Величайший на флоте


Игорь И.Величко/ Ростов-на-Дону, Александр В.Котлобовский/ Киев

Совершает посадку "Скайуорриор" ERA-3B эскадрильи VAQ-33

"Небесный воин"

Своим появлением эта машина во многом обязана быстрому совершенствованию атомного оружия в США. Как только массово-габаритные характеристики ядерных боеприпасов уменьшились настолько, что их носителем мог стать самолет со взлетной массой около 30 т, командование американских ВМС захотело иметь такое оружие у себя на палубах. Первым ядерным бомбардировщиком, полностью пригодным к эксплуатации с авианосцев, стал приспособленный для этих целей AJ-2 "Сэ-видж" фирмы "Норт Америкен". В начале 50-х гг. эти самолеты были основной ударной силой флота США. Однако оснащенные прямым крылом и комбинированной силовой установкой (два поршневых и один турбореактивный двигатели), они к тому времени уже устарели и требовали замены. В ходе проведенного конкурса из нескольких претендентов были выбраны проекты фирм "Норт Америкен" и "Дуглас". Первая предложила разработанный на базе "Сэвиджа" самолет XA2J-1 с двумя турбовинтовыми двигателями "Аллисон" ХТ-40-А-6. Его первый опытный образец взлетел 4 января 1952 г. Оказалось, что характеристики новой машины по сравнению с AJ-2 ухудшились, и предпочтение было отдано модели 593-8 фирмы "Дуглас".

Самолет 593-8 создавался под руководством ведущего конструктора фирмы Эда Хейнемана, одного из лучших авиаинженеров и великолепного организатора. Специалистами "Дугласа" были разработаны аванпроекты трехместных самолетов с прямым и стреловидным крыльями, силовая установка которых состояла из двух размещенных на пилонах ТРД. Определяющим фактором при проектировании стали размеры бомбового отсека (длина не менее 4,57 м), выбранные из условия размещения атомной бомбы или пестрой комбинации обычных видов авиационного вооружения общей массой 5439 кг. При окончательном рассмотрении выбрали проект с перспективными ТРД J-40 фирмы "Вестингауз" и высокорасположенным стреловидным крылом, оборудованным автоматическими предкрылками. Самолет выглядел очень авангардно, в нем нашли воплощение результаты последних исследований, проведенных в аэродинамической трубе Калифорнийского технологического института на динамически подобных оловянных моделях.

Первый прототип XA3D-1 на аэродроме фирмы "Дуглас". Эль-Сегундо, 1952 г.

Цех окончательной сборки фирмы "Дуглас" в 1955 г. На втором плане видны "Скайрейдеры" AD-5W

В конце 1949 г. был подписан контракт на постройку двух летных прототипов, которая завершилась в середине 1952 г. Первый из них (серийный № 125412) получил индекс XA3D-1 и взлетел 28 октября 1952 г. с авиабазы ВВС США Эдварде. Его силовая установка включала два ТРД XJ-40-WE-3 с тягой по 3175 кгс, которые на серийных бомбардировщиках планировалось заменить на J-40-WE-12 с тягой по 3400 кгс. Однако J-40 обладал целым рядом серьезных недостатков, и второй прототип YA3D-1 оснастили двигателями J-57-P-6 тягой по 4400 кгс*.

*Этот ТРД, разработанный фирмой "Пратт-Уитни" дня В-52, стал поистине этапным и устанавливайся также на F-6/8/100/101/102, U-2, В-57, Boeing-707.

Звено A3D-1 из VAH-13 сливает керосин перед посадкой на базу Сан Диего, Калифорния, 29 ноября 1961 г.

A3D-1 на палубе авианосца "Форрестол" в период летных испытаний

С 12 ускорителями JATO "Скайуорриор" взлетал за 4 секунды

A3D-2 одной из первых серий из состава эскадрильи VAH-3 уходит на второй круг после неудачной попытки посадки на палубу

На новом самолете предусмотрели возможность использования 12 ракетных ускорителей JATO фирмы "Аэроджет", которые развивали тягу более 24 т и позволяли взлетать с палубы любого ударного авианосца без катапульты. YA3D-1 (№130352) поднялся в воздух в начале 1953 г.

После завершения заводских испытаний XA3D-1 и YA3D-1 служили стендами для отработки размещения и совместимости оборудования фоторазведчика YA3D-1P и самолета радиотехнической разведки (РТР) YA3D-1Q. На них отсутствовало оборонительное вооружение, а радиоэлектронное устанавливалось не в полном объеме.

Серийное производство новых тяжелых штурмовиков фирма развернула на своем заводе в Эль-Сегундо (прибрежный район Лос-Анджелеса) параллельно с выпуском AD-5W "Скайрейдер". 16 сентября первый серийный самолет оторвался от ВПП международного аэропорта Лос-Анджелеса, на которую выходила бетонка завода. Новая машина получила обозначение A3D и по традиции наименование "Скайуорриор" (Skywarrior - небесный воин). В течение года было построено 50 самолетов модификации A3D-1. Из них на первых пяти (№№130352-130356) сохранились на вершинах килей характерные для опытных машин контейнеры с элементами радиоэлектронного оборудования управления огнем системы оборонительного оружия "Аэро-21", включавшей две 20-мм пушки.

Первой в ВМС США 31 марта 1956 г. получила на вооружение "Скайуорриоры" эскадрилья VAH-1*, возглавляемая к-ном Томми Блекборном, которая дислоцировалась на базе морской авиации Джексонвилл, штат Флорида. Четыре машины были переданы в Авиационный испытательный центр флота (NATC) в Патаксент-Ривер для проведения войсковых испытаний. Одна из них (№135411) 4 апреля совершила первую посадку на авианосец "Форрестол". В тот же день из Центра на корабль перелетел и A3D-1 №135408. У летчиков эскадрильи VAH-1 подготовка к посадке на палубу заняла более года: отрабатывались взлеты с использованием "Джато" и приземления на участок ВПП, оборудованный аэрофинишерами и размеченный под палубу авианосца. Итогом напряженного труда стала посадка на "Форрестол" самолета №135436, выполненная 26 июня 1957 г.

Второй и последней ударной версией "Скайуорриора" стал A3D-2. Самолет получил более совершенное прицельно-навигационное и связное оборудование, более мощные двигатели J-57-P-10 с тягой по 5625 кгс, позволившие увеличить бомбовую нагрузку до 5811 кг. Для сохранения взлетно-посадочных характеристик был увеличен размах предкрылков за счет дополнительной секции между пилоном двигателя и фюзеляжем. С целью сокращения длины пробега при посадке на сухопутный аэродром самолет оснастили тормозным парашютом. Начиная с машины №138322, установили РЛС AN/ASB-7, что повлекло изменение формы носового обтекателя. Новая версия получила возможность дозаправки в полете, для чего была установлена соответствующая аппаратура и штанга топливоприемника. Первые A3D-2, как и все A3D-1, выпускались с двумя 20-мм пушками в хвостовой части фюзеляжа. Однако вскоре вместо них самолет оснастили автоматом ALE-41 выброса дипольных отражателей, который приводился в действие по сигналу станции радиотехнической разведки ALQ-76. На штурмовиках более поздних серий хвостовую часть облагородили, и ее форма получила аэродинамическую завершенность.

Первый A3D-2 взлетел 12 июня 1956 г. Эта модификация производилась до 1960 г., всего было выпущено 164 самолета. Один из них (№138905) получил индекс YA3D-2 и был передан в NATC для исследования характеристик устойчивости работы двигателя на различных режимах полета. В начале 1957 г. новые "Скай-уорриоры" стали поступать на вооружение. Первой их получила эскадрилья VAH-2.

В 1962 г. в США была принята новая, упрощенная система обозначения авиатехники, и A3D-1 получил индекс А-ЗА, a A3D-2 - А-ЗВ. Самолеты эксплуатировались в 13 эскадрильях тяжелых штурмовиков авиации ВМС со всех ударных авианосцев.

* В авиации ВМС США эскадрильи обозначались: VAH - тяжелая штурмовая, VAP- тяжелая фотораэведы-вательная, VQ радиотехнической разведки и помех.

Изменение роли

После поступления на флот "Скайуорриоров" самолеты AJ-2 "Сэвидж" переделывались в заправщики и разведчики. Однако к 1960 г. они исчерпали свой ресурс и требовали замены. Большой фюзеляж A3D идеально подходил как для размещения топлива с необходимой аппаратурой, так и для разведоборудования. Первым решением было создание специального комплекса для дозаправки топливом в полете, который мог устанавливаться на любой A3D-2, а в случае необходимости демонтироваться. Для этого в бомбоотсеке разместили дополнительные баки и лебедку уборки-выпуска топливного шланга. Заправочный конус убирался в специальный обтекатель за бомбовым отсеком, там же монтировались лампы подсветки для ночных дозаправок. С 1959 г. все A3D-2 могли оснащаться этим комплексом.

Война во Вьетнаме потребовала увеличения количества палубных заправщиков. Для этого на ремонтной базе авиации флота США, расположенной в Аламеда, штат Калифорния, организовали переделку А-ЗВ в воздушный танкер КА-ЗВ и до 1968 г. переоборудовали 85 машин. Встроенные топливные баки могли вместить 19025 л, из которых 12681 л можно было передать другим самолетам. Использовать этот заправщик в качестве бомбардировщика стало невозможно, да это уже и не требовалось. В начале 60 гг. на вооружение флота США поступили атомные подводные лодки с баллистическими ракетами UGM-27 "Поларис", и стратегическая значимость авианосцев с ядерными носителями на борту значительно уменьшилась. Появились и новые палубные ударные самолеты, выполняющие задачи, возложенные на "Скайуорриор", с большей эффективностью, но меньшие по размерам. К 1967 г. штурмовиков А-ЗА/В в составе авиационных крыльев не осталось.

Первым разведывательным вариантом "Скай-уорриора" стал A3D-1P, который был передан в эскадрилью VAH-3. Используя полученный опыт, "Дуглас" выпустила специализированный A3D-2P (RA-3B), который предназначался для ведения фоторазведки днем, а также ночью с использованием осветительных бомб и патронов. Самолет оснащался аппаратами для дневной, ночной и картографической съемки местности, установленными внизу фюзеляжа за кабиной летчиков и в передней части бомбоотсека. Объективы камер закрывались обтекателями, управление створками которых, как и процессом фотографирования, осуществлялось двумя операторами. Они находились в герметизированной части бомбоотсека, которая имела два круглых иллюминатора по бортам. Самолет обладал возможностью дозаправки в полете. Его прототип взлетел 22 июля 1958 г., и в том же году началось серийное производство. Было выпущено 30 машин, поступивших в эскадрильи VAP-61, VAP-62 и VCP-63 в 1959 г. При необходимости отряды фоторазведчиков численностью до пяти машин включались в состав авиакрыла любого ударного авианосца.

Одной из важнейших специальностей "Скай-уорриора" стало обнаружение РЛС противника и постановка им активных помех. Первый такой самолет YA3D-1Q был передан в эскадрилью VAH-123. На его базе фирма создала серийный самолет радиоэлектронной борьбы (РЭБ), получивший обозначение A3D-2Q (ЕА-ЗВ).

A3D-2 из эскадрильи VAH-7. В хвостовой части видна открытая створка отсека тормозного парашюта. 12 марта 1959 г.

Для посадки на сухопутные аэродромы "Скайуорриоры* оснащались тормозными парашютами

Фоторазведчик RA-3B. На нижней поверхности фюзеляжа - фотолюки

Самолет для перевозки высшего командного состава VA-3B

Учебный самолет ТА-ЗВ

Заправщик КА-3 из состава VAQ-308 заходит на посадку на базу Аламеда, Калифорния. Под фюзеляжем виден обтекатель конуса

Топливозаправщики после оснащения их аппаратурой РЭБ получили обозначение ЕКА-ЗВ

Самолет РЭБ ЕА-ЗВ из состава VQ-1. Июль 1974 г. В зависимости от установленного оборудования такие самолеты отличались друг от друга расположением и количеством антенн

ЕА-ЗВ из эскадрильи "ECM-Agressor". База авиации флота Вашингтон, май 1990 г.

На месте бомбоотсека организовали герметичную кабину для четырех операторов, работать в которой они могли без кислородных масок на высоте почти 11000 м. На правом борту располагались входная дверь и три квадратных иллюминатора. Самолет имел станцию радиотехнической разведки, передатчик ответных помех, автоматический пеленгатор и РЛС бокового обзора, обтекатель антенны которой, установленный под фюзеляжем, стал характерным признаком данной модификации. Первый полет самолет совершил 10 декабря 1958 г., всего выпустили 24 машины. Ранние A3D-2Q строились с острыми носами, кормовой пушечной установкой и обтекателем антенны станции ее наведения на вершине киля. По мере совершенствования аппаратуры РЭБ ее антенны, ранее располагавшиеся на фюзеляже, удалось разместить внутри. Самолет имел увеличенную дальность полета и возможность дозаправки в воздухе. На вооружение эскадрильи VQ-1 машины начали поступать с сентября 1959 г., кроме того, они эксплуатировались в VQ-2. При нахождении ударных авианосцев в передовых районах на них базировались 1-2 самолета РЭБ.

В ходе войны во Вьетнаме самолеты радиоэлектронной борьбы оказались настолько эффективными, что командование ВМС США приняло решение оснастить аппаратурой РЭБ часть самолетов КА-ЗВ и RA-3B. В 1969 г. 39 заправщиков были модернизированы в ЕКА-ЗВ. Антенну РЛС бокового обзора разместили снизу фюзеляжа, аппаратуру РЭБ - в четырех внешних обтекателях по бортам, так как место внутри было занято. Эти самолеты, известные под абревиатурой TACOS (Tanker Countermeasures Straike), состояли на вооружении авиаэскадрилий VAQ-129, 130, 131, 135. В ERA-3B были модифицированы 10 фоторазведчиков. Контейнеры с аппаратурой РЭБ установили на вершине киля и на пилонах под плоскостями. Отличительной особенностью ERA-3B стала удлиненная хвостовая часть фюзеляжа, в которой разместили дополнительный запас топлива. Самолеты предназначались для дальней разведки, имели большую взлетную массу и могли использоваться только с базовых аэродромов. Они состояли на вооружении эскадрилий VAQ-33 и VAQ-34. Последняя с марта 1983 г. привлекалась для действий во время учений флота на стороне "противника" и поэтому получила еще одно наименование "ECM-Agressor". На кили ее самолетов наносились красные звезды. Самолеты модификации РЭБ оказались среди "Скайуорриоров" долгожителями - они несли боевую службу вплоть до начала 90-х годов.

Имелись и небоевые версии "Небесного воина". В 1959-60 гг. было выпущено 12 самолетов A3D-2T (ТА-ЗВ), которые предназначались для подготовки штурманов и операторов РЭБ. В герметизированном фюзеляже разместили рабочие места для шести курсантов и инструктора с индивидуальными индикаторами РЛС и другими приборами.

На левом фото: экспериментальный самолет NRA-3B, предназначенный для испытаний ракетных систем, На правом фото: летающая лаборатория на базе N160TB для отработки РЛС "Хьюз" APQ-181

На левом борту имелись четыре квадратных иллюминатора, на правом - три и входная дверь. Для обучения способам бомбометания ядерными боеприпасами на подкрыль-евом пилоне мог подвешиваться контейнер Аего8А-1.

5 самолетов A3D-2Q переделали в штабные VA-3B. Этот вариант отличался от ТА-ЗВ лишь интерьером фюзеляжа. Машины использовались для перевозки высшего руководства флота и дислоцировались на базе ВМС в Вашингтоне.

"Скайуорриор" широко использовался и при проведении различных испытаний, для чего как нельзя кстати пришелся большой объем его фюзеляжа, позволявший разместить необходимую аппаратуру. В состав специальной исследовательской эскадрильи Thunderbird наряду с другими самолетами входили четыре ERA-3B (№№146446, 144832, 142668, 142256} и ТА-ЗВ (№144856), получившие обозначения N161TB, N162TB, N163TB, N256HA и N160TB, соответственно.

С 1965 г. на N160TB отрабатывали систему управления огнем AWG-9. Самолет имел острый носовой обтекатель, под которым размещалась антенна РЛС этой системы. Вначале проводили сбросы макетов ракеты AIM-54A "Феникс" для определения ее аэродинамических и баллистических характеристик при отделении. В апреле 1966 г. выполнили первый пуск ракеты, а в следующем году произвели три испытательных пуска, в первом же из которых прямым попаданием была сбита мишень BQM-34. Впоследствии система AWG-9 устанавливалась на истребителях F-14. В начале 70-х годов N160TB, оборудованный фото- и радиотелеметрической аппаратурой, использовался в качестве самолета сопровождения при отработках воздушного запуска МБР "Минитмен" с самолета С-5А "Гэлэкси". Позднее N160TB приобрел весьма оригинальный вид - в его хвостовой части под большим дискообразным обтекателем разместили антенну РЛС "Хьюз" APQ-181, разра-батывававшуюся для В-2.

По заказу фирмы Grumman "Скайуорриор" №144825 был переоборудован в экспериментальный самолет NRA-3B для испытаний ракетных систем. Он имел огромный бульбообразный нос и контейнер в хвостовой части фюзеляжа.

NASA проводило исследования по созданию на базе А-3 самолета укороченного взлета с высокой скоростью полета и низким уровнем шума. Предполагалось оснастить его передним горизонтальным оперением, Т-образным хвостовым и четырьмя двигателями, установленными над крылом. Проект был закрыт по финансовым соображениям.

Аварийное торможение А-ЗВ из состава VAH-10 с помощью барьерной сетки. Авианосец "Констеллейшн", 6 августа 1962 г.

Этот A3D-1 совершил вынужденную посадку в Нью Мехико 3 сентября 1956 г. После ремонта самолет эксплуатировался до сентября 1963 г., когда был разбит

Со щитом и мечом

Можно считать, что боевое крещение "Скайуорриоры" получили в октябре 1962 г. во время Карибского кризиса, когда приведенные в полную боевую готовность ударные авианосцы "Энтер-прайз" и "Индепенденс" могли оказать поддержку при высадке десанта на Кубу. К счастью, штурмовикам не удалось отличиться - конфликт был погашен, но фоторазведчикам потрудиться пришлось. RA-3B, их "коллеги" стратегические U-2 и базовые Р-2 "Нептун" постоянно работали над островом и прилегающей акваторией, добывая информацию для принятия политических решений и контроля их исполнения. Президент США Д.Кеннеди публично признал важность полученных фотоснимков.

В августе 1964 г. американские Вооруженные силы втянулись в войну во Вьетнаме. "Скайуорриоры" приняли в ней участие во всех своих основных ипостасях. В зоне боевых действий побывали "киты"* не менее чем девяти эскадрилий, которые действовали главным образом с палуб, а иногда - и с базовых аэродромов. Как правило, из эскадрильи на одном авианосце в Индокитай отправлялось звено в составе 3-4 машин. Исключением стала VAH-2, все 9 самолетов которой базировались на "Корал Си" в 1965 г. Наибольшее же количество "Скайуорриоров" на одном корабле в тот период было собрано в 1966 г. на "Китти Хоке": три ЕА-ЗВ, пять RA-3B и несколько заправщиков.

Первыми, еще до начала американских бомбардировок ДРВ, к выполнению боевых заданий приступили разведчики RA-3B из эскадрильи VAP-61, которые привлекались для фотографирования северовьетнамских морских баз Фук Лой и Куан Хе. Самолеты использовались днем и ночью для различных видов съемки, однако по мере развития конфликта эти разведчики задействова-лись все реже, оставаясь в тени более совершенных RA-5C. Достаточно высокими оказались и потери RA-3B - к ноябрю 1968 г. было сбито 4 такие машины.

* Прозвище, которое А-3 получил на флоте.

КА-ЗВ дозаправляет А-4С. Обе машины из состава 11 -го авиакрыла с авианосца "Китти Хок"

Весьма скромно "выступили" в той войне ударные "Скайуорриоры". Первой испытала свои штурмовики в настоящем деле эскадрилья VAH-2, которая действовала по Северному Вьетнаму с марта по ноябрь 1965 г. Вначале ее экипажи производили бомбометание с горизонтального полета и больших высот, используя оптические и радиолокационные прицелы, заслужив репутацию лучших снайперов авиации флота. Позже тактика изменилась. Теперь удары наносились с пологого пикирования (угол 10-30°), и штатные прицелы оказались бесполезными. Их заменило чрезвычайно простое, но эффективное приспособление, состоявшее из нескольких меток на лобовом стекле.

Одной из наиболее активных штурмовых эскадрилий "Небесных воинов" стала VAH-4, которой пришлось действовать как над Северным Вьетнамом, так и над партизанскими территориями Юга. В 1965-66 гг. базировавшееся на авианосце "Энтерпрайз" звено "В" этого подразделения сбросило 49 т бомб, а работавшее с "Тикондероги" звено "М" только за один 1966 г. - более 220 т. В том же году карьера "Скайуорриора" как ударного самолета завершилась. Самый большой штурмовик флота хоть и мог нести практически все типы авиабомб, которыми располагали ВМС, но был плохо приспособлен для действий с малых высот, обладал недостаточной маневренностью и оказался весьма уязвимым. Вьетнамская кампания стоила VAH-4 семи самолетов и шестерых погибших авиаторов. VAH-2 потеряла две машины, одну из которых 12 апреля 1966 г. сбил китайский J-6 (МиГ-19) в районе острова Хайнань.

Несомненно, большую пользу принесло американцам использование "Скайуорриоров" в качестве заправщиков, продолжавшееся всю войну. Уже в первый ее день 5 августа 1964 г. танкеры из эскадрилий VAH-4 и VAH-10 поднялись с авианосцев "Тикондерога" и "Констеллейшн", чтобы обеспечить топливом самолеты, атаковавшие морские базы Фук Лой и Куан Хе. Тактика заправщиков строилась весьма просто: обычно они занимали позицию в 200-250 км от берега и ожидали ударные машины, следовавшие на задание или обратно. Масштабы этой работы выглядят внушительно, так, только три самолета из VAH-4 за 830 вылетов, выполненных в 1965-66 гг., передали "жаждущим" 7777348 кг топлива. Особенно важной становилась встреча с танкером для поврежденных самолетов. Вот один из таких примеров. В конце апреля 1967 г. во время налета на порт Хайфон вьетнамские зенитки продырявили баки одного из "Скайхоков" настолько сильно, что шансов вернуться на свой корабль у того не оставалось. Штурмовик с трудом дотянул до дежурившего над Тонкинским заливом A3D-2 и пристыковался к его конусу. В такой связке самолеты добрались до авианосца и, расцепившись, благополучно сели на его палубу. Всего за войну благодаря "Скайуорриорам" избежали гибели около 400 поврежденных машин.

Не менее важной стала работа "Небесных воинов" в качестве самолетов РЭБ. Согласно господствовавшим тогда в ВМС взглядам, ударные машины должны были оснащаться средствами постановки помех, а "китам" следовало лишь поддерживать их своей аппаратурой. Поэтому, как правило, ЕА-ЗВ и ЕКА-ЗВ следовали вне боевых порядков и не входили в зону досягаемости вьетнамской ПВО. В целом ряде случаев американцам удалось серьезно затруднить работу РЛС противника, а также сорвать пуски ЗУР. Эти "Скайуорриоры" вели также электронную разведку, использовались в качестве ретрансляторов и, несмотря на наличие у флота более совершенного постановщика помех ЕА-6, продолжали выполнять боевые вылеты до конца конфликта. По всей видимости, один ЕКА-ЗВ из эскадрильи VQ-1 стал последним "китом", погибшим в той войне - в январе 1973 г. он был потерян в летном происшествии.

Через 26 лет после завершения боев во Вьетнаме способности ЕА-3 были востребованы в другой части планеты. В январе-марте 1991 г. самолеты из эскадрильи VQ-2 приняли участие в операции "Буря в пустыне", где вели электронную разведку. К тому времени эксплуатация "Скайуорриоров" с палуб прекратилась, поэтому одно звено в составе трех ЕА-ЗВ и одного ТА-ЗВ действовало с авиабаз в Саудовской Аравии и Бахрейне, а другое - с острова Крит. Потерь они не имели.

Подводя итоги

Ни один из американских палубных самолетов не находился на вооружении так долго, как Дуглас А-3 "Скайуорриор". За 39 лет службы он сыграл заметную роль в истории ВМС США. Его создание послужило толчком к строительству суперавианосцев, он был самым тяжелым и многоцелевым самолетом, служившим на палубе в качестве штатной боевой единицы. На его базе для ВВС создали бомбардировщик В-66 "Дистройер". Всего выпущено 283 "Скайуорриора" различных модификаций. В середине 1997 г. ВМС эксплуатировали еще три машины в качестве летающих лабораторий. Четыре самолета законсервированы и находятся на хранении в аэропорту Мохаве, штат Калифорния. Одного "Небесного воина" можно увидеть на палубе основного и самого крупного экспоната музея Военно-морских сил - авианосца "Интерпид", пришвартованного у причала Нью-йоркского порта.

Использованы фото из архивов авторов и Squadron/Signal Publications.


This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org07.09.2009







Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх