"Летающие легенды" в Монино

В этом году российским любителям овиоции повезло: День авиации, который отмечается во второе воскресенье августа, можно было отпраздновать сразу в двух местах – в Жуковском и в Монино. С одной стороны – хорошо. С другой стороны – проблема выбора: куда же все-таки пойти, а хочется увидеть все. Да и с погодой в эти выходные не все было ладно. Похолодало, а а субботу так вообще почти весь день небо было затянуто тучами и почти не переставая хлестал дождь. Тем не менее с уверенностью можно сказать, что праздник получился.


В подмосковном Монино, на территории Центрального музея ВВС РФ состоялось историческое авиашоу под названием «Летающие Легенды». Самое интересное, пожалуй, то, что зрители смогли увидеть не только экспонаты Музея ВВС, но и иностранные машины.

Первая эскадрилья таких самолетов времен Второй мировой войны стартовала из Европы 8 августа и перелетела в Россию в три этапа. Первый этап – старт с базовых аэродромов Бельгии, Германии, Австрии, Чехии и Швейцарии до первой дозаправки в Центральной и Восточной Европе. Второй этап (10 августа) – организованный прилет и сбор всех «европейцев» в Витебске (Белоруссия). И, наконец, 1 1 августа крылатые раритеты, уже с российскими штурманами на борту тремя группами по двум маршрутам перелетели на аэродром Чкаловский под Москвой.


Не без основания можно сказать, что «Митчелл» стал «звездой» «Летающих легенд»


Ан-2 изображал вражеский бомбардировщик.


…а Як-52 вели «воздушный бой»


«Юнкерс» пришлось вытаскивать на поле практически на руках


Чешский Zlin изображал немецкий Bf 109


Большинство из этих машин оказались в русском небе впервые за многие десятилетия. Откликнулись настоящие энтузиасты из частных коллекций «The Flying Bulls» (Австрия), «Vormezeele Collection» (Бельгия), «Meier Brothers» (Германия).

Прилет раритетов долгое время был под вопросом. Ретро-самолеты в мире практически на вес золота. Их восстановление, содержание и эксплуатация обходятся очень дорого. Безусловно, владельцы драгоценной техники до последнего момента колебались. Кроме того, нужно было иметь завидное мужество, чтобы решиться преодолеть тысячи километров на самолетах, не предназначенных для полетов на столь дальние дистанции. Крейсерская скорость некоторых машин составляет всего 1 20-160 км/час, а эшелон пилотирования 500-1500 метров. Поэтому многим пришлось сделать десяток посадок для дозаправки! Несмотря на то, что все самолеты поддерживаются в идеальном техническом состоянии и имеют современное навигационное оборудование, лететь они могут только в светлое время суток. Поэтому пилоты в полете доверяют только своим глазам и карте

Совершить исторический перелет иностранным экипажам помогала авиация сопровождения: вертолет-лидер Ми-8 и самолет-ретранслятор Ан-26 (для ведения устойчивой радиосвязи).

Самой представительной на авиашоу «Летающие легенды» стала команда компании «Флайнг Булле». Опытные пилоты, технические специалисты высочайшего уровня и неудержимая страсть к авиации, – вот, по мнению владельца уникальной коллекции Харальда Рейтера, основные слагаемые их успеха. Раймонд Ридман (Австрия) за штурвал самолета сел в 1 6 лет. С тех пор главное в его жизни – момент отрыва от земли. Он пилотировал двухмоторный бомбардировщик ВВС США В-25 «Митчелл». Стоит отметить, что 13 августа (невзирая на то, что число 13 пришлось еще и на пятницу) Ридман взял с собой в полет бывшего командующего Дальней авиации ВВС России Василия Решетникова. Главком остался доволен полетом, правда, посетовал, что управлять машиной тяжеловато. Оно и понятно – годы уже не те. Безусловно, именно В-25 можно считать «звездой» авиашоу.

Матиасс Долдерер (Германия) начал летать в 1 4 лет. Он продемонст- ) рировал зрителям самолет Т-28В «Троян».


«Митчелл» заруливает на стоянку


Его российский собрат из коллекции Музея ВВС


Летчики «Харварда» приветствуют зрителей


«Стирман» фирмы Боинг. Впервые такой учебно-тренировочный биплан поднялся в воздух в декабре 1933 г.


Фридерик Вормезиль (Бельгия) профессиональный пилот, инструктор, за плечами которого 5300 летных часов, выступал на американском Боинг «Стирман». Впервые такой учебно-тренировочный биплан поднялся в воздух в декабре 1 933 г.

Иозеф Тот (Чехия) 27 лет отслужил в Чехословацких вооруженных силах как летчик-испытатель, провел в воздухе в пилотской кабине 1 1 тысяч часов. На авиашоу прилетел на Як-11.

Великолепный пилотаж продемонстрировал летчик-испытатель Ханнис Арх (Швейцария) на спортивном самолете «Игл 540». Этот летчик даже отменил свое участие в двух европейских шоу, чтобы прилететь в Россию. Арх занимает первое место в национальном чемпионате, входит в национальную сборную по высшему пилотажу, в качестве летчика-испытателя входит в Лигу лучших пилотажников мира. Безусловно всем посетителям авиашоу запомнится его полет – длинный разгон с включенным дымогенератором, буквально в нескольких метрах над полосой, и уход свечой в высь, немыслимые кульбиты в воздухе под названием «абракадабра» и многое другое.

Российскую сторону на авиашоу «Летающие легенды» представили Як-52 и Ан-2, которые имитировали «вражеский налет на аэродром» и воздушный бой, Як-12, амфибия Ш-2, авиетка АИР-3. Самолеты противника выглядели еще беднее – единственный Ju 87, сделанный на Украине пришлось выкатить 13 августа на стоянку буквально на руках.


SV-4 летал в паре с американским «Стирманом»…


… а «Троян» сопровождал в полете В-25


Этот Як-11 прилетел из Чехии


Великолепный пилотаж продемонстрировал летчик-испытатель Ханнис Арх на спортивном самолете «Игл 540»


Зато наземная экспозиция российских ВВС выглядела превосходно. Организаторы выставки – Министерство Обороны РФ, международный благотворительный фонд «Победа 1945 года», ООО «Летающие Легенды» и ООО «Центр Выставочных Технологий» при поддержке правительства Московской области постарались на славу. Посетители как бы переносились на 60 лет назад и попадали на фронтовой аэродром времен Второй мировой войны. Здесь были и склады ГСМ и медпункт, и штаб, инженерные и оборонительные сооружения, включая зенитки, которые и отражали налет «вражеского бомбардировщика» холостыми зарядами. Грохот, правда, стоял самый настоящий. На полевом аэродроме расположились самолеты Ил-2, Ла-7, По-2, Ту-2, Пе-2, И-152.

Существенно обновилась и экспозиция самого музея ВВС. Почти все самолеты заново покрашены, отремонтированы, многие их них впервые за долгие годы «вышли погулять» из ангара на «свежий воздух».

В целом даже совсем неплохо, что события в Монино и в Жуковском проходили одновременно. Современные пилотажные группы смогли показать свое мастерство и там и тут, благо расстояние между этими подмосковными городами по меркам современной авиации совсем крохотное. Поэтому посетители «Летающих легенд» смогли увидеть в небе Монино «Стрижей» и «Русских Витязей», выступающих на истребителях Су-27 и МиГ-29. Кто-то из ветеранов даже посетовал: «Эх, нам бы в те далекие военные годы да такие машины… »

Такой праздник проводился в России впервые. До сих пор все авиашоу проходили с участием только современных машин. И крайне приятно, что зарубежные гости нашли возможность прилететь на этот праздник. Возможно, что и в России отношение к своей авиационной истории изменится. «Мы неправильно относились и не берегли самолеты прошлых лет. – сказал главком ВВС Владимир Михайлов. – Мы постараемся восстановить весь парк раритетных самолетов довоенных, послевоенных лет и времен Великой Отечественной войны».

Кстати, нынешняя выставка в Мо- нино, по сути дела, является репетицией гораздо более масштабного праздника, который планируется провести здесь же в следующем году в честь 60-летия Победы над фашизмом.

Фото автора


Монино 2004













Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх