|
||||
|
Легендарный Пьер Клостерман ![]() Пьер Анри Клостерман (Pierre Hanriot Clostermann) родился 28 февраля 1921 г. в городе Куритиба (Бразилия) в семье французского дипломата Жака Клостермана. По праву рождения мальчик получил бразильское гражданство, сохранив и французское. На учебу Пьера отправили в Париж, где он поселился у своего дяди Робера Абри и поступил в школу Нотр-Дам-де-Булонь. Скорее всего, тогда у него впервые появилась мечта о небе: дядя во время Первой мировой был летчиком и слыл хорошим рассказчиком. Впервые Пьер поднялся в воздух в 1935 г. на борту летающей лодки Late 521 «Lieutenant de Vaisseau Paris», пилотировал которую хороший друг его дяди. После получения степени бакалавра юноша возвратился в Бразилию. Обосновавшись в Рио-де-Жанейро, он стал усиленно заниматься философией и одновременно посещать Бразильский аэроклуб, находившийся неподалеку на аэродроме Мангуинхос. Здесь под руководством немецкого инструктора Карла Беница он освоил свои первые самолеты Ви.131 Jungmann, Bu.133 Jungmeister и D.H.82A Tiger Moth. Появилось у Пьера еще одно увлечение – журналистика: он начал писать статьи для газеты «Correio de Manha». В 1938 г. француз отправился в США, где прошел курс аэродинамики и получил лицензию гражданского пилота. Известие о начале в Европе новой большой войны застало Пьера в Бразилии. Он стремился вступить во французские ВВС, однако до июля 1940 г. не смог уладить необходимые формальности. К тому времени Париж пал, и было подписано Компьенское перемирие. Страна оказалась разделенной на две зоны: оккупированную и т.н. «свободную» с центром в курортном городке Виши. Однако бежавший в Лондон Шарль де Голль провозгласил создание Сражающейся Франции, позже переименованной в Свободную Францию, и призвал всех земляков, не смирившихся с национальным позором, присоединяться к нему. Будем откровенны: очень немногие французы поддержали в те дни малоизвестного генерала. К тому же, вишистское правительство маршала Пэтэна рассматривало де Голля и его сторонников как дезертиров, с которыми в случае пленения следовало поступать по суровым законам военного времени. И все же, Клостерман решил добраться до Англии, чтобы начать свою войну с «ненавистными бо- шами». Осенью 1940 г. он покинул Бразилию на судне, следовавшем в Туманный альбион с остановками в Уругвае и Африке. Прибыв в Британию, Пьер сразу обратился в ближайшее отделение ВВС Свободной Франции, откуда был направлен в тренировочный лагерь в Кемберли, чтобы инструкторы определили уровень его летной подготовки. Пьер получил оценку «выше среднего». Ему сразу же предложили вступить в Королевские ВВС. Клостерман согласился и был направлен в летную школу в Кренвилле, по окончании которой получил 100 баллов из ста возможных и звание сержанта. На этом его обучение не закончилось. До начала 1943 г. новоиспеченный сержант осваивал истребитель Spitfire Mk. I и II на авибазе Реднэле (Уэльс). Потом он был распределен в формирующуюся 341 -ю эскадрилью (No 341 Sqn. RAF), которая также подчинялась командованию ВВС Свободной Франции и получила название «Эльзас». Возглавлял ее командан (майор) Ренэ Мушот. Среди личного состава находились как закаленные в сражениях бойцы (например, л-т Будье уже имел 7 побед), так и подающий надежды «молодняк». Вскоре эскадрилью перебросили на авиабазу Биггин-Хилл, где прошло переучивание на более совершенные «Спитфайры» F. Mk IX. Подготовка к грядущим боям велась интенсивно, опытные летчики щедро делились своим опытом с новичками, и весьма скоро эскадрилья была готова. 26 июля 1943 г. «Эльзас» получила боевое крещение. Участвуя в сопровождении 72 «крепостей», которые направлялись на бомбежку вражеского аэродрома, французам пришлось драться с истребителями противника. В своих мемуарах Клостерман описал этот первый в жизни бой. Используя отрывистые фразы, он блестяще передал впечатления молодого летчика. «Быстрая полубочка – и, не вполне понимая как, я очутился на спине, палец на боевой кнопке, рев изрыгающих огонь орудий тряс меня до мозга костей. Все мои способности, все мое существо сосредоточились на одной-единственной мысли: я должен держать его в поле зрения. …Он ушел, но мой палец все еще конвульсивно нажимал на спуск. Я стрелял в пустоту. Где он? Я начал паниковать. Берегись: немец, которого ты не видишь, это тот, кто может поразить тебя! …Он снова появился, но далеко, затем перешел в пикирование. Я снова начал стрелять – промахнулся! Он вне досягаемости. В ярости я настойчиво продолжал, последняя очередь… Мой «Спитфайр» уже начало трясти на большой скорости, но «Фокке- Вульф» был быстрее и, неповрежденный, исчез в тумане». Французы в том бою никого не сбили, но потеряли одного летчика. Клостерман вернулся целым и невредимым. На следующий день Пьер одержал свою первую победу. Тогда 341-я эскадрилья и новозеландцы из 485-й приняли участие в прикрытии рейда американских В-26. Клостерман шел ведомым у л-та Мартеля. Где-то между Гавром и Руаном «Спитфайры» были атакованы «Фокке-Вульфами» из JG 2 Richthofen. Завязалась ожесточенная схватка. Пьер бдительно оберегал ведущего, отгоняя огнем вражеские истребители. Однако молодой летчик стал отставать от энергично маневрировавшего Мартеля, и в это время в хвост командирской машины начала заходить пара «сто девяностых». Стреляя с большой дистанции, Клостерман заставил немцев оставить командира в покое, а когда те стали разворачиваться, чтобы переключиться на него, Пьер выполнил энергичный маневр и занял удобную для прицеливания позицию за немецким ведомым. «Я быстро нажал на спуск. О-го-го! Весь его фюзеляж осветился вспышками. Моя первая очередь попала в цель. «Фок- ке-Вульф» сразу же загорелся». Продолжая маневрировать, он поймал в прицел еще одного «ганса» и не преминул вогнать его в землю. Клостерман был ошеломлен, ведь далеко не каждому ветерану выпадает подобный успех! Всего в том бою французы и новозеландцы сбили девять «фоккеров», не потеряв ни одного своего самолета, хотя семь «спитов» получили различные повреждения. Вечером в Биггин-Хилл пришла телеграмма от Черчилля, в которой премьер-министр поздравлял «Эльзас» и «парней из 485-й» с достигнутым успехом. Увы, война – не только блестящие победы. 27 августа Клостерман в качестве ведомого у самого Мушота принимал участие в прикрытии «крепостей», летевших бомбить окрестности г. Сен- Омер. В районе цели немцы крепко взяли в оборот союзников, смогли разбить их боевые порядки, и тогда каждому летчику пришлось драться самостоятельно. Пьер сбил вражеский истребитель, но был отрезан от комэска и прикрыть его не смог. Из боя Мушот не вернулся. Через несколько дней тело летчика выловили в море бельгийские моряки, а оккупационные власти похоронили его в городе Мидделькерке. По документам люфтваффе, командира «Эльзаса» сбил недалеко от Дюнкерка л-т Раденер из 6./JG 26. Командование не поставило гибель Мушота в вину молодому летчику, но психологический климат в эскадрилье был испорчен: летчики стали косо смотреть на Пьера, возлагая на него ответственность за случившееся. Не улучшилась обстановка и после того, как он сбил 26 сентября Bf 109, отомстив за командира. Тогда вышестоящее начальство решило перевести Пьера в 602-ю эскадрилью «Сити оф Глэзго» Королевских ВВС, где служил его товарищ Жак Ремлингэ. 28 сентября Клостерман отправился к новому месту службы в г. Эшфорд. Первое впечатление оказалось весьма благоприятным: «Я встретил очаровательную банду воздушных пиратов…: шотландцы, австралийцы, новозеландцы, канадцы, один бельгиец, два француза и несколько англичан». Комэском был ирландец Майк Бейтаг. Правда, здесь Пьер пересел на менее современный «Спитфайр» LF Mk.Vb, названный местными остряками «обрезанным, укороченным, загнанным». Этот истребитель значительно уступал FW 190. ![]() Истребитель «Спитфайр» F. Mk. IXc, на котором П. Клостерман одержал свои первые победы ![]() Клостерман на крыле своего «Темпеста» В 602-й летчик получил прозвище «кинооператор Пьер», так как привозил из вылетов кадры фотокинопулемета, а сбитых все не было. Но к концу 1943 г. он одержал пятую победу, став асом. Как минимум, дважды его самолет получал серьезные повреждения, а сам Клостерман был на волосок от гибели. Так, во втором случае лобовое бронестекло пробил вражеский снаряд, который прошел в нескольких сантиметрах от головы летчика. 17 января 1944 г. 602-ю эскадрилью без матчасти перебросили на Оркнейские о-ва для прикрытия главной базы Королевского флота Скапа- Флоу. На новом месте летчики получили около десятка старых «Спитфайров» Mk.V и 4 высотных HF.VII, созданных для перехвата германских разведчиков, борьба с которыми стала основным занятием летчиков «Сити оф Глазго». Служба оказалась достаточно монотонной: если немцы и появлялись, то, пока перехватчики набирали высоту, успевали уйти. Воздушные бои случались редко. В ходе одного из них, 21 февраля, Клостерман вместе с Яном Блейром сбил на высоте более 12000 м одиночный Bf 109. Вскоре Пьера направили в качестве офицера связи на французский линкор «Ришелье», который вошел в группу кораблей, направленную к берегам Норвегии для прикрытия следующего в СССР конвоя JW-57. В начале марта он вернулся в свою часть. 7 числа при посадке в густом тумане он разбил самолет, но сам почти не пострадал, отделавшись синяками да ушибами. Через несколько дней в 602-ю прибыли долгожданные «Спитфайры» Mk.lX, а 13 марта эскадрилью перевели в Северный Уэльс для отработки бомбометания с пикирования. Через месяц «Сити оф Глазго» приступила к налетам на позиции самолетов-снарядов Фау-1, во время которых понесла серьезные потери. Клостермана несчастья миновали. Начиная с 6 июня, эскадрилья поддерживала высадку союзников в Нормандии. В тот знаменательный день Клостерман совершил два вылета, но противника в воздухе не встретил. 10 июня он сбил в районе Сен-Андре «мессер». Следующим утром 602-я перелетела на материк, и Клостерман, а также его сослуживцы Обертен и Ремлингэ стали первыми французскими летчиками, ступившими на родную освобожденную землю. В Нормандии боевой счет Пьера стал быстро расти. Например, 15, 26 и 29 июня он сбил по одному самолету. Но самым знаменательным для него стал бой 2 июля, когда летчики RAF встретились над Канном с группой из 40 вражеских истребителей. Клостерман вспоминал: «Стремительное чувство восторга вдруг охватило меня… Восторг привел мои мышцы в высшее состояние эффективности, весь страх улетучился. Мои пальцы слились воедино с ручкой управления, крыло самолета было продолжением меня самого, двигатель вибрировал в костях». Вот в его прицел попал «фоккер», оружие не подвело, и через мгновение немецкий самолет развалился на куски. Тут же над Пьером пронесся другой противник. Доворот – и очередь из всех стволов оторвала правую плоскость немца. При отходе союзникам пришлось выдержать еще один бой, в котором Клостерман поджег третий FW 190. Вскоре в эскадрилье прошла ротация летного состава, и Пьер был отправлен в тыл на штабную работу. Но спокойная должность плохо подходила для настоящего боевого летчика. Клостерман стал заваливать командование рапортами о направлении на фронт. Дойдя до самого де Голля, он добился разрешения сделать еще один боевой тур, перед которым прошел краткосрочные курсы по переучиванию на новые самолеты Hawker Typhoon и Tempest. В конце 1944 г. он прибыл в 274-ю эскадрилью, вооруженную «Темпестами» Mk. V, лучшими истребителями Королевских ВВС в то время. Клостерману поручили командовать секцией «А» (12 самолетов), однако служил он в этой должности не долго, т.к. из-за высоких потерь уже через две недели эскадрилью отправили за Ла-Манш на переформирование. Несколько уцелевших летчиков, в том числе и Пьера, определили в 56-ю эскадрилью, вооруженную теми же «Темпестами». В то время это подразделение, в основном, занималось охотой за железнодорожными составами в Северной Германии. В этом деле Клостерман преуспел, но, выполняя по 3-4 вылета в день, сильно выматывался физически и морально. Однажды он из-за сильной усталости ошибся и совершил посадку на американской авиабазе, причем не смог без помощи местных механиков выбраться из кабины. ![]() FW 190D-9 – один из двух последних сбитых Клостерманом самолетов ![]() ![]() ![]() ![]() Командир 3-й эскадрильи RAF П. Клостерман. Весна 1945 г., авиабаза Фолькель Весной 1945 г. француз был назначен командиром 3-й эскадрильи, дислоцированной на голландской авиабазе Фолькель. 20 апреля он провел, пожалуй, самый драматичный бой в своей жизни. Пьер сбил два «фоккера», но сам был подбит, с трудом дотянул до своего аэродрома, где сел на «брюхо». По воспоминаниям летчика, в тот вечер он просадил в местном пабе все месячное жалование, настолько сильны были впечатления! Клостерман полагает, что он попал на мушку кому-то из «экспертов» эскадрильи 1 ./JG26, летавшем на «длинноносом» FW 190D-9. Некоторые исследователи считают, что обидчиком французского аса стал Рудольф Вурфф из JG 301 (48 побед к концу войны), пилотировавший Та-152. Война закончилась, но, летая уже в мирном небе, Пьер едва не погиб. В мае 1945 г. он попал сразу в два летных происшествия, причем во втором случае во время парада столкнулись сразу четыре истребителя, и Клостерман оказался единственным выжившим летчиком! Хотя он не получил увечий, но мгновенно поседел. Пьер демобилизовался в августе 1945 г. В RAF он дослужился до скуадрон-лидера (майора), а в ВВС Франции – лишь до лейтенанта, т.к. бюрократы из Министерства авиации считали, что для более высокого звания ему не хватает образования и выслуги. Вопрос о том, сколько он сбил, остается открытым до сих пор. Это связано, прежде всего, с разной системой подсчета побед, принятой в RAF и ВВС Свободной Франции. Наиболее распространенной остается версия, изложенная в мемуарах Клостермана, согласно которой на его счету 33 самолета, сбитых в воздухе, и 24, уничтоженных на земле. Еще 12 машин числятся поврежденными или предположительно уничтоженными. Эти показатели выводят его на первое место среди французских асов Второй мировой войны. Однако в английских документах зафиксированы только 23 победы, причем позднее это число было сокращено до 19. Кроме того, на счету Клостермана 225 уничтоженных автомобилей, 72 паровоза, сотни вагонов и 5 танков. Этих достижений он добился за 432 боевых вылета (293 – на прикрытие бомбардировщиков, 97 – на атаки наземных целей и 42 – на перехват вражеских самолетов). Любой летчик-истребитель стран антигитлеровской коалиции мог бы гордиться такими показателями. За свои заслуги Клостерман был удостоен ряда высоких наград в т.ч. Большого Офицерского креста ордена Почетного Легиона и Креста Освобождения. После войны Клостерман одно время работал пилотом-инструктором в Аргентине, где познакомился и с некоторыми бывшими летчиками люфтваффе, в частности, знаменитыми Галландом и Руделем. Вершувшись во Францию, он увлекся политической деятельностью. Восемь раз избирался в Национальную Ассамблею, а также работал в администрации Президента де Голля. Политическая карьера не помешала ему принять участие в двух региональных конфликтах. В 1954 г. Клостерман добровольно отправился на войну в Алжир, где служил в базировавшейся в Константине эскадрилье 3/45. За 18 месяцев он выполнил несколько десятков боевых вылетов на многоцелевом самолете МН.1521 Broussard. Через два года он стал участником Суэцкой кампании, в ходе которой совершил несколько вылетов на реактивном истребителе-бомбардировщике F-84F Thunderstreak. Затем он расстался с военной службой, уйдя в отставку в звании бригадного генерала. В 1960 г. Клостерман окунулся в волны большого бизнеса, возглавив самолетостроительную компанию Reims Aviation, которая занималась лицензионным выпуском легких самолетов «Сессна», а также продажей их в Европе и Африке. В 1982 г. он продал дело, к тому времени предприятие успело выпустить более 8000 машин. Клостерман также входил в состав правлений авиакомпании «Эр Франс» и автомобильного гиганта «Рено». Огромную популярность герою нашего повествования принесла книга мемуаров «Le Grand Cirque» («Большой цирк»). Впервые она вышла в свет в 1948 г., потом неоднократно переиздавалась на разных языках, а ее общий тираж давно превысил 3 миллиона. Выходила она несколько раз и на русском языке под названием «Большое шоу». Являясь заядлым рыболовом, Клостерман, благодаря незаурядным литературным способностям, написал несколько увлекательных книг по этой тематике. Он был в числе основателей и первым президентом Французского общества спортивной рыболовли, активно боролся за сохранение ресурсов мирового океана. Последние годы Пьер Клостерман живет в Руссильоне, на юге страны. У него много поклонников по всей планете, с которыми легендарный летчик активно переписывается по электронной почте. ![]() П. Клостерман во время пресс-конференции, посвященной выходу очередного издания его книги. 2001 г. ![]() Spitfire F. Mk.lXc П. Клостермана из 341-й АЭ «Эльзас» ВВС Великобритании, июль 1943 г. ![]() Tempest Mk.V П. Клостермана из 3-й АЭ ВВС Великобритании, авиабаза Фолькель, Голландия, апрель 1945 г. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|