КРЫЛЬЯ НАД МОРЕМ

Анатолий АРТЕМЬЕВ

Продолжение. Начало в № 7-12/2006 г., 1-4,7-11/2007 г.


ОТ "ОКЕАНА" ДО "ОКЕАНА-75"

Проводимые в авиации ВМФ мероприятия в начале 1970-х годов имели вполне определённую целевую направленность. Они проходили под лозунгом подготовки к готовящимся маневрам ВМФ под кодовым обозначением "Океан", что достаточно точно и объёмно передавало суть планируемого мероприятия. Оно оказалось грандиозным по масштабам, отрабатываемым задачам и пространственному размаху. Действия "Северных" и "Южных" проводились в Атлантическом и Тихом океанах, в Средиземном, Норвежском, Баренцевом, Японском, Филиппинском и других морях.

Маневры планировались на март- апрель 1970 г., что позволяло приурочить их с одной стороны к столетию со дня рождения В.И. Ленина, а с другой стороны – к 25-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. А пока кипела работа, плодились бумаги, проводились тренировки, строилась наблюдательная вышка для Министра обороны. Потом выяснилось, что выстроенное сооружение не соответствует вкусу А.А. Гречко, пришлось сооружать новую на останках прототипа.

На партийных и комсомольских собраниях звучали призывы: "отдать все силы", "не посрамить" и т.п.

Маневрами руководил главком ВМФ С.Г. Горшков, от которого при его деятельной натуре исходила в основном идея их организации. Безусловно, без поддержки Министра обороны А.А. Гречко вряд ли мероприятие подобного масштаба когда-либо могло состояться.

За несколько дней до начала маневров (силы уже развертывались) группа руководства Главного штаба ВМФ прибыла в Североморск и разместилась на командном пункте СФ, изрядно потеснив хозяев. Соответственно оперативная группа авиации ВМФ из 20 человек под руководством командующего авиацией И.И. Борзова заняла командный пункт авиации СФ.

Маневры начались. Впервые в истории ВМФ четыре флота действовали по единому замыслу у побережья и на дальних океанских просторах.

Учебные цели маневров определялись довольно скромно: "Проверка и дальнейшее совершенствование боевой выучки флотов и оперативной подготовки штабов всех уровней". А за этой скупой формулировкой скрывались действия по выявлению корабельных группировок, нанесению по ним ударов, пуски баллистических и крылатых ракет, высадка десантов, поиски ПЛ и многое другое. Демонстрировалось всё, что было достигнуто и освоено – это был экзамен на оперативную и отчасти на тактическую зрелость. В маневрах участвовали части и соединения надводных и подводных кораблей, морской пехоты, авиации и др.

На маневры привлекалось 36 авиационных полков, в том числе от авиации ВМФ – 21 (половина её боевого состава на тот период). Дальняя авиация выделила восемь авиационных полков, преимущественно на Ту-95 и ЗМ. От ПВО страны участвовало семь полков. Безусловно, некоторые части, как например, противолодочные, действовали не полным составом.

О степени участия морской авиации в мероприятиях свидетельствуют такие показатели: 7 ООО вылетов самолётов и вертолётов с налётом 24 406 ч; в первом ракетном ударе по кораблям обозначения принимало участие 13 мрап; на полигонах выполнено шесть успешных пусков авиационных ракет; осуществлено восемь целеуказаний самолётами Ту-95РЦ; 14 авиационных полков участвовали в межаэродромных и межфлотских маневрах (с СФ на ТОФ, с ЧФ на СФ, с БФ на СФ, с ТОФ на СФ). То, что на маневрах авиация ВМФ действовала успешно, явилось итогом тщательной и всесторонней подготовки, в первую очередь, лётного состава, так как в конечном итоге, что бы ни говорили, а все считается успешным, если прошло без лётных происшествий.


Вертолеты Ка-25


Отработка взаимодействия во время учений


Отработка дозаправки в полете


На маневрах впервые в истории 8 Ту-95РЦ авиации СФ выполняли воздушную разведку с дозаправкой в воздухе до рубежа Бермудские острова – острова Зеленого Мыса. Продолжительность полёта достигала 22 ч.

С тем, чтобы вскрыть надводную обстановку в районе возможно больших размеров, Ту-95РЦ производили одновременный поиск на расходящихся маршрутах. Впоследствии экипажи И.Ф. Гладкова и А.И. Старцева впервые выполнили трансатлантический перелёт с посадкой на кубинском аэродроме Хосе-Марти.

Офицеры флота не понаслышке, а по собственному опыту знали насколько труден поиск ПЛ и все связанные с этим операции. Они всегда снисходительно и с изрядной долей сомнения смотрели на хрупкие цилиндрики авиационных буёв, искренне сомневаясь в их функциональной пригодности в сравнении с бесчисленными блоками корабельных ГАС, смахивающих размерами на бабушкины сундуки. К тому времени отношение к противолодочной авиации, поскольку она себя ещё достаточно не проявила, сложилось скептическое.

Но к 1970 г. экипажи корабельных вертолётов Ка-25ПЛ приобрели некоторый опыт и чувствовали себя достаточно уверенно, что в определённой степени и предопределило успех поисковой противолодочной операции в Средиземном море. В ней кроме 20 кораблей участвовало 10 ПЛ, три Бе-12 с аэродрома Мерса-Матрух и 28 КА-25ПЛ с ПКР "Москва" и "Ленинград". Операция характеризовалась значительным пространственным размахом, в ходе её были обнаружены две иностранные ПЛ за которыми с перерывами велось слежение в течение суток. Это неплохой результат, принимая во внимание крайне неблагоприятные гидрометеорологические условия, усложнявшие использование средств поиска.

К апрелю 1970 г. только часть лётного состава 24-го оплап дд авиации СФ была подготовлена к полётам в сложных метеорологических условиях, но противолодочная подготовка находилась на начальном уровне, кроме того, надёжность комплексов Ил-38 оставалась ещё невысокой. Опыт участия в крупных мероприятиях оперативно-тактической подготовки, за исключением некоторых тактических учений флота, также отсутствовал.

По плану маневров "Океан" 24-му оплап дд поставили задачу произвести 18 апреля поиск выделенной ПЛ в Норвежском море. Район поиска находился на удалении 1600 км от аэродрома. Состояние моря превышало три балла, что исключало применение для поиска РГБ и экипажу приказали использовать для этого магнитометры. Это решение имело целью "спасти честь мундира" так как вероятность обнаружения с магнитометром более чем ничтожна. Тем не менее экипаж командира полка через 2 ч поиска доложил, что обнаружил ПЛ и следил за ней в течение 1,5 ч. Экипаж, прибывший для продолжения слежения естественно контакт принять не смог и возвратился на аэродром посадки, обосновав прекращение задания ухудшением метеорологических условий

Через трое суток главком ВМФ поставил полку новую задачу: произвести поиск ПЛ, находившейся на боевом патрулировании в довольно обширном районе Норвежского моря между Лафотенскими островами и островом Ян-Майен. На этот раз условия в районе оказались несколько благоприятнее и представилась возможность произвести его с помощью РГБ. Как и в первом случае, экипажу сообщили данные о месте и элементах движения ПЛ. И в этом была своя логика. Высокое руководство не имело понятия о фактических поисковых возможностях Ил-38. ведь совершенно нелепо посылать одиночный самолет с сотней РГБ, с применением которых он в лучшем случае мог обследовать относительно небольшой район. Но как объяснить главкому ВМФ, что поиск ПЛ в данных условиях следует выполнять составом не менее эскадрильи? Тем не менее ПЛ обнаружили и за ней велось слежение в течение 7 ч и опять было прекращено вследствие ухудшения метеорологических условий.


Подготовка Бе-12 и Ту- 16КС к вылетам



22 апреля вновь выполнялся поиск ПЛ. Из-за сложных метеорологических условий пришлось привлечь имеющий более высокий уровень лётной подготовки экипаж майора Шарапова из 33-го центра (штурман капитан Сурков). За обнаруженной ПЛ экипажи следили более 3,5 ч.

На тактических учениях и в поисковых противолодочных операциях участвовали также экипажи самолётов Бе-12.

Маневры со всей очевидностью показали абсолютное несовершенство организации управления. Особенно большой вред приносило стремление высоких начальников лично руководить действиями каждого самолёта, не имея никакого понятия о тактике, возможностях средств и фактической обстановке в районе. Подобная практика не только связывала инициативу экипажей, особенно ДПЛС, но и приводила к неоправданной потере времени и материальных средств. От экипажей требовали практически непрерывных и подробных докладов о действиях: где и какой буй выставлен, его номер, курс постановки и т.п. Столь подробные и совершенно бессмысленные сообщения передавались открытым текстом на УКВ, а так как расстояние от командных пунктов до района поиска было значительным, приходилось поднимать два-три самолёта для ретрансляции. Экипажи ретрансляторов отчаянно перевирали и искажали команды и донесения.

После маневров появилась масса "научных" исследований, анализирующих "поток информации", особенно от экипажей противолодочных самолётов, с глубокомысленными предложениями по расширению информационных возможностей средств связи При объективной оценке не представлялось сложным убедиться, что так называемый "поток информации" являлся элементарной болтовней, свидетельствующей о неумении руководителей организовать управление, неуверенность в высоком уровне подготовки экипажей и примитивные средства связи. Впоследствии, когда количество полётов на боевую службу существенно возросло, удалось свести количество донесений от экипажей до минимума и прекратить практику их мелочной опеки.

Отношение к здоровью и жизни людей во все времена поражало своим наплевательским отношением, а когда проводились мероприятия крупного масштаба с привлечением сил, то гибель личного состава считалось вполне естественной, а наиболее циничные руководители препровождали это известным изречением "на войне, как на войне". Данных о потерях личного состава и технике на маневрах "Океан" нигде не публиковались, но было известно, что на Симферопольском шоссе перевернулась машина с резервистами, утонул плавающий танк с личным составом, высаживающаяся на пляж техника подавила несколько человек и др. Морская авиация на этот раз потерь не имела.

О том, что существует такое понятие как экология, никто и понятия не имел, а ведь природа, в отличие от людей, защитить себя не может. Никакими соображениями здравого смысла нельзя объяснить и оправдать бомбовый удар группы самолётов Ту-22 авиации БФ по острову Кий в период, когда происходило гнездование чаек и других морских птиц, при виде которых так умиляются моряки. А какими соображениями высокой морали можно оправдать страсть к подрывам шнуровых зарядов, которые уничтожают всё живое на площадях в несколько тысяч квадратных метров. Создавалось впечатление, что люди, козырьки фуражёк которых обильно расшиты мишурой, очень любили примитивные шумовые и оптические эффекты, непосредственно действующие но органы слуха, зрения и не требующие напряжения мыслительного аппарата.


Подготовка к вылету разведчика Ту-22Р


Противолодочный Бе-12 ведет поиск


Итоги маневров "Океан", действительно поражавшие своим размахом, признали удавшимися. «Руководители» получили в награду достаточно громоздкие, невысокого качества часы с эмблемой "Океан", очень похожие на прекрасный швейцарский хронометр "Ли- манию", но не более. Тех, кто помельче, наградили жетоном "За дальний поход" с подвеской "Океан", которым все очень гордились, а остальным объявили благодарность.

В мае-июне следующего года состоялось второе довольно широкомасштабное оперативно-тактическое учение "Юг". Руководил им главком ВМФ, штаб руководства располагался в Севастополе. Количество привлекаемых сил было достаточно ограниченным, а само учение включало ряд эпизодов: традиционный поиск ПЛ в Чёрном и Средиземном морях, пуски авиационных ракет на полигоне в Каспийском море.

И опять на учения прибыл Министр обороны А.А. Гречко.

Согласно плану учений главком ВМФ и Министр обороны выходили на крейсере в Средиземное море где по этому случаю состоялось показное противолодочное учение 5-й эскадры кораблей ВМФ с привлечением самолётов Ил-38 и Бе-12 авиации СФ и ЧФ, базировавшихся в это время на аэродроме Мерса-Матрух в Египте.

Кратковременный поиск завершился обнаружением выделенной ПЛ вертолётами, поднятыми с ПКР "Москва" после чего в течение 1,5 ч выполнялось слежение до очередной точки, в которой ПЛ ушла на глубину и снизила ход. Для восстановления контакта прибыла пара Бе-12, которая успешно решила задачу, поскольку к этому времени ПЛ уменьшила глубину погружения и увеличила скорость до 8 узлов. С её очередным погружением контакт экипажи Бе-12 потеряли. В воздух, согласно сценарию, подняли Ил-38 и создали условия наиболее благоприятные для обнаружения. Не исключено, что грохот, который ПЛ создавала, слышали в самой удалённой точке Средиземного моря. В подобной обстановке невозможно было не восстановить контакт, тем более зная место ПЛ, что экипажи Ил-38 и сделали. После непродолжительного слежения контакт передали вертолётам, вылетевшим с ПКР. Они быстро его потеряли и больше не восстанавливали – учение закончилось.

В сентябре 1971 года проводились учения на Тихом океане, в ходе которых, в соответствии со стандартами, проводилась поисковая противолодочная операция и наносился ракетный "удар" по корабельному соединению. При проведении операции особенно отличился полк, которым командовал полковник И.И.Ивкин Выполняя поиск ПЛ обозначения в Охотском море, он обнаружил также японскую ПЛ "Удзу- сио", которая "случайно" оказалась в этом районе.

Учения не обошлись без нескольких довольно курьёзных инцидентов. Так на одном из заслушиваний главком ВМФ, к своему величайшему удивлению обнаружил, что сторона "южных" на своём решении нанесла замысел "северных" и соответственно с этим планировала свои действия. Можно представить в какую ярость он пришёл: досталось всем без исключения, но в первую очередь начальнику Главного штаба ВМФ. В план проведения внесли коррективы, и никому не доверяя, главком носил его под мышкой, свёрнутым в трубочку.

В период учений в Японском море разыгрался десятибальный шторм, несколько судов подали сигнал бедствия, а крейсер "Сенявин", скрипя и хлюпая всеми переборками, изображал авианосец по которому должен имитироваться ракетный удар силами авиации. Командующий авиацией ТОФ генерал- лейтенант авиации А.И. Павловский впал в панику: самолёты-разведчики потеряли главную цель и он по закрытому телефону умолял командующего авиацией ВМФ А.А. Мироненко, который находился на крейсере, сообщить ему координаты. В отличие от наших самолётов-разведчиков, терявших контакт, за действиями кораблей, находившихся в средней части Японского моря, следил базовый патрульный самолёт ВМС США "Орион", выполнявший полёт с двумя зафлюгированными винтами двигателей и не приближавшийся к кораблям ближе 3-4 км. Непонятно чем он досадил главкому, но 28 сентября тот приказал выпустить впереди «Ориона» очередь трассирующих снарядов, по поводу чего была заявлена нота протеста, а Гречко сделал соответствующее внушение не в меру развоевавшемуся адмиралу.


Ту-16КС на египетском аэродроме


Египетский Ту-16КС с ракетами КСР-2 под крылом


Советско-египетский экипаж Ту-16КС


А в это время обстановка на Ближнем Востоке существенно осложнилась в связи с чем по согласованию с египетской стороной было принято решение направить в Египет подразделение ракетоносцев Ту-16. В первом варианте в состав эскадрильи предполагалось включить 6 Ту-16 КСР-2-1 1 и 4 Ту-1 6К авиации СФ. Одновременно в качестве резерва готовились 4 Ту-16К от авиации ЧФ. Однако такой состав сил по каким-то причинам оказался неприемлемым и в эскадрилью вошли 10 Ту-16КСР-2-1 1 от авиации СФ. Подобное решение можно признать оптимальным: самолёты Ту-16 КСР-2- 1 1 могли применяться с ракетами и бомбами, не было необходимости разворачивать базу подготовки ракет К-10.

Командиром группы назначили полковника Колчина В.И., штурманом – старшего штурмана полка майора Пузина Ю.В. Подобный явно ущербный принцип формирования с понижением на одну служебную категорию сохранили и для остального лётного состава.

В марте 1971 г. в Ленинграде главком ВМФ С.Г. Горшков в присутствии ряда представителей руководящего состава ВМФ и СФ провёл совещание.

Через некоторое время из Главного штаба ВМФ поступило указание о запрещении перемещения личного состава сформированного подразделения в другие части и, соответственно, пополнения его за исключением крайней необходимости.

Май 1971 г. ознаменовался следующим событием: самолёты перебазировались на аэродром Веретьё (Остров). После прибытия наземного эшелона развернули учебную базу и тренажёр Т-26. Начиная со следующего месяца, началась непосредственная подготовка к перелёту в Египет. На самолёты нанесли маскировочные покрытия (жёлто-зелёный камуфляж) и знаки государственной принадлежности ОАР. Первая попытка перелёта в Египет, предпринятая в конце июня завершилась неудачей. Два самолёта после посадки на аэродроме Кишкун- лачхауза (близ Будапешта, Венгрия) для заправки вернулись обратно, так как разрешения на пролёт через воздушное пространство Югославии не оказалось. И только в октябре поступила команда перегнать 10 самолётов по одному в неделю. Прибыли 10 переводчиков для ведения радиообмена на английском языке при полёте по международным трассам. Для них оборудовали рабочие места в передней кабине между лётчиками, установив дополнительно абонентский аппарат СПУ с возможностью выхода на внешнюю связь на УКВ.

4 ноября 1971 г. самолёт Ту-16, пилотируемый подполковником Шевченко В.Ф. произвёл посадку на аэродроме Асуан в Арабской Республике Египет (так стала называться ОАР с сентября 1971). Перебазирование остальных самолётов было произведено в соответствии с планом, технический состав доставили самолётами Ан-12. Неприятности случились только с последним, десятым самолётом, который при перелёте отклонился от маршрута, заданный коридор пересечения государственной границы не прошёл и нарушил воздушное пространство Румынии.

Силами и средства ПВО самолёт возвратили на свою территорию. Впоследствии экипаж заменили на резервный, а ряд должностных лиц за плохую подготовку экипажа и недостаточный контроль за перелётом получил наказания.

Личный состав эскадрильи, добравшейся до Египта переодели в форму военнослужащих АРЕ и разместили в домиках, где раньше жили строители Асуанской высотной плотины.

Экипажи приступили к изучению района и особенностей полётов в столь непривычном для наших людей климате. Для обеспечения эскадрильи на случай боевых действий прибыли четыре Ту-16 СПС авиации БФ. С экипажами организовали изучение целей по фотоснимкам с самолётов МиГ-25Р и космической разведки. Разрабатывались решения командира эскадрильи по вариантам действий. Через некоторое время после прибытия личного состава было высказано недовольство относительно размещения и по другим вопросам. Для их решения прибыл старший представитель морской авиации в Египте. Группу недовольных ознакомили с условиями размещения ракетчиков. Больше к этому не возвращались и претензий к размещению не возникало.


Изучение личным составом минно-торпедного вооружения


Также как и предшествующим группам, эскадрилье поставили формальную задачу организовать переучивание египетских экипажей на самолётах Ту-16КСР-2. Кроме представителей советского командования ходом переучивания интересовался командующий ВВС Египта генерал X. Мубарак и командир авиационной эскадрильи ВВС АРЕ полковник Самир. Высокому качеству обучения способствовали ранее приобретённый арабским лётным составом опыт, высокий уровень общеобразовательной подготовки и тренажёр Т-26, доставленный с СФ и развёрнутый в учебной базе. К весне 1972 г. несколько арабских лётных экипажей были подготовлены к применению Ту-16 в полном объёме.

Очень часто практиковались полёты на боевое применение смешанными экипажами: командир корабля, штурман и "корма" – арабский лётный состав, правый лётчик и второй штурман – инструкторы морской авиации.

На первом этапе обучения прибегали к помощи переводчиков английского языка, впоследствии общение происходило на смеси русского, английского и арабского языков, дополняемое жестами.

К июню 1972 г. десять арабских экипажей были подготовлены к практическим пускам ракет. В следующем месяце поступил приказ о сворачивании деятельности и подготовке к эвакуации. Арабская сторона приобрела самолёты Ту-16КСР-2-11, боевые комплекты, техническое имущество и оборудование. Поставленную им задачу личный состав эскадрильи выполнил.

Через пять лет после маневров "Океан" спланировали и провели учение "Океан-75". Его замысел и многие учебные цели напоминали первые маневры. В ходе их авиация ВМФ решала традиционные задачи. Район учения охватывал три океана и девять морей. Для базирования морской авиации использовались аэродромы Кубы, Гвинеи, Сомали, Южного Йемена. За 8-10 ч разведывательные самолёты, в том числе 22 Ту-95РЦ, практически одновременно вскрыли надводную обстановку на площади 40 млн. кв. км в районах Атлантического и Тихого океанов, Норвежского, Баренцева, Японского, Восточно-Китайского и др. морей. Были обнаружены все учебные цели и, кроме того, до 3000 кораблей и судов. За учебными целями организовали наблюдение, а там, где планировалось, наводились ударные группы морской ракетоносной авиации.

На учениях "Океан-75" впервые отрабатывались совместные действия авиации с зарубежных аэродромов. В ходе учения авиация БФ и ЧФ выполняли межтеатровый маневр. К сожалению, учения "Океан-75" не получили такой известности, как первые маневры. Возможно это объяснялось и политическими соображениями.

Некоторые учения, а их в семидесятые "застойные" годы проводили довольно часто, не сопровождались широкой рекламой, не освещались в печати, а имели вполне конкретные цели и реальные результаты. Одно из таких неброских мероприятий – учение "Плёс", состоявшееся в начале августа 1975 г. на СФ. Оно состояло из нескольких этапов, причём значительное внимание уделялось проверке эффективности противолодочного оружия, в том числе и авиационного. В качестве цели использовалась списанная дизельная ПЛ, которую вывели в Белое море и установили на глубине 40- 50 м, снабдив источником акустических шумов и буем на поверхности, видимым как визуально, так и с помощью РЛС.

Порядок применения средств был определён планом учения. Первым подводную лодку атаковал БПК, использовав комплекс "Метель". В состав его входят телеуправляемая корабельная ракета с боевой частью – самонаводящейся противолодочной торпедой АТ-2УМ с зарядом обычного ВВ, пусковая установка и корабельная система наведения Боевая часть по команде корабельной системы отделялась в расчётной точке, снижалась на парашюте, после приводнения выполняла поиск цели и наводилась на неё в случае захвата. Два пуска торпед оказались безрезультативными и по истечении расчётного времени поиска торпеды самоликвидировались.

После кораблей в район учения прибыла пара Ил-38 с подвеской по одной торпеде АТ-2. Наибольшая глубина моря в районе цели составляла лишь 120 м и имелись опасения, что из-за донных отражений система наведения будет работать неустойчиво. Нестабилизированный выход торпеды на поисковую циркуляцию также затруднял захват цели головкой самонаведения. Группа руководства, в том числе и командующий авиацией ВМФ А.А. Мироненко находились в Белом море на БПК "Адмирал Исаченков". Он очень переживал за успех лрименения самолётов Ил-38 и, в конце концов, не выдержав, обратился ко мне: "Анатолий Михайлович выйди на палубу, посмотри как обстановка и как раскроются парашюты". Я ответил, что всё равно ничего не увижу так как до места погруженной лодки-цели не менее 50 км. Но тревоги и опасения оказались напрасными – сброшенная самолётом торпеда навелась на погруженную ПЛ и через 1 мин 40 с после её приводнения последовал взрыв. Последующее обследование показало, что торпеда сделала пробоину площадью 3 кв. м., после чего ПЛ затонула.

Экипажи самолётов Ил-38, пусть и в упрощенных условиях, но всё же оказались на высоте.

(Продолжение следует)


Виктор МАРКОВСКИЙ, Иторь ПРИХОДЧЕНКО









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх