|
||||
|
Элегантная «Фурия» Александр В. Котлобовский, Евгений К. Хавило/ Киев Фото из архива авторов Авторы благодарят В. В. Жарикова и А. В. Шпигунова за оказанное содействие. Считающийся одним из наиболее элегантных самолетов «эпохи бипланов», британский одноместный истребитель Fury создала компания Н. G. Hawker Engineering Co. Ltd (с 1933 г. – Hawker Aircraft Ltd.) по проекту инженера С. Кэмма. Предшественником и своеобразным прототипом самолета был построенный в 1929 г. той же фирмой истребитель Hornet. 25 марта 1931 г. летчик-испытатель П. Сэйер поднял в воздух и первый экземпляр «Фьюри». В том же году на предприятиях фирмы Hawker в Кингстоне и Брук-лендсе, а также дочерней компании General Aircraft Co. Ltd в Хенворсе началось серийное производство нового истребителя. До 1937 г., включительно, построили 302 машины (в т. ч. 3 предсе-рийные) в следующих вариантах: Fury I – основная версия с 12-цилиндровым двигателем водяного охлаждения Rolls-Royce Kestrel IIS мощностью 525 л. с. В пяти сериях выпущено 117 истребителей. Fury II – модификация с двигателем Kestrel VI мощностью 640 л. с., большим объемом топливных баков и обтекателями колес. В 1935-37 гг. двумя сериями построено 98 машин. Norwegian Fury – вариант с двигателем воздушного охлаждения Armstrong-Siddeley Panther IIIA мощностью 530 л. с. В 1932 г. был выпущен один экземпляр, который тщательно изучался в Норвегии. Скандинавам самолет не подошел, и заказов от них не последовало. Persian Fury – истребитель по заказу ВВС Ирана (Персии). В 1933 г. выпущено 16 машин с американскими моторами воздушного охлаждения Pratt amp; Whitney Hornet S2B1G мощностью 550 л. с. и трехлопастными металлическими винтами. В эксплуатации этот двигатель оказался очень сложен, и следующую партию из 6 машин, выпущенную в 1934-35 гг., иранцы заказали с британскими моторами Bristol Mercury той же мощности и двухлопастными деревянными винтами. Под «Меркури» переделали и один из самолетов первой партии. Portguese Fury – 3 машины, построенные в 1934 г. для ВВС Португалии. За исключением увеличенного топливного бака – идентичны Fury I. Spanish Fury – 3 самолета для ВВС Испании, выпущенные в 1936 г. Оснащались двигателями Hispano-Suiza 12Xbrs мощностью 700 л. с. и бесподкосными стойками шасси. Persian Fury с двигателем Hornet S2B1G ВВС Ирана Iranian Fury powered by Hornet S2B 1Gof Iranian AF Yugoslav Fury – истребитель для ВВС Югославии. 6 машин, поставленных в 1932 г., были идентичны Fury I. В 1936-37 гг. выпущено еще 10 экземпляров с двигателями Kestrel XVI мощностью 745 л. с. и бесподкосными стойками шасси. В 1937г. по лицензии на заводах Icarus и Zmai построено еще 40 истребителей. Югославские «Фьюри» были самыми быстрыми из всего семейства, развивая максимальную скорость 392 км/ч. Помимо вышеуказанных, было выпущено два самолета High Speed Fury для проведения различного рода испытаний. Истребитель Fury представлял собой одностоечный биплан смешанной конструкции с металлическим каркасом и полотняной обшивкой крыла, оперения и хвостовой части фюзеляжа. Обшивка фюзеляжа до кабины пилота и капотировка двигателя – из дюралевых листов. Конструкция фюзеляжа – ферменная. Шасси – двухстоечное неубираемое с хвостовым костылем. Некоторые истребители оснащались радиостанциями. Британские машины вооружались двумя синхронными 7,69-мм пулеметами «Виккерс» с боезапасом по 600 патронов на ствол. Большинство экспортных истребителей оснащались парой пулеметов «Кольт», «Маузер» или «Шпандау» также винтовочного калибра, а на югославских машинах была предусмотрена установка еще двух пулеметов под крылом, стрелявших вне диска винта. На всех «Фьюри» под нижним крылом могли размещаться держатели для мелких бомб. До начала гражданской войны испанские «Фьюри» не имели камуфляжа Spanish Furies were without camouflage before the civil war beginning В британских ВВС «Фьюри» состояли на вооружении 1-й, 25-й, 41-й, 43-й, 73-й и 84-й эскадрилий, дислоцировавшихся в метрополии. В период Мюнхенского кризиса на самолеты был нанесен камуфляж, с которым они уже не расставались. К 1939 г. истребители как устаревшие изъяли из боевого состава, при этом часть машин передали в 3-ю авиашколу, где их эксплуатировали до 1944 г. В 1935 г. первые «Фьюри» появились в Южной Африке, а в 1938 г туда прибыла дополнительная партия. Всего в составе ВВС этого британского доминиона имелось две эскадрильи, вооруженные такими машинами. Шесть «Фьюри» приняло участие в первых боях с итальянцами в Восточной Африке в 1940 г., а на следующий год все истребители этого типа были списаны. История первой победы и первой потери «Фьюри» весьма необычна. Оба события произошли в одном бою, причем победителем и поверженным оказался один самолет. Случилось это в августе 1936 г. в Испании недалеко от населенного пункта Пи-зарра. Португальский летчик на португальском «Фьюри» поджег республиканский «Вайлдбист», но тут же сам попал под огонь стрелка и погиб, а испанский экипаж сумел спастись на парашютах. Надо сказать, что к началу гражданской войны все испанские «Фьюри» находились в руках республиканцев. Поначалу истребители не имели вооружения, и лишь во второй половине августа на два исправных к тому времени самолета установили пулеметы и включили в состав так называемой «2-й авиаэскадрильи им. Лафайета». Позже к боевым действиям подключилась и третья машина этого типа. На «Фьюри» летали лучшие в то время республиканские летчики сержанты Андреас Гарсия Лакалье и Феликс Уртуби. Первый успешный воздушный бой провел Лакалье, сбивший 31 августа итальянский Rat CR.32. В дальнейшем этот летчик одержал на «Фьюри» еще две победы, отличились другие пилоты, уничтожившие несколько вражеских машин. Однако к концу ноября 1936 г. две машины были потеряны в летных происшествиях. На третьей в одном из боев отказал синхронизатор пулеметов, и ничего не подозревавший Лакалье, зайдя в хвост «Фиату», отстрелил винт своего истребителя. Пилоту удалось совершить вынужденную посадку, но на земле самолет достался франкистам. Этот «Фьюри» стал наибольшим долгожителем из всего семейства – как учебный истребитель он был списан только в 1948 г. В Югославии этими истребителями был оснащен 5-й авиаполк, в котором накануне германского вторжения еще оставалось 30 «Фьюри»: по 15 машин в 35-й и 36-й авиагруппах на аэродромах Косанчич и Резонавска Коса. На рассвете 6 апреля 1941 г. немцы разбомбили почти все истребители 35-й авиагруппы. В то же время самолеты люфтваффе нанесли удар по Резанавской Косе, уничтожив на земле 5 самолетов, в том числе один «Фьюри». Остальные истребители сумели подняться в воздух и вступить в бой, в котором выявилось полное техническое и тактическое превосходство немцев, сбивших 11 самолетов. Семь югославов погибли, четверо получили ранения. Однако и нацисты потеряли 1 Bf 110 и 3 Bf 109. «Сто десятого» таранил в лобовой атаке командир 112-й эскадрильи к-н Ермаков, погибший при этом. Сами немцы признали потерю лишь двух машин вместе с экипажами и повреждение еще четырех Bf 109. «Блицкриг» пережил лишь один «Фьюри», впоследствии переданный хорватам, у которых он прослужил до 1943 г. «Персидские Фьюри» состояли на вооружении двух эскадрилий. Уцелевшие в ходе оккупации страны британскими и советскими войсками эти истребители еще некоторое время служили совместно с былым противником – в 1942 г. на аэродроме в Махарабаде на северо-западе Ирана их соседями были «Харрикейны» 74-й эскадрильи RAF. Теперь перейдем к «домашней фурии». Если абстрагироваться от экзотики (мелкосерийных отливок, вакуумформированных заготовок, модельных раритетов и т. п.), то единственным реальным претендентом на это место в масштабе 1:72 станет Fury I фирмы Matchbox. Это достаточно старая модель, выпуска начала 70-х гг., но назвать ее просто хорошей – значит занизить ее оценку. Внешняя геометрия отливки практически безупречна. Единственное, что нуждается в некоторой корректировке, – водяной радиатор и стойки шасси в зоне крепления колес. Расшивка – наружная, достаточно тонкая и точная, хотя местами ее нужно немного доработать, в частности избавиться от несколько грубой имитации клепки, сделав ее заново. Традиционная особенность всех моделей того периода – крайне упрощенный интерьер кабины, хотя реально на собранной модели через вырез кабины ничего, кроме сиденья, видно и не будет. Корпусные детали стыкуются между собой почти идеально. В общем, лучшее средство доработки модели – аккуратная внешняя отделка и покраска. Особенно ее украсят листы обшивки капота, изготовленные из отожженной фольги толщиной 0,1 мм и нанесенные с помощью разжиженного растворителем клея типа «Момент». Имитация полированного дюраля будет почти полной. В общем, советуем присмотреться к «фурии», как к потенциальной первой красавице вашей коллекции. Известны также две модели в масштабе 1:48. Одна производилась фирмой Airfix лет 15 назад, другая, фирмы Lindberg, время от времени появляется в продаже и сейчас. Не исключено, что оба «кита» вышли из одной и той же пресс-формы. Качество моделей удовлетворительное и для сегодняшнего дня, за исключением кроя «наружу». This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org22.09.2009 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|