Пе-2 в иностранных ВВС

Пе-2, как самый современный советский бомбардировщик, поступивший на вооружение перед войной и для перевооружения наших ВВС, в отличие от СБ и ДБ-3 за границу ни в довоенный период, ни в годы войны не продавался. Поэтому первыми, кто получил эти самолеты, оказались немцы. В 1941 и 1942 гг. им удалось захватить по меньшей мере десяток Пе-2 в пригодном для ремонта состоянии.

Однако авторам этой статьи не удалось обнаружить никаких документов, свидетельствующих об эксплуатации "пешек" в "люфтваффе", или хотя бы о доскональных испытаниях этого самолета в Германии. Вместе с тем фотоснимки Пе-2 ранних серий с немецкими опознавательными знаками существуют. Германские ВВС никогда не отказывались от использования трофейной техники: в "люфтваффе" имелись чехословацкие, французские, голландские самолеты, применяли они и наши СБ, ДБ-3 и даже Р-5, о чем свидетельствуют материалы архивов.

Немцы, безусловно, изучали Пе-2, отрабатывали приемы борьбы с ними, но сами "пешки", по-видимому, не эксплуатировали. Вместо этого они продали их одному из тогдашних сателлитов рейха – Финляндии, остро нуждавшейся в пополнении своих ВВС. Финны купили у немцев шесть Пе-2 ранних серий. В Германии они прошли ремонт и переоборудование. На них поставили новые приборы, радиостанции и прочее оборудование в соответствии с немецкими стандартами. Например, отличительным внешним признаком переделанных машин стал новый прицел, установленный снаружи перед козырьком кабины.


Немцы осматривают подбитую машину


Финские летчики у Пе-2. Машина принадлежит к одной из самых ранних серий


Обслуживание финского Пе-2


Еще один самолет своеобразного "гибридного" варианта был захвачен после вынужденногй посадки финнами в Карелии в 1943 г. Эта машина представляла собой Пе-3бис, но с сохраненной задней кабиной (правда, без люковой установки). Однако трудно сказать, был ли он переделан в войсковой части или являлся промежуточным заводским вариантом. Финны восстановили самолет и также включили в состав своих ВВС.

Последний, восьмой, Пе-2, попавший в Финляндию, был куплен в Германии в 1944 г.. прошел капитальный ремонт и был аналогично переоборудован в Чехословакии на заводе "Лотов". Этот самолет Пе-2 с установкой ВУБ-1 выпустили где-то во второй половине 1943 г. Все финские Пе-2 свели в одну эскадрилью PLeLv 48. Они использовались и в Южной Карелии, и под Ленинградом, а также участвовали в противолодочном патрулировании на Балтике. В Финляндии "пешки" служили до 1946 г.

Лишь в 1944 г., когда советская авиация полностью завоевала превосходство в воздухе, удалось выделить современные бомбардировщики для вооружения формировавшихся в СССР соединений возрождающихся ВВС стран Восточной Европы. Наиболее крупные поставки осуществлялись польским ВВС. В 1944 г. в районе г. Харькова начал формироваться 1-й польский смешанный авиакорпус, в который входила бомбардировочная дивизия на Пе-2.

Она состояла из трех полков – 3-го, 4-го и 5-го. Правда, в польской армии, действовавшей на территории СССР, своих авиационных специалистов не хватало, и значительная часть летного состава и почти весь технический персонал были взяты из советских полков, на базе которых они формировались. В марте-апреле 1945 г. еще не до конца подготовленная дивизия, имевшая в строю 99 Пе-2, была переброшена в Польшу, где продолжила обучение. Боеготовности она достигла лишь в конце мая, поэтому в боевых операциях не участвовала.


Один из Пе-2 финских ВВС


Обслуживание пикировщиков польских ВВС, 1946 г.


На 1 мая 1945 г. в строю польских ВВС числилось 107 Пе-2 и УПе-2. Из них91 самолет в 1-й бомбардировочной дивизии, 12 -в авиашколе в Деблине, 2 в 15-м запасном полку; еще две машины находились в распоряжении командования корпуса и ВВС. Поставки продолжались до сентября 1945 г. Всего Советский Союз передал Польше 113 боевых Пе-2 и 11 УПе-2. Это были самолеты выпуска 1944-1945 гг. различных серий (от 308-й до 442-й), а УПе-2 – с 354-й по 470-ю, по две-три машины из каждой серии.

Во второй половине 1945 г. польские ВВС подверглись реорганизации. 4-й и 5-й полки расформировали, 3-й переименовали в 7-й отдельный полк пикирующих бомбардировщиков. Часть самолетов в связи с этим законсервировали. На 1 июля 1947 г. эксплуатировались только 49 Пе-2 и 9 УПе-2. 28 октября 1948 г. возродилась польская морская авиация в виде отдельной эскадры авиации ВМФ. В нее входило разведывательно-бомбардировочное звено на Пе-2 (3 самолета). Пе-2, переданные из состава ВВС, были уже порядком изношены, и пикировать на них не разрешали, а использовали их в основном как разведчики.

В 1950-1951 гг. в Польшу начали поступать Ту-2, частично вытеснившие устаревшие бомбардировщики Петляко- ва, однако Пе-2 фактически дослужили до появления первых Ил-28. В учебных подразделениях УПе-2 вместе с УТБ (на базе Ту-2) эксплуатировались и во второй половине 50-х годов. Некоторые Пе-2 в начале этого десятилетия применялись для буксировки мишеней для воздушной стрельбы, аэрофотосъемки и других вспомогательных целей. Один разоруженный самолет превратили в летающий стенд для испытания реактивных двигателей. Двигатель монтировался над "спиной" самолета на громоздкой ферме из труб.

Схожая судьба была и у чехословацких Пе-2. В январе 1945 г. на территории СССР начала формироваться 1-я чехословацкая смешанная авиадивизия. Согласно договору о безвозмездной передаче вооружения и боевой техники для укомплектования входившего в эту дивизию по штату бомбардировочного полка Советский Союз выделил 32 Пе-2. В мае 1946 г. советские экипажи перегнали в Прагу 30 Пе-2 и 2 УПе-2. С 20 июня по 1 августа наши инструкторы обучили чехословацких летчиков. В июле 1947 г. полк, получивший около 20 Пе-2, перебросили в Словакию. Остальные Пе-2 законсервировали. Наряду с Пе-2 и УПе-2 в полку эксплуатировались С-ЗА – чехословацкие копии немецких учебно-транспортных самолетов Зибель Si 204D. В 1947 г. машины Петлякова получили обозначение по стандартам чехословацких ВВС: В-32 – боевые и СВ-32 – учебные. Двух учебных самолетов не хватало, и еще с нескольких Пе-2 сняли стрелковое вооружение и бомбодержатели.


Строй машин одного из польских бомбардировочных полков


Пе-2 в Музее Войска Польского в Варшаве


Очень остро стояла проблема с запчастями – Пе-2 давно сняли с производства. Детали и агрегаты, включая двигатели, снимали с законсервированных бомбардировщиков. В авиамастерских в г. Малешице начали вести капитальный ремонт моторов М-105ПФ, а на заводе "Летов" ремонтировали планеры. Там же, на "Летове", по образцу УПе-2 переделали несколько В-32 в СВ-32; эти машины передали в полк.

В Чехословакии разработали несколько оригинальных проектов переделки Пе-2 применительно к специфике эксплуатации в этой стране. От периода немецкой оккупации на складах осталось немало авиационного оборудования, вооружения и боеприпасов. Имелось и отлаженное их производство, организованное немцами для нужд "люфтваффе".

В 1949 г. коллектив под руководством инженера Матунера предложил проект переделки Пе-2 под перевернутые V- образные моторы жидкостного охлаждения М-211 (немецкие Jumo 21 IF) с винтами VS-11. Предполагалось также, что установка этих двигателей, имевшихся в большом количестве, поможет продлить "летную жизнь" Пе-2. Монтировать их должен был "Летов". Однако от реализации этого плана отказались.

Аналогичная судьба ожидала проект перевооружения Пе-2. В носовой части собирались поставить два 13-мм пулемета 131/13N (немецкие MG131), а в остальных точках – трофейные пулеметы калибра 7,92 мм. Советские бомбодержатели планировалось заменить немецкими ETC под бомбы калибров 70 кг и 250 кг. Но переделали только один самолет в качестве образца. А вот радиооборудование меняли часто. Практически на всех В-32 и СВ-32 стояли радиостанции LR-16ZY (немецкие FuG 16ZY), автоответчики "свой-чужой" LR-25a (FuG 25а), немецкие радиополукомпасы. Последние полеты В-32 и СВ-32 совершили в феврале 1951 г. После получения Ил-28 поршневые бомбардировщики пошли на слом. Лишь два СВ-32 несколько лет сохранялись в авиаучилищах как нелетающие учебные пособия.

Примерно такая же судьба была и у Пе-2, поставленных в Болгарию. Они прибыли туда после войны для замены состоявших до этого на вооружении болгарской авиации бомбардировщиков немецких типов.

В отличие от Польши и Чехословакии никаких существенных переделок болгарские Пе-2 не претерпели. После войны "пешки" передавались также Югославии и Китаю.


Тактико-технические данные самолетов семейства Пе-2/Пе-3

Выпуск самолетов Пе-2 и Пе-3 (по данным Г.В. Костырченко)








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх