52-й Гвардейский тяжелый бомбардировочный авиационный полк

Во исполнение Постановления ГКО СССР от 4 октября 1944 г. на аэродроме Манзовка Приморского края началось формирование 52-го гвардейского дальнебомбардировочного авиационного полка. Полк изначально формировался как гвардейский, поскольку должен был войти в состав гвардейского авиакорпуса отдельной гвардейской воздушно-десантной армии.

Основу полка составили 15 летных экипажей из 251-го ДБАП и пять экипажей из 53-го ДБАП 10-й воздушной армии Дальневосточного фронта. Формирование продолжилось уже в Европейской части Союза после перебазирования на расположенный на окраине Калинина (ныне Тверь) аэродром Мигалово. В Мигалово полк базировался с октября 1944 г. по июнь 1946 г. Здесь полк вошел в состав 21-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии. Гвардейское Боевое Знамя вручено 23 февраля 1945 г., годовой праздник установлен 12 декабря. В июне 1945 г. полк был передан в 45-ю Гомельскую тяжелую бомбардировочную авиационную дивизию. Экипажи полка готовились принять участие в августовском воздушном параде над Москвой – последний раз в истории должны были проплыть над столицей воздушные корабли ТБ-3.



ТБ-3РН во время подготовки к параду над Москвой в 1945 г.


В-25 в окраске Советских ВВС


Ту-16 с КСР-2


С 23 января 1946 г. полк переведен на штат мирного времени, а в августе его посетил с инспекцией заместитель Командующего Дальней Авиацией Герой Советского Союза генерал- полковник М.М. Громов.

Полк имел на вооружении летающий антиквариат – бомбардировщики ТБ-ЗРН. Приказом штаба 18-й воздушной армии были запрещены все полеты ТБ-3 в связи с окончанием срока эксплуатации самолетов. Практически сразу перед полком поставили новую задачу: «Приступить к переучиванию личного состава на новую мат. часть – самолеты В-25».

В-25 рассматривался как переходной тип по отношению к перспективному Ту-4. К 1 января 1948 г. полк в составе 24 экипажей полностью завершил программу переучивания на В-25. К этому времени летные экипажи отработали боевое применение бомбардировщиков днем в простых метеоусловиях во взаимодействии с истребителями. В 1948 г. половина экипажей летала днем в СМУ, а пять экипажей освоили ночные полеты в ПМУ. В этот период полк уже базировался на аэродроме Балюбасово (Оршанский район Витебской области).

Летом 1948 г. начался процесс перевооружения части бомбардировщиками Ту-4. В ожидании поступления советских В-29 «Митчеллы» были переданы в 22-ю бомбардировочную авиадивизию, а взамен из 203-го гвардейского полка поступили «Либерейторы». Официально процесс переучивания на «Либерейторы» и теоретического изучения Ту-4 начался 15 августа 1948 г. До конца года В-24 освоили 23 командира корабля. Десять летных экипажей с 8 ноября 1948 г. проходили переподготовку на Ту-4 в Казани на базе 890-го учебного авиаполка.

По состоянию на январь 1949 г. в полку имелось шесть самолетов В-24, один транспортный Ли-2 и один связной По-2. Первые два Ту-4 полк получил в марте 1949 г. В мае с завода прибыл еще один Ту-4, в июне – также один, в июле – пять, в сентябре – семь, в октябре – шесть. Кроме того, в июле из 22-й дивизии забрали назад пару «Митчеллов». До конца года полк в составе 21 экипажа был готов к выполнению боевых заданий днем в простых метеоусловиях на высотах порядка 6000 м. Четыре экипажа летали ночью. Полк принял участие в трех воздушных парадах над Москвой: 1 мая (один экипаж), на День Воздушного Флота (восемь экипажей) и 7 ноября (16 экипажей). За освоение новой техники командир полка гвардии полковник Трехин был награжден орденом Красной Звезды.

Личный состав, что называется, сходу начал осваивать Ту-4. Наибольший налет за 1949 г. пришелся именно на Ту-4 – 1253 ч. Для сравнения: на В-24 налетали в сумме 456 ч, на В-25 – 88 ч. А ведь реально летали на Ту-4 всего полгода! О высокой выучке летного и технического состава говорит отсутствие в полку серьезных поломок и летных происшествий. В полном объеме боевое применение Ту-4 днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, с больших и средних высот на полный радиус личный состав освоил в 1950 г. Своеобразным экзаменом стало выполнение спец. Задания Командующего Дальней Авиацией: дальний высотный групповой полет двух отрядов с целью поверки режимов работы винтомоторных групп самолетов и расхода ГСМ с максимальной полетной массой. Три экипажа выполнили еще одно специальное задание – высотный маршрутный полет ночью с входом в световое поле зенитных прожекторов. Два экипажа выполнили реальные сбросы специзделий на полигонах. Парадный расчет полка в составе 18 экипажей принял участие в традиционных трех воздушных парадах над Москвой.

С 1951 г. личный состав начал осваивать морские театры военных действий, учиться минным постановкам и бомбометанию по надводным целям. Полк уже традиционно принимал участие в воздушных парадах. В том же году изменилось место дислокации части – новым домом полка стали Мачулищи под Минском.

В ряде изданий, посвященных войне в Корее, нередко утверждается, что боевой опыт воздушных боев на Дальнем Востоке в строевых частей наших ВВС изучался мало или не изучался вообще. Несколько строк из Исторического формуляра 52-го ТБАП говорят скорее об обратном: «Проведено 12 воздушных боев с реактивными истребителями составом авиаполка на больших высотах». Сюжет очень сильно напоминает отражение налета американских В-29 на объекты Северной Кореи, нет?

Усложнение задач боевой подготовки не прошло безболезненно. В 1951 г. в полку имели место три вынужденных посадки Ту-4 и одна катастрофа. 8 августа 1951 г. экипаж старшего лейтенанта Казанцева вылетал на разведку погоды. В районе Павлово Посада Московской области самолет упал, все 1 1 членов экипажа погибли. Причину катастрофы установить не удалось.

1953 г. знаменовал собой отказ от тактики действий большими группами. Теперь основной упор был сделан на одиночные полеты и действия мелкими группами, не более эскадрильи.

В 1955 г. началось переучивания на Ту-16. Первые летные экипажи проходили переподготовку в Энгельсе под руководством инструкторов из 203-го гвардейского ТБАП. Самыми первыми освоили Ту-16 летчики майоры Кази- мирчук, Постернак и Борганинов. Три экипажа полка выполнили облет аэродромов истребительной авиации ПВО с целью ознакомления летного состава с новой техникой и выработки новых приемов воздушного боя реактивных истребителей с реактивными бомбардировщиками. До конца года полк в составе 15 экипажей завершил переучивание на Ту-16. Все 15 экипажей принимали участие в воздушных парадах над Москвой. Средний налет на Ту-1 6 составил 104 ч на экипаж.




Ту-22М2


Первые крупные учения после перевооружения на Ту-16 были проведены 9 июня 1956 г. на перелете с Чкаловской в Мачулищи. Отрабатывались действия тяжелого бомбардировочного авиаполка в составе дивизии совместно с самолетами-постановщиками помех по разрушению стартовых площадок запуска ракет типа «земля- земля» дальнего действия в условиях преодоления сильной ПВО, радио- и радиолокационных помех. Учение проходило совместно с истребительной авиацией Московского округа и Минским корпусом ПВО. Экипажи бомбардировщиков «отразили» 22 атаки истребителей.

На следующий год общественность Северной Пальмиры широко праздновала 250-летие города на Неве. Праздник проходил с 11 по 14 июля 1957 г. «на земле, в небесах и на море». Дальнюю Авиацию представляли 18 Ту-16 из 52-го полка. Многие гвардейцы были награждены юбилейными медалями.

В 1958 г. были проведены первые полеты в Арктике (летали три экипажа). Гвардии майор Базарный и заместитель командира 45-й ТБАД Герой Советского Союза гвардии полковник Алехнович впервые в мире выполнили посадку реактивного бомбардировщика на дрейфующую льдину (ледовый аэродром станции «Северный Полюс-6»). Два экипажа прошли подготовку в качестве заправляемых днем, четыре экипажа – в качестве заправщиков (также днем). Отныне на два десятка с хвостиком лет полеты в Арктику и на дозаправку стали почти рутиной. Полеты на сброс специзделий рутиной не назовешь: в сентябре 1961 г. экипаж гвардии подполковника Сальникова принимал участие в испытании термоядерного оружия на Новой Земле.

На свое нынешнее место дислокации, в Шайковку, 52-й гв. ТБАП перебазировался в июне 1959 г.

В марте 1961 г. полк из 22-й дивизии передали в 326-ю ТБАД. В феврале 1964 г. – очередное переподчинение, теперь полк включили в состав 56-й ТБАД.

Август 1962 г. был отмечен трагедией. 15 августа на выполнение воздушной стрельбы на полигоне ушла пара Ту-16. Ведущим был определен самолет командира отряда гвардии майора ВТ. Максимова, ведомым – Ту- 16 гвардии капитана М.Г. Каримова. Оба командира корабля – военные летчики 1-го класса, но Каримов не имел опыта полетов в плотном строю. Вопреки указаниям, майор Максимов перед полетом отдал указание подчиненному при возвращении с полигона идти ведущим. На обратном пути ведомый самолет (Максимова) «наехал» на самолет ведущего (Каримова). По словам очевидцев, самолеты сложились в воздухе. Оба экипажа погибли.

Необычные учения прошли в 1966 г. Проверялась возможность поддержки ядерным и обычным оружием высадившегося в глубоком тылу противника воздушного десанта. Полк принимал участие в маневрах в полном составе: 29 экипажей, 26 самолетов.

Полк долгое время был вооружен самолетами Ту-16 в варианте классического бомбардировщика. Теоретическое освоение системы К-16-11 началось в 1967 г. Первый практический пуск ракеты КСР-2 в истории полка выполнил в 1969 г. экипаж командира 52-го гв. ТБАП гвардии полковника Сабурова (штурман гвардии подполковник В.Ф. Рожков). На вооружении 1-й эскадрильи состояли Ту-16 с ракетами КСР-1 1, 2-й эскадрильи – Ту-1 6 с ракетами КСР-2, на вооружении 3-й – постановщики помех.

Помимо охоты за надводными целями, в 1970 г. полк начал осваивать поиск и уничтожение субмарин, используя целеуказание и наведение от самолетов ПЛО морской авиации. Продолжались полеты в Арктике. В 1971 г. 1 2 экипажей летало с тундровых аэродромов в Воркуте и Чекуровке. В 19721973 г.г. на вооружение двух первых эскадрилий поступил единый ракетный комплекс К-26 с ракетами КСР-5. На вооружении состояло 30 самолетов Ту-16 – 21 ракетоносец и девять постановщиков помех.

В феврале 1975 г. полк передали в 13-ю гвардейскую ТБАД 2-го отдельного бомбардировочного корпуса.



Ту-22МЗ



В конце 1981 г. началось теоретическое освоение самолетов Ту-22М2. На 1982 г. была поставлена задача переучить на Ту-22М2 1-ю эскадрилью, но к концу года на «Бэкфайрах» летал весь полк, причем 1 -я эскадрилья – днем и ночью. Первый полет на Ту-22М2 экипажем полка был выполнен 12 марта 1982 г., а в июне 1983 г. экипаж гвардии майора B.C. Румянцева произвел первый практический пуск ракеты Х-22.

Принято считать, что перебои с топливом в отечественных ВВС начались в 90-е годы, а до этого ВВС так «гудели»! В принципе – это так. Только в 90-е годы с топливом происходили вовсе не перебои, его просто не было. Перебои же начались еще в 1984 г. «Катастройка» началась все-таки не на ровном месте. Весь сентябрь и половину октября 1984 г. полк не летал по причине отсутствия керосина.

Первой войной для 52-го полка стал Афган. В составе 185-го ТБАП боевые вылеты по целям, расположенным в Афганистане, выполняли четыре гвардейских экипажа из Шайковки, экипажи капитана Примака, майора Червин- ского, старших лейтенантов Кулеша и Имальдинова.

В 1989-1994 гг. полк организационно входил в состав 43-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава Дальней Авиации. На базе полка проходили летную подготовку на должности командиров кораблей и эскадрилий слушатели ЦБП и ПЛС. В 1991 г. началось теоретическое переучивание личного состава на Ту-22МЗ. В 1992 г. полк освоил новый тип. Тогда же в Шайковке переучивались на «тройку» экипажи из 303-го ТБАП и 219-го ОДРАП. Последние Ту- 22М2 были сняты с вооружения полка в 1993 г.

В истории полка катастроф было не так много, по сравнению с другими полками. Тем не менее каждая катастрофа – трагедия. 14 февраля 1 989 г. проводились учения эскадрильи, в которых принимал участие экипаж гвардии капитана Г.В. Карпенко. Ту-22М2 поднялся в воздух в 18 ч 14 мин в составе группы из шести самолетов. Полет по маршруту до полигона прошел нормально. На обратном пути в 20 ч 50 мин находившийся на борту летчик-инструктор полковник В.И. Логунов по радио доложил об отказе бортового электропитания и запросил посадку на ближайшем аэродроме, а в 20 ч 55 мин самолет по данным РЛС ПВО перешел в резкое снижение по крутой траектории. В 20 ч 57 мин Ту-22М2 пропал с экранов радаров. Ту-22М2 упал в 36 км от г. Мариуполя.

О нехватке топлива речь уже шла выше. Перебои с керосином, имевшие место в 1984 г., показались через десять лет недоразумением, не более: в 1994 г. полк получил ГСМ 11% от потребного количества! Все-таки, не взирая на все организационно-бытовые сложности и минимальный налет на экипажи, в полку по-прежнему выполнялось 1-2 практических пуска ракет в год.


Ту-22МЗ 52-го гв. тбап


Эмблема 52-го полка


Эмблема 1-й эскадрильи


Командир 52-го гв. тбап гв. полковник Б. В. Середкин


Реорганизация Дальней Авиации привела к переподчинению полка в сентябре 1994 г. штабу 326-й Тарно- польской ордена Кутузова тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, а с мая 1 998 г. – штабу 22-й гвардейской Краснознаменной Донбасской ТБАД.

К концу трагического для ВВС нашей страны десятилетия ситуация с боевой подготовкой если не улучшилась, то хотя бы стабилизировалась. Стали выполняться достаточно сложные задания, к числу которых, несомненно, относится полет на разведку кораблей НАТО в акватории Черного моря (8 апреля 1997 г., экипаж гвардии подполковника Душевина).

В 1999 г. впервые после семилетнего перерыва были выполнены боевые стрельбы из бортовых пушек ракетоносцев снарядами с ИК ловушками и уголковыми отражателями, а в рамках учений «Запад-99» – три практических пуска ракет. Тогда же экипаж заместителя командира полка по летной подготовке гвардии подполковника Н.А. Бибикова произвел полет вдоль границ стран Балтии, Польши и Украины, вскрыв несколько десятков ранее не зафиксированных радиоизлучающих объектов. Два пуска ракет было произведено в 2000 г., в том числе один – по морской цели. С 3 по 18 февраля 2003 г. Военная инспекция МО РФ проводила проверку 22-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии. В ходе проверки экипажи 52-го ТБАП на "отлично" выполнили два практических пуска ракет и полигонное бомбометание.

По итогам 2003 г. 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный -авиаполк назван лучшим в 37-й ВА ВГК (СН), став обладателем переходящего приза в виде выполненного из хрусталя шлема древнерусского богатыря. В октябре личный состав полка будет отмечать круглую дату – 60 лет со дня формирования.

Командиры год вступления полка в должность

гв. подполковник А.А. Франков 1944 гв.

подполковник В.А. Климов 1947

гв. подполковник В.А. Трехин 1948

гв. подполковник А.В. Иванов* 1951

гв. подполковник К.И. Марусиченко* 1951

гв. подполковник И.П. Ивенин 1956

гв. подполковник А. С Кротов 1957

гв. подполковник В.П. Казанцев 1960

гв. подполковник А.Ф. Жихарев 1962

гв. подполковник Л. В. Гумников 1966

гв. подполковник Б.В. Сабуров 1967

гв. подполковник А.В. Туманов 1972

гв. подполковник Е.Ф. Кузнецов 1975

гв. подполковник В.Е. Капцевич 1977

гв. подполковник СИ. Ананьев 1980

гв. подполковник А.А. Волковинский 1986

гв. подполковник СВ. Кольцов

гв. полковник И.Ф. Коновалов 1994

гв. полковник А.П. Кореньков 1998

гв. полковник А.В. Блаженко 2000

гв. полковник Б.В. Середкин 2003

* Герои Советского Союза



Алексей ВУЛЬФОВ









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх