|
||||
|
За великой стеной (истребители Китая) Благодаря опубликованному на страницах "АиВ" циклу "Грипен" и его конкуренты». а также ряду монографий и других статей о современных истребителях, постоянные читатели журнала имеют достаточно полное представление о машинах этого класса, разработанных в США. России и европейских странах. Однако в мире существует еще один центр разработки вполне конкурентоспособных боевых авиационных комплексов, информация о котором обычно носит лишь отрывочный характер. Это – Китай, где за последние 10 лет создано несколько поколений истребителей. Истребитель «национального типа» В конце 1950-х гг. наряду с освоением лицензионного производства советской авиационной техники – истребителей J-5[18*] (МиГ-17) и J-6 (МиГ-19). а также бомбардировщиков Н-6 (Ту-16), в КНР развернулись работы по созданию боевых машин собственной конструкции Хотя и тот период молодая китайская авиапромышленность еще не располагала необходимыми для этого возможностями, политика "большого скачка", провозглашенная Мао Цзедуном в 1958 г.. предполагала форсированную ликвидацию научно-технического отставания от наиболее развитых мировых держав. В области авиастроения китайцев. безусловно, вдохновлял пример Советского Союза, сумевшего в 1930-е гг. практически полностью отказаться от импорта авиационной техники. ОКБ Шеньянского авиазавода, укомплектованное, в основном, молодыми специалистами. лишь недавно окончившими советские вузы, в 1956-57 гг начало работу над сверхзвуковым двухдвигательным истребителем-перехватчиком "Ветер Востока- 107" Самолет должен был обладать максимальной скоростью, соответствующей М-1. 8. и практическим потолком 20000 м. В мае 1959 г в Шеньяне в обстановке повышенной секретности (как от агентов империалистических разведок, так и от советских коллег) приступили к постройке первого опытного перехватчика. Однако в июне сборку прототипа приостановили: в проект потребовалось внести ряд существенных изменений. В ноябре 1959 г. работы над "Ветром Востока-107" были полностью прекращены, а основные усилия конструкторов сконцентрированы на еще более амбициозном проекте перехватчика "Ветер Востока-113", предложенном Харбинской военно-инженерной академией. Концептуально эту машину можно отнести к третьему поколению реактивных истребителей. Впечатляют заявленные характеристики перехватчика, приближающиеся к соответствующим характеристикам МиГ-25Л – максимальная скорость – М=2, 5, практический потолок 25000 м. На истребителе предполагалось применение наиболее современных технологий, конструкционных материалов. бортового оборудования и вооружения. В 1960-е гг. на Шеньянском авиазаводе началась постройка опытного самолета Однако несоответствие поставленных задач возможностям, которыми располагала авиапромышленность страны, а также нерешенность ряда научно-технических проблем (в частности, защиты конструкции планера от кинетического нагрева) привели к прекращению программы. Первым реактивным самолетом китайской разработки, поднявшимся в воздух, стал учебный JJ-1. Проектирование его началось я октябре 1956 г. в ОКБ при авиазаводе в Шеньяне, образованном месяцем раньше. Самолет имел прямое крыло, два боковых воздухозаборника и тандемное расположение экипажа под единым фонарем. Двигатель типа РД-500 размещался в центральной части фюзеляжа. -Проба крыла» новой машины состоялась 26 июля 1958 г. Результаты летных испытаний подтвердили расчетные (нужно заметить – достаточно высокие для своего времени) характеристики машины Однако отказ от трехэтапного цикла подготовки летчиков ВВС Китая (поршневой самолет первоначального обучения – реактивный УТС основного цикла – учебно боевой самолет углубленного цикла подготовки) и переход на двухэтапный цикл (поршневой УТС – реактивный УБС) привели к прекращению работ над JJ-1. Следующая попытка создания "чисто китайского" самолета была предпринята через десять лет, во второй половине 1960-х гг. Опыт войны во Вьетнаме продемонстрировал эффективность использования тактики действия истребителей "из засад" в условиях практически полного господства противника в воздухе. Такие «самолеты-партизаны» скрытно развертывались на хорошо замаскированных аэродромах подскока на пути предполагаемого движения ударной группировки противника и при приближении американских самолетов неожиданно атаковали их. причем довольно успешно. При этом для переброски истребителей на секретные аэродромы в джунглях использовался автомобильный транспорт или тяжелые вертолеты Ми-6. Так во Вьетнаме применяли истребители МиГ-17 и МиГ-21 (последние для укороченного взлета иногда использовали стартовые твердотопливные ускорители). Однако эти машины, разработанные для нормального аэродромного базирования. не и полной мере удовлетворяли требованиям к "партизанскому перехватчику". В результате в Китае, политическое и военное руководство которого вполне справедливо полагало, что успех в войне с такими серьезными противниками, как США или СССР, может принести лишь широкомасштабная партизанская война, в конце 1960-х гг. началась разработка сверхлегкого истребителя с укороченным взлетом и посадкой, оптимизированного для действий -из засад-. В 1969 г. в ОКБ авиазавода в Наньчане пол руководством главного конструктора Лю Хианпенга началось проектирование самолета J-12 со взлетной массой 4500 кг Окончательный облик машины определился в августе 1969 г. после завершения серии продувок моделей в аэродинамических трубах Предельно простой и технологичный самолет, рассчитанный на трансзвуковую скорость, был оснащен одним китайским бесфорсажным двигателем WP-6B тягой 4050 кгс с носовым нерегулируемым воздухозаборником При взлете и посадке с целью защиты двигателя от попадания посторонних предметов воздух к нему поступал через вспомогательные воздухозаборники, расположенные по бокам верхней части фюзеляжа. В конструкции планера широко использовались титановые сплавы, сотовые и многослойные панели, а также крупногабаритные панели, выполненные методом химического фрезерования. Стреловидное крыло малого удлинения было снабжено двухсекционными закрылками. В центроплане размещался интегральный топливный бак. Вооружение истребителя состояло из двух встроенных пушек НР-30 калибром 30 мм. На внешних узлах подвески могли разменяться ракеты с тепловой головкой самонаведения, НАР или авиабомбы небольшого калибра. РЛС отсутствовала, а применение оружия осуществлялось только с использованием оптического прицела и радиодальномера в носовом конусе. Первый полет J-12 состоялся 26 декабря 1970г., а 10 сентября 1973г в Пекине машина была продемонстрирована политическому руководству страны По маневренным характеристикам новый истребитель несколько превосходил J-6. составлявший тогда основу китайских ВВС. Потребная длина ВПП для J-12 не превышала 500 м, что вполне удовлетворяло идеологов "партизанского" самолета. 18* Читается как "Дзань 5" Сверхзвуковой истребитель F-6 III создан китайцами на базе МиГ-19 Учебный JJ-1 – первый реактивный самолет китайской разработки «Партизанский перехватчик» J-12 В июле 1975 г. на испытания вышел модифицированный вариант J-12. Его летные испытания продолжались до января 1977 г.. было выполнено 135 испытательных полетов общей продолжительностью 61 ч 12 минут. Затем была выпущена серия из шести истребителей, предназначенная для проведения войсковых испытаний Однако в дальнейшем интерес к этому самолету начал угасать. Стало очевидно, что истребитель, обладающий невысокими летными характеристиками и примитивным вооружением (фактически, на уровне самолетов первого поколения), несмотря на хорошие взлетно- посадочные и маневренные характеристики, не способен оказать сколько-нибудь серьезное противодействие современным многоцелевым и ударным авиационным комплексам потенциальных противников (F-4E, F-111, МиГ-23, МиГ-27, Су-17, Су-24, "Торнадо" и т. п. ). Поэтому в 1977 г. тема J-12 была закрыта. Несмотря на очевидную неудачу программы, работы над J-12 дали китайским специалистам значительный опыт формирования облика и разработки истребителей, а также позволили отработать комплекс средств, обеспечивающих улучшение взлетно-посадочных характеристик скоростных маневренных самолетов. После прекращения работ по J -12 китайцы предприняли попытку приобрести в Англии лицензию на выпуск истребителей-бомбардировщиков с вертикальными взлетом и посадкой "Харриер". Однако по ряду причин. в первую очередь – политических, сделка не состоялась. После этого военное руководство КНР. вероятно, окончательно отринуло "национальный подход", предусматривающий создание "партизанского" самолета, способного базироваться "в лесах и болотах", и акцентировало усилия на авиационных программах, концептуально близких соответствующим программам СССР и стран Запада. Потомки МиГ-21 Сегодня основу истребительной авиации ВВС Китая составляют самолеты J-7, J-7-I. J-7-ll и J-7-lll Кроме того, более 400 таких машин китайцы продали в 11 стран мира Албанию, Бангладеш, Бирму, Египет, Зимбабве. Ирак, Иран, Пакистан, Судан, Танзанию и Шри Ланку. Первый из названных самолетов – J-7. являющийся лицензионной копией дневного фронтового истребителя МиГ-21Ф13 с двигателем Р-11Ф-300. начали выпускать на авиазаводе в Шеньду. где его первый вылет состоялся 17 января 1966 г. Тогда же выпуск самолетов этого типа был организован и в Шеньяне. В 1967 г. этот завод начал освоение модернизированного J-7-I, первый полет серийного экземпляра которого состоялся 16 июня 1969 г. Дальнейшим развитием этого направления стал J-7-II, разработка которого началась в 1975 г., а первый полот состоялся 30 декабря 1978 г. Уже в следующем году J-7-II серийно производились Шеньянским авиазаводом для китайских ВВС, а также на экспорт. Многочисленные экспортные варианты истребителя, названные F-7B, F-7BS. F-7M "Эйргард". F-7BM. F-7MF. F-7MP, F-7M и F-7P, отличаются друг от друга составом вооружения и оборудования. Китайским вариантом всепогодного фронтового истребителя МиГ-21 МФ стал J-7-III. Ею разработка началась в 1981 г.. первый полет состоялся 26 апреля 1984 г.. а принятие на вооружение ВВС и ВМФ КНР в 1992 г. Самолет, оснащенный ТРДФ LMC WP-13 (тяга 6500 кгс) и радиоприцелом JL-7, несет встроенную 23-мм пушку -23-2- (китайская копия советской ГШ 23Л). четыре ракеты класса -воздух-воздух- PL-2 (копия К-13) или PL-5B. а также неуправляемые средства поражения Серийное производство истребителей J-7-III, поставляемых исключительно ВВС и ВМФ Китая. продолжалось до 1996 г. В конце 1980-х гг. в ОКБ Шеньянского авиазавода начались работы над новым поколением истребителей семейства J-7. Основным отличием этих машин от предшественников стало крыло увеличенной площади с двойной стреловидностью по передней и задней кромкам Следует заметить, что попытки улучшить маневренные характеристики истребителей семейства МиГ-21 за счет увеличении площади крыла предпринимались в ОКБ А. И. Микояна, начиная с конца 1960-х гг. (проекты «7-23». «7-31», «7-33» и др. ). Однако это направление работ не встретило поддержки со стороны ВВС. заинтересованных в те годы, в первую очередь, в создании новой авиационной техники, а не в модернизации уже имеющихся комплексов Крыло, разработанное китайскими специалистами, имеет стреловидность по передней кромке в корневой части 57' и в концевой – 42'. Корневая часть задней кромки имеет прямую стреловидность, а концевая обратную. Размах крыла возрос на 1, 17 м. а площадь – 1, 88 м'. Число подкрыльевых узлов подвески возросло с четырех до шести. Первым J-7 с увеличенным крылом стал истребитель J-7E, продолжающий линию развития J-7-II. Машину оснастили ТРДФ WP-7 (6500 кгс), а в состав вооружения включили усовершенствованные ракеты -воздух-воздух» с ИК-наведением PL-8 (китайская копия израильской УР -Питон-3-), Вместо обычного коллиматорного оптического прицела в кабине поставили индикатор на лобовом стекле (ИЛС). в состав навигационного-прицельного комплекса включили цифровой вычислитель. Первый полет опытного J-7E состоялся в апреле 1990 г.. а через 3 года истребитель поступил на вооружение. В настоящее н^темя он производится серийно. постепенно заменяя в китайских ВВС самолеты J-7 ранних выпусков. Облегченным вариантом истребителя J-7EB с 1998 г. оснащена пилотажная группа ВВС КНР. Экспортная модификация самолета, получившая обозначение F-7MG. была создана в 1996 г. Она оснащена двигателем WP- 13F (6500 кгс) и новой авионикой, включающей малогабаритную итальянскую РЛС FIAR -Грифо-7». размещенную в носовом конусе истребителя. Несмотря на свои малые размеры, эта станция со щелевой антенной решеткой способна обнаруживать воздушные цели на фоне земли, а также сопровождать несколько целей одновременно. При атаке наземных объектов РЛС способна работать в режиме радиодальномера На концевой части крыла этого истребителя расположен отклоняемый щиток, который, по утверждению разработчиков. позволил почти на 45% улучшить маневренные характеристики машины на дозвуковых скоростях. Состав вооружения самолета расширим за счет средств поражения западного производства УРА1М-9Р "Сайдуиндер" и бомб Мк 82. Первый экземпляр истребителя J-7, 1966 г. F-7P – экспортный вариант J-7 J-7FS – попытка оснастить истребитель J-7 более мощной РЛС В конце 2000 г. правительство Пакистана заключило контракт на закупку 60 самолетов типа F-7MG. которым было присвоено "пакистанское" обозначение F-7PG. Новые истребители призваны заменить в двух эскадрильях пакистанских ВВС самолеты F-G (экспортный вариант J-6). Поставки начались в июне 2001 г. Производство РЛС «Грифо-7» для установки на F-7PG по итальянской лицензии налажено в Пакистане на фирме KARF. Дальнейшим развитием поистине бессмертной линии истребителя МиГ-21/J-7 стал перспективный легкий многоцелевой самолет FC-1. разрабатываемый с 1994 г. с ориентацией, преимущественно, на экспорт. Одним из его основных заказчиков являются ВВС Пакистана. Натурный макет этой машины стал -логическим центром- китайской экспозиции на авиасалоне «Эйр Чайна-2002» в Чжухае. состоявшемся 4-7 ноября 2002 г. Этот самолет оснащен современной авионикой, в частности, итальянской станцией -Грифо-S7», На семи узлах внешней подвески на "малозаметных" держателях может размещаться до 3800 кг боевой нагрузки, в т. ч. ракеты класса воздух – воздух- малой (PL-9) и средней (SD-10 и PL-11) дальности. Двухконтурный двигатель российского производства РД-93 тягой 8300 кгс обеспечивает достижение максимальной скорости, соответствующей М= 1. 6. и практического потолка 16500 м. Перегоночная дальность с ПТБ составляет 3000 км По заявлению представителей фирмы-разработчика. проектирование истребителя FC-1 к настоящему времени полностью завершено. и 16 сентября 2002 г. началась постройка первого опытного экземпляра. Параллельно с программой FC-1 для собственных ВВС китайцы делают более простой и дешевый истребитель J-7MF, летные испытания которою начались в ноябре 2000 г Однако, по словам представителей фирмы, первые полеты выявили необходимость внесения ряда изменений в конструкцию самолета (в частности, в систему управления, сочетающую механические и электродистанционные каналы). В результате сроки завершения летных испытаний продлены. Самолет J-7MF, выполненный по аэродинамической схеме "продольный триплан", оснащен подфюзеляжным нерегулируемым воздухозаборником, по своей конструкции напоминающим воздухозаборник друг ого перспективного китайского истребителя – J-10. На первом опытном J-7MF установлен ТРДДФ «Кунлун I» (7200 кгс) и РЛС «ГрифО-7». Серийные истребители предполагается оснащать двигателями «Кунлун II» (7600 кгс). на них предусмотрено использование радиолокационного оборудования как китайского, так и российского производства. Истребители семейства J-8 Истребитель-перехватчик J-8 начали разрабатывать в 1964 г.. когда советско-китайское военно-техническое сотрудничество было уже свернуто, и китайские специалисты могли опираться лишь на собственные силы. Новый самолет, по своей -весовой категории- приближающийся к перехватчику Су-15. предназначался, и первую очередь, для борьбы со скоростными высотными целями в районах, прикрытие которых не могло быть обеспечено относительно малочисленными ЗРК С-75. По своей конфигурации и основным параметрам J-8 весьма напоминал опытный советский самолет Е-152А. впервые продемонстрированный на воздушном параде в Москве в 1960 г. Основными требованиями к J-8 были высокая скорость, потолок и скороподъемностъ. При этом достижению высоких маневренных характеристик не придавалось особого значения. Первый полет нового истребителя-перехватчика состоялся 5 июля 1969 г Однако доводка самолета затянулась, и его малосерийное производство началось лишь во второй половине 1979 г. Хотя в соответствии с первоначальным проектом он должен был нести радиолокационный прицел, обеспечивающий всепогодность боевого применения, создать аппаратуру и установленные сроки не удалось. Поэтому первые серийные J-8 выпускались в дневном варианте – лишь с оптическим прицелом и радиодальномером, размещенном в конусе воздухозаборника. вооружение самолета включало две ракеты PL-2 Было построено всего около 20 самолетов J-8, который передали в Центр переучивания летного состава и боевого применения ВВС. Усовершенствованный вариант истребителя-перехватчика J-8-I, предназначенный для всепогодного использования в системе ПВО Китая, выполнил первый полег 24 апреля 1984 г. Его серийный выпуск начался в Шеньяне в июле следующего года. Перехватчик был оснащен радиоприцелом Сичуань SR-4, размещенном в конусе воздухозаборника. В нижней части фюзеляжа были установлены две двухствольные 23-миллиметровые пушки. В 1985-87 гг было построено примерно 100-150 самолетов этого типа. К концу 2001 г. 54 истребителя J-8-I состояли на вооружении 1-го и 3-го истребительных авиационных полков 1-й авиационной дивизии. Но менее шест самолетов этого типа в 1990-е гг, были переоборудованы в разведывательный вариант JZ 8 (называемый также J-8E или J-0V). В ходе модернизации с машин сняли пушечное вооружение, а в носовой части фюзеляжа сформировали технический отсек для размещения разведывательного фотооборудование (аналогичною оборудованию разведывательных контейнеров российских самолетов Су-17/20/22). Кроме того, под фюзеляжем разведчика может подвешиваться контейнер с фотооборудованием. используемый на МиГ-21Р, или контейнер с РЛС бокового обзора Истребители F-7MG поступили на вооружение ВВС Пакистана FT-7 – экспортный вариант -спарки- JJ-7 Рисунок истребители FC-1, разрабатываемого специально на экспорт Более радикальной модернизацией перехватчика стал вариант j-8-И На самолете была полностью изменена носовая часть фюзеляжа: вместо центрального осесимметричного воздухозаборника было сформировано два боковых регулируемых воздухозаборника. по конструкции близких к примененным на Ми1 -23 (по сообщению западных СМИ. китайские специалисты смогли ознакомиться в 1970-х гг. с особенностями конструкции истребителей МиГ-23СМ. имевшихся а египетских ВВС). Изменение компоновки позволило установить в носовой части самолета значительно более мощную РЛС. Еще одним элементом, заимствованным у МиГ-23. стал складывающийся подфюзеляжный гребень. Конструктивная общность самолетов J-8-I и J-8-II составила всего 70%. что позволяет говорить о создании нового истребителя. Существенное возрастание массы самолета потребовало установки на него более мощных двигателей LMC WP-1 ЗА II (2x6/00 кгс). Разработка J-8-II началась в 1980 г.. а 12 июня 1984 г прототип нового истребителя совершил первый испытательных полет. Серийную модификацию J-8-IIB (или J-8-IIL) оснастили усовершенствованной РЛС китайской разработки KU-1. способной обнаруживать и сопровождать воздушные цели на фоне земли. В состав вооружения истребителя включили ракеты ближнего воздушного боя PL-8. а также УР средней дальности с полуактивным самонаведением PL-11. созданную а КНР. Бортовой радиоэлектронный комплекс истребителя модернизировали с привлечением израильских специалистов. Теперь он включает инерциальную навигационную систему 563В приемник радионавигационной системы «Такан» JD-3II. комплекс РЭБ RKL 800А. Самолеты J-8-IIB поступают на вооружение ВВС и ВМФ КНР. Не менее 12истребителей J-8B-II входе доработок получили топливоприемник системы дозаправки в воздухе – Г-образная неубираемая штанга смонтирована справа от кабины летчика. В результате боевой радиус действия истребителя возрос до 1200 км. Модернизированные самолеты получили обозначение J-8-IV (F-8D) В качестве заправщиков используются доработанные бомбардировщики Н-6 (Ту-16). 29 декабря 1996 г. выполнил первый полет экспериментальный самолет J-8-IIACT. предназначенный для отработки цифровой электродистанционной системы управления, созданной китайскими специалистами. Для уменьшения статической устойчивости он снабжен ПГО небольшой площади, установленным по бокам воздухозаборника В системе управления задействовано два цифровых процессора. Имеется двухканальная шина обмена данными стандарта 1553В. Последней модификацией J-8 является многоцелевой истребитель F 8-IIM. ориентированный преимущественно на экспорт. Самолет оснащен более мощными двигателями LMC WP-13B (2x7000 кгс), усовершенствованной авионикой и рычагами управления, выполненными в соответствии с концепцией HOTAS[19*] На одном из опытных экземпляров установлена российская импульсно-доплеровская РЛС "Жук-8-ll", поставленная предприятием "Фазотрон-НИИР" и способная обнаруживать цели класса истребитель F-16 на дальности до 70 км. Второй самолет оснащен станцией НО10 "Жук-27", имеющей близкие характеристики На приборной доске кабины этого истребителя, с правой стороны размешен многофункциональный дисплей с кнопочным обрамлением (размером 4x4 дюйма). Имеется ИЛС. инерциальная навигационная система дополнена приемником спутниковой навигации. Комплекс РЭБ включает станцию постановки активных помех в задней полусфере. способную подавлять импульсно-доплеровские РЛС противника, а также контейнеры тепловых ловушек и дипольных отражателей. В целом электронный борт самолета имеет открытую архитектуру. Вооружение истребителя включает до шести ракет "воздух-воздух" малой дальности PL -5 или PL-9 и две российские ракеты средней дальности Р-27Р1 с полуактивным радиолокационным самонаведением На семи узлах внешней подвески могут располагаться неуправляемые средства поражения, в частности, до пяти авиабомб калибром 500 кг. Первый полет истребителя F-8-IIM состоялся 31 марта 1996 г. Постройка второго прототипа завершилась в конце 1998 г. В настоящее время обе машины проходят испытания, однако информации о заключении контрактов на их закупку еще не поступало. Вполне вероятно, что эти самолеты завершат свою карьеру в качестве летающих лабораторий для отработки нового оборудования и вооружения. На них прошли испытания: контейнер с аппаратурой маловысотной навигации, система постановки активных радиолокационных помех KG 300G в контейнерном исполнении, контейнер с лазерно-тепловизионным оборудованием, предназначенный для целеуказания высокоточному оружию, трехканальная цифровая система управления, радио – поглощающее покрытие типа SFI8. разработанное китайскими специалистами. Вероятно. ряд новшеств, прошедших "обкатку" на J-8-IIM, будет внедрен на модернизируемых строевых самолетах J-8-II. 19* Аббревиатура английских слов Hands On Trottle And Steak – руки на РУД и РУС. Означает пилотирование без отрыва рук от основных рычагов управления самолетом. Приборное оборудование F-7MG еще сохраняет черты «фирменного стиля» МиГ-21 Ведутся работы над новыми модификациями самолета J-8-II. предназначенными как для "внутреннего пользования", так и на экспорт. В частности, на базе экспериментальной машины J-8-IIACT создается многоцелевой истребитель J-8-III (F-8C) с цифровой ЭДСУ. новыми, более мощными двигателями WP-14 и многофункциональной РЛС израильского производства EL/M-2034. Су-27 в Китае Первое соглашение о поставках Китаю истребителей Су-27 было заключено в 1992 г. и предусматривало, по сообщениям СМИ. продажу 20 машин типа Су-27СК и шести «спарок» Су-27УБК. Поступление на вооружение китайской авиации этих самолетов. получивших обозначение J-11 и JJ-11, значительно усилило ее боевой потенциал и ликвидировало качественное отставание от авиации Тайваня, располагавшей западными машинами четвертого поколения – F-16A/B и -Мираж-2000. В 1996 г. ВВС Китая закупили новую партию российских самолетов – восемнадцать Су-27СК и шесть Су-27УБК. В феврале того же года концерн «Росвооружение» подписал контракт о налаживании в КНР, на авиазаводе в Шеньяне, серийного производства Су-27СК по лицензии. В соответствии с договором, в Китае должно быть построено 200 истребителей этого типа (первые серии которых собираются из российских комплектующих). В 1998 г. из России в Шеньян поступила первая партия комплектующих, а два собранных из них истребителя J-11 поднялись в воздух в декабре того же года. К концу 2000 г. китайцы собрали уже 14 самолетов. Тогда же последовало новое соглашение о закупке в России 28 учебно-боевых Су-27УБК. В 2001 г ВВС КНР начали получать из России усовершенствованные двухместные многофункциональные истребители Су- 30МК (J-13). предназначенные для решения широкого круга задач по борьбе с воздушными, наземными и морскими целями. Пара J-8-II уходит в учебный полет Многофункциональный истребитель J-10 Работы по созданию китайского фронтового истребителя четвертого поколения, получившего индекс J-9. начались в ОКБ Шеньянского авиазавода в 1969 г. Новый высокоманевренный самолет завоевании господства в воздухе являлся логическим продолжением линии истребителей J-8. Однако в отличие от J-8 истребитель J-9 был выполнен по аэродинамической схеме «утка» и имел конфигурацию, близкую к шведскому самолету SAAB JA-37 "Вигген". Такая аэродинамическая компоновка должна была обеспечить машине улучшенные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие базироваться на аэродромах с укороченными и грунтовыми ВПП. J-9 предполагалось снабдить электродистанционной системой управления. Его взлетная масса планировалась в пределах 13 т, а максимальная скорость – до М-2, 5. Однако продувки моделей самолета в аэродинамических трубах показали, что выбранная компоновка не обеспечивает достижение заданных характеристик. В результате в конце 1970-х гг. финансирование программы J-9 было прекращено. Несколько позже, в начале 1980-х гг., на авиационном заводе в Ченгду. персонал которого располагал большим опытом разработки и производства различных модификаций J-7. развернулись работы по созданию нового боевого самолета – J-10. Последний рассматривался китайским военным руководством как ответ на советские истребители четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 (следует заметить, что в то время советско- китайские отношения находились в наиболее низкой фазе, и такое противопоставление было вполне "политкорректным"). В отличие от J-9, который разрабатывался как узкоцелевой самолет завоевания господства в воздухе, J-10 мыслился как многофункциональный истребитель, призванный, в первую очередь, заменить истребители- бомбардировщики Q-5. фронтовые истребители J-6 (МиГ-19). а также J-7 (МиГ-21). Но ранних этапах разработки самолета значительную помощь Китаю оказали израильские специалисты, передавшие информацию по истребителю IAI "Лави", программа которого была прекращена в 1988 г. на этапе летных испытаний прототипов в результате политического и экономического давления США, не заинтересованных в появлении сильного конкурента своему основному экспортному истребителю F-16. Первая информация о J-10 начала появляться на страницах зарубежной печати в начале 1990-х гг. Ее источниками служили как сообщения из США (в свою очередь, поступавшие туда из Израиля), так и китайские СМИ Например, в 1996 и 2000 гг. на страницах китайских изданий были опубликованы фотографии моделей новых самолетов, запечатленных на фоне видных политических деятелей Китая. Первым полет опытного истребителя J- 10 состоялся 23 марта 1998 г. однако до настоящего времени его публичная демонстрация так и не произошла. С января 2001 г. в сети "Интернет" стали появляться неофициальные фотографии самолета в полете и на земле (см. "АиВ", №5/2002). Известно, что один из авторов, разместивший их. был арестован. По информации из сети, серийный J-10 должен иметь 11 узлов внешней подвески – пять под фюзеляжем и шесть под крылом. Внешне самолет J-10. выполненный по аэродинамической схеме с близкорасположенным к крылу цельноповоротным ПГО. весьма напоминает истребитель IAI "Лави", отличаясь от последнего несколько большими размерами и массой, а также формой передней кромки крыла, имеющей постоянную. а не двойную, как у израильского самолета. стреловидность. Поперечное сечение подфюзеляжного воздухозаборника имеет форму, приближающуюся к прямоугольной, что также отличает J-10 от "Лави" у которого воздухозаборник полукруглого сечения. Помимо близости аэродинамических компоновок J-10 и "Лави". влияние Израиля на новый китайский самолет прослеживается, по утверждению представителей американской разведки, в применении современных конструкционных материалов, электродистанционной системы управления, а также передовой авионики (сообщается, что израильтяне передали китайцам информацию и по бортовому оборудованию самолета F-16). Другим источником информатики о современной западной авиационной технике для создателей J-10 стал Пакистан, где в начале 1990-х гг. китайским специалистам была предоставлена возможность достаточно подробно ознакомиться с истребителем F-16 пакистанских ВВС. По данным китайских источников, в кабине J-10 установлены три многофункциональных индикатора, а также широкоугольный ИЛС с топографической оптикой. В состав оборудования самолета входит также нашлемный прицел-индикатор (подобная система китайской разработки впервые демонстрировалась на авиасалоне в Чжухае в ноябре 2000 г. ). В то же время, по сообщению тайваньских источников, на новом самолете возможно применение и израильского нашлемного прицела-индикатора фирмы «Элбит». Истребитель J-10 может оснащаться маловысотной навигационио-прицельной системой, включающей тепловизор и лазерный прицел-дальномер. Вероятно, это оборудование будет размещаться в подвесном контейнер на переднем подфюзеляжном узле подвески (китайская система, аналогичная израильскому прицельно-навигационному контейнеру "Лайтнинг", впервые была продемонстрирована но выставке в Чжухае в 1998 г. ). Испытания ЭДСУ. предназначенной для самолета J-10. осуществлялись на летающих лабораториях J-6 в государственном летно-испытательном центре. Работы по доводке этой системы управления продвигались с большим трудом, была потеряна одна из летающих лабораторий. Окончание следует. Примечания:За великой стеной (истребители Китая) Благодаря опубликованному на страницах "АиВ" циклу "Грипен" и его конкуренты». а также ряду монографий и других статей о современных истребителях, постоянные читатели журнала имеют достаточно полное представление о машинах этого класса, разработанных в США. России и европейских странах. Однако в мире существует еще один центр разработки вполне конкурентоспособных боевых авиационных комплексов, информация о котором обычно носит лишь отрывочный характер. Это – Китай, где за последние 10 лет создано несколько поколений истребителей. Истребитель «национального типа» В конце 1950-х гг. наряду с освоением лицензионного производства советской авиационной техники – истребителей J-5[18*] (МиГ-17) и J-6 (МиГ-19). а также бомбардировщиков Н-6 (Ту-16), в КНР развернулись работы по созданию боевых машин собственной конструкции Хотя и тот период молодая китайская авиапромышленность еще не располагала необходимыми для этого возможностями, политика "большого скачка", провозглашенная Мао Цзедуном в 1958 г.. предполагала форсированную ликвидацию научно-технического отставания от наиболее развитых мировых держав. В области авиастроения китайцев. безусловно, вдохновлял пример Советского Союза, сумевшего в 1930-е гг. практически полностью отказаться от импорта авиационной техники. ОКБ Шеньянского авиазавода, укомплектованное, в основном, молодыми специалистами. лишь недавно окончившими советские вузы, в 1956-57 гг начало работу над сверхзвуковым двухдвигательным истребителем-перехватчиком "Ветер Востока- 107" Самолет должен был обладать максимальной скоростью, соответствующей М-1. 8. и практическим потолком 20000 м. В мае 1959 г в Шеньяне в обстановке повышенной секретности (как от агентов империалистических разведок, так и от советских коллег) приступили к постройке первого опытного перехватчика. Однако в июне сборку прототипа приостановили: в проект потребовалось внести ряд существенных изменений. В ноябре 1959 г. работы над "Ветром Востока-107" были полностью прекращены, а основные усилия конструкторов сконцентрированы на еще более амбициозном проекте перехватчика "Ветер Востока-113", предложенном Харбинской военно-инженерной академией. Концептуально эту машину можно отнести к третьему поколению реактивных истребителей. Впечатляют заявленные характеристики перехватчика, приближающиеся к соответствующим характеристикам МиГ-25Л – максимальная скорость – М=2, 5, практический потолок 25000 м. На истребителе предполагалось применение наиболее современных технологий, конструкционных материалов. бортового оборудования и вооружения. В 1960-е гг. на Шеньянском авиазаводе началась постройка опытного самолета Однако несоответствие поставленных задач возможностям, которыми располагала авиапромышленность страны, а также нерешенность ряда научно-технических проблем (в частности, защиты конструкции планера от кинетического нагрева) привели к прекращению программы. Первым реактивным самолетом китайской разработки, поднявшимся в воздух, стал учебный JJ-1. Проектирование его началось я октябре 1956 г. в ОКБ при авиазаводе в Шеньяне, образованном месяцем раньше. Самолет имел прямое крыло, два боковых воздухозаборника и тандемное расположение экипажа под единым фонарем. Двигатель типа РД-500 размещался в центральной части фюзеляжа. -Проба крыла» новой машины состоялась 26 июля 1958 г. Результаты летных испытаний подтвердили расчетные (нужно заметить – достаточно высокие для своего времени) характеристики машины Однако отказ от трехэтапного цикла подготовки летчиков ВВС Китая (поршневой самолет первоначального обучения – реактивный УТС основного цикла – учебно боевой самолет углубленного цикла подготовки) и переход на двухэтапный цикл (поршневой УТС – реактивный УБС) привели к прекращению работ над JJ-1. Следующая попытка создания "чисто китайского" самолета была предпринята через десять лет, во второй половине 1960-х гг. Опыт войны во Вьетнаме продемонстрировал эффективность использования тактики действия истребителей "из засад" в условиях практически полного господства противника в воздухе. Такие «самолеты-партизаны» скрытно развертывались на хорошо замаскированных аэродромах подскока на пути предполагаемого движения ударной группировки противника и при приближении американских самолетов неожиданно атаковали их. причем довольно успешно. При этом для переброски истребителей на секретные аэродромы в джунглях использовался автомобильный транспорт или тяжелые вертолеты Ми-6. Так во Вьетнаме применяли истребители МиГ-17 и МиГ-21 (последние для укороченного взлета иногда использовали стартовые твердотопливные ускорители). Однако эти машины, разработанные для нормального аэродромного базирования. не и полной мере удовлетворяли требованиям к "партизанскому перехватчику". В результате в Китае, политическое и военное руководство которого вполне справедливо полагало, что успех в войне с такими серьезными противниками, как США или СССР, может принести лишь широкомасштабная партизанская война, в конце 1960-х гг. началась разработка сверхлегкого истребителя с укороченным взлетом и посадкой, оптимизированного для действий -из засад-. В 1969 г. в ОКБ авиазавода в Наньчане пол руководством главного конструктора Лю Хианпенга началось проектирование самолета J-12 со взлетной массой 4500 кг Окончательный облик машины определился в августе 1969 г. после завершения серии продувок моделей в аэродинамических трубах Предельно простой и технологичный самолет, рассчитанный на трансзвуковую скорость, был оснащен одним китайским бесфорсажным двигателем WP-6B тягой 4050 кгс с носовым нерегулируемым воздухозаборником При взлете и посадке с целью защиты двигателя от попадания посторонних предметов воздух к нему поступал через вспомогательные воздухозаборники, расположенные по бокам верхней части фюзеляжа. В конструкции планера широко использовались титановые сплавы, сотовые и многослойные панели, а также крупногабаритные панели, выполненные методом химического фрезерования. Стреловидное крыло малого удлинения было снабжено двухсекционными закрылками. В центроплане размещался интегральный топливный бак. Вооружение истребителя состояло из двух встроенных пушек НР-30 калибром 30 мм. На внешних узлах подвески могли разменяться ракеты с тепловой головкой самонаведения, НАР или авиабомбы небольшого калибра. РЛС отсутствовала, а применение оружия осуществлялось только с использованием оптического прицела и радиодальномера в носовом конусе. Первый полет J-12 состоялся 26 декабря 1970г., а 10 сентября 1973г в Пекине машина была продемонстрирована политическому руководству страны По маневренным характеристикам новый истребитель несколько превосходил J-6. составлявший тогда основу китайских ВВС. Потребная длина ВПП для J-12 не превышала 500 м, что вполне удовлетворяло идеологов "партизанского" самолета. 18* Читается как "Дзань 5" Сверхзвуковой истребитель F-6 III создан китайцами на базе МиГ-19 Учебный JJ-1 – первый реактивный самолет китайской разработки «Партизанский перехватчик» J-12 В июле 1975 г. на испытания вышел модифицированный вариант J-12. Его летные испытания продолжались до января 1977 г.. было выполнено 135 испытательных полетов общей продолжительностью 61 ч 12 минут. Затем была выпущена серия из шести истребителей, предназначенная для проведения войсковых испытаний Однако в дальнейшем интерес к этому самолету начал угасать. Стало очевидно, что истребитель, обладающий невысокими летными характеристиками и примитивным вооружением (фактически, на уровне самолетов первого поколения), несмотря на хорошие взлетно- посадочные и маневренные характеристики, не способен оказать сколько-нибудь серьезное противодействие современным многоцелевым и ударным авиационным комплексам потенциальных противников (F-4E, F-111, МиГ-23, МиГ-27, Су-17, Су-24, "Торнадо" и т. п. ). Поэтому в 1977 г. тема J-12 была закрыта. Несмотря на очевидную неудачу программы, работы над J-12 дали китайским специалистам значительный опыт формирования облика и разработки истребителей, а также позволили отработать комплекс средств, обеспечивающих улучшение взлетно-посадочных характеристик скоростных маневренных самолетов. После прекращения работ по J -12 китайцы предприняли попытку приобрести в Англии лицензию на выпуск истребителей-бомбардировщиков с вертикальными взлетом и посадкой "Харриер". Однако по ряду причин. в первую очередь – политических, сделка не состоялась. После этого военное руководство КНР. вероятно, окончательно отринуло "национальный подход", предусматривающий создание "партизанского" самолета, способного базироваться "в лесах и болотах", и акцентировало усилия на авиационных программах, концептуально близких соответствующим программам СССР и стран Запада. Потомки МиГ-21 Сегодня основу истребительной авиации ВВС Китая составляют самолеты J-7, J-7-I. J-7-ll и J-7-lll Кроме того, более 400 таких машин китайцы продали в 11 стран мира Албанию, Бангладеш, Бирму, Египет, Зимбабве. Ирак, Иран, Пакистан, Судан, Танзанию и Шри Ланку. Первый из названных самолетов – J-7. являющийся лицензионной копией дневного фронтового истребителя МиГ-21Ф13 с двигателем Р-11Ф-300. начали выпускать на авиазаводе в Шеньду. где его первый вылет состоялся 17 января 1966 г. Тогда же выпуск самолетов этого типа был организован и в Шеньяне. В 1967 г. этот завод начал освоение модернизированного J-7-I, первый полет серийного экземпляра которого состоялся 16 июня 1969 г. Дальнейшим развитием этого направления стал J-7-II, разработка которого началась в 1975 г., а первый полот состоялся 30 декабря 1978 г. Уже в следующем году J-7-II серийно производились Шеньянским авиазаводом для китайских ВВС, а также на экспорт. Многочисленные экспортные варианты истребителя, названные F-7B, F-7BS. F-7M "Эйргард". F-7BM. F-7MF. F-7MP, F-7M и F-7P, отличаются друг от друга составом вооружения и оборудования. Китайским вариантом всепогодного фронтового истребителя МиГ-21 МФ стал J-7-III. Ею разработка началась в 1981 г.. первый полет состоялся 26 апреля 1984 г.. а принятие на вооружение ВВС и ВМФ КНР в 1992 г. Самолет, оснащенный ТРДФ LMC WP-13 (тяга 6500 кгс) и радиоприцелом JL-7, несет встроенную 23-мм пушку -23-2- (китайская копия советской ГШ 23Л). четыре ракеты класса -воздух-воздух- PL-2 (копия К-13) или PL-5B. а также неуправляемые средства поражения Серийное производство истребителей J-7-III, поставляемых исключительно ВВС и ВМФ Китая. продолжалось до 1996 г. В конце 1980-х гг. в ОКБ Шеньянского авиазавода начались работы над новым поколением истребителей семейства J-7. Основным отличием этих машин от предшественников стало крыло увеличенной площади с двойной стреловидностью по передней и задней кромкам Следует заметить, что попытки улучшить маневренные характеристики истребителей семейства МиГ-21 за счет увеличении площади крыла предпринимались в ОКБ А. И. Микояна, начиная с конца 1960-х гг. (проекты «7-23». «7-31», «7-33» и др. ). Однако это направление работ не встретило поддержки со стороны ВВС. заинтересованных в те годы, в первую очередь, в создании новой авиационной техники, а не в модернизации уже имеющихся комплексов Крыло, разработанное китайскими специалистами, имеет стреловидность по передней кромке в корневой части 57' и в концевой – 42'. Корневая часть задней кромки имеет прямую стреловидность, а концевая обратную. Размах крыла возрос на 1, 17 м. а площадь – 1, 88 м'. Число подкрыльевых узлов подвески возросло с четырех до шести. Первым J-7 с увеличенным крылом стал истребитель J-7E, продолжающий линию развития J-7-II. Машину оснастили ТРДФ WP-7 (6500 кгс), а в состав вооружения включили усовершенствованные ракеты -воздух-воздух» с ИК-наведением PL-8 (китайская копия израильской УР -Питон-3-), Вместо обычного коллиматорного оптического прицела в кабине поставили индикатор на лобовом стекле (ИЛС). в состав навигационного-прицельного комплекса включили цифровой вычислитель. Первый полет опытного J-7E состоялся в апреле 1990 г.. а через 3 года истребитель поступил на вооружение. В настоящее н^темя он производится серийно. постепенно заменяя в китайских ВВС самолеты J-7 ранних выпусков. Облегченным вариантом истребителя J-7EB с 1998 г. оснащена пилотажная группа ВВС КНР. Экспортная модификация самолета, получившая обозначение F-7MG. была создана в 1996 г. Она оснащена двигателем WP- 13F (6500 кгс) и новой авионикой, включающей малогабаритную итальянскую РЛС FIAR -Грифо-7». размещенную в носовом конусе истребителя. Несмотря на свои малые размеры, эта станция со щелевой антенной решеткой способна обнаруживать воздушные цели на фоне земли, а также сопровождать несколько целей одновременно. При атаке наземных объектов РЛС способна работать в режиме радиодальномера На концевой части крыла этого истребителя расположен отклоняемый щиток, который, по утверждению разработчиков. позволил почти на 45% улучшить маневренные характеристики машины на дозвуковых скоростях. Состав вооружения самолета расширим за счет средств поражения западного производства УРА1М-9Р "Сайдуиндер" и бомб Мк 82. Первый экземпляр истребителя J-7, 1966 г. F-7P – экспортный вариант J-7 J-7FS – попытка оснастить истребитель J-7 более мощной РЛС В конце 2000 г. правительство Пакистана заключило контракт на закупку 60 самолетов типа F-7MG. которым было присвоено "пакистанское" обозначение F-7PG. Новые истребители призваны заменить в двух эскадрильях пакистанских ВВС самолеты F-G (экспортный вариант J-6). Поставки начались в июне 2001 г. Производство РЛС «Грифо-7» для установки на F-7PG по итальянской лицензии налажено в Пакистане на фирме KARF. Дальнейшим развитием поистине бессмертной линии истребителя МиГ-21/J-7 стал перспективный легкий многоцелевой самолет FC-1. разрабатываемый с 1994 г. с ориентацией, преимущественно, на экспорт. Одним из его основных заказчиков являются ВВС Пакистана. Натурный макет этой машины стал -логическим центром- китайской экспозиции на авиасалоне «Эйр Чайна-2002» в Чжухае. состоявшемся 4-7 ноября 2002 г. Этот самолет оснащен современной авионикой, в частности, итальянской станцией -Грифо-S7», На семи узлах внешней подвески на "малозаметных" держателях может размещаться до 3800 кг боевой нагрузки, в т. ч. ракеты класса воздух – воздух- малой (PL-9) и средней (SD-10 и PL-11) дальности. Двухконтурный двигатель российского производства РД-93 тягой 8300 кгс обеспечивает достижение максимальной скорости, соответствующей М= 1. 6. и практического потолка 16500 м. Перегоночная дальность с ПТБ составляет 3000 км По заявлению представителей фирмы-разработчика. проектирование истребителя FC-1 к настоящему времени полностью завершено. и 16 сентября 2002 г. началась постройка первого опытного экземпляра. Параллельно с программой FC-1 для собственных ВВС китайцы делают более простой и дешевый истребитель J-7MF, летные испытания которою начались в ноябре 2000 г Однако, по словам представителей фирмы, первые полеты выявили необходимость внесения ряда изменений в конструкцию самолета (в частности, в систему управления, сочетающую механические и электродистанционные каналы). В результате сроки завершения летных испытаний продлены. Самолет J-7MF, выполненный по аэродинамической схеме "продольный триплан", оснащен подфюзеляжным нерегулируемым воздухозаборником, по своей конструкции напоминающим воздухозаборник друг ого перспективного китайского истребителя – J-10. На первом опытном J-7MF установлен ТРДДФ «Кунлун I» (7200 кгс) и РЛС «ГрифО-7». Серийные истребители предполагается оснащать двигателями «Кунлун II» (7600 кгс). на них предусмотрено использование радиолокационного оборудования как китайского, так и российского производства. Истребители семейства J-8 Истребитель-перехватчик J-8 начали разрабатывать в 1964 г.. когда советско-китайское военно-техническое сотрудничество было уже свернуто, и китайские специалисты могли опираться лишь на собственные силы. Новый самолет, по своей -весовой категории- приближающийся к перехватчику Су-15. предназначался, и первую очередь, для борьбы со скоростными высотными целями в районах, прикрытие которых не могло быть обеспечено относительно малочисленными ЗРК С-75. По своей конфигурации и основным параметрам J-8 весьма напоминал опытный советский самолет Е-152А. впервые продемонстрированный на воздушном параде в Москве в 1960 г. Основными требованиями к J-8 были высокая скорость, потолок и скороподъемностъ. При этом достижению высоких маневренных характеристик не придавалось особого значения. Первый полет нового истребителя-перехватчика состоялся 5 июля 1969 г Однако доводка самолета затянулась, и его малосерийное производство началось лишь во второй половине 1979 г. Хотя в соответствии с первоначальным проектом он должен был нести радиолокационный прицел, обеспечивающий всепогодность боевого применения, создать аппаратуру и установленные сроки не удалось. Поэтому первые серийные J-8 выпускались в дневном варианте – лишь с оптическим прицелом и радиодальномером, размещенном в конусе воздухозаборника. вооружение самолета включало две ракеты PL-2 Было построено всего около 20 самолетов J-8, который передали в Центр переучивания летного состава и боевого применения ВВС. Усовершенствованный вариант истребителя-перехватчика J-8-I, предназначенный для всепогодного использования в системе ПВО Китая, выполнил первый полег 24 апреля 1984 г. Его серийный выпуск начался в Шеньяне в июле следующего года. Перехватчик был оснащен радиоприцелом Сичуань SR-4, размещенном в конусе воздухозаборника. В нижней части фюзеляжа были установлены две двухствольные 23-миллиметровые пушки. В 1985-87 гг было построено примерно 100-150 самолетов этого типа. К концу 2001 г. 54 истребителя J-8-I состояли на вооружении 1-го и 3-го истребительных авиационных полков 1-й авиационной дивизии. Но менее шест самолетов этого типа в 1990-е гг, были переоборудованы в разведывательный вариант JZ 8 (называемый также J-8E или J-0V). В ходе модернизации с машин сняли пушечное вооружение, а в носовой части фюзеляжа сформировали технический отсек для размещения разведывательного фотооборудование (аналогичною оборудованию разведывательных контейнеров российских самолетов Су-17/20/22). Кроме того, под фюзеляжем разведчика может подвешиваться контейнер с фотооборудованием. используемый на МиГ-21Р, или контейнер с РЛС бокового обзора Истребители F-7MG поступили на вооружение ВВС Пакистана FT-7 – экспортный вариант -спарки- JJ-7 Рисунок истребители FC-1, разрабатываемого специально на экспорт Более радикальной модернизацией перехватчика стал вариант j-8-И На самолете была полностью изменена носовая часть фюзеляжа: вместо центрального осесимметричного воздухозаборника было сформировано два боковых регулируемых воздухозаборника. по конструкции близких к примененным на Ми1 -23 (по сообщению западных СМИ. китайские специалисты смогли ознакомиться в 1970-х гг. с особенностями конструкции истребителей МиГ-23СМ. имевшихся а египетских ВВС). Изменение компоновки позволило установить в носовой части самолета значительно более мощную РЛС. Еще одним элементом, заимствованным у МиГ-23. стал складывающийся подфюзеляжный гребень. Конструктивная общность самолетов J-8-I и J-8-II составила всего 70%. что позволяет говорить о создании нового истребителя. Существенное возрастание массы самолета потребовало установки на него более мощных двигателей LMC WP-1 ЗА II (2x6/00 кгс). Разработка J-8-II началась в 1980 г.. а 12 июня 1984 г прототип нового истребителя совершил первый испытательных полет. Серийную модификацию J-8-IIB (или J-8-IIL) оснастили усовершенствованной РЛС китайской разработки KU-1. способной обнаруживать и сопровождать воздушные цели на фоне земли. В состав вооружения истребителя включили ракеты ближнего воздушного боя PL-8. а также УР средней дальности с полуактивным самонаведением PL-11. созданную а КНР. Бортовой радиоэлектронный комплекс истребителя модернизировали с привлечением израильских специалистов. Теперь он включает инерциальную навигационную систему 563В приемник радионавигационной системы «Такан» JD-3II. комплекс РЭБ RKL 800А. Самолеты J-8-IIB поступают на вооружение ВВС и ВМФ КНР. Не менее 12истребителей J-8B-II входе доработок получили топливоприемник системы дозаправки в воздухе – Г-образная неубираемая штанга смонтирована справа от кабины летчика. В результате боевой радиус действия истребителя возрос до 1200 км. Модернизированные самолеты получили обозначение J-8-IV (F-8D) В качестве заправщиков используются доработанные бомбардировщики Н-6 (Ту-16). 29 декабря 1996 г. выполнил первый полет экспериментальный самолет J-8-IIACT. предназначенный для отработки цифровой электродистанционной системы управления, созданной китайскими специалистами. Для уменьшения статической устойчивости он снабжен ПГО небольшой площади, установленным по бокам воздухозаборника В системе управления задействовано два цифровых процессора. Имеется двухканальная шина обмена данными стандарта 1553В. Последней модификацией J-8 является многоцелевой истребитель F 8-IIM. ориентированный преимущественно на экспорт. Самолет оснащен более мощными двигателями LMC WP-13B (2x7000 кгс), усовершенствованной авионикой и рычагами управления, выполненными в соответствии с концепцией HOTAS[19*] На одном из опытных экземпляров установлена российская импульсно-доплеровская РЛС "Жук-8-ll", поставленная предприятием "Фазотрон-НИИР" и способная обнаруживать цели класса истребитель F-16 на дальности до 70 км. Второй самолет оснащен станцией НО10 "Жук-27", имеющей близкие характеристики На приборной доске кабины этого истребителя, с правой стороны размешен многофункциональный дисплей с кнопочным обрамлением (размером 4x4 дюйма). Имеется ИЛС. инерциальная навигационная система дополнена приемником спутниковой навигации. Комплекс РЭБ включает станцию постановки активных помех в задней полусфере. способную подавлять импульсно-доплеровские РЛС противника, а также контейнеры тепловых ловушек и дипольных отражателей. В целом электронный борт самолета имеет открытую архитектуру. Вооружение истребителя включает до шести ракет "воздух-воздух" малой дальности PL -5 или PL-9 и две российские ракеты средней дальности Р-27Р1 с полуактивным радиолокационным самонаведением На семи узлах внешней подвески могут располагаться неуправляемые средства поражения, в частности, до пяти авиабомб калибром 500 кг. Первый полет истребителя F-8-IIM состоялся 31 марта 1996 г. Постройка второго прототипа завершилась в конце 1998 г. В настоящее время обе машины проходят испытания, однако информации о заключении контрактов на их закупку еще не поступало. Вполне вероятно, что эти самолеты завершат свою карьеру в качестве летающих лабораторий для отработки нового оборудования и вооружения. На них прошли испытания: контейнер с аппаратурой маловысотной навигации, система постановки активных радиолокационных помех KG 300G в контейнерном исполнении, контейнер с лазерно-тепловизионным оборудованием, предназначенный для целеуказания высокоточному оружию, трехканальная цифровая система управления, радио – поглощающее покрытие типа SFI8. разработанное китайскими специалистами. Вероятно. ряд новшеств, прошедших "обкатку" на J-8-IIM, будет внедрен на модернизируемых строевых самолетах J-8-II. 19* Аббревиатура английских слов Hands On Trottle And Steak – руки на РУД и РУС. Означает пилотирование без отрыва рук от основных рычагов управления самолетом. Приборное оборудование F-7MG еще сохраняет черты «фирменного стиля» МиГ-21 Ведутся работы над новыми модификациями самолета J-8-II. предназначенными как для "внутреннего пользования", так и на экспорт. В частности, на базе экспериментальной машины J-8-IIACT создается многоцелевой истребитель J-8-III (F-8C) с цифровой ЭДСУ. новыми, более мощными двигателями WP-14 и многофункциональной РЛС израильского производства EL/M-2034. Су-27 в Китае Первое соглашение о поставках Китаю истребителей Су-27 было заключено в 1992 г. и предусматривало, по сообщениям СМИ. продажу 20 машин типа Су-27СК и шести «спарок» Су-27УБК. Поступление на вооружение китайской авиации этих самолетов. получивших обозначение J-11 и JJ-11, значительно усилило ее боевой потенциал и ликвидировало качественное отставание от авиации Тайваня, располагавшей западными машинами четвертого поколения – F-16A/B и -Мираж-2000. В 1996 г. ВВС Китая закупили новую партию российских самолетов – восемнадцать Су-27СК и шесть Су-27УБК. В феврале того же года концерн «Росвооружение» подписал контракт о налаживании в КНР, на авиазаводе в Шеньяне, серийного производства Су-27СК по лицензии. В соответствии с договором, в Китае должно быть построено 200 истребителей этого типа (первые серии которых собираются из российских комплектующих). В 1998 г. из России в Шеньян поступила первая партия комплектующих, а два собранных из них истребителя J-11 поднялись в воздух в декабре того же года. К концу 2000 г. китайцы собрали уже 14 самолетов. Тогда же последовало новое соглашение о закупке в России 28 учебно-боевых Су-27УБК. В 2001 г ВВС КНР начали получать из России усовершенствованные двухместные многофункциональные истребители Су- 30МК (J-13). предназначенные для решения широкого круга задач по борьбе с воздушными, наземными и морскими целями. Пара J-8-II уходит в учебный полет Многофункциональный истребитель J-10 Работы по созданию китайского фронтового истребителя четвертого поколения, получившего индекс J-9. начались в ОКБ Шеньянского авиазавода в 1969 г. Новый высокоманевренный самолет завоевании господства в воздухе являлся логическим продолжением линии истребителей J-8. Однако в отличие от J-8 истребитель J-9 был выполнен по аэродинамической схеме «утка» и имел конфигурацию, близкую к шведскому самолету SAAB JA-37 "Вигген". Такая аэродинамическая компоновка должна была обеспечить машине улучшенные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие базироваться на аэродромах с укороченными и грунтовыми ВПП. J-9 предполагалось снабдить электродистанционной системой управления. Его взлетная масса планировалась в пределах 13 т, а максимальная скорость – до М-2, 5. Однако продувки моделей самолета в аэродинамических трубах показали, что выбранная компоновка не обеспечивает достижение заданных характеристик. В результате в конце 1970-х гг. финансирование программы J-9 было прекращено. Несколько позже, в начале 1980-х гг., на авиационном заводе в Ченгду. персонал которого располагал большим опытом разработки и производства различных модификаций J-7. развернулись работы по созданию нового боевого самолета – J-10. Последний рассматривался китайским военным руководством как ответ на советские истребители четвертого поколения МиГ-29 и Су-27 (следует заметить, что в то время советско- китайские отношения находились в наиболее низкой фазе, и такое противопоставление было вполне "политкорректным"). В отличие от J-9, который разрабатывался как узкоцелевой самолет завоевания господства в воздухе, J-10 мыслился как многофункциональный истребитель, призванный, в первую очередь, заменить истребители- бомбардировщики Q-5. фронтовые истребители J-6 (МиГ-19). а также J-7 (МиГ-21). Но ранних этапах разработки самолета значительную помощь Китаю оказали израильские специалисты, передавшие информацию по истребителю IAI "Лави", программа которого была прекращена в 1988 г. на этапе летных испытаний прототипов в результате политического и экономического давления США, не заинтересованных в появлении сильного конкурента своему основному экспортному истребителю F-16. Первая информация о J-10 начала появляться на страницах зарубежной печати в начале 1990-х гг. Ее источниками служили как сообщения из США (в свою очередь, поступавшие туда из Израиля), так и китайские СМИ Например, в 1996 и 2000 гг. на страницах китайских изданий были опубликованы фотографии моделей новых самолетов, запечатленных на фоне видных политических деятелей Китая. Первым полет опытного истребителя J- 10 состоялся 23 марта 1998 г. однако до настоящего времени его публичная демонстрация так и не произошла. С января 2001 г. в сети "Интернет" стали появляться неофициальные фотографии самолета в полете и на земле (см. "АиВ", №5/2002). Известно, что один из авторов, разместивший их. был арестован. По информации из сети, серийный J-10 должен иметь 11 узлов внешней подвески – пять под фюзеляжем и шесть под крылом. Внешне самолет J-10. выполненный по аэродинамической схеме с близкорасположенным к крылу цельноповоротным ПГО. весьма напоминает истребитель IAI "Лави", отличаясь от последнего несколько большими размерами и массой, а также формой передней кромки крыла, имеющей постоянную. а не двойную, как у израильского самолета. стреловидность. Поперечное сечение подфюзеляжного воздухозаборника имеет форму, приближающуюся к прямоугольной, что также отличает J-10 от "Лави" у которого воздухозаборник полукруглого сечения. Помимо близости аэродинамических компоновок J-10 и "Лави". влияние Израиля на новый китайский самолет прослеживается, по утверждению представителей американской разведки, в применении современных конструкционных материалов, электродистанционной системы управления, а также передовой авионики (сообщается, что израильтяне передали китайцам информацию и по бортовому оборудованию самолета F-16). Другим источником информатики о современной западной авиационной технике для создателей J-10 стал Пакистан, где в начале 1990-х гг. китайским специалистам была предоставлена возможность достаточно подробно ознакомиться с истребителем F-16 пакистанских ВВС. По данным китайских источников, в кабине J-10 установлены три многофункциональных индикатора, а также широкоугольный ИЛС с топографической оптикой. В состав оборудования самолета входит также нашлемный прицел-индикатор (подобная система китайской разработки впервые демонстрировалась на авиасалоне в Чжухае в ноябре 2000 г. ). В то же время, по сообщению тайваньских источников, на новом самолете возможно применение и израильского нашлемного прицела-индикатора фирмы «Элбит». Истребитель J-10 может оснащаться маловысотной навигационио-прицельной системой, включающей тепловизор и лазерный прицел-дальномер. Вероятно, это оборудование будет размещаться в подвесном контейнер на переднем подфюзеляжном узле подвески (китайская система, аналогичная израильскому прицельно-навигационному контейнеру "Лайтнинг", впервые была продемонстрирована но выставке в Чжухае в 1998 г. ). Испытания ЭДСУ. предназначенной для самолета J-10. осуществлялись на летающих лабораториях J-6 в государственном летно-испытательном центре. Работы по доводке этой системы управления продвигались с большим трудом, была потеряна одна из летающих лабораторий. Окончание следует. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|