|
||||
|
Легендарный Пьер Клостерман Пьер Анри Клостерман (Pierre Hanriot Clostermann) родился 28 февраля 1921 г. в городе Куритиба (Бразилия) в семье французского дипломата Жака Клостермана. По праву рождения мальчик получил бразильское гражданство, сохранив и французское. На учебу Пьера отправили в Париж, где он поселился у своего дяди Робера Абри и поступил в школу Нотр-Дам-де-Булонь. Скорее всего, тогда у него впервые появилась мечта о небе: дядя во время Первой мировой был летчиком и слыл хорошим рассказчиком. Впервые Пьер поднялся в воздух в 1935 г. на борту летающей лодки Late 521 «Lieutenant de Vaisseau Paris», пилотировал которую хороший друг его дяди. После получения степени бакалавра юноша возвратился в Бразилию. Обосновавшись в Рио-де-Жанейро, он стал усиленно заниматься философией и одновременно посещать Бразильский аэроклуб, находившийся неподалеку на аэродроме Мангуинхос. Здесь под руководством немецкого инструктора Карла Беница он освоил свои первые самолеты Ви.131 Jungmann, Bu.133 Jungmeister и D.H.82A Tiger Moth. Появилось у Пьера еще одно увлечение – журналистика: он начал писать статьи для газеты «Correio de Manha». В 1938 г. француз отправился в США, где прошел курс аэродинамики и получил лицензию гражданского пилота. Известие о начале в Европе новой большой войны застало Пьера в Бразилии. Он стремился вступить во французские ВВС, однако до июля 1940 г. не смог уладить необходимые формальности. К тому времени Париж пал, и было подписано Компьенское перемирие. Страна оказалась разделенной на две зоны: оккупированную и т.н. «свободную» с центром в курортном городке Виши. Однако бежавший в Лондон Шарль де Голль провозгласил создание Сражающейся Франции, позже переименованной в Свободную Францию, и призвал всех земляков, не смирившихся с национальным позором, присоединяться к нему. Будем откровенны: очень немногие французы поддержали в те дни малоизвестного генерала. К тому же, вишистское правительство маршала Пэтэна рассматривало де Голля и его сторонников как дезертиров, с которыми в случае пленения следовало поступать по суровым законам военного времени. И все же, Клостерман решил добраться до Англии, чтобы начать свою войну с «ненавистными бо- шами». Осенью 1940 г. он покинул Бразилию на судне, следовавшем в Туманный альбион с остановками в Уругвае и Африке. Прибыв в Британию, Пьер сразу обратился в ближайшее отделение ВВС Свободной Франции, откуда был направлен в тренировочный лагерь в Кемберли, чтобы инструкторы определили уровень его летной подготовки. Пьер получил оценку «выше среднего». Ему сразу же предложили вступить в Королевские ВВС. Клостерман согласился и был направлен в летную школу в Кренвилле, по окончании которой получил 100 баллов из ста возможных и звание сержанта. На этом его обучение не закончилось. До начала 1943 г. новоиспеченный сержант осваивал истребитель Spitfire Mk. I и II на авибазе Реднэле (Уэльс). Потом он был распределен в формирующуюся 341 -ю эскадрилью (No 341 Sqn. RAF), которая также подчинялась командованию ВВС Свободной Франции и получила название «Эльзас». Возглавлял ее командан (майор) Ренэ Мушот. Среди личного состава находились как закаленные в сражениях бойцы (например, л-т Будье уже имел 7 побед), так и подающий надежды «молодняк». Вскоре эскадрилью перебросили на авиабазу Биггин-Хилл, где прошло переучивание на более совершенные «Спитфайры» F. Mk IX. Подготовка к грядущим боям велась интенсивно, опытные летчики щедро делились своим опытом с новичками, и весьма скоро эскадрилья была готова. 26 июля 1943 г. «Эльзас» получила боевое крещение. Участвуя в сопровождении 72 «крепостей», которые направлялись на бомбежку вражеского аэродрома, французам пришлось драться с истребителями противника. В своих мемуарах Клостерман описал этот первый в жизни бой. Используя отрывистые фразы, он блестяще передал впечатления молодого летчика. «Быстрая полубочка – и, не вполне понимая как, я очутился на спине, палец на боевой кнопке, рев изрыгающих огонь орудий тряс меня до мозга костей. Все мои способности, все мое существо сосредоточились на одной-единственной мысли: я должен держать его в поле зрения. …Он ушел, но мой палец все еще конвульсивно нажимал на спуск. Я стрелял в пустоту. Где он? Я начал паниковать. Берегись: немец, которого ты не видишь, это тот, кто может поразить тебя! …Он снова появился, но далеко, затем перешел в пикирование. Я снова начал стрелять – промахнулся! Он вне досягаемости. В ярости я настойчиво продолжал, последняя очередь… Мой «Спитфайр» уже начало трясти на большой скорости, но «Фокке- Вульф» был быстрее и, неповрежденный, исчез в тумане». Французы в том бою никого не сбили, но потеряли одного летчика. Клостерман вернулся целым и невредимым. На следующий день Пьер одержал свою первую победу. Тогда 341-я эскадрилья и новозеландцы из 485-й приняли участие в прикрытии рейда американских В-26. Клостерман шел ведомым у л-та Мартеля. Где-то между Гавром и Руаном «Спитфайры» были атакованы «Фокке-Вульфами» из JG 2 Richthofen. Завязалась ожесточенная схватка. Пьер бдительно оберегал ведущего, отгоняя огнем вражеские истребители. Однако молодой летчик стал отставать от энергично маневрировавшего Мартеля, и в это время в хвост командирской машины начала заходить пара «сто девяностых». Стреляя с большой дистанции, Клостерман заставил немцев оставить командира в покое, а когда те стали разворачиваться, чтобы переключиться на него, Пьер выполнил энергичный маневр и занял удобную для прицеливания позицию за немецким ведомым. «Я быстро нажал на спуск. О-го-го! Весь его фюзеляж осветился вспышками. Моя первая очередь попала в цель. «Фок- ке-Вульф» сразу же загорелся». Продолжая маневрировать, он поймал в прицел еще одного «ганса» и не преминул вогнать его в землю. Клостерман был ошеломлен, ведь далеко не каждому ветерану выпадает подобный успех! Всего в том бою французы и новозеландцы сбили девять «фоккеров», не потеряв ни одного своего самолета, хотя семь «спитов» получили различные повреждения. Вечером в Биггин-Хилл пришла телеграмма от Черчилля, в которой премьер-министр поздравлял «Эльзас» и «парней из 485-й» с достигнутым успехом. Увы, война – не только блестящие победы. 27 августа Клостерман в качестве ведомого у самого Мушота принимал участие в прикрытии «крепостей», летевших бомбить окрестности г. Сен- Омер. В районе цели немцы крепко взяли в оборот союзников, смогли разбить их боевые порядки, и тогда каждому летчику пришлось драться самостоятельно. Пьер сбил вражеский истребитель, но был отрезан от комэска и прикрыть его не смог. Из боя Мушот не вернулся. Через несколько дней тело летчика выловили в море бельгийские моряки, а оккупационные власти похоронили его в городе Мидделькерке. По документам люфтваффе, командира «Эльзаса» сбил недалеко от Дюнкерка л-т Раденер из 6./JG 26. Командование не поставило гибель Мушота в вину молодому летчику, но психологический климат в эскадрилье был испорчен: летчики стали косо смотреть на Пьера, возлагая на него ответственность за случившееся. Не улучшилась обстановка и после того, как он сбил 26 сентября Bf 109, отомстив за командира. Тогда вышестоящее начальство решило перевести Пьера в 602-ю эскадрилью «Сити оф Глэзго» Королевских ВВС, где служил его товарищ Жак Ремлингэ. 28 сентября Клостерман отправился к новому месту службы в г. Эшфорд. Первое впечатление оказалось весьма благоприятным: «Я встретил очаровательную банду воздушных пиратов…: шотландцы, австралийцы, новозеландцы, канадцы, один бельгиец, два француза и несколько англичан». Комэском был ирландец Майк Бейтаг. Правда, здесь Пьер пересел на менее современный «Спитфайр» LF Mk.Vb, названный местными остряками «обрезанным, укороченным, загнанным». Этот истребитель значительно уступал FW 190. Истребитель «Спитфайр» F. Mk. IXc, на котором П. Клостерман одержал свои первые победы Клостерман на крыле своего «Темпеста» В 602-й летчик получил прозвище «кинооператор Пьер», так как привозил из вылетов кадры фотокинопулемета, а сбитых все не было. Но к концу 1943 г. он одержал пятую победу, став асом. Как минимум, дважды его самолет получал серьезные повреждения, а сам Клостерман был на волосок от гибели. Так, во втором случае лобовое бронестекло пробил вражеский снаряд, который прошел в нескольких сантиметрах от головы летчика. 17 января 1944 г. 602-ю эскадрилью без матчасти перебросили на Оркнейские о-ва для прикрытия главной базы Королевского флота Скапа- Флоу. На новом месте летчики получили около десятка старых «Спитфайров» Mk.V и 4 высотных HF.VII, созданных для перехвата германских разведчиков, борьба с которыми стала основным занятием летчиков «Сити оф Глазго». Служба оказалась достаточно монотонной: если немцы и появлялись, то, пока перехватчики набирали высоту, успевали уйти. Воздушные бои случались редко. В ходе одного из них, 21 февраля, Клостерман вместе с Яном Блейром сбил на высоте более 12000 м одиночный Bf 109. Вскоре Пьера направили в качестве офицера связи на французский линкор «Ришелье», который вошел в группу кораблей, направленную к берегам Норвегии для прикрытия следующего в СССР конвоя JW-57. В начале марта он вернулся в свою часть. 7 числа при посадке в густом тумане он разбил самолет, но сам почти не пострадал, отделавшись синяками да ушибами. Через несколько дней в 602-ю прибыли долгожданные «Спитфайры» Mk.lX, а 13 марта эскадрилью перевели в Северный Уэльс для отработки бомбометания с пикирования. Через месяц «Сити оф Глазго» приступила к налетам на позиции самолетов-снарядов Фау-1, во время которых понесла серьезные потери. Клостермана несчастья миновали. Начиная с 6 июня, эскадрилья поддерживала высадку союзников в Нормандии. В тот знаменательный день Клостерман совершил два вылета, но противника в воздухе не встретил. 10 июня он сбил в районе Сен-Андре «мессер». Следующим утром 602-я перелетела на материк, и Клостерман, а также его сослуживцы Обертен и Ремлингэ стали первыми французскими летчиками, ступившими на родную освобожденную землю. В Нормандии боевой счет Пьера стал быстро расти. Например, 15, 26 и 29 июня он сбил по одному самолету. Но самым знаменательным для него стал бой 2 июля, когда летчики RAF встретились над Канном с группой из 40 вражеских истребителей. Клостерман вспоминал: «Стремительное чувство восторга вдруг охватило меня… Восторг привел мои мышцы в высшее состояние эффективности, весь страх улетучился. Мои пальцы слились воедино с ручкой управления, крыло самолета было продолжением меня самого, двигатель вибрировал в костях». Вот в его прицел попал «фоккер», оружие не подвело, и через мгновение немецкий самолет развалился на куски. Тут же над Пьером пронесся другой противник. Доворот – и очередь из всех стволов оторвала правую плоскость немца. При отходе союзникам пришлось выдержать еще один бой, в котором Клостерман поджег третий FW 190. Вскоре в эскадрилье прошла ротация летного состава, и Пьер был отправлен в тыл на штабную работу. Но спокойная должность плохо подходила для настоящего боевого летчика. Клостерман стал заваливать командование рапортами о направлении на фронт. Дойдя до самого де Голля, он добился разрешения сделать еще один боевой тур, перед которым прошел краткосрочные курсы по переучиванию на новые самолеты Hawker Typhoon и Tempest. В конце 1944 г. он прибыл в 274-ю эскадрилью, вооруженную «Темпестами» Mk. V, лучшими истребителями Королевских ВВС в то время. Клостерману поручили командовать секцией «А» (12 самолетов), однако служил он в этой должности не долго, т.к. из-за высоких потерь уже через две недели эскадрилью отправили за Ла-Манш на переформирование. Несколько уцелевших летчиков, в том числе и Пьера, определили в 56-ю эскадрилью, вооруженную теми же «Темпестами». В то время это подразделение, в основном, занималось охотой за железнодорожными составами в Северной Германии. В этом деле Клостерман преуспел, но, выполняя по 3-4 вылета в день, сильно выматывался физически и морально. Однажды он из-за сильной усталости ошибся и совершил посадку на американской авиабазе, причем не смог без помощи местных механиков выбраться из кабины. FW 190D-9 – один из двух последних сбитых Клостерманом самолетов Командир 3-й эскадрильи RAF П. Клостерман. Весна 1945 г., авиабаза Фолькель Весной 1945 г. француз был назначен командиром 3-й эскадрильи, дислоцированной на голландской авиабазе Фолькель. 20 апреля он провел, пожалуй, самый драматичный бой в своей жизни. Пьер сбил два «фоккера», но сам был подбит, с трудом дотянул до своего аэродрома, где сел на «брюхо». По воспоминаниям летчика, в тот вечер он просадил в местном пабе все месячное жалование, настолько сильны были впечатления! Клостерман полагает, что он попал на мушку кому-то из «экспертов» эскадрильи 1 ./JG26, летавшем на «длинноносом» FW 190D-9. Некоторые исследователи считают, что обидчиком французского аса стал Рудольф Вурфф из JG 301 (48 побед к концу войны), пилотировавший Та-152. Война закончилась, но, летая уже в мирном небе, Пьер едва не погиб. В мае 1945 г. он попал сразу в два летных происшествия, причем во втором случае во время парада столкнулись сразу четыре истребителя, и Клостерман оказался единственным выжившим летчиком! Хотя он не получил увечий, но мгновенно поседел. Пьер демобилизовался в августе 1945 г. В RAF он дослужился до скуадрон-лидера (майора), а в ВВС Франции – лишь до лейтенанта, т.к. бюрократы из Министерства авиации считали, что для более высокого звания ему не хватает образования и выслуги. Вопрос о том, сколько он сбил, остается открытым до сих пор. Это связано, прежде всего, с разной системой подсчета побед, принятой в RAF и ВВС Свободной Франции. Наиболее распространенной остается версия, изложенная в мемуарах Клостермана, согласно которой на его счету 33 самолета, сбитых в воздухе, и 24, уничтоженных на земле. Еще 12 машин числятся поврежденными или предположительно уничтоженными. Эти показатели выводят его на первое место среди французских асов Второй мировой войны. Однако в английских документах зафиксированы только 23 победы, причем позднее это число было сокращено до 19. Кроме того, на счету Клостермана 225 уничтоженных автомобилей, 72 паровоза, сотни вагонов и 5 танков. Этих достижений он добился за 432 боевых вылета (293 – на прикрытие бомбардировщиков, 97 – на атаки наземных целей и 42 – на перехват вражеских самолетов). Любой летчик-истребитель стран антигитлеровской коалиции мог бы гордиться такими показателями. За свои заслуги Клостерман был удостоен ряда высоких наград в т.ч. Большого Офицерского креста ордена Почетного Легиона и Креста Освобождения. После войны Клостерман одно время работал пилотом-инструктором в Аргентине, где познакомился и с некоторыми бывшими летчиками люфтваффе, в частности, знаменитыми Галландом и Руделем. Вершувшись во Францию, он увлекся политической деятельностью. Восемь раз избирался в Национальную Ассамблею, а также работал в администрации Президента де Голля. Политическая карьера не помешала ему принять участие в двух региональных конфликтах. В 1954 г. Клостерман добровольно отправился на войну в Алжир, где служил в базировавшейся в Константине эскадрилье 3/45. За 18 месяцев он выполнил несколько десятков боевых вылетов на многоцелевом самолете МН.1521 Broussard. Через два года он стал участником Суэцкой кампании, в ходе которой совершил несколько вылетов на реактивном истребителе-бомбардировщике F-84F Thunderstreak. Затем он расстался с военной службой, уйдя в отставку в звании бригадного генерала. В 1960 г. Клостерман окунулся в волны большого бизнеса, возглавив самолетостроительную компанию Reims Aviation, которая занималась лицензионным выпуском легких самолетов «Сессна», а также продажей их в Европе и Африке. В 1982 г. он продал дело, к тому времени предприятие успело выпустить более 8000 машин. Клостерман также входил в состав правлений авиакомпании «Эр Франс» и автомобильного гиганта «Рено». Огромную популярность герою нашего повествования принесла книга мемуаров «Le Grand Cirque» («Большой цирк»). Впервые она вышла в свет в 1948 г., потом неоднократно переиздавалась на разных языках, а ее общий тираж давно превысил 3 миллиона. Выходила она несколько раз и на русском языке под названием «Большое шоу». Являясь заядлым рыболовом, Клостерман, благодаря незаурядным литературным способностям, написал несколько увлекательных книг по этой тематике. Он был в числе основателей и первым президентом Французского общества спортивной рыболовли, активно боролся за сохранение ресурсов мирового океана. Последние годы Пьер Клостерман живет в Руссильоне, на юге страны. У него много поклонников по всей планете, с которыми легендарный летчик активно переписывается по электронной почте. П. Клостерман во время пресс-конференции, посвященной выходу очередного издания его книги. 2001 г. Spitfire F. Mk.lXc П. Клостермана из 341-й АЭ «Эльзас» ВВС Великобритании, июль 1943 г. Tempest Mk.V П. Клостермана из 3-й АЭ ВВС Великобритании, авиабаза Фолькель, Голландия, апрель 1945 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|