ПРОТИВОТАНКОВЫЙ САМОЛЕТ СУ-39

Петр Бутовски/ Гданьск (Польша)[8*], Александр Н.Ларионов/ «АиВ»


В ноябре 1975 г. на Ходынском аэродроме Москвы в присутствии министра обороны СССР Маршала А.А Гречко и командующих военными округами состоялся секретный показ новой боевой техники, в числе которой был представлен и самолет Т-8-1, первый прототип штурмовика Су-25 Именно тогда военные поддержали идею создания для этого штурмовика нового боевого комплекса, эффективного в борьбе с малоразмерными, подвижными, хорошо защищенными целями в т.ч. танками нового поколения типа американского М-1 «Абрамс». Специализированные КБ. получив соответствующие задания, приступили к разработке такого комплекса Конструкторским бюро А Шипунова (г Тула) создается уникальная сверхзвуковая противотанковая ракета «Вихрь». Вначале для управления этим оружием предполагалось использовать модифицированную систему «Радуга»[9*] однако вскоре Красногорский ОМЗ «Зенит» разработал новый прицельный комплекс «Шквал».

К работам по установке на Су-25 нового вооружения в ОКБ им. П.О.Сухого приступили в начале 1980 г. Ведущим конструктором по этой модификации штурмовика. получившей обозначение Т-8М или Су-25Т (противотанковый), был назначен В.П.Бабак. В 1982 г. рабочее проектирование самолета было завершено. В конструктивном плане новый штурмовик создавался на базе двухместного учебно-боевого самолета Су-25УБ[10*]. По конфигурации планеры обоих самолетов почти идентичны, однако головная часть фюзеляжа Т-8М спроектирована заново. Вместо кабины второго летчика установили дополнительный топливный бак № 3 Над ним разместили отсек БРЭО. под баком – пушечную установку. Из компоновочных соображений ее сместили на 273 мм вправо от плоскости симметрии, а переднюю опору шасси – на 222 мм влево. Внутренние объемы носовой части фюзеляжа, ранее занимаемые пушечной установкой, заполнили аппаратурой прицельного комплекса «Шквал».

В хвостовой части фюзеляжа установили еще один дополнительный бак №4, при этом штатная емкость топливной системы Су-25Т увеличилась до 4890 л (на базовом Су-25 – 3500 л). Для повышения боевой живучести фюзеляжные топливные баки выполнили мягкими протек- тированными. С той же целью штурмовик оснастили генератором активных ИК-помех «Сухогруз» и маршевыми двигателями с пониженным уровнем теплового излучения Р-195.[11*]

Бесфорсажный ТРД Р-195 является «холодной» модификацией двигателя Р-95Ш, работа над которой Уфимским моторостроительным ПО велась с 1982 г Сопло оборудовали специально профилированным затурбинным стекателем, охлаждаемым набегающим потоком воздуха Благодаря этому ИК-излучение двигателя в заднюю полусферу снижено до 360 Вт/стерад (у исходного двигателя – 1200 Вт/стерад). Наряду с этим удалось увеличить максимальную взлетную тягу с 4000 кгс (4100 кгс – на режиме «ЧР») до 4200 кгс (4500 кгс).

Генератор активных ИК-помех представляет собой цилиндр, внутри которого смонтированы нагревательные спирали и система подвижных зеркал Он способен создавать вращающиеся высокоэнергетические тепловые лучи в задней полусфере. по интенсивности в несколько раз превышающие излучение маршевых двигателей. В результате ИК-головка самонаведения атакующей ракеты не может захватить цель Для эффективного противодействия ракетам типа «Ред Ай» требуется полуторакратное превышение, ракетам типа «Стингер» – шестикратное.

На штурмовик установили систему управления вооружением СУВ-25Т «Восход», включающую бортовой компьютер с большим обьемом памяти и прицельный комплекс «Шквал», а также систему автоматического управления САУ-8. что позволило в максимальной степени автоматизировать процессы навигации, пилотирования и атаки цели Высокая эффективность этих систем была продемонстрирована при испытаниях самолета, когда в автомати ческом режиме был выполнен полет по маршруту в 600 км с запрограммированным сбросом бомб. Все бомбы попали в круг радиусом 50 м от цели.

8* Перевод с польского Ивана Д.Радченко/ Киев

9* Установлена на Ми-24. может применяться только на ЛА с двумя членами экипажа.

10* Первый экземпляр этого самолета (Т-8УБ-1) в то время строился на авиазаводе в Улан-Удэ путем доработки планера серийного штурмовика Т-8.

11* Позже эти двигатели устанавливались на Су-25 и Су-25БМ


Второй экземпляр штурмовика – Т-8М-2


В.П.Бабак – главный конструктор темы Т-8/8М


ПТУР «Вихрь» на АПУ-8 и ракета Х-29Л под крылом Су-39


Кабина Су-39


Эффективное применение всех видов управляемого и неуправляемого оружия по наземным морским и воздушным целям обеспечивается автоматическим оптико-тепловизионным прицельным комплексом «Шквал» Военные не сразу согласились на внедрение этого комплекса на одноместном самолете, полагая крайне опасным в условиях маловысотного полета производить поиск цели только на телевизионном экране, не видя земли через остекление фонаря . Так, во время заседания макетной комиссии летом 1983 г заказчик потребовал введения второго члена экипажа – оператора вооружения/

Однако конструкторы не могли пойти на еще более тяжелый двухместный вариант. т.к. новый штурмовик не имел для этого резервов тяговооруженности, которая по сравнению с Су-25 и без того уменьшилась с 0.468 до 0.462. Начались поиски технических решений позволяющих одному пилоту уверенно работать с телевизионным прицелом на сверхмалой высоте Был разработан и опробован на стенде новый метод совместного управления самолетом и индикатором прицела, рассмотрев который военные согласились на продолжение работ по одноместному варианту.

По самолет ным системам новый штурмовик незначительно отличается от базового. Повышено с 0,05 кг/кв.см до 0,25 кг/кв.см избыточное давление в кабине. что позволило поднять потолок самолета до 10 км В продольном канале управления установлены бустеры БУ-45.

В качестве артиллерийского вооружения Су-25Т вначале планировалось применить противотанковую 45-мм авиапушку, подвижную в горизонтальной и вертикальной плоскостях Однако испытания такой артустановки выявили ряд проблем, не позволивших применить ее на этом самолете. Поэтому остановились на проверенном решении – неподвижной двуствольной 30-мм пушке ГШ-2-30, которую вынесли за обводы фюзеляжа.

В 1983 т работы по двухместному учебно-боевому самолету Т-8УБ на Улан-удинском АПО были приостановлены, т.к. приоритетной признали задачу постройки и передачи на испытания штурмовика Т-8М Планер недостроенной «спарки» использовали для создания первого летного экземпляра Т-8М-1, сборка которого была завершена в июне 1984 г. на авиазаводе в Тбилиси. Для сокращения сроков первая машина передавалась на испытания с неполным комплектом новых систем. Кроме того, на Т-8М-1 отсутствовали дополнительные фюзеляжные топливные баки, а на их месте размещалось испытательное оборудование. Была предусмотрена возможность демонтажа пушечной установки и подвески вместо нее контейнера с измерительной аппаратурой Вскоре Т-8М-1 был перевезен на аэродром ЛИИ, и 17 августа летчик-испытатель ОКБ А Н Исаков впервые поднял самолет в воздух.

Первые три планера Су-25УБ серийной сборки[12*] в 1985 г. также были отправлены на Тбилисский завод, где на их базе построили планер для статиспытаний Т-8М-0 и две летные машины Т-8М-2 и Т-8М-3. переданные на испытания соответственно в 1985 и 1986 гг. Вторая и третья летные машины были укомплектованы оборудованием и имели штатную емкость топливной системы На самолете Т-8М-3 в корне киля впервые был установлен ИК-генератор «Сухогруз». С целью сокрытия истинного назначения самолета на первых Т-8М рисовали кабину второго пилота, имитируя учебный вариант.

На этапе заводских испытаний летные характеристики самолета были сняты сравнительно быстро, но при отработке прицельного комплекса «Шквал» возникли значительные сложности, связанные с тем, что с момента визуального обнаружения цели и до пуска противотанковой ракеты пилот не успевал выполнить все необходимые операции А именно: наложить метку цели на лобовом стекле на сетку прицела, включить программу слежения (указатель цели переносится на телевизионный экран), совместить метку цели с сеткой прицела на экране, нажать кнопку слежения, а после захвата цели телевизионной системой сориентировать самолет в сторону цели и произвести пуск ракеты.Танк летчик способен визуально обнаружить не далее 3,5 км, и на эти действия у него остается всего лишь 10-15 с.

В процессе испытаний для увеличения дальности обнаружения цели было решено использовать оптикотепловизионную систему , доработав прицельный комплекс «Шквал». На расстоянии 12 км от предполагаемой цели эта система теперь автоматически включается в режим сканирования (осмотра местности). Летчик, заметив танк на экране телевизора, запускает программу слежения и штурмовик направляется в сторону цели Далее летчик накладывает сетку прицела на отметку танка и нажимает кнопку слежения. Комплекс захватывает цель и сопровождает ее. а после нажатия летчиком боевой кнопки выбирает соответствующий вид оружия и открывает огонь.

В 1989 г. новый штурмовик прошел проверку в условиях, близких к реальным. На танковом полигоне под г. Броды (Львовская обл.) состоялись учения с участием эскадрильи Су-25 и двух Т-8М Задачей штурмовиков был поиск и уничтожение колонны танков, прикрываемой двумя самоходными системами противовоздушной обороны наземных войск. Учения показали, что базовый Су-25 на европейском ТВД проигрывает мобильным установкам ПВО. Зато Т-8М оказался очень эффективным в борьбе с этими установками и танками благодаря совершенным противотанковым средствам поражения и системе управления вооружением

12* Серийное производство Су-25УБ на авиазаводе в Упан-Удэ началось в 1984 г.


Пушка ГШ-2-30 и передняя опора шасси


Ракета Х-31П и контейнер с ИК-системой «Меркурий»


Ракета P-60M и блок крупнокалиберных НАР С-13


В общей сложности Тбилисский завод выпустил 8 опытных штурмовиков Т-8М. Все самолеты были переданы на базу ГНИКИ ВВС в Ахтубинске. В ходе испытаний в 1990 г. разбился Т-8М-2. В этот день летчик А Гончаров производил бомбометание противотанковыми бомбами ПТАБ-2,5. Выполняя очередной сброс, он почувствовал сильный удар по правому борту – при выходе бомбы из контейнера произошел ее самопроизвольный взрыв Самолет загорелся Летчик прекратил выполнение задания и повел поврежденный штурмовик на аэродром[13*], предпринимая безуспешные попытки потушить пожар. Не долетев до аэродрома 8 км. Гончаров вынужден был катапультироваться.

Су-25Т завершил заводские испытания, совмещенные с этапом «А» госиспытаний, в конце 1990 г. Они подтвердили высокий уровень ТТХ нового самолета, эффективность его бортового оборудования и ракетного комплекса «Вихрь», способного уничтожить малоразмерную подвижную цель с вероятностью 80% Во время испытаний УР «Вихрь» успешно применялись не только по наземным, но и по воздушной цели – самолету-мишени Ту-16.

Еще до передачи нового штурмовика на второй этап госиспытаний Тбилисский авиазавод приступил к его серийному производству 26 июля 1990 г. заводской летчик Коростиев поднял в воздух первый серийный Су-25Т К середине следующего года была закончена сборка установочной партии из 12 серийных машин. Однако в связис обострением отношений между Россией и Грузией эти штурмовики так и не были переданы российскому заказчику. По заявлению представителя ОКБ им.П О.Сухого, данные самолеты не могут быть использованы в боевых целях, т.к. не оснащены соответствующим оборудованием.

Акт об окончании государственных испытаний Су-25Т был подписан в сентябре 1993 г. В нем рекомендовалось принять штурмовик на вооружение, а также указывалось на целесообразность присвоения ему нового индекса как боевой машине следующего поколения. В начале 1994 г вышел приказ генерального конструктора М.П.Симонова о присвоении специализированному противотанковому штурмовику индекса Су-39.

Мировой общественности самолет впервые был представлен в ноябре 1991 г на выставке в Дубай (Объединенные Арабские Эмираты), где под обозначением Су-25ТК[14*] демонстрировался Т-8М-3. Впоследствии новый штурмовик выставляется на различных международных авиасалонах – «Мосаэрошоу», «МАКС- 93» и др, где неизменно вызывает повышенное внимание иностранных специалистов В частности, интерес к его приобретению проявляют Иран и Китай.

По заявлению представителей ОКБ им П.О.Сухого, Су-39 с прицельным комплексом «Шквал» и системой ПТУР «Вихрь» опережает аналогичные разработки за рубежом Штурмовик имеет очень хорошие перспективы для продажи В настоящее время подготовка к серийному производству этого самолета ведется на авиазаводе в Улан-Удэ.

Боевой комплекс самолета Су-39 1.Система управления вооружением СУВ-25Т «Восход» обеспечивает решение разнообразных прицельно-навигационных задач с высокой точностью Точность навигации Су-39 в автоматическом режиме – 0,2% от длины трассы Это означает, что при радиусе действия в 700 км штурмовик способен без коррекции системы дальней навигации выйти на цель с точностью 1.5 км.

Входящий в состав СУВ-25Т прицельный комплекс «Шквал» обеспечивает автомат ическое распознавание и сопровождение целей, целеуказание и управление бортовыми средствами поражения Точность сопровождения малоразмерной подвижной цели на дистанции 8 км составляет 0.6 м. Во время испытаний комплекс наводился на летящую птицу и точно «удерживал» цель.

Основа прицельного комплекса «Шквал» дневная всепогодная оптико- телевизионная система. Она размещена совместно с лазерным дальномером- целеуказателем в носовой части самолета на единой стабилизированной по трем осям платформе, углы отклонения которой. +15 град./-80 град, по вертикали и +30 град./-30 град по горизонтали Телевизионная камера работает в двух режимах, наблюдения (угол видения – 27 град, х 36 град.) и слежения (угол видения – 0,7 град, х 1,0 град.. 23-кратное увеличение). Для действий в ночное время прицельный комплекс оснащен тепловизионной системой «Меркурий», смонтированной в подфюзеляжном подвесном контейнере. При взлете и посадке передняя часть этого контейнера закрывается крышкой, защищающей оптику. ИК-система не стабилизирована, оснащена объективом с широким (13.7 град, х 18,2 град.) и узким (5.5 град х 7,3 град.) полями зрения. Дальность обнаружения и захвата цели дневной оптической системой – до 15 км, ночной – до 12 км. Видеоинформация дневного телевизионного канала и ночного канала с узким полем зрения выводится на монохромную ЭЛТ, установленную в верхней части приборной доски справа. а ночного канала с широким полем зрения – на ИЛС.

13* По мнению летчика-испытателя ОКБ полковника О.Г.Цоя, в этой ситуации следовало сажать самолет на запасную полосу полигона.

14* Обозначение экспортного (коммерческого) варианта нового штурмовика, отличающегося от Су-25Т только составом БРЭО. Этот вариант построен не был. На выставках под обозначением Су-25ТК демонстрировались самолеты Т-8М-3 и Т-8М-10.


Крыльевой контейнер с антенной станции РЭБ


Контейнер генератора активных ИК-помех «Сухогруз»



2. Комплекс боевого противодействия «Иртыш» включает: станцию обнаружения, пеленгации и идентификации облучающих самолет РЛС, станцию активных радиотехнических помех «Гардения», генератор активных ИК-помех «Сухогруз», систему отстрела трассеров и диполь- ных отражателей. ИК-генератор и пусковая установка УВ-26, вмещающая 192 ложные цели ППИ-26 (тепловая) либо ППР-26 (радиолокационная), смонтированы в едином блоке у основания киля

3.Вооружение самолета. Встроенное артиллерийское вооружение Су-39 -установка НППУ-8М (неподвижная двуствольная авиапушка ГШ-2-ЗС калибра 30 мм. боекомплект 200 снарядов). Дополнительно под крылом штурмовика могут быть размещены подвесные артустановки: СППУ-687 (поворотная пушка ГШ-1-30, боекомплект 150 снарядов), СППУ-22 (поворотная пушка ГШ-2-23, боекомплект 260 снарядов) и др.

Подвеска вооружения Су-39 – аналогично базовому Су-25. На каждой консоли крыла установлены четыре внутренних взаимозаменяемых балочных держателя БД 3-25, обеспечивающих подвеску всей номенклатуры применяемого вооружения, и один внешний пилон-держатель для пускового устройства АПУ 60-1 ракеты «воздух-воздух» Р-60М. Корневой балочный держатель может заменяться универсальным пилоном, обеспечивающим подвеску вооружения массой до 1000 кг.

На новом штурмовике применяются все типы управляемого и неуправляемого ракетного и бомбардировочного вооружения, грузовые и пушечные контейнеры, подвесные зажигательные и топливные баки, используемые базовым штурмовиком. Кроме того, на Су-39 могут применяться корректируемые авиабомбы с телевизионной системой наведения КАБ-500Кр и ряд высокоэффективных УР: ракеты класса «воздух-поверхность» Х-25МТ, Х-29Т, Х-31 П. Х-58У/Э, ракета ближнего маневренного воздушного боя Р-73РМД1/2.

Основное противотанковое оружие самолета – ракетный комплекс «Вихрь». Типовой комплект вооружения Су-39 включает два пусковых устройства АПУ-8 по восемь ракет. УР «Вихрь» – сверхзвуковая ракета с комбинированной системой наведения (на начальной фазе полета управление радиокомандное, далее – лазерное) и дальностью пуска до 10 км. Калибр – 125 мм, масса (с транспортно-пусковым контейнером) – 60 кг. Ракета имеет тандемную кумулятивную БЧ и способна пробивать броню эквивалентной толщиной до 1000 мм Благодаря высокой скорости полета ракеты штурмовик за один заход может поразить несколько бронированных целей.

Перегоночная дальность полета с четырьмя подвесными баками (два по 1150 л + два по 800 л ) – 2250 км.



Примечания:



ПРОТИВОТАНКОВЫЙ САМОЛЕТ СУ-39

Петр Бутовски/ Гданьск (Польша)[8*], Александр Н.Ларионов/ «АиВ»


В ноябре 1975 г. на Ходынском аэродроме Москвы в присутствии министра обороны СССР Маршала А.А Гречко и командующих военными округами состоялся секретный показ новой боевой техники, в числе которой был представлен и самолет Т-8-1, первый прототип штурмовика Су-25 Именно тогда военные поддержали идею создания для этого штурмовика нового боевого комплекса, эффективного в борьбе с малоразмерными, подвижными, хорошо защищенными целями в т.ч. танками нового поколения типа американского М-1 «Абрамс». Специализированные КБ. получив соответствующие задания, приступили к разработке такого комплекса Конструкторским бюро А Шипунова (г Тула) создается уникальная сверхзвуковая противотанковая ракета «Вихрь». Вначале для управления этим оружием предполагалось использовать модифицированную систему «Радуга»[9*] однако вскоре Красногорский ОМЗ «Зенит» разработал новый прицельный комплекс «Шквал».

К работам по установке на Су-25 нового вооружения в ОКБ им. П.О.Сухого приступили в начале 1980 г. Ведущим конструктором по этой модификации штурмовика. получившей обозначение Т-8М или Су-25Т (противотанковый), был назначен В.П.Бабак. В 1982 г. рабочее проектирование самолета было завершено. В конструктивном плане новый штурмовик создавался на базе двухместного учебно-боевого самолета Су-25УБ[10*]. По конфигурации планеры обоих самолетов почти идентичны, однако головная часть фюзеляжа Т-8М спроектирована заново. Вместо кабины второго летчика установили дополнительный топливный бак № 3 Над ним разместили отсек БРЭО. под баком – пушечную установку. Из компоновочных соображений ее сместили на 273 мм вправо от плоскости симметрии, а переднюю опору шасси – на 222 мм влево. Внутренние объемы носовой части фюзеляжа, ранее занимаемые пушечной установкой, заполнили аппаратурой прицельного комплекса «Шквал».

В хвостовой части фюзеляжа установили еще один дополнительный бак №4, при этом штатная емкость топливной системы Су-25Т увеличилась до 4890 л (на базовом Су-25 – 3500 л). Для повышения боевой живучести фюзеляжные топливные баки выполнили мягкими протек- тированными. С той же целью штурмовик оснастили генератором активных ИК-помех «Сухогруз» и маршевыми двигателями с пониженным уровнем теплового излучения Р-195.[11*]

Бесфорсажный ТРД Р-195 является «холодной» модификацией двигателя Р-95Ш, работа над которой Уфимским моторостроительным ПО велась с 1982 г Сопло оборудовали специально профилированным затурбинным стекателем, охлаждаемым набегающим потоком воздуха Благодаря этому ИК-излучение двигателя в заднюю полусферу снижено до 360 Вт/стерад (у исходного двигателя – 1200 Вт/стерад). Наряду с этим удалось увеличить максимальную взлетную тягу с 4000 кгс (4100 кгс – на режиме «ЧР») до 4200 кгс (4500 кгс).

Генератор активных ИК-помех представляет собой цилиндр, внутри которого смонтированы нагревательные спирали и система подвижных зеркал Он способен создавать вращающиеся высокоэнергетические тепловые лучи в задней полусфере. по интенсивности в несколько раз превышающие излучение маршевых двигателей. В результате ИК-головка самонаведения атакующей ракеты не может захватить цель Для эффективного противодействия ракетам типа «Ред Ай» требуется полуторакратное превышение, ракетам типа «Стингер» – шестикратное.

На штурмовик установили систему управления вооружением СУВ-25Т «Восход», включающую бортовой компьютер с большим обьемом памяти и прицельный комплекс «Шквал», а также систему автоматического управления САУ-8. что позволило в максимальной степени автоматизировать процессы навигации, пилотирования и атаки цели Высокая эффективность этих систем была продемонстрирована при испытаниях самолета, когда в автомати ческом режиме был выполнен полет по маршруту в 600 км с запрограммированным сбросом бомб. Все бомбы попали в круг радиусом 50 м от цели.

8* Перевод с польского Ивана Д.Радченко/ Киев

9* Установлена на Ми-24. может применяться только на ЛА с двумя членами экипажа.

10* Первый экземпляр этого самолета (Т-8УБ-1) в то время строился на авиазаводе в Улан-Удэ путем доработки планера серийного штурмовика Т-8.

11* Позже эти двигатели устанавливались на Су-25 и Су-25БМ


Второй экземпляр штурмовика – Т-8М-2


В.П.Бабак – главный конструктор темы Т-8/8М


ПТУР «Вихрь» на АПУ-8 и ракета Х-29Л под крылом Су-39


Кабина Су-39


Эффективное применение всех видов управляемого и неуправляемого оружия по наземным морским и воздушным целям обеспечивается автоматическим оптико-тепловизионным прицельным комплексом «Шквал» Военные не сразу согласились на внедрение этого комплекса на одноместном самолете, полагая крайне опасным в условиях маловысотного полета производить поиск цели только на телевизионном экране, не видя земли через остекление фонаря . Так, во время заседания макетной комиссии летом 1983 г заказчик потребовал введения второго члена экипажа – оператора вооружения/

Однако конструкторы не могли пойти на еще более тяжелый двухместный вариант. т.к. новый штурмовик не имел для этого резервов тяговооруженности, которая по сравнению с Су-25 и без того уменьшилась с 0.468 до 0.462. Начались поиски технических решений позволяющих одному пилоту уверенно работать с телевизионным прицелом на сверхмалой высоте Был разработан и опробован на стенде новый метод совместного управления самолетом и индикатором прицела, рассмотрев который военные согласились на продолжение работ по одноместному варианту.

По самолет ным системам новый штурмовик незначительно отличается от базового. Повышено с 0,05 кг/кв.см до 0,25 кг/кв.см избыточное давление в кабине. что позволило поднять потолок самолета до 10 км В продольном канале управления установлены бустеры БУ-45.

В качестве артиллерийского вооружения Су-25Т вначале планировалось применить противотанковую 45-мм авиапушку, подвижную в горизонтальной и вертикальной плоскостях Однако испытания такой артустановки выявили ряд проблем, не позволивших применить ее на этом самолете. Поэтому остановились на проверенном решении – неподвижной двуствольной 30-мм пушке ГШ-2-30, которую вынесли за обводы фюзеляжа.

В 1983 т работы по двухместному учебно-боевому самолету Т-8УБ на Улан-удинском АПО были приостановлены, т.к. приоритетной признали задачу постройки и передачи на испытания штурмовика Т-8М Планер недостроенной «спарки» использовали для создания первого летного экземпляра Т-8М-1, сборка которого была завершена в июне 1984 г. на авиазаводе в Тбилиси. Для сокращения сроков первая машина передавалась на испытания с неполным комплектом новых систем. Кроме того, на Т-8М-1 отсутствовали дополнительные фюзеляжные топливные баки, а на их месте размещалось испытательное оборудование. Была предусмотрена возможность демонтажа пушечной установки и подвески вместо нее контейнера с измерительной аппаратурой Вскоре Т-8М-1 был перевезен на аэродром ЛИИ, и 17 августа летчик-испытатель ОКБ А Н Исаков впервые поднял самолет в воздух.

Первые три планера Су-25УБ серийной сборки[12*] в 1985 г. также были отправлены на Тбилисский завод, где на их базе построили планер для статиспытаний Т-8М-0 и две летные машины Т-8М-2 и Т-8М-3. переданные на испытания соответственно в 1985 и 1986 гг. Вторая и третья летные машины были укомплектованы оборудованием и имели штатную емкость топливной системы На самолете Т-8М-3 в корне киля впервые был установлен ИК-генератор «Сухогруз». С целью сокрытия истинного назначения самолета на первых Т-8М рисовали кабину второго пилота, имитируя учебный вариант.

На этапе заводских испытаний летные характеристики самолета были сняты сравнительно быстро, но при отработке прицельного комплекса «Шквал» возникли значительные сложности, связанные с тем, что с момента визуального обнаружения цели и до пуска противотанковой ракеты пилот не успевал выполнить все необходимые операции А именно: наложить метку цели на лобовом стекле на сетку прицела, включить программу слежения (указатель цели переносится на телевизионный экран), совместить метку цели с сеткой прицела на экране, нажать кнопку слежения, а после захвата цели телевизионной системой сориентировать самолет в сторону цели и произвести пуск ракеты.Танк летчик способен визуально обнаружить не далее 3,5 км, и на эти действия у него остается всего лишь 10-15 с.

В процессе испытаний для увеличения дальности обнаружения цели было решено использовать оптикотепловизионную систему , доработав прицельный комплекс «Шквал». На расстоянии 12 км от предполагаемой цели эта система теперь автоматически включается в режим сканирования (осмотра местности). Летчик, заметив танк на экране телевизора, запускает программу слежения и штурмовик направляется в сторону цели Далее летчик накладывает сетку прицела на отметку танка и нажимает кнопку слежения. Комплекс захватывает цель и сопровождает ее. а после нажатия летчиком боевой кнопки выбирает соответствующий вид оружия и открывает огонь.

В 1989 г. новый штурмовик прошел проверку в условиях, близких к реальным. На танковом полигоне под г. Броды (Львовская обл.) состоялись учения с участием эскадрильи Су-25 и двух Т-8М Задачей штурмовиков был поиск и уничтожение колонны танков, прикрываемой двумя самоходными системами противовоздушной обороны наземных войск. Учения показали, что базовый Су-25 на европейском ТВД проигрывает мобильным установкам ПВО. Зато Т-8М оказался очень эффективным в борьбе с этими установками и танками благодаря совершенным противотанковым средствам поражения и системе управления вооружением

12* Серийное производство Су-25УБ на авиазаводе в Упан-Удэ началось в 1984 г.


Пушка ГШ-2-30 и передняя опора шасси


Ракета Х-31П и контейнер с ИК-системой «Меркурий»


Ракета P-60M и блок крупнокалиберных НАР С-13


В общей сложности Тбилисский завод выпустил 8 опытных штурмовиков Т-8М. Все самолеты были переданы на базу ГНИКИ ВВС в Ахтубинске. В ходе испытаний в 1990 г. разбился Т-8М-2. В этот день летчик А Гончаров производил бомбометание противотанковыми бомбами ПТАБ-2,5. Выполняя очередной сброс, он почувствовал сильный удар по правому борту – при выходе бомбы из контейнера произошел ее самопроизвольный взрыв Самолет загорелся Летчик прекратил выполнение задания и повел поврежденный штурмовик на аэродром[13*], предпринимая безуспешные попытки потушить пожар. Не долетев до аэродрома 8 км. Гончаров вынужден был катапультироваться.

Су-25Т завершил заводские испытания, совмещенные с этапом «А» госиспытаний, в конце 1990 г. Они подтвердили высокий уровень ТТХ нового самолета, эффективность его бортового оборудования и ракетного комплекса «Вихрь», способного уничтожить малоразмерную подвижную цель с вероятностью 80% Во время испытаний УР «Вихрь» успешно применялись не только по наземным, но и по воздушной цели – самолету-мишени Ту-16.

Еще до передачи нового штурмовика на второй этап госиспытаний Тбилисский авиазавод приступил к его серийному производству 26 июля 1990 г. заводской летчик Коростиев поднял в воздух первый серийный Су-25Т К середине следующего года была закончена сборка установочной партии из 12 серийных машин. Однако в связис обострением отношений между Россией и Грузией эти штурмовики так и не были переданы российскому заказчику. По заявлению представителя ОКБ им.П О.Сухого, данные самолеты не могут быть использованы в боевых целях, т.к. не оснащены соответствующим оборудованием.

Акт об окончании государственных испытаний Су-25Т был подписан в сентябре 1993 г. В нем рекомендовалось принять штурмовик на вооружение, а также указывалось на целесообразность присвоения ему нового индекса как боевой машине следующего поколения. В начале 1994 г вышел приказ генерального конструктора М.П.Симонова о присвоении специализированному противотанковому штурмовику индекса Су-39.

Мировой общественности самолет впервые был представлен в ноябре 1991 г на выставке в Дубай (Объединенные Арабские Эмираты), где под обозначением Су-25ТК[14*] демонстрировался Т-8М-3. Впоследствии новый штурмовик выставляется на различных международных авиасалонах – «Мосаэрошоу», «МАКС- 93» и др, где неизменно вызывает повышенное внимание иностранных специалистов В частности, интерес к его приобретению проявляют Иран и Китай.

По заявлению представителей ОКБ им П.О.Сухого, Су-39 с прицельным комплексом «Шквал» и системой ПТУР «Вихрь» опережает аналогичные разработки за рубежом Штурмовик имеет очень хорошие перспективы для продажи В настоящее время подготовка к серийному производству этого самолета ведется на авиазаводе в Улан-Удэ.

Боевой комплекс самолета Су-39 1.Система управления вооружением СУВ-25Т «Восход» обеспечивает решение разнообразных прицельно-навигационных задач с высокой точностью Точность навигации Су-39 в автоматическом режиме – 0,2% от длины трассы Это означает, что при радиусе действия в 700 км штурмовик способен без коррекции системы дальней навигации выйти на цель с точностью 1.5 км.

Входящий в состав СУВ-25Т прицельный комплекс «Шквал» обеспечивает автомат ическое распознавание и сопровождение целей, целеуказание и управление бортовыми средствами поражения Точность сопровождения малоразмерной подвижной цели на дистанции 8 км составляет 0.6 м. Во время испытаний комплекс наводился на летящую птицу и точно «удерживал» цель.

Основа прицельного комплекса «Шквал» дневная всепогодная оптико- телевизионная система. Она размещена совместно с лазерным дальномером- целеуказателем в носовой части самолета на единой стабилизированной по трем осям платформе, углы отклонения которой. +15 град./-80 град, по вертикали и +30 град./-30 град по горизонтали Телевизионная камера работает в двух режимах, наблюдения (угол видения – 27 град, х 36 град.) и слежения (угол видения – 0,7 град, х 1,0 град.. 23-кратное увеличение). Для действий в ночное время прицельный комплекс оснащен тепловизионной системой «Меркурий», смонтированной в подфюзеляжном подвесном контейнере. При взлете и посадке передняя часть этого контейнера закрывается крышкой, защищающей оптику. ИК-система не стабилизирована, оснащена объективом с широким (13.7 град, х 18,2 град.) и узким (5.5 град х 7,3 град.) полями зрения. Дальность обнаружения и захвата цели дневной оптической системой – до 15 км, ночной – до 12 км. Видеоинформация дневного телевизионного канала и ночного канала с узким полем зрения выводится на монохромную ЭЛТ, установленную в верхней части приборной доски справа. а ночного канала с широким полем зрения – на ИЛС.

13* По мнению летчика-испытателя ОКБ полковника О.Г.Цоя, в этой ситуации следовало сажать самолет на запасную полосу полигона.

14* Обозначение экспортного (коммерческого) варианта нового штурмовика, отличающегося от Су-25Т только составом БРЭО. Этот вариант построен не был. На выставках под обозначением Су-25ТК демонстрировались самолеты Т-8М-3 и Т-8М-10.


Крыльевой контейнер с антенной станции РЭБ


Контейнер генератора активных ИК-помех «Сухогруз»



2. Комплекс боевого противодействия «Иртыш» включает: станцию обнаружения, пеленгации и идентификации облучающих самолет РЛС, станцию активных радиотехнических помех «Гардения», генератор активных ИК-помех «Сухогруз», систему отстрела трассеров и диполь- ных отражателей. ИК-генератор и пусковая установка УВ-26, вмещающая 192 ложные цели ППИ-26 (тепловая) либо ППР-26 (радиолокационная), смонтированы в едином блоке у основания киля

3.Вооружение самолета. Встроенное артиллерийское вооружение Су-39 -установка НППУ-8М (неподвижная двуствольная авиапушка ГШ-2-ЗС калибра 30 мм. боекомплект 200 снарядов). Дополнительно под крылом штурмовика могут быть размещены подвесные артустановки: СППУ-687 (поворотная пушка ГШ-1-30, боекомплект 150 снарядов), СППУ-22 (поворотная пушка ГШ-2-23, боекомплект 260 снарядов) и др.

Подвеска вооружения Су-39 – аналогично базовому Су-25. На каждой консоли крыла установлены четыре внутренних взаимозаменяемых балочных держателя БД 3-25, обеспечивающих подвеску всей номенклатуры применяемого вооружения, и один внешний пилон-держатель для пускового устройства АПУ 60-1 ракеты «воздух-воздух» Р-60М. Корневой балочный держатель может заменяться универсальным пилоном, обеспечивающим подвеску вооружения массой до 1000 кг.

На новом штурмовике применяются все типы управляемого и неуправляемого ракетного и бомбардировочного вооружения, грузовые и пушечные контейнеры, подвесные зажигательные и топливные баки, используемые базовым штурмовиком. Кроме того, на Су-39 могут применяться корректируемые авиабомбы с телевизионной системой наведения КАБ-500Кр и ряд высокоэффективных УР: ракеты класса «воздух-поверхность» Х-25МТ, Х-29Т, Х-31 П. Х-58У/Э, ракета ближнего маневренного воздушного боя Р-73РМД1/2.

Основное противотанковое оружие самолета – ракетный комплекс «Вихрь». Типовой комплект вооружения Су-39 включает два пусковых устройства АПУ-8 по восемь ракет. УР «Вихрь» – сверхзвуковая ракета с комбинированной системой наведения (на начальной фазе полета управление радиокомандное, далее – лазерное) и дальностью пуска до 10 км. Калибр – 125 мм, масса (с транспортно-пусковым контейнером) – 60 кг. Ракета имеет тандемную кумулятивную БЧ и способна пробивать броню эквивалентной толщиной до 1000 мм Благодаря высокой скорости полета ракеты штурмовик за один заход может поразить несколько бронированных целей.

Перегоночная дальность полета с четырьмя подвесными баками (два по 1150 л + два по 800 л ) – 2250 км.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх