Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским в феврале 1944 г.

Более 55-и лет прошло со времени легендарной битвы под небольшим украинским городком на Черкащине. Казалось бы, все точки над «i» уже давно расставлены, все документы неоднократно изучены, и нет в описании знаменитого сражения ничего неизвестного. Однако при ближайшем рассмотрении такое мнение оказывается иллюзией. Судите сами: в исторической и мемуарной литературе среди авиационных соединений, участвовавших в Корсунь-Шевченковской битве, значится 10-й истребительный авиакорпус ПВО, не имевший к сражению никакого отношения, и одновременно почти полностью игнорируется участие в нем 9-го Воронежского ИАК ПВО, личный состав которого внес достаточно серьезный вклад в победу в той битве. И это лишь одна из целой цепи ошибок и недомолвок, сопутствующих практически любому описанию операции. Поэтому имеет смысл обратиться к знаменитому сражению еще раз.

В январе 1944 г. 1 -й и 2-й Украинские фронты провели две наступательные операции, в результате которых 8-я полевая и частично 1 -я танковая армии вермахта были охвачены с севера и юга в так называемом Мироновско-Звенигородском выступе, после чего началась подготовка к новой операции с целью ликвидации немецких войск под Корсунь-Шевченковским. В этот период и в первые дни нового наступления 1-й Украинский вынужден был отбивать контратаки противника на Винницком направлении, где пришлось задействовать и значительную часть сил 2-й Воздушной армии генерал-лейтенанта С.А. Красовского. Интенсивное использование авиатехники приводило к постепенному уменьшению количества боеспособных машин, но в конце января армия была усилена 148 ночными бомбардировщиками По-2 и Р-5, что позволило увеличить количество боеспособных самолетов до 511. Над боевыми порядками 2-го Украинского действовала 5-я Воздушная армия генерал- лейтенанта С.К. Горюнова. Перед началом нового наступления ее летный состав получил недельную передышку, чего нельзя сказать о техниках, которые делали все возможное для приведения в порядок как можно большего количества самолетов. Получила армия и ощутимое пополнение – в ее состав вошел отдельный 611-й штурмовой авиаполк. В результате количество боеспособных машин на 25 января достигло 551. Координировал действия воздушных армий представитель Ставки генерал Г.А. Худяков.

Существенное влияние на действия авиации оказала погода: низкая облачность (100-150 м), частые туманы, снегопады, которые то и дело сменялись проливными дождями. Полевые площадки накануне наступления раскисли, а аэродромов с бетонированными ВПП на две воздушные армии было всего 3. Так, в распоряжении 5-й ВА находился лишь стационарный аэроузел в Кировограде, на котором очень скученно разместили 1 -й ШАК и 7-й ИАК.

Советской авиации в боях над Украиной противостоял 4-й Воздушный флот люфтваффе, которым командовал генерал-полковник Отто Десслох. 3-ю, 11 -ю, 14-ю танковые дивизии поддерживал I авиакорпус генерала Пауля Дейхманна. В интересах 1-й, 16-й, 17-й ТД и танковой дивизии СС «Адольф Гитлер» действовал VIII авиакорпус генерала Ганса Зайдеманна.

Понимая опасность положения в районе Корсунь-Шевченковского, немецкое командование направило туда большинство авиационных сил, находившихся на правобережье севернее Николаевского и Рауховского аэроузлов. Благодаря этому в начальный период сражения немцам удалось сосредоточить около 450 боевых самолетов.




* В боях участвовали также 10-12 истребителей Bf 109G6 из 102-го венгерского дивизиона.

** В Злынке и Радивиллове базировались подразделения 4-й, 5-й и 6-й ночных штурмовых авиагрупп, в которых насчитывалось до 60 самолетов Аг 66, Fi 156, Do 17, Hs 126 и др. Данных об их потерях у автора нет.

***В мемуарной литературе также указываются подразделения FW 200.


24 января немецкое командование решило предупредить возможные действия Красной Армии и приказало нанести превентивные удары по местам концентрации советских войск. До 18 Ju 87 и до 30 Ju 88 атаковали боевые порядки 20-го танкового корпуса, но истребители 4-го ИАК совместно с 1711-м зенитно- артиллерийским полком и 355-м полком малокалиберной зенитной артиллерии отразили эти налеты. В ответ 5-я ВА нанесла удары по аэродромам Винницы, Умани, Калиновки. 25 января налеты на аэродромы Умани и Христиновки выполнили штурмовики и бомбардировщики 2-й ВА, которые, по советским данным, уничтожили до 30 самолетов.

Немецкая активность не помешала началу операции, и к вечеру 24 января передовые батальоны 2-го Украинского фронта прорвали первую линию обороны противника. Однако командование не рискнуло бросить в ночной бой плохо обученные стрелковые части, состоявшие в основном из призванных накануне новобранцев, и наутро немцы встретили атакующих сильным огнем. Пришлось сузить полосу наступления и ввести в бой 5-ю Гв.ТА. Из-за плохой погоды 5-я ВА в тот день не действовала, а 26-27 января выполнила лишь 726 самолето-вылетов вместо запланированных 1400. К счастью, первая полоса вражеской обороны имела небольшую глубину, а вторая вообще была не завершена. До конца дня 26 января танкисты 20-го и 29-го корпусов, поддержанные мелкими группами штурмовиков 1-го ШАК, продвинулись на 18-20 км и вышли на оперативный простор. 26 января в направлении Звенигородки перешел в наступление 1-й Украинский фронт, которому пришлось еще труднее. 40-я армия и 6-я танковая армия смогли продвинуться всего на 2-5 км, потеряв 59 танков и значительное количество бойцов. Лишь 27-й армии удалось прорвать первую линию обороны, что позволило на следующий день достигнуть успеха и на главном направлении. Советские части продвинулись вперед на 10-25 км, и 6-я ТА ворвалась в тылы вражеской группировки. Оценив угрозу, немецкое командование организовало 27 января контрудар нескольких пехотных и танковых дивизий, которые отрезали от главных сил 2-го Украинского фронта прорвавшиеся 20-й и 29-й танковые корпуса. В этих условиях советское командование приняло рискованное решение продолжить продвижение к Звенигородке и Шполе. В результате эти города были взяты, контратаки противника отражены и восстановлена связь с наступавшими танкистами. 29 января кольцо под Корсунь-Шевченковским замкнулось.

Непосредственное участие в преодолении критической ситуации приняли авиаторы. 27 января вылетевшие на разведку штурмовики (к-ны Б.В. Лопатин и Д.А. Нестеренко) выявили скопление неприятельских пехоты и танков в районе Новомиргород-Лебедин-Товмач-Вязовок. Командующий 2-м Украинским фронтом генерал армии И.С. Конев отдал приказ бросить все силы 5-й Воздушной на разгром контратакующей вражеской группировки. На следующий день основная нагрузка по выполнению этой задачи легла на четыре полка 1-го ШАК и отдельный 611-й ШАП. В условиях низкой облачности организовать массированные налеты оказалось невозможно, и пришлось ограничиться последовательными ударами отдельных групп численностью до 8 штурмовиков. Если учесть, что обычно 4-8 Ил-2 за один вылет выводили из строя 1 -3 танка, то говорить о разгроме трех немецких танковых дивизий, пусть и неполного состава, не приходилось. И все же благодаря штурмовикам удалось задержать продвижение противника. Первыми отправились на задание группы, ведомые теми же Лопатиным и Нестеренко, что позволило не тратить время на доразведку. На протяжении 25 минут советские самолеты штурмовали вражеские танки и пехоту. После исчерпания боезапаса их сменили группы ст. л-тов Г.П. Александрова, М. Одинцова и др. Дважды за день немецкие резервы бомбили группы пикировщиков, ведомые командирами дивизий 1-го БАК п-ками Ф.И. Добышем и Г.В. Грибакиным. «Кобры» 7-го ИАК вели напряженные воздушные бои против немецких истребителей 52-й эскадры и пикировщиков 2-й штурмовой эскадры. Ночью боевые порядки противника бомбила 312-я НБАД.

29 января погода ухудшилась. Тем не менее, 1-й ШАК и 7-й ИАК довольно активно помогали наземным войскам в развитии прорыва и отражении контратак противника в районах Ротмист- ровки, Каменоватки, Федоровки, Ковалихи, Веселовки. Было выполнено 107 самолето-вылетов и заявлено об уничтожении 22 танков, 50 автомашин, 5 батарей полевой артиллерии, 20 повозок, 5 самолетов. Среди наиболее отличившихся была восьмерка штурмовиков 667-го ШАП (ведущий – к-н Б.В. Лопатин), которая нанесла удар по танкам противника в районе Корсунь-Шевченковского, за что экипажи получили благодарность от Конева. Заметного успеха добился командир эскадрильи 516-го ИАП И.Ф. Андрианов, сбивший в районе Лебедина Ju 87, а в районе Шполы – еще один.

Интенсивно работали и экипажи 2-й ВА. 26-30 января они выполнили 1400 самолето-вылетов, из них 900 для отражения контратак противника на Винницком направлении. 5-му ШАК также приходилось действовать мелкими группами, осуществляя непрерывное воздействие на врага. Наиболее удачен был удар пятерки Ил-2 из 451-го ШАП (ведущий – л-т Зарубин), которая выполнила 6 заходов на цель, повредив до 10 танков.

Немцы продолжали прилагать значительные усилия для деблокирования Корсуньской группировки. 1 февраля они начали атаковать снаружи кольца в направлении на Лысянку, а окруженные войска стали пробиваться навстречу. Кроме того, 50-60 танков и пехота атаковали из района Ерок на Звенигородку. При всех превратностях погоды советские авиаторы прилагали максимум усилий для оказания поддержки своим наземным частям. Так, штурмовики и истребители 5-й ВА выполнили 219 самолето-вылетов. По советским данным, было уничтожено 22 танка, 107 автомашин, 15 повозок, 2 артбатареи и 14 самолетов. Среди выделенных в боевых донесениях групп значится восьмерка штурмовиков 611-го ШАП (ведущий – к-н М.П. Ступак), разгромившая автоколонну на дороге из Арсениевки в Надлак. Работали и бомбардировщики. Например, группа «петляковых» из 80-го Гв. БАП, которую возглавлял командир этой части гв. м-р И.К. Семенов, действуя в сложных метеоусловиях без истребительного прикрытия, уничтожила в районе Городища 15 автомашин с войсками и грузами.

Немецкая авиация также проявляла значительную активность. Воздушные бои приобрели наиболее напряженный за все время операции характер. В условиях плохой погоды истребители из IV/JG 51, III/JG 52 и венгерского 102-го дивизиона главным видом боевой деятельности избрали метод непрерывного патрулирования над районом боевых действий. Вылеты осуществлялись группами по 2-4 Bf 109 с небольшими интервалами, в воздухе могло находиться до 16 истребителей одновременно. В зависимости от ситуации они занимались разведкой, «свободной охотой», могли прийти на помощь бомбардировщикам или другой группе истребителей. Пилоты «Фокке-Вульфов» из II/JG 54, II/SG 77, I/SG 10 охотились, главным образом, за советскими штурмовиками, предпочитая неожиданные атаки на малой высоте, короткий залп и стремительный уход на повышенной скорости независимо от результатов атаки. Такая тактика позволяла наносить ощутимый урон противнику при минимальных собственных потерях, однако чаще всего не позволяла заставить советские штурмовики отказаться от атак. Эксперты 3* люфтваффе вели бои и с советскими истребителями. Плотная облачность мешала своевременному обнаружению противника, часто воздушные схватки возникали неожиданно для обеих сторон и проходили с переменным успехом. Например, 1 февраля пара венгерских асов Д. Дебредь и М. Кеньереш во время патрулирования была неожиданно атакована двумя Як-9, вынырнувшими из облаков. В короткой стычке «Мессершмитт» Дебредя и оба советских самолета получили по несколько пушечных и пулеметных попаданий. Венгерский пилот совершил вынужденную посадку на советской территории, но был вывезен Кеньерешем. 3 дня спустя сам Кеньереш – лучший к тому времени венгерский истребитель (19 воздушных побед) – был сбит и попал в плен.


Оружейник осматривает пулеметы Як-9



Немецкие бомбардировщики в этот период перешли к массированным действиям по боевым порядкам советских войск. Чаще всего группы состояли из 8-20 самолетов Ju 87, Ju 88 или Не 111, а в отдельных случаях наряд сил достигал 70-ти машин. Вылеты осуществлялись как с истребительным прикрытием, так и без него. В условиях плохой погоды, ограниченной активности советских истребителей и слабой насыщенности боевых порядков красноармейских частей зенитными средствами бомбардировщики люфтваффе получили возможность выполнять по 2-3 захода на цель. Однако в случае появления истребителей противника они переходили на бомбардировку с одного захода, причем часто даже пикировщики сбрасывали бомбы «залпом» с горизонтального полета. В целом, немцам удалось организовать достаточно эффективную авиационную поддержку своим контратакующим войскам, которым на внешнем кольце окружения удалось продвинуться на 5 км вперед и захватить село Крымки. Положение 53-й армии 2-го Украинского фронта стало критическим, и командование потребовало от 5-й ВА более активных действий.

Нельзя сказать, что советские истребители были совсем пассивны и позволяли безнаказанно работать ударной авиации противника. Того же 1 февраля советские летчики заявили о большом количестве сбитых самолетов. Например, шестерка 69-го Гв. ИАП (ведущий – гв. к-н И.М. Рыбкин) в районе Шпола-Лебедин перехватила до 20 штурмовиков FW 190 и сбила 5 из них. По одному самолету засчитали командиру группы, В.И. Беляеву, П.Н. Антонову, Ф.И. Шикунову и В.И. Чижу. 20 Р-39 из 438-го ИАП (веду

щий – к-н А.Л. Кожевников) перехватили около Журавок группу из 20-ти FW 190 и 4 Bf 109. По результатам воздушного боя А.Л. Кожевникову, И.А. Аскирко, А.П. Медведеву, В.В. Соколову засчитали по одной воздушной победе (1 «Мессершмитт» и 3 «Фокке-Вульфа»). На выходе из боя пара FW 190 неожиданной атакой сбила «Кобру» мл. л-та Ерофеева, который погиб. Около 9.00 шесть «Яков» из 183-го ИАП под командованием ст. л-та П.Н. Паровина перехватили до 60 Ju 87, которых прикрывали два FW 190. «Яки» сбили 1 пикировщик, но немцы продолжали лететь в сторону советских войск. Неподалеку находились еще шесть Як-1 того же полка (ведущий – л-т Проскурин), которые по указанию командира дивизии подп-ка Тараненко спешно направились к месту боя. Общими усилиями советские летчики разрушили боевой порядок противника и заставили бомбардировщики отказаться от атаки. Было заявлено об уничтожении 9 самолетов: по два записали в свой актив ст. л-т П.Н. Паровин, л-т А.И. Проскурин, мл. л-т А.А. Егоров.

Рос счет побед и у немецких истребителей. 1 февраля им засчитали 14 сбитых, в т.ч. 9 Ла-5 – пилотам III/JG 52, Ла-5, Як-9 и Пе-2 -IV/JG51 и еще 2 Ла-5 – II/SG 10. На следующий день немцы начали новую атаку в направлении Искреннего. К тому времени у советских войск не осталось резервов. Бездорожье усложнило передвижение артиллерии и танков, подвоз необходимых материалов. Командование 2-го Украинского приказало 1-му ШАК поддержать 5-ю гв. ТА, и с 8.20 без предварительной разведки штурмовики начали атаковать вражеские части. Выполнив 127 вылетов, экипажи заявили об уничтожении 6 танков и 43 автомашин. Так, восьмерка «Илов» 667-го ШАП (ведущий – командир эскадрильи к-н Г.Т. Красота ) нанесла удар по колонне танков и автомашин в районе с. Кирилловка. В результате было уничтожено 3 танка и 1 автомашина. Отражая атаку немецких истребителей, мл. л-т И.Х. Михайличенко смог сбить один самолет. Одновременно 1-й ШАК не прекращал оказывать помощь частям 53-й армии. В тот же день отдал приказ по борьбе с танками командующий 1-м Украинским фронтом Н.Ф. Ватутин. Выполняя его, 3 февраля группы штурмовиков 264-й, 227-й и 291 -й ШАД атаковали вражескую бронетехнику под Гайсином и Христиновкой. На обоих фронтах штурмовики провели налеты на аэродромы и посадочные площадки, с которых работала транспортная авиация противника. В результате в Умани, Корсунь-Шевченковском, Завадовке, Деренковце были повреждены до 80 самолетов.

3 февраля атаки немцев западнее и северо-западнее Звенигородки усилились. Отражая их, советские войска приступили к ликвидации окруженной группировки. В тот день Ставка Верховного Главнокомандования решила упорядочить действия авиации. Был издан приказ, согласно которому 5-я ВА поддерживала войска на внутреннем фронте окружения, а 2-я ВА занималась воздушной блокадой окруженной группировки и поддержкой 1-го Украинского фронта, который действовал на внешнем кольце. Однако в реальных условиях говорить о строгом «разделении труда» не приходилось, и самолеты 5-й ВА продолжали появляться на внешнем фронте окружения, а пилоты 2-й В А – работать над «котлом».

В тот день 5-я ВА нанесла удары по окруженным войскам в районах Мокрой Калигорки, Орловца, Городища, Кисилевки, Капустиного, Петропавловки. Например, 9 Ил-2 из 66-го ШАП, ведомые командиром эскадрильи к-ном Девятьяровым, получили задачу на поиск и уничтожение танков дивизии СС «Мертвая голова». До 60 танков были обнаружены в 3-4 км от с. Капустино. Штурмовики разошлись и провели атаку одиночными экипажами, которые действовали с небольшими интервалами с разных направлений. На смену прибыла группа л-та Н.Т. Пушкина, а после нее отработали еще 2 группы штурмовиков. Продвижение немецкой колонны удалось задержать на 1,5-2 часа, дав возможность подтянуть противотанковую артиллерию. Авиация 2-й ВА активно действовала по летным площадкам немецкой транспортной авиации. Так, группы штурмовиков 235-го ШАП (ведущий – л-т Гамаюн) и 809-го ШАП (ведущий – л-т Киреев) одновременно атаковали полевые аэродромы, расположенные западнее Корсунь- Шевченковского.

3* Напомним – так в люфтваффе называли летчиков-асов. Прим. ред.



Несмотря на плохую погоду, немцы активно использовали в качестве штурмовиков Ju 87 и FW 190


Советское командование решило привлечь для усиления 2-й ВА истребители 9-го Воронежского авиакорпуса ПВО, который прикрывал тыловые объекты в полосе 1-го и 2-го Украинских фронтов. В этом соединении насчитывалось более 150 боеготовых самолетов, из которых для участия в Корсунь-Шевченковской операции отобрали 104. Их разместили на аэродромах Жуля- ны, Васильков и Узин, то есть достаточно далеко от места сражения, поэтому реально в нем приняли участие лишь 46 «Яков» и «Лавочкиных» из 148-го и 146-го гвардейских авиаполков особого назначения, 907-го авиаполка особого назначения и 586-го авиаполка. Остальные самолеты, сведенные в отдельные эскадрильи, отражали налеты на днепровские переправы в районе Киева.

4 февраля на северном фланге сражения выдался один из немногочисленных в феврале по-настоящему летных дней. Пользуясь этим, 2-я ВА усилила активность, выполнив, в частности, ряд эффективных ударов по местам базирования вражеской авиации. Например, очередному налету подвергся Уманский аэродром. Предварительно его блокировали 18 Ла-5 и 4 Ил-2, а главный удар нанесли 22 штурмовика из 5-го ШАК под прикрытием 30 истребителей 10-го ИАК. В результате было заявлено о выведении из строя 34 Ju 52 и Ju 88. Продолжили охотиться за неприятельскими транспортниками истребители. Так, пара Ла-5 ст. л-та Сурикова из 3-го Гв.ИАП встретила в районе с. Завадовка две группы по 16 Ju 52 под прикрытием Bf 109 и FW 190. Вызвав по радио поддержку, Суриков атаковал противника и сбил 2 «Юнкерса», которые заходили на посадку. Вскоре на помощь подоспели 4 группы Ла-5 (в общей сложности 29 самолетов). 7 истребителей м-ра Блохина связали боем прикрытие, а остальные занялись «Юнкерсами» и аэродромом. Пилоты выполнили 4 захода, выведя из строя до 15 самолетов, в т. ч. 9 Ju 52.

Летчики 9-го ИАК ПВО в течение дня заявили об уничтожении 3 и повреждении 9 немецких самолетов на земле. Кроме того, им засчитали 63 уничтоженные и поврежденные автомашины, 34 повозки, 2 позиции МЗА, 8 лошадей. Впрочем, даже командование корпуса высказывало сомнения в столь высокой результативности, т.к. большинство боев происходило над территорией противника и получить надежные подтверждения побед удавалось очень редко. Достижения летчиков выяснялись путем перекрестного опроса экипажей, а это один из наименее надежных источников информации.

В тот же день погодные условия на юге «котла» ухудшились. Начались проливные дожди, затем температура опустилась ниже нуля, подул порывистый ветер, началась метель. Самолеты об мерзали, вылетать могли лишь наиболее опытные экипажи. Однако положение на участке 53-й армии оставалось напряженным, и командование фронта приказало штурмовикам поддержать пехоту. На протяжении всего дня 1-й ШАК, действуя мелкими группами под прикрытием истребителей 203-й ИАД, атаковал противника в районе Товмач-Лысянка. Было выполнено 193 самолетовылета, уничтожено 12 танков, 47 автомашин. С помощью авиации 53-я армия наконец-то смогла остановить немецкое наступление.

Из-за плохой погоды резко сократилось количество вылетов и немецкой боевой авиации. Так, пилоты 54-й эскадры сбили с 4 по 9 февраля лишь 1 самолет – фельдфебель Гейнц Вернике подстерег Ил-2 в районе Корсунь-Шевченковского, в 52-й эскадре отличился Эрих Хартманн – сбил Р-39, а истребители 51 -й эскадры не имели побед. Немецкие бомбардировщики перешли на вылеты одиночными самолетами и мелкими группами, совмещая разведку и бомбардировку отдельных целей. Следует отметить, что транспортная авиация 4-го ВФ действовала активно. Крупные группы Ju 52 и Не 111, пользуясь низкой облачностью, снабжали свою группировку продовольствием и боеприпасами.

5 февраля, сжимая кольцо, 2-й Украинский фронт овладел Вязовком, Вербовкой, Вилыианой. Советская авиация продолжала действовать в ограниченном объеме. Например, с 5 по 8 февраля 1 -й ШАК (с 5.02 – 1-й гвардейский ШАК) выполнил лишь 169 вылетов, уничтожив 7 танков, 317 автомашин, 6 бензоцистерн и 2 зенитные батареи.

Окончание следует


Михаил Жирохов/ г. Комсомольское Донецкой области, Александр Котлобовский/ Киев Фото предоставлены авторами


Примечания:



Авиация в боях под Корсунь-Шевченковским в феврале 1944 г.

Более 55-и лет прошло со времени легендарной битвы под небольшим украинским городком на Черкащине. Казалось бы, все точки над «i» уже давно расставлены, все документы неоднократно изучены, и нет в описании знаменитого сражения ничего неизвестного. Однако при ближайшем рассмотрении такое мнение оказывается иллюзией. Судите сами: в исторической и мемуарной литературе среди авиационных соединений, участвовавших в Корсунь-Шевченковской битве, значится 10-й истребительный авиакорпус ПВО, не имевший к сражению никакого отношения, и одновременно почти полностью игнорируется участие в нем 9-го Воронежского ИАК ПВО, личный состав которого внес достаточно серьезный вклад в победу в той битве. И это лишь одна из целой цепи ошибок и недомолвок, сопутствующих практически любому описанию операции. Поэтому имеет смысл обратиться к знаменитому сражению еще раз.

В январе 1944 г. 1 -й и 2-й Украинские фронты провели две наступательные операции, в результате которых 8-я полевая и частично 1 -я танковая армии вермахта были охвачены с севера и юга в так называемом Мироновско-Звенигородском выступе, после чего началась подготовка к новой операции с целью ликвидации немецких войск под Корсунь-Шевченковским. В этот период и в первые дни нового наступления 1-й Украинский вынужден был отбивать контратаки противника на Винницком направлении, где пришлось задействовать и значительную часть сил 2-й Воздушной армии генерал-лейтенанта С.А. Красовского. Интенсивное использование авиатехники приводило к постепенному уменьшению количества боеспособных машин, но в конце января армия была усилена 148 ночными бомбардировщиками По-2 и Р-5, что позволило увеличить количество боеспособных самолетов до 511. Над боевыми порядками 2-го Украинского действовала 5-я Воздушная армия генерал- лейтенанта С.К. Горюнова. Перед началом нового наступления ее летный состав получил недельную передышку, чего нельзя сказать о техниках, которые делали все возможное для приведения в порядок как можно большего количества самолетов. Получила армия и ощутимое пополнение – в ее состав вошел отдельный 611-й штурмовой авиаполк. В результате количество боеспособных машин на 25 января достигло 551. Координировал действия воздушных армий представитель Ставки генерал Г.А. Худяков.

Существенное влияние на действия авиации оказала погода: низкая облачность (100-150 м), частые туманы, снегопады, которые то и дело сменялись проливными дождями. Полевые площадки накануне наступления раскисли, а аэродромов с бетонированными ВПП на две воздушные армии было всего 3. Так, в распоряжении 5-й ВА находился лишь стационарный аэроузел в Кировограде, на котором очень скученно разместили 1 -й ШАК и 7-й ИАК.

Советской авиации в боях над Украиной противостоял 4-й Воздушный флот люфтваффе, которым командовал генерал-полковник Отто Десслох. 3-ю, 11 -ю, 14-ю танковые дивизии поддерживал I авиакорпус генерала Пауля Дейхманна. В интересах 1-й, 16-й, 17-й ТД и танковой дивизии СС «Адольф Гитлер» действовал VIII авиакорпус генерала Ганса Зайдеманна.

Понимая опасность положения в районе Корсунь-Шевченковского, немецкое командование направило туда большинство авиационных сил, находившихся на правобережье севернее Николаевского и Рауховского аэроузлов. Благодаря этому в начальный период сражения немцам удалось сосредоточить около 450 боевых самолетов.




* В боях участвовали также 10-12 истребителей Bf 109G6 из 102-го венгерского дивизиона.

** В Злынке и Радивиллове базировались подразделения 4-й, 5-й и 6-й ночных штурмовых авиагрупп, в которых насчитывалось до 60 самолетов Аг 66, Fi 156, Do 17, Hs 126 и др. Данных об их потерях у автора нет.

***В мемуарной литературе также указываются подразделения FW 200.


24 января немецкое командование решило предупредить возможные действия Красной Армии и приказало нанести превентивные удары по местам концентрации советских войск. До 18 Ju 87 и до 30 Ju 88 атаковали боевые порядки 20-го танкового корпуса, но истребители 4-го ИАК совместно с 1711-м зенитно- артиллерийским полком и 355-м полком малокалиберной зенитной артиллерии отразили эти налеты. В ответ 5-я ВА нанесла удары по аэродромам Винницы, Умани, Калиновки. 25 января налеты на аэродромы Умани и Христиновки выполнили штурмовики и бомбардировщики 2-й ВА, которые, по советским данным, уничтожили до 30 самолетов.

Немецкая активность не помешала началу операции, и к вечеру 24 января передовые батальоны 2-го Украинского фронта прорвали первую линию обороны противника. Однако командование не рискнуло бросить в ночной бой плохо обученные стрелковые части, состоявшие в основном из призванных накануне новобранцев, и наутро немцы встретили атакующих сильным огнем. Пришлось сузить полосу наступления и ввести в бой 5-ю Гв.ТА. Из-за плохой погоды 5-я ВА в тот день не действовала, а 26-27 января выполнила лишь 726 самолето-вылетов вместо запланированных 1400. К счастью, первая полоса вражеской обороны имела небольшую глубину, а вторая вообще была не завершена. До конца дня 26 января танкисты 20-го и 29-го корпусов, поддержанные мелкими группами штурмовиков 1-го ШАК, продвинулись на 18-20 км и вышли на оперативный простор. 26 января в направлении Звенигородки перешел в наступление 1-й Украинский фронт, которому пришлось еще труднее. 40-я армия и 6-я танковая армия смогли продвинуться всего на 2-5 км, потеряв 59 танков и значительное количество бойцов. Лишь 27-й армии удалось прорвать первую линию обороны, что позволило на следующий день достигнуть успеха и на главном направлении. Советские части продвинулись вперед на 10-25 км, и 6-я ТА ворвалась в тылы вражеской группировки. Оценив угрозу, немецкое командование организовало 27 января контрудар нескольких пехотных и танковых дивизий, которые отрезали от главных сил 2-го Украинского фронта прорвавшиеся 20-й и 29-й танковые корпуса. В этих условиях советское командование приняло рискованное решение продолжить продвижение к Звенигородке и Шполе. В результате эти города были взяты, контратаки противника отражены и восстановлена связь с наступавшими танкистами. 29 января кольцо под Корсунь-Шевченковским замкнулось.

Непосредственное участие в преодолении критической ситуации приняли авиаторы. 27 января вылетевшие на разведку штурмовики (к-ны Б.В. Лопатин и Д.А. Нестеренко) выявили скопление неприятельских пехоты и танков в районе Новомиргород-Лебедин-Товмач-Вязовок. Командующий 2-м Украинским фронтом генерал армии И.С. Конев отдал приказ бросить все силы 5-й Воздушной на разгром контратакующей вражеской группировки. На следующий день основная нагрузка по выполнению этой задачи легла на четыре полка 1-го ШАК и отдельный 611-й ШАП. В условиях низкой облачности организовать массированные налеты оказалось невозможно, и пришлось ограничиться последовательными ударами отдельных групп численностью до 8 штурмовиков. Если учесть, что обычно 4-8 Ил-2 за один вылет выводили из строя 1 -3 танка, то говорить о разгроме трех немецких танковых дивизий, пусть и неполного состава, не приходилось. И все же благодаря штурмовикам удалось задержать продвижение противника. Первыми отправились на задание группы, ведомые теми же Лопатиным и Нестеренко, что позволило не тратить время на доразведку. На протяжении 25 минут советские самолеты штурмовали вражеские танки и пехоту. После исчерпания боезапаса их сменили группы ст. л-тов Г.П. Александрова, М. Одинцова и др. Дважды за день немецкие резервы бомбили группы пикировщиков, ведомые командирами дивизий 1-го БАК п-ками Ф.И. Добышем и Г.В. Грибакиным. «Кобры» 7-го ИАК вели напряженные воздушные бои против немецких истребителей 52-й эскадры и пикировщиков 2-й штурмовой эскадры. Ночью боевые порядки противника бомбила 312-я НБАД.

29 января погода ухудшилась. Тем не менее, 1-й ШАК и 7-й ИАК довольно активно помогали наземным войскам в развитии прорыва и отражении контратак противника в районах Ротмист- ровки, Каменоватки, Федоровки, Ковалихи, Веселовки. Было выполнено 107 самолето-вылетов и заявлено об уничтожении 22 танков, 50 автомашин, 5 батарей полевой артиллерии, 20 повозок, 5 самолетов. Среди наиболее отличившихся была восьмерка штурмовиков 667-го ШАП (ведущий – к-н Б.В. Лопатин), которая нанесла удар по танкам противника в районе Корсунь-Шевченковского, за что экипажи получили благодарность от Конева. Заметного успеха добился командир эскадрильи 516-го ИАП И.Ф. Андрианов, сбивший в районе Лебедина Ju 87, а в районе Шполы – еще один.

Интенсивно работали и экипажи 2-й ВА. 26-30 января они выполнили 1400 самолето-вылетов, из них 900 для отражения контратак противника на Винницком направлении. 5-му ШАК также приходилось действовать мелкими группами, осуществляя непрерывное воздействие на врага. Наиболее удачен был удар пятерки Ил-2 из 451-го ШАП (ведущий – л-т Зарубин), которая выполнила 6 заходов на цель, повредив до 10 танков.

Немцы продолжали прилагать значительные усилия для деблокирования Корсуньской группировки. 1 февраля они начали атаковать снаружи кольца в направлении на Лысянку, а окруженные войска стали пробиваться навстречу. Кроме того, 50-60 танков и пехота атаковали из района Ерок на Звенигородку. При всех превратностях погоды советские авиаторы прилагали максимум усилий для оказания поддержки своим наземным частям. Так, штурмовики и истребители 5-й ВА выполнили 219 самолето-вылетов. По советским данным, было уничтожено 22 танка, 107 автомашин, 15 повозок, 2 артбатареи и 14 самолетов. Среди выделенных в боевых донесениях групп значится восьмерка штурмовиков 611-го ШАП (ведущий – к-н М.П. Ступак), разгромившая автоколонну на дороге из Арсениевки в Надлак. Работали и бомбардировщики. Например, группа «петляковых» из 80-го Гв. БАП, которую возглавлял командир этой части гв. м-р И.К. Семенов, действуя в сложных метеоусловиях без истребительного прикрытия, уничтожила в районе Городища 15 автомашин с войсками и грузами.

Немецкая авиация также проявляла значительную активность. Воздушные бои приобрели наиболее напряженный за все время операции характер. В условиях плохой погоды истребители из IV/JG 51, III/JG 52 и венгерского 102-го дивизиона главным видом боевой деятельности избрали метод непрерывного патрулирования над районом боевых действий. Вылеты осуществлялись группами по 2-4 Bf 109 с небольшими интервалами, в воздухе могло находиться до 16 истребителей одновременно. В зависимости от ситуации они занимались разведкой, «свободной охотой», могли прийти на помощь бомбардировщикам или другой группе истребителей. Пилоты «Фокке-Вульфов» из II/JG 54, II/SG 77, I/SG 10 охотились, главным образом, за советскими штурмовиками, предпочитая неожиданные атаки на малой высоте, короткий залп и стремительный уход на повышенной скорости независимо от результатов атаки. Такая тактика позволяла наносить ощутимый урон противнику при минимальных собственных потерях, однако чаще всего не позволяла заставить советские штурмовики отказаться от атак. Эксперты 3* люфтваффе вели бои и с советскими истребителями. Плотная облачность мешала своевременному обнаружению противника, часто воздушные схватки возникали неожиданно для обеих сторон и проходили с переменным успехом. Например, 1 февраля пара венгерских асов Д. Дебредь и М. Кеньереш во время патрулирования была неожиданно атакована двумя Як-9, вынырнувшими из облаков. В короткой стычке «Мессершмитт» Дебредя и оба советских самолета получили по несколько пушечных и пулеметных попаданий. Венгерский пилот совершил вынужденную посадку на советской территории, но был вывезен Кеньерешем. 3 дня спустя сам Кеньереш – лучший к тому времени венгерский истребитель (19 воздушных побед) – был сбит и попал в плен.


Оружейник осматривает пулеметы Як-9



Немецкие бомбардировщики в этот период перешли к массированным действиям по боевым порядкам советских войск. Чаще всего группы состояли из 8-20 самолетов Ju 87, Ju 88 или Не 111, а в отдельных случаях наряд сил достигал 70-ти машин. Вылеты осуществлялись как с истребительным прикрытием, так и без него. В условиях плохой погоды, ограниченной активности советских истребителей и слабой насыщенности боевых порядков красноармейских частей зенитными средствами бомбардировщики люфтваффе получили возможность выполнять по 2-3 захода на цель. Однако в случае появления истребителей противника они переходили на бомбардировку с одного захода, причем часто даже пикировщики сбрасывали бомбы «залпом» с горизонтального полета. В целом, немцам удалось организовать достаточно эффективную авиационную поддержку своим контратакующим войскам, которым на внешнем кольце окружения удалось продвинуться на 5 км вперед и захватить село Крымки. Положение 53-й армии 2-го Украинского фронта стало критическим, и командование потребовало от 5-й ВА более активных действий.

Нельзя сказать, что советские истребители были совсем пассивны и позволяли безнаказанно работать ударной авиации противника. Того же 1 февраля советские летчики заявили о большом количестве сбитых самолетов. Например, шестерка 69-го Гв. ИАП (ведущий – гв. к-н И.М. Рыбкин) в районе Шпола-Лебедин перехватила до 20 штурмовиков FW 190 и сбила 5 из них. По одному самолету засчитали командиру группы, В.И. Беляеву, П.Н. Антонову, Ф.И. Шикунову и В.И. Чижу. 20 Р-39 из 438-го ИАП (веду

щий – к-н А.Л. Кожевников) перехватили около Журавок группу из 20-ти FW 190 и 4 Bf 109. По результатам воздушного боя А.Л. Кожевникову, И.А. Аскирко, А.П. Медведеву, В.В. Соколову засчитали по одной воздушной победе (1 «Мессершмитт» и 3 «Фокке-Вульфа»). На выходе из боя пара FW 190 неожиданной атакой сбила «Кобру» мл. л-та Ерофеева, который погиб. Около 9.00 шесть «Яков» из 183-го ИАП под командованием ст. л-та П.Н. Паровина перехватили до 60 Ju 87, которых прикрывали два FW 190. «Яки» сбили 1 пикировщик, но немцы продолжали лететь в сторону советских войск. Неподалеку находились еще шесть Як-1 того же полка (ведущий – л-т Проскурин), которые по указанию командира дивизии подп-ка Тараненко спешно направились к месту боя. Общими усилиями советские летчики разрушили боевой порядок противника и заставили бомбардировщики отказаться от атаки. Было заявлено об уничтожении 9 самолетов: по два записали в свой актив ст. л-т П.Н. Паровин, л-т А.И. Проскурин, мл. л-т А.А. Егоров.

Рос счет побед и у немецких истребителей. 1 февраля им засчитали 14 сбитых, в т.ч. 9 Ла-5 – пилотам III/JG 52, Ла-5, Як-9 и Пе-2 -IV/JG51 и еще 2 Ла-5 – II/SG 10. На следующий день немцы начали новую атаку в направлении Искреннего. К тому времени у советских войск не осталось резервов. Бездорожье усложнило передвижение артиллерии и танков, подвоз необходимых материалов. Командование 2-го Украинского приказало 1-му ШАК поддержать 5-ю гв. ТА, и с 8.20 без предварительной разведки штурмовики начали атаковать вражеские части. Выполнив 127 вылетов, экипажи заявили об уничтожении 6 танков и 43 автомашин. Так, восьмерка «Илов» 667-го ШАП (ведущий – командир эскадрильи к-н Г.Т. Красота ) нанесла удар по колонне танков и автомашин в районе с. Кирилловка. В результате было уничтожено 3 танка и 1 автомашина. Отражая атаку немецких истребителей, мл. л-т И.Х. Михайличенко смог сбить один самолет. Одновременно 1-й ШАК не прекращал оказывать помощь частям 53-й армии. В тот же день отдал приказ по борьбе с танками командующий 1-м Украинским фронтом Н.Ф. Ватутин. Выполняя его, 3 февраля группы штурмовиков 264-й, 227-й и 291 -й ШАД атаковали вражескую бронетехнику под Гайсином и Христиновкой. На обоих фронтах штурмовики провели налеты на аэродромы и посадочные площадки, с которых работала транспортная авиация противника. В результате в Умани, Корсунь-Шевченковском, Завадовке, Деренковце были повреждены до 80 самолетов.

3 февраля атаки немцев западнее и северо-западнее Звенигородки усилились. Отражая их, советские войска приступили к ликвидации окруженной группировки. В тот день Ставка Верховного Главнокомандования решила упорядочить действия авиации. Был издан приказ, согласно которому 5-я ВА поддерживала войска на внутреннем фронте окружения, а 2-я ВА занималась воздушной блокадой окруженной группировки и поддержкой 1-го Украинского фронта, который действовал на внешнем кольце. Однако в реальных условиях говорить о строгом «разделении труда» не приходилось, и самолеты 5-й ВА продолжали появляться на внешнем фронте окружения, а пилоты 2-й В А – работать над «котлом».

В тот день 5-я ВА нанесла удары по окруженным войскам в районах Мокрой Калигорки, Орловца, Городища, Кисилевки, Капустиного, Петропавловки. Например, 9 Ил-2 из 66-го ШАП, ведомые командиром эскадрильи к-ном Девятьяровым, получили задачу на поиск и уничтожение танков дивизии СС «Мертвая голова». До 60 танков были обнаружены в 3-4 км от с. Капустино. Штурмовики разошлись и провели атаку одиночными экипажами, которые действовали с небольшими интервалами с разных направлений. На смену прибыла группа л-та Н.Т. Пушкина, а после нее отработали еще 2 группы штурмовиков. Продвижение немецкой колонны удалось задержать на 1,5-2 часа, дав возможность подтянуть противотанковую артиллерию. Авиация 2-й ВА активно действовала по летным площадкам немецкой транспортной авиации. Так, группы штурмовиков 235-го ШАП (ведущий – л-т Гамаюн) и 809-го ШАП (ведущий – л-т Киреев) одновременно атаковали полевые аэродромы, расположенные западнее Корсунь- Шевченковского.

3* Напомним – так в люфтваффе называли летчиков-асов. Прим. ред.



Несмотря на плохую погоду, немцы активно использовали в качестве штурмовиков Ju 87 и FW 190


Советское командование решило привлечь для усиления 2-й ВА истребители 9-го Воронежского авиакорпуса ПВО, который прикрывал тыловые объекты в полосе 1-го и 2-го Украинских фронтов. В этом соединении насчитывалось более 150 боеготовых самолетов, из которых для участия в Корсунь-Шевченковской операции отобрали 104. Их разместили на аэродромах Жуля- ны, Васильков и Узин, то есть достаточно далеко от места сражения, поэтому реально в нем приняли участие лишь 46 «Яков» и «Лавочкиных» из 148-го и 146-го гвардейских авиаполков особого назначения, 907-го авиаполка особого назначения и 586-го авиаполка. Остальные самолеты, сведенные в отдельные эскадрильи, отражали налеты на днепровские переправы в районе Киева.

4 февраля на северном фланге сражения выдался один из немногочисленных в феврале по-настоящему летных дней. Пользуясь этим, 2-я ВА усилила активность, выполнив, в частности, ряд эффективных ударов по местам базирования вражеской авиации. Например, очередному налету подвергся Уманский аэродром. Предварительно его блокировали 18 Ла-5 и 4 Ил-2, а главный удар нанесли 22 штурмовика из 5-го ШАК под прикрытием 30 истребителей 10-го ИАК. В результате было заявлено о выведении из строя 34 Ju 52 и Ju 88. Продолжили охотиться за неприятельскими транспортниками истребители. Так, пара Ла-5 ст. л-та Сурикова из 3-го Гв.ИАП встретила в районе с. Завадовка две группы по 16 Ju 52 под прикрытием Bf 109 и FW 190. Вызвав по радио поддержку, Суриков атаковал противника и сбил 2 «Юнкерса», которые заходили на посадку. Вскоре на помощь подоспели 4 группы Ла-5 (в общей сложности 29 самолетов). 7 истребителей м-ра Блохина связали боем прикрытие, а остальные занялись «Юнкерсами» и аэродромом. Пилоты выполнили 4 захода, выведя из строя до 15 самолетов, в т. ч. 9 Ju 52.

Летчики 9-го ИАК ПВО в течение дня заявили об уничтожении 3 и повреждении 9 немецких самолетов на земле. Кроме того, им засчитали 63 уничтоженные и поврежденные автомашины, 34 повозки, 2 позиции МЗА, 8 лошадей. Впрочем, даже командование корпуса высказывало сомнения в столь высокой результативности, т.к. большинство боев происходило над территорией противника и получить надежные подтверждения побед удавалось очень редко. Достижения летчиков выяснялись путем перекрестного опроса экипажей, а это один из наименее надежных источников информации.

В тот же день погодные условия на юге «котла» ухудшились. Начались проливные дожди, затем температура опустилась ниже нуля, подул порывистый ветер, началась метель. Самолеты об мерзали, вылетать могли лишь наиболее опытные экипажи. Однако положение на участке 53-й армии оставалось напряженным, и командование фронта приказало штурмовикам поддержать пехоту. На протяжении всего дня 1-й ШАК, действуя мелкими группами под прикрытием истребителей 203-й ИАД, атаковал противника в районе Товмач-Лысянка. Было выполнено 193 самолетовылета, уничтожено 12 танков, 47 автомашин. С помощью авиации 53-я армия наконец-то смогла остановить немецкое наступление.

Из-за плохой погоды резко сократилось количество вылетов и немецкой боевой авиации. Так, пилоты 54-й эскадры сбили с 4 по 9 февраля лишь 1 самолет – фельдфебель Гейнц Вернике подстерег Ил-2 в районе Корсунь-Шевченковского, в 52-й эскадре отличился Эрих Хартманн – сбил Р-39, а истребители 51 -й эскадры не имели побед. Немецкие бомбардировщики перешли на вылеты одиночными самолетами и мелкими группами, совмещая разведку и бомбардировку отдельных целей. Следует отметить, что транспортная авиация 4-го ВФ действовала активно. Крупные группы Ju 52 и Не 111, пользуясь низкой облачностью, снабжали свою группировку продовольствием и боеприпасами.

5 февраля, сжимая кольцо, 2-й Украинский фронт овладел Вязовком, Вербовкой, Вилыианой. Советская авиация продолжала действовать в ограниченном объеме. Например, с 5 по 8 февраля 1 -й ШАК (с 5.02 – 1-й гвардейский ШАК) выполнил лишь 169 вылетов, уничтожив 7 танков, 317 автомашин, 6 бензоцистерн и 2 зенитные батареи.

Окончание следует


Михаил Жирохов/ г. Комсомольское Донецкой области, Александр Котлобовский/ Киев Фото предоставлены авторами









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх