|
||||
|
Иранский эпизод Александр В. Котлобовскии/ Киев Иранский Хаукер «Одэкс» летит в сопровождении «Фьюри» Iranian Hauker Audax accompanied by Fury in flight Сегодня Иран известен как достаточно сильная региональная держава, с которой приходится считаться всем, даже «дяде Сэму». Однако такого положения страна добилась не так давно. В начале века полуфеодальный Иран был поделен на сферы влияния между Англией и Россией, а когда место последней занял Советский Союз, ситуация по сути мало изменилась. Занятые конкуренцией между собой и с Германией, которая тоже стремилась занять место под персидским солнцем, эти государства мало принимали во внимание интересы Тегерана… С началом второй мировой войны Иран заявил о неприсоединении к той или иной стороне. Тем не менее, в августе 1941 г. страну оккупировали английские и советские войска. Причин тому было несколько. Черчилль, прежде всего, беспокоился о бесперебойной поставке иранской нефти. Сталин серьезно опасался работы гитлеровской агентуры в племенах, проживавших в приграничных с СССР районах. Они и раньше совершали набеги в Закавказье, а с немецкими деньгами, оружием и советниками могли стать причиной больших проблем. Опасность грозила и бакинской нефти, ведь нарушения советского воздушного пространства со стороны Ирана в то время уже стали реальностью. Так, в одну из августовских ночей 1941 г. на перехват самолетов, пересекших границу на бакинском направлении, был поднят И-153, пилотируемый будущим дважды Героем Советского Союза А. Ворожейкиным. Истребитель сорок минут бороздил ночное небо, однако противника не нашел. На рассвете пограничники доложили о поимке двух парашютистов. Кроме очевидной военно-стратегической целесообразности, ввод войск в Иран имел и политические причины: он планировался как первая совместная военная акция СССР и Британии в качестве союзников по антигитлеровской коалиции. Надо сказать, что юридически Советский Союз имел право на ввод войск на территорию южного соседа, это было предусмотрено условиями советско-иранского договора 1921 г. У Лондона таких прав не было, но в Москве желали провести эту акцию совместно, и Черчилль предпочел юридическим тонкостям древний принцип: «Когда говорит оружие, законы молчат!» С советской стороны к участию в операции были привлечены войска 44-й и 47-й армий Закавказского военного округа, преобразованного 23 августа в Закавказский фронт, а также 53-й отдельной армии, созданной на базе частей Среднеазиатского ВО. Накануне Великой Отечественной войны в составе ЗВО числилось 19 авиаполков: 11 истребительных, 4 дальнебомбардировочных, 2 средне- и 2 легкобомбардировочных. После 22 июня часть из них была отправлена на фронт, остальные собраны в смешанные авиадивизии и приданы армиям. Для участия в иранском походе выделили не менее 4 полков, в т. ч. вновь сформированные 36-й и 265-й ИАП, приданные 47-й армии. На вооружении их находились пушечные варианты И-16. В САВО было, по меньшей мере, 3 авиаполка: среднебомбардировочный, легкоштурмовой и истребительный. С британской стороны участвовали английские и индийские контингенты, располагавшиеся в Ираке: части четырех пехотных дивизий, танковой бригады, артиллерийского полка. Авиаподдержку должны были оказывать три эскадрильи: 94-я бомбардировочная на «Бленхеймах» IV, 261-я истребительная на «Харрикейнах» и 244-я непосредственной поддержки на древних бипланах «Винсент». Первая базировалась в Хабба-нии, две другие – в Шуэйбе. Всего британцы сумели наскрести около 40 машин. В августе 1941 г. ВВС Ирана организационно состояли из 4 полков и отдельного авиаотряда. 1-й АП трехэскадриль-ного состава базировался на столичном аэродроме Джига-Мурга и имел задачу взаимодействовать с 1-й и 2-й пехотными дивизиями. Остальные полки располагали лишь одной эскадрильей каждый. 2-й базировался в Тебризе, 3-й – в Мешхеде, 4-й – в Ахвазе. «Харрикейны» 261 -и эскадрильи RAF Hurricanes of the 621st squadron of RAF Иранские летчики у своих «Фьюри» Iranian pilots by their Furies Авиаотряд располагался в г. Абадан. Среди иранских самолетов были истребители Hawker Fury, разведчики-легкие бомбардировщики Hawker Audax и Hind, учебные De Havilland Tiger Moth, которые могли использоваться как разведчики. Общую их численность можно оценить примерно в 80 штук, при этом многие самолеты были неисправны. На производство всех перечисленных машин Иран приобрел у Великобритании лицензию, и даже построил в г. Доманта-пе завод, но новых самолетов там не выпускали, а лишь ремонтировали имеющиеся. Понимая серьезность сложившегося положения, руководство страны еще в 1939 г. обратилось к США с просьбой о продаже 50 бомбардировщиков и 30 истребителей «для защиты нейтралитета государства», но получило отказ. Боеспособность ВВС, как и всей иранской армии, была низкой, а устаревшая авиатехника годилась лишь для борьбы с мятежными племенами. Налет в частях был низким. Ведение групповых воздушных боев и взаимодействие с наземными войсками почти не отрабатывались. Совместные учения, которые носили больше показуш-ный характер, проводились лишь со столичными дивизиями. Естественно, при таком состоянии дел оказать сколько-нибудь серьезное сопротивление союзным войскам было невозможно. Ввод войск начался 25 августа. Части 44-й и 47-й армий перешли иранскую границу и устремились на юг. Советские самолеты с первыми лучами солнца поднялись в воздух и вскоре появились над городами северного Ирана. Говоря об их действиях, председатель иранского парламента заявил, что ВВС РККА бомбили Тебриз, Мешхед, Ардебиль, Решт, Бен-дер-Пехлеви и др. города. Однако советские источники в один голос утверждают, что вся боевая работа свелась к ведению разведки и разбрасыванию листовок. Но даже само появление краснозвездных самолетов оказывало на иранских солдат сильное психологическое воздействие. Войска и жандармерия шаха практически никакого сопротивления наступающим войскам не оказали, 3-я дивизия попросту разбежалась по домам, а ее командир скрылся. К вечеру войска Закавказского фронта продвинулись на 70 км. Самолеты РАРтоже разбрасывали листовки, однако этим дело не ограничилось. По воздуху перебросили некоторое количество войск для охраны семей британских сотрудников «Англо-иранской нефтяной компании». «Харрикейны» нанесли удар по ахвазскому аэродрому, где расстреляли на земле пять иранских истребителей и подожгли ангар. Затем до конца дня англичане патрулировали над Абаданом и Хоррем-Шехром, где части 6-й дивизии иранцев оказывали некоторое сопротивление англо-индийским войскам. Действуя в интересах наступавших войск, 244-я АЭ совершила 10 раз-ведвылетов. Командир 261-й АЭ флайт-офицер Е. Мэйсон – единственный летчик, одержавший победу при вторжении союзников в Иран Flight-officer E, Meyson commander of the 261st air squadron is only one pilot who gained the victory while incursion of allies armies into Iran На следующий день части 44-й армии захватили ряд городов, в т. ч. Тебриз с его аэродромом, при этом самолеты 2-го авиаполка стали их трофеями. Вскоре сюда перебазировались советские истребители. Перед летчиками 36-го и 265-го ИАП поставили еще одну задачу – искать заблудившиеся на незнакомой местности части стремительно наступавшей 47-й армии. Англичане в тот день впервые встретились с воздушным противником. Командир 261-й АЭ флайт-офицер Е. Мэйсон во время патрулирования на участке между Абаданом и Ах-вазом обнаружил и быстро сбил одиночный иранский «Одекс», вылетевший, по всей вероятности, для уточнения обстановки. Летчики эскадрильи страстно желали поддержать почин командира и, встретив в воздухе еще один биплан, тут же вогнали его в землю. Однако сбитая машина оказалась своей – это был «Винсент», пилотируемый флайт-офи-цером Вудли. К счастью, экипаж остался жив и вернулся в расположение своей 244-й эскадрильи, которая в тот день выполнила 7 разведвылетов. 27 августа границу перешли части советской 53-й отдельной армии и вскоре вышли к Мешхеду. Действия ее авиации также свелись к разведке и разбрасыванию листовок. В тот же день наступающие британские части вышли к горному проходу Пай-Так, где закрепились иранские войска. Однако после налетов «Бленхей-мов» иранцы покинули свои позиции. Истребители патрулировали над нефтепромыслами, а 244-я АЭ совершила 5 вылетов в интересах продвигавшихся к Ахвазу войск. 28 августа иранское командование поняло полную бесперспективность дальнейшего сопротивления и прекратило военные действия. Генштаб в Тегеране принял решение распустить армию, а через два дня советские и английские войска заняли все важные населенные пункты, кроме столицы, как и договаривались. Кампания закончилась. Одним из ее важнейших результатов для СССР стало то, что вскоре через территорию Ирана пролег маршрут стратегических поставок по программе «ленд-лиза». Стоит отметить, что в период оккупации союзники оказали помощь шаху Мухамеду-Реза Пехлеви в организации новой армии. В частности, постановлением ГКО СССР Ирану были переданы истребители Як-7 и штурмовики Ил-2, а также подготовлены соответствующие специалисты. Что касается советских войск, то уже в октябре 1941 г. из Ирана была отозвана вся авиация, а затем части 44-й и 47-й армий. Полностью войска вывели в 1946 г. Разведчик-легкий бомбардировщик Хаукер «Хинди ВВС Ирана Hauker Hind reconnaissance light bomber of Iranian AF |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|