|
||||
|
Разведчики В начале войны советская разведывательная авиация имела на вооружении, главным образом, устаревшие самолеты СБ, Р-5, P-Z, а также оказавшиеся малоудачными Як-2 и Як-4. К началу августа 1941 г. свыше 80% самолетов-разведчиков были потеряны в боях, а остальные не могли успешно действовать в условиях господства в воздухе немецких истребителей. Между тем, командование Красной Армии остро нуждалось в информации о том, что происходило по ту сторону фронта. В качестве наиболее предпочтительного кандидата на роль воздушного разведчика Пе-2 в то время оказался вне конкуренции: он имел достаточно высокую скорость, мог нести необходимое фотооборудование, был относительно неплохо вооружен и живуч. Дополнительным достоинством считалось наличие трех членов экипажа, из которых двое могли вести визуальную разведку в ходе всего полета. На первых порах в качестве разведчика использовался серийный бомбардировщик, оборудованный штатным фотоаппаратом АФА-Б. С августа 1941 г. параллельно с бомбардировщиками на заводе № 22 был запущен в серию специальный разведывательный вариант, именовавшийся "Пе-2-разведчик". Среднемесячный темп выпуска таких машин в годы войны составлял 15-20 единиц, т.е. 7-10 % от общего числа построенных. Обычно разведчиками являлись головные самолеты серии, которым уделялось особое внимание. Разведывательные Пе-2 делались на базе разных серий и поэтому имели их многие характерные признаки: различное вооружение, аэродинамические улучшения, тип моторов и так далее. Но были у них и общие черты. На разведчиках заводского изготовления (переоборудование бомбардировщиков в разведчики производилось и непосредственно в частях, но там оно обычно сводилось к установке дополнительных фотоаппаратов) отсутствовали тормозные решетки, на них в основном ставили моторы М- 105РА, отделка самолетов была более тщательной, иногда полировали крыло до 1/3 хорды. Летные данные таких машин были несколько выше, чем у обычных бомбардировщиков той же серии, а порой даже превышали показатели опытных самолетов. Однако в периоды, когда снабжение завода № 22 листовым алюминием и профилями ухудшалось, скорость "пешек"-разведчиков падала до "неприличной" величины. Так, в ноябре 1942 г. в НИИ ВВС проходил испытания очередной Пе-2 (заводской № 5/129) в варианте разведчика, который даже без наружных подвесок сумел разогнаться только до 492 км/ч на расчетной высоте 4700 м. Разведчики, как правило, имели увеличенный запас горючего, например, за счет дополнительного бака в бомбоотсеке, но чаще применяли подвесные сбрасываемые баки. Два сигарообразных бака подвешивались на замках подфюзе- ляжных бомбодержателей. Изготовлялись баки из обработанного особым образом и застывшего раствора сульфатной крафт-целлюлозы, промазанного казеиновым клеем. Фактически они были бумажными. Для жесткости внутри бака устанавливались фанерные перегородки-шпангоуты с вырезами. В такой бак можно было залить 335 л бензина, но обычно заливали не более 290 л. Самолет с подвесными баками мог выполнять те же маневры, что и обычный, за исключением пикирования, при котором баки могли помяться или даже совсем оторваться. Подвеска баков снижала максимальную скорость горизонтального полета на 30…35 км/час, а потолок на 300…400 м, при этом удлинялся разбег и ухудшалась скороподъемность, зато радиус действия увеличивался с 450 км до 625…650 км. После использования баки сбрасывались. Разведчики с подвесными баками выпускались с августа 1942 г., когда по постановлению ГКО переоборудовали 30 Пе-2 и Пе-3. В дальнейшем промышленность обязывалась сдавать ежемесячно 50 Пе-2 и 10 Пе-3 в подобном исполнении. Спецоборудование разведчика несколько отличалось от оборудования бомбардировщика Пе-2. В первую очередь надо сказать об автомате курса АК -1 – гироскопическом приборе, стабилизирующем самолет относительно вертикальной оси путем воздействия на руль поворота. АК-1 обеспечивал выдерживание курса с точностью 1-2°, разгружая внимание пилота. Автомат мог также производить заданные развороты, для чего у летчика и штурмана имелись специальные органы управления (краны пневмосистемы). АК-1 стоял под сиденьем пилота и имел связь с тягами руля. Разведчики имели также перекомпонованную (в связи с установкой АК-1) приборную доску и небольшие изменения в электрооборудовании. Автомат пикирования снимали. В конце 1941 г.-начале 1942 г. только на разведчиках ставили радиополукомпас РПК-2. Иногда на фронте усовершенствовали радиооборудование, обеспечивая через СПУ всем членам экипажа радиотелефонную связь с командным пунктом для оперативной передачи информации. Пе-2 из 140-го бап, Эстония, 1944 г. Установка на разведчик фотоаппарата АФА-1. Видно, что створки бомбоотсека нестандартные – выпуклые Самолет из 164-го гв. орап с подвесными бензобаками на наружных бомбодержателях Но, конечно, главным отличием разведчика было хорошее оснащение фотоаппаратурой. На первых порах кроме обычной для бомбардировщика камеры АФА-Б в кабине стрелка-радиста на разведывательных Пе-2, как правило, монтировались два больших плановых аппарата АФА-1 в бомбоотсеке. Они имели два типа объективов – с фокусными расстояниями 30 и 50 см. На самолете могли стоять два одинаковых или два различных аппарата. При установке АФА-1 створки бомбоотсека заменялись новыми, более выпуклыми и имеющими вырезы для объективов. Управлял работой АФА-1 штурман. Вместо АФА-Б можно было поставить специальную фотокамеру для ночной съемки НАФА- 19. Затвор аппарата срабатывал по сигналу фотоэлемента, находившегося за прозрачным лючком в задней части самолета и фиксировавшего вспышку осветительной бомбы ФОТАБ. При ночной съемке на Пе-2 подвешивали 6-8 фотобомб ФОТАБ-50-35. Кроме того, у радиста имелся ручной фотоаппарат АФА-27Т-1 для перспективной съемки через остекление кабины. В походном положении он лежал в специальном ящике на левом борту. С 1942 г. в строевые части стали поступать аппараты АФА-ЗС или американские камеры, получаемые по ленд-лизу. С целью увеличения площади фотографируемой за один заход местности иногда прибегали к установке сдвоенных камер. Делали и оригинальные установки, например, качающиеся, вдвое увеличивавшие ширину снимаемой полосы местности. Специальный обтекатель, прикрывающий объектив, позволил смонтировать на "пешке" громоздкую камеру АФА-33 с фокусным расстоянием 1 м. В 72-м орап для съемок Берлина подготовили специальный Пе-2 с местом для четвертого члена экипажа и четырьмя дополнительными аппаратами. Снимки, сделанные с него 7 апреля 1945 г. ВА Теминым, обошли газеты всего мира. Оборудованный фототехникой вариант имелся и у истребителя Пе 3 (иногда его называли Пе-3Р или Пе-3Ф). Следует отметить, что экипажи разведывательной авиации отдавали предпочтение именно Пе-3, имевшему несколько больший радиус действия и вооруженному пушкой. На этой машине фотоаппараты размещались не в бомбоотсеке (занятом дополнительным бензобаком), а в хвостовой части фюзеляжа. Одной из первых получила на вооружение разведывательные Пе-2 созданная в июле 1941 г. 38-я разведэскадри- лья ВВС Западного фронта. Осенью 1941 г. "пешками" оснастили 2-й и частично 1-й апр (авиационный полк разведчиков) Главного командования КА, а также 7 отдельных разведывательных эскадрилий. В 1942 г. каждая воздушная армия получила по разведэскадрилье; большинство из них развернулись в отдельные разведывательные авиаполки (орап) в конце года. Ставка ВГК начиная с апреля 1942 г. обеспечивалась разведывательной информацией, поступавшей от трех специализированных полков (иногда их называли "дивизией разведчиков ВГК", хотя все полки считались отдельными). В конце 1944 г. таких полков стало четыре. В разное время "пешки" составляли от 50 до 90 % их самолетного парка и являли собой, фактически, становой хребет разведывательной авиации в той же мере, в какой бомбардировщики Пе-2 были основой фронтовой бомбардировочной авиации. Пе-2Р на базе серии 110 Учебно-тренировочный УПе-2 одной из последних серий Среди летавших на этих машинах можно назвать гвардейские части – 47-й, 48- й, 98-й и 99 й орап. Почти все остальные либо стали краснознаменными, либо получили почетные наименования. Широкую известность и уважение заслужили в годы войны авиаторы 118-го и 15-го гвардейского полков авиации ВМФ. Роль разведывательных авиационных частей в проведении различных операций Красной Армии очень велика. Например, перед началом контрнаступления под Сталинградом авиационная фоторазведка сумела подготовить и размножить подробнейшую фотосхему расположения войск противника, на которой были нанесены несколько тысяч объектов – пулеметных точек, дотов и дзотов, минометных и артиллерийских позиций, танков в окопах и пр. Только один экипаж майора П. Гаврилова из 99-го гв. орап за 10 дней до начала Курской битвы за 20 вылетов отснял площадь в 625 км2 . В целом Пе-2 как разведчик показал высокую эффективность и живучесть. Например, в 3-й воздушной армии в 1943 г. один разведчик теряли на 82,5 самолета-вылета, что является достаточно неплохим показателем. Причем их основным противником были немецкие истребители, поскольку огонь зенитной артиллерии был почти не опасен для одиночного самолета, свободного в маневре. Разведчики, как правило, старались уклониться от боя с истребителями противника. В большинстве случаев применяя оружие и маневр, Пе-2 уходил от перехвата одиночным "мессершмиттом" или "фокке-вульфом", но если его атаковали несколько врагов, шансы на спасение были невелики. В связи с этим из строевых частей поступали предложения, направленные на повышение живучести и обороноспособности, особенно важных для действующего в одиночку разведывательного самолета, такие, как усовершенствование системы нейтрального газа, установка прозрачной брони в стрелковой точке штурмана, замена левого ШКАСа на второй УБК и так далее. Пе-2 поздних серий в варианте разведчика имел и такой недостаток, как слишком малая площадь остекления снизу. В донесениях из полков отмечались также чисто производственные дефекты фотоаппаратуры, подгонки отдельных частей и т. п. Так, в уже упоминавшейся 3-й воздушной армии жаловались, что АФА-1 выступают за створки бомбоотсека, создавая дополнительное сопротивление. Тем не менее, никаких кардинальных изменений в разведывательном варианте Пе-2 не внедрили, ограничившись внесением тех же усовершенствований, что и на шедших параллельно по конвейеру бомбардировщиках. Начиная с 1943 г. в разведывательных полках увеличилось количество американских А-20 и В-25, имевших более мощное вооружение, а затем появились и отечественные Ту-2, превосходившие Пе-2 и в обороноспособности, и в летных данных. Разведывательные Пе-2 состояли на вооружении наших ВВС до того же времени, что и бомбардировщики. После войны их быстро вытеснили более совершенные Ту-2Р |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|