ВВС Хорватии

В 1991 г. расквартированные в Хорватии части югославской народной армии находились в состоянии кризиса – началась «война казарм». Тысячи мирных жителей блокировали военные городки Югославской народной армии по всей Хорватии. К осени воинские контингента из Ховататии были отведены в Боснию, Сербию и в Сербскую Краину. Готовилась военная операция против Хорватии.

В сентябре 1991 г. война между Хорватией и Сербией перешла из вялотекущей фазы в стадию открытых боевых столкновений. Бои шли на фронте протяженностью более 1 000 км. Действия сербов поддерживали югославские ВВС. Истребители МиГ-21 выполнили несколько демонстративных проходов над столицей Хорватии Загребом, а 7 октября истребители-бомбардировщики МиГ-29 ракетами AGM-65 «Майверик»(1*) нанесли удар по резиденции президента Хорватии Франьо Туджмана. Президент чудом остался в живых.

Летом 1991 г. Хорватия своих ВВС не имела. При выводе войск Югославской народной армии с территории Хорватии сербам удалось или забрать с собой, или вывести из строя все боевые летательные аппараты, а также вывести из строя инфраструктуру аэродромов. Попыткой восполнить недостаток материальной части стало принятие 3 сентября 1991 г. постановления правительства Хорватии о постановке на учет всех находившихся в республике летательных аппаратов, которые можно было бы использовать в военных целях. Из музейной коллекции был даже извлечен и восстановлен до пригодного к полетам состояния вертолет Белл 47 J. Из этих летательных аппаратов было сформировано несколько отдельных авиационных отрядов (Samostalni zrakoplovni odred – SZO). Основой для формирования отрядов послужили аэроклубы, существовавшие во времена социалистической Югославии. Датой создания ВВС Хорватии (Hravatsko ratno zrakolovstvo – HRZ) считается 12 декабря 1991 г., независимость государство Хорватия получило позже. Командующим ВВС стал генерал Имра Аготич, являвшийся специалистом в области радиолокации. Усилиями Аготича за короткий срок над Хорватией удалось создать сплошное радиолокационное поле и наладить эффективное управление действиями авиации.

Загреб испытывал острейшую нехватку матчасти, но не летных кадров. Процент хорватов среди офицеров югославских вооруженных сил был очень высок – летный состав ВВС СФРЮ на 80% состоял из хорватов и словенцев. В Хорватию за несколько месяцев дезертировало из ЮНА почти 200 летчиков и 100 техников. Четверо из них – вместе с самолетами. Первым 25 октября 1991 г. угнал МиГ-21 Р (серийный номер 26112) в Австрию на аэродром Клагенфурт капитан Рудольф Перезин из 352-й разведывательной эскадрильи 1 17-го истребительного авиационного полка (авиабаза Бихач). Австрийцы истребитель оставили у себя, но Перезин благополучно добрался до Хорватии, где быстро стал полковником, командиром 21-й истребительной эскадрильи. Вторым из ВВС Югославии вместе с самолетом дезертировал капитан Данила Борович, перелетевший 4 февраля 1992 г. из Бихача в Пулу на МиГ- 21 бис (серийный номер 17133). Этот истребитель стал первым самолетом (новый бортовой номер «101») формируемой на авиабазе Плесо под Загребом 1-й истребительной эскадрильи (1 Eskadrila Lovacka) «Черные рыцари». Первый хорватский МиГ-21 летал в основном на разведку, однако недолго: 24 июня 1992 г. в районе Славонского Брода его сбили сербы, летчик, полковник Антон Радош, погиб (по другой версии, истребитель столкнулся с землей в полете на предельно малой высоте). Еще два МиГа летчики-хорваты угнали из Бихача 15 мая (№№ 17235 и 17167. В Хорватии они получили номера 102 и 103 соответственно). В январе 1993 г. истребителям присвоили собственные имена «Osvetnik Dubrovnika» и «Osvetnik Vukovara» (защитник Дубровника и защитник Вуковара). Борт «103» был сбит ракетой сербского ЗРК «Куб» 14 сентября 1993 г. над Сербской Краиной, летчик погиб.

1* Такая информация кочует из одного западного источника в другой, однако использование УР «Майверик» с «чистого» истребителя МиГ-29 маловероятно, разве что в качестве бомбы


МиТ-216ис, угнанный 15 моя 1992 г. капитаном Ивицей Ивандигем. В ВВС Хорватии истребитель получил наименование «Защитник Вуковоро». Самолет был сбит сербами 14 сентября 1993 г.


«Анакс» – хорватский Ан-2 в варианте АВАКС


«Старая Дама» – первый хорватский Ми-8Т. На этой машине сербский летчик совершил 22 сентября 1991 г. вынужденную посадку на территории, контролируемой хорватами В ВВС Хорватии вертолет эксплуатировался до 1999 г На заднем плане видны еще три вертолета Ми-8 ВВС Хорватии. На одном из них отчетливо читается название словацкой авиакомпании 5LOV AIR. За словацким вертолетом стоит Ми-8МТВ-1, ранее принадлежавший «Аэрофлоту»


Основу ВВС хорватов составили самолеты Ан-2. По аэроклубам и сельскохозяйственным авиапредприятиям удалось наскрести не менее двенадцати бипланов, минимум один Ан-2 ранее принадлежал государственной авиакомпании ГДР «Интерфлюг». Самолеты свели в 4-ю бригаду, которая базировалась в Далмации. «Кукурузники» интенсивно использовались в качестве импровизированных бомбардировщиков. Через проемы грузовых дверей борттехники сбрасывали самопальные бомбы – бочки от бензина, набитые взрывчаткой и ручными гранатами.

Эффект от таких ударов получался прежде всего моральным: солдаты на передовой бурно радовались появлению в небе «боевых» самолетов ВВС Хорватии. Ан-2 с регистрацией «9A-BOW» хорватские техники (есть данные, что помогали специалисты из Великобритании) превратили в «мини- АВАКС», установив на него аппаратуру радиотехнической разведки и радиолокатор, после чего самолет получил прозвище «Анакс». Несколько бипланов хорваты потеряли. 11 ноября 1991 г. в районе Даково столкнулся с проводами Ан-2 с бортовым номером «1G167-06» (ранее машина принадлежала сельскохозяйственному кооперативу «Осиек»), экипаж отделался ушибами. 26 января 1992 г. столкнулся с проводами линии электропередач еще один Ан: самолет с бортовым номером «1G223-56» (ранее самолет имел регистрацию «YU-BOF и также опылял поля под Осиеком), из шести находившихся на борту человек пятеро погибли. Один Ан-2 (YU-BOP, 1G222-37, самолет ранее принадлежал сельхозартели Осиек) сбили сербы ракетой ЗРК «Куб» (2 декабря 1991 г. в окрестностях Вуковара, экипаж в составе двух пилотов (оба в прошлом – летчики-истребители, один летал на МиГ-29, второй – МиГ-21) и двух техников погиб.

Мирные бипланы оказались трудной целью для ЗРК «Куб», РЛС которых в автоматическом режиме не была рассчитана на сопровождение столь малоскоростных воздушных целей. Хорватские источники говорят о 12 ракетах, выпущенных по Ан-2 «YU-ВОР», скорее всего, здесь имеет место преувеличение, но Ан-2 действительно в определенном смысле является «стелсом». Рассказывают, что в некоторых частях, вооруженных «Кубами», солдатам-срочникам за сопровождение в ручном режиме «колхозных» Ан-2 давали увольнительную – эта работа считалась гораздо более сложной, чем сопровождение реактивных самолетов.

Мобилизованные из аэроклубов самолеты первоначального обучения Utva- 75 получили обозначение V-53. В «военной» конфигурации эти самолетики получили возможность нести на двух подкрыльевых пилонах бомбы общей массой до 100 кг. По крайней мере один самолет был вооружен четырьмя 90-мм НАР М79 «Оса». Использовали самолеты Utva-75/V-53, главным образом, в ночное время, причем пилоты летали в очках ночного видения. Летом 1994 г. на вооружении 26-й тренировочной эскадрильи состояло семь самолетов Utva-75, в конце года -11.

Весной 1992 г. между Сербией и Хорватией при спонсорстве международного сообщества удалось установить хрупкое перемирие. В Хорватии появились миротворческие силы ООН (UNPROF, UN Protection Force). Треть территории страны осталась под сербами. После вступления в силу договора о прекращении огня подразделения ЮНА покидали Хорватию, но оставляли свое вооружение местным сербам, которые не замедлили провозгласить новое государство – Сербскую Краину.

Хорваты, тем временем, также вооружались. На закупку самолетов и вертолетов в обход санкций ООН был выделен специальный секретный фонд. В прессе конца 1990-х гг. проскочила цифра, отражающая затраты Хорватии на оборону – 1,86 миллиарда долларов США, 30% валового национального продукта. Откуда у маленькой, недавно получившей независимость страны такие деньги? Одна из многих балканских загадок… Командующий ВВС генерал Имра Аготич получил распоряжение добывать технику любым способом, не думая о финансовой стороне дела. Менее чем за три года генерал Аготич под носом у UNPROFOR сумел создать самые боеспособные ВВС на Балканах. По своей оснащенности ВВС Хорватии уступали только ВВС Сербии, которые являлись прямыми наследниками ВВС СФРЮ. Трудно поверить, что командование UNPROFOR или комиссары ООН не знали о делах Аготича. Просто строительство ВВС Хорватии – всего лишь один из многих примеров политики «двойных стандартов»: санкции ООН в отношении Сербии соблюдались очень жестко и оказались эффективными. В Хорватии же, на авиабазе Плесо истребители МиГ-21 взлетали и садились на ту же самую полосу, что и самолеты ООН.


Вертолеты Ми-24, ровно как и истребители МиГ-21 ВВС Хорватии, поначалу не имели видимых бортовых номеров. Ми-24 были поставлены Хорватии без вооружения и официально считались скоростными санитарными вертолетами. Установка вооружения на «санитарный вертолет» занимала всего несколько часов. В носовой части фюзеляжа этого Ми-24 изображена эмблема эскадрильи боевых вертолетов


Пилоты ВВС Хорватии с самого начала были прекрасно экипированы Все летное снаряжение образца, принятого в НАТО


Истребитель МиГ-21бис ВВС Хорватии, снимок середины 1990-х гг. Видимые бортовые номера отсутствуют, есть информация, что бортовые номера наносились в нишах основных опор шасси. Источник приобретения хорватами самолетов МиГ-21 до сих пор официально не назван


Главным поставщиком оружия и военной техники для Хорватии стала Германия. Еще в годы Второй мировой войны хорватские усташи самым тесным образом сотрудничали с оккупационными германскими войсками.

Под эгидой немцей были сформированы ВВС Хорватии, подразделения которых действовали не только на Балканах, но и с октября 1941 г. на Восточном фронте. Пилоты ВВС Хорватии сбили в воздушных боях в общей сложности 263 советских самолета (по хорватским данным), самыми результативными стали Мате Дуковач (44 победы) и Цве- тан Галич (38 побед).

Интересный момент: штаб ВВС Хорватии разместился в центре Загреба в здании, где некогда располагался штаб 3-го воздушного флота люфтваффе (справедливости ради необходимо отметить – здесь же находился штаб корпуса ВВС Югославской народной армии). За короткий срок в нарушение всех международных соглашений по бывшей Югославии Хорватия построила боеспособные ВВС. По официальной версии 24 истребителя МиГ-21 бис хорваты собрали из запасных частей и брошенных самолетов на авиаремонтном заводе в Велика Горице. Полуофициальным версиям – несть числа. В конце 1990-х гг. пресса писала о покупке хорватами МиГов на Украине или в Молдавии, не исключая, впрочем, восточногерманское происхождение самолетов. В Журнале «Эр Форс монсли» за сентябрь 2006 г. появилась очередная версия – истребители МиГ- 21 бис в количестве не менее 23 самолетов (плюс четыре спарки МиГ-21 УМ) были куплены в Киргизии. Без сомнения, в первой половине 1990-х гг. на просторах СНГ по дешевке не продавались разве что межконтинентальные баллистические ракеты, но почему, согласно тем же западным экспертам, на «украинских», «молдавских» или «киргизских» МиГах стояла электро- и радиоаппаратура, изготовленная в ГДР, а камуфляжная окраска один в один соответствовала камуфляжу МиГов ВВС ГДР? Можно гадать, откуда в Хорватии появились истребители, зато одежда пилотов сомнений не вызывает: изначально все пилоты ВВС Хорватии получили новую, с иголочки, экипировку пилотов НАТО – в Молдавии пошили?

Хорваты получили также более чем адекватное вооружение класса воздух- воздух – лучшие в мире на тот период ракеты ближнего радиуса действия Р-60. Обучение хорватов проводили летчики и техники, ранее служившие в 8-й истребительной эскадре бывших ВВС ГДР. В целях сокрытия количества самолетов, состоявших на вооружении ВВС Хорватии, бортовые номера вплоть до конца 1990-х гг. были нанесены только в нишах основных опор шасси. Самолеты летали «анонимными».

В мае-июне 1992 г. у Хорватии появилось 11 боевых вертолетов Ми-24Д и Ми-24В. Их происхождение также остается загадочным. По одной версии – ранее они состояли на вооружении ННА ГДР, правда, тут есть одно «но» – на вооружении Национальной народной армии ГДР не имелось «крокодилов» модификации Ми-24В. Подругой – вертолеты Ми-24 по дешевке предоставили украинские товарищи. Вроде бы вертолеты были доставлены в аэропорт Риека российскими транспортными самолетами. Появилась даже версия, согласно которой эти вертолеты прошли Афганистан.

И опять «подводные камни» – камуфляжная окраска боевых вертолетов повторяет камуфляж Ми-24 НИА ГДР, а «заплатки» из новой краски на месте старых опознавательных знаков по форме похожи на ромбы и нанесены как раз в тех местах, где наносились опознавательные знаки ННА ГДР. При поставке хорватам вертолетов Ми-24 соблюдалась видимость приличия – сняли вооружение, а на бортах фюзеляжей нарисовали красные кресты. В конце 1992 г. вертолеты Ми-24, сведенные в 1-й эскадрилью боевых вертолетов (1 Eskadrilia Borbenich Helicoptera), использовались для транспортных перевозок в районе Вуковара. Транспортными Ми-24 перестали считаться в 1993 г., когда на них появилось все, что им положено иметь по штату: пулеметы ЯкБ в подфюзеляжных турельных установках, блоки УБ-32, НАР С-24, ПТУР «Спираль». Хорваты периодически демонстрировали Ми-24 без вооружения иностранным наблюдателям и журналистам. Один Ми-24Д был доработан в поисково-спасательный вариант: на нем установили лебедку и демонтировали все вооружение. Один «крокодил» в 1995 г. доработали в противолодочный, после чего вертолет получил возможность нести на внешней подвески четыре американские противолодочные торпеды Мк 44. Наконец, один Ми-24 был оснащен ИК системой обзора передней полусферы и использовался в качестве разведчика.


Демонстрация сброса воды с противопожарной амфибии «Канадэр» CL-415 Хорватских ВВС


Самолет «Эйр Тржтор» A T-802F 885-й противопожарной эскадрильи


Германский источник матчасти для ВВС Хорватии (не только для ВВС) отчасти может объяснить рекордно высокую сумму, в которую якобы обошлось строительство вооруженных сил. Скорее всего, эксперты, которые вывели данную сумму, исходили из рыночной стоимости оружия и боевой техники. Германия вряд ли продавала Хорватии технику по рыночной стоимости – достаточно вспомнить более позднюю по срокам «продажу» Польше истребителей МиГ-29, ранее состоявших на вооружении бундеслюфтваффе. За каждый МиГ поляки заплатили по 1 евро! Это бизнес или политика?

Кроме транспортно-боевых Ми-24 хорваты получили порядка 40 транспортных «восьмерок». Самый первый вертолет Ми-8Т появился у хорватов 22 сентября 1991 г. – раненый серб посадил машину на территории противника. Вертолет получил собственное имя «Stara Frajala» (старая дама). После несложного восстановительного ремонта машина базировалась в Лучко. 4 ноября эта «восьмерка» вновь выполнила вынужденную посадку – вертолет по ошибке обстреляла в районе Загреба хорватская пехота. После этого случая на фюзеляже и хвостовой балке вертолета нарисовали крупную хорватскую «шаховницу». «Старая дама» летала в составе ВВС Хорватии до 1999 г.

Первые «восьмерки» были куплены легально в 1992 г. как гражданские машины – три Ми-8Т в Словакии, два (Ми-8МТВ-1) в России, один Ми-8С («Салон») в Польше. Два Ми-8МТВ-1, сохранившие аэрофлотовскую окраску, поступили в полицию Хоравтии, еще два экс-российских «МТВ-1», купленных в 1996 г., использовались для правительственных перевозок. В 1993 г. Хорватия приобрела 14 Ми-8МТВ-1, источник не известен. Вертолеты Ми-8 были сведены в 28-ю транспортную эскадрилью. «Восьмерки» интенсивно использовались в конфликтах 1993-1994 гг., для транспортных перевозок и в интересах спецподразделений. При посадке на вершину горы Велебит разбился Ми-8МТВ-1 («борт Н-208»), погиб экипаж и находившиеся на борту 28 спец- назвцев. 21 мая в районе Стойковичи сербы сбили Ми-8МТВ-1 («Н-210»), на борту которого находилось 19 раненых. 5 августа выпущенная хорватским расчетом, который принял вертолет за сербский, ракета ПЗРК попала в Ми- 8МТВ-1 («Н-203»), к счастью для находившихся на борту «восьмерки», ракета не взорвалась.

Хорваты активно вооружались в период, когда в отношении всех стран бывшей Югославии действовало эмбарго (Постановление Генерального секретаря ООН № 757 от 20 мая 1992 г.) на поставку любой военной техники. В хорватских городах Сплит и Загреб находились миссии ООН, в обязанности которых входил, в том числе, контроль за соблюдением эмбарго. В отношении Сербии эмбарго почему-то соблюдалось очень строго, в то время как в Загребе, где ежедневно взлетали и приземлялись «западнодемократические» самолеты, базировались сугубо мирные и чисто спортивные истребители МиГ-21 ВВС Хорватии. Хорватские пилоты получили прекрасную, с иголочки, экипировку НАТОвского образца. Собственными силами хорваты организовали производство небольших дистанционно-пилотируемых разведывательных летательных аппаратов (ДПЛА).

К весне 1995 г. вооруженные силы Хорватии были подготовлены к военному решению вопроса Сербской Крайны – восстановлению унитарного государства Хорватия в границах прежней союзной республики. Генеральной репетицией предстоящей войны стали проведенные в ноябре учения «Посейдон 94», на которых ВВС Хорватии отрабатывали действия по поддержке сухопутных войск и отражению воздушных налетов авиации вероятного противника. В ходе учения хорватские РЛС постоянно контролировали воздушное пространство не только Сербской Краины, но и самой Сербии. Международный дебют ВВС Хорватии состоялся несколько раньше – 30 мая 1994 г. в небе над Загребом в парадном строю прошла десятка МиГ-21. На самолетах отсутствовали бортовые номера – хорваты не желали раскрывать общее количество машин.


Совместный полет над Адриатикой самолетов АМХ ВВС Италии и хорватского РС-9М, февраль 2005 г.


Хорватский Ми-8 но учениях в Болгарии


В начале 1995 г. НАТО резко усилило давление на боснийских сербов, Загреб использовал выгодный момент для решения проблемы Сербской Краины. В 1990-е гг. предпочитали молчать о координации действий командования НАТО, руководства Хорватии и боснийских мусульман. Как выяснилось совсем недавно, имели место не только координация действий, но и совместные операции.

Результатом проведенных хорватами против Сербской Краины в мае операции «Бясак» (вспышка), летом – операции «Лято» (лето) и операции «Олуя» (шторм) в августе стало установление Загребом контроля над Западной Словенией и Краиной. За все время боевых действий не зафиксировано ни одного случая воздушных боев между авиацией сербов и хорватов. Тем не менее, Загреб заявил о более чем ста уничтоженных сербских самолетах! В ходе проведения операции «Бясак» 2 мая 1995 г. перед парой МиГов была поставлена задача нанести удар по одному из сербских объектов в районе

Басанской Градишке. Разведка не сумела вскрыть ПВО сербов, как выяснилось – объект прикрывали 14 зениток и несколько расчетов ПЗРК. При выполнении атаки ракетой ПЗРК «Стрела-2М» был сбит истребитель МиГ-21 бис, пилотируемый полковником Перезиным. Ведомый Перезина, бригадир Зденко Радулич, сумел дотянуть на тяжело поврежденном Миге до авиабазы Плесо.

Хорватские ВВС приняли прямое участие в операции боснийских мусульман против сербов в районе Баня-Луке, известной как «Мистраль». 8 сентября 1995 г. при выполнении задания по оказанию непосредственной авиационной поддержки наземных войск в сложных метеоусловиях в окрестностях населенного пункта Мрконич Град разбился хорватский Ми-24. После боевого вылета на поддержку боснийских мусульман 13 сентября в одном Ми-24 насчитали 42 пробоины от пуль калибра 12,7 мм и несколько пробоин от 20-мм снарядов.

В ходе операция «Олуя» в августе 1995 г. хорваты захватили несколько самолетов ВВС Сербской Краины, в том числе G-2A «Галеб», J-1 «Ястреб», J-20 «Крагуй», UTVA-60. Какое-то время эти самолеты использовались для полетов.

Подписанные в ноябре 1995 г. Дейтонские соглашения положили конец войне в Боснии, одним из результатов Дейтонских соглашений стало снятие эмбарго на поставку вооружений. Хорватия получила возможность закупать любые самолеты или вертолеты. ВВС требовались прежде всего учебно-тренировочные машины. Для удовлетворения этих нужд было закуплено 20 самолетов Пилатус РС-9 и 12 вертолетов Белл 206В.


После окончания балканских войн

ВВС Хорватии пришли в состояние, которое в 2002 г. было охарактеризовано как «кризис» – осталось всего порядка десяти боеспособных самолетов. Хорватия стремилась в НАТО, поэтому руководство страны приняло меры по выправлению ситуации. Рассматривался вопрос о возможности закупки истребителей F-16, однако пришли к выводу, что модернизировать состоящие на вооружении истребители МиГ-21 будет более прагматичным решением.

Переговоры о модернизации истребителей МиГ-21 велись в конце 1990-х гг. с Россией (в вариант МиГ-21-93), но в конечном итоге выбор был сделан в пользу Румынии. Восемь истребителей МиГ-21 бис в 2003-2004 гг. прошли на фирме «Аэростар» доработку в вариант МиГ-216ncD (D – Doradien, доработанный; на самолетах установлены новые системы госопознавания, новые радиостанции, системы ближней навигации и инструментальной посадки, приемники спутниковой навигационной системы GPS). Также в Румынии в 2003- 2004 гг. прошли модернизацию четыре спарки МиГ-21 УМ.

Два Ан-32 прошли в 2004 г. ремонт и модернизацию на Украине на заводе в Киеве. В ходе ремонта на самолеты установили системы отстрела ИК ловушек и радиокоммуникационное оборудование стандарта ICAO. Не менее трех Ан-32 ВВС Хорватии получили в 1995-1996 гг.

Хорватия всегда страдала от лесных пожаров, еще во времена социалистической Югославии здесь базировалась противопожарная эскадрилья. Аналогичная эскадрилья появилась в Хорватии вновь. До 2001 г. она находилась в ведении министерства внутренних дел, пока ее не передали в ВВС.

На вооружении 855-й авиационной противопожарной эскадрильи в 2000 г. состояло две противопожарные летающие лодки Канадэр CL-215, три CL- 415, а также два самолета Эйр Трэктор AT-802F. Последние, хотя оснащены водяными баками, используются, главным образом, для мониторинга лесных пожаров. Четвертый CL-415 эскадрилья получила в 2004 г, в то время как два CL-215 были сняты с вооружения и проданы. Изучался вопрос о закупке в России амфибий Бе-200, но решение принято не было, хотя российский самолет выполнил в Хорватии серию демонстрационных полетов.

После окончания войны упор был сделан на закупку учебных самолетов и вертолетов.

Три РС-9 было поставлено в 1996- 1997 гг.; в апреле-ноябре 1997 г. ВВС Хорватии получили 20 вновь построенных самолетов РС-9М. Три самых первых «Пилатуса» были сняты с вооружения в середине 2005 г.

В конце 1996 г. ВВС Хорватии заказали фирме Белл десять вертолетов 206В-3. Все десять вновь построенных вертолетов ВВС Хорватии получили в 1997-1998 гг. Четыре вертолета MD.500 появились на вооружении ВВС Хорватии или в 1992 г., или в 1995 г., сняты с вооружения в 2001 г.

К 1998 г. на вооружении ВВС Хорватии оставалось шесть вертолетов Ми-24В. В 2004 г. 29-я эскадрилья боевых вертолетов была расформирована, став частью 28-й транспортной вертолетной эскадрильи; в 2004 г. все вертолеты Ми-24 были поставлены на хранение.

Большая часть вертолетов Ми-8 (ранних модификаций) была снята с вооружения ВВС Хорватии к 2005 г., десять Ми-8МТВ прошли модернизацию на Украине в государственной компании Укрспецэкспорт. Вертолеты Ми-8 состоят на вооружении двух транспортных эскадрилий, одна из которых специализируется на выполнении заданий в интересах ВМС.

Осенью 2006 г. в печати появились сообщения о заключении контракта с Улан-Удэнским авиационным заводом на поставку десяти вертолетов Ми-171Ш. Все десять вертолетов-штурмовиков ВВС Хорватии должны получить в 2007 г. Поставки осуществляются в счет долга России Хорватии.

В совместных со странами НАТО учениях хорватские ВВС принимают участие с 20ОО г., когда страна присоединилась к программе сотрудничества с НАТО.

Первые совместные полеты самолетов ВВС Хорватии и палубной авиации ВМС США были выполнены в 2000 г. В 2002 г. после почти шестимесячного пребывания в водах Персидского залива в Адриатическое море зашел авианосец «Джордж Вашингтон», самолеты с которого приняли участие в совместных с ВВС Хорватии учениях «Джойнт Уингз-2002», проводившихся с 24 по 31 октября. От ВВС Хорватии в учениях принимали участие четыре истребителя МиГ-21 бис и один МиГ-21 УМ (их пилотировали летчики обеих истребительных эскадрилий – 21- и 22-й), два вертолета Ми-8МТВ-1 из 28-й транспортной эскадрильи; в общей сложности 25 летчиков. Командование 17-го палубного авиакрыла выделило для участия в учениях шесть истребителей F/A-18 (из эскадрилий VFA-34, VFA-83, VFA-81), три истребителя F-14B из эскадрильи VF-103, один вертолет SH-60F и один вертолет НН-60Н из эскадрильи HS-15, всего 35 человек летных экипажей. В учениях принял непосредственное участие командир 17-го палубного авиакрыла кэптен Дэн Поттс. Группой самолетов и вертолетов ВВС Хорватии командовал полковник Желько Еленич (командир авиабазы Пула). В ходе учений отрабатывались воздушные бои между истребителями, совместные полеты самолетов и вертолетов. В числе хорватских летчиков находилось шестеро молодых лейтенантов, всем им была предоставлена возможность выполнить полеты во второй кабине F-14. Американским летчикам была предоставлена возможность слетать на учеб- но-тренировочных самолетах РС-9М.

В феврале 2005 г. над Адриатикой пилоты самолетов РС-9М ВВС Хорав- тии отрабатывали совместное пилотирование с итальянцами на АМХ из 51-й Stormo.

В учениях «Кооператив Кью», которые проводятся на территории Болгарии, хорватские Ми-8 принимали участие в 2003 и в 2005 гг.

В 2005 г. в составе ВВС Хорватии была сформирована пилотажная группа «Крылья Олуя» (в память успешной операции «Шторм»), Первый официальный показ состоялся 9 декабря 2005 г. на авиабазе Пула. Группа выступает на самолетах РС-9М, демонстрируя пилотаж четверкой. Пятый «Пилатус» летает с соло-программой. В число летчиков группы входит первая женщина- пилот ВВС Хорватии капитан Дияна Добос (правый ведомый в ромбе). Постоянно группа базируется на аэродроме Задар-Земуник.

ВВС Хорватии

91-я авиационная база Загреб-Плесо

– 21-я истребительная эскадрилья……… МиГ-216ncD, МиГ-21YMD

– 27-я транспортная эскадрилья……………………………….. Ан-32

– Правительственное звено……………………. CL-604 (один самолет)

– 28-я транспортная вертолетная эскадрилья …….. Ми-8МТВ-1 (авиабаза Загреб-Лучко)

92-я авиационная база Пула

– 22-я истребительная эскадрилья……… МиГ-216ncD, МиГ-21YMD

– 25-я эскадрилья………………………………………………………… РС-9М

93-я авиационная база Задар-Земуник

– авиационная учебно-тренировочная эскадрилья UTVA-75, РС-9М

– вертолетная учебно-тренировочная эскадрилья. Белл 206В

– 855-я противопожарная эскадрилья……………. AT-802F, CL-415

95-я авиационная база Сплит

– 20-я транспортная вертолетная эскадрилья(2*)….. Ми-8МТВ-1

2* Эскадрилья входит в состав ВВС, но выполняет задачи в интересах ВМС.



Примечания:



ВВС Хорватии

В 1991 г. расквартированные в Хорватии части югославской народной армии находились в состоянии кризиса – началась «война казарм». Тысячи мирных жителей блокировали военные городки Югославской народной армии по всей Хорватии. К осени воинские контингента из Ховататии были отведены в Боснию, Сербию и в Сербскую Краину. Готовилась военная операция против Хорватии.

В сентябре 1991 г. война между Хорватией и Сербией перешла из вялотекущей фазы в стадию открытых боевых столкновений. Бои шли на фронте протяженностью более 1 000 км. Действия сербов поддерживали югославские ВВС. Истребители МиГ-21 выполнили несколько демонстративных проходов над столицей Хорватии Загребом, а 7 октября истребители-бомбардировщики МиГ-29 ракетами AGM-65 «Майверик»(1*) нанесли удар по резиденции президента Хорватии Франьо Туджмана. Президент чудом остался в живых.

Летом 1991 г. Хорватия своих ВВС не имела. При выводе войск Югославской народной армии с территории Хорватии сербам удалось или забрать с собой, или вывести из строя все боевые летательные аппараты, а также вывести из строя инфраструктуру аэродромов. Попыткой восполнить недостаток материальной части стало принятие 3 сентября 1991 г. постановления правительства Хорватии о постановке на учет всех находившихся в республике летательных аппаратов, которые можно было бы использовать в военных целях. Из музейной коллекции был даже извлечен и восстановлен до пригодного к полетам состояния вертолет Белл 47 J. Из этих летательных аппаратов было сформировано несколько отдельных авиационных отрядов (Samostalni zrakoplovni odred – SZO). Основой для формирования отрядов послужили аэроклубы, существовавшие во времена социалистической Югославии. Датой создания ВВС Хорватии (Hravatsko ratno zrakolovstvo – HRZ) считается 12 декабря 1991 г., независимость государство Хорватия получило позже. Командующим ВВС стал генерал Имра Аготич, являвшийся специалистом в области радиолокации. Усилиями Аготича за короткий срок над Хорватией удалось создать сплошное радиолокационное поле и наладить эффективное управление действиями авиации.

Загреб испытывал острейшую нехватку матчасти, но не летных кадров. Процент хорватов среди офицеров югославских вооруженных сил был очень высок – летный состав ВВС СФРЮ на 80% состоял из хорватов и словенцев. В Хорватию за несколько месяцев дезертировало из ЮНА почти 200 летчиков и 100 техников. Четверо из них – вместе с самолетами. Первым 25 октября 1991 г. угнал МиГ-21 Р (серийный номер 26112) в Австрию на аэродром Клагенфурт капитан Рудольф Перезин из 352-й разведывательной эскадрильи 1 17-го истребительного авиационного полка (авиабаза Бихач). Австрийцы истребитель оставили у себя, но Перезин благополучно добрался до Хорватии, где быстро стал полковником, командиром 21-й истребительной эскадрильи. Вторым из ВВС Югославии вместе с самолетом дезертировал капитан Данила Борович, перелетевший 4 февраля 1992 г. из Бихача в Пулу на МиГ- 21 бис (серийный номер 17133). Этот истребитель стал первым самолетом (новый бортовой номер «101») формируемой на авиабазе Плесо под Загребом 1-й истребительной эскадрильи (1 Eskadrila Lovacka) «Черные рыцари». Первый хорватский МиГ-21 летал в основном на разведку, однако недолго: 24 июня 1992 г. в районе Славонского Брода его сбили сербы, летчик, полковник Антон Радош, погиб (по другой версии, истребитель столкнулся с землей в полете на предельно малой высоте). Еще два МиГа летчики-хорваты угнали из Бихача 15 мая (№№ 17235 и 17167. В Хорватии они получили номера 102 и 103 соответственно). В январе 1993 г. истребителям присвоили собственные имена «Osvetnik Dubrovnika» и «Osvetnik Vukovara» (защитник Дубровника и защитник Вуковара). Борт «103» был сбит ракетой сербского ЗРК «Куб» 14 сентября 1993 г. над Сербской Краиной, летчик погиб.

1* Такая информация кочует из одного западного источника в другой, однако использование УР «Майверик» с «чистого» истребителя МиГ-29 маловероятно, разве что в качестве бомбы


МиТ-216ис, угнанный 15 моя 1992 г. капитаном Ивицей Ивандигем. В ВВС Хорватии истребитель получил наименование «Защитник Вуковоро». Самолет был сбит сербами 14 сентября 1993 г.


«Анакс» – хорватский Ан-2 в варианте АВАКС


«Старая Дама» – первый хорватский Ми-8Т. На этой машине сербский летчик совершил 22 сентября 1991 г. вынужденную посадку на территории, контролируемой хорватами В ВВС Хорватии вертолет эксплуатировался до 1999 г На заднем плане видны еще три вертолета Ми-8 ВВС Хорватии. На одном из них отчетливо читается название словацкой авиакомпании 5LOV AIR. За словацким вертолетом стоит Ми-8МТВ-1, ранее принадлежавший «Аэрофлоту»


Основу ВВС хорватов составили самолеты Ан-2. По аэроклубам и сельскохозяйственным авиапредприятиям удалось наскрести не менее двенадцати бипланов, минимум один Ан-2 ранее принадлежал государственной авиакомпании ГДР «Интерфлюг». Самолеты свели в 4-ю бригаду, которая базировалась в Далмации. «Кукурузники» интенсивно использовались в качестве импровизированных бомбардировщиков. Через проемы грузовых дверей борттехники сбрасывали самопальные бомбы – бочки от бензина, набитые взрывчаткой и ручными гранатами.

Эффект от таких ударов получался прежде всего моральным: солдаты на передовой бурно радовались появлению в небе «боевых» самолетов ВВС Хорватии. Ан-2 с регистрацией «9A-BOW» хорватские техники (есть данные, что помогали специалисты из Великобритании) превратили в «мини- АВАКС», установив на него аппаратуру радиотехнической разведки и радиолокатор, после чего самолет получил прозвище «Анакс». Несколько бипланов хорваты потеряли. 11 ноября 1991 г. в районе Даково столкнулся с проводами Ан-2 с бортовым номером «1G167-06» (ранее машина принадлежала сельскохозяйственному кооперативу «Осиек»), экипаж отделался ушибами. 26 января 1992 г. столкнулся с проводами линии электропередач еще один Ан: самолет с бортовым номером «1G223-56» (ранее самолет имел регистрацию «YU-BOF и также опылял поля под Осиеком), из шести находившихся на борту человек пятеро погибли. Один Ан-2 (YU-BOP, 1G222-37, самолет ранее принадлежал сельхозартели Осиек) сбили сербы ракетой ЗРК «Куб» (2 декабря 1991 г. в окрестностях Вуковара, экипаж в составе двух пилотов (оба в прошлом – летчики-истребители, один летал на МиГ-29, второй – МиГ-21) и двух техников погиб.

Мирные бипланы оказались трудной целью для ЗРК «Куб», РЛС которых в автоматическом режиме не была рассчитана на сопровождение столь малоскоростных воздушных целей. Хорватские источники говорят о 12 ракетах, выпущенных по Ан-2 «YU-ВОР», скорее всего, здесь имеет место преувеличение, но Ан-2 действительно в определенном смысле является «стелсом». Рассказывают, что в некоторых частях, вооруженных «Кубами», солдатам-срочникам за сопровождение в ручном режиме «колхозных» Ан-2 давали увольнительную – эта работа считалась гораздо более сложной, чем сопровождение реактивных самолетов.

Мобилизованные из аэроклубов самолеты первоначального обучения Utva- 75 получили обозначение V-53. В «военной» конфигурации эти самолетики получили возможность нести на двух подкрыльевых пилонах бомбы общей массой до 100 кг. По крайней мере один самолет был вооружен четырьмя 90-мм НАР М79 «Оса». Использовали самолеты Utva-75/V-53, главным образом, в ночное время, причем пилоты летали в очках ночного видения. Летом 1994 г. на вооружении 26-й тренировочной эскадрильи состояло семь самолетов Utva-75, в конце года -11.

Весной 1992 г. между Сербией и Хорватией при спонсорстве международного сообщества удалось установить хрупкое перемирие. В Хорватии появились миротворческие силы ООН (UNPROF, UN Protection Force). Треть территории страны осталась под сербами. После вступления в силу договора о прекращении огня подразделения ЮНА покидали Хорватию, но оставляли свое вооружение местным сербам, которые не замедлили провозгласить новое государство – Сербскую Краину.

Хорваты, тем временем, также вооружались. На закупку самолетов и вертолетов в обход санкций ООН был выделен специальный секретный фонд. В прессе конца 1990-х гг. проскочила цифра, отражающая затраты Хорватии на оборону – 1,86 миллиарда долларов США, 30% валового национального продукта. Откуда у маленькой, недавно получившей независимость страны такие деньги? Одна из многих балканских загадок… Командующий ВВС генерал Имра Аготич получил распоряжение добывать технику любым способом, не думая о финансовой стороне дела. Менее чем за три года генерал Аготич под носом у UNPROFOR сумел создать самые боеспособные ВВС на Балканах. По своей оснащенности ВВС Хорватии уступали только ВВС Сербии, которые являлись прямыми наследниками ВВС СФРЮ. Трудно поверить, что командование UNPROFOR или комиссары ООН не знали о делах Аготича. Просто строительство ВВС Хорватии – всего лишь один из многих примеров политики «двойных стандартов»: санкции ООН в отношении Сербии соблюдались очень жестко и оказались эффективными. В Хорватии же, на авиабазе Плесо истребители МиГ-21 взлетали и садились на ту же самую полосу, что и самолеты ООН.


Вертолеты Ми-24, ровно как и истребители МиГ-21 ВВС Хорватии, поначалу не имели видимых бортовых номеров. Ми-24 были поставлены Хорватии без вооружения и официально считались скоростными санитарными вертолетами. Установка вооружения на «санитарный вертолет» занимала всего несколько часов. В носовой части фюзеляжа этого Ми-24 изображена эмблема эскадрильи боевых вертолетов


Пилоты ВВС Хорватии с самого начала были прекрасно экипированы Все летное снаряжение образца, принятого в НАТО


Истребитель МиГ-21бис ВВС Хорватии, снимок середины 1990-х гг. Видимые бортовые номера отсутствуют, есть информация, что бортовые номера наносились в нишах основных опор шасси. Источник приобретения хорватами самолетов МиГ-21 до сих пор официально не назван


Главным поставщиком оружия и военной техники для Хорватии стала Германия. Еще в годы Второй мировой войны хорватские усташи самым тесным образом сотрудничали с оккупационными германскими войсками.

Под эгидой немцей были сформированы ВВС Хорватии, подразделения которых действовали не только на Балканах, но и с октября 1941 г. на Восточном фронте. Пилоты ВВС Хорватии сбили в воздушных боях в общей сложности 263 советских самолета (по хорватским данным), самыми результативными стали Мате Дуковач (44 победы) и Цве- тан Галич (38 побед).

Интересный момент: штаб ВВС Хорватии разместился в центре Загреба в здании, где некогда располагался штаб 3-го воздушного флота люфтваффе (справедливости ради необходимо отметить – здесь же находился штаб корпуса ВВС Югославской народной армии). За короткий срок в нарушение всех международных соглашений по бывшей Югославии Хорватия построила боеспособные ВВС. По официальной версии 24 истребителя МиГ-21 бис хорваты собрали из запасных частей и брошенных самолетов на авиаремонтном заводе в Велика Горице. Полуофициальным версиям – несть числа. В конце 1990-х гг. пресса писала о покупке хорватами МиГов на Украине или в Молдавии, не исключая, впрочем, восточногерманское происхождение самолетов. В Журнале «Эр Форс монсли» за сентябрь 2006 г. появилась очередная версия – истребители МиГ- 21 бис в количестве не менее 23 самолетов (плюс четыре спарки МиГ-21 УМ) были куплены в Киргизии. Без сомнения, в первой половине 1990-х гг. на просторах СНГ по дешевке не продавались разве что межконтинентальные баллистические ракеты, но почему, согласно тем же западным экспертам, на «украинских», «молдавских» или «киргизских» МиГах стояла электро- и радиоаппаратура, изготовленная в ГДР, а камуфляжная окраска один в один соответствовала камуфляжу МиГов ВВС ГДР? Можно гадать, откуда в Хорватии появились истребители, зато одежда пилотов сомнений не вызывает: изначально все пилоты ВВС Хорватии получили новую, с иголочки, экипировку пилотов НАТО – в Молдавии пошили?

Хорваты получили также более чем адекватное вооружение класса воздух- воздух – лучшие в мире на тот период ракеты ближнего радиуса действия Р-60. Обучение хорватов проводили летчики и техники, ранее служившие в 8-й истребительной эскадре бывших ВВС ГДР. В целях сокрытия количества самолетов, состоявших на вооружении ВВС Хорватии, бортовые номера вплоть до конца 1990-х гг. были нанесены только в нишах основных опор шасси. Самолеты летали «анонимными».

В мае-июне 1992 г. у Хорватии появилось 11 боевых вертолетов Ми-24Д и Ми-24В. Их происхождение также остается загадочным. По одной версии – ранее они состояли на вооружении ННА ГДР, правда, тут есть одно «но» – на вооружении Национальной народной армии ГДР не имелось «крокодилов» модификации Ми-24В. Подругой – вертолеты Ми-24 по дешевке предоставили украинские товарищи. Вроде бы вертолеты были доставлены в аэропорт Риека российскими транспортными самолетами. Появилась даже версия, согласно которой эти вертолеты прошли Афганистан.

И опять «подводные камни» – камуфляжная окраска боевых вертолетов повторяет камуфляж Ми-24 НИА ГДР, а «заплатки» из новой краски на месте старых опознавательных знаков по форме похожи на ромбы и нанесены как раз в тех местах, где наносились опознавательные знаки ННА ГДР. При поставке хорватам вертолетов Ми-24 соблюдалась видимость приличия – сняли вооружение, а на бортах фюзеляжей нарисовали красные кресты. В конце 1992 г. вертолеты Ми-24, сведенные в 1-й эскадрилью боевых вертолетов (1 Eskadrilia Borbenich Helicoptera), использовались для транспортных перевозок в районе Вуковара. Транспортными Ми-24 перестали считаться в 1993 г., когда на них появилось все, что им положено иметь по штату: пулеметы ЯкБ в подфюзеляжных турельных установках, блоки УБ-32, НАР С-24, ПТУР «Спираль». Хорваты периодически демонстрировали Ми-24 без вооружения иностранным наблюдателям и журналистам. Один Ми-24Д был доработан в поисково-спасательный вариант: на нем установили лебедку и демонтировали все вооружение. Один «крокодил» в 1995 г. доработали в противолодочный, после чего вертолет получил возможность нести на внешней подвески четыре американские противолодочные торпеды Мк 44. Наконец, один Ми-24 был оснащен ИК системой обзора передней полусферы и использовался в качестве разведчика.


Демонстрация сброса воды с противопожарной амфибии «Канадэр» CL-415 Хорватских ВВС


Самолет «Эйр Тржтор» A T-802F 885-й противопожарной эскадрильи


Германский источник матчасти для ВВС Хорватии (не только для ВВС) отчасти может объяснить рекордно высокую сумму, в которую якобы обошлось строительство вооруженных сил. Скорее всего, эксперты, которые вывели данную сумму, исходили из рыночной стоимости оружия и боевой техники. Германия вряд ли продавала Хорватии технику по рыночной стоимости – достаточно вспомнить более позднюю по срокам «продажу» Польше истребителей МиГ-29, ранее состоявших на вооружении бундеслюфтваффе. За каждый МиГ поляки заплатили по 1 евро! Это бизнес или политика?

Кроме транспортно-боевых Ми-24 хорваты получили порядка 40 транспортных «восьмерок». Самый первый вертолет Ми-8Т появился у хорватов 22 сентября 1991 г. – раненый серб посадил машину на территории противника. Вертолет получил собственное имя «Stara Frajala» (старая дама). После несложного восстановительного ремонта машина базировалась в Лучко. 4 ноября эта «восьмерка» вновь выполнила вынужденную посадку – вертолет по ошибке обстреляла в районе Загреба хорватская пехота. После этого случая на фюзеляже и хвостовой балке вертолета нарисовали крупную хорватскую «шаховницу». «Старая дама» летала в составе ВВС Хорватии до 1999 г.

Первые «восьмерки» были куплены легально в 1992 г. как гражданские машины – три Ми-8Т в Словакии, два (Ми-8МТВ-1) в России, один Ми-8С («Салон») в Польше. Два Ми-8МТВ-1, сохранившие аэрофлотовскую окраску, поступили в полицию Хоравтии, еще два экс-российских «МТВ-1», купленных в 1996 г., использовались для правительственных перевозок. В 1993 г. Хорватия приобрела 14 Ми-8МТВ-1, источник не известен. Вертолеты Ми-8 были сведены в 28-ю транспортную эскадрилью. «Восьмерки» интенсивно использовались в конфликтах 1993-1994 гг., для транспортных перевозок и в интересах спецподразделений. При посадке на вершину горы Велебит разбился Ми-8МТВ-1 («борт Н-208»), погиб экипаж и находившиеся на борту 28 спец- назвцев. 21 мая в районе Стойковичи сербы сбили Ми-8МТВ-1 («Н-210»), на борту которого находилось 19 раненых. 5 августа выпущенная хорватским расчетом, который принял вертолет за сербский, ракета ПЗРК попала в Ми- 8МТВ-1 («Н-203»), к счастью для находившихся на борту «восьмерки», ракета не взорвалась.

Хорваты активно вооружались в период, когда в отношении всех стран бывшей Югославии действовало эмбарго (Постановление Генерального секретаря ООН № 757 от 20 мая 1992 г.) на поставку любой военной техники. В хорватских городах Сплит и Загреб находились миссии ООН, в обязанности которых входил, в том числе, контроль за соблюдением эмбарго. В отношении Сербии эмбарго почему-то соблюдалось очень строго, в то время как в Загребе, где ежедневно взлетали и приземлялись «западнодемократические» самолеты, базировались сугубо мирные и чисто спортивные истребители МиГ-21 ВВС Хорватии. Хорватские пилоты получили прекрасную, с иголочки, экипировку НАТОвского образца. Собственными силами хорваты организовали производство небольших дистанционно-пилотируемых разведывательных летательных аппаратов (ДПЛА).

К весне 1995 г. вооруженные силы Хорватии были подготовлены к военному решению вопроса Сербской Крайны – восстановлению унитарного государства Хорватия в границах прежней союзной республики. Генеральной репетицией предстоящей войны стали проведенные в ноябре учения «Посейдон 94», на которых ВВС Хорватии отрабатывали действия по поддержке сухопутных войск и отражению воздушных налетов авиации вероятного противника. В ходе учения хорватские РЛС постоянно контролировали воздушное пространство не только Сербской Краины, но и самой Сербии. Международный дебют ВВС Хорватии состоялся несколько раньше – 30 мая 1994 г. в небе над Загребом в парадном строю прошла десятка МиГ-21. На самолетах отсутствовали бортовые номера – хорваты не желали раскрывать общее количество машин.


Совместный полет над Адриатикой самолетов АМХ ВВС Италии и хорватского РС-9М, февраль 2005 г.


Хорватский Ми-8 но учениях в Болгарии


В начале 1995 г. НАТО резко усилило давление на боснийских сербов, Загреб использовал выгодный момент для решения проблемы Сербской Краины. В 1990-е гг. предпочитали молчать о координации действий командования НАТО, руководства Хорватии и боснийских мусульман. Как выяснилось совсем недавно, имели место не только координация действий, но и совместные операции.

Результатом проведенных хорватами против Сербской Краины в мае операции «Бясак» (вспышка), летом – операции «Лято» (лето) и операции «Олуя» (шторм) в августе стало установление Загребом контроля над Западной Словенией и Краиной. За все время боевых действий не зафиксировано ни одного случая воздушных боев между авиацией сербов и хорватов. Тем не менее, Загреб заявил о более чем ста уничтоженных сербских самолетах! В ходе проведения операции «Бясак» 2 мая 1995 г. перед парой МиГов была поставлена задача нанести удар по одному из сербских объектов в районе

Басанской Градишке. Разведка не сумела вскрыть ПВО сербов, как выяснилось – объект прикрывали 14 зениток и несколько расчетов ПЗРК. При выполнении атаки ракетой ПЗРК «Стрела-2М» был сбит истребитель МиГ-21 бис, пилотируемый полковником Перезиным. Ведомый Перезина, бригадир Зденко Радулич, сумел дотянуть на тяжело поврежденном Миге до авиабазы Плесо.

Хорватские ВВС приняли прямое участие в операции боснийских мусульман против сербов в районе Баня-Луке, известной как «Мистраль». 8 сентября 1995 г. при выполнении задания по оказанию непосредственной авиационной поддержки наземных войск в сложных метеоусловиях в окрестностях населенного пункта Мрконич Град разбился хорватский Ми-24. После боевого вылета на поддержку боснийских мусульман 13 сентября в одном Ми-24 насчитали 42 пробоины от пуль калибра 12,7 мм и несколько пробоин от 20-мм снарядов.

В ходе операция «Олуя» в августе 1995 г. хорваты захватили несколько самолетов ВВС Сербской Краины, в том числе G-2A «Галеб», J-1 «Ястреб», J-20 «Крагуй», UTVA-60. Какое-то время эти самолеты использовались для полетов.

Подписанные в ноябре 1995 г. Дейтонские соглашения положили конец войне в Боснии, одним из результатов Дейтонских соглашений стало снятие эмбарго на поставку вооружений. Хорватия получила возможность закупать любые самолеты или вертолеты. ВВС требовались прежде всего учебно-тренировочные машины. Для удовлетворения этих нужд было закуплено 20 самолетов Пилатус РС-9 и 12 вертолетов Белл 206В.


После окончания балканских войн

ВВС Хорватии пришли в состояние, которое в 2002 г. было охарактеризовано как «кризис» – осталось всего порядка десяти боеспособных самолетов. Хорватия стремилась в НАТО, поэтому руководство страны приняло меры по выправлению ситуации. Рассматривался вопрос о возможности закупки истребителей F-16, однако пришли к выводу, что модернизировать состоящие на вооружении истребители МиГ-21 будет более прагматичным решением.

Переговоры о модернизации истребителей МиГ-21 велись в конце 1990-х гг. с Россией (в вариант МиГ-21-93), но в конечном итоге выбор был сделан в пользу Румынии. Восемь истребителей МиГ-21 бис в 2003-2004 гг. прошли на фирме «Аэростар» доработку в вариант МиГ-216ncD (D – Doradien, доработанный; на самолетах установлены новые системы госопознавания, новые радиостанции, системы ближней навигации и инструментальной посадки, приемники спутниковой навигационной системы GPS). Также в Румынии в 2003- 2004 гг. прошли модернизацию четыре спарки МиГ-21 УМ.

Два Ан-32 прошли в 2004 г. ремонт и модернизацию на Украине на заводе в Киеве. В ходе ремонта на самолеты установили системы отстрела ИК ловушек и радиокоммуникационное оборудование стандарта ICAO. Не менее трех Ан-32 ВВС Хорватии получили в 1995-1996 гг.

Хорватия всегда страдала от лесных пожаров, еще во времена социалистической Югославии здесь базировалась противопожарная эскадрилья. Аналогичная эскадрилья появилась в Хорватии вновь. До 2001 г. она находилась в ведении министерства внутренних дел, пока ее не передали в ВВС.

На вооружении 855-й авиационной противопожарной эскадрильи в 2000 г. состояло две противопожарные летающие лодки Канадэр CL-215, три CL- 415, а также два самолета Эйр Трэктор AT-802F. Последние, хотя оснащены водяными баками, используются, главным образом, для мониторинга лесных пожаров. Четвертый CL-415 эскадрилья получила в 2004 г, в то время как два CL-215 были сняты с вооружения и проданы. Изучался вопрос о закупке в России амфибий Бе-200, но решение принято не было, хотя российский самолет выполнил в Хорватии серию демонстрационных полетов.

После окончания войны упор был сделан на закупку учебных самолетов и вертолетов.

Три РС-9 было поставлено в 1996- 1997 гг.; в апреле-ноябре 1997 г. ВВС Хорватии получили 20 вновь построенных самолетов РС-9М. Три самых первых «Пилатуса» были сняты с вооружения в середине 2005 г.

В конце 1996 г. ВВС Хорватии заказали фирме Белл десять вертолетов 206В-3. Все десять вновь построенных вертолетов ВВС Хорватии получили в 1997-1998 гг. Четыре вертолета MD.500 появились на вооружении ВВС Хорватии или в 1992 г., или в 1995 г., сняты с вооружения в 2001 г.

К 1998 г. на вооружении ВВС Хорватии оставалось шесть вертолетов Ми-24В. В 2004 г. 29-я эскадрилья боевых вертолетов была расформирована, став частью 28-й транспортной вертолетной эскадрильи; в 2004 г. все вертолеты Ми-24 были поставлены на хранение.

Большая часть вертолетов Ми-8 (ранних модификаций) была снята с вооружения ВВС Хорватии к 2005 г., десять Ми-8МТВ прошли модернизацию на Украине в государственной компании Укрспецэкспорт. Вертолеты Ми-8 состоят на вооружении двух транспортных эскадрилий, одна из которых специализируется на выполнении заданий в интересах ВМС.

Осенью 2006 г. в печати появились сообщения о заключении контракта с Улан-Удэнским авиационным заводом на поставку десяти вертолетов Ми-171Ш. Все десять вертолетов-штурмовиков ВВС Хорватии должны получить в 2007 г. Поставки осуществляются в счет долга России Хорватии.

В совместных со странами НАТО учениях хорватские ВВС принимают участие с 20ОО г., когда страна присоединилась к программе сотрудничества с НАТО.

Первые совместные полеты самолетов ВВС Хорватии и палубной авиации ВМС США были выполнены в 2000 г. В 2002 г. после почти шестимесячного пребывания в водах Персидского залива в Адриатическое море зашел авианосец «Джордж Вашингтон», самолеты с которого приняли участие в совместных с ВВС Хорватии учениях «Джойнт Уингз-2002», проводившихся с 24 по 31 октября. От ВВС Хорватии в учениях принимали участие четыре истребителя МиГ-21 бис и один МиГ-21 УМ (их пилотировали летчики обеих истребительных эскадрилий – 21- и 22-й), два вертолета Ми-8МТВ-1 из 28-й транспортной эскадрильи; в общей сложности 25 летчиков. Командование 17-го палубного авиакрыла выделило для участия в учениях шесть истребителей F/A-18 (из эскадрилий VFA-34, VFA-83, VFA-81), три истребителя F-14B из эскадрильи VF-103, один вертолет SH-60F и один вертолет НН-60Н из эскадрильи HS-15, всего 35 человек летных экипажей. В учениях принял непосредственное участие командир 17-го палубного авиакрыла кэптен Дэн Поттс. Группой самолетов и вертолетов ВВС Хорватии командовал полковник Желько Еленич (командир авиабазы Пула). В ходе учений отрабатывались воздушные бои между истребителями, совместные полеты самолетов и вертолетов. В числе хорватских летчиков находилось шестеро молодых лейтенантов, всем им была предоставлена возможность выполнить полеты во второй кабине F-14. Американским летчикам была предоставлена возможность слетать на учеб- но-тренировочных самолетах РС-9М.

В феврале 2005 г. над Адриатикой пилоты самолетов РС-9М ВВС Хорав- тии отрабатывали совместное пилотирование с итальянцами на АМХ из 51-й Stormo.

В учениях «Кооператив Кью», которые проводятся на территории Болгарии, хорватские Ми-8 принимали участие в 2003 и в 2005 гг.

В 2005 г. в составе ВВС Хорватии была сформирована пилотажная группа «Крылья Олуя» (в память успешной операции «Шторм»), Первый официальный показ состоялся 9 декабря 2005 г. на авиабазе Пула. Группа выступает на самолетах РС-9М, демонстрируя пилотаж четверкой. Пятый «Пилатус» летает с соло-программой. В число летчиков группы входит первая женщина- пилот ВВС Хорватии капитан Дияна Добос (правый ведомый в ромбе). Постоянно группа базируется на аэродроме Задар-Земуник.

ВВС Хорватии

91-я авиационная база Загреб-Плесо

– 21-я истребительная эскадрилья……… МиГ-216ncD, МиГ-21YMD

– 27-я транспортная эскадрилья……………………………….. Ан-32

– Правительственное звено……………………. CL-604 (один самолет)

– 28-я транспортная вертолетная эскадрилья …….. Ми-8МТВ-1 (авиабаза Загреб-Лучко)

92-я авиационная база Пула

– 22-я истребительная эскадрилья……… МиГ-216ncD, МиГ-21YMD

– 25-я эскадрилья………………………………………………………… РС-9М

93-я авиационная база Задар-Земуник

– авиационная учебно-тренировочная эскадрилья UTVA-75, РС-9М

– вертолетная учебно-тренировочная эскадрилья. Белл 206В

– 855-я противопожарная эскадрилья……………. AT-802F, CL-415

95-я авиационная база Сплит

– 20-я транспортная вертолетная эскадрилья(2*)….. Ми-8МТВ-1

2* Эскадрилья входит в состав ВВС, но выполняет задачи в интересах ВМС.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх