Ас Корейской войны Лев Щукин

Лев Кириллович Щукин родился 29 октября 1923 г в Ногинске Московской области. Летная биография будущего аса началась в Краснодаре, куда переехала семья. Вопреки скептическим ожиданиям родных, с виду щуплый паренек был без осложнений принят в местный аэроклуб, и его сокровенная мечта стала сбываться. До лета 1941 г. Лев успел освоить По-2 Получив среднее образование и закончив обучение в аэроклубе, он поступил в Одесскую школу летчиков. С началом войны школу эвакуировали сначала в Тбилиси, потом в Сталинград. и наконец она оказалась во Фрунзе Обучение растянулось почти на 3 года, за которые Щукин освоил УТ-2. И-16. Як-1. Як-7. Як-9. Як-3. Окончив школу в начале 1944 г., Лев попал в 13-й запасной авиаполк. который тогда располагался под Бобруйском Там мастерство молодого летчика оценили и. невзирая на его рапорты об отправке на фронт, оставили в полку инструктором. Принять участие в той войне ему так и не пришлось..

В августе 1945 г. л-т Щукин прибыл для прохождения дальнейшей службы в знаменитый 18-й Витебский дважды Краснознаменный ордена Суворова 2-й степени Гвардейский ИАП. Летать в этой части он начал в составе 1 -й эскадрильи ведомым у Григория Васильева. Во время базирования полка в г Кобрине (Брестская обл.) были освоены реактивные Як-15. В конце лета гюлк начал переучивание на МиГ-9 Самолет имел носовую стойку шасси, и для того, чтобы приучить пилотов к этой особенности, на аэродром пригнали -Аэрокобры-. Летчикам пришлось перевести футы в метры, мили в километры и сделать на приборных панелях соответствующие пометки. На вопрос одного из обучаемых, какую скорость выдерживать на планировании, командир эскадрильи Барахтаев, хакас по национальности, сам ранее на -Кобре- не летавший, отвечал с редким остроумием: -А ты что не летчик? Какая будет, такую и выдерживай!-

Осенью произошло изменение территориальной структуры ПВО. и 303-я ИАД. в составе которой находились 18-й и 176-й ГИАП. вошла в 31-й ИАК ПВО (с октября 1949 г. – 56-й ИАК). При этом 18-й полк перебазировали на аэродром Туношное под Ярославлем На новом месте в апреле-мае 1950 г. прошло переучивание на истребитель МиГ-15. Щукин первый самостоятельный вылет на этом самолете совершил 6 мая До его первого боевого вылета оставался 1 год и 3 дня.

В первых числах июля на аэродром 18-го ГИАП прибыл транспортный самолет с командующим войсками Московского района ПВО К С Москаленко. После его визита летчики поняли, как важно уметь правильно задавать вопросы. Рассказывает А.А Свинтицкий, летавший С Л.К. Щукиным в одном звене. -Не успели к мирной жизни привыкнуть, как тут приезжает Москаленко и загоняет нас в Корею!. Летный состав полка вывели в лес – подальше от посторонних ушей, и даже гебистов не пригласили Ну и говорит он нам: так мол и так. дорогие товарищи, ситуация складывается непростая, надо помочь братцам- корейцам. Кто имеет боевой опыт, поднять руки Ни одной руки. Мы печенкой почувствовали. что загудим в края далекие. Он обвел строй взглядом и говорит: -Наверное. я неправильно задал вопрос. Та-а-к. хорошо Кто НЕ имеет боевого опыта, выйти из строя! – Молодежь вся вышла вперед. – Старший, ведите!-. Мы. конечно, стоим на месте. -Ну вот, – говорит, – сейчас понятно. кто имеет боевой опыт!.. Теперь другой вопрос. Кто НЕ желает помогать корейским товарищам. Ага. думаем, попробуй скажи. -Я не желаю- Молчим, конечно. -Ну вот. понятно – все желают!-. Так, не проронив ни слова, мы стали добровольцами-.

Дивизия была спешно доукомплектована боевыми летчиками из других частей. Щукин неожиданно стал ведущим пары – из списка командируемых был исключен его ведущий Васильев, который позволял себе слишком вольные высказывания, о чем. естественно, знали особисты. Самолеты разобрали, погрузили в эшелон и вместе с техсоставом отправили на Дальний Восток. Летчиков одели в сшитые по спецзаказу одинаковые синие костюмы, шляпы того же цвета и кожаные светло-коричневые ботинки (в экипировку «а ля Джеймс Бонд- входил и пистолет ТТ). К берегам Тихого океана они отправились в купейных вагонах специального поезда.

Километрах в пятидесяти от Владивостока есть аэродром Воздвиженка, куда 303-я ИАД прибыла в последних числах июля. Здесь 18-му ГИАП предстояло несколько месяцев тренироваться, -притираясь- к местным условиям. Техника прибыла 3-4 августа, а уже 9 начались полеты. Правда, обустройство на новом месте потребовало массу времени, и налетать за месяц удалось немного (у Щукина – 3 ч 31 мин). Но в сентябре дивизия потихоньку начала входить в рабочий ритм, а октябрь стал вторым по плотности полетов за 1950 г. – Щукин налетал 11 ч 15 мин. В заданиях на полеты – предвестье грядущих событий: перехваты самолетов -противника», учебные воздушные бои с различными группами бомбардировщиков, их истребительным прикрытием, -бои- пара на пару, звено на звено, эскадрилья на эскадрилью.

Состав 303-й ИАД пополнил 17-й ИАП, личный состав которого освоил МиГ-15 уже под Владивостоком. Проходили в дивизии переучивание на новую технику летчики и других соединении 54-й отдельной армии ПВО Кроме того. 303-я ИАД обеспечивала охрану воздушных рубежей СССР в Приморье Там в то время было тревожно: вдоль г|>аницы ежедневно барражировали самолеты-разведчики ВВС США, часто нарушавшие ее.

10 января Льву Щукину приказом главкома ПВО было присвоено звание старшии лейтенант. Вряд ли кто-то мог тогда предположить. что новоиспеченный -старлей- всего через год и 15 дней будет майором За январь Щукин в 35 полетах налетал 10 ч 57 мин. Из них только 4 ч 40 мин (11 полетов) на МиГ-15бис, остальные – на тренировочном Як-11. Примерно та же картина наблюдается в февральских записях В том месяце началась отработка слетанности в боевых порядках полка, групповых боев -эскадрилья против эскадрильи-.

Приказ о смене опознавательных знаков на северокорейские и переброске дивизии в Китай поступил в марте. Самолеты вновь разобрали, погрузили на железнодорожные платформы, и 303-я ИАД отправилась в Мукден, где началась заключительная стадия подготовки На местном аэродроме Щукин обнаружил «старого друга- МиГ-9 с заводским № 114006. на котором когда-то летал. Большинство полетов. состоявшихся в Мукдене, было направлено на отработку групповой слетанности и атакующих приемов, прошло также несколько учебных воздушных боев (чаще звено против звена). 19 апреля пришел приказ о назначении Щукина командиром звена, однако вступил в должность он только в августе, а пока летал ведущим пары в звене Калюжного.

8 мая 18-й ГИАП подняли в воздух Задание на этот полет было записано так: «8 05 //М-15 Груп. слетан я б/пор звена. полет по маршруту с посадкой на неизвест аэр Упр 73.77// I//0 25» Спустя 40 минут на аэродроме Аньдун, где уже базировалась входившая в тот же 64-й истребительный авиакорпус 324-я дивизия товарища Крылова (-творческий- псевдоним И.Н Кожедуба), появилась неизвестная авиационная часть. Самолеты – с опознавательными знаками северокорейских ВВС, летчики – в брюках и френчах китайского покроя без знаков различия.

На следующий день летчики полка приступили к выполнению боевых вылетов.


Ст. л-т Л.К. Щукин во время отпуска после первого ранения. Лето 1951 г.


С истребителями F-86E из 51 -го авиакрыла ВВС США Л.К. Щукину довелось встретиться в начале 1952 г.


Первая встреча с противником у Щукина состоялась 28 мая на 11 боевом вылете. В 15.30 на прикрытие железнодорожного моста в районе Аньдуна вылетели все восемь МиГ-15 1-й эскадрильи во главе с ее командиром к-ном А.Ф. Мазневым. В зоне патрулирования на высоте 9000 м они встретили 8 американских истребителей F-86 -Сейбр- и вступили с ними в бой. который длился недолго и закончился безрезультатно. В той схватке ст л-т Щукин показал выдержку воздушного бойца – огня не открывал ввиду отсутствия -верного- ракурса.

1 июня на 13 боевом вылете произошло то. к чему Лев Щукин долгое время готовил себя как летчик-истребитель. Около 13 часов к-н Мазнев повел свою эскадрилью на перехват неприятельских самолетов, проводивших разведку. Недалеко от Аньдуна советские летчики обнаружили два F-51 -Мустанг-, и Мазнев приказал звену к-на А. Калюжного атаковать противника. Разделившись на пары. -МиГи- зашли на цель со стороны солнца. Щукин атаковал с близкой дистанции и двумя короткими очередями сбил ведущего, который упал в сопки. Второй -Мустанг- пытался уйти в сторону моря, но пары звена Калюжного провели несколько поочередных атак, и он упал в воду недалеко от берега. Так на счету Щукина появились первые личная и групповая победы.

Мы привели описание событий, данное самим Щукиным. Однако существуют и другие версии того боя. Так, Калюжный говорит о 4 самолетах противника, а В П. На- бока в книге -Советские летчики на защите неба Кореи- (Краснодар. 2000) со ссылкой на ЦАМО России пишет о 6 -Мустангах-, которые вели штурмовку. Американцы признали потерю 1 июня только одного -Мустанга- из 67-й истребительно-бомбардировочной АЭ 18-и авиагруппы, который был сбит в 15.35. Его пилот Гарри Мур (Harry Moore) до сих пор числится пропавшим без вести. Еще один F-51 потеряла в тот день 2-я эскадрилья Южноафриканских ВВС. Однако едва ли это тот самый -Мустанг-. Американцы вполне могли отнести второй сбитый самолет в разряд небоевых потерь, которые в их итоговой статистике по Корее превышают 50%! Логика такого подхода весьма своеобразна: летчик спасен, а самолет упал в воду вне зоны действия -МиГов- , то есть, потерпел аварию при возвращении на базу. Чаще таким образом списывали символы американской воздушной мощи F-86 – Сейбр- и В-29 -Суперфортресс-.

Следующую победу Щукин одержал 6 июня и снова в группе со своими товарищами. В гот день звено 1-й АЭ под командованием Мазнева несло дежурство на аэродроме В начале седьмого вечера его подняли в воздух вместе с еще одной четверкой -МиГов- и направили на прикрытие группы из дивизии Кожедуба, возвращавшейся после воздушного боя. Восьмерку истребителеи повел заместитель командира 18-го ГИАП подп-к А.П. Сморчков. Чуть ранее в воздух с той же задачей поднялись 8 -МиГов- того же полка под командованием к-на П Н Антонова. Это задание было успешно выполнено, после чего с КП поступил приказ: просмотреть малые высоты в районе Сяренкана. Первой к указанному пункту подошла группа Антонова, которая обнаружила два звена F-80, штурмовавших железнодорожную станцию. Атакой с ходу строй -Шутингов- удалось рассеять: один самолет был сбит, а остальные поодиночке устремились в сторону моря. В это время подошли пары Сморчкова и Щукина. Они зажали один F-80 и последовательными атаками, в которых участвовали все летчики, вогнали его в воды залива. В тот день американцы признали потерю F-80 (серийный № 49-737) из 16-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи (ИБАЭ), сбитого -МиГами- в 20.25. Его пилот 2-й л-т Френсис Джонсон (Francis Е Johnson) был спасен.

Боевой опыт нередко приходится оплачивать кровью. Так произошло и со Щукиным. 17 июня на отражение массированного налета американской авиации с Аньдуна были последовательно подняты два наших авиаполка В начале девятого утра ушли 18 истребителей 176-го ГИАП. а через несколько минут – 16 -МиГов- из 18-го ГИАП В составе этой группы находилось и звено к-на Калюжного. В районе Сенсена группа 18-го полка была атакована сверху шестнадцатью F-86. Выполняя энергичный маневр по выходу из-под атаки, звено Калюжного разделилось на пары. Бой проходил -на вертикалях- с перепадом высот от 9000 до 2000 м Вскоре от Щукина отстал ведомый ст. л-т Виктор Акатов, а на хвосте -зависла- пара F-86. Излюбленным приемом -косая петля- Щукину удалось увлечь одного из противников за собой, а когда -Сейбр-, потеряв скорость, -завалился- и перешел в пикирование. советский летчик выполнил переворот и вышел противнику в хвост. Подправив направление прицеливания педалью. с дистанции 200-250 м он открыл огонь, На -Сейбре- появились вспышки разрывов, от него отлетели куски обшивки, белым шлейфом хлынуло топливо..

После боя Щукин пристроился к паре Калюжного, и неполное звено взяло курс на свой аэродром. Щукин шел замыкающим и в районе Сенсена был неожиданно атакован четверкой F-86 Один из них сумел быстро сблизиться и выпустить меткую очередь. которая пришлась по передней части фюзеляжа МиГа- Фонарь разлетелся в куски, приборная доска брызнула- мелкими осколками стекла На самолете было перебито управление, а летчик получил ранение осколком фонаря. К счастью, катапульта сработала отлично. Тут пилоты -Сейбров- решили показать американское понимание уважения к противнику и сделали два захода со стрельбой по парашютисту. В ответ оставалось только погрозить кулаком. -А ведь мы к ним никакой ненависти не испытывали, – вспоминает Лее Кириллович. – Понимали – они тоже люди военные, тоже выполняют приказ. В бою был скорее какой-то чисто спортивный азарт, желание испытать себя риском, добиться победы. Особенно интересно было с -Сейбрами- сразиться-.

В полку, тем временем, не знали, что думать. Вот как описывает Алексей Свинтицкий те события: -Возвращаемся втроем. мы с Калюжным спереди. Щукин сзади Он уже далековато отстал, а мы заметили группу -Сейбров – они встречным курсом прошли, тысячи на полторы выше. Он их -прозевал-, наверное. Ну, а те увидели одиночную цель, развернулись и -срезали- его. Прилетаем – нет Щукина Под вечер привозят на Ли-2 Щукина раненого. Осколок пробил ему щеку и застрял в носу. Его из самолета даже не выносили. Мы зашли – комдив, комполка, я, Калюжный, еще кто-то,. он нам рассказал, как все случилось, и его тут же увезли в Харбин, в госпиталь…'.

Теперь известно, что сбил Щукина пилот штаба 4-го ИАКр ВВС США к-н Самуэль Писакрета (Samuel Pesacreta). Щукину также засчитали победу, и на его счету появился первый -Сейбр-. Американцы ничего не говорят о потерях F-86 в тот день. Это удивляет мало, ведь за всю войну они признали смехотворно малое количество уничтоженных -Сейбров- – всего 58. Однако при этом графа небоевых потерь вместила не одну сотню -непобедимых- F-86.

Записи в летной книжке Щукина возобновились в августе 1951 г.. когда летчик после госпиталя и отпуска приступил к боевой работе. Полк в то время базировался на новом аэродроме Мяогоу Произошли изменения в составе 1-й эскадрильи: был переведен в штаб дивизии к-н Калюжный, в июле убыл в Союз по ранению заместитель командира АЭ к-н А Д. Скидан. Ст. л-т Щукин занял место Калюжного.

Свой первый после ранения боевой вылет Щукин совершил 29 августа.

Тогда на перехват самолетов противника, рвавшихся к мостам через реку Ялуцзян, были подняты 24 МиГ-15 под командованием подп-ка Белостоцкого. Неприятель направил к цели солидные силы: 8 В-29 прикрывали три группы истребителей, следовавших с большими интервалами В первой насчитывалось – 16 машин, во второй и третьей – по 8. Летчикам 18-го ГИАП предстояло сковать прикрытие, обеспечив группе 523-го ИАП из дивизии Кожедуба атаку -суперкрепостей-. В 10.30 в районе Кусона истребители 18-го ГИАП вступили в бой с -Сейбрами- первой группы. Щукин с ведомым Акатовым получили приказ следовать навстречу подходящей восьмерке -Метеоров-. Вскоре в направлении -на 11 часов- и на 500 м выше они увидели ведущую пару -Метеоров-. В районе Чонджу эта пара попыталась атаковать Щукина и Акатова, но ведомый внезапно сорвался в штопор. Ведущий отказался от атаки и стал сопровождать падающего товарища. Оба -Метеора- пронеслись вниз перед самым носом -МиГов-, которые последовали за ними. Судя по всему, противник утратил контроль за воздушной обстановкой и не замечал угрозы. Щукин сблизился с ведущим неприятельской пары, когда тот стал выходить из пике. Получив порцию снарядов, -Метеор- лишился левого элерона, перевернулся и по всем признакам начал неуправляемое падение. Оставшаяся шестерка -Метеоров- в бою с истребителями 18-го ГИАП потеряла еще один самолет (его расстрелял в упор ст. л-т Бобонин) и ушла в сторону залива.


Ст. л-т А.А. Свинтицкий (в кабине), с которым Л.К. Щукин летал в одном звене. Снимок сделан 7 июля 1951 г. в Мяогоу после того, как Свинтицкий сбил в лобовой атаке F-86


Наградной лист на А.А. Свинтицкого, подписанный Мао Цзе-дуном


Летники 18-го ГИАП: А. Астаповский, Сохань и В.Н. Акатов (ведомый Щукина)


В тот день под удар Щукина попал командир 77-й истребительной АЭ Австралийских Королевских ВВС Р Уилсон (Wilson). Он был ранен, но сумел на поврежденной машине (борт А77-616) с одним работающим двигателем дотянуть до своей базы. Этот -Метеор- удалось восстановить, однако в феврале 1952 г. он был сбит зенитной артиллерией.

2 сентября 1951 г. над районом Анею состоялась грандиозная воздушная схватка. в которой -МиГи- 303-й ИАД сошлись с -Сейбрами- 4-го ИАКр. В этом крупнейшем -реактивном- сражении участвовало около 200 истребителей с обеих сторон. В начальной фазе битвы 24 -МиГа- 523-го ИАП подверглись атаке тридцати -Сейбров-. Для наращивания сил были направлены сначала 17-й, а затем и 18-й авиаполки. Американцы также бросили в бой еще две большие группы -Сейбров-. Сражение быстро приняло характер -размазанных- по высотам от 500 до 13000 м упорнейших очаговых схваток.

В один из моментов этой сумасшедшей круговерти перед самым носом Щукина откуда-то сверху вывалился F-86. Было заметно, что в эйфории проведенной атаки летчик -Сейбра- еще не успел осмотреться и -МиГа- на хвосте явно не замечал. Щукин быстро довернул нос самолета в сторону противника и с дистанции 200 м. почти не целясь, дал короткую очередь -из всех трех точек-. -Сейбр-, теряя куски обшивки, начал заваливаться. Тут же Щукин попал под атаку ведомого американской пары. К счастью, первая трасса прошла правее. Вторую очередь -Сейбр- дать не успел – в ту же секунду он сам попал под огонь Акатова. Однако, спасая своего командира. Виктор Николаевич Акатов не смог уклониться от атаки сразу двух F-86 и погиб. Его горящий самолет упал около Хакусена. В целом 18-й ГИАП в том бою понес самые тяжелые потери с начала участия в Корейской войне: были сбиты два самолета и, что случалось нечасто, ни одному из пилотов не удалось спастись. После гибели Акатова ведомым Щукина стал недавно прибывший в полк ст. л-т Анатолий Астаповский. По советским данным, истребители 303-й ИАД в том бою сбили девять F-86, 7 из которых засчитали летчикам 18-го ГИАП. Американская сторона признала потерю лишь двух F-86 из 335-й АЭ

20 сентября истребители 18-го ГИАП были наведены с земли на три восьмерки штурмовиков F-80, которых прикрывали 16 -Сейбров-. Одна группа -МиГов- связала боем F-86, а эскадрилья к-на Мазнева занялась штурмовиками. С первой же атаки удалось сбить один -Шутинг Стар-. Удачной была и вторая атака, в которой звену Щукина удалось сбить один F-80 и повредить другой. Боевой порядок штурмовиков развалился и. сбрасывая куда попало бомбы, -Шутинги- устремились к спасительной береговой черте. Уйти удалось не всем – в смертельной -гонке- был потерян еще один штурмовик.

По итогам боя две победы засчитали заместителю командира полка А П Сморчкову; одну – Л.К. Щукину. С опозданием в 3 дня американцы признали потерю двух F-80 из 25-й и 36-й эскадрилий 8-го и 51 -го ИАКр. Возможно, жертвой огня Льва Щукина стал пилот 25-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 1 -й л-т Луис Плиз (Lewis Р Pleiss), который был сбит в 16 40 в районе Сукчона и погиб.

Октябрь 1951 г. стал самым результативным и самым тяжелым месяцем корейской кампании Льва Щукина: 2 дня – по три вылета кряду, еще 8 дней – по два. Свою первую победу в том месяце он одержал 2 числа, сбив очередной -Сейбр-. Но самые жаркие деньки для летчиков 64-го ИАК выдались в двадцатых числах октября. Подходили сроки ввода в строй нескольких северокорейских аэродромов в районе Намси, Саамчхан и Течхон. Чтобы помешать этому, американцы предприняли ряд крупных налетов. В бой были брошены В-29 под усиленным прикрытием истребителей. К тому времени состав 64-го ИАК поредел, и для отражения этих атак приходилось поднимать одновременно обе дивизии. Во всех боях принимал участие Щукин.

Основные воздушные баталии развернулись 22. 23 и 24 октября. Летчики 1-й эскадрильи 18-го ГИАП выполняли свою традиционную задачу: навязывали бой истребителям прикрытия, обеспечивая действия пилотов других подразделений, которые атаковали -Суперфортрессы-. За эти дни Щукин трижды добивался успеха: 22 и 23 октября он сбил по одному F-84 -Тандерджет-, а 24 – свой второй -Метеор- из 77-й австралийской АЭ Победа, одержанная 23 числа, едва не обернулась неприятностями. Как рассказывает Щукин, он сблизился с -Джетом- на 120-150 м и нажал гашетку. -Видимо, какой-то снаряд хорошо попал: взрыв, вспышка и огромный огненный шар прямо по курсу. Только глаза успел закрыть. Влетаю в этот шар – прилично так тряхнуло, но вроде ничего – не зацепило-.


Австралийские -Метеоры- над Кореей


Один из американских штурмовиков F-80, воевавших в Корее


Американцы признают потерю 23 октября одного F-84 из 111 -й АЭ. летчик которого Джон Шимейкер (John Shewmaker) пропал без вести. Австралийцы заявили, что 24 октября огнем -МиГа- был серьезно поврежден -Метеор-, но пилотировавший его Гамильтон Фостер (Hamilton Fosler) все же сумел довести самолет до базы. Машина надолго вышла из строя.

30 октября Щукин стал капитаном (приказ главкома ВВС № 02932) и одержал свою очередную воздушную победу.. По наведению с КП полковая группа 18-го ГИАП вышла на тридцать шесть F-84. Завязался бой. Умело маневрируя, Щукин -поймал- один -Джет- на короткой дистанции Огонь советского истребителя был точен. Согласно американским данным, в тот день F-84E (серийный №51-615) из 49-й АЭ был подбит в районе Сунан и разбился при посадке на своей базе.

День для Щукина закончился незабываемо: накануне с разрешения командира летчики отметили его день рождения -в лучших авиационных традициях-, и на посадке новоиспеченный капитан -изобразил- известное бородатое животное. -Многое забылось, – говорит Лев Кириллович. – но как дал -козла- на посадке, помню хорошо-.

В ноябре 64-му ИАК пришлось противостоять. в основном, истребительно-бомбардировочной авиации ВВС США. не оставлявшей попыток парализовать движение по транспортным магистралям КНДР Так, 18 ноября был предпринят налет на участок шоссейной дороги в районе Анею. Шесть восьмерок F-84 выходили к цели со стороны моря, следуя одна за другой с дистанцией 2 км между группами Прибыв в заданный район в составе дивизии, летчики 18-го ГИАП обнаружили приближавшиеся к побережью на высоте около 4000 м несколько восьмерок F-84. Руководивший вылетом подп-к Сморчков приказал 1-й и 2-й эскадрильям атаковать их, а 3-ю направил навстречу -Сейбрам-, подходившим к району боя. Удар по -Тандерджетам- был нанесен на высокой скорости, с разворотом на 120° влево вниз и выходом противнику в заднюю полусферу. 1 -я АЭ атаковала шедшую в плотном строю вторую восьмерку, концентрируя огонь на ведущих парах. С первого захода Щукин с Астаповским сбили два F-84. Противника удалось ошеломить, боевой порядок неприятельских самолетов рассыпался, и схватка перешла в неконтролируемую маневренную фазу. В этой -собачьей свалке- Щукину удалось сбить еще один F-84 В его биографии тот бой стал единственным, в котором было уничтожено сразу два самолета. Американцы признали потерю только одного F-84E (№ 51-542) из 136-й АЭ. который разбился в районе острова Чо-до.

В ноябре пришла приятная новость: Указом от 13 ноября 1951 г. большая группа летчиков 64-го ИАК была удостоена звания Героя Советского Союза В их числе был и к-н Л К. Щукин. А в конце того месяца ему и некоторым другим летчикам пришлось пойти в своеобразный отпуск. Дело в том, что примерно через 80-90 вылетов с использованием кислородной маски организм пилота начинал испытывать перенасыщение кислородом, что сопровождалось неприятными симптомами. Поэтому летчики корпуса периодически отправлялись на отдых в санаторий, расположенный в г. Дальнем на Ляодунском полуострове.

Примерно через три недели Щукин вернулся в строй. 23 декабря 303-я ИАД была поднята на перехват самолетов противника. направлявшихся в район Анею. Для Щукина тот вылет стал вторым за день. Вместе с другими летчиками своей эскадрильи он принял участие в бою с F-86 группы прикрытия. Пилоты -Сейбров- действовали агрессивно, один из них попытался переиграть Щукина на вертикалях, но прием в миговском стиле ему явно не удался. Американец сам быстро оказался в плачевном положении и, получив на развес около 40 кг -свинцовых медалей-, покинул небеса. По данным ВВС США. -23-го декабря в составе частей, летавших в небе Кореи на F-86, потерь в боях с -МиГами- не было-. Что ж, самолет в море, летчик спасен – потерь нет!

До конца года к-н Щукин участвовал еще в трех воздушных боях: 28 и 29 декабря против F-86 и 31 декабря против F-80. Результативным выдался последний бой Вечером дивизия возвращалась на базу после -холостого» вылета. С высоты 9000 м Щукин разглядел отблески лучей заходящего солнца, которые отражали еле заметные -крестики-, двигавшиеся на фоне гор в сторону моря. Командир эскадрильи м-р Мазнев разрешил звену Щукина атаковать противника. Истребители стали занимать исходное положение. Однако в этот момент ведомый второй пары Иван Мартьянов доложил, что имеет критический остаток топлива и вынужден срочно идти на базу. Ведущему пары Свинтицкому также пришлось уйти вместе с Мартьяновым. прикрывая его на случай внезапного появления неприятельских истребителей. Атаку продолжили Щукин с Астаповским Пара F-80 летела в ущелье ниже вершин сопок и чувствовала себя в полной безопасности. Сблизившись с ней. Щукин с короткой дистанции расстрелял самолет ведущего. На ведомого топлива не осталось. Не хватило его и для того, чтобы долететь до Мяогоу, поэтому пришлось -заглянуть на огонек- к кожедубовцам, приземлившись в Аньдуне.

В этом вылете был сбит F-80 (№ 9-1869) из 80-й ИБАЭ 8-го авиакрыла. Американцы записали этот самолет как потерянный 1 января нового 1952 г. Причем его пилот 1-й л-т Эдвард Джонс (Edward С. Johnes) сумел довести машину до базы, но разбил ее на посадке, хотя сам остался жив.

Начало 1952 г. ознаменовалось невиданным всплеском активности противника. 1 января Щухин совершил 3 боевых вылета. 3-го – четыре (в тот день он был повышен в должности до заместителя командира эскадрильи). А всего за 11 дней ему довелось выполнить 17 боевых вылетов! Летчик участвовал в 6 воздушных схватках: 5 раз дрался с -Сейбрами-, один – с -Тандерджетами-.


Командир 940-го ИБАП подп-к Л.К. Щукин. Поставы, 12 декабря 1963 г.


Л.К. Щукин (справа) и А.А. Свинтицкий. Минск, октябрь 2001 г.


6 января к-н Щухин одержал свою последнюю воздушную победу, уничтожив очередной F-86 Всего в тот день летчики 303-й и 324-й авиадивизий в нескольких боях сбили 9 -Сейбров-. Однако американская сторона признала потерю только двух штурмовиков F-84 и одного F-86. в кабине которого погиб летчик 334-й ИАЭ 1-й л-т Лестер Пейдж (Lester F. Page).

11 января в бою сошлись несколько десятков МиГов обеих дивизий 64-го ИАК с чуть большим количеством новых F-86E из недавно прибывшего в Корею 51-го авиакрыла ВВС США. Участники боя заявили о значительном количестве побед, однако, согласно данным сторон о потерях, счет оказался равным – 1:1. Советские истребители потеряли самолет к-на Щукина. По его рассказу, -в -МиГ- попала одна-единственная невесть откуда прилетевшая шальная пуля. Она звонко – тюкнула- по самолету, пробила ремень парашюта и угодила в топливный бак за спинкой кресла. Керосин струей хлынул в кабину. Самолет исправен, слушается рулей, противник не атакует, а лететь смертельно опасно! Сгореть заживо не хотелось-. На высоте 7000 м Щукин выключил двигатель, спикировал до 4000 м., перевел самолет в кабрирование и катапультировался. Насквозь вымокшая легкая китайская одежда, морозец и скалистая местность сделали свое дело: летчик приземлился на камни и получил травму позвоночника, которая больше не позволила ему подняться в корейское небо.

25 января 1952 г. приказом №0251 главкома ВВС Л.К. Щукину было присвоено звание майора. Выписавшись из госпиталя. он в Союз не уехал Хотя боли в позвоночнике летать не позволяли, Щукин оставался в Корее до конца пребывания там своего полка. -В Корею мы прибыли в 3-эскад1)ильном составе. – подводит итог корейской командировки Лев Кириллович. – две эскадрильи по 8 летчиков а третья – 12. Сбили полком 96 самолетов, сами потеряли 18 машин. И целую эскадрилью – 8 человек – похоронили в Порт- Артуре. Причем в бою потеряли только двоих. Остальных – при неудачных попытках посадить поврежденные машины. Помню, Агеев вернулся самолет как решето, рука левая на коже болтается. После неудачных попыток посадить самолет погиб…'. Дополняют рассказ о гибели Агеева (в полку его звали Шмиттом) воспоминания Алексея Свинтицкого. -Он уходил от них, даже не маневрируя, просто прижался к бронеспинке и все. Пришел на аэродром с перебитой левой рукой, на изрешеченном самолете – техники потом пробоин насчитали за сотню. Начал выполнять заход на посадку. Когда нужно было менять режимы полета, работал правой рукой, а ручку управления зажимал коленями. Заходил раза три. Сел с большим -промазом-, выкатился за полосу, на полном ходу навылет пробил дамбу-дорогу, влетел в рисовое -болото- и по самый киль там завяз. Китайцы тут же собрали человек 500, канатами подцепили и вытащили его оттуда. По дороге в госпиталь он скончался. Мог, конечно, катапультироваться, но почему-то решил садиться..-

В целом за Корейскую кампанию Герой Советского Союза Л. К. Щукин совершил 121 боевой вылет общей продолжительностью 99 ч 49 мин. провел 37 воздушных боев. Открывал огонь по 17 самолетам противника: по пяти F-86 Sabre; пяти F-84 Thunderjet; трем F-80 Shooting Star, двум Meteor F.Mk8 и двум F-51 Mustang. Сбил лично 15 машин: пять F-86. пять F-84; два F-80; два Meteor F.Mk8; один F-51. Еще две (F-80 и F-51) сбил в группе. Примечательно соотношение огневых атак и одержанных побед – 17:17. В истории авиации это уникальный результат.

О своей тактике Щукин говорит так: -Как только услышали, что противник на подходе – сразу баки на сброс, сектор газа-до упора и вперед. Атаковать нужно на максимальной скорости. Это очень трудно – суметь на огромной скорости атаковать и не промазать. Необходимо большое мастерство. Ни в коем случае нельзя гасить скорость для более удобного прицеливания. Потерял скорость – будешь сбит. После атаки всегда уходил крутым набором с креном градусов 70°-.

После возвращения в СССР Щукин прошел обследование в Москве, где выяснилось. что причиной непрекращающихся болей является компрессионный перелом нескольких позвонков. От полетов его отстранили на год. В полку Щукину предложили должность начальника штаба. Но опытный летчик отчетливо понимал: если согласится – к летной работе уже не вернется. Многие прошли этот путь. Выходом стало поступление на командный факультет Академии ВВС. После окончания учебы в 1956 г. и присвоения звания подполковник Щукин был направлен в 940-й истребительно-бомбардировочный авиаполк.

Часть базировалась в Белоруссии, сначала в поселке Россь Гродненской области, а с 1960 г. – в городе Поставы Витебской области. В 940-м полку Щукин прослужил около 10 лет. причем с 1962 г. возглавлял его За эти годы он хорошо освоил МиГ-17. которыми был вооружен 940-и ИБАП 21 октября 1964 г. Льву Кирилловичу присвоили звание полковника.

В начале 1967 г. его перевели в штаб 26-й ВА (Минск) на должность заместителя начальника отдела боевой подготовки На новом месте службы он быстро освоил МиГ-21 В том же году Щукин в составе советской делегации посетил Вьетнам, а затем был отправлен в Египет. Там его главной задачей стала работа по восстановлению местных ВВС после разгрома в шестидневной войне с Израилем В подчинении Щукина находились советники командного состава от комэска до комполка. В 1970 г Лев Кириллович возвратился в Минск на прежнюю должность. В 1973 г. в составе координационной группы по оказанию содействия в боевой подготовке Вооруженным Силам стран Варшавского договора он прибыл в Болгарию, где жил и работал сначала в Софии, затем в Пловдиве до 1976 г. Возвратившись в СССР. Л К Щукин в 1977 г. вышел в отставку. К тому времени его общий налет превысил 2700 часов.

Ныне Герой Советского Союза Лев Кириллович Щукин проживает в Минске


Ахмад Садик/ Ирак,

Диего Фернандо Зампини/ Аргентина









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх