455-Й БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛ К

Формирование 455-го исследовательского бомбардировочного авиационного полка в составе трех эскадрилий началось в марте 1953 г. на базе 1-го бомбардировочного авиаполка Высших авиационных курсов слепой и ночной подготовки летчиков-офицеров ВВС Советской Армии. Формирование полка велось на авиабазе Тамбов. Необходимость создания исследовательского бомбардировочного авиаполка объяснялась массовым переходом ВВС на реактивную технику, вопросы боевого применения которой еще не были отработаны в достаточной степени. Укомплектование проводилось за счет личного состава 1-го бап и других частей ВВС. В апреле 1953 г. формирование части завершилось, а 1 мая в торжественной обстановке полку было вручено Боевое знамя. По окончанию формирования полк стал именоваться «455-й исследовательский авиационный полк» и вошел в состав 79-й исследовательской смешанной авиационной дивизии.

В составе 79-й исад полк оставался год – дивизию расформировали в июле 1954 г. Тогда же полк прошел переформирование на новый штат. Переформирование завершилось в сентябре 1954 г., после чего часть стала именоваться «455-й исследовательско-инструкторский бомбардировочный авиационный полк».

В июле 1954 г. полк был перебазирован из Тамбова на аэродром Воро- неж-«Б», известный в народе как «Балтимор». В состав полка тогда входили:

– управление полка;

– научно-исследовательский отдел;

– авиационная эскадрилья боевого применения;

– учебно-тренировочная авиационная эскадрилья;

– авиационный отряд тренировочных самолетов.

– группа регламентных работ.

По штату на вооружении эскадрильи боевого применения состояло 17 реактивных боевых самолетов (Ил-28) и два учебно-боевых самолета (УИл-28). В учебно-тренировочной эскадрилье боевых самолетов насчитывалось 11, а учебно-боевых 8.

На базе 4-й эскадрильи велось переучивание переменного состава (экипажей строевых авиаполков) на бомбардировщик Ил-28. Переучивание велось как на месте базирования полка, так и непосредственно в строевых частях. С августа по декабрь 1954 г. на Ил-28 было переучено 40 экипажей: 18 – в «Балтиморе», остальные – в местах постоянного базирования. Кроме того, экипажами полка в строевые части ВВС с завода был выполнен перегон 24 самолетов Ил-28. По плану исследовательской работы выполнялись следующие программы:

– отработка боевых порядков авиационной эскадрильи и авиационного полка на бомбардировщиках Ил-28;

– отработка выполнения противозенитного маневра эскадрильей и полком самолетов Ил-28;

– отработка боевого применения реактивных бомбардировщиков на больших высотах в условиях сильного инверсионного следа;

– отработка боевого применения реактивных бомбардировщиков с использованием прицела ПСБН-М по различным целям в разное время суток;

– проведение войсковых сравнительных испытаний двигателей ВК-1А и ВК-1;

– испытания самолета Ил-28 на износ (по данной программе на одном самолете налетали 405 ч);

– летные испытания опытной конус- мишени ПМ-13.

Средний налет на экипаж в 1954 г. составил 91 ч.

В 1955 г. продолжалась отработка методов боевого применения бомбардировщиков Ил-28, в том числе с использованием спецбоеприпасов. Большое внимание было уделено разработке тактических приемов воздушного фотографирования объектов, хорошо защищенных средствами ПВО. Налет на исследовательскую тематику составил 23% от общего налета экипажей полка. Продолжалась работа по переучиванию на Ил-28 строевых экипажей переучено 64 экипажа) и перегону бомбардировщиков с заводов в аввиаполки ВВС (50 самолетов).

В 1955 г. полк понес первую потерю – 19 октября в 21 ч 58 минут разбился бомбардировщик Ил-28, экипаж в составе летчика старшего лейтенанта В.К. Иванца, штурмана лейтенанта B.C. Виноградова и воздушного стрелка-радиста рядового Н.В. Кузнецова погиб. В том же году еще два Ил-28 выполнили вынужденные посадки вне аэродрома.


Бомбардировщики Ил-28 – первые самолеты, состоявшие на вооружении 455-го бап


Одновременно с Ил-28 на вооружении полка состояли самолеты Як-27 и Як-28


Структура полка на протяжнии всей его истории менялась неоднократно, но особенно часто – в первые годы, когда, видимо, командование не совсем ясно представляло не только способы боевого применения реактивной бомбардировочной и разведывательной авиации, но и пути разработки тактических приемов, наставлений по боевому применению – отсюда частые реорганизации. В 1956 г. штат вновь изменили. В полку появились:

– управление полка;

– авиационное звено управления полка;

– три исследовательские бомбардировочные авиационные эскадрильи (по 12 боевых самолетов + один учебно-боевой);

– одна инструкторская бомбардировочная авиационная эскадрилья (12 боевых самолетов, четыре учебно-боевых).

В исследовательской работе главными стали оценка эффективности телевизионной аппаратуры воздушной разведки и разработка тактических приемов ведения разведки с использованием данной аппаратуры. Бомбардировщики отрабатывали методы поражения целей с малых высот. Существенно возрос объем работы по переучиванию – на Ил-28 выпустили 232 строевых экипажа (из них 22 экипажа переучено в Воронеже, 211 – в местах дислокации).

Год 1958 – очередная реорганизация: из штата была исключена и расформирована 4-я, инструкторская, эскадрилья. Взамен инструкторской в полк включена авиационная эскадрилья радиотехнической разведки и постановки помех. На вооружении «ра- диотехической» эскадрильи состояло десять реактивных боевых самолетов, один учебно-боевой и один поршневой УишЛи-2. Одними из первых в ВВС (если не первыми) экипажи 455-го полка познакомились с управляемым оружием класса «воздух-поверхность»: в 1958 г. в Воронеже разрабатывались способы боевого применения с бомбардировщиков Ил-28 управляемых (корректируемых) авиабомб УБ-29. В плане исследовательских работ появилась «медицинская» тема, старая, как сама авиация: оценка иллюзий, возникающих у пилотов при полетах в сложных метеоусловиях. Данная тема получила развитие при испытаниях авиагоризонта АГБ-2. Личный состав вновь сформированной 4-й эскадрильи занимался отработкой способов и методов создания помех самолетным РЛС в интересах действий бомбардировщиков, а также разрабатывал тактические приемы постановки помех сухопутным ЗРК. Испытывалась аппаратура обозначения переднего края своих войск.

На летний период обучения 1959 г. личному составу полка была поставлена задача приступить к переучиванию на новые типы – самолеты Як-25М и Як-27Р. Як-25 освоили трое пилотов, Як-27 – четверо. Переучивание на Яки завершилось в 1960 г.

В 1960 г. полк в очередной раз прошел переформирование, после чего стал именоваться «455-й исследовательский авиационный полк (бомбардировщиков и разведчиков)». В составе полка имелось три эскадрильи:

– 1-я исследовательская авиационная бомбардировочная эскадрилья;

– 2-я исследовательская авиационная разведывательная эскадрилья;

– 3-я исследовательская авиационная эскадрилья радиотехнической разведки и помех.

В сентябре 1961 г. полк получил первые сверхзвуковые бомбардировщики Як-28.

Помимо чисто «бомбардировочных» задач, экипажи полка обеспечивали разработку новых тактических приемов применения истребительной авиации, «подыгрывая» за цели новейшим на тот момент истребителям МиГ-21. За «цель» бомбардировщики летали также в воздушных боях с Су-7Б, который опробовали на предмет использования в качестве истребителя (не исключено, что против Ил-28 из 455-го полка действовали простые Су-7, без буквы "Б" – истребители). Основная исследовательская работа была связана с разработкой курса боевого применения самолета Як-28, а также КБП разведчика Ил- 28Р и КБП корректировочно-разведы- вательной авиации по корректировке огня артиллерии на самолете Як-27Р. На вооружении 455-го полка в этот период состояли самолеты Ил-14, Ли-2, Ан-2, Як-27Р, Як-28, Ил-28 и вертолеты Ми-4 (постановщики помех).

13 апреля 1962 г. – вторая потеря за историю полка: на Як-28 разбились командир 1 -й АЭ майор И.И. Лиючев и штурман 1-й АЭ майор А.Б. Халеев, причина – конструктивно-производственный дефект самолета. Еще один Як-28 разбился в 1963 г., тогда погиб заместитель командира полка подполковник М.П. Петров. Два Як-28 разбилось в 1964 г.; последняя в полку катастрофа Як-28 произошла в апреле 1972 г.


Штурман звена капитан А.И. Петляков



Разбор полетов проводит командир полка подполковник С.Н. Солнцев


В 1964-1965 гг. личный состав 1-й эскадрильи 455-го полка проводил войсковые испытания самолетов Як-28Л и Як-28И с выработкой предложений по тактике боевого применения с различных высот днем и ночью. Акт об испытаниях самолета Як-28Л был подготовлен осенью 1965 г. Вместе с войсковыми испытаниями самолета Як-28И проводились Государственные испытания бомбардировочной системы. «Инициатива». Испытания Як-28И затянулись до 1966 г. В это время 2-я эскадрилья выполняла полеты, необходимые для разработки методического пособия по технике пилотирования и боевому применению самолета Як-27Р. Как и в случае с Ил-28, на базе 455-го полка велась подготовка экипажей для Як-28И. Не миновал «Балтимора» самый необычный самолет семейства Як-25/27/28 – высотный разведчик Як-25РВ. Оценочные полеты на Як-25РВ летчики полка выполнили в 1963 г.

3-я АЭ занималась разработкой тактических приемов ведения радиотехнической разведки и противодействия радиоэлектронным средствам обнаружения воздушных целей. На базе полка было снято два учебных кинофильма: о борьбе с радиоэлектронными средствами ПВО противника в интересах фронтовой авиации и разведке ракетно-ядерных средств противника. Методы фоторазведки нашли сугубо мирное применение в интересах народного хозяйства: в 1966 г. выполнена аэрофотосъемка северо-восточной части Липецка по заказу Главного архитектора города.

В 1968 г. на вооружении полка состояли самолеты Як-28, Як-28Р, Як-28ПП и Ил-28. В 1969 г. к ним добавился МиГ- 2IP. В 1970 г. на вооружении 2-й АЭ состояли самолеты Як-27Р и Як-28Р, личный состав приступил к освоению самолета МиГ-25Р.

Первая половина 1970-х гг. связана прежде всего с отработкой методов боевого применения МиГ-25РБ, а также отработкой тактических приемов ведения разведки на МиГ-21Р.

Вертолетная тематика присутствовала в полку длительное время, но в ограниченных масштабах: разрабатывались методы постановки помех с Ми-4, Ми-10П, Ми-8ППА.

В 1973 г. в Воронеже появился самолет, составивший целую эпоху в отечественной бомбардировочной авиации – Су-24. То был действительно авиационный комплекс, причем с высочайшей степенью технического риска. Проектирование и освоение машины

шло очень сложно. Известный авиаконструктор О.С. Самойлович (один из «родителей» Су-24), всю жизнь проработавший на фирме «Су», назвал его «самой тяжелой машиной КБ». Олег Сергеевич имел в виду прежде всего самолет – планер, двигатель, систему управления. На Су-24 впервые в Советском Союзе прицельное и навигационное оборудование было завязано в единый прицельно-навигационный комплекс . По сложности бортового оборудования на тот момент Су-24 не имел себе равных в Советском Союзе.

Главная задача, поставленная перед полком на 1973 г., – исследование особенностей техники пилотирования и самолетовождения бомбардировщика Су-24. Задачу пришлось перенести на 1974 г. после того, как 23 августа на самолете разбились заместитель командира полка подполковник А.Г. Уваров и штурман-инструктор авиации Московского военного округа полковник Калашников.

Весь 1974 г. прошел под знаком освоения Су-24. В 1975 г. 1-я эскадрилья была полностью вооружена бомбардировщиками Су-24 (первая в ВВС), на вооружении 2-й эскадрильи состояли разведчики МиГ-25РБ и МиГ-21Р, на вооружении 3-й – постановщики помех Як-28ПП и разведчики Як-28Р.








Экипажи полка первыми в ВВС освоили бомбардировщик Су-24, обеспечили переучивание на него руководящего состава других полков, дивизий и воздушных армий. Неудивительно поэтому, что именно экипажи 455-го полка (в 1979 г. полк опять сменил название – исследовательско-инструкторский авиационный полк, номер остался прежним) демонстрировали новейший бомбардировщик на различных показах и учениях.

В 1979 г. восемь Су-24 из 1 -й эскад- рильи (командир группы полковник В.Б. Дурасов) приняли участие в учениях «Удар-79». Эскадрилья действовала с аэродрома Темплин Западной группы войск. Оценка за учения – «отлично». Тогда же на летном поле аэродрома Темплин состоялся показ авиационной техники Начальнику Генерального Штаба Советской Армии. Бомбардировщики Су-24 демонстрировала 1-я АЭ 455-го полка в полном составе. На посадке в Темплине новейшие бомбардировщики заснял с большого расстояния «фотограф-любитель». Долгое время размытые и не четкие снимки «Су-19» оставались единственными фотографиями Су-24, кочевавшими из одного западного издания в другое.

Различные показы и демонстрации возможностей Су-24 проводились на территории нашей страны. Один из таких показов состоялся в 1994 г. на Кубинке. Тогда четверка Су-24 демонстрировала проход на малой высоте делегации ВВС Индии. Говорят, у одного индуса от спутного следа Су-24 слетела чалма…

Традиционно экипажи выполняли перегоны новой техники с завода-производителя в строевые части и переучивание на нее экипажей строевых полков. В ноябре 1982 г. группа полковника Н.Г. Нешто перегнала девять Су-24М из Новосибирска в Черняховск, в октябре 1983 г группа майора В.И. Локтионова перегнала из Новосибирска четыре Су-24М в Черляны.

Через 455-й полк прошли Су-24 абсолютно всех модификаций. В 1983 г. на базе полка проводились войсковые испытания разведчиков Су-24МР, позже отрабатывалось использование постановщиков помех Су-24МП.

В первой половине 1980-х гг. на Западе больше всего писали, пожалуй, про два советских самолета: «бомбардировщик, именуемый «Бэкфайр», и «истребитель Су-19» Название «истребитель» никого не смущало, хотя все понимали, что речь идет об ударном самолете нового поколения, способном поражать малоразмерные цели в условиях сильного противодействия средств ПВО практически на территории всей Западной Европы.

В начале 1980-х гг. американцы начали развертывание в Западой Европе мобильных пусковых установок крылатых ракет «Томогавк» и баллистических ракет средней дальности «Першинг II». В сложившихся условиях тема исследования способов боевого применения Су-24М, выполненная в 1984 г., выглядит исключительно актуальной на тот период: группа подполковника В.Д. Сипливого (четыре Су-24М) совместно с РВСН отрабатывала способы обнаружения и уничтожения мобильных ракетных комплексов стратегического назначения в условиях активного противодействия средств РЭБ. Близкая тема исследовалась в 1989 г. – поиск, обнаружение и нанесение удара по шахтным комплексам МБР в условиях активного противодействия средств РЭБ (старший группы подполковник В.В. Буев).

В 1986 г. личный состав полка проводил войсковые испытания самолета Су-24М, а в мае экипажи полковника В.Б. Дурасова (штурман подполковник В.М. Щетник) и подполковника В.Д. Сип- ливого (штурман полковник В.И. Ереми- чев) выполнили полет с двумя дозаправками в воздухе и бомбометанием на полигоне. Также в 1986 г. выполнялись работы по исследованию возможностей прицельного бомбометания и пусков ракет с высот, превышающих возможности прицельно-навигационного комплекса самолета Су-24. В работах было задействовано четыре бомбардировщика Су-24М, старший группы полковник Г.И. Павловский.

С 1984 по 1993 гг. под руководством полковников В.Б. Дурасова, Н.Г. Нешто, Г.А. Коцегуба, А.А. Лугового отрабатывалось применение управляемых ракет с лазерным и телевизионным наведением по сухопутным и морским целям. С 1987 по 1990 гг. экипажи полка привлекались к проведению войсковых испытаний ЗРК «Тор», «Бук», «Бук-2М».

В меньшей степени, чем раньше, экипажи полка перегоняли новые самолеты. Особо стоит отметить два случая. В июне 1992,г. был выполнен перегон 14 новых Су-24 с завода в Новосибирске для полка, дислоцированного на Дальнем Востоке, вероятно – последних построенных самолетов Су-24М. В августе 1991 г. группа полковника В.Б. Дурасова выполнила перегон 12 самолетов Су-24МК в Иран.


После полего. В центре командир полка полковник С.М. Шаталов



Район Аргунского ущелья с воздуха, 8.12.1999 г.


С 1992 г. в историю полка вошли «горячие точки». В августе 1992 г. по распоряжению командующего Вооруженными силами СНГ пара Су-24МР (ведущий пары полковник В.В. Романов) выполнила разведку Нагорного Карабаха. С 1 по 10 ноября 1992 г. оперативная группа 455-го ииап в составе двух экипажей (полковник В.В. Романов/майор А.Н. Кнуррв, подполковник И.И. Казак/старший лейтенант А.Н. Бобынкин) и наземной группы во главе с начальником штаба полка подполковником А.Ф. Светачевым принимала участие в операции по урегулированию осетино- ингушского конфликта.

1990-е годы знамениты своими «реформами», которые не обошли стороной авиабазу «Балтимор». В 1993 г. полк был переведен на новый штат, став «обычным» строевым бомбардировочным авиаполком; 455-й бап вошел в состав 105-й смешанной авиадивизии.

В мае 1993 г. проводились войсковые учения «Восход-93», в ходе которых десять Су-24 выполнили беспосадочный перелет с четырьмя дозаправками из Воронежа в Джидду (ведущий полковник Н.М. Нешкумай). Три дозаправки были выполнены днем в сложных метеоусловиях, одна – ночью, время полета составило 12 часов. Ныне те учения почти забыты, между тем они вызвали серьезный международный резонанс, причем особо отмечалась переброска из Европы на Дальний Восток эскадрильи фронтовых бомбардировщиков. Американский журнал «Уорлд Эйр Пауэр» писал: «Учения продемонстрировали, что самолеты Су-24М могут при необходимости служить инструментом сил быстрого реагирования в эпоху, наступившую после окончания холодной войны». Стоит отметить – переброска эскадрильи фронтовой авиации из Европы на Дальний Восток без посадок была осуществлена в первый и пока в последний раз в истории отечественной военной авиации.

Учения – учениями, к сожалению, в 1990-е гг. экипажи полка едва ли не чаще работали по реальным целям на территории СНГ, которое совсем недавно называлось Советским Союзом. С 12 по 28 марта 1994 г. личный состав полка (шесть Су-24М, командир группы полковник Н.М. Нешкумай) действовал в составе миротворческих сил в республике Таджикистан, выполняя задачу по «конституционной защите прав граждан в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта». Полк прошел обе чеченские войны. Второй раз над Таджикистаном Су-24М из 455-го бап летали в июне- октябре 1996 г.

С 16 апреля по 5 мая 1995 г. полк действовал в Чечне, выполняя специальные задачи в зоне военного конфликта. Вторая Чечня – сентябрь 1999 – март 2000 гг. Всего за период контртеррористической операции на Северном Кавказе экипажами полка было выполнено более 1 100 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий, орденом Мужества награждено 5 человек, орденом «За военные заслуги» – 22 человека, медалью Нестерова – 12 человек, медалью «За заслуги перед Отечеством» – 4 человека.

После марта 2000 г. экипажи летают по «мирному» плану боевой подготовки. В марте-апреле 2000 г. четыре Су-24М (командир подполковник Ставицкий) принимали участие в учениях «Южный щит Содружества», в которых были задействованы части и подразделения вооруженных сил России, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Самолеты выполнили перелет по маршруту Воронеж-Оренбург-Байконур-Душанбе. С аэродрома Душанбе экипажи полка продемонстрировали показное бомбометание на полигоне «Тигровая балка». В августе 2005 г. проводились двусторонние КШУ по плану командующего войсками КСпН. Такие учения не проводились 15 лет. На маневрах отрабатывались приемы преодоления ПВО, за ПВО «играли» перехватчики МиГ-31 из 790-го иап и Су-27П из 611-го иап. Именно на тех учениях четверку летящих на предельно малой высоте Су-24 смог обнаружить только хотиловский МиГ-31. Аналогичные учения проводились в 2006 г. – прошла «война» 32-го корпуса ПВО с 16-й воздушной армией. В 2006 г. были выполнены летно-тактические учения полка с выполнением полетов на максимальную дальность и работой на незнакомых полигонах, полеты на боевое маневрирование с целью преодоления ПВО противника как в виде ЗРК, так и истребителей.


Командир 455-го бап С.Н. Шаталов




Командиры 455-го бомбардировочного авиационного полка год вступления в должность

Покровский В.К. 1953

Чернов АД 1956

Дяков Е.И. 1969

Тельный А.П. 1974

Зиновьев 1976

Солнцев С.Н. 1980

Дуросов В.Б. 1982

Водолазский А.Г. 1994

Баркалов Ю.М. 1998

Шаталов С.М. 2001


Как и в других строевых полках ВВС, общая ситуация с полетами в 455-м стала выправляться. Пошел керосин, но осталась общая головная боль – сильный износ техники. Не исключено, что именно износ матчасти едва не стал причиной катастрофы, когда 15 марта 2006 г. при выполнении полета в зону на простой пилотаж (экипаж в составе летчика капитана Р.А. Остро- верхова и летчика-инструктора майора В. Б. Сергеева) произошло разрушение самолета Су-24М. Самолет развалился в воздухе, но буквально за доли секунды до разрушения майор Сергеев успел привести в действие систему аварийного покидания. В настоящее время буквально на соседнем аэродроме – в Липецке – отрабатываются методы боевого применения Су-34, преемника бомбардировщика Су-24. Не исключено, что первым из строевых частей ВВС новую технику получит именно 455-й бомбардировочный авиационный полк.

Редакция признательна за помощь, оказанную в работе над статьей, подполковнику Алексею Ивановичу Долгих, майору Олегу Лахину, а также личному составу полка, превратившему бомбардировщик Су-24М с бортовым номером «02» в «фотомодель» для нашего журнала (см. также № 11/2007 г.).

Материал подготовил М. Никольский


Фотоархив Су-24М 455-го бап

Фото Михаила Никольского













Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх