|
||||
|
В ТЕНИ ЛЮФТВАФФЕ (Венгерские ВВС на Восточном фронте. Март 1943 – март 1944 гг.)Александр В.Котлобовский/ Киев Фото из архивов автора и редакции Продолжение. Начало в «АХ» № 4 94 и «АиВ» № 195 Bf 109G-2, лето 1943 г. Под пятой Геринга Зимнее поражение под Сталинградом повергло Венгрию в шок. и в ее руководстве появились люди, задумывавшиеся о выходе из войны Но жесткие требования Германии сделать все возможное для реванша привели к тому, что Будапешт продолжал вносить свой скромный вклад в военные усилия рейха. В 1943 г на венгерских заводах началось серийное производство истребителей Bf 109G. Me 210 и двигателей к ним Но в первую очередь эта продукция шла для люфтваффе, и лишь в январе 1944 г 2/1 ИАЭ получила Bf 109. Примерно в то же время Me 210 начали поступать и в 5/1 ИАЭ. Части и подразделения ВВС. располагавшиеся на территории страны имели на вооружении в основном устаревшую технику Исключение составляла 2/1 ИАЭ. получившая 12 истребителей отечественного производства Heja-2 Еще 35 машин этого типа были рассредоточены по различным аэродромам Венгрии. В организации ВВС произошли очередные изменения, после которых на фронте к 1 марта 1943 г находились следующие силы 1-й ДДР (командир – майор Эндре Ковач) в составе 1/1 ЭДР Merfoldes csizma. которой командовал майор Адорьян Мерших. Она имела два Не 111Р-6, девять Ju 88D – и один Ви 131 «Хейнкели» выполняли курьерские полеты а на разведку летали «Юнкерсы» Один Не 111 и один Do 215В находились на ремонте в Германии и по одной машине указанных типов – в Венгрии. Истребительные част и были представлены 5/I дивизионом в составе 1/1 ИАЭ и 5/2 ИАЭ. 1/1 ИАЭ Dongo имела девять Bf 109F, командовал ею капитан [16*] Дьердь Уйсась 5/2 ИАЭ Puma располагала всего двумя Bf 109F но в Умани переучивалась на более современные Bf 109G-2. Командир – капитан Дьюла Хорват. 1-я авиатранспортная эскадрилья (АТЭ) имела в своем распоряжении лишь семь связных и курьерских машин один Ви 131. три FW 58 и столько же «Шторьхов»[17*] Командовал ею капитан Ласло Уйвари Ввиду отсутствия транспортных самолетов совместно с немцами прорабатывался вопрос об использовании летчиков подразделения для полетов на транспортных планерах, но он вскоре отпал. Всего к 1 марта на Восточном фронте находилось 33 мадьярских самолета, из них 22 боевых Все они объединялись в т н 2-е авиасоединение (т.е. авиационное соединение на Восточном фронте второго формирования, первое было в 1941 г.). Общее командование осуществлял полковник Тибор Фратер. которого 25 марта сменил полковник Шандор Илль. Помимо указанных сил, непосредственно в распоряжении командования венгерских оккупационных войск имелась эскадрилья связи из пяти машин двух Fi 156, по одному Ви 131 Аг 96 и Де-Хевилленд «Джипси Mот»[18*]. После зимней катастрофы венгерские авиачасти на фронте были полностью выведены из подчинения командования своих войск и отданы в распоряжение 4-го воздушного флота люфтваффе, где эскадрильи 2-го АС «рассортировали» по своим эскадрам В создавшемся положении венгерские командиры могли решать только административные вопросы, а боевые приказы отдавали исключительно немцы Они же предоставляли венграм и авиатехнику, которую было разрешено использовать лишь на фронте, а при возвращении подразделений на родину она вновь передавалась люфтваффе Полностью дискредитировавшие себя итальянские самолеты на фронт больше не отправлялись, так же как и лицензионные Heja-2 чьи характеристики не соответствовали требованиям современной войны. В противоположность этим машинам немецкая техника показывала себя с самой лучшей стороны, что давало возможность венгерским авиагорам эффективно решать поставленные задачи. В течение марта в соединении произошли важные перемены. Закончив двухмесячную переподготовку на территории оккупированной Франции и получив двенадцать Ju 88А-4, на фронт вернулась 4/1 БАЭ. Е этом же месяце на Украину была направлена 3/1 ЭБР Talios («Шаман») на WM-21 Solyom под командованием капитана Имре Телбиса Но на месте подразделение было перевооружено, получив от немцев двенадцать FW 189А – знаменитые «рамы». Пополнение в виде четырех Ju 86, снятых с вооружения бомбардировочной авиации, получили и транспортники. В марте боевой активностью отличались дальние разведчики, совершившие 20 числа свой 300-й боевой вылет (начиная с июня 1942 г.). В течение марта- апреля 1/1 ИАЭ использовала свои Bf 109F в качестве истребителей – бомбардировщиков. совершая налеты на позиции и объекты тыла советских войск 16* По другим данным восемь 17* Автору встречались также данные о том. что в указанное время 1-я АТЭ имела шесть самолетов; 1 Ви 131, 3 Fi 156 и 2 FW 158. из которых один был неисправным. Есть также данные о том, что в этот период на фронте находился еще один FW 158 из 4/1 БАЭ, занимавшийся переброской личного состава в Венгрию. Вполне возможно, что этот самолет был прикомандирован к 1-й АТЭ 18* Трофейный, захвачен и апреле 1941 г. в Югославии. Fw 189А из состава 3/1 ЭБР Fw 189 с поврежденным в воздушном бою килем Bf 109G-6, из состава 102/1-й ИАЭ, Венгрия, март 1944 г. Подготовка к вылету Ju 88D-2 из состава 1/1 ЭДР Наибольшую активность в апреле вновь проявила 1/1 ЭДР. совершившая за месяц более 100 боевых вылетов. В основном полеты проводились с целью вскрытия советской аэродромной сети в районе Курск – Касторная – Свобода – Россошь – Изюм За месяц эскадрилья потеряла один «Юнкере», а бортстрелки сбили два советских самолета. Бомбардировочная эскадрилья к 20 апреля завершила ознакомительно-тренировочные полеты и приступила к выполнению боевых заданий 5/1 ИАЭ. освоив новые Bf 109G-2. приступила к сопровождению германских бомбардировщиков, а 3/1 ЭБР в Проскурове осваивала новую технику. В мае 1/1 ЭДР понесла ощутимые потери, что привело к заметному снижению ее боевой активности. Так, 8 мая в районе г Валуйки был сбит Ju 88 капитана Керестеля Шатцгера, все четыре члена экипажа погибли В тот же день в районе Старого Оскола потерян «Юнкере» капитана Золтана Якаба, экипаж попал а плен. До конца месяца подразделение лишилось еще двух своих машин, и немцам пришлось передать венграм два Ju 88D с целью частичной компенсации этих потерь. В этот период 4/1 БАЭ. базируясь на аэродроме Калиновка под Винницей, бомбила железнодорожные узлы, скопления войск и аэродромы. В ходе первых же вылетов эскадрилья потеряла один самолет. 18 мая закончив освоение «Фокке- Вульфов». 3/1 ЭБР перебазировалась на аэродром Харьков-Южный, откуда совершала полеты в ближние тылы советских войск. Две -рамы» были выделены для действий в долине р. Припять против партизан, которые 22 мая сбили одну из них Командир экипажа капитан Вете погиб, стрелок ранен, наблюдатель взят в плен Всего за оставшиеся дни мая, июнь и начало июля (т.е. до Курской битвы) подразделение совершило 224 боевых вылета. Июнь также прошел в рутинной боевой работе и ничем особенным для венгров не ознаменовался Разве что в 1-м ДДР произошла смена командиров: майор Ковач убыл в Венгрию, вместо него прибыл майор Дьюла Тимар. В битве на Курской дуге венгерская авиация приняла активное участие, однако сведения об этом крайне скупы. Никаких конкретных фактов в распоряжении автора нет, известно лишь, что 1/1 -я ЭДР в ходе этих боев совершила свой пятисо- тый боевой вылет. В августе на фронте появилось новое венгерское авиаподразделение -102/2-я эскадрилья пикирующих бомбардировщиков (ЭПБ) Kokuszdio («Кокосовый орех»), которой командовал капитан Ене Корошь Она располагала двенадцатью Ju 87 модификаций D-3 и В-2 и сразу же была брошена в бой под Харьковом. После битвы под Курском фронт покатился на Запад Вместе с вермахтом отступали и мадьярские части, которым в сентябре пришлось участвовать в боях за Киев В венгерской прессе часто упоминаются два эпизода из деятельности 3/1-й ЭБР в тот период. 21 сентября самолет прапорщика Белы Чапо был атакован тройкой Як-9. Экипажу удалось сбить один истребитель, другой, неосторожно маневрируя, врезался в землю, а «рама» вернулась на свой аэродром. В тот же день шестерка Ла-5 напала на машину сержанта Яноша Саттаи. Экипаж и в этом случае отбился, сбив два «Лавочкина». 5 октября произошло очередное переименование фронтовых авиачастей венгров: 2-е АС стало называться 102-м АС, 4/1 БАЭ стала 102/1-й БАЭ, 2/3-я ИАЭ – 102/2-й ИАЭ, 1/1-я ЭДР – 102-й ЭДР, 3/1-я ЭБР – 102-й ЭБР. Командование соединением принял подполковник Аладарь Сирмаи. В этом же месяце произошло знаменательное событие в 102-й ЭБР был совершен тысячный боевой вылет. Однако с октября боевая деятельность мадьярских ВВС на Востоке стала постепенно сворачиваться. Части возвращались на родину. Первой отбыла с фронта 102/2 ЭПБ. За три месяца боев она совершила около 1500 боевых вылетов, потеряв при этом восемь Ju 87. Многие экипажи были выведены из строя, и осталось только четыре боеспособных летчика. В ноябре на родину вернулось управление 5/1-го ИД. совершившего с мая 1560 боевых вылетов (сбито около семидесяти советских самолетов, потеряно девять летчиков) и личный состав 5/2-й ИАЭ На базе оставшейся от нее матчасти и остатков 1/1-й ИАЭ было сформировано новое подразделение из 16 самолетов. получившее наименование отдельной 102-й ИАЭ Командование принял капитан Д.Хорват. Боевая деятельность венгерских истребителей на Восточном фронте продолжалась до марта 1944 i В январе 102-я ИАЭ была преобразована в 102-й И АД, которым командовал майор Йожнев Ковач. Новая часть включала в себя две эскадрильи: 102/1-ю ИАЭ (командир – капитан Ласло Мате) и 102/2-ю ИАЭ (командир – капитан Ласло Потьендь). Каждая имела на вооружении по двенадцать Bf 109G2/G6. Эти подразделения участвовали в боях буквально до последних дней пребывания на фронте, но точные данные их потерь и побед отсутствуют. Наиболее результативным летчиком в рассматриваемый период стал лейтенант Миклош Кеньереш. одержавший 19 побед Он был сбит и попал в плен в феврале 1944 г., накануне отвода 102-го ИАД в Венгрию Следом шли лейтенанты Дьердь Дебредь и Ласло Мольнар, имевшие на своем счету по 18 сбитых каждый Будущий ас №1 венгерских ВВС лейтенант Деже Сентдьердьи достиг к этому моменту шести побед. В декабре вернулся домой личный состав 102/1-й БАЭ. которая совершила около 1200 боевых вылетов потеряв много самолетов. Оставшиеся машины передали 102-й ЭДР. Эта эскадрилья с июня 1943 г по январь 1944 г. совершила около 1000 боевых вылетов, потеряв пять «Юнкерсов». 102-я ЭДР дольше всех была на фронте – ее личный состав вернулся в Венгрию после 31 марта 1944 г Последние пять оставшихся Ju 88 возвратили немцам. Junkers Ju 87 B-2 102/2-й ЭПБ Тяжелый истребитель Ju 88С-6 Ближние разведчики к концу года совершили около 1100 боевых вылетов. Около шестидесяти раз их машины повреждались зенитным огнем, двенадцать – истребителями но 102-я ЭБР потеряла всего две «рамы». Тем не менее, к марту оставалась всего одна исправная машина, и эскадрилью отозвали в Венгрию, где и расформировали. Транспортная эскадрилья в 1943 г. в рейсах на фронт налетала 700 тыс км, перевезла 200 т почты. 110 т различных грузов, 800 раненых и 1700 пассажиров. С уходом личного состава 102-й ЭДР венгерских авиачастей на фронте не осталось. Завершившаяся военная кампания мадьярских ВВС характеризовалась тем, что они не были уже представлены в качестве самостоятельной силы, а действовали исключительно в интересах германского командования Немцы такое положение вещей объясняли в первую очередь тем, что венгры летали на самолетах 4-го воздушного флота люфтваффе Отметим, что с 1 января 1943 г. по 31 марта 1944 г. Германия предоставила в распоряжение своего союзника внушительное количество боевых самолетов- 147штук: 1 Do215B4, 66 Bf 109 (12 F4B. 40G2 и 14 G6), 51 Ju 88А-4. С и D. 13 Ju 87D-3 и D-5[19*] и 16 FW 189. Подобная щедрость объяснялась в первую очередь тем, что после понесенных под Сталинградом потерь немцы были заинтересованы в использовании хорошо подготовленных венгерских летчиков. К тому же применение мадьярами германской авиатехники упрощало вопросы материально-технического снабжения и ремонта в фронтовых условиях. Но сразу надо сказать, что немцы предоставляли авиатехнику не новую, а уже с достаточно израсходованным ресурсом и часто нуждавшуюся в серьезном ремонте. Венграм оставалось воспринимать сложившуюся ситуацию как должное. Несколько слов о событиях в самой Венгрии. Следует отметить, что в мае- октябре 1943 г. мадьярская авиация привлекалась к борьбе с партизанами С А.Ковпака во время их знаменитого карпатского рейда. По всей видимости, этим занимался базировавшийся в Ужгороде 4-й ДБР. Его экипажи выполняли, в основном, разведполеты. 13 августа 1943 г. над Венгрией впервые пролетели американские бомбардировщики. А уже 17-го будапештские эмиссары заключили в Стамбуле тайное соглашение с западными союзниками о том. что те не будут подвергать налетам объекты на венгерской территории а мадьяры, в свою очередь, не станут препятствовать пролету англо-американской авиации в своем воздушном пространстве. Несмотря на достигнутую договоренность, обе стороны понимали, что такое положение продлится не долго Во всяком случае, англо-американское командование запланировало на апрель 1944 г начало массовых бомбардировок венгерских объектов и для их подготовки с декабря организовало полеты своих разведчиков. В ноябре 1943 – феврале 1944 гг. над Венгрией пролетали группы бомбардировщиков. направлявшиеся на цели в Австрии. Южной Германии, Польше. 23 и 26 января были отмечены бомбардировки приграничных районов Западной Венгрии Мадьярские истребители несколь ко раз поднимались по тревоге, но в бой не вступали. 19* По другим данным – 14. Продолжение следует Примечания:В ТЕНИ ЛЮФТВАФФЕ (Венгерские ВВС на Восточном фронте. Март 1943 – март 1944 гг.)Александр В.Котлобовский/ Киев Фото из архивов автора и редакции Продолжение. Начало в «АХ» № 4 94 и «АиВ» № 195 Bf 109G-2, лето 1943 г. Под пятой Геринга Зимнее поражение под Сталинградом повергло Венгрию в шок. и в ее руководстве появились люди, задумывавшиеся о выходе из войны Но жесткие требования Германии сделать все возможное для реванша привели к тому, что Будапешт продолжал вносить свой скромный вклад в военные усилия рейха. В 1943 г на венгерских заводах началось серийное производство истребителей Bf 109G. Me 210 и двигателей к ним Но в первую очередь эта продукция шла для люфтваффе, и лишь в январе 1944 г 2/1 ИАЭ получила Bf 109. Примерно в то же время Me 210 начали поступать и в 5/1 ИАЭ. Части и подразделения ВВС. располагавшиеся на территории страны имели на вооружении в основном устаревшую технику Исключение составляла 2/1 ИАЭ. получившая 12 истребителей отечественного производства Heja-2 Еще 35 машин этого типа были рассредоточены по различным аэродромам Венгрии. В организации ВВС произошли очередные изменения, после которых на фронте к 1 марта 1943 г находились следующие силы 1-й ДДР (командир – майор Эндре Ковач) в составе 1/1 ЭДР Merfoldes csizma. которой командовал майор Адорьян Мерших. Она имела два Не 111Р-6, девять Ju 88D – и один Ви 131 «Хейнкели» выполняли курьерские полеты а на разведку летали «Юнкерсы» Один Не 111 и один Do 215В находились на ремонте в Германии и по одной машине указанных типов – в Венгрии. Истребительные част и были представлены 5/I дивизионом в составе 1/1 ИАЭ и 5/2 ИАЭ. 1/1 ИАЭ Dongo имела девять Bf 109F, командовал ею капитан [16*] Дьердь Уйсась 5/2 ИАЭ Puma располагала всего двумя Bf 109F но в Умани переучивалась на более современные Bf 109G-2. Командир – капитан Дьюла Хорват. 1-я авиатранспортная эскадрилья (АТЭ) имела в своем распоряжении лишь семь связных и курьерских машин один Ви 131. три FW 58 и столько же «Шторьхов»[17*] Командовал ею капитан Ласло Уйвари Ввиду отсутствия транспортных самолетов совместно с немцами прорабатывался вопрос об использовании летчиков подразделения для полетов на транспортных планерах, но он вскоре отпал. Всего к 1 марта на Восточном фронте находилось 33 мадьярских самолета, из них 22 боевых Все они объединялись в т н 2-е авиасоединение (т.е. авиационное соединение на Восточном фронте второго формирования, первое было в 1941 г.). Общее командование осуществлял полковник Тибор Фратер. которого 25 марта сменил полковник Шандор Илль. Помимо указанных сил, непосредственно в распоряжении командования венгерских оккупационных войск имелась эскадрилья связи из пяти машин двух Fi 156, по одному Ви 131 Аг 96 и Де-Хевилленд «Джипси Mот»[18*]. После зимней катастрофы венгерские авиачасти на фронте были полностью выведены из подчинения командования своих войск и отданы в распоряжение 4-го воздушного флота люфтваффе, где эскадрильи 2-го АС «рассортировали» по своим эскадрам В создавшемся положении венгерские командиры могли решать только административные вопросы, а боевые приказы отдавали исключительно немцы Они же предоставляли венграм и авиатехнику, которую было разрешено использовать лишь на фронте, а при возвращении подразделений на родину она вновь передавалась люфтваффе Полностью дискредитировавшие себя итальянские самолеты на фронт больше не отправлялись, так же как и лицензионные Heja-2 чьи характеристики не соответствовали требованиям современной войны. В противоположность этим машинам немецкая техника показывала себя с самой лучшей стороны, что давало возможность венгерским авиагорам эффективно решать поставленные задачи. В течение марта в соединении произошли важные перемены. Закончив двухмесячную переподготовку на территории оккупированной Франции и получив двенадцать Ju 88А-4, на фронт вернулась 4/1 БАЭ. Е этом же месяце на Украину была направлена 3/1 ЭБР Talios («Шаман») на WM-21 Solyom под командованием капитана Имре Телбиса Но на месте подразделение было перевооружено, получив от немцев двенадцать FW 189А – знаменитые «рамы». Пополнение в виде четырех Ju 86, снятых с вооружения бомбардировочной авиации, получили и транспортники. В марте боевой активностью отличались дальние разведчики, совершившие 20 числа свой 300-й боевой вылет (начиная с июня 1942 г.). В течение марта- апреля 1/1 ИАЭ использовала свои Bf 109F в качестве истребителей – бомбардировщиков. совершая налеты на позиции и объекты тыла советских войск 16* По другим данным восемь 17* Автору встречались также данные о том. что в указанное время 1-я АТЭ имела шесть самолетов; 1 Ви 131, 3 Fi 156 и 2 FW 158. из которых один был неисправным. Есть также данные о том, что в этот период на фронте находился еще один FW 158 из 4/1 БАЭ, занимавшийся переброской личного состава в Венгрию. Вполне возможно, что этот самолет был прикомандирован к 1-й АТЭ 18* Трофейный, захвачен и апреле 1941 г. в Югославии. Fw 189А из состава 3/1 ЭБР Fw 189 с поврежденным в воздушном бою килем Bf 109G-6, из состава 102/1-й ИАЭ, Венгрия, март 1944 г. Подготовка к вылету Ju 88D-2 из состава 1/1 ЭДР Наибольшую активность в апреле вновь проявила 1/1 ЭДР. совершившая за месяц более 100 боевых вылетов. В основном полеты проводились с целью вскрытия советской аэродромной сети в районе Курск – Касторная – Свобода – Россошь – Изюм За месяц эскадрилья потеряла один «Юнкере», а бортстрелки сбили два советских самолета. Бомбардировочная эскадрилья к 20 апреля завершила ознакомительно-тренировочные полеты и приступила к выполнению боевых заданий 5/1 ИАЭ. освоив новые Bf 109G-2. приступила к сопровождению германских бомбардировщиков, а 3/1 ЭБР в Проскурове осваивала новую технику. В мае 1/1 ЭДР понесла ощутимые потери, что привело к заметному снижению ее боевой активности. Так, 8 мая в районе г Валуйки был сбит Ju 88 капитана Керестеля Шатцгера, все четыре члена экипажа погибли В тот же день в районе Старого Оскола потерян «Юнкере» капитана Золтана Якаба, экипаж попал а плен. До конца месяца подразделение лишилось еще двух своих машин, и немцам пришлось передать венграм два Ju 88D с целью частичной компенсации этих потерь. В этот период 4/1 БАЭ. базируясь на аэродроме Калиновка под Винницей, бомбила железнодорожные узлы, скопления войск и аэродромы. В ходе первых же вылетов эскадрилья потеряла один самолет. 18 мая закончив освоение «Фокке- Вульфов». 3/1 ЭБР перебазировалась на аэродром Харьков-Южный, откуда совершала полеты в ближние тылы советских войск. Две -рамы» были выделены для действий в долине р. Припять против партизан, которые 22 мая сбили одну из них Командир экипажа капитан Вете погиб, стрелок ранен, наблюдатель взят в плен Всего за оставшиеся дни мая, июнь и начало июля (т.е. до Курской битвы) подразделение совершило 224 боевых вылета. Июнь также прошел в рутинной боевой работе и ничем особенным для венгров не ознаменовался Разве что в 1-м ДДР произошла смена командиров: майор Ковач убыл в Венгрию, вместо него прибыл майор Дьюла Тимар. В битве на Курской дуге венгерская авиация приняла активное участие, однако сведения об этом крайне скупы. Никаких конкретных фактов в распоряжении автора нет, известно лишь, что 1/1 -я ЭДР в ходе этих боев совершила свой пятисо- тый боевой вылет. В августе на фронте появилось новое венгерское авиаподразделение -102/2-я эскадрилья пикирующих бомбардировщиков (ЭПБ) Kokuszdio («Кокосовый орех»), которой командовал капитан Ене Корошь Она располагала двенадцатью Ju 87 модификаций D-3 и В-2 и сразу же была брошена в бой под Харьковом. После битвы под Курском фронт покатился на Запад Вместе с вермахтом отступали и мадьярские части, которым в сентябре пришлось участвовать в боях за Киев В венгерской прессе часто упоминаются два эпизода из деятельности 3/1-й ЭБР в тот период. 21 сентября самолет прапорщика Белы Чапо был атакован тройкой Як-9. Экипажу удалось сбить один истребитель, другой, неосторожно маневрируя, врезался в землю, а «рама» вернулась на свой аэродром. В тот же день шестерка Ла-5 напала на машину сержанта Яноша Саттаи. Экипаж и в этом случае отбился, сбив два «Лавочкина». 5 октября произошло очередное переименование фронтовых авиачастей венгров: 2-е АС стало называться 102-м АС, 4/1 БАЭ стала 102/1-й БАЭ, 2/3-я ИАЭ – 102/2-й ИАЭ, 1/1-я ЭДР – 102-й ЭДР, 3/1-я ЭБР – 102-й ЭБР. Командование соединением принял подполковник Аладарь Сирмаи. В этом же месяце произошло знаменательное событие в 102-й ЭБР был совершен тысячный боевой вылет. Однако с октября боевая деятельность мадьярских ВВС на Востоке стала постепенно сворачиваться. Части возвращались на родину. Первой отбыла с фронта 102/2 ЭПБ. За три месяца боев она совершила около 1500 боевых вылетов, потеряв при этом восемь Ju 87. Многие экипажи были выведены из строя, и осталось только четыре боеспособных летчика. В ноябре на родину вернулось управление 5/1-го ИД. совершившего с мая 1560 боевых вылетов (сбито около семидесяти советских самолетов, потеряно девять летчиков) и личный состав 5/2-й ИАЭ На базе оставшейся от нее матчасти и остатков 1/1-й ИАЭ было сформировано новое подразделение из 16 самолетов. получившее наименование отдельной 102-й ИАЭ Командование принял капитан Д.Хорват. Боевая деятельность венгерских истребителей на Восточном фронте продолжалась до марта 1944 i В январе 102-я ИАЭ была преобразована в 102-й И АД, которым командовал майор Йожнев Ковач. Новая часть включала в себя две эскадрильи: 102/1-ю ИАЭ (командир – капитан Ласло Мате) и 102/2-ю ИАЭ (командир – капитан Ласло Потьендь). Каждая имела на вооружении по двенадцать Bf 109G2/G6. Эти подразделения участвовали в боях буквально до последних дней пребывания на фронте, но точные данные их потерь и побед отсутствуют. Наиболее результативным летчиком в рассматриваемый период стал лейтенант Миклош Кеньереш. одержавший 19 побед Он был сбит и попал в плен в феврале 1944 г., накануне отвода 102-го ИАД в Венгрию Следом шли лейтенанты Дьердь Дебредь и Ласло Мольнар, имевшие на своем счету по 18 сбитых каждый Будущий ас №1 венгерских ВВС лейтенант Деже Сентдьердьи достиг к этому моменту шести побед. В декабре вернулся домой личный состав 102/1-й БАЭ. которая совершила около 1200 боевых вылетов потеряв много самолетов. Оставшиеся машины передали 102-й ЭДР. Эта эскадрилья с июня 1943 г по январь 1944 г. совершила около 1000 боевых вылетов, потеряв пять «Юнкерсов». 102-я ЭДР дольше всех была на фронте – ее личный состав вернулся в Венгрию после 31 марта 1944 г Последние пять оставшихся Ju 88 возвратили немцам. Junkers Ju 87 B-2 102/2-й ЭПБ Тяжелый истребитель Ju 88С-6 Ближние разведчики к концу года совершили около 1100 боевых вылетов. Около шестидесяти раз их машины повреждались зенитным огнем, двенадцать – истребителями но 102-я ЭБР потеряла всего две «рамы». Тем не менее, к марту оставалась всего одна исправная машина, и эскадрилью отозвали в Венгрию, где и расформировали. Транспортная эскадрилья в 1943 г. в рейсах на фронт налетала 700 тыс км, перевезла 200 т почты. 110 т различных грузов, 800 раненых и 1700 пассажиров. С уходом личного состава 102-й ЭДР венгерских авиачастей на фронте не осталось. Завершившаяся военная кампания мадьярских ВВС характеризовалась тем, что они не были уже представлены в качестве самостоятельной силы, а действовали исключительно в интересах германского командования Немцы такое положение вещей объясняли в первую очередь тем, что венгры летали на самолетах 4-го воздушного флота люфтваффе Отметим, что с 1 января 1943 г. по 31 марта 1944 г. Германия предоставила в распоряжение своего союзника внушительное количество боевых самолетов- 147штук: 1 Do215B4, 66 Bf 109 (12 F4B. 40G2 и 14 G6), 51 Ju 88А-4. С и D. 13 Ju 87D-3 и D-5[19*] и 16 FW 189. Подобная щедрость объяснялась в первую очередь тем, что после понесенных под Сталинградом потерь немцы были заинтересованы в использовании хорошо подготовленных венгерских летчиков. К тому же применение мадьярами германской авиатехники упрощало вопросы материально-технического снабжения и ремонта в фронтовых условиях. Но сразу надо сказать, что немцы предоставляли авиатехнику не новую, а уже с достаточно израсходованным ресурсом и часто нуждавшуюся в серьезном ремонте. Венграм оставалось воспринимать сложившуюся ситуацию как должное. Несколько слов о событиях в самой Венгрии. Следует отметить, что в мае- октябре 1943 г. мадьярская авиация привлекалась к борьбе с партизанами С А.Ковпака во время их знаменитого карпатского рейда. По всей видимости, этим занимался базировавшийся в Ужгороде 4-й ДБР. Его экипажи выполняли, в основном, разведполеты. 13 августа 1943 г. над Венгрией впервые пролетели американские бомбардировщики. А уже 17-го будапештские эмиссары заключили в Стамбуле тайное соглашение с западными союзниками о том. что те не будут подвергать налетам объекты на венгерской территории а мадьяры, в свою очередь, не станут препятствовать пролету англо-американской авиации в своем воздушном пространстве. Несмотря на достигнутую договоренность, обе стороны понимали, что такое положение продлится не долго Во всяком случае, англо-американское командование запланировало на апрель 1944 г начало массовых бомбардировок венгерских объектов и для их подготовки с декабря организовало полеты своих разведчиков. В ноябре 1943 – феврале 1944 гг. над Венгрией пролетали группы бомбардировщиков. направлявшиеся на цели в Австрии. Южной Германии, Польше. 23 и 26 января были отмечены бомбардировки приграничных районов Западной Венгрии Мадьярские истребители несколь ко раз поднимались по тревоге, но в бой не вступали. 19* По другим данным – 14. Продолжение следует |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|