Супермарин "Спитфайр"

(Продолжение. Начало в№№1-4, 7-8, №-12/2005 г., 1,2/2006 г.)


Американцы на «Спитфайрах»

«Спитфайр» заслуженно стал символом британских ВВС периода Второй мировой войны. Однако на «Спитах» воевали представители многих наций, в том числе и американцы.

С началом Второй мировой войны в 1939 г. США оказались в весьма интересном положении. Правящие круги продолжали проводить политику нейтралитета. На мировой арене в те годы Штаты во многом оставались «вещью в себе» – Вашингтон отнюдь не стремился распространить демократию по всему шару и громить Германию. Между тем основную массу населения страны в те далекие времена еще составляли англосаксы, которые не могли не сочувствовать своей исторической Родине.

С первых дней войны многие американские военные летчики выразили желание сражаться с тевтонами в Европе плечом к плечу с англичанами и французами. Некий полковник Чарльз Суини, американец с канадской «пропиской», получивший звание полковника в составе французского Иностранного Легниона, обьявил набор добровольцев во французские ВВС.

Инициативу Суини поддержал не только Париж, но и Лондон. Полковник получил от британского правительства право вербовать пилотов в RAF. В мае 1940 г. Суини отправил за океан группу из 32 американских летчиков. Они направлялись во Францию, но до ее капитуляции попасть на фронт не успели. Впрочем, добровольцев с распростертыми объятиями приняли британские ВВС.

Между тем инициативу Суини поддержали и по другую сторону океана. В Канаде, служивший в годы Первой мировой войны в Британском авиационном корпусе Клейтон Найт, объявил набор американских пилотов для военной службы. Странно? Ничуть. Ведь Канада, как известно, была членом Британского содружества наций. Значит, может воевать на стороне Британии. Найтом был создан Комитет Клейтона Найта, разместивший в прессе многочисленные объявления о наборе добровольцев. Ответом стало 50 000 поданных в короткий срок заявлений! Из 50 000 члены Комитета отобрали 6000 летчиков для службы в ВВС Канады и Великобритании. Характерно, что никого не стимулировали длинным долларом или фунтом. Зарплату обещали, но не большую чем в Штатах.

Из заокеанских добровольцев в Британии начали формировать эскадрильи, которые получили наименование «эскадрильи Орлов». Первой в Чарч-Фентон формировалась 71-я «орлиная» эскадрилья. Личный состав – американцы, командный состав – офицеры RAF. Поначалу на вооружение орлов поступили истребители Брюстер «Буффало» Mk I. Эти неказистые самолеты изначально рассматривались только как переходный тип перед получением «Харрикейнов» Mk I. Первые боевые вылеты летчики эскадрильи провели 5 февраля 1941 г., летая звеньями на патрулирование воздушного пространства.

В апреле эскадрилья получила «Харрикейны» Mk II, а в августе 1941 г. – первый «Спитфайр». Это была машина модификации Mk II. Именно «Спитфайры» ассоциируются с американскими летчиками-добровольцами в составе RAF.

Через два месяца на «Спитфайры» Mk II/IIA перевооружили 121-ю эскадрилью (вторую американскую эскадрилью, сформированную весной 1941 г.)

В августе 1941 г. была сформирована третья и последняя американская эскадрилья в составе британских ВВС – 133-я. Первоначально 133-я эскадрилья, равно как первые две, получила «Харрикейны», но уже в октябре «Харрикейны» сменили «Спитфайры» Mk НА, а в январе 1942 г. на вооружение поступили «пятерки» – «Спитфайры» Mk V.

Тем временем в США число желающих носить униформу RAF стремительно росло. Такие настроения вызвали тревогу в высших командных кругах вооруженных сил. Командующий Авиационным корпусом армии США генерал-майор Арнольд распорядился восстановить контроль над всеми американскими военными, по тем или иным причинам оказавшимися в рядах иностранных армий. Понятно, что речь шла прежде всего об «орлах». Впрочем, как раз Арнольд занимал достаточно мягкую, но довольно странную позицию. Он считал, что можно разрешить добровольцам воевать в составе RAF и в форме RAF, но вот подчиняться они должны командующему авиационным корпусом армии США. Арнольд также настаивал на вооружении американских добровольческих подразделений в составе британских ВВС исключительно американскими самолетами.


Первый потерянный ВВС США "Спитфайр" подполковника Альберта Кларка, сбитого 26 июля 1942 г. во время стажировки в 412-й эскадрильи


"Спитфайр" V, сфотографированный буквально за день до того, как британская 121-я эскадрилья стала америанской 4-й истребительной группой в сентябре 1942 г.


29 сентября 1942 г. Официальный подьем американского флага вновь сформированной 4-й истребительной авиагруппы


Дебаты разгорелись нешуточные. Точку в них поставил Перл-Харбор, после которого США оказались в состоянии войны как с Японией, так и с Германией. Политика нейтралитета осталась в истории.

В свою очередь, в Британии относительно американских летчиков также существовали разные мнения. В массе своей добровольцев всячески поддерживали и приветствовали. Однако… «Они всегда оставались дикарями, и если они солдаты, то солдаты удачи», – так публично заявил один британский генерал летом 1941 г., прямо адресуясь к личному составу «орлиных» эскадрилий.

Что делать с орлами не совсем ясно представляли по обе стороны. После Перл-Харбора было решено развернуть на Британских островах 8-ю воздушную армию авиационного корпуса армии США. В нее планировалось включить и «орлиные» эскадрильи.

Впрочем, пилотам было не до политических пересудов. Они воевали отчаянно и умело. Пилот 71-й эскадрильи Уильям Р. Данн одержал пятую победу в воздушном бою и стал первым американским асом Второй мировой войны. В ноябре асами стали еще двое «орлов». Многие американские летчики, заслужившие на войне почет и славу, начинали воевать на «Спитфайрах» в составе RAF: Дон Блэксли (15 побед) завершил войну командиром 4-й истребительной группы. Один из самых известных пилотов «Мустангов» Дон Джентил свои три первые победы одержал на «Спитфайре»


19 августа 1942 г. над Дьеппом.

Успехи американцев признало и оценило командование британских ВВС. В конце августа 1942 г. 133-я эскадрилья в числе первых трех получила новейшие «Спитфайры» Mk.IX. Первый вылет на новых самолетах долго переносился со дня на день по причине плохой погоды. «Орлам» предстоял полет на эскортирование «Крепостей» из 8-й воздушной армии.

Первоначальной датой определили 7 сентября, но полет состоялся лишь 26-го. Командира эскадрильи Кэрролла МакКолпина, опытнейшего аса с девятью победами в небе Европы, в тот день отозвали в Лондон. Поэтому эскадрилью возглавил флайт-лейтенант RAF Бритилл. Возможно, смена ведущего накануне боевого вылета сыграла роковую роль…

Франция оказалась закрытой облаками. Бритилл вывел эскадрилью в точку рандеву, но бомбардировщиков не обнаружил. Новенькие «девятки» покрутились, впустую сжигая горючее, после чего взяли курс домой. И тут произошло непредвиденное…

Ведущий не учел сильный ветер. Считая, что группа находится уже над южной Англией, командир отдал приказ пробивать облачность. Эскадрилья выскочила из облаков прямо на немецкие зенитки – под крыльями «Спит- файров» простиралась пока еще Северная Франция. В довершение ко всем бедам сверху свалилась группа Fw-190. За несколько минут зенитчики и «фоккеры» сбили 12 «Спитфайров».

Новых «девяток» англичане 133-й эскадрильи не предоставили, потери восполнили «пятерками».

В сентябре 1942 г. все три эскадрильи были переданы из состава RAF в 8-ю воздушную армию и сведены в 4-ю истребительную группу. Формальная церемония передачи 71-й, 121 -й и 133-й эскадрилий из RAF в 8-ю воздушную армию США состоялась 29 сентября. На церемонии присутствовало командование британских ВВС во главе с маршалом Шолто Дугласом и командующий 8-й воздушной армией генерал-майор Карл Спаатс. Личный состав эскадрилий «орлов» получил памятные медальоны о службе в RAF. Маршал Дуглас выступил с речью:

"… официальный счет эскадрилий 73,5 победы. Половинкой является «Дорнье», сбитый совместно с британским пилотом – это символ англо-американской кооперации! Рекордный победный счет -41 победа – у 71-й эскадрильи, но я надеюсь, что две другие эскадрильи не остановятся на достигнутом.

До свидания и спасибо вам, Орлы из 71-й, 121-й и 133-й эскадрилий. Счастливой охоты в составе 8-й воздушной армии ВВС Армии США."

Личный состав впервые выстроился у своих «Спитфайров», одетым в американскую военную форму, но на мундирах летчиков сверкали «крылышки» RAF. Символику британских ВВС пилотам-добровольцам разрешили оставить на новой форме, но не на левой стороне мундиров, как принято в RAF, а на правой. А вот победы, одержанные в составе RAF, американским летчикам американское командование официально не зачло. Так, первый американский ас Второй мировой войны Уильям Дан (пять побед в составе 71-й эскадрильи RAF) официально имел на своем счету всего одну победу, одержанную уже в составе USAAF.


Авария "Спитфайра" во время тренировочного полета. Типичная картина: после "Аэрокобры" с носовым колесом осваивать неустойчивый на взлете-посадке "Спит" американцам было трудно


На «Спитфайры» нанесли американские опознавательные знаки, но сохранили буквенную кодировку, принятую в британских ВВС.

Эскадрильи получили новые номера – соответственно 334, 335 и 336. Они составили 4-ю истребительную группу, командиром которой стал полковник Эдвард У. Андерсон. Группа вошла в состав 8-й воздушной армии, хотя по-прежнему в оперативном отношении американские «Спитфайры» подчинялись штабу Истребительного командования RAF.

В силу малой дальности и продолжительности полета «пятерки», состоявшие на вооружении 4-й группы, мало подходили для операций над Континентом. Американцы выполняли рутинные полеты на патрулирование воздушного пространство Ла-Манша и прикрытие с воздуха морских конвоев. Воздушные бои и даже простые встречи в воздухе с самолетами противника выдавались редко. Одним из самых «продуктивных» дней стало 22 января 1943 г., когда янки на «Спитфайрах» сбили два истребителя люфтваффе.

В феврале личный состав 334-й эскадрильи начал осваивать «Тандерболты». История Орлов на «Спитфайрах» завершилась, впрочем, самих пилотов уже никто не именовал орлами.

Закончилась история орлов, но началась другая история про американцев на «Спитфайрах». Собственно, эта история началась еще раньше…

В июле 1942 г. к боевой работе приступили две американские истребительные группы, имевшие на вооружении «Спитфайры» Mk V.

31-я и 52-я группы входили в состав 8-й воздушной армии ВВС США. Решение вооружить американские группы британскими самолетами принималось непросто, тут снова оказалась замешанной большая политика.

По соглашению, заключенному между США и Великобританией, вскоре после вступления Штатов в войну с Германией, в Европе предусматривалось развернуть две американские воздушные армии: 8-ю на Британских островах и 12-ю для операций в Северной Африке, вторжение в которую было намечено на ноябрь 1942 г.

В январе 1942 г. в США началась подготовка пилотов для перелета через Атлантику. Англичане настаивали на ускоренной переброске истребителей, крайне необходимых для прикрытия действовавшей в Северной Африке 8-й британской армии, причем, выражая обоснованные сомнения в качестве подготовки не имевших боевого опыта летчиков-янки, предлагали организовать дополнительные тренировки по методикам RAF в Великобритании. Кроме того, английская сторона крайне отрицательно отнеслась к намерению вооружить американские эскадрильи истребителями Р-39 «Аэрокобра» и Р-38 «Лайтнинг». В RAF считали эти самолеты абсолютно непригодными для ведения воздушных боев над Европой и Африкой.

В апреле 1942 г. маршал авиации сэр Чарлз Портал официально предложил генералу Арнольду вооружить американские эскадрильи британскими истребителями. Чины из Пентагона предложили Арнольду согласиться с британским предложением: «…вооружив наши эскадрильи «Спитфайрами», мы сможем выделить дополнительное количество самолетов американского производства для Среднего Востока, Индии и России».

Выдвигались и другие аргументы в пользу «Спитфайров»: нет необходимости в опасных перегоночных полетах через Атлантику. Будет упрощено снабжение и эксплуатация самолетов, так как американские подразделения все равно почти полностью будут зависеть по части снабжения от «аборигенов». Также выражалась надежда, что американские летчики смогут быстро переучиться на «Спитфайры» и высоко оценят летные характеристики этого самолета.

Впрочем, все аргументы «за» разбивались о твердокаменную позицию генерала Арнольда: летчики авиационного корпуса Армии США должны летать только на американских самолетах!

23 апреля 1942 г. командующий окончательно определил группы, подлежащие отправке в Великобританию: 31-я и 1-я. На вооружении 31-й группы состояли «аэрокобры», 1-й – «лайтнинги». 14 мая в список была добавлена вооруженная «кобрами» 52-я группа.

В мае началась интенсивная подготовка личного состава к перелету через Атлантику. Подготовка сопровождалась массой летных происшествий с «кобрами», из-за чего в июне американцам пришлось-таки принять британское предложение – согласиться с принятием на вооружение «Спитфайров».

В июне-июле личный состав 31-й и 52-й групп прибыл в Британию на транспортных судах. Американские летчики немедленно приступили к тренировочным полетам, в которых сразу же столкнулись с трудностями.

Во-первых – «знаменитая» британская погода: «Туман, сэр!»

Во-вторых – непривычная «подстилающая поверхность» из мелких, по американским масштабам, фермерских наделов, затрудняющая навигацию.

В-третьих – переход с истребителя, имеющего шасси с носововой опорой («Аэрокобра»), на «устаревший» истребитель с хвостовой опорой оказался очень непрост. Вдобавок «Кобра» тормозилась на пробеге педалями, а у «Спитфайра» тормоз находился на ручке управления. Естественно, что некоторые летчики продолжали тормозить педалями… А еще узкая колея шасси «Спитфайра»…

Тем не менее американцы успешно и в короткий срок освоили новую для себя технику. Уже 26 июля летчики 31-й группы выполнили первый боевой вылет на «Спитфайрах» Mk.V на патрулирование Ла-Манша.

В начале августа эскадрильи группы перебазировались на передовые аэродромы: 307-я – в Биггин-Хилл, 308-я

– в Кенли и 309-я – в Вестхэмптон. 31-ю группу отобрали для участия в печально известном рейде на Дьепп. По-настоящему боевое крещение группа приняла 19 августа в районе Дьеппа. В тот день американцы впервые провели воздушные бои с самолетами люфтваффе и открыли победный счет

– лейтенант Сэм Юнкин из 309-й эскадрильи сбил Fw-190, еще один германский самолет сбил лейтенант Джон Уайт. Увы, счет был не в пользу янки – 31-я группа потеряла в воздушных боях четыре «Спитфайра». Всего над Дьеппом группа потеряла семь самолетов.


Над Ла-Маншем патрулирует американский ас Фрэнк Хилл


"Спитфайр" из состава 31-й истребительной труппы, участвовавшей в рейде на Дьепп


В кабине "пятерки" майор Хоррисон Тинт из 309-й эскадрильи 31-й группы


Капитан Дон Вильяме – доброволец четырех ВВС (финских, норвежских, британских, американских)!


Харрисон Тинт первую победу одержал на "Спитфайре", хотя прославился кок ос корейской войны


"Спитфайр" V Тrор из состава 52-й истребительной группы над Северной Африкой


Личный состав 52-я группы проходил переподготовку в Северной Ирландии до конца августа. В начале сентября пилоты 2-й и 4-й эскадрилий приступили к выполнению боевых заданий над Северной Францией, действуя с аэродромов Биггин-Хилл и Кенли.

По-настоящему развернуться над Европой летчики обеих групп не успели, так как было принято решение, в связи с подготовкой операции «Торч» (высадка в Африке), передать все истребительные группы 8-й воздушной армии в 12-ю армию. Взамен 8-я армия получала «Орлов» из RAF. Летчиков 31-й и 52-й групп вновь погрузили на транспорты и отправили в Гибралтар.

Здесь по «обратному ленд-лизу» американцы получили уже полетавшие в составе RAF «пятерки» в тропическом варианте, с фильтрами, которые съедали порядка 20 км/ч скорости. Нельзя сказать, что такая «новинка» сильно обрадовала американских пилотов.

Перед летчиками 31-й и 52-й групп поставили задачу прикрывать 8 ноября 1942 г. высадку десанта в Мерс- эль-Кебире. Кроме того, одной эскадрилье 52-й группы поручили сопровождать В-1 7 с командующим 12-й воздушной армией генералом Джеймсом Дуллитлом.

Уже в первый день операции «Торч» Дуллитл планировал прибыть на один из французских аэродромов в районе Орана.

Но операция началась не так, как предполагали штабы союзников. Господство в воздухе палубным британским и американским истребителям завоевать не удалось – в бой вступили французские истребители. Эскадрильям 31-й группы запланировали посадку на французском аэродроме Ла-Сенья под Ораном, но все летное поле оказалось изрыто воронками от бомб и снарядов.

Полковник Джон Хаукинс повел свои «Спитфайры» на соседний аэродром Тафарой. Здесь на полосе также наблюдались воронки, однако лететь куда-нибудь еще не предполагалось возможным из-за нехватки горючего.


"Спитфайры" взлетают с пустынного аэродрома


"Спитфайр" VC над Средиземным морем


"Спитфайр" V из состава 308-й эскадрильи в Тунисе. Март 1943 г.


«Спитфайры» пошли на посадку. В этот момент открыла огонь французская артиллерия. Пушкари попаданий не добились, но навалившаяся четверка «девуатинов» сбила один «Спитфайр». Завязался воздушный бой между еще не успевшими приземлиться пятью «Спитами» и французскими истребителями. По одному D.520 сбили майор Тинг, лейтенант Пэйн и 1-й лейтенант Кенорси, все – из 309-й эскадрильи. Позже Харрисон Тинг прославился в Корее, став одним из самых удачливых пилотов «Сейбра». Во время Корейской войны полковник Кинг командовал 4-м истребительным авиакрылом. На «Спитфайрах» Тинг одержал пять своих первых побед.

12 «Спитфайров» 2-й эскадрильи 52-й группы успешно отконвоировали самолет Дуллитла в Тафрой в условиях сильной облачности, правда, несколько пилотов потеряли ориентировку и сели где ни попадя. Позже все успешно перелетели на теперь уже бывшую французскую базу.

Днем 9 ноября активизировались сухопутные войска французов. В направлении Орана разведка союзников засекла движение колонны бронетехники Иностранного легиона. Немедленно для нанесения ударов по колонне были подняты три эскадрильи 31 -й группы и две из 52-й группы. Им пришлось работать в качестве штурмовиков. Авиация остановила продвижение легионеров и заставила замолчать французскую артиллерию в окрестностях аэродромов Тафарой и Ла-Сенья.

На следующий день «Спитфайры» опять штурмовали французские войска, а 11 числа Эйзенхауэр договорился с французами о прекращении огня в Морокко и Алжире. Однако вскоре ареной боевых действий стал Тунис, куда откатились остатки итальянских войск и германского корпуса «Африка».

Люфтваффе были связаны британскими ВВС на востоке Туниса и совершили всего несколько рейдов в район Орана.

Поначалу американцам не удавалось померяться силами с «экспертами» люфтваффе. Гитлер с маниакальным упорством пытался удержать кусок Африки. Как ответ на усиление группировки союзников в Африке, немцы также стали перебрасывать на этот театр военных действий подкрепления. В Тунис были направлены I и III./JG-53, в середине ноября обе группы приняли участие в боевых действиях. Затем прибыли II./JG-52 и вооруженная FW 190А II./JG-2.

Американские «Спитфайры» в ноябре-декабре часто летали с дополнительными топливными баками, а эскадрильи базировались на различных полевых площадках, постепенно смещаясь на восток Алжира. Летчики 309-й эскадрильи 31-й группы в январе прикрывали с воздуха историческую встречу Черчилля и Рузвельта в Касабланке.

Большую часть зимы стояла плохая погода, сильно затруднявшая действия авиации. Ожесточенная воздушная война развернулась лишь в районе порта Бон, через который планировалось осуществлять снабжение американских войск. Немцы отчаянно обороняли Бон, и здесь активно действовала авиация люфтваффе. В числе других истребителей союзников немцам здесь противостояли «Спитфайры» 2-й эскадрильи. В январе в район Бона перебросили еще и 4-ю эскадрилью.


"Пятерка" из 52-й группы, сбитая итальянцами 16 февраля 1943 г.


"Спитфайр" из 307-й эскадрильи, сбитый своими же во время высадки в Салерно


"Пятерки" из 52-й группы использовались в качестве пикировщиков для ударов с Сицилии по целям но Корсике


Первые в Северной Африке победы на счет 52-й группы записали капитаны Джеймс Коворд и Хорольд Уэр- рен, оба из 2-й эскадрильи, сбившие 30 ноября по одному Bf. 109. Далее победный счет группы стал неуклонно расти, хотя и не такими темпами, как, скажем, у эскадрилий ВВС РККА или германских штоффелей, хотя нередко приходится читать о накале воздушных боев над Африкой, дескать там было круче, чем на Восточном фронте.

Победы в воздушных боях – не самый объективный, но все же критерий. Судите сами: капитан Арнольд Уинсон из 2-й эскадрильи отличился 2, 3 и 4- го декабря, суммарный счет – 2,3 победы (одна победа одержана на троих); капитан Норманн МакДоналд в декабре сбил три германских самолета, второй лейтенант Джон дер Людов 25 декабря сбил один самолет противника; 2 января 1943 г. по одной победе одержали капитаны Джеймс Пик и Арнольд Винсон, первый лейтенант Джон Поуп. Все пилоты – из 2-й эскадрильи. То есть за месяц напряженных воздушных боев летчики эскадрильи сбили порядка десятка самолетов противника. Для сравнения: в боях над излучиной Дона и Кантемировкой летчики 5-го гвардейского ИАП с 16 декабря 1942 г. по 16 января 1943 г. сбили 45 самолетов противника. А ведь советский авиационный полк того периода фактически был близок по штату американской авиационной эскадрильи.

Справедливости ради стоит отметить, что американцы также умели хорошо воевать – командир 4-й эскадрильи майор Роберт Левин 8 января 1943 г. одержал сразу три победы в воздушном бою. И все же, не стоит равнять Алжир – Тунис и Сталинград.

Из-за плохой погоды 31-я группа смогла перелететь в Тунис лишь в феврале 1943 г. Зато группа стала базироваться в непосредственной близости от линии фронта. Основной задачей пилотов «спитфайров» стало эскортирование «аэрокобр», которые применялись для штурмовки наземных войск.

Первый боевой вылет пилоты группы выполнили 10 февраля 1943 г. Боевой счет в Тунисе был открыт 15 февраля, когда первый лейтенант Джерри Коллинзуорс из 307-й эскадрильи сбил Fw-190. Всего на «Спитах» Коллинзуорс одержал в воздушных боях шесть побед.

В тот же день по одной победе одержали Кенуорси, Тинг и Кэллендер. А 16 февраля германские войска перешли в наступление. Весь день на аэродроме слышался гул орудий. В 2 часа ночи 17 февраля командир 31-й группы полковник Фред Дин получил приказ об эвакуации. Наземный персонал покинул аэродром на грузовиках. Самолеты улетели с первыми лучами рассвета, но шесть неисправных «Спитфайров» пришлось уничтожить. Наступление германских войск было остановлено у Кассеринского прохода 18 февраля частями армии США.

Между тем война в воздухе не прекращалась. 22 февраля отличился капитан Фрэнк Хилл, сбивший Ju-87, первую победу Хилл одержал еще над Дьеппом 19 августа 1942 г. Всего Хилл сбил на «Спитфайрах» семь самолетов противника – лучший результат в 31-й группе.

Удачным днем для летчиков группы стало 21 марта – 4,5 победы, две из них одержал первый лейтенант Мау- риц Лангберг из 307-й эскадрильи. 23 марта 1943 г. стало черным днем для люфтваффе: погиб один из лучших летчиков-истребителей Рейха Йоахим Мюнхеберг. В бою со «Спитфайрами» ВВС США Мюнхеберг сбил свой 135 самолет, после чего его самолет столкнулся в лобовой атаке со «Спитом» капитана Теодора Суитлэнда. Погибли оба летчика.

3 апреля 1943 г. – «Big Day» 2-й эскадрильи 52-й группы: 12 сбитых самолетов противника, по большей части «лаптежников». По две победы в тот день одержали штаб-сержант Джеймс Батлер, капитан Джодж Уильяме, первый лейтенант Джером Симпсон и первый лейтенант Джон Поуп, а капитан МакДоналд сбил сразу три Ju-87. 9 апреля свою первую победу одержал первый лейтенант Фред Охр (фамилия его пишется иногда Ohr, иногда Oh) из 2-й эскадрильи, всего до конца войны он сбил шесть самолетов противника (один на «Спитфайре», остальные на «Мустанге») и стал единственным американским асом корейцем по национальности.


С апреля 1943 г. 31-я истребительная группа стало получать "девятки"


Командир 31-й группы подполковник Фрэнк Хилл после высадки но Сицилии


Учебная "пятерка" из состава 15-й разведэскодрильи в Тунисе


К апрелю львиная доля снабжения группировки стран оси в Тунисе осуществлялась по воздуху. Через Средиземноморье по воздуху перемещались буквально караваны транспортных Ju- 52/3m, встречались даже гигантские шестимоторные Ме-323.

Командование союзников решило перерезать воздушную тропу. С 5 апреля авиация союзников начала проводить операцию «Флэкс». У пилотов она получила известность как «killng spree» – убойная вечеринка.

5 апреля и 10 апреля истребители союзников сбили 48 германских самолетов, главным образом транспортных, 11 апреля – 31 самолет, 18 апреля – 76! Всего над Средиземноморьем в рамках операции «Флэкс» было сбито порядка 400 транспортных самолетов люфтваффе, плюс толика итальянских и германских истребителей эскорта. Увы, пилотам американских «Спитфай- ров» поучаствовать в «вечеринке» практически не довелось, хотя все основания для такого участия у них имелись. Но к этому времени в обеих группах полным ходом шла замена «пятерок» на «Спитфайры» Mk.VIII и Mk.lX, обладавших достаточной дальностью полета для охоты над морем. Летчиков, первыми из «сухопутных» американских истребителей появившимися над Африкой, лишили заслуженной, как они считали, охоты. И все же: 20 апреля 1943 г. из Северной Африки на Сицилию перелетели самолеты II./JG- 51, на маршруте Bf 109 перехватили «Спитфайры» и сбили два немецких истребителя. В этот же день в бою над линией фронта в Тунисе со «Спитфай- рами» ВВС США погиб гауптман Вольфганг Тонне, но прежде он записал на свой счет 121-ю и 122-ю победу (в Северной Африке Тонне сбил 21 самолет). То были последние победы американских «Спитфайров» в небе Африки. 13 мая бои в Северной Африке завершились.

С февраля по май летчики 31-й группы выполнили 5301 боевой вылет, сбили 51 самолет противника достоверно, повредили 58, еще 13 побед засчитаны как вероятные. Собственные потери группы за отчетный период составили 29 «Спитфайров».

В конце мая 52-ю группу передали в Береговое командование Средиземноморского ТВД, находившееся в ведении RAF. Американские «Спитфайры» вновь оказались в составе британских ВВС. Летчики выполняли рутинные полеты на эскортирование морских конвоев и патрулирование.

31-я группа приняла участия в боях за остров Пантеллирия, продолжавшихся с 14 мая по 11 июня 1943 г. 9 июня отличились пилоты 308-й эскадрильи, сбившие восемь самолетов противника. По две победы записали на свой счет в тот день капитан Томас Флеминг и первый лейтенант Вальтер Оверенд. 10 июня на счет 31-й группы было занесено 12 побед в воздушных боях. 30 июня группа перебазировалась на остров Гоцо, что лежит чуть севернее Мальты – началась подготовка к высадке на Сицилию.

От Гоцо до Сицилии по прямой всего 100 км. Эскадрильи с ходу включились в боевую работу. 11 июля летчиками 31-й группы было сбито семь вражеских самолетов. На вооружении группы состояли в тот период «Спитфайры» трех модификаций – Mk.V, Mk.VIII и Mk.lX, лишь 308-я эскадрилья в августе была полностью перевооружена «Спитфайрами» Mk.VIII, в том числе и высотными вариантами HF.Mk.VIII. Нередко одни и те же летчики летали в один день на самолетах разных моделей. Так, капитан Карл Плэйн из 309-й эскадрильи утром 11 июля на «пятерке» повредил Do.217, а днем сбил Fw-190 уже но «восьмерке». 8 августа первую из своих шести побед на «Спитфайре» Mk.VIII одержал второй лейтенант Ричард Хард из 308-й эскадрильи.


Пилоты в ожидании сигнала "на взлет"


Некоторые "Спитфайры" сохранялись в американских частях до конца войны, как эта "восьмерка" с укороченным крылом из 308-й эскадрильи


Лучший американский ас на "Спитфайрах" Сильван Фелд из состава 4-й эскадрильи, имевший 9 побед


Американские "пятерки" снятые с вооружения


Сражение за Сицилию длилось недолго, 2 августа 31-я группа уже базировалась в Термини, всего в десятке километров от «континентальной» Италии. Капитан Ройал Бейкер из 308-й эскадрильи на «восьмерке» 11 августа сбил Fw-190. Позже Бейкер одержит на «Спитфайрах» еще две победы, «половинку» на «Тандерболте» и 13 побед на «Сейбре» в Корее. В 1968 – 1969 г. полковник Бэйкер выполнил 140 боевых вылетов во Вьетнаме. Генерал- лейтенант Бэйкер завершил свою военную карьеру в 1975 г.

В течение месяца после 11 августа пилоты «Спитфайров» вообще не одерживали побед в воздушных боях. Затем – «размочили», но бои велись редко, а победы бывали эпизодическими и единичными. Лишь 7 декабря пять пилотов 309-й эскадрильи сбили шесть самолетов люфтваффе.

Активность авиации с обеих сторон возросло в ходе высадки десанта у Анцио. Над Анцио 28 января отличился лейтенант Фрэнк Хэбирл из 307-й эскадрильи, одержавший три победы в один день. 22 февраля два самолета противника сбил второй лейтенант Лейланд Моланд из 308-й эскадрильи, на «Спитах» Молланд сбил четыре самолета противника и еще шесть на «Мустангах». В середине марта 1944 г. 31-я группа получила взамен «Спитфайров» первые «Мустанги».

Группа в тот период базировалась в Кастель-Волтурно, Италия. Последний боевой вылет на «Спитфайрах» летчики 31-й группы выполнили 29 марта 1944 г., а 16 апреля 52 истребителя 31-й группы эскортировали «летающие крепости» в налете на Плоешти. Все 52 истребителя были «мустангами», «Спитфайры» остались в истории. В июле «мустанги» 31-й группы принимали участие в знаменитых челночных рейдах, совершая посадки в Пирятине на Украине .

На Сицилию в конце июля – начале августа 1943 г. перебросили и 52-ю группу, но она теперь занималась не воздушными боями, а ударами по наземным целям. «Спитфайры» показали себя хорошими пикирующими бомбардировщиками. С ноября группа базировалась на Корсике. Первый боевой вылет на бомбежку Италии был выполнен с Корсики 28 декабря. Полеты на бомбардировки продолжались вплоть до перевооружения группы «Мустангами». В воздушные бои летчики группы вступали теперь эпизодически. Один такой бой имел место 23 января 1944 г. «Спитфайры» с подвешенными бомбами на встречном курсе сошлись с двухмоторными бомбардировщиками люфтваффе. Бомбы со «Спитфайров» немедленно полетели в море, после чего истребители устремились в атаку. В коротком воздушном бою по два бомбардировщика сбили второй лейтенант Майк Инсинияс и первый лейтенант Джеймс Бикфорд из 2-й эскадрильи, еще два пилота «Спитфайров» одержали по одной победе. Так же как и 31-я группа, в марте 1944 г. 52- я группа получила на вооружение «Мустанги».


"Спитфайры" 31-й труппы "встречают" первые поступившие в группу "Мустанги". 10 марта 1944 г.


"Спитфайр" в составе американского флота



Официально на «Спитфайрах» летчики 52-й истребительной группы примерно за 18 месяцев одержали в воздушных боях 164,3 победы, летчики Sift истребительной группы – 192 победы.

Завершить рассказ об американских «Спитфайрах» стоит цитатой из статьи историка Пола Людвига, опубликованной в двух номерах журнала «International Air Power Review»: «Большинство историков ВВС США практически игнорируют использование «Спитфайров» в годы Второй мировой войны, не смотря на их интенсивное использование на протяжении большего периода войны и огромный вклад в войну на тех ТВД, где они использовались».


Лучшие асы «Спитфайров» USAAF на Средиземноморье

– первый лейтенант Сильван Фильд, 4-я эскадрилья – 9 побед (сбит на Р- 47D зенитками над Францией 13 августа 1944 г.);

– подполковник Фрэнк Хилл, командир 31-й истребительной группы – 7 побед;

– лейтенант Дж. Д. Коллинсуорт, 307-я эскадрилья – 6 побед (ранен над Сицилией, после ранения не воевал);

– майор Вирджил Филдз, командир 307-й эскадрильи (с октября 1943 г.) – 6 побед (погиб над Анцио 6 февраля 1944 г.);

– первый лейтенант Ричард Хард, 308-я эскадрилья – 6 побед;

– майор Харрисон Тинг, командир 309-й эскадрильи, позже – 31 – 5 побед.


«Спитфайры» в ВМС США

Силы вторжения в Нормандию поддерживал артиллерийским огнем американский флот. Для корректировки артогня использовались самолеты корабельного базирования. На линкорах и тяжелых крейсерах ВМС США были «прописаны» гидросамолеты Кертисс «Сигал» и Воут «Кингфишер», имевшие небольшие скорости полета и, как следствие, уязвимые от атак истребителей противника. В преддверии высадки в Нормандии было решено заменить штатные корректировщики на тяжелых кораблях ВМС США, привлекаемых к участию в операции, чем-нибудь более скоростным и маневренным, например – «Спитфайрами». Самолеты временно «списали» на берег, а их экипажи начали переучиваться на «Спитфайры» Mk.V.

Специально для переучивания сформировали эскадрилью VCS-7, которая дислоцировалась на авиабазе RAF в Миддл-Уаллоп. В день «Д» летчики VCS- 7 выполняли боевые задания парами, всего они произвели 34 боевых вылета. Один «Спитфайр» был сбит, но летчик спасся. Полеты на корректировку артогня выполнялись с береговых аэродромов в течение четырех дней, 26 июня эскадрилью расформировали. Летчики вернулись к своим гидросамолетам и на свои корабли.

(Продолжение следует)


А. Пашков









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх