Через годы, через расстояния

В отличие от своего заокеанского визави SR-71, который никогда не экспортировался, МиГ-25 достаточно широко поставлялся за рубеж. В итоге различные модификации этого самолета эксплуатировались Военно-Воздушными силами Алжира, Болгарии, Индии, Ирака, Ливии и Сирии. После распада СССР МиГ-25 достались России, Украине, Белоруссии, Туркменистану, Армении, Азербайджану и Казахстану.

В Алжир первые МиГ-25П и РБ прибыли в 1979 г. В общей сложности эта страна получила не менее 25 машин, которыми вооружили 120-ю и 510-ю эскадрильи, базировавшиеся на аэродроме Айн-Усера. Весьма высокой активностью отличались разведчики. В 1980-х гг., в ходе войны в Западной Сахаре, они совершали полеты над Средиземным морем, в непосредственной близости от границы Марокко, иногда вторгаясь в воздушное пространство западного соседа. В СМИ отмечалось, что летали они и над Западной Сахарой. В настоящее время алжирское правительство ведет войну против местных исламистов, ввергших страну в кровавый террор. В этой борьбе нашлось место и МиГ-25. Они совершают разведвылеты для поиска баз боевиков, находящихся в Южном Алжире и в соседнем Мали.

Единственным государством Организации Варшавского договора (ОВД), получившим «двадцать пятые», стала Болгария. С 1982 г. три МиГ-25РБ и один МиГ-25РУ состояли на вооружении звена оперативной разведки 26-го РАП ВВС этой страны, которое базировалось на авиабазе Толбухин, а также действовало с аэродрома Балчик. В Советском Союзе к полетам было подготовлено 10 болгарских летчиков. Основной задачей подразделения являлся сбор развединформации в интересах Объединенного командования ОВД. Полеты совершались одиночными машинами и парами, с выходами на Черное море и удалением от побережья на 200 км. Часто разведчики разгонялись до скорости 2,5 М и поднимались на 20 тыс. м. При выполнении динамической горки они достигали 25 тысяч, а однажды командир звена м-р И. Цветков забрался на 27 км. В год каждый летчик совершал по 100-120 полетов. Эффективность работы подразделения оценивалась очень высоко: болгарское командование заявляло, что это звено стоит целого полка. Один самолет был потерян 12 апреля 1984 г. из-за досадной навигационной ошибки, в результате которой не хватило топлива для возвращения на базу. Керосин закончился уже при подходе к Балчику, и пилотировавшему машину к-ну Л. Чолакову пришлось катапультироваться. Пустой самолет продолжил планировать и совершил грубую посадку на поле, находившееся неподалеку от родного аэродрома. Восстановлению он не подлежал. После распада ОВД болгары посчитали, что эксплуатация МиГ-25 обходится слишком дорого, и в 1991 г. вернули самолеты СССР, получив взамен восемь МиГ-23.

Индия в начале 1980-х гг. приобрела шесть МиГ-25Р и два МиГ-25РУ, из которых была сформирована 102-я эскадрилья «Трайсоникс», осевшая на базе Барейли. Ее самолеты появлялись над различными «горячими точками», где были задействованы индийские войска: Кашмиром, в т.ч. во время Каргильской войны 1999 г., над Шри Ланкой в 1987-89 гг., над Мальдивами в 1988 г. и др. По разным данным, в авариях и катастрофах индийцы потеряли от 2 до 4 машин.

В 1979-89 гг. Ирак приобрел около 70 «двадцать пятых», которые стали самыми воюющими самолетами своего типа. Во время войны с Ираном 1980-88 гг. трехма- ховые «МиГи», пожалуй, впервые были применены в реальной боевой обстановке в качестве бомбардировщиков. Они совершали налеты на различные промышленные объекты, прежде всего, связанные с нефтепереработкой, которые находились на о. Харк, в городах Абадан, Исфахан, Агаджари и др. Наносились удары и по Тегерану. Достоверной информации о результативности этих рейдов пока обнаружить не удалось. Несколько побед в той войне одержали перехватчики. Например, по иракским данным, в декабре 1982 г. летчик МиГ-25ПД ракетой Р-40М сбил в окрестностях Багдада истребитель F-5E Tiger. В свою очередь, иранцы указывают, что первого боевого успеха на МиГ-25ПД их противник добился в феврале 1983 г., повредив ракетой самолет радиоэлектронного противодействия (Е)С-130Е Khofaash. К числу наиболее вероятных побед иракских пилотов относятся достижения летчика Райджана, который 25 марта и 5 июня 1985 г. уничтожил с помощью Р-40 два «Фантома». В октябре 1986 г. командование записало в актив своих перехватчиков неприятельский разведчик RF-4E. В целом Ирак использовал «двадцать пятые» весьма интенсивно, но и потери в этих машинах понес весьма чувствительные. В различных источниках приводятся следующие факты. 17 сентября и 2 декабря 1982 г. два МиГ-25РБ не вернулись на аэродромы по неизвестным причинам. В декабре 1983 г. пилотировавший «Тайгер» летчик 9-й эскадрильи ВВС Ирана смог сблизиться с МиГ-25ПД на «кинжальную» дистанцию и сбил его ракетой AIM-9F. В 1985 г. иракцы лишились, как минимум, двух разведчиков-бомбардировщиков: в один над Тегераном угодила ЗУР «Хок», другой разбился из-за разрушения лопаток турбины двигателя. Такие же потери были понесены в следующем году: один самолет поразил дальнобойным «Фениксом» экипаж «Том- кета», а другой стал жертвой ракетной атаки F-14 и пушечного огня F-5, причем в последнем случае был сбит один из лучших иракских летчиков подп-к М. Райян. В ноябре 1987 г. в бою с F-14 получил повреждения рэбовский МиГ-25БМ, который затем разбился при посадке. Иранцы также заявили, что 19, 20 и 22 марта 1988 г. сбили с помощью «Фениксов» еще три МиГ-25РБ.


МиГ-25РБ из звена оперативной разведки 26-го РАП ВВС Болгарии


МиГ-25ПД из состава ВВС Ливии над заливом Сидра


Индийский МиГ-25РУ


Алжирский МиГ-25П после ремонта на Запорожском АРЗ «МиГремонт»


Специалисты «МиГремонта» работают с разведаппаратурой алжирского МиГ-25РБ


Не обошла МиГ-25 и знаменитая «Буря в пустыне». Накануне войны разведка ан- тисаддамовской коалиции считала, что ВВС Ирака располагают примерно 50 машинами этого типа. По сведениям западных источников, во время конфликта в воздушных боях удалось сбить всего два МиГ-25 и не менее одного уничтожить на аэродроме в укрытии. Еще семь перелетели в Иран. Достаточно противоречивы данные об успехах иракских летчиков, сражавшихся на МиГ-25. По окончании конфликта американцы все свои боевые потери января-марта 1991 г. отнесли на счет наземной ПВО, хотя 17 января, в первый день кампании, они заявили, что потеряли в воздушном бою один палубный F/A-18. Ряд российских источников, ссылаясь на данные радиоперехватов, утверждают: этот самолет на счету МиГ-25.

По окончании войны союзники установили в Северном и Южном Ираке исключительные зоны, над которыми запретили полеты самолетам Саддама, однако багдадский диктатор игнорировал это табу. Чаще других над запретными зонами появлялись «двадцать пятые», которые иногда залетали в воздушное пространство соседних Иордании и Саудовской Аравии. Такие выходки провоцировали находившихся в регионе американцев на жесткие ответные действия. Например, 27 декабря 1992 г. один МиГ-25 был сбит американским F-16 над Южным Ираком. Кстати, это оказалась первая воздушная победа летчиков ВВС США на «Файтинг Фолконах». 5 января 1999 г. произошли два инцидента, итоги которых оцениваются аналитиками как успех иракских летчиков, хотя они и не сбили ни одного самолета противника. В первом случае пара F-15 атаковала два «МиГа», выпустив одну ракету «Спарроу» и три AMRAAM. Во втором пара F-14 с авианосца «Карл Винсон» произвела пуск двух «Фениксов» также по паре «двадцать пятых». В обоих эпизодах «соколы Саддама» смогли избежать попаданий. 23 декабря 2002 г. наступил праздник и на иракской улице: летчику МиГ-25ПД удалось сбить над южной запретзоной американский беспилотный разведчик Predator, причем это достижение никак не походило на стрельбу по мишени. «Летающий робот» был вооружен для самообороны двумя УР «Стингер» и по команде оператора выпустил их по МиГ-25. Иракский летчик увернулся, после чего поразил «беспилотник» своей ракетой.

К началу прошлогодней войны парк «двадцать пятых» ВВС Ирака оценивался весьма приблизительно: от 5 до 27 машин. Как известно, Саддам авиацию в ход не пустил, а зарыл все свои самолеты в песок. МиГ-25 также оказались «погребенными» и позже стали находкой американцев, что вызвало небольшую сенсацию.

Наибольшим импортером МиГ-25 стала Ливия, закупившая порядка 80 таких машин. Разведчики активно использовались в ходе неудачной для Триполи кампании в Чаде (да и после нее), добывая сведения для главного командования о французском контингенте и войсках Хиссена Хабре. Перехватчики стали участниками целого ряда инцидентов над заливом Сидра, который Триполи в одностороннем порядке объявил своими внутренними водами. Ливийские летчики регулярно отправлялись наперехват палубных самолетов 6-го флота США, причем американцы отмечали возраставшую с каждым годом точность наведения «МиГов». Стороны играли в войну по-серьезному, и 19 августа 1981 г. янки сбили два ливийских Су-22, после чего в район закончившейся схватки прибыли два МиГ-25П из 1015-й эскадрильи. Они преследовали четверку «Томкетов» с авианосца «Нимиц» и даже провели по ним учебную атаку на скорости 1,5 М, но применять оружие не стали. Вечером того же дня по ливийскому телевидению выступил м-рХа- лед Майна, поведавший о том, как он сорвал налет шести американских самолетов, которые намеревались бомбить ливийские города. Затем отважный воин поблагодарил своего вождя Муаммара Каддафи, а также «народ России, предоставивший МиГ-25, с чьей помощью Родина была защищена от американских агрессоров, шесть самолетов которых были сбиты, при попытке сесть и спрятаться на своих авианосцах». Вот так!

24 марта 1986 г. ливийские перехватчики снова были готовы применить оружие над заливом Сидра. Утром того дня пара МиГ-25П из 1025-й эскадрильи (ведущий п-к Али Таби) взлетела с авиабазы Бенин и на высоте порядка 6000 м перехватила два F-14А с авианосца «Америка». Судя по дан-


Иракский МиГ-25, уничтоженный в укрытии во время операции «Буря в пустыне»


Американцы откапывают иракский МиГ-25РБ, обнаруженный на авиабазе Эль-Тагадум. Июль 2003 г.


ным радиоперехвата, ливийцы намеревались сбить эти истребители. Арабским летчикам удалось занять выгодную позицию для атаки, но янки успели снизиться до 1500 м, где их «Томкеты» имели явное превосходство над «двадцать пятыми». Американцы быстро перехватили инициативу, но до стрельбы дело не дошло, т.к. их противники ушли на полном форсаже.

Весьма активно использовала свои МиГ-25 Сирия. О боевом применении перехватчиков «АиВ» уже неоднократно писал (см. №5'2000, стр. 34 и №2'2004, стр. 19), поэтому лишь напомню, что во время войны в Ливане 13 февраля и 29 июля 1981 г. состоялись два воздушных боя между израильскими F-15 и сирийскими МиГ-25ПД, в которых каждая из сторон потеряла по два самолета. Разведчики также совершили ряд вылетов над Ливаном, причем 31 августа 1982 г. один МиГ-25РБ был поврежден в районе Бейрута израильским ЗРК «Хок», а затем добит зенитным огнем катеров ВМС Израиля и парой «Иглов» из 106-й эскадрильи. Использовали сирийцы МиГ-25РБ и при обеспечении полицейско-миротворческих действий своих войск во время внутриливанских «разборок», например, во время операции по разгрому сил мятежного генерала Ауна в 1990 г.

В постсоветские времена МиГ-25 пришлось повоевать на Кавказе. Азербайджану досталось до 40 самолетов этого типа нескольких модификаций, в т.ч. около 15 разведчиков. Россияне, учитывая взрывоопасную обстановку в регионе, пытались вывести из этой страны грозные самолеты, что никак не входило в планы Баку. 9 июня 1992 г. на аэродром разведывательного авиаполка в Далляре ворвалось около 800 вооруженных азербайджанцев, которые смогли не допустить взлет большинства машин – улететь успели лишь восемь МиГ-25РБ. Позже захваченная матчасть была официально оформлена при дележе наследства СССР. Поскольку у новых хозяев летчиков, способных летать на этой технике, не оказалось, то их пришлось вербовать среди бывших советских авиаторов. За каждый боевой вылет пилотам обещали до 5000 «зеленых», и желающие заработать нашлись, например, бывший заместитель начальника авиации 19-й армии ПВО п-к Кравцов. Летчики на МиГ- 25РБ приняли участие в боевых действиях против армянских формирований в Нагорном Карабахе. Т.к. еще до перехода под новые знамена с машин демонтировали системы «Пеленг», точность их бомбометания оказалась невысокой. Один самолет был сбит наземной ПВО 20 августа 1992 г., а пилотировавший его к-н Ю. Беличенко угодил в плен. Армяне с самого начала конфликта располагали единственным МиГ-25, какая-либо достоверная информация о боевом применении которого отсутствует.

Россия использовала «двадцать пятые» над Чечней. В группировке ВВС, собранной в 1994 г. для участия в «операции по наведению конституционного порядка» в мятежной республике, насчитывалось 29 МиГ-25РБ из 47-го ОГРАП. Использовать их стали еще до начала боевых действий. Так, 20-24 сентября и 8-14 октября на двух самолетах было выполнено 14 разведвылетов. Когда заговорили пушки, авиаторы продолжили эту работу, в частности, с 1 по 26 декабря они совершили 8 боевых вылетов, результатами которых стали 847 фотоснимков. Летчики 47-го полка участвовали и во второй чеченской войне. Например, известно, что с 5 сентября 1999 г. по 28 февраля 2000 г. три МиГ-25РБ совершили 108 вылетов на разведку. По собранным данным было изготовлено 536 фотопланшетов.

Сегодня эксплуатация МиГ-25 на просторах бывшего СССР фактически прекратилась. В летном состоянии поддерживаются несколько «спарок», которые используются испытательными центрами и промышленностью. Например, есть такой самолет на Запорожском АРЗ, где проходят ремонт МиГ-25, продолжающие служить в Индии и арабских странах.

Сергей Шумилин/ Харьков Фото Сергея Жванского









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх