Перспективы развития ВВС Болгарии

Болгария вступила в НАТО в апреле 2004 г. В рамках подготовки к вступлению в Североатлантический Союз в ВВС Болгарии в 2003 г. была проведена масштабная реструктуризация. В 2002 г. с вооружения были сняты истребители МиГ-23 и реактивные учебно-тренировочные самолеты L-29 «Дельфин». В мае 2003 г. была закрыта авиабаза Доброславицы, на которой базировались истребители МиГ-23. Всего же за шесть лет, с 1997 по 2003 гг., количество авиабаз ВВС Болгарии было сокращено с 13 до пяти, был выполнен капитальный ремонт авиабазы Граф Игнатьево. Количество самолетов и вертолетов с 465 в 1998 г. сокращено до 218 в 2003 г., были сняты с вооружения самолеты МиГ-21Р, МиГ-25, Ил-28, Ан-12, Ан-24, вертолеты Ми-2 и Ми-4.

Де-факто ВВС Болгарии на рубеже XX-XXI вв. фактически утратили свою боеспособность, так как большая часть из состоящих на вооружении «по списку» самолетов была не пригодной к полетам. В начале 2000-х годов положение несколько улучшилось, но в отличие от Польши, Чехии или Венгрии, в Болгарии так и не была выработана комплексная программа развития ВВС. Планы развития менялись неоднократно на протяжении нескольких лет, «а воз и ныне там», что лишний раз подчеркивает близость болгарского менталитета российскому… Недаром когда-то Болгарию называли 16-й республикой.

Первым шагом в модернизации парка летательных аппаратов ВВС Болгарии под стандарты НАТО стала принятая в мае 2003 г. программа оснащения навигационным и радиосвязным оборудованием, принятым в НАТО и ICAO, шести-восьми истребителей МиГ-21бис, шести-восьми штурмовиков Су-25К/УБК, четырех реактивных учебно-тренировочных самолетов L-39ZA

«Альбатрос», двух военно-транспортных самолетов Ан-26 и одного – двух самолетов L-410 «Турболет». Изучалась возможность закупки четырех военно- транспортных самолетов С-130 из числа снятых с вооружения в других странах и реактивных учебно-тренировочных самолетов «Хок» для замены УТС L-39ZA. В качестве самолетов первоначального обучения летчиков предполагалась закупка четырех турбовинтовых самолетов Пилатус РС-7 МК II и двух РС-7М.

Весной 2003 г. официально были прекращены полеты всех истребителей МиГ-23, состоявших на вооружении ВВС Болгарии (пять МиГ-23МЛД, три МиГ-23МФ, два МиГ-23УБ) – последних летных МиГ-23 в Европе.

От Советского Союза ВВС Болгарии получили порядка 30 истребителей МиГ-23. Последний раз болгарские МиГ-23 поднимались в небо в ноябре 2002 г., после чего были поставлены на хранение на авиабазе Доброславицы. Сообщалось, что к покупке самолетов МиГ-23УБ, имевших большой остаточный ресурс, проявляла интерес Индия, но реально два боевых истребителя МиГ-23МЛД закупил Берег Слоновой Кости. Решение о прекращении полетов МиГ-23 во многом стало неожиданностью, так как все болгарские самолеты данного типа в начале 2002 г. прошли двухмесячный ремонт с целью продления ресурса, истребители планировалось эксплуатировать не менее трех лет. Интересно, что в августе-сентябре 2002 г. на трех МиГ-23МЛД (бортовые номера «204», «211» и «219») и двух спарках были нарисованы акульи пасти по типу пастей истребителей МиГ-23МЛД 120-го ИАП ВВС советских ВВС времен войны в Афганистане. Очевидно, что решение о прекращении полетов МиГ- 23 стало сюрпризом и для личного состава авиабазы Доброславицы. Протест выражало болгарское «Общество пилотов МиГ-23». Часть летчиков истребителей МиГ-23 прошли переучивание на истребитель МиГ-29.

Болгария получила истребители МиГ-29 в 1989 г. Первыми 15 июня в «шестнадцатую республику» прибыли два МиГ-29УБ. Всего болгарские ВВС получили 18 боевых МиГ-29 и четыре учебно-тренировочных МиГ-29УБ. В сентябре 1994 г. один истребитель разбился, летчик погиб. Неоднократно рассматривалась возможность приобретения в России еще одной партии из 18 – 20 самолетов МиГ-29, но сделка постоянно срывалась, то по причинам сугубо финансовым, то – по политическим.

Министр обороны Болгарии в феврале 2002 г. анонсировал программу модернизации состоящих на вооружении ВВС 20 истребителей МиГ-29 (в том числе два МиГ-29УБ). Свои варианты модернизации предлагали фирмы Еропеан Аэронотикс, Элбит и АРЗ в Барановичах, но контракт был заключен с РСК МиГ. Работы по модернизации истребителей продвигались очень медленно не в последнюю очередь из-за периодически возникавших разногласий между заказчиком и РСК МиГ и проблем организационного плана. Согласно первоначальному плану первый модернизированный МиГ-29 ВВС Болгарии должен был выполнить первый полет в январе 2003 г.

На трех из первых шести отобранных для модернизации истребителях МиГ-29 ВВС Болгарии 15 августа 2003 г. были проведены проверочные полеты. Самолеты пилотировали лет- чики-испытатели РСК «МиГ». Модернизация проводилась на авиаремонтном заводе фирмы TEREM в Пловдиве под наблюдением специалистов РСК «МиГ». Сумма контракта на модернизацию шести истребителей составляла порядка 10 млн. долл. Предусматривалось установить на самолеты авионику французской фирмы Талес, но от замены БРЭО болгары в конечном итоге отказались.


"Зубастый" МиГ-23МЛЦ ВВС Болгарии


Болгарский МиГ-29


В ходе модернизации календарный ресурс истребителей продлевается до 40 лет, летный – до 4000 ч (ресурс не модернизированных самолетов составляет 20 лет и 2000 ч соответственно). Ясности с программой модернизации истребителей МиГ-29 не было прежде всего у самих болгар. В 2004 г. было объявлено, что возможности истребителей МиГ-29 без модернизации их электронного оборудования вполне достаточны для обеспечения ПВО и патрулирования воздушного пространства Болгарии, то есть фирма Талес осталась не у дел. Пока планируется провести ограниченную модернизацию истребителей МиГ-29 с целью продления ресурса под наблюдением специалистов РСК «МиГ» (контракт подписан 1 марта 2006 г.) и закупить партию самолетов западного производства.

В марте 2006 г. США предложили Болгарии три варианта обновления истребительного парка. Первый – закупка партии из 16 вновь построенных истребителей-бомбардировщиков F- 18E/F в сочетании с закупкой 12 находящихся в США на хранении истребителей F-5E/F. Второй вариант – закупка партии из 1 2 снятых с вооружения авиации ВМС США истребителей- бомбардировщиков F-18A/B или F- 18C/D и 12 все тех же F-5E/F. Третий вариант – поставка только 12 истребителей-бомбардировщиков F-18A/B или F-18C/D.

Истребители F-5 предназначаются для повышенной подготовки летчиков «Супер Хорнетов» или «Хорнетов». Болгарии также предлагаются истребители F-16 и «Грипен», причем Турция, на вооружении ВВС которой состоят истребители F-16, выразила готовность оказать Болгарии помощь в освоении и эксплуатации самолетов F-16.

Вопрос о закупке истребителей западного производства поднимался в Болгарии и ранее. В июне 2004 г. министр обороны Николай Колев объявил об очередной амбициозной программе – закупке «совместимых с НАТО» истребителей в 2007 г. По словам министра, самолеты предназначены для замены истребителей МиГ-21, МиГ-29 и штурмовиков Су-25 к 2008 г. Заявление министра предшествовало визиту в Софию начальника Генерального штаба Бельгии, который немедленно предложил продать снимаемые с вооружения ВВС Бельгии истребители F-16MLU. Американцы ответили на заявление Колева предложением поставить истребители F-16 блок 52+, шведы уже традиционно предложили истребитель Saab JAS-39 «Грипен».

После снятия с вооружения истребителей МиГ-23 и прекращения поле тов в связи с модернизацией самолетов МиГ-29, единственными истребителями ВВС Болгарии на какой-то период стали МиГ-21, которые предполагалось снять с вооружения в 2007 г. Из-за проблем с безопасной эксплуатацией самолеты МиГ-21 были выведены из боевого состава ВВС в 2006 г. Стоит отметить, что в общей сложности НРБ получила из Советского Союза более 100 самолетов МиГ-21 различных модификаций, включая «ПФМ» и «бис».

Болгария стала вторым, вслед за Чехословакией, экспортером штурмовиков Су-25. Советские летчики перегнали первые штурмовики на аэродром Бизмер, центральная Болгария, в октябре 1986 г. Всего ВВС Народной Республики Болгария получили 36 боевых Су-25К и четыре спарки Су- 25УБК. Штурмовики поступили на вооружение двух эскадрилий 22-го истребительно-бомбардировочного авиаполка. 18 штурмовиков 1-й эскадрильи достигли состояния боеготовности в 1987 г., в следующем году боеспособной стала и вторая эскадрилья. «Грачи» пришли на смену самолетам МиГ-17.

Болгарский полк оставался боеспособным очень недолго. Су-25 был объявлен примитивным самолетом с малым радиусом действия и чрезвычайно прожорливыми двигателями. Один болгарский Су-25 разбился 17 апреля 1989 г., летчик погиб. С 1991 г. штурмовики ВВС Болгарии поднимались в небо от случая к случаю. В 2003 г. на четырех Су-25К и двух Су-25УБК было установлено радионавигационное и радиосвязное оборудование, отвечающее стандартам НАТО и ICAO. Доработки были проведены с целью обеспечения штурмовикам возможности принимать участие в совместных с НАТО учениях. Небольшая по глубине и объему модернизация заняла много времени из-за политических сложностей с поставками из США комплектов радионавигационной системы TACAN. Первый полет доработанный штурмовик Су-25К выполнил осенью 2004 г. Планируется сохранить штурмовики Су-25 на вооружении ВВС до 2007 – 2009 г.г.

ВВС НРБ располагали внушительным парком истребителей-бомбардировщиков Су-22М-4. Самолеты базировались в Добриче до мая-июня 2001 г., когда их передислоцировали на авиабазу Безмер, причем перебазирование истребителей-бомбардировщиков осуществлялось, главным образом, на прицепе у автомобилей. Большинство самолетов находилось в непригодном к полетам состоянии из- за нехватки запасных частей и двигателей.

В 2002 – 2003 г. одновременно удавалось поддерживать в пригодном к полетам состоянии не более двух истребителей-бомбардировщиков Су-22, основным назначением которых являлось ведение разведки. В 2004 г., в летном состоянии поддерживался только один Су-22М-4 с бортовым номером «503». В мае 2004 г, полеты последнего болгарского Су-22М-4 были официально прекращены.

Эксплуатация истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН, состоявших на вооружении 25-го истребительно- бомбардировочного авиаполка (из СССР получено в начале 80-х годов 45 самолетов данного типа), официально завершилась в сентябре 2001 г., хотя еще в 2000 г. ни один болгарский МиГ-23БН не был способен подняться в воздух.

Транспортные самолеты ВВС Болгарии сосредоточены на 16-й транспортной авиабазе, аэропорт София – Враждебна. Пять военно-транспортных самолетов Ан-26 были поставлены Болгарии в 1984-1985 гг. Три из них в 1998-2004 гг, прошли ремонт с продлением ресурса до 2010-2014 гг. Два неотремонтированных самолета планируется использовать в качестве источника запасных частей для трех отремонтированных.


Транспортный L-4W


С ноября 2001 г. болгарские Ан-26 интенсивно используются для поддержки операций НАТО на Балканах. Самолеты совершали полеты в При- штину, Скопье, Баня-Лука, Сараево и Неаполь по два-три раза в неделю, налетав к концу марта 2004 г. более 2000 ч.

В 2004 г. появились сообщения о планах закупки новых транспортных самолетов, способных выполнять полеты в Афганистан и Ирак из Болгарии с меньшим, чем Ан-26, количеством промежуточных посадок или вообще без посадок. Изначально рассматривались самолеты класса С-130, но потом приоритет сместился в сторону менее амбициозных самолетов, таких, как С-27 «Спартан» и С-295. О намерении закупить восемь самолетов С- 27J «Спартан» представитель болгарского правительства обьявил в апреле 2005 г., поставка первых двух самолетов намечалась на конец 2006 г.

Болгария имеет один самолет-фоторазведчик Ан-30, задействованный в программе «Открытое небо», но из-за нехватки транспортных самолетов единственный болгарский Ан-30 часто используется для перевозок людей и грузов, в том числе и для VIP-перево- зок. Для VIP-перевозок используются также один Ту-154М ВВС Болгарии и арендованный ВВС у авиакомпании Хемус Эйр Лайн один Ту-134Б. Для замены «президентского» самолета Ту- 1 54М правительство Болгарии изучало в 2005 г. возможность лизинга самолета Боинг-737-500.

Эксплуатация семи легких транспортных самолетов L-410, как ожидается, продлится до 2010 – 2012 гг.

Единственный самолет Ан-2 ВВС Болгарии интенсивно используется для тренировок в прыжках с парашютами личного состава болгарских сил специального назначения.

В декабре 2003 г. Болгарии был поставлен один вновь построенный самолет Пилатус PC-12М, который изначально предусматривалось использовать для калибровки радиотехнических систем аэродромов наряду с перевозками людей и грузов. 10 июня 2003 г. самолет получил повреждения при выполнении аварийной посадки в аэропорту София, но уже в сентябре того же года его отремонтировали. В 1965 – 1973 г. ВВС Болгарии получили 102 реактивных учебно-тренировочных самолета L-29 «Дельфин». Последние четыре учебно-тренировочных самолета L-29 «Дельфин» были сняты с вооружения осенью 2002 г. В 2003 г. на вооружении ВВС состояло 35 самолетов L-39ZA, лишь несколько машин удавалось поддерживать в пригодном к полетам состоянии. В 20022004 гг. в третьи страны было продано не менее 21 самолета L-39ZA ВВС Болгарии.

Положение с парком учебно-тренировочных самолетов улучшилось после заключения в декабре 2003 г. контракта на поставку шести турбовинтовых учебно-тренировочных самолетов Пилатус РС-9М с последующим увеличением количества заказанных самолетов до 12. Данный контракт стал «первой ласточкой» в деле возрождения ВВС Болгарии. Первый полет предназначенный Болгарии самолет РС-9М выполнил но заводском аэродроме фирмы Пилатус 20 сентября 2004 г. Первая партия из шести самолетов прибыла в Болгарию в ноябре-декабре 2004 г. Поставки второй партии намечались сначала на 2005 г., затем на 2006 г. В конце 2005 г. в прессе опять сообщалось о «скорой» поставке еще шести самолетов РС-9М, но в 2006 г. Болгария этих самолетов все еще не получила.

Предусмотрена возможность вооружения самолетов РС-9М контейнерами с 12,7-мм пулеметами и блоками НАР, после чего самолеты можно использовать в качестве легких штурмовиков. Самолеты РС-9М в ВВС Болгарии используются для первоначальной подготовки летчиков. Согласно программе обучения, курсант должен налетать на РС-9М 180 ч, после чего считается готовым для прохождения курса повышенной подготовки на реактивных самолетах L-39ZA объемом 60 ч.

УТС L-39ZA намечено сохранить в строю до 2007 г. В 2004 г. четыре L-39ZA прошли доработку – на них было установлено радионавигационное и радиосвязное оборудование западного производства.

Перевооружение вертолетных подразделений ВВС НРБ боевыми вертолетами Ми-24 началось в конце 70-х годов. Первым четыре Ми-24Д в июне 1979 г, получил дислоцировавшийся в Пловдиве 44-й вертолетный авиационный полк, точнее, вновь сформированная в составе полка эскадрилья «за огнева поддражка» – эскадрилья огневой поддержки. В 1980 г. полк передислоцировали на аэродром Крумово, а эскадрилью огневой поддержки – в Стара Загору, где она стала основой нового 13-го боевого вертолетного полка – «Вертолетен полк бойни вертолети».

Официальной датой формирования полка считается 13 августа 1983 г. Через два года, в 1985 г., количество вертолетов в 23-м полку достигло штатного состава – 44 машины (38 Ми- 24Д и шесть Ми-24В), сведенных в две эскадрильи. Аварийность болгарских Ми-24 была очень низкой – за 20 лет тяжелое летное происшествие случилось только с одной машиной – в январе 1996 г., экипаж не пострадал.

К 2000 г. в пригодном к полетам состоянии поддерживалось не более половины парка боевых вертолетов Ми-24. В октябре 2000 г. вертолеты («своим ходом» и автотранспортом) были перебазированы из Стары Загоры в Крумово.

Министерство обороны Болгарии неоднократно объявляло о планах модернизации вертолетов Ми-24 с целью продления срока их эксплуатации примерно до 2015 г. Исполнители работ, глубина модернизации и сроки выполнения менялись также неоднократно.

Изначально планы модернизации вертолетов Ми-24 ВВС Болгарии увязывались с модернизацией вертолетов Ми-24 «Вышеградской группы» – Польши, Чехии и Словакии, но болгары решили выполнять модернизацию независимо от соседей. Позже Польша, Чехия и Словакия также приняли решение модернизировать свои Ми-24 независимо друг от друга.

На выполнение работ по модернизации вертолетов Ми-24 ВВС Болгарии претендовали российские, европейские и израильские фирмы. Контракт был подписан с представителями Израиля в феврале 2005 г. Согласно контракту, израильская фирма Элбит Системз должна была модернизировать шесть тактических транспортных вертолетов Ми-17 и 12 боевых вертолетов Ми-24Д/В. Фирма Элбит была объявлена победителем тендера на проведение модернизации вертолетов в декабре 2004 г. Предусматривалось проведение ремонта с целью продления ресурса вертолетов и усовершенствование бортовых систем и оборудования. Однако уже в марте 2005 г. министр обороны Болгарии Николай Свинаров сделал официальное заявление об аннулировании программы модернизации вертолетного парка. Согласно болгарским источникам, представители фирмы Элбит не сумели получить лицензию на производство ремонтных работ у держателя авторских прав на вертолеты – Московского вертолетного завода им. Миля.


Ми-8


Ми-24В


Израильтяне рассчитывали получить лицензию в период подведения итогов тендера, но правительство России отказалось предоставить лицензии израильским фирмам, принимавшим участие в болгарском тендере. Кроме того, был заявлен протест со стороны России министерству обороны Болгарии. В начале февраля 2005 г. министр обороны России Сергей Иванов заявил, что контракт с фирмой Элбит на модернизацию болгарских вертолетов является «нелегальным».

МВЗ им. Миля предлагал министерству обороны Болгарии собственные варианты модернизации вертолетов в 2003 и в 2005 гг., основанные на использовании оборудования российской разработки, однако, так как Болгария стала членом НАТО, российское оборудование и вооружение сочли не отвечающим стандартам НАТО. Кстати, членство в НАТО не помешало Чехии закупить в России новые боевые вертолеты Ми-35.

Все-таки программа модернизации вертолетного парка вооруженных сил Болгарии, де-факто, перешла в стадию реализации.

Весной 2005 г. появились сообщения о состоявшемся еще 16 января первом полете модернизированного международным консорциумом ATL вертолета Ми-24. В доработке вертолета принимали участие южноафриканские, французские и болгарские специалисты. На вертолете установлены гиростабилизированный комплект датчиков южноафриканской фирмы Кентрон в носовой части фюзеляжа (ИК обзорно-прицельная система, низкоуровневая ТВ система, лазерный даль- номер/целеуказатель) и 20-мм пушка Кентрон F2. В систему управления оружием интегрированы южноафриканские ПТУП ZT-35 «Ингве» с лазерным наведением. Приборное оборудование кабин летчика и оператора вооружения выполнено совместимым с очками ночного видения. Полностью обновлено навигационное оборудование, установлен приемник спутниковой навигационной системы.

Практически вертолет представляет собой упрощенный вариант модернизации, проведенной южноафрикан- цами на Ми-24 ВВС Алжира. При модернизации широко использован опыт, приобретенный специалистами ЮАР при разработке и производстве боевых вертолетов «Руивалк».

Модернизированный вертолет впервые поднялся в воздух с аэродрома авиаремонтного завода министерства обороны Болгарии в Софии. Вертолет имеет южноафриканскую гражданскую регистрацию «ZU-SOW» (ранее данный вертолет Ми-24Д состоял на вооружении ВВС Болгарии и имел бортовой номер «123»). Вертолет был куплен у Болгарии в 2004 г., его планируется использовать в качестве демонстратора технологий потенциальным заказчикам, прежде всего из стран Восточной Европы. Вертолет после модернизации получил наименование «Sova- Attack».

В очередной раз контракт на модернизацию болгарских вертолетов Ми-17 и Ми-24 был подписан в декабре 2005 г., как и следовало ожидать, с фирмой Элбит. Предусматривается модернизация 12 боевых вертолетов Ми-24 и шести транспортных Ми-17 в течение ближайших трех лет. Что интересно, уже в июле 2006 г. в болгарской прессе появились сообщения о возможном аннулировании контракта.

В 1985 – 1991 гг. Болгария получила из Советского Союза партию транспортных вертолетов Ми-8/17. В 2000 г. на вооружении ВВС Болгарии осталось 25 вертолетов Ми-17, в 2004 г. – 18.

Модернизация вертолетов Ми-17 планировалась параллельно с модернизацией вертолетов Ми-24. Ожидается, что вертолеты Ми-17 останутся на вооружении ВВС Болгарии до 2010 г.

В 1989-1990 гг. на вооружение ВВС Болгарии поступили четыре вертолета РЭБ Ми-17ПП, которые были впервые публично продемонстрированы только в 1999 г. В том же 1999 г. с трех вертолетов Ми-17ПП было демонтировано специальное радиоэлектронное оборудование и антенны. Четвертый Ми-17ПП прошел «размодернизацию» в 2000 г. В 2003-2004 гг. один из этих вертолетов был переоборудован в противопожарный путем установки в грузопассажирской кабине бока для 3 т воды.

Один вертолет Белл-430 в VIP-конфигурации Болгария закупила в США в июле 2000 г., но из-за высоких эксплуатационных расходов вертолет в 2004 г. был выставлен на продажу. Не очень удачно сложилась в Болгарии судьба других вертолетов фирмы Белл. Шесть вертолетов Бел-206В-3 были закуплены в США для использования в качестве учебно-тренировочных, но два года, 2003 и 2004, вертолеты не эксплуатировались из-за отсутствия запасных частей к втулкам несущих винтов, которые никак не могли закупить в силу бюрократических проволочек.

Осенью 2005 г. было обьявлено о выигрыше консорциумом Еврокоптер тендера на новый многоцелевой транспортный и боевой поисково-спасательный вертолет. Болгария закупит восемь вертолетов Еврокоптер AS.532AL «Кугар» Mk, 1 в базовой транспортной конфигурации с последующей закупкой четырех боевых поисково-спасательных вертолетов. Кроме того, зарезервирован заказ еще на четыре вертолета «Кугар». Конкурентом вертолета «Кугар» выступал вертолет Сикорский S-70A «Блэк Хок». Вертолеты «Кугар» заменят 12 из 18 состоящих на вооружении ВВС вертолетов Ми-17.



Отдельная морская вертолетная эскадрилья ВМФ Болгарии базируется под Варной на авиабазе Чайка. Во времена существования Варшавского договора главной задачей эскадрильи являлся поиск и уничтожение (в случае войны) подводных лодок ВМС Турции в акватории Черного моря. В настоящее время на вертолеты возложены задачи поиска и спасения, патрулирования морской экономической зоны Болгарии. В 90-е годы боеспособность эскадрильи существенно снизилась. В 1979-1980 гг. Болгария получила из СССР шесть новых вертолетов Ми-14ПЛ, один из которых разбился в январе 1986 г., три вертолета Ми-14 из числа «сэконд хэнд» были закуплены Болгарией в 1990 г.

В 1983 г. на вооружение отдельной вертолетной эскадрильи поступило два вертолета-тральщика Ми-14БТ, один из них был списан в 1985 г, со второго сняли специальное оборудовании, после чего вертолет эксплуатируется как транспортный.

В 2001 г. пригодными к полетам оставались четыре вертолета. Два Ми-14ПЛ в 2000 г. прошли ремонт с целью продления ресурса до 2007- 2008 гг. Для замены вертолетов Ми-14 планируется закупить три вертолета корабельного базирования Еврокоптер AS.565 «Пантера».

Периодически на территории Болгарии проводятся крупные международные учения. Так, с 11 по 21 сентября 2001 г. проводились учения «Со- Operaive Key». Проведению этих учений не помешала даже атака террористов на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 1 1 сентября. В учениях принимали участие самолеты и вертолеты ВВС Болгарии (МиГ-29, МиГ-21, Су-25, единственный пригодный к пролетам Су-22, Ми-24 и Ми-8), пять самолетов-разведчиков AJSF-37 «Вигген» ВВС Швеции, три истребителя МиГ-21 «Лансер» ВВС Румынии, четыре штурмовика А-10А ВВС США, самолет ДРЛОиУ Е-ЗА; вертолеты ВВС Италии, Венгрии, Словакии, Словении, Швейцарии, Румынии и сил специальных операций США. Вся авиационная техника дислоцировалась на авиабазе Граф Игнатьево. Штурмовики А-10А, помимо участия в учениях, несли боевое дежурство в готовности нанести удары по базам террористов, если таковые удалось бы обнаружить.

В августе – сентябре 2002 г. шесть «Ягуаров» GR.3A и два «Ягуара» Т.4 принимали участие в учениях «Lone Cat», базируясь на 3-й истребительной авиабазе Граф Игнатьево. 14 британских летчиков выполнили более 100 учебно-боевых вылетов, отрабатывая удары по наземным целям на полигоне в южной Болгарии. Британские «Ягуары» отрабатывали совместные действия со штурмовиками Су-25 ВВС Болгарии, в то время как болгарские истребители МиГ-21 выступали в роли агрессоров.

С середины 90-х годов в международных учениях, которые проводятся в Черном море, принимают участие вертолеты Ми-14. В частности в ходе учений «Cooperative Partner 97» вертолеты Ми-14 выполняли посадку на борт десантного вертолетоносца ВМС США «Поунс».


ВВС Болгарии (по состоянию на начало 2006 г.)

Корпус противовоздушной обороны (София)

3-я истребительная авиационная база (Граф Игнатьево):

истребительная эскадрилья 1 /3 МиГ-21 бис, МиГ-21 УМ;

истребительная эскадрилья 2/3 МиГ-29, МиГ-29УБ, L-39ZA.

Авиационный тактический корпус (Пловдив)

16-я транспортная авиационная база (аэропорт София):

транспортная эскадрилья 1/16 Ан-26, Ан-30, L-410UVP, Ан-2, PC-12.

22-я штурмовая авиационная база (Безмер):

штурмовая эскадрилья 1/22 Су-25К, Су-25УБК;

штурмовая эскадрилья 2/22 Су-25К, Су-25УБК.

24-я вертолетная авиационная база (Крумово):

вертолетная эскадрилья 1/24 Ми-17;

вертолетная эскадрилья 2/24 Ми-24Д, Ми-24В;

отдельное учебно-тренировочное звено Белл 206В-3.

1 2-я учебная авиационная база (Каменец):

учебно-тренировочная эскадрилья 1/12 L-39ZA.

Авиация военно-морского флота

Отдельная морская авиационная база (Чайка):

отдельная морская вертолетная эскадрилья Ми-14Пл, Ми-14БТ.





Владимир Ильин









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх