Краткое техническое описание самолета МиГ-25

МиГ-25 – двухдвигательный высокоплан с трапециевидным крылом, боковыми воздухозаборниками, двухкиле- вым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперениями. Самолет изготовлен из высокопрочных нержавеющих сталей ВНС-2, ВНС-5, ЭИ-878, СН-3, ЭИ-703 и ВЛ-1 (около 80% по массе), а также алюминиевого Д19АТ (11%) и титанового ОТ4-1 (8%) сплавов. Основной вид соединений в конструкции – автоматическая и полуавтоматическая контактная и дуговая сварка.

Фюзеляж – типа монокок с дополнительными нижними лонжеронами и балками. Представляет собой единый агрегат без эксплуатационных разъемов. Технологически фюзеляж состоит из переднего отсека (до силового шпангоута № 2), закабинного отсека (между сил. шп. №№ 2-3), отсека топливных баков (сил. шп. №№ 3-12), хвостовой части (сил. шп. №№ 12-14), двух воздухозаборников (до шп. № 6) и хвостового кока (за шп. № 14). Поперечный набор фюзеляжа образован 57 шпангоутами, 15 из которых – силовые.

В верхней части переднего отсека фюзеляжа расположена гермокабина летчика, а под ней – оборудование. Фонарь кабины состоит из козырька и откидной части и изготовлен из термостойкого оргстекла толщиной 20 мм (козырек) и 12 мм (откидная часть). Открытие и закрытие фонаря – ручное. В открытом положении откидная часть фиксируется подкосом спереди и штангой стопорения сзади. В закрытом положении она запирается четырьмя замками и герметизируется шлангом, который надувается сжатым воздухом. Носовая часть переднего отсека в зависимости от модификации самолета имеет различную конструкцию. Носовая часть разведчика-бомбардировщика состоит из набора диафрагм и стрингеров с приклепанной к ним алюминиевой обшивкой. Внутри нее находятся агрегаты специального фото- и радиоэлектронного оборудования, смонтированные на платформе, которая при выполнении ТО может опускаться и подниматься на тросах при помощи лебедки. В носовой части переднего отсека перехватчика расположена РЛС, антенна которой закрыта радиопрозрачным конусом. На учебно-тренировочном самолете в носовой части расположена гермокабина инструктора.

Закабинный отсек состоит из герметичной теплоизолированной верхней части, в которой установлено радиоэлектронное оборудование, и негерметичной ниши передней опоры шасси. По конструкции закабинный отсек – полумонокок, образованный панелями, которые выполнены из сплава Д19АТ.

Отсек топливных баков – основной силовой отсек фюзеляжа, разделенный шпангоутами на шесть баков. Отсек содержит узлы навески консолей крыла, основных опор шасси и двигателей. Между сил. шп. № 6 и № 9 проходят воздушные каналы двигателей и располагаются ниши основных опор.

Хвостовая часть фюзеляжа содержит узлы навески двигателей, килей и подфюзеляжных гребней. Здесь расположены отсеки бустеров и балки крепления консолей стабилизатора. Кроме того, на шп. № 14 закреплены гидроцилиндры нижнего и верхнего тормозных щитков и качалки управления рулями поворота. Низ фюзеляжа между шп. № 9 и № 13 представляет собой откидные панели для ТО, демонтажа и монтажа двигателей.

Воздухозаборник каждого двигателя автономный, прямоугольного переменного сечения. Оснащен двухстворчатым регулируемым клином, передняя створка которого имеет отверстия для отсоса погранслоя, а на задней установлен турбулизатор, а также регулируемой нижней створкой, которая может занимать три фиксированных положения.

Хвостовой кок фюзеляжа приклепан к сил. шп. № 14. Он включает внутреннюю (стальную) часть и наружные (титановые) панели: ниши верхнего и нижнего тормозных щитков и контейнер тормозных парашютов с дюралюминиевой крышкой. Тормозные щитки отклоняются на угол 45°. Общая площадь тормозных парашютов – 50 м2 . Парашюты могут выпускаться по команде летчика или автоматически при касании земли.

Крыло – свободнонесущее, трапециевидное, имеет аэродинамическую крутку. Удлинение крыла – 2,94, сужение – 3,1, угол поперечного «V» – 5°. Стреловидность крыла по передней кромке – 41°02' (разведчики-бомбардировщики) либо переменная – от 42°30' до 41°02' (перехватчики). Угол стреловидности по задней кромке – 9°29'. Профиль крыла в корневой части – П-44М (относительная толщина 3,7%), в концевой – П-101М (4,76%). Угол установки крыла +2°.

Консоль крыла крепится к фюзеляжу в пяти точках. Основными силовыми элементами консоли являются передний, средний и задний лонжероны, а также передний и задний стрингеры. Продольный набор, нервюры и обшивка выполнены в основном из стали и соединены с помощью сварки. Внутреннее пространство консоли представляет собой два герметичных отсека, образующих передний и задний крыльевые топливные баки. Носок крыла – съемный, сварной из титанового сплава. Внутри носка проходят топливопровод и электрожгуты. На законцовках закреплены противофлат- терные грузы.

Двухсекционный элерон – клепаной конструкции из Д19АТ с сотовым заполнителем, углы его отклонения до +/- 25°. В носке элерона расположен противофлаттерный груз. Закрылок клепаной конструкции с сотовым заполнителем. Угол отклонения – 25°. На самолетах первых серий до №840СЧ09 (перехватчики) и №020СЛ04 (разведчики) закрылки оснащались системой сдува погранслоя и отклонялись при посадке на угол 47°.

Хвостовое оперение. Кили – трехлонжеронные, каркас выполнен из стали ВНС-5, обшивка – из Д19АТ. Киль крепится к фюзеляжу в четырех точках. Руль поворота – клепаной конструкции, отклоняется на угол до 25° в обе стороны. Горизонтальное оперение – цельноповоротное, дифференциально отклоняемое. Углы отклонения на взлете и посадке – от -32° до +13°, а при максимальной скорости – от -12,5° до +5°. Самолет оснащен двумя симметрично установленными подфюзеляжными аэродинамическими гребнями клепаной конструкции. Каждый гребень состоит из двух частей: передней, присоединенной к откидной панели обслуживания двигателя, и задней, закрепленной на хвостовой части фюзеляжа. Задняя часть левого гребня оснащена отклоняемой штангой, являющейся датчиком касания земли и управляющей автоматическим выпуском тормозных парашютов.

Шасси – трехопорное с носовым колесом, убирающееся по направлению полета. Передняя опора – полурычажного типа, управляемая, оснащена двумя спаренными колесами КТ-112/2 или КТ-112А с пневматиками 700x200 мм. Основные опоры – рычажного типа, на них установлено по одному тормозному колесу КТ-111 /2А или КТ-111А с пневматиком 1300x360 мм. Уборка и выпуск шасси производится от гидросистемы, аварийный выпуск – от воздушной системы.

Силовая установка самолетов ранних выпусков включала два турбореактивных двигателя Р-15Б-300. Позднее устанавливались Р-15БД-300. Двигатель – одновальный, с осевым пятиступенчатым компрессором, индивидуальными камерами сгорания в общем корпусе, одноступенчатой турбиной, форсажной камерой и двухстворчатым трехпозици- онным эжекторным соплом. Для облегчения обслуживания двигатели развернуты наружу относительно продольных осей на 13о, благодаря чему коробки самолетных агрегатов разведены во внешние стороны. Реактивные сопла отклонены на 2°30' вверх и на 1°46' – наружу. Топливо – керосин марок Т-6 и Т-7П, размещается в шести фюзеляжных и четырех крыльевых баках. Общее количество топлива на перехватчике – 14750 кг. Под фюзеляжем разведчиков- бомбардировщиков и МиГ-25ПД может подвешиваться ПТБ емкостью 5300 л (4370 кг). МиГ-25Р, выпущенные до середины 1970-х гг., имеют два дополнительных топливных бака в килях.

Противопожарные системы двигателей – автономные, каждая включает в себя две подсистемы: сигнализации о пожаре и пожаротушения. Огнегасящий состав – фреон 114В2.

Оборудование, за исключением аппаратуры специального назначения, на перехватчиках и разведчиках унифицировано. Оно состоит из: связной КВ-радиостанции Р-847РМ (позднее – Р-864); связной УКВ-радиостанции Р-832М «Эвкалипт»; радиостанции Р-802; радиокомпаса АРК-10; радиовысотомера больших высот РВ-19 (позднее – РВ-18);

радиовысотомера малых высот РВ-4 (РВ-4А); станции предупреждения об облучении СПО-Ю «Сирена-ЗМ» (позднее – СПО-15 «Береза»); маркерного радиоприемника МРП-56П; ответчика системы управления воздушным движением СО-63Б (позднее – СО-69); ответчика системы государственного опознования СРО-2П; радиосистемы ближней навигации РСБН-6С «Коралл»; антенно-фидерной системы «Пион-ЗП»; переговорного устройства СПУ- 7; защищенного накопителя информации «Тестер УЗЛ»; аппаратуры речевой информации П-591 с магнитофоном РИ- 65; магнитофона МС-6 «Лира»; приемника воздушного давления ПВД-7; системы автоматического и ручного управления воздухозаборником СРВМу-2А и др.

Кроме того, на всех перехватчиках установлена автоматизированная пилотажно-навигационная система -Полет-1И», включающая в себя: систему ближней навигации и посадки «Ромб-1 К»; систему автоматизированного управления полетом САУ- 155П1 (на разведчиках – САУ-155Р1); курсовертикаль; систему воздушных сигналов СВС-ПН-5, Система «Полет-1 И» обеспечивает полет в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в автоматическом, полуавтоматическом (директорном) и ручном режимах управления. При взаимодействии с наземными азимутально- дальномерными и курсо-глиссадными радиомаяками система обеспечивает: программный набор высоты; маршрутный полет по заранее запрограмированным трем промежуточным точкам и четырем аэродромам; возврат на аэродром вылета или один из трех запасных аэродромов; привод самолета на незапрограмированный аэродром и посадку в ручном режиме; заход на посадку до высоты 50 м; повторный заход на посадку; полет на радиоориентир. Система «Полет-1 И» сопрягается с аппаратурой бортового наведения и бортовой РЛС и обеспечивает вывод самолета в зону обнаружения и атаки цели.

Ключевым элементом бортового электронного оборудования перехватчиков является система управления вооружением (СУВ), предназначенная для обеспечения перехвата и поражения воздушных целей днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях с применением ракетного вооружения. Основу СУВ составляет РЛС «Смерч-А», а с середины 1970-х гг. – ее улучшенный вариант «Смерч-А2». Перехватчики МиГ-25ПД и МиГ-25ПДС оборудовались РЛС типа «Сапфир-25», которая также обозначалась как РП-25М или РП-25МН. Кроме РЛС, в состав СУВ входят: теплопеленга- тор ТП-26Ш (на МиГ-25ПД и МиГ-25ПДС); аналоговая вычислительная машина АВМ-25; аппаратура объективного контроля ПАУ-473. СУВ сопрягалась с запросщиком системы государственного опознования. Дальность обнаружения среднеразмерной цели РЛС «Сапфир-25» превышает 100 км. Перехватчики МиГ-25П оборудованы радиокомандной системой наведения с земли «Лазурь». На МиГ-25ПД и МиГ-25ПДС установлена новая аппаратура наведения и целеуказания БАН-75, взаимодействующая с наземным комплексом наведения «Луч-1».

Разведывательно-бомбардировочные модификации оснащены прицельно-навигационной системой «Пеленг-Д» (или «Пеленг-ДР», «Пеленг-ДМ»), в состав которой входят: инерциально-курсовая система ИКС-8; доплеровский измеритель скольжения и угла сноса ДИСС-Зс «Стрела» (позднее – ДИСС-7 «Поиск»); цифровая вычислительная машина ЦВМ-10-155 «Орбита-155». Самолеты несут станции постановки помех СПС-141, СПС-142, СПС-143 или СПС-151. На МиГ-25БМ установлен прицельный комплекс «Ягуар» со станцией обнаружения и целеуказания «Сыч-М».

Электрическая система самолета включает: два канала электроснабжения постоянным током с напряжением 28 В и две сети трехфазного переменного тока частотой 400 Гц и напряжением 208 В (для перехватчиков) или 115 В (для разведчиков). В каждом канале постоянного тока основными источником энергии является генератор ГСР-12КИС, а резервным – аккумуляторная батарея 15СЦС-45Б. Источники переменного тока – генераторы СГК-11/1,5КИС (или СГК-11/1,5КИС-М), вращающиеся от приводов постоянных оборотов ППО-20 (по одному на каждый двигатель). Так как ряд потребителей требует питания переменным током частотой 400 Гц и напряжением 36 В, к каждой сети подключены трансформаторы Т-1,5/02. В аварийной ситуации обеспечивается автоматическое выключение мощных потребителей электроэнергии для того, чтобы агрегаты, обеспечивающие посадку, могли проработать не менее 15 минут.

Гидросистема состоит из двух автономных систем – бустерной и общей. Общая обеспечивает: уборку и выпуск шасси, закрылков и тормозных щитков; торможение колес (в т.ч. их подтормаживание при буксировке самолета); автоматическое торможение колес основных опор при уборке; управление передней опорой шасси и воздухозаборниками (в т.ч. аварийную уборку клиньев); питание одной из камер двухкамерных бустеров системы управления самолетом; закрытие створок турбостартеров после запуска двигателей. Бустерная служит для питания другой камеры бустеров СУ и аварийного торможения колес шасси. Источником энергии в обеих системах служат поршневые ротативные насосы НП-70А, работающие совместно с гидроаккумуляторами. Каждую гидросистему обслуживают по два насоса, один из которых установлен на коробках приводов правого двигателя, другой – левого. Рабочее давление 180-210 кг/см2 .

Воздушная система состоит из трех самостоятельных систем: основной, аварийной и системы поддавли- вания блоков радиооборудования. Основная система производит: герметизацию фонаря и включение его ПОС; управление подачей азота в топливные баки и аварийным сливом топлива; выпуск тормозных парашютов и их сброс; управление заслонками охлаждения генераторов, створками турбостартера и др. Аварийная воздушная система служит для аварийного выпуска шасси и установки нижних створок воздухозаборников во взлетно-посадочное положение. Система поддавливания обеспечивает наддув радиооборудования и бака системы жидкостного охлаждения блоков РЛС (для перехватчиков) или станций радиотехнической разведки (для разведчиков). Сжатый воздух содержится в трех баллонах. Емкость воздушного баллона основной системы – 14 л, аварийной – 10 л, системы поддавливания – 2 л.

Система управления – бустерная необратимая. В кабине размещены классические органы управления – ручка и педали с механизмами загрузки. Проводка управления – механическая, смешанная: жесткая (на прямолинейных участках) и тросовая. В качестве силовых приводов используются двухкамерные гидроусилители: два БУ-170 (по одному бустеру на каждую консоль стабилизатора), один БУ-170Э, отклоняющий оба элерона, и один БУ-190 для рулей направления. В системе управления стабилизатором установлена автоматика АРУ-90А, изменяющая передаточное отношение между отклонениями ручки и стабилизатора в зависимости скоростного напора. Для балансировки управления и снижения нагрузок на ручке и педалях используются механизмы триммерного эффекта МП-100М. Самолет оснащен системой автоматического управления САУ-155, исполнительными элементами в которой являются рулевые агрегаты РАУ-107А во всех каналах управления, работающие как раздвижные тяги. Для улучшения поперечной управляемости самолета служит система дифференциального отклонения стабилизатора и система компенсации при несимметричных пусках ракет.

Противообледенительная система защищает от обледенения козырек фонаря (используется этиловый спирт) и ПВД (электротепловая).

Системы жизнеобеспечения. Система кондиционирования предназначена для поддержания в кабине летчика и отсеках оборудования заданной температуры и давления. Воздух отбирается от компрессоров обоих двигателей (около 800 кг/ч), охлаждается и подается в кабину (поддерживается температура около +20°С) и отсеки оборудования. Комплект кислородного оборудования ККО-5Л П обеспечивает работоспособность летчика во всем диапазоне высот в герметизированной кабине и на высотах до 11 км при ее разгеметизации. Снаряжение летчика: гермошлем ГШ-6 либо защитный шлем 3LU-5 или 3LLI-7 (при полете на малых высотах); высотный компенсирующий костюм ВКК-6М или вентилируемый костюм ВК-3, а при полетах над морем – высотный морской спасательный комплект ВМСК-4 или ВМСК-2М, спасательный пояс АСП-74 или жилет АСЖ-58. При угрозе применения оружия массового поражения в состав снаряжения дополнительно включается защитная одежда «Комплект-Л».

Система катапультирования включает кресло КМ-1М, позволяющее спасать летчика на высотах до 20000 м и при приборных скоростях до 1200 км/ч, а также на взлете и посадке при скорости не менее 130 км/ч. Катапультируемое кресло оснащено парашютным кислородным прибором КП-27М, обеспечивающим питание летчика кислородом вплоть до приземления, а нем также размещается носимый аварийный запас: автоматически надуваемая резиновая лодка, аварийный радиомаяк «Комар», средства сигнализации и жизнеобеспечения.

Вооружение и разведывательное оборудование. Вооружение перехватчиков МиГ-25П состоит из четырех ракет средней дальности Р-40: двух с радиолокационной (Р-40Р) и двух с тепловой (Р-40Т) головками самонаведения. Ракеты подвешены на крыльевых пилонах на пусковых устройствах АПУ-84-46 и предназначены для поражения неманеврирующих и маневрирующих (с перегрузкой до 4д) целей. Модернизированные перехватчики МиГ-25ПД и МиГ-25ПДС вооружены усовершенствованными ракетами Р-40РД, Р-40РД1 и Р-40ТД. Эти перехватчики могут нести на внешних пилонах вместо Р-40 по две ракеты ближнего боя Р-60 или Р-60М на спаренных пусковых устройствах АПУ-60-ИМ.

Спецоборудование разведчиков-бомбардировщиков: аэрофотоаппараты А-70М, А-Е/10, А-72, с45-АРЭ, ночной НА-75; станции общей радиотехнической разведки СРС-4А или СРС-4Б, или СРС-4В (на МиГ-25РБ) либо СРС-9 «Вираж» (на МиГ-25РБВ), либо «Тангаж» (на МиГ-25РБТ); станцию радиоэлектронной разведки «Куб-ЗМ» (на МиГ-25РБК); РЛС бокового обзора «Сабля» (на МиГ-25РБС) либо «Шомпол» (на МиГ-25РБШ); станцию детальной радиотехнической разведки «Шар-25» (на МиГ-25РБФ).

Бомбовая нагрузка разведчиков-бомбардировщиков – 4000 кг, самолетов поздних серий выпуска (с № 02022077) – 5000 кг. Бомбы подвешиваются на четырех балочных держателях: двух МБДЗ-У2 под крылом (по осям внутренних пилонов перехватчика) и двух МБДЗ-У2Т под фюзеляжем (тандемом по оси симметрии самолета). Эти варианты МиГ-25 могут нести на специальных держателях ядерные бомбы. На МиГ-25БМ вместо бомб могут подвешиваться на подкрыльевых пусковых устройствах АКУ-58 четыре управляемые противорадиолокационные ракеты Х-58У с дальностью пуска более 40 км.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх