пришлось отправлять окружным путем: по воде до Ленинграда, далее по железной дороге до Гдова. Только 19 мая 1944 г. первые катера были выгружены на берегу Чудского озера. За пять дней до этого на флот поступила шифротелеграмма заместителя начальника Генерального штаба Красной Армии. В ней указывалось, что разведка 3-го Прибалтийского фронта обнаружила в Тарту до 100 катеров противника, в том числе бронированных и вооруженных пушками. Этой же шифровкой предписывалось уничтожать плавучие средства противника силами 25-й бригады и фронтовой авиации. Однако адмиралу В.Ф. Трибуцу, имевшему большой опыт взаимодействия с армейцами, было предельно ясно, что поставленную задачу его сухопутные коллеги будут выполнять исключительно «по остаточному принципу», и лучше полагаться на силы флота. Уже с 24 мая систематическую воздушную разведку над озерами стали вести «Яки» 15-го отдельного разведывательного полка ВВС КБФ. Выгрузка 25-й бригады не прошла незамеченной для разведки противника, и немцы вовсе не собирались безучастно смотреть на развертывание советской флотилии. Одним из основных средств противодействия ей должна была стать авиация Какие же силы люфтваффе находились на северо-западном участке Восточного фронта летом 1944 г.? К началу операции «Багратион» 1-й ВФ располагал одной штурмовой эскадрой (Schlachtgeschwader 3). перевооружавшейся с пикировщиков Ju 87 на штурмовики «Фокке-Вульф 190», и двумя группами 54-й истребительной эскадры Grunherz. В боевом составе флота находилось также большое количество подразделений ночной бомбардировочной (штурмовой – по немецкой классификации) авиации, впрочем, имевших достаточно ограниченную боевую ценность. Единственный отряд «настоящих» бомбардировщиков Не 111 из 14(Eis.)/KG 55 использовался исключительно для ночных рейдов против железнодорожных коммуникаций в советском тылу. Прорыв советскими войсками линии Ман-нергейма и необходимость удержать своего союзника от выхода из войны заставили немцев перебросить на аэродромы Южной Финляндии крупные силы 1 -го ВФ. Там они понесли ощутимые потери, лишившись 13 «Фокке-Вульфов» и 13 «Юнкерсов», и потрепанными вернулись из «командировки» к началу активных действий ВВС КБФ над Чудским озером. Кроме того, на прибалтийские базы перелетела оснащенная FW 190 группа I./SG 5. которая также побывала в стране Суоми, а до того действовала на Крайнем Севере. В начале июля 1-й ВФ был пополнен переброшенной из Италии полнокровной 4-й штурмовой эскадрой, на вооружении которой находились FW 190 различных модификаций. Советским морякам действовать на Чудском озере сразу же пришлось под жестким прессингом авиации противника. 28 мая при первом же выходе в дозор два бронекатера подверглись атаке четверки «Фокке-Вульфов», повредивших БКА №214 (тяжело ранен один матрос). На всякий случай дозоры решили выставлять лишь по ночам и в дни с плохой погодой. Однако рано утром 6 июня -фоккеры» снова провели удачную атаку, повредив БКА № 322. На этот раз последовала реакция со стороны командования 14-й Воздушной армии 3-го Прибалтийского фронта. Шесть истребителей Як-1 (вероятно, из 330-й ИАД) были перебазированы на площадку у деревни Желча для прикрытия с воздуха своих озерных сил. Кроме того, для усиления ПВО мест базирования катеров 25-й бригады 42-я армия выделила по одной 45-мм и 37-мм зенитной батарее. Балтийцы готовят к вылету Як -7 Техник из JG 54 позирует у FW190 Замена двигателя на Ил-2 С середины июня советские бронекатера неоднократно вступали в бой с надводными силами противника на Чудском озере. Но в целом ни та, ни другая сторона не предпринимала решительных действий. Ситуация начала меняться в середине июля. Советские войска, разгромившие в ходе мощного наступления в Белоруссии группу армий "Центр», стремительно приближались к побережью Рижского залива, угрожая перерезать коммуникации группы армий «Север» с Восточной Пруссией. Переход в наступление войск Ленинградского и 3-го Прибалтийского фронтов должен был закрепить успех и привести к полному разгрому соединений вермахта в Прибалтике. В этой связи советское командование намеревалось нанести удар во фланг противнику, высадив десант на слабо защищенном участке западного побережья Чудского озера Оперировавшая на озерах флотилия противника, которая превосходила нашу 25-ю бригаду как количественно, так и качественно, представляла серьезную опасность для предстоящей операции. Командование КБФ выделило для уничтожения немецкой 4-й флотилии канлодок из состава ВВС флота целую штурмовую авиадивизию (9-ю ШАД) Благо, наличие еще одной, 11-й ШАД. незадолго до того переброшенной с Черного моря, позволяло одновременно решать несколько задач в удаленных друг от друга районах. 9-я Ропшинская ШАД (командир – п-к М А Курочкин) включала четыре полка: 7-й Гвардейский ШАП м-ра А.Е Мазуренко, 35-й ШАП подп-ка В.П. Кузьмина, 12-й ИАП м-ра В.В. Волочнева и 13-й Краснознаменный ИАП м-ра А.А. Мирокенко. Появление на озерах мощного (154 штурмовика и истребителя) авиационного соединения, нацеленного исключительно на решение «морских» задач, сразу резко изменило обстановку в нашу пользу. Уже первые боевые вылеты 9-й ШАД над Чудским озером привели к ощутимым успехам. 19 июля штурмовики 7-го Гвардейского и 35-го ШАП под прикрытием истребителей Як-7 и Як-9 из 12-го и 13-го ИАП трижды наносили удары по пункту базирования Муствее. В ударах приняли участие 44 «Ила- и 38 истребителей. На следующий день Муствее также подвергся трем налетам, в которых приняли участие 42 штурмовика под прикрытием истребителей. Результаты этих атак лучше всего отражены в боевом донесении противника. «В 12.40 19 июля – сигнал воздушной тревоги. Два истребителя типа ЛаГГ и «Томагавк» произвели облет Муствее. Неприятельские машины были обстреляны огнем тяжелой батареи «Муствее» и зенитными средствами канонерских лодок типа »MAL». Истребители ушли на ост-норд-ост… В 15.25 замечено приближение большого числа вражеских самолетов с оста. На базе тотчас же объявлена воздушная тревога. По наблюдению, в группе было два истребителя и восемь Ил-2. Самолеты первоначально обошли Муствее с норда, затем атаковали базу с вестового направления. Вся артиллерия канлодок и тяжелой батареи открыла огонь. Противник разделился. Одна группа атаковала канонерки на рейде, вторая нанесла удар по порту. Штурмовики вели огонь из бортового оружия и сбрасывали сериями авиабомбы. Вновь появившаяся группа из 12 Ил-2 и двух истребителей действовала аналогичным методом. В поселке возникло 3-4 возгорания, одно из которых, в районе кирхи, переросло в площадной пожар. После сброса бомб самолеты противника уходили в сторону озера и там собирались в одну группу. Затем севернее Муствее появилась третья группа противника, состоявшая из 9 Ил-2 и четырех истребителей. Эта группа действовала тем же методом, что и остальные… Следует упомянуть, что через 15 минут после ухода противника вдали от берега появились два истребителя, которые, предположительно, вели поиск сбитых экипажей. Они долгое время совершали полеты по кругу на малой высоте. На кораблях и берегу в результате налета были потери среди личного состава. В 19.23 вновь воздушная тревога. Восемь Ил-2 без истребительного прикрытия курсом зюйд-вест шли на батарею. Затем группа разделилась. Четыре машины прошли через поселок в направлении порта, обстреляв из бортового оружия Муствее и сбросив бомбы на канонерки, стоявшие на рейде. При полете и отходе от цели машины подвергались обстрелу из всех видов зенитного оружия. Оставшиеся четыре Ил-2 атаковали непосредственно батарею, обстреляв огневые позиции пушечно-пулеметным огнем. Во время ухода этих самолетов на зюйд-ост с оста появились еще восемь штурмовиков. Эти самолеты также подверглись обстрелу с канонерских лодок. Группа прошла над батареей, взяла курс вест-норд-вест, через Муствее вышла на порт и сбросила сериями бомбы на стоявший на рейде MAL19. Корабль получил прямое попадание и загорелся… Оба 88-мм орудия и счетверенный зенитный автомат вышли из строя. Потери личного состава: 5 убитых, 7 тяжело- и несколько легко раненых. Дальше от берега противник обстрелял и сбросил бомбы на два сторожевых ка #9632; гера. Среди экипажа 1 человек получил тяжелое и несколько легкие ранения. Общие потери и повреждения. На 4-й флотилии: MALI9 выгорел вследствие прямого попадания, 5 погибших, 13 тяжело- и 4 легкораненых. В Муствее полностью разрушены 30 домов и надворных построек, сильно пострадали три жилых дома. Из общественных зданий разрушены почтамт, тюрьма и поликлиника. Сильно пострадала гимназия… 20 июля 1944 года… В 14.17 с норд-оста появились восемь Ил-2 и четыре ЛаТТ-3… Разделившаяся под плотным огнем зенитной артиллерии группа атаковала одиночными машинами поселок, порт и канлодки на рейде огнем бортового оружия и бомбами. Возникли пожары. MALI7 получил прямое попадание и вышел из строя. После ухода первой группы ей на смену появилась вторая, шедшая на большой высоте и состоявшая из десяти Ил-2 с истребительным прикрытием… При атаке штурмовики снижались до высоты десять метров, обстреливая поселок, порт и MAL15. Кроме того, на MAL 15 были сброшены бомбы, причинившие ему тяжелые повреждения… Появилась третья группа, состоявшая из 12 штурмовиков с истребительным прикрытием… Так как к моменту последней атаки на канлодках частично было выведено из строя оружие, то налет в основном отражался огнем тяжелой батареи. MAL15 ушел под прикрытие ее огня и был там обстрелян с бреющего полета отдельными вражескими самолетами. Командир канонерки получил тяжелое ранение, потерял глаз, но. несмотря на это, продолжал руководить боем… FW 190 с шестью бомбами SC 50 Немецкая канонерка типа «MAL» В 17.25 новый налет. На этот раз две группы вышли на цель одновременно… Огонь кораблей был слабым вследствие потерь и повреждений. Обе группы ушли на зюйд-ост, одновременно появилась третья. . В нордовой части поселка возник пожар, вскоре распространившийся на зюйд. Налет этой группы отражался исключительно огнем тяжелой батареи… Появилась четвертая группа, которая нанесла удар по батарее. Пушечно-пулеметным огнем были обстреляны как огневые позиции батареи, так и стоящий под ее прикрытием MALI5…-. Добавим только, что согласно немецкому «Дневнику руководства войной на море-, все три канонерки считаются потерянными безвозвратно. Постепенно «Илы" дивизии отработали по всем пригодным для базирования кораблей пунктам эстонского побережья Чудского озера. Документы немецкого командования от 27 июля в очередной раз сообщают об эффективном ударе советских летчиков. В течение этого дня штурмовики четырежды, группами по 6-12 машин атаковали пункты базирования 4-й флотилии. В устье реки Ранна-Пунгерья были уничтожены землечерпалка и три шаланды Канонерская лодка MALI 3 получила несколько прямых попаданий и затонула на мелководье. Другая канонерка – MAL14 – была тяжело повреждена и вышла из строя. Серьезные повреждения получили два сторожевых катера и еще четыре – легкие. Таким образом, удалось вывести из строя половину ударных сил флотилии противника. Естественно, что у немецкого сухопутного командования возникли сомнения в способности своих моряков предотвратить высадку советского десанта. 26 июля начальник штаба 18-й армии написал начальнику штаба группы армий -Север-: «… без истребительного прикрытия военно-морские силы не могут осуществлять свою деятельность. В этой связи армия просит перебросить на аэродром Дерпт хотя бы одно звено истребителей. Если противник зацепится за берег, то сбросить его в озеро не удастся. Поэтому о контрмерах нужно позаботиться уже сейчас». На служебной записке сохранилась пометка: 'Начальник штаба Группы армий принял вопрос к изучению'. К сожалению, у нас отсутствуют документальные данные, чем же закончилось «изучение вопроса». Несмотря на то, что в конце июля – начале августа штаб 9-й ШАД несколько снизил наряд сил. выделяемых для ударов по немецким базам, результаты продолжали оставаться достаточно высокими. Например, 2 августа получила повреждения и затонула на мелководье MALI6. были потоплены четыре (V-124, -135. -241. -223) и серьезно повреждены два (V-241. V-233) сторожевых катера. Удивительно, но командование КБФ сочло результаты боевой работы своих штурмовиков недостаточными, а угрозу со стороны немецкой 4-й флотилии не устраненной. Поэтому 5 августа 9-я ШАД вновь перешла к нанесению массированных ударов. По судам на реке Эма-Иыги в тот день действовали 40 штурмовиков под прикрытием 30 истребителей. На следующий день в налете на те же цели участвовали уже 68 ударных самолетов. Впрочем, с 7 августа интенсивность налетов снова упала: один удар (4 штурмовика) – в тот день, два (4 и 7 «Илов») – на следующий. Вероятной причиной такого резкого падения активности явилось тяжелейшее положение с авиационным бензином, сложившееся на флоте. Тем временем продвижение советских войск к Тарту наконец-то перевело вопрос о десанте в практическую плоскость. Директивой командующего 3-м Прибалтийским фронтом от 12 августа была создана десантная группа, которую возглавил заместитель командующего фронтом генерал-лейтенант А.А. Гречкин. Из состава 25-й бригады речных кораблей, насчитывавшей на 13 августа 12 бронекатеров, 21 тендер и ряд других плавсредств, были сформированы три десантных отряда и отряд кораблей артиллерийской поддержки. Наступал «момент истины» – то. ради чего собственно КБФ и разворачивал свои силы на Чудском озере. Операция началась в ночь на 16 августа и первоначально проходила согласно разработанным планам – к пяти часам утра первый эшелон десанта был благополучно переправлен на западный берег. Немцы пытались помешать высадке, однако их огневые точки немедленно подавила наша артиллерия. Катера вернулись за вторым эшелоном, и казалось, что все -идет, как по маслу», но быстро оправившийся от неожиданности противник сделал свой ответный ход. В 10.00 и в 12.40 немецкие самолеты группами по 18- 25 машин нанесли удары по десантно-высадочным средствам 25-й бригады. В результате несколько катеров было повреждено, а минный катер МК-5, буксировавший понтон с людьми и техникой, потоплен. До конца суток люфтваффе совершили еще три крупных налета. Были потоплены суда, на которых находился 3-й батальон 546-го стрелкового полка, санитарная рота этой части, артиллерийская батарея, боеприпасы и продовольствие. Погибло много солдат и офицеров. К исходу дня в строю осталось не более 30% тендеров, остальные были повреждены или уничтожены авиацией противника. Удары авиации 1-го ВФ продолжились и на следующий день. К 23 часам 17 августа 25-я бригада речных кораблей безвозвратно потеряла бронекатер, три тендера, два минных катера и два катера-тральщика. Из 14 паромов затонули семь. Для восполнения этих потерь командование КБФ приказало срочно подготовить к отправке в Гдов 6 бронекатеров и 20 тендеров из состава Кронштадтского морского оборонительного района. Однако немцы не смогли остановить продвижение советских частей на берегу, и вечером 17 августа войска десантной группы встретились с бойцами 86-й стрелковой дивизии 67-й армии. Десантная операция была завершена. Всего за время ее проведения 25-я бригада переправила через озеро около 7000 бойцов, 170 орудий и минометов, свыше 300 т боеприпасов и других грузов. 159-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон доставил на западный берег личный состав. 34 т груза и 65 орудий и минометов. После высадки десанта интенсивность боевых действий на Чудском озере резко снизилась. Истребители вели разведку плавсредств противника и прикрывали редкие выходы бронекатеров для обстрела вражеского побережья. Запланированные десанты на северное побережье, несмотря на их подготовку, так и не состоялись. Заключительным аккордом стало 30 августа. В тот день 9-я ШАД в полном составе нанесла удар по пунктам базирования 4-й флотилии в северной части Чудского озера. С 8.20 до 19.28 «горбатые» 6 раз вылетали на штурмовку Муствее и устья реки Ранна-Пунгерья. Всего в налетах приняли участие 41 «Ильюшин», а также 38 Як-1 и Як-9. Полных данных о потерях противника нет, но известно, что в Муствее был потоплен катер. Взлетает Ла-5 из 3-го ГИАП ВВС Балтфлота. Лето 1944 г. «Фокке-Вульфы» из 5. JG 54 на полевом аэродроме Всего с 19 июля по 30 августа штурмовики 9-й ШАД совершили 795 самолетовылетов, а истребители – 927. По докладам экипажей, было уничтожено 42 и повреждено 67 кораблей и судов противника. Свои потери составили 3 машины от огня зенитной артиллерии и 5 – сбитыми в воздушных боях. 20 сентября «чудское побоище» завершилось – оставшиеся к тому моменту в строю корабли немецкой 4-й флотилии были уничтожены своими экипажами. Судьба канонерских лодок типа «МДЬ> 4-й флотилии MAL13 – уничтожена при авианалете 27 07 1944 г MAL14 – тяжело повреждена при авианалете 27.07. 1944 г. MAL15 – уничтожена при авианалете 20.07 1944 г MAL16 – уничтожена при авианалете 02.08 1944 г MAL17 – уничтожена при авианалете 20.07 1944 г MAL18 – уничтожена при авианалете 30.08 1944 г MAL19 – уничтожена при авианалете 19.07 1944 г MAL20 – уничтожена при авианалете 20 08 1944 i MAL22 – тяжело повреждена при авианалете 08.08 1944 г. MAL23 – уничтожена при авианалете 09.08 1944 г MAL24 – уничтожена при авианалете 28.08 1944 г При попытке дать оценку действиям советской авиации над Чудским озером на ум сразу приходит расхожее выражение о двух сторонах одной медали. Действительно, с одной стороны, штурмовики 9-й ШАД практически уничтожили основные силы 4-й флотилии немцев на озере. Успех этот нисколько не умаляется тем, что противником были только малые корабли. Ведь на морских театрах нашей авиации довольно часто приходилось встречаться с аналогами «MAL» – быстроходными десантными баржами, но обычно достигнутые успехи не шли ни в какое сравнение с понесенными потерями, в данном же случае угрозу со стороны озерной флотилии удалось если и не полностью устранить, то свести к минимуму. Немаловажно и то, что массированные налеты не просто привели к уничтожению материальной части, но и лишили немцев уверенности в способности противостоять советскому десанту. С другой стороны, авиация не сумела защитить свои катера и плавучие средства от ударов самолетов люфтваффе. И это при том, что с воздуха десант должна была прикрывать 330-я ИАД 14-й воздушной армии, а также четыре истребительных полка ВВС КБФ. в т.ч. три гвардейских)!): 12-й и 13-й (в июле получивший гвардейское звание и вскоре сменивший номер на 14-й ГИАП) ИАП из состава 9-й ШАД и 3-й и 4-й гвардейские из 1-й ГИАД. За несколько дней до высадки десанта Ленинградский фронт передал авиации КБФ два аэродрома севернее Гдова. Предполагалось, что это позволит увеличить время патрулирования истребителей над озером. Однако для прикрытия десанта за весь день 16 августа было выполнено всего лишь 8 и 16 самолето-вылетов 12-м и 13-м полками соответственно. На следующий день над озером появились Ла-5 из состава 1 -й ГИАД И все же задача по надежному прикрытию десантно-высадочных средств так и не была решена, хотя немецкие документы зафиксировали утраты своей авиации в районе Чудского озера (например, 16 августа был потерян FW 190А-6 (w/n 550150) из 5./JG 54). С сожалением приходится констатировать, что в этом случае мы снова сталкиваемся не с какими-то особыми «тактическими изысками противной стороны, а с неумением советского командования правильно организовать использование своих сил. причем при собственном численном превосходстве. Интересно, что немецкие историки, изучавшие операции 1944 г в Прибалтике, как будто и не знают о столь заметном успехе люфтваффе. В выпущенном ими капитальном труде Abwehrkaempfe am Nordlluegel der Ostlroni 1944-1945. (Stuttgart. 1963) говорится, что при отражении советского десанта, высадившегося на западном побережье Чудского озера, действенной помощи со стороны люфтваффе не последовало. Обьяснить такую оценку достаточно просто – немецкая оборона в Прибалтике уже трещала по швам, и локальный успех авиации померк на фоне серьезных кризисов. Конец 2005 г. ознаменовался завершением более чем пятидесятилетней карьеры шведского сверхзвукового истребителя SAAB J-35 Draken. 22 декабря подполковник ВВС Австрии Доро Ковач (Doro Kowatsch) совершил последний полет на самолете этого типа. Впервые SAAB J-35 поднялся в воздух 25 октября 1955 г. Было построено 615 машин в вариантах: истребителя, тактического разведчика и учебно-тренировочного (всего – 10 модификаций). «Дракен» состоял на вооружении Швеции. Финляндии, Норвегии и Австрии. На фото: J-350E из состава 2-го АП ВВС Австрии, начало 2005 г. Примечания:ЧЕРЕЗ 70-ЛЕТ ПОСЛЕ ЛЕДОВОГО ПОБОИЩА (Чудское озеро, год 1944-й)Александр Заблотский/ Таганрог, Роман Ларинцев/ Северо-Двинск Знаменитое сражение на Чудском озере, в ходе которого русское войско во главе с Александром Невским разгромило немецких рыцарей, отделяет от описываемых нами событий более 700 лет. Тем не менее. Ледовое побоище остается куда более известным, чем операция, проведенная в тех же местах в 1944 г моряками 25-й бригады речных кораблей и летчиками ВВС Краснознаменного Балтийского флота против новоявленных «крестоносцев»… Разгромив немецкие войска под Ленинградом в январе 1944 г. и продвинувшись дальше на юго-запад, части Красной Армии вышли к границам Эстонии. С востока территорию республики прикрывали обширные водные пространства Чудского и Псковского озер, оставлявшие лишь небольшие сухопутные «ворота» – заболоченный Нарвский перешеек. Однако зимой озера замерзали, покрываясь достаточно прочным льдом. Воспользовавшись этим, к 14 февраля советские войска заняли о. Пийрисаар и вышли на западный берег Чудского озера. К сожалению, закрепить этот успех не удалось. К 24 февраля немцы не только ликвидировали плацдарм, но и восстановили контроль над Пийрисааром. Не последнюю роль в этом сыграли люфтваффе. Главной ударной силой стали Ju 87 из Stab SG 3 и I./SG 3, базировавшиеся в Дерпте (Тарту). Возможно, что в налетах участвовали и «штуки» из второй группы той же эскадры с аэродрома Печоры. Если позволяла погода, пикировщики работали весьма интенсивно. Так, по отчетам о воздушной обстановке группы армий «Север», 14 февраля 1944 г. самолеты 1-го Воздушного флота (ВФ) выполнили 104 вылета для атак целей в районе Теплого озера[4*] и о. Пийрисаар, 15-го числа – 106 вылетов для ударов по советским войскам в районе Теплого озера и 37 – по автоколоннам, двигавшимся в направлении Гдова. Затем метеоусловия ухудшились, и активность авиация значительно снизилась. Лишь 23 февраля в том районе было вновь отмечено 68 вылетов -штук», а на следующий день еще 21. Хотя первый натиск Красной Армии удалось отбить, в немецких штабах всех уровней нисколько не заблуждались относительно дальнейших перспектив развития событий. Еще в 1943 г. верховное командование вермахта решило заблаговременно готовить тыловую оборонительную позицию на северо-западном направлении. На суше эту роль играли укрепления линии «Пантера», а на озерах сухопутную оборону должна была поддерживать 4-я флотилия канонерских лодок. Ее главную ударную силу составляли так называемые «морские артиллерийские лихтеры- (Мап-neartillerieleichter – MAL). которые по отечественной классификации можно отнести к речным канонерским лодкам. Эти сравнительно небольшие (водоизмещением 146 т) корабли обладали мощным вооружением: две 88-мм и одна 37-мм пушки плюс 20-мм зенитные автоматы. 4* Неширокий пропив между Чудским и Псковским озерами, названный так из-за повышенной температуры воды в зимнее время Советское командование приступило к созданию своей озерной флотилии значительно позже. Для этого решили перебросить с озера Ильмень, ставшего к тому времени глубоким тылом, 25-ю бригаду речных кораблей (командир – капитан 2 ранга А.Ф Аржавкин). Причем ее катера пришлось отправлять окружным путем: по воде до Ленинграда, далее по железной дороге до Гдова. Только 19 мая 1944 г. первые катера были выгружены на берегу Чудского озера. За пять дней до этого на флот поступила шифротелеграмма заместителя начальника Генерального штаба Красной Армии. В ней указывалось, что разведка 3-го Прибалтийского фронта обнаружила в Тарту до 100 катеров противника, в том числе бронированных и вооруженных пушками. Этой же шифровкой предписывалось уничтожать плавучие средства противника силами 25-й бригады и фронтовой авиации. Однако адмиралу В.Ф. Трибуцу, имевшему большой опыт взаимодействия с армейцами, было предельно ясно, что поставленную задачу его сухопутные коллеги будут выполнять исключительно «по остаточному принципу», и лучше полагаться на силы флота. Уже с 24 мая систематическую воздушную разведку над озерами стали вести «Яки» 15-го отдельного разведывательного полка ВВС КБФ. Выгрузка 25-й бригады не прошла незамеченной для разведки противника, и немцы вовсе не собирались безучастно смотреть на развертывание советской флотилии. Одним из основных средств противодействия ей должна была стать авиация Какие же силы люфтваффе находились на северо-западном участке Восточного фронта летом 1944 г.? К началу операции «Багратион» 1-й ВФ располагал одной штурмовой эскадрой (Schlachtgeschwader 3). перевооружавшейся с пикировщиков Ju 87 на штурмовики «Фокке-Вульф 190», и двумя группами 54-й истребительной эскадры Grunherz. В боевом составе флота находилось также большое количество подразделений ночной бомбардировочной (штурмовой – по немецкой классификации) авиации, впрочем, имевших достаточно ограниченную боевую ценность. Единственный отряд «настоящих» бомбардировщиков Не 111 из 14(Eis.)/KG 55 использовался исключительно для ночных рейдов против железнодорожных коммуникаций в советском тылу. Прорыв советскими войсками линии Ман-нергейма и необходимость удержать своего союзника от выхода из войны заставили немцев перебросить на аэродромы Южной Финляндии крупные силы 1 -го ВФ. Там они понесли ощутимые потери, лишившись 13 «Фокке-Вульфов» и 13 «Юнкерсов», и потрепанными вернулись из «командировки» к началу активных действий ВВС КБФ над Чудским озером. Кроме того, на прибалтийские базы перелетела оснащенная FW 190 группа I./SG 5. которая также побывала в стране Суоми, а до того действовала на Крайнем Севере. В начале июля 1-й ВФ был пополнен переброшенной из Италии полнокровной 4-й штурмовой эскадрой, на вооружении которой находились FW 190 различных модификаций. Советским морякам действовать на Чудском озере сразу же пришлось под жестким прессингом авиации противника. 28 мая при первом же выходе в дозор два бронекатера подверглись атаке четверки «Фокке-Вульфов», повредивших БКА №214 (тяжело ранен один матрос). На всякий случай дозоры решили выставлять лишь по ночам и в дни с плохой погодой. Однако рано утром 6 июня -фоккеры» снова провели удачную атаку, повредив БКА № 322. На этот раз последовала реакция со стороны командования 14-й Воздушной армии 3-го Прибалтийского фронта. Шесть истребителей Як-1 (вероятно, из 330-й ИАД) были перебазированы на площадку у деревни Желча для прикрытия с воздуха своих озерных сил. Кроме того, для усиления ПВО мест базирования катеров 25-й бригады 42-я армия выделила по одной 45-мм и 37-мм зенитной батарее. Балтийцы готовят к вылету Як -7 Техник из JG 54 позирует у FW190 Замена двигателя на Ил-2 С середины июня советские бронекатера неоднократно вступали в бой с надводными силами противника на Чудском озере. Но в целом ни та, ни другая сторона не предпринимала решительных действий. Ситуация начала меняться в середине июля. Советские войска, разгромившие в ходе мощного наступления в Белоруссии группу армий "Центр», стремительно приближались к побережью Рижского залива, угрожая перерезать коммуникации группы армий «Север» с Восточной Пруссией. Переход в наступление войск Ленинградского и 3-го Прибалтийского фронтов должен был закрепить успех и привести к полному разгрому соединений вермахта в Прибалтике. В этой связи советское командование намеревалось нанести удар во фланг противнику, высадив десант на слабо защищенном участке западного побережья Чудского озера Оперировавшая на озерах флотилия противника, которая превосходила нашу 25-ю бригаду как количественно, так и качественно, представляла серьезную опасность для предстоящей операции. Командование КБФ выделило для уничтожения немецкой 4-й флотилии канлодок из состава ВВС флота целую штурмовую авиадивизию (9-ю ШАД) Благо, наличие еще одной, 11-й ШАД. незадолго до того переброшенной с Черного моря, позволяло одновременно решать несколько задач в удаленных друг от друга районах. 9-я Ропшинская ШАД (командир – п-к М А Курочкин) включала четыре полка: 7-й Гвардейский ШАП м-ра А.Е Мазуренко, 35-й ШАП подп-ка В.П. Кузьмина, 12-й ИАП м-ра В.В. Волочнева и 13-й Краснознаменный ИАП м-ра А.А. Мирокенко. Появление на озерах мощного (154 штурмовика и истребителя) авиационного соединения, нацеленного исключительно на решение «морских» задач, сразу резко изменило обстановку в нашу пользу. Уже первые боевые вылеты 9-й ШАД над Чудским озером привели к ощутимым успехам. 19 июля штурмовики 7-го Гвардейского и 35-го ШАП под прикрытием истребителей Як-7 и Як-9 из 12-го и 13-го ИАП трижды наносили удары по пункту базирования Муствее. В ударах приняли участие 44 «Ила- и 38 истребителей. На следующий день Муствее также подвергся трем налетам, в которых приняли участие 42 штурмовика под прикрытием истребителей. Результаты этих атак лучше всего отражены в боевом донесении противника. «В 12.40 19 июля – сигнал воздушной тревоги. Два истребителя типа ЛаГГ и «Томагавк» произвели облет Муствее. Неприятельские машины были обстреляны огнем тяжелой батареи «Муствее» и зенитными средствами канонерских лодок типа »MAL». Истребители ушли на ост-норд-ост… В 15.25 замечено приближение большого числа вражеских самолетов с оста. На базе тотчас же объявлена воздушная тревога. По наблюдению, в группе было два истребителя и восемь Ил-2. Самолеты первоначально обошли Муствее с норда, затем атаковали базу с вестового направления. Вся артиллерия канлодок и тяжелой батареи открыла огонь. Противник разделился. Одна группа атаковала канонерки на рейде, вторая нанесла удар по порту. Штурмовики вели огонь из бортового оружия и сбрасывали сериями авиабомбы. Вновь появившаяся группа из 12 Ил-2 и двух истребителей действовала аналогичным методом. В поселке возникло 3-4 возгорания, одно из которых, в районе кирхи, переросло в площадной пожар. После сброса бомб самолеты противника уходили в сторону озера и там собирались в одну группу. Затем севернее Муствее появилась третья группа противника, состоявшая из 9 Ил-2 и четырех истребителей. Эта группа действовала тем же методом, что и остальные… Следует упомянуть, что через 15 минут после ухода противника вдали от берега появились два истребителя, которые, предположительно, вели поиск сбитых экипажей. Они долгое время совершали полеты по кругу на малой высоте. На кораблях и берегу в результате налета были потери среди личного состава. В 19.23 вновь воздушная тревога. Восемь Ил-2 без истребительного прикрытия курсом зюйд-вест шли на батарею. Затем группа разделилась. Четыре машины прошли через поселок в направлении порта, обстреляв из бортового оружия Муствее и сбросив бомбы на канонерки, стоявшие на рейде. При полете и отходе от цели машины подвергались обстрелу из всех видов зенитного оружия. Оставшиеся четыре Ил-2 атаковали непосредственно батарею, обстреляв огневые позиции пушечно-пулеметным огнем. Во время ухода этих самолетов на зюйд-ост с оста появились еще восемь штурмовиков. Эти самолеты также подверглись обстрелу с канонерских лодок. Группа прошла над батареей, взяла курс вест-норд-вест, через Муствее вышла на порт и сбросила сериями бомбы на стоявший на рейде MAL19. Корабль получил прямое попадание и загорелся… Оба 88-мм орудия и счетверенный зенитный автомат вышли из строя. Потери личного состава: 5 убитых, 7 тяжело- и несколько легко раненых. Дальше от берега противник обстрелял и сбросил бомбы на два сторожевых ка #9632; гера. Среди экипажа 1 человек получил тяжелое и несколько легкие ранения. Общие потери и повреждения. На 4-й флотилии: MALI9 выгорел вследствие прямого попадания, 5 погибших, 13 тяжело- и 4 легкораненых. В Муствее полностью разрушены 30 домов и надворных построек, сильно пострадали три жилых дома. Из общественных зданий разрушены почтамт, тюрьма и поликлиника. Сильно пострадала гимназия… 20 июля 1944 года… В 14.17 с норд-оста появились восемь Ил-2 и четыре ЛаТТ-3… Разделившаяся под плотным огнем зенитной артиллерии группа атаковала одиночными машинами поселок, порт и канлодки на рейде огнем бортового оружия и бомбами. Возникли пожары. MALI7 получил прямое попадание и вышел из строя. После ухода первой группы ей на смену появилась вторая, шедшая на большой высоте и состоявшая из десяти Ил-2 с истребительным прикрытием… При атаке штурмовики снижались до высоты десять метров, обстреливая поселок, порт и MAL15. Кроме того, на MAL 15 были сброшены бомбы, причинившие ему тяжелые повреждения… Появилась третья группа, состоявшая из 12 штурмовиков с истребительным прикрытием… Так как к моменту последней атаки на канлодках частично было выведено из строя оружие, то налет в основном отражался огнем тяжелой батареи. MAL15 ушел под прикрытие ее огня и был там обстрелян с бреющего полета отдельными вражескими самолетами. Командир канонерки получил тяжелое ранение, потерял глаз, но. несмотря на это, продолжал руководить боем… FW 190 с шестью бомбами SC 50 Немецкая канонерка типа «MAL» В 17.25 новый налет. На этот раз две группы вышли на цель одновременно… Огонь кораблей был слабым вследствие потерь и повреждений. Обе группы ушли на зюйд-ост, одновременно появилась третья. . В нордовой части поселка возник пожар, вскоре распространившийся на зюйд. Налет этой группы отражался исключительно огнем тяжелой батареи… Появилась четвертая группа, которая нанесла удар по батарее. Пушечно-пулеметным огнем были обстреляны как огневые позиции батареи, так и стоящий под ее прикрытием MALI5…-. Добавим только, что согласно немецкому «Дневнику руководства войной на море-, все три канонерки считаются потерянными безвозвратно. Постепенно «Илы" дивизии отработали по всем пригодным для базирования кораблей пунктам эстонского побережья Чудского озера. Документы немецкого командования от 27 июля в очередной раз сообщают об эффективном ударе советских летчиков. В течение этого дня штурмовики четырежды, группами по 6-12 машин атаковали пункты базирования 4-й флотилии. В устье реки Ранна-Пунгерья были уничтожены землечерпалка и три шаланды Канонерская лодка MALI 3 получила несколько прямых попаданий и затонула на мелководье. Другая канонерка – MAL14 – была тяжело повреждена и вышла из строя. Серьезные повреждения получили два сторожевых катера и еще четыре – легкие. Таким образом, удалось вывести из строя половину ударных сил флотилии противника. Естественно, что у немецкого сухопутного командования возникли сомнения в способности своих моряков предотвратить высадку советского десанта. 26 июля начальник штаба 18-й армии написал начальнику штаба группы армий -Север-: «… без истребительного прикрытия военно-морские силы не могут осуществлять свою деятельность. В этой связи армия просит перебросить на аэродром Дерпт хотя бы одно звено истребителей. Если противник зацепится за берег, то сбросить его в озеро не удастся. Поэтому о контрмерах нужно позаботиться уже сейчас». На служебной записке сохранилась пометка: 'Начальник штаба Группы армий принял вопрос к изучению'. К сожалению, у нас отсутствуют документальные данные, чем же закончилось «изучение вопроса». Несмотря на то, что в конце июля – начале августа штаб 9-й ШАД несколько снизил наряд сил. выделяемых для ударов по немецким базам, результаты продолжали оставаться достаточно высокими. Например, 2 августа получила повреждения и затонула на мелководье MALI6. были потоплены четыре (V-124, -135. -241. -223) и серьезно повреждены два (V-241. V-233) сторожевых катера. Удивительно, но командование КБФ сочло результаты боевой работы своих штурмовиков недостаточными, а угрозу со стороны немецкой 4-й флотилии не устраненной. Поэтому 5 августа 9-я ШАД вновь перешла к нанесению массированных ударов. По судам на реке Эма-Иыги в тот день действовали 40 штурмовиков под прикрытием 30 истребителей. На следующий день в налете на те же цели участвовали уже 68 ударных самолетов. Впрочем, с 7 августа интенсивность налетов снова упала: один удар (4 штурмовика) – в тот день, два (4 и 7 «Илов») – на следующий. Вероятной причиной такого резкого падения активности явилось тяжелейшее положение с авиационным бензином, сложившееся на флоте. Тем временем продвижение советских войск к Тарту наконец-то перевело вопрос о десанте в практическую плоскость. Директивой командующего 3-м Прибалтийским фронтом от 12 августа была создана десантная группа, которую возглавил заместитель командующего фронтом генерал-лейтенант А.А. Гречкин. Из состава 25-й бригады речных кораблей, насчитывавшей на 13 августа 12 бронекатеров, 21 тендер и ряд других плавсредств, были сформированы три десантных отряда и отряд кораблей артиллерийской поддержки. Наступал «момент истины» – то. ради чего собственно КБФ и разворачивал свои силы на Чудском озере. Операция началась в ночь на 16 августа и первоначально проходила согласно разработанным планам – к пяти часам утра первый эшелон десанта был благополучно переправлен на западный берег. Немцы пытались помешать высадке, однако их огневые точки немедленно подавила наша артиллерия. Катера вернулись за вторым эшелоном, и казалось, что все -идет, как по маслу», но быстро оправившийся от неожиданности противник сделал свой ответный ход. В 10.00 и в 12.40 немецкие самолеты группами по 18- 25 машин нанесли удары по десантно-высадочным средствам 25-й бригады. В результате несколько катеров было повреждено, а минный катер МК-5, буксировавший понтон с людьми и техникой, потоплен. До конца суток люфтваффе совершили еще три крупных налета. Были потоплены суда, на которых находился 3-й батальон 546-го стрелкового полка, санитарная рота этой части, артиллерийская батарея, боеприпасы и продовольствие. Погибло много солдат и офицеров. К исходу дня в строю осталось не более 30% тендеров, остальные были повреждены или уничтожены авиацией противника. Удары авиации 1-го ВФ продолжились и на следующий день. К 23 часам 17 августа 25-я бригада речных кораблей безвозвратно потеряла бронекатер, три тендера, два минных катера и два катера-тральщика. Из 14 паромов затонули семь. Для восполнения этих потерь командование КБФ приказало срочно подготовить к отправке в Гдов 6 бронекатеров и 20 тендеров из состава Кронштадтского морского оборонительного района. Однако немцы не смогли остановить продвижение советских частей на берегу, и вечером 17 августа войска десантной группы встретились с бойцами 86-й стрелковой дивизии 67-й армии. Десантная операция была завершена. Всего за время ее проведения 25-я бригада переправила через озеро около 7000 бойцов, 170 орудий и минометов, свыше 300 т боеприпасов и других грузов. 159-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон доставил на западный берег личный состав. 34 т груза и 65 орудий и минометов. После высадки десанта интенсивность боевых действий на Чудском озере резко снизилась. Истребители вели разведку плавсредств противника и прикрывали редкие выходы бронекатеров для обстрела вражеского побережья. Запланированные десанты на северное побережье, несмотря на их подготовку, так и не состоялись. Заключительным аккордом стало 30 августа. В тот день 9-я ШАД в полном составе нанесла удар по пунктам базирования 4-й флотилии в северной части Чудского озера. С 8.20 до 19.28 «горбатые» 6 раз вылетали на штурмовку Муствее и устья реки Ранна-Пунгерья. Всего в налетах приняли участие 41 «Ильюшин», а также 38 Як-1 и Як-9. Полных данных о потерях противника нет, но известно, что в Муствее был потоплен катер. Взлетает Ла-5 из 3-го ГИАП ВВС Балтфлота. Лето 1944 г. «Фокке-Вульфы» из 5. JG 54 на полевом аэродроме Всего с 19 июля по 30 августа штурмовики 9-й ШАД совершили 795 самолетовылетов, а истребители – 927. По докладам экипажей, было уничтожено 42 и повреждено 67 кораблей и судов противника. Свои потери составили 3 машины от огня зенитной артиллерии и 5 – сбитыми в воздушных боях. 20 сентября «чудское побоище» завершилось – оставшиеся к тому моменту в строю корабли немецкой 4-й флотилии были уничтожены своими экипажами. Судьба канонерских лодок типа «МДЬ> 4-й флотилии MAL13 – уничтожена при авианалете 27 07 1944 г MAL14 – тяжело повреждена при авианалете 27.07. 1944 г. MAL15 – уничтожена при авианалете 20.07 1944 г MAL16 – уничтожена при авианалете 02.08 1944 г MAL17 – уничтожена при авианалете 20.07 1944 г MAL18 – уничтожена при авианалете 30.08 1944 г MAL19 – уничтожена при авианалете 19.07 1944 г MAL20 – уничтожена при авианалете 20 08 1944 i MAL22 – тяжело повреждена при авианалете 08.08 1944 г. MAL23 – уничтожена при авианалете 09.08 1944 г MAL24 – уничтожена при авианалете 28.08 1944 г При попытке дать оценку действиям советской авиации над Чудским озером на ум сразу приходит расхожее выражение о двух сторонах одной медали. Действительно, с одной стороны, штурмовики 9-й ШАД практически уничтожили основные силы 4-й флотилии немцев на озере. Успех этот нисколько не умаляется тем, что противником были только малые корабли. Ведь на морских театрах нашей авиации довольно часто приходилось встречаться с аналогами «MAL» – быстроходными десантными баржами, но обычно достигнутые успехи не шли ни в какое сравнение с понесенными потерями, в данном же случае угрозу со стороны озерной флотилии удалось если и не полностью устранить, то свести к минимуму. Немаловажно и то, что массированные налеты не просто привели к уничтожению материальной части, но и лишили немцев уверенности в способности противостоять советскому десанту. С другой стороны, авиация не сумела защитить свои катера и плавучие средства от ударов самолетов люфтваффе. И это при том, что с воздуха десант должна была прикрывать 330-я ИАД 14-й воздушной армии, а также четыре истребительных полка ВВС КБФ. в т.ч. три гвардейских)!): 12-й и 13-й (в июле получивший гвардейское звание и вскоре сменивший номер на 14-й ГИАП) ИАП из состава 9-й ШАД и 3-й и 4-й гвардейские из 1-й ГИАД. За несколько дней до высадки десанта Ленинградский фронт передал авиации КБФ два аэродрома севернее Гдова. Предполагалось, что это позволит увеличить время патрулирования истребителей над озером. Однако для прикрытия десанта за весь день 16 августа было выполнено всего лишь 8 и 16 самолето-вылетов 12-м и 13-м полками соответственно. На следующий день над озером появились Ла-5 из состава 1 -й ГИАД И все же задача по надежному прикрытию десантно-высадочных средств так и не была решена, хотя немецкие документы зафиксировали утраты своей авиации в районе Чудского озера (например, 16 августа был потерян FW 190А-6 (w/n 550150) из 5./JG 54). С сожалением приходится констатировать, что в этом случае мы снова сталкиваемся не с какими-то особыми «тактическими изысками противной стороны, а с неумением советского командования правильно организовать использование своих сил. причем при собственном численном превосходстве. Интересно, что немецкие историки, изучавшие операции 1944 г в Прибалтике, как будто и не знают о столь заметном успехе люфтваффе. В выпущенном ими капитальном труде Abwehrkaempfe am Nordlluegel der Ostlroni 1944-1945. (Stuttgart. 1963) говорится, что при отражении советского десанта, высадившегося на западном побережье Чудского озера, действенной помощи со стороны люфтваффе не последовало. Обьяснить такую оценку достаточно просто – немецкая оборона в Прибалтике уже трещала по швам, и локальный успех авиации померк на фоне серьезных кризисов. Конец 2005 г. ознаменовался завершением более чем пятидесятилетней карьеры шведского сверхзвукового истребителя SAAB J-35 Draken. 22 декабря подполковник ВВС Австрии Доро Ковач (Doro Kowatsch) совершил последний полет на самолете этого типа. Впервые SAAB J-35 поднялся в воздух 25 октября 1955 г. Было построено 615 машин в вариантах: истребителя, тактического разведчика и учебно-тренировочного (всего – 10 модификаций). «Дракен» состоял на вооружении Швеции. Финляндии, Норвегии и Австрии. На фото: J-350E из состава 2-го АП ВВС Австрии, начало 2005 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|